Александр Пятигорский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2010 г. ) |
Alexander Moiseyevich Piatigorsky | |
---|---|
Александр Моисеевич Пятигорский | |
![]() Александр Пятигорский в 2009 году | |
Рожденный | |
Умер | 25 октября 2009 г. Лондон , Англия | (80 лет)
Эра | Современный |
Школа | Аналитический |
Основные интересы | Южноазиатская философия и культура, семиотика |
Alexander Moiseyevich Piatigorsky ( Russian : Алекса́ндр Моисе́евич Пятиго́рский ; 30 January 1929 – 25 October 2009) was a Soviet dissident, [ 1 ] Русский философ , индийский философ и культуролог, историк, филолог, семиотик , писатель. Хорошо сведущий в изучении языка, он знал санскрит , тамильский , пали , тибетский , немецкий, русский, французский, итальянский и английский языки. В некрологе, опубликованном в англоязычной газете The Guardian , он был назван «человеком, которого многие считали одним из наиболее значительных мыслителей того времени и величайшим философом России». [ 2 ] На российских телеканалах его оплакивали как «величайшего русского философа». [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Пятигорский родился в Москве. Его отец Моше, инженер и преподаватель Сталинского металлургического техникума, с началом Великой Отечественной войны был направлен на оружейный завод на Урал (город Нижний Тагил ), где занял должность главного инженера по оружейному производству. . Александр работал на заводе во время войны. Будучи плохим учеником по математике, химии и физике, Александра дважды исключали из школы. [ 4 ] но в это время он из чистого любопытства выучил латынь и некоторые другие языки. Он был заядлым читателем и читал практически все, что попадалось под руку.
Учеба и работа в СССР.
[ редактировать ]В Московском государственном университете он изучал философию, которую окончил в 1951 году. Он переехал в Сталинград , где преподавал историю в средней школе, а затем вернулся в Москву, чтобы поступить в Институт востоковедения в качестве «специалиста по тамильским языкам и индуистике ». [ 5 ] В 1960 году он составил первый русско-тамильский словарь. В 1963 году под влиянием Юрия Лотмана , работавшего в Тартуском университете и другими участвовал , он вместе с Лотманом, Вячеславом Ивановым , Владимиром Топоровым в создании Тарту-Московской семиотической школы . Школа разработала теоретические основы и номенклатуру нового семиотического подхода к изучению общества, сознания и культуры. [ 6 ]
В 1964 году друг Пятигорского, поэт Иосиф Бродский , был приговорен к пятилетней ссылке. В следующем году в поддержку писателей Юлия Даниила и Андрея Синявского Пятигорский с другими российскими интеллектуалами:
«...подписал письмо, в котором выразил сожаление по поводу нарушения прав писателей, а затем принял участие в первой правозащитной демонстрации на Пушкинской площади». [ 2 ]
Его исследования и теоретические наблюдения о роли мышления и философии в древней южноазиатской культуре и обществе были восприняты некоторыми с подозрением как тонкий косвенный способ нападок на советскую систему. Зная, что они являются вероятными объектами наблюдения КГБ, он и его коллеги-индологи собирались в комнате Московского института востоковедения , где вступали в «пламенные дебаты... на санскрите». [ 2 ] В 1968 году его исключили из Института Востока.
Пятигорский продолжал читать лекции в Московском университете. Он продолжил свои индологические исследования, все больше занимаясь буддийской мыслью, и продолжил более общую работу по метатеории сознания, психологии, семиотике и философии в целом, сотрудничая при этом с различными русскими философами и мыслителями, не относящимися к индологии. Главным среди них был его близкий друг, философ Мераб Мамардашвили . Под влиянием немецкого идеализма Мамардашвили был заместителем редактора ведущего журнала «Вопросы философии», а также основным представителем так называемой «Московской методологической школы». В семинарах Московской школы приняли участие: Александр Зиновьев , Эвальд Ильенков , Георгий Щедровицкий , Борис Грушин , Лефевр и другие. Некоторые считают, что Школа является источником наиболее важных достижений в философии в послевоенный период, конкурируя со всем, что было сделано в западной аналитической традиции. [ 7 ] Школа остается практически неизвестной на Западе, поскольку ее члены были вынуждены действовать за «железным занавесом» в условиях резкого снижения оперативной видимости и репрессий в советском стиле. Одним из его друзей был также индолог и теоретик культуры Давид Зильберман, который в 1968–1972 годах был аспирантом, работавшим под руководством проф. Юрий Левада. Вместе они обсуждали проблемы развития сознания. После миграции они оба сохранили дружбу и научное сотрудничество до самой смерти Зильбермана в июле 1977 года. Книга Пятигорского « Мышление и наблюдение», изданная в Риге в 2002 году, была посвящена Давиду Зильберману и содержала открытое признание Влияние Зильбермана на мысль автора.
