Jump to content

Сентиментальный роман

(Перенаправлено из Романа о чувствительности )

Сентиментальный роман или роман о чувствительности — это литературный жанр XVIII и XIX веков , который представляет и прославляет концепции сантиментов , сентиментализма и чувствительности . Сентиментализм, который следует отличать от чувствительности, был модой как в поэзии , так и в прозе, начавшейся в восемнадцатом веке в качестве реакции на рационализм эпохи Августа .

Сентиментальные романы основывались на эмоциональном отклике как читателей, так и персонажей. В них есть сцены страдания и нежности, а сюжет построен так, чтобы продвигать как эмоции, так и действия. Результатом является повышение ценности «тонких чувств», отображение персонажей как образца утонченного, чувствительного эмоционального воздействия. Считалось, что способность проявлять чувства показывает характер и опыт, а также формирует социальную жизнь и отношения. [1]

Среди самых известных сентиментальных романов на английском языке — Сэмюэля Ричардсона « Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1740), Оливера Голдсмита » «Викарий Уэйкфилда (1766), Лоуренса Стерна » «Тристрам Шенди (1759–1767) и «Сентиментальное путешествие» (1768). ), Генри Брука » «Дурак качества (1765–1670), Генри Маккензи » «Человек чувства (1771) и Марии Эджворт » «Замок Ракрент (1800). Континентальными примерами являются Жан-Жака Руссо роман «Жюли, или Новая Элоиза» , его автобиография «Исповедь» (1764–1770) и Гете роман «Страдания юного Вертера» (1774). [2] Тобиас Смоллетт попытался раскрыть более темную сторону «культа чувствительности» в своей «Экспедиции Хамфри Клинкера» (1771). такого типа Другим примером романа Фрэнсис Бёрни является «Эвелина» (1778), в которой героиня, хотя и добрая от природы, отчасти потому, что выросла в деревне, оттачивает свою вежливость, когда во время посещения Лондона ее приучают к приличиям. Этот роман также является началом « романтической комедии », хотя его наиболее уместно назвать романом о поведении и предшественником женского Bildungsroman в английской традиции, примером которой являются более поздние писатели, такие как Джейн Остин , Шарлотта Бронте и Джордж Элиот . [3]

Хотя этот жанр особенно связан со второй половиной 18 века, он продолжался в измененной форме и в 19 веке, особенно в произведениях миссис Генри Вуд , которую особенно помнят благодаря Ист-Линну (1861). [4] Однако более спорным является вопрос о том, является ли Чарльз Диккенс сентиментальным романистом. Валери Пертон в своей книге 2012 года « Диккенс и сентиментальная традиция» видит, что он продолжает аспекты этой традиции, и утверждает, что его «сентиментальные сцены и персонажи [имеют] столь же решающее значение для общей силы романов, как и его более мрачные или комические фигуры и сцены». и что « Домби и сын - это ... величайший триумф Диккенса в сентименталистской традиции». [5] [ нужна полная цитата ] С другой стороны, в онлайн-энциклопедии «Британника» отмечается, что, несмотря на «участки эмоционального избытка», такие как сообщение о смерти Крошки Тима в «Рождественской песне» (1843), «Диккенса на самом деле нельзя назвать сентиментальным писателем». [4]

Первый сентиментальный роман, опубликованный в Соединенных Штатах, Уильяма Хилла Брауна » «Сила симпатии , появился в 1791 году и затрагивал темы государственности, соблазнения и инцеста . За романом Хилла последовала Ханны Вебстер Фостер чрезвычайно популярная книга «Кокетка» , события которой во многом основаны на трагической биографии уроженки Массачусетса Элизабет Уитмен, которая родила внебрачного ребенка и вскоре умерла в придорожной таверне. Американский сентиментальный роман достиг огромных продаж и популярности в довоенную эпоху. Яркими примерами являются » Сьюзен Уорнер ( «Большой, широкий мир 1850), Гарриет Бичер-Стоу » « Хижина дяди Тома (1852), Элизабет Стюарт Фелпс » «Приоткрытые ворота (1869) и Камминс Марии «Фонарщик» (1854). . [6]

