Jump to content

Александр Пятигорский

(Перенаправлено от Александра Пятигорского )

Alexander Moiseyevich Piatigorsky
Александр Моисеевич Пятигорский
Александр Пятигорский в 2009 году
Рожденный ( 1929-01-30 ) 30 января 1929 г.
Умер 25 октября 2009 г. (25 октября 2009 г.) (80 лет)
Лондон , Англия
Эра Современный
Школа Аналитический
Основные интересы
Южноазиатская философия и культура, семиотика

Alexander Moiseyevich Piatigorsky ( Russian : Алекса́ндр Моисе́евич Пятиго́рский ; 30 January 1929 – 25 October 2009) was a Soviet dissident, [ 1 ] Русский философ , индийский философ и культуролог, историк, филолог, семиотик , писатель. Хорошо сведущий в изучении языка, он знал санскрит , тамильский , пали , тибетский , немецкий, русский, французский, итальянский и английский языки. В некрологе, опубликованном в англоязычной газете The Guardian , он был назван «человеком, которого многие считали одним из наиболее значительных мыслителей того времени и величайшим философом России». [ 2 ] На российских телеканалах его оплакивали как «величайшего русского философа». [ 3 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Пятигорский родился в Москве. Его отец Моше, инженер и преподаватель Сталинского металлургического техникума, с началом Великой Отечественной войны был направлен на оружейный завод на Урал (город Нижний Тагил ), где занял должность главного инженера по оружейному производству. . Александр работал на заводе во время войны. Будучи плохим учеником по математике, химии и физике, Александра дважды исключали из школы. [ 4 ] но в это время он из чистого любопытства выучил латынь и некоторые другие языки. Он был заядлым читателем и читал практически все, что попадалось под руку.

Учеба и работа в СССР.

[ редактировать ]

В Московском государственном университете он изучал философию, которую окончил в 1951 году. Он переехал в Сталинград , где преподавал историю в средней школе, а затем вернулся в Москву, чтобы поступить в Институт востоковедения в качестве «специалиста по тамильским языкам и индуистике ». [ 5 ] В 1960 году он составил первый русско-тамильский словарь. В 1963 году под влиянием Юрия Лотмана , работавшего в Тартуском университете и другими участвовал , он вместе с Лотманом, Вячеславом Ивановым , Владимиром Топоровым в создании Тарту-Московской семиотической школы . Школа разработала теоретические основы и номенклатуру нового семиотического подхода к изучению общества, сознания и культуры. [ 6 ]

В 1964 году друг Пятигорского, поэт Иосиф Бродский , был приговорен к пятилетней ссылке. В следующем году в поддержку писателей Юлия Даниила и Андрея Синявского Пятигорский с другими российскими интеллектуалами:

«...подписал письмо, в котором выразил сожаление по поводу нарушения прав писателей, а затем принял участие в первой правозащитной демонстрации на Пушкинской площади». [ 2 ]

Его исследования и теоретические наблюдения о роли мышления и философии в древней южноазиатской культуре и обществе были восприняты некоторыми с подозрением как тонкий косвенный способ нападок на советскую систему. Зная, что они являются вероятными объектами наблюдения КГБ, он и его коллеги-индологи собирались в комнате Московского института востоковедения , где вступали в «пламенные дебаты... на санскрите». [ 2 ] В 1968 году его исключили из Института Востока.

Пятигорский продолжал читать лекции в Московском университете. Он продолжил свои индологические исследования, все больше занимаясь буддийской мыслью, и продолжил более общую работу по метатеории сознания, психологии, семиотике и философии в целом, сотрудничая при этом с различными русскими философами и мыслителями, не относящимися к индологии. Главным среди них был его близкий друг, философ Мераб Мамардашвили . Под влиянием немецкого идеализма Мамардашвили был заместителем редактора ведущего журнала «Вопросы философии», а также основным представителем так называемой «Московской методологической школы». В семинарах Московской школы приняли участие: Александр Зиновьев , Эвальд Ильенков , Георгий Щедровицкий , Борис Грушин , Лефевр и другие. Некоторые считают, что Школа является источником наиболее важных достижений в философии в послевоенный период, конкурируя со всем, что было сделано в западной аналитической традиции. [ 7 ] Школа остается практически неизвестной на Западе, поскольку ее члены были вынуждены действовать за «железным занавесом» в условиях резкого снижения оперативной видимости и репрессий в советском стиле. Одним из его друзей был также индолог и теоретик культуры Давид Зильберман, который в 1968–1972 годах был аспирантом, работавшим под руководством проф. Юрий Левада. Вместе они обсуждали проблемы развития сознания. После миграции они оба сохранили дружбу и научное сотрудничество до самой смерти Зильбермана в июле 1977 года. Книга Пятигорского « Мышление и наблюдение», изданная в Риге в 2002 году, была посвящена Давиду Зильберману и содержала открытое признание Влияние Зильбермана на мысль автора.

