Clarinet Concerto (Нильсен)
Концерт Карла Нильсена для кларнета и оркестра, соч. 57 [DF129] был написан для датского кларнетиста Aage Oxenvad в 1928 году. Концерт представлен в одном длинном движении, с четырьмя различными тематическими группами.
История
[ редактировать ]В 1921 году Нильсен услышал квинтет Копенгагена, который репетировал музыку Моцарта . Он был поражен тональной красотой и музыкальностью этой группы, и вскоре он тесно познакомился со своими членами. В том же году он написал свой ветер квинтет прямо для этого ансамбля. Последнее движение этой работы - это тема и вариации, изображающие в музыке личности пяти игроков и их соответствующих инструментов, во многом так, как Элгар изображал своих друзей в вариациях загадки .
Нильсен планировал продолжить эту идею; Он хотел написать концерт для каждого из своих пяти друзей. Только две из этих композиций когда -либо возникли. Для Гилберта Джестерсена , который сменил Пола Хагеманна в качестве флейтиста из квинтета Копенгагена, он написал свой концерт флейты в 1926 году; Два года спустя он составил свой концерт кларнета для кларнетиста группы Aage Oxenvad. Последняя работа, завершенная 15 августа 1928 года, была впервые услышана на частном концерте в летнем доме Карла Йохана Майклсена , в Хамлебаэке, 14 сентября, а Oxenvad в качестве солиста и Эмиля Тельмани проводят. Те же исполнители дали премьеру в Копенгагене 11 октября того же года, когда он встретился с явно смешанным приемом. [ 1 ] С тех пор это получило гораздо более широкое признание.
Концерт кларнета был задумано в самый трудный период в жизни Нильсена. Ему было шестьдесят три года, и он достиг значительного слава по всей Скандинавии; Тем не менее, он был разочарован тем, что его музыка не достигла более широкой аудитории, он был глубоко обеспокоен нерешенным состоянием мира, и он знал, что его дни были пронумерованы. Возможно, это объясняет горькую борьбу, которая возникает на протяжении всего этого концерта - война между тональностями мажор и мажор. Каждый раз, когда военные действия, кажется, находятся в конце, манечный барабан вызывает возобновляемых конфликтов. Еще одно объяснение этого заключается в том, что кларнетист, для которого он писал, у концерта было биполярное расстройство . Поэтому концерт высмеивал его постоянные перепады настроения. [ 2 ]
Вот как все шло в соответствии с источниками, близкими к Нильсену: [ 3 ]
Друг Карла Нильсена Карлу Йохану Майклсену пришлось призвать его несколько раз, прежде чем он начал составлять второй концерт для члена Квинтета Копенгагена. На этот раз он вращался вокруг кларнетиста Aage Oxenvad. Нильсен начал составлять весной 1928 года. 15 августа он закончил счет в Дамгаарде. Эмиль Телмани уже начал с договоренности для пианино на благо Oxenvad, который ворчал, что Нильсен должен быть в состоянии играть в кларнет, поскольку он систематически использовал ноты, которые наиболее трудны для игры.
Концерт был впервые проведен 14 сентября на частном концерте на летней вилле Карла Йохана Майклсена, в Humlebæk, к северу от Копенгагена. Солистом был Oxenvad, которому посвящен концерт. Двадцать два члена Королевской часовни были проведены Эмилем Телмани. Первое публичное выступление состоялось в Копенгагене 11 октября с теми же игроками и получила в целом положительный прием. Политикен написал:
«... Он освободил душу кларнета, не только аспект дикого животного, но и ее особую марку безжалостной поэзии ... Эта работа вряд ли могла бы найти более однородную интерпретацию. Соноричность Оксенвада в соответствии с тролли и гигантами, и у него есть душа, грубая и коренастая изначальная сила, смешанная с наивной датской мягкостью. Конечно, Карл Нильсен, должно быть, имел в виду свой особый звук кларнета, составляя этот концерт ».