поджанр бытовой фантастики Сентиментальные романы также породили в начале девятнадцатого века , обычно называемый романами о поведении . Действие героя рассказа в отечественной художественной литературе обычно происходит в домашнем мире и сосредотачивается на женщине, переживающей различные трудности, которая противопоставляется либо глупой и пассивной, либо крайне необразованной женщине. [7] Контраст между действиями героической женщины и ее противниками призван вызвать сочувствие к тяжелому положению персонажа и научить его ожидаемому поведению женщин. Отечественный роман использует сентиментализм как инструмент, чтобы убедить читателей в важности своего послания. [8]

К концу XIX века сентиментальная литература столкнулась с жалобами на обилие «дешевых сантиментов» и их чрезмерную телесную демонстрацию. Критики, а со временем и общественность, начали рассматривать сентиментализм, проявляющийся в обществе, как нездоровые физические симптомы, такие как нервозность и чрезмерная чувствительность, и популярность этого жанра начала резко снижаться. [1]

Высмеивание сентиментализма

[ редактировать ]

Писатель Генри Филдинг , известный позже своим романом «История Тома Джонса, подкидыша» (1749), высмеивал сентиментальный стиль в своих ранних романах «Шамела» (1741) и Джозеф Эндрюс (1742).

Джейн Остин ( « Чувство и чувствительность» 1811) чаще всего рассматривают как «остроумную сатиру на сентиментальный роман». [9] [ нужна полная цитата ] путем сопоставления ценностей эпохи Просвещения (чувство, разум) с ценностями конца восемнадцатого века (чувствительность, чувство), одновременно исследуя более широкие реалии женской жизни, особенно через проблемы брака и наследования . Это прочтение «Чувства и чувствительности» в частности и художественной литературы Остин в целом было усложнено и пересмотрено недавними критиками, такими как Клаудия Л. Джонсон ( «Джейн Остин: женщины, политика и роман» (1988) и «Двусмысленные существа: политика, гендер и сентиментальность в 1790-е (1995)), Джиллиан Хейдт-Стивенсон ( «Неподходящие соединения Остин» (2005)) и Кристофер К. Нэгл ( «Сексуальность и культура чувствительности в эпоху британского романтизма» (2007)), все из которых видят неуправляемое и даже подрывное В ее работах проявляется энергия, вдохновленная сентиментальной традицией.

Джеймс Джойс пародирует сентиментальный роман в эпизоде ​​«Навсикая» «Улисса » (1918–1920). Персонаж Герти Макдауэлл был вдохновлен главным героем бестселлера девятнадцатого века «Фонарщик» (1854).

Культурные аспекты

[ редактировать ]

Сентиментальный роман дополнил социальные тенденции того времени к гуманизму и повышенной ценности человеческой жизни. Литература была ориентирована на более слабых членов общества, таких как сироты и осужденные преступники, и позволяла читателям идентифицировать их и сочувствовать им. Это привело к росту сентиментализма в обществе и привело к социальным движениям, призывающим к переменам, таким как отмена смертной казни и рабства . Вместо смертной казни народные настроения призывали к реабилитации преступников, а не к суровому наказанию. [10] Сам Фредерик Дуглас был вдохновлен выступить против собственного рабства и рабства в целом в своем знаменитом «Повествовании» речью драматурга-сентименталиста Шеридана в «Колумбийском ораторе», подробно описывающей вымышленный диалог между господином и рабом. [8]

Книга Иоганна Вольфганга фон Гете 1774 года «Страдания молодого Вертера» была очень сентиментальной и сразу же чрезвычайно популярной во всей Европе и даже вдохновила молодых людей, которые могли понять горе Вертера, на самоубийство. [11] Это также превосходный пример эпистолярного романа , особенно типичной формы для чувственных романов восемнадцатого века, начиная с влиятельных романов Сэмюэля Ричардсона , «Памелы» (1740), «Клариссы» (1748) и «Истории сэра Чарльза Грандисона» ( 1748). 1753). Последнее оказало особенно важное влияние на Джейн Остин, которая неоднократно ссылается на него в своих письмах и начала драматическую адаптацию произведения для развлечения своей семьи.