В 1972 году буддийский учитель Пятигорского Дандарон был арестован советскими властями. Несколько учеников Дандарона были заключены в тюрьму. Дандарона отправили в советский трудовой лагерь, где он и погиб в 1974 году. [ 8 ] В тот же период Мамардашвили и Пятигорский в соавторстве написали: «Символ и сознание: метафизическая дискуссия о сознании, символизме и языке» Иерусалим (1982), на русском языке. Этот абстрактный и сложный текст, сочетающий в себе западные и восточные термины, некоторые считают самым значительным философским произведением, написанным на русском языке. [ 2 ] Текст:

«... исследует теорию сознания и представляет собой своего рода философский разговор между [Мамардашвили и Пятигорским] с соответствующих точек зрения феноменологии Эдмунда Гуссерля и буддийской школы Виджнанавады». [ 2 ]

Рукопись, написанная за два года до отъезда Пятигорского из Советского Союза в Великобританию в 1974 году, была тайно вывезена из страны британско-чешским социальным философом Эрнестом Геллнером . Стоит отметить, что текст был написан в условиях ухудшающейся ситуации возобновления политических репрессий против русской интеллигенции со стороны советского государства. «Ужесточение ограничений» последовало за кратким периодом ослабления советского контроля над интеллектуальной деятельностью, которое произошло с середины 1960-х до начала 1970-х годов. [ 9 ]

Покидая Советский Союз и карьера в SOAS, Лондонский университет

[ редактировать ]

Покинув Советский Союз в 1974 году и отправившись в Израиль, Пятигорский направился в Оксфордский университет, куда его пригласили прочитать несколько лекций. Но первые годы пребывания в Лондоне были тяжелыми для его семьи (на момент отъезда у него было несколько детей и беременная жена). Он приехал в Лондон летом и не имел нормальной работы, зарабатывал всего 6,5 фунтов в день. Он принял несколько приглашений читать лекции, но решил остаться в Лондоне. [ 4 ] В Оксфорде он быстро познакомился с Исайей Берлином и Лешеком Колаковским . Он присоединился к коллективу Школы восточных и африканских исследований в Лондонского университета качестве лектора в 1975 году с похвалой Берлина, который, как сообщается, однажды сказал: «Пятигорский просто гений!» [ 2 ] [ 3 ] Примечательно, что Пятигорский не считал себя диссидентом, он уехал из Советского Союза только потому, что ему было скучно, он чувствовал, что там чего-то не хватает.

Во время работы в SOAS Пятигорский написал множество журнальных статей, а также введения и главы к книгам в различных научных областях. Он написал несколько крупных научных работ, в том числе: «Буддийская философия мысли» (1984), «Мифологические размышления» (1993) и «Кто боится масонов?» (1997). Работа о масонстве стала бестселлером по социологии и философии религиозной веры. В 1991 году он был назначен профессором древней истории Южной Азии, с этой должности он ушел в отставку в 2001 году в звании почетного профессора.