В 1972 году буддийский учитель Пятигорского Дандарон был арестован советскими властями. Несколько учеников Дандарона были заключены в тюрьму. Дандарона отправили в советский трудовой лагерь, где он и погиб в 1974 году. [ 8 ] В тот же период Мамардашвили и Пятигорский в соавторстве написали: «Символ и сознание: метафизическая дискуссия о сознании, символизме и языке» Иерусалим (1982), на русском языке. Этот абстрактный и сложный текст, сочетающий в себе западные и восточные термины, некоторые считают самым значительным философским произведением, написанным на русском языке. [ 2 ] Текст:
«... исследует теорию сознания и представляет собой своего рода философский разговор между [Мамардашвили и Пятигорским] с соответствующих точек зрения феноменологии Эдмунда Гуссерля и буддийской школы Виджнанавады». [ 2 ]
Рукопись, написанная за два года до отъезда Пятигорского из Советского Союза в Великобританию в 1974 году, была тайно вывезена из страны британско-чешским социальным философом Эрнестом Геллнером . Стоит отметить, что текст был написан в условиях ухудшающейся ситуации возобновления политических репрессий против русской интеллигенции со стороны советского государства. «Ужесточение ограничений» последовало за кратким периодом ослабления советского контроля над интеллектуальной деятельностью, которое произошло с середины 1960-х до начала 1970-х годов. [ 9 ]
Покидая Советский Союз и карьера в SOAS, Лондонский университет
[ редактировать ]Покинув Советский Союз в 1974 году и отправившись в Израиль, Пятигорский направился в Оксфордский университет, куда его пригласили прочитать несколько лекций. Но первые годы пребывания в Лондоне были тяжелыми для его семьи (на момент отъезда у него было несколько детей и беременная жена). Он приехал в Лондон летом и не имел нормальной работы, зарабатывал всего 6,5 фунтов в день. Он принял несколько приглашений читать лекции, но решил остаться в Лондоне. [ 4 ] В Оксфорде он быстро познакомился с Исайей Берлином и Лешеком Колаковским . Он присоединился к коллективу Школы восточных и африканских исследований в Лондонского университета качестве лектора в 1975 году с похвалой Берлина, который, как сообщается, однажды сказал: «Пятигорский просто гений!» [ 2 ] [ 3 ] Примечательно, что Пятигорский не считал себя диссидентом, он уехал из Советского Союза только потому, что ему было скучно, он чувствовал, что там чего-то не хватает.
Во время работы в SOAS Пятигорский написал множество журнальных статей, а также введения и главы к книгам в различных научных областях. Он написал несколько крупных научных работ, в том числе: «Буддийская философия мысли» (1984), «Мифологические размышления» (1993) и «Кто боится масонов?» (1997). Работа о масонстве стала бестселлером по социологии и философии религиозной веры. В 1991 году он был назначен профессором древней истории Южной Азии, с этой должности он ушел в отставку в 2001 году в звании почетного профессора.
