Сентиментальный роман
Сентиментальный роман или роман о чувствительности — это литературный жанр XVIII и XIX веков , который представляет и прославляет концепции сантиментов , сентиментализма и чувствительности . Сентиментализм, который следует отличать от чувствительности, был модой как в поэзии , так и в прозе, начавшейся в восемнадцатом веке в качестве реакции на рационализм эпохи Августа .
Сентиментальные романы основывались на эмоциональном отклике как читателей, так и персонажей. В них есть сцены страдания и нежности, а сюжет построен так, чтобы продвигать как эмоции, так и действия. Результатом является повышение ценности «тонких чувств», отображение персонажей как образца утонченного, чувствительного эмоционального воздействия. Считалось, что способность проявлять чувства показывает характер и опыт, а также формирует социальную жизнь и отношения. [1]
История
[ редактировать ]Среди самых известных сентиментальных романов на английском языке — Сэмюэля Ричардсона « Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1740), Оливера Голдсмита » «Викарий Уэйкфилда (1766), Лоуренса Стерна » «Тристрам Шенди (1759–1767) и «Сентиментальное путешествие» (1768). ), Генри Брука » «Дурак качества (1765–1670), Генри Маккензи » «Человек чувства (1771) и Марии Эджворт » «Замок Ракрент (1800). Континентальными примерами являются Жан-Жака Руссо роман «Жюли, или Новая Элоиза» , его автобиография «Исповедь» (1764–1770) и Гете роман «Страдания юного Вертера» (1774). [2] Тобиас Смоллетт попытался раскрыть более темную сторону «культа чувствительности» в своей «Экспедиции Хамфри Клинкера» (1771). такого типа Другим примером романа Фрэнсис Бёрни является «Эвелина» (1778), в которой героиня, хотя и добрая от природы, отчасти потому, что выросла в деревне, оттачивает свою вежливость, когда во время посещения Лондона ее приучают к приличиям. Этот роман также является началом « романтической комедии », хотя его наиболее уместно назвать романом о поведении и предшественником женского Bildungsroman в английской традиции, примером которой являются более поздние писатели, такие как Джейн Остин , Шарлотта Бронте и Джордж Элиот . [3]
Хотя этот жанр особенно связан со второй половиной 18 века, он продолжался в измененной форме и в 19 веке, особенно в произведениях миссис Генри Вуд , которую особенно помнят благодаря Ист-Линну (1861). [4] Однако более спорным является вопрос о том, является ли Чарльз Диккенс сентиментальным романистом. Валери Пертон в своей книге 2012 года « Диккенс и сентиментальная традиция» видит, что он продолжает аспекты этой традиции, и утверждает, что его «сентиментальные сцены и персонажи [имеют] столь же решающее значение для общей силы романов, как и его более мрачные или комические фигуры и сцены». и что « Домби и сын - это ... величайший триумф Диккенса в сентименталистской традиции». [5] [ нужна полная цитата ] С другой стороны, в онлайн-энциклопедии «Британника» отмечается, что, несмотря на «участки эмоционального избытка», такие как сообщение о смерти Крошки Тима в «Рождественской песне» (1843), «Диккенса на самом деле нельзя назвать сентиментальным писателем». [4]
Первый сентиментальный роман, опубликованный в Соединенных Штатах, Уильяма Хилла Брауна » «Сила симпатии , появился в 1791 году и затрагивал темы государственности, соблазнения и инцеста . За романом Хилла последовала Ханны Вебстер Фостер чрезвычайно популярная книга «Кокетка» , события которой во многом основаны на трагической биографии уроженки Массачусетса Элизабет Уитмен, которая родила внебрачного ребенка и вскоре умерла в придорожной таверне. Американский сентиментальный роман достиг огромных продаж и популярности в довоенную эпоху. Яркими примерами являются » Сьюзен Уорнер ( «Большой, широкий мир 1850), Гарриет Бичер-Стоу » « Хижина дяди Тома (1852), Элизабет Стюарт Фелпс » «Приоткрытые ворота (1869) и Камминс Марии «Фонарщик» (1854). . [6]