Готический роман

[ редактировать ]

История готического романа происходит в далеком времени и месте, часто в Европе средневековья или эпохи Возрождения (особенно в Италии и Испании), и включает в себя фантастические подвиги добродетельной героини, которой угрожают темные тиранические силы, находящиеся вне ее контроля. Первым готическим романом является « Хораса Уолпола » Замок Отранто (1764), но самым известным и популярным его автором была Энн Рэдклифф , чьи ранние готические романы 1790-х годов поддерживают моду. [12]

Эстетическая теория восемнадцатого века, следуя Эдмунду Бёрку , утверждала, что возвышенное и прекрасное сопоставляются. Возвышенное было ужасным (внушающим трепет) и устрашающим, тогда как прекрасное было спокойным и обнадеживающим. Персонажи и пейзажи готики почти полностью покоятся на возвышенном, за исключением героини. Восприимчивость «красивой» героини к сверхъестественным элементам, неотъемлемая часть этих романов, одновременно прославляет и проблематизирует то, что стало восприниматься как сверхчувствительность.

Отношение к готическому роману

[ редактировать ]

Готические и сентиментальные романы считаются формой популярной художественной литературы, достигшей пика популярности в конце 18 века. Они отражали популярный переход от неоклассических идей порядка и разума к эмоциям и воображению. [13] Популярные стилистические элементы, такие как «открытие» автором оригинальной рукописи (как в «Замке Отранто» Уолпола ) или создание фрагментированных произведений путем объединения несвязных рассказов (как в «Сентиментальном путешествии » Стерна ), были призваны внушить читателю, что не было никакого художественного творчества, искажающего реальность между читателем и произведением, или чтобы эмоциональная интенсивность и искренность оставались неизменными. [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Ричард Максвелл и Кэти Трампенер, редакторы, «Кембриджский спутник художественной литературы в период романтизма» (2008).
  2. ^ Дж. А. Каддон, Словарь литературных терминов и теории литературы Penguin , 4-е издание (Лондон: Penguin Books, 1999), стр.809; М. Х. Абрамс, Глоссарий литературных терминов , 7-е издание (Форт-Уэрт: Harcourt Brace, 1999), стр. 283.
  3. ^ Лаура Сью Фудерер, Женский Bildungsroman на английском языке: аннотированная библиография критики (1990)
  4. ^ Перейти обратно: а б "роман" . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2013. 19 января 2013 г.
  5. ^ Лондон: Anthem Press, 2012, стр. xiii, стр. 123.
  6. ^ Томпкинс, Джейн. Сенсационные проекты: культурное произведение американской художественной литературы, 1790–1860 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986.
  7. ^ Университет Миннесоты - Дулут, отечественная художественная литература d.umn.edu [ мертвая ссылка ]
  8. ^ Перейти обратно: а б Ширли Сэмюэлс , редактор «Культура чувств» (1992).
  9. ^ «Бродвью Пресс: Чувство и чувствительность (1811)» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2001 года.
  10. ^ Пол Кристиан Джонс, «Я обхватил горло пальцами и сжал его, чтобы понять, каково это»: Сентиментализм Антивиселицы и « Скрытая рука » ЭДЕНА Саутворта », Legacy , Vol. 25, нет. 1, 2008. стр. 41–61.
  11. ^ Тобин Сиберс, «Эффект Вертера: эстетика самоубийства», Mosaic (Виннипег), Vol. 26, 1993.
  12. ^ Болдик, Крис. «Сентиментальный роман», Оксфордский словарь литературных терминов, 3-е изд., 2008 г. ISBN   9780199208272
  13. ^ Роберт Хьюм, «Готика против романтики: переоценка готического романа», PMLA , Vol. 84, № 2 (март 1969 г.), стр. 282–290.
  14. ^ Лео Брауди, «Форма сентиментального романа», Роман: Форум художественной литературы , Vol. 7, № 1 (осень 1973 г.), стр. 5-13.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba491001c43691b89a3112d90259f7cb__1722258600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/cb/ba491001c43691b89a3112d90259f7cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sentimental novel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)