Структура
[ редактировать ]Уходя в большую классическую форму концерта, Нильсен бросил концерт кларнета одним непрерывным движением. Это начинается с твердой аллегретто -Un Poco, освобожденной несколько более песенной второй темой. Между солистом и оркестром много штормовых раздоров и между двумя основными конкурирующими ключами. За этим следует Poco Adagio , который несколько раз прервал более быстрые, более нарушенные секции. Последняя часть - энергичный Аллегро Вивас , но возвращение в Адагио приводит работу к тому, что Роберт Симпсон называет окончанием «спокойной серьезности», с ключом майора F в конечном итоге.
В своем превосходном тщательном изучении Карла Нильсена и его музыки Роберт Симпсон указывает на то, что изобретатель использует композитор из тональности , и это в то время, когда другие композиторы бросали его для атональности .
Несмотря на шторм и стресс в концерте, композитор удерживал свои силы почти до пропорций камерной музыки . В дополнение к соло кларнету, единственными другими инструментами, приведенными в счет, являются два бассуна, два рога, малый барабан и струны. Из -за известности линии малого барабана в кусочке, в сокращении фортепиано все еще требуется малый барабан.
Празднование концерт
[ редактировать ]Концерт кларнета был одним из трех предметов, выбранных для гала -концерта в Копенгагене, посвященном 150 -летию рождения Карла Нильсена. В сопровождении симфонического оркестра Danmark Radio, проведенного Хуанджо Меной , солистом был финский кларнетист Олли Леппеними (родился в 1980 году). [ 4 ]
Источники
[ редактировать ]- Примечания Лайнера Пола Аффелдера из записи Луи Кахузак, Джон Франдсен, проводивший Копенгагенский оркестр Королевской оперы, Columbia Records.
- Бингхэм, Энн Мари: Концерт Карла Нильсена для кларнета и оркестра, Opus 57 (1928): руководство по выступлению, DMA Diss., Университет Кентукки, 1990, 220 P.
- Мастер -класс с Бертом Хара в Университете Айовы , осень 2006 года.
Очень интересное дальнейшее чтение предоставляется посты Эриком Нельсоном 9 и 11 февраля 1997 года на отражателе Klarinet .
Дальнейшее интересное чтение, оспаривающее популярное мнение о том, что концерт в первую очередь касается Aage Oxenvad, и его личность можно найти по адресу: Monroe, Douglas C: Конфликт и смысл в концерте Карла Нильсена для кларнета и оркестра, op. 57 (1928). DMA Diss., Университет штата Огайо 2008, 90 стр.
Дискография
[ редактировать ]Записи на 78 об / мин
[ редактировать ]- Луи Кахузак © 1947, (p)
Записи на LP
[ редактировать ]- Луи Кахузак. Нильсен , Колумбия ML-2219 © 1947, (P) 1947
- Йозеф Дик . Карл Нильсен , Turnabout Vox TV34261 © 1969, (p) 1969
- Стэнли Друкер . CBS 72639, Columbia MS-7028, (P) 1967
- IB Эрикссон . Clarinet Concerto , Decca LXT-2979, DECCA ACL-292, Лондон LL-1142 © 1954, (P) 1954
- Бенни Гудман . Нильсен ... , RCA SB-6701, RCA LSC-2920 (P) 1966
- Джон Маккоу . Nielsen , Unicorn UNS-239 © 1971, (P) 1971
- Альберт Сандстрём . Clarinet Concert , первый 011 © 1979, (P) 1979
- Кьелл-Эйн Стивенссон . Нильсен , EMI SLS-5027 (C) 1975, (P) 1975
- пещера Вельтутская Clarin Concert , Melodias C10 28491 002 © 1989
Записи, доступные на CD
[ редактировать ]- Кевин Бэнкс. Концерт , Naxos 8.554189 © 1998, (p) 1997
- Франсуа Бенда . Feuerwerke , Fono FSM FCD 97 212 © 1995, (p) 1995 (1993 г.)