поджанр бытовой фантастики Сентиментальные романы также породили в начале девятнадцатого века , обычно называемый романами о поведении . Действие героя рассказа в отечественной художественной литературе обычно происходит в домашнем мире и сосредотачивается на женщине, переживающей различные трудности, которая противопоставляется либо глупой и пассивной, либо крайне необразованной женщине. [7] Контраст между действиями героической женщины и ее противниками призван вызвать сочувствие к тяжелому положению персонажа и научить его ожидаемому поведению женщин. Отечественный роман использует сентиментализм как инструмент, чтобы убедить читателей в важности своего послания. [8]
К концу XIX века сентиментальная литература столкнулась с жалобами на обилие «дешевых сантиментов» и их чрезмерную телесную демонстрацию. Критики, а со временем и общественность, начали рассматривать сентиментализм, проявляющийся в обществе, как нездоровые физические симптомы, такие как нервозность и чрезмерная чувствительность, и популярность этого жанра начала резко снижаться. [1]
Высмеивание сентиментализма
[ редактировать ]Писатель Генри Филдинг , известный позже своим романом «История Тома Джонса, подкидыша» (1749), высмеивал сентиментальный стиль в своих ранних романах «Шамела» (1741) и Джозеф Эндрюс (1742).
Джейн Остин ( « Чувство и чувствительность» 1811) чаще всего рассматривают как «остроумную сатиру на сентиментальный роман». [9] [ нужна полная цитата ] путем сопоставления ценностей эпохи Просвещения (чувство, разум) с ценностями конца восемнадцатого века (чувствительность, чувство), одновременно исследуя более широкие реалии женской жизни, особенно через проблемы брака и наследования . Это прочтение «Чувства и чувствительности» в частности и художественной литературы Остин в целом было усложнено и пересмотрено недавними критиками, такими как Клаудия Л. Джонсон ( «Джейн Остин: женщины, политика и роман» (1988) и «Двусмысленные существа: политика, гендер и сентиментальность в 1790-е (1995)), Джиллиан Хейдт-Стивенсон ( «Неподходящие соединения Остин» (2005)) и Кристофер К. Нэгл ( «Сексуальность и культура чувствительности в эпоху британского романтизма» (2007)), все из которых видят неуправляемое и даже подрывное В ее работах проявляется энергия, вдохновленная сентиментальной традицией.
Джеймс Джойс пародирует сентиментальный роман в эпизоде «Навсикая» «Улисса » (1918–1920). Персонаж Герти Макдауэлл был вдохновлен главным героем бестселлера девятнадцатого века «Фонарщик» (1854).
Культурные аспекты
[ редактировать ]Сентиментальный роман дополнил социальные тенденции того времени к гуманизму и повышенной ценности человеческой жизни. Литература была ориентирована на более слабых членов общества, таких как сироты и осужденные преступники, и позволяла читателям идентифицировать их и сочувствовать им. Это привело к росту сентиментализма в обществе и привело к социальным движениям, призывающим к переменам, таким как отмена смертной казни и рабства . Вместо смертной казни народные настроения призывали к реабилитации преступников, а не к суровому наказанию. [10] Сам Фредерик Дуглас был вдохновлен выступить против собственного рабства и рабства в целом в своем знаменитом «Повествовании» речью драматурга-сентименталиста Шеридана в «Колумбийском ораторе», подробно описывающей вымышленный диалог между господином и рабом. [8]
Книга Иоганна Вольфганга фон Гете 1774 года «Страдания молодого Вертера» была очень сентиментальной и сразу же чрезвычайно популярной во всей Европе и даже вдохновила молодых людей, которые могли понять горе Вертера, на самоубийство. [11] Это также превосходный пример эпистолярного романа , особенно типичной формы для чувственных романов восемнадцатого века, начиная с влиятельных романов Сэмюэля Ричардсона , «Памелы» (1740), «Клариссы» (1748) и «Истории сэра Чарльза Грандисона» ( 1748). 1753). Последнее оказало особенно важное влияние на Джейн Остин, которая неоднократно ссылается на него в своих письмах и начала драматическую адаптацию произведения для развлечения своей семьи.