В течение последних двух десятилетий своей жизни Пятигорский написал ряд философских романов на русском языке, один из которых принес ему премию Андрея Белого в 2000 году. Его первый роман, «Философия маленькой улицы» , был опубликован в Москве в 1994 году. Книга был хорошо принят, что еще больше укрепило его репутацию в российских интеллектуальных кругах и поставило его на передний план общественного сознания. За ними последовали «Помните странного человека» (1999) и «Древний человек в городе» (2001). Как романист он присоединяется к избранной компании тех немногих философов, которым успешно удалось проникнуть в мир литературы, в том числе Жан-Поля Сартра , Альбера Камю , Умберто Эко и Александра Зиновьева . Он также успешно перешел в мир кино. Он стал героем документального фильма Улдиса Тиронса «Сбежавший философ» (2005) о жизни философа, а также сыграл «роль индийского купца в фильме своего друга Отара Иоселиани «Охота на бабочек». [ 5 ]

Пятигорский не любил традиционный академический жаргон и большую часть своей жизни придерживался принципа, согласно которому ученые должны публиковать как можно меньше, поскольку публикации прерывают мышление. Стиль его лекций был живым и самобытным: он умел весьма эффектно говорить о самых заумных и трудных понятиях. Ходя туда-сюда и куря, когда это еще было разрешено, он иногда останавливался, чтобы понаблюдать за горящей сигаретой, делая паузу, прежде чем перейти к следующему пункту. Никогда не было известно, что он сверялся с конспектами. Он был женат четыре раза и имел пятерых детей; Галя, Макс, Илья, Вероника и Анна. Он внезапно скончался 25 октября 2009 года.

Работает

[ редактировать ]
  • Пятигорский А. М., Рудин С. Тамильско-русский словарь . – М. , 1960 (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии . – М., 1962 (In Russian)
  • А. Пятигорский, Д. Зильберман. Возникновение семиотики в Индии (1976).
  • Пятигорский А. М., Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке . – Иерусалим , 1982 (reprinted М., 1997) (In Russian)
  • А. Пятигорский Буддийские исследования: древнее и современное (1983).
  • А. Пятигорский Буддийская философия мысли . – Тотова , Нью-Джерси , 1984 г.
  • А. Пятигорский Мифологические рассуждения . – Л. , 1993 г.
  • Пятигорский А. М. Избранные труды . – М., 1996 (In Russian)
  • А. Пятигорский Кто боится масонов? Феномен масонства . – Л., 1997 г.
  • А. Пятигорский «Бхагават Гита» (издания «Элемент классика мировой духовности» (1997)
  • Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение ( Рига , 2002) (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Избранные труды . – М.: 2005 (In Russian)

Художественная литература и эссе

[ редактировать ]
  • Пятигорский А. М. Философия одного переулка (London, 1989, М., 1994) (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Вспомнишь странного человека (М., 1999) (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Рассказы и сны . (М., 2001) (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Древний человек в городе (М., 2001) (In Russian)
  • Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор (М., 2004) (In Russian)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Черняев, Анатолий (декабрь 2014 г.). «Преемственность и преемственность в современной русской философии». Исследования восточноевропейской мысли . 66 (3): 263–276. дои : 10.1007/s11212-014-9213-2 . S2CID   143554391 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Парфитт, Тюдор (5 января 2010 г.). «Некролог Александра Пятигорского» . Хранитель .
  3. ^ Перейти обратно: а б [1] Новости онлайн-сообщества выпускников Школы восточных и африканских исследований (SOAS). Что нового. «Вспоминая «величайшего русского философа»», декабрь 2009 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Майя, Пешкова. "Интервью / Майя Пешкова" . Эхо Москвы (in Russian) . Retrieved 23 March 2018 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Times on Line, «Александр Пятигорский: русский эмигрант, писатель и философ», From the Times, 21 декабря 2009 г.
  6. ^ Пятигорский, Александр. «Слово о философии Владимира Набокова», Континент 4: Современные русские писатели , под редакцией Джорджа Бейли, Avon, Нью-Йорк, Нью-Йорк. п. 257.
  7. ^ Зильберман, Дэвид. Б. Московская методологическая школа , незаконченная неопубликованная монография, Бостон, 1977, 676 стр. Архив Дэвида Зильбермана, Мемориальная библиотека Мугара, Бостонский университет, специальные коллекции.
  8. ^ Пятигорский, Александр. «Отъезд Дандарона», Континент 3: Современные русские писатели под ред. Джордж Бэйли, Нью-Йорк, 1978 год.
  9. ^ Зильберман, Дэвид Б. «Постсоциологическое общество», Исследования советской мысли , 1979.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b688187232473c8f211067cd8fc94e84__1698580740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/84/b688187232473c8f211067cd8fc94e84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Piatigorsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)