- Fran1cois Band. Gonuin Gen88128 © 2008, (P)
- Уолтер Боейкенс . Nielsen , Harmonia Mundi 901489 © 1994, (p) 1994
- Луи Кахузак. © 1992, ( p)
- Филипп Купер. Copland/Francaix/Nielsen , Adda 581315 © 1993, (p) 1992
- Стэнли Друкер . Королевское издание № 61 из 100 , Sony Classical SMK 47599 © 1993 (P) 1967
- IB Эрикссон. Clarinet Concerto , Dutton Laboratories CDLXT 2505 (C) 1954, (P) 1954
- Мартин Фрёст . Nielsen & Aho Clarinet Concertos , BIS SACD-1463 (C) 2007, (P) 2007
- Бенни Гудман . Нильсен ... , RCA Classics (Classical Navigator 88) 74321 29255 2 (c) 1995, (p) 1966
- Джанет Хилтон . Concertos , Chandos Chan 8618, (C) 1988 (P) 1988
- Коджо Кулерво . Nielsen/Eglund/Crusell , Finlandia 4509-95873-2 (c) 1993, (p) 1993
- Джон Круз. Nielsen , Counterpoint 32254 (C) 1997, (P) 1997
- Джон Маккоу. Nielsen, The Concertos , Regis RRC1208, SD (переиздание Unicorn 1971)
- Spyros Mourikis . Nielsen , P2 Musik DR ISCR DK-QHA-98-001 (C) 1997 (P) 1997
- Арне Мёллер . Nielsen , Classico ClassCD 514 (в альбоме ClassCD 514–15) (C) 1965, (P) 1965
- Роберт Плана . Clarinet Concerto , BBC MM205 (C) 1999, (P) 1999
- Хокан Розенгрен . Clarinet Concerto , Sony SK 53 276 (C) 1991, (P) 1991
- Олле Шилл . Концерт , вплоть до CD-616 (в альбоме CD-614-16) (C) 1985 (P) 1985
- Кьелл-Эйн Стивенссон. Nielsen , EMI Classics 0946 3 81503 2 9 (C) 1975, (P) 1975
- Андреас Сунден . Carl Nielsen Solo Concertos , Daphne 1056 (c) 2018, (p) 2018
- Ричард Столцман . Lutoslawski/Nielsen/Prokofiev , RCA Victor Red Seal 09026-63836-2 (c) 2001, (p) 2001
- Нильс Томсен . Nielsen , Chando Chan 8894, (c) 1990, (p) 1990
- Джон Брюс Йех . Clarinet Concerto Centaur CRC 2024, (C) 1985, (P) 1985
- Сабина Мейер . Карл Нильсен: Clarinet & Flute Concertos; Wind Quintet, Warner Classics, 2007
- Себастьян Манц . "Nielsen & Lindberg Clarinet Concertos" Berlin Classics 0301351BC © 2020, (P) 2019
Записи на SACD
[ редактировать ]- Мартин Фрёст . Nielsen & Aho Clarinet Concertos , BIS SACD-1463 (C) 2007, (P) 2007
Первая запись
[ редактировать ]- Исторические записи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Заметки Liner о записи Josef Deak (Turnabout) Джона У. Баркера, исполнительного секретаря Карла Нильсена Общества Америки
- ^ Хара, Берт. 2007. Лекция, проведенная в мастер -классе в Университете Айовы.
- ^ Цитата от датского общества Нильсена
- ^ «Концерт Галла: Карл Нильсен 150 лет» (PDF) (на датском). Датское радио . Получено 9 июня 2015 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Clarinet Concerto : результаты в Международном проекте библиотеки музыкальных результатов
- Бруруш Петерсен, Элли, изд. (2002). Концерт для Claret и оркестровки (PDF ) II Тол. 9. издание Карла Нильсена, Королевская датская библиотека Получено 27 марта
- Обширный анализ Эрика Нельсона