Готический роман
[ редактировать ]История готического романа происходит в далеком времени и месте, часто в Европе средневековья или эпохи Возрождения (особенно в Италии и Испании), и включает в себя фантастические подвиги добродетельной героини, которой угрожают темные тиранические силы, находящиеся вне ее контроля. Первым готическим романом является « Хораса Уолпола » Замок Отранто (1764), но самым известным и популярным его автором была Энн Рэдклифф , чьи ранние готические романы 1790-х годов поддерживают моду. [12]
Эстетическая теория восемнадцатого века, следуя Эдмунду Бёрку , утверждала, что возвышенное и прекрасное сопоставляются. Возвышенное было ужасным (внушающим трепет) и устрашающим, тогда как прекрасное было спокойным и обнадеживающим. Персонажи и пейзажи готики почти полностью покоятся на возвышенном, за исключением героини. Восприимчивость «красивой» героини к сверхъестественным элементам, неотъемлемая часть этих романов, одновременно прославляет и проблематизирует то, что стало восприниматься как сверхчувствительность.
Отношение к готическому роману
[ редактировать ]Готические и сентиментальные романы считаются формой популярной художественной литературы, достигшей пика популярности в конце 18 века. Они отражали популярный переход от неоклассических идей порядка и разума к эмоциям и воображению. [13] Популярные стилистические элементы, такие как «открытие» автором оригинальной рукописи (как в «Замке Отранто» Уолпола ) или создание фрагментированных произведений путем объединения несвязных рассказов (как в «Сентиментальном путешествии » Стерна ), были призваны внушить читателю, что не было никакого художественного творчества, искажающего реальность между читателем и произведением, или чтобы эмоциональная интенсивность и искренность оставались неизменными. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ричард Максвелл и Кэти Трампенер, редакторы, «Кембриджский спутник художественной литературы в период романтизма» (2008).
- ^ Дж. А. Каддон, Словарь литературных терминов и теории литературы Penguin , 4-е издание (Лондон: Penguin Books, 1999), стр.809; М. Х. Абрамс, Глоссарий литературных терминов , 7-е издание (Форт-Уэрт: Harcourt Brace, 1999), стр. 283.
- ^ Лаура Сью Фудерер, Женский Bildungsroman на английском языке: аннотированная библиография критики (1990)
- ^ Перейти обратно: а б "роман" . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2013. 19 января 2013 г.
- ^ Лондон: Anthem Press, 2012, стр. xiii, стр. 123.
- ^ Томпкинс, Джейн. Сенсационные проекты: культурное произведение американской художественной литературы, 1790–1860 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986.
- ^ Университет Миннесоты - Дулут, отечественная художественная литература d.umn.edu [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Ширли Сэмюэлс , редактор «Культура чувств» (1992).
- ^ «Бродвью Пресс: Чувство и чувствительность (1811)» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2001 года.
- ^ Пол Кристиан Джонс, «Я обхватил горло пальцами и сжал его, чтобы понять, каково это»: Сентиментализм Антивиселицы и « Скрытая рука » ЭДЕНА Саутворта », Legacy , Vol. 25, нет. 1, 2008. стр. 41–61.
- ^ Тобин Сиберс, «Эффект Вертера: эстетика самоубийства», Mosaic (Виннипег), Vol. 26, 1993.
- ^ Болдик, Крис. «Сентиментальный роман», Оксфордский словарь литературных терминов, 3-е изд., 2008 г. ISBN 9780199208272
- ^ Роберт Хьюм, «Готика против романтики: переоценка готического романа», PMLA , Vol. 84, № 2 (март 1969 г.), стр. 282–290.
- ^ Лео Брауди, «Форма сентиментального романа», Роман: Форум художественной литературы , Vol. 7, № 1 (осень 1973 г.), стр. 5-13.