В течение последних двух десятилетий своей жизни Пятигорский написал ряд философских романов на русском языке, один из которых принес ему премию Андрея Белого в 2000 году. Его первый роман, «Философия маленькой улицы» , был опубликован в Москве в 1994 году. Книга был хорошо принят, что еще больше укрепило его репутацию в российских интеллектуальных кругах и поставило его на передний план общественного сознания. За ними последовали «Помните странного человека» (1999) и «Древний человек в городе» (2001). Как романист он присоединяется к избранной компании тех немногих философов, которым успешно удалось проникнуть в мир литературы, в том числе Жан-Поля Сартра , Альбера Камю , Умберто Эко и Александра Зиновьева . Он также успешно перешел в мир кино. Он стал героем документального фильма Улдиса Тиронса «Сбежавший философ» (2005) о жизни философа, а также сыграл «роль индийского купца в фильме своего друга Отара Иоселиани «Охота на бабочек». [ 5 ]
Пятигорский не любил традиционный академический жаргон и большую часть своей жизни придерживался принципа, согласно которому ученые должны публиковать как можно меньше, поскольку публикации прерывают мышление. Стиль его лекций был живым и самобытным: он умел весьма эффектно говорить о самых заумных и трудных понятиях. Ходя туда-сюда и куря, когда это еще было разрешено, он иногда останавливался, чтобы понаблюдать за горящей сигаретой, делая паузу, прежде чем перейти к следующему пункту. Никогда не было известно, что он сверялся с конспектами. Он был женат четыре раза и имел пятерых детей; Галя, Макс, Илья, Вероника и Анна. Он внезапно скончался 25 октября 2009 года.
Работает
[ редактировать ]- Пятигорский А. М., Рудин С. Тамильско-русский словарь . – М. , 1960 (In Russian)
- Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии . – М., 1962 (In Russian)
- А. Пятигорский, Д. Зильберман. Возникновение семиотики в Индии (1976).
- Пятигорский А. М., Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке . – Иерусалим , 1982 (reprinted М., 1997) (In Russian)
- А. Пятигорский Буддийские исследования: древнее и современное (1983).
- А. Пятигорский Буддийская философия мысли . – Тотова , Нью-Джерси , 1984 г.
- А. Пятигорский Мифологические рассуждения . – Л. , 1993 г.
- Пятигорский А. М. Избранные труды . – М., 1996 (In Russian)
- А. Пятигорский Кто боится масонов? Феномен масонства . – Л., 1997 г.
- А. Пятигорский «Бхагават Гита» (издания «Элемент классика мировой духовности» (1997)
- Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение ( Рига , 2002) (In Russian)
- Пятигорский А. М. Избранные труды . – М.: 2005 (In Russian)
Художественная литература и эссе
[ редактировать ]- Пятигорский А. М. Философия одного переулка (London, 1989, М., 1994) (In Russian)
- Пятигорский А. М. Вспомнишь странного человека (М., 1999) (In Russian)
- Пятигорский А. М. Рассказы и сны . (М., 2001) (In Russian)
- Пятигорский А. М. Древний человек в городе (М., 2001) (In Russian)
- Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор (М., 2004) (In Russian)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Черняев, Анатолий (декабрь 2014 г.). «Преемственность и преемственность в современной русской философии». Исследования восточноевропейской мысли . 66 (3): 263–276. дои : 10.1007/s11212-014-9213-2 . S2CID 143554391 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Парфитт, Тюдор (5 января 2010 г.). «Некролог Александра Пятигорского» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б [1] Новости онлайн-сообщества выпускников Школы восточных и африканских исследований (SOAS). Что нового. «Вспоминая «величайшего русского философа»», декабрь 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майя, Пешкова. "Интервью / Майя Пешкова" . Эхо Москвы (in Russian) . Retrieved 23 March 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Times on Line, «Александр Пятигорский: русский эмигрант, писатель и философ», From the Times, 21 декабря 2009 г.
- ^ Пятигорский, Александр. «Слово о философии Владимира Набокова», Континент 4: Современные русские писатели , под редакцией Джорджа Бейли, Avon, Нью-Йорк, Нью-Йорк. п. 257.
- ^ Зильберман, Дэвид. Б. Московская методологическая школа , незаконченная неопубликованная монография, Бостон, 1977, 676 стр. Архив Дэвида Зильбермана, Мемориальная библиотека Мугара, Бостонский университет, специальные коллекции.
- ^ Пятигорский, Александр. «Отъезд Дандарона», Континент 3: Современные русские писатели под ред. Джордж Бэйли, Нью-Йорк, 1978 год.
- ^ Зильберман, Дэвид Б. «Постсоциологическое общество», Исследования советской мысли , 1979.