Горный велосипед
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |
( Горный велосипед MTB ) [ 1 ] ) или горный велосипед — велосипед, предназначенный для езды по бездорожью. Горные велосипеды имеют некоторое сходство с другими велосипедами, но включают в себя функции, предназначенные для повышения долговечности и производительности на пересеченной местности, что часто делает их более тяжелыми, сложными и менее эффективными на гладких поверхностях. [ 2 ] Обычно они включают в себя амортизационную вилку , шины с большими выступами , более прочные колеса , более мощные тормоза, прямые, очень широкие рули для улучшения баланса и комфорта на пересеченной местности, а также передачу с широким передаточным числом, оптимизированную для топографии и применения (например, крутой подъем или быстрый подъем). нисходящая) и рама с механизмом подвески заднего колеса. Задняя подвеска повсеместно используется в более тяжелых мотоциклах, а теперь даже в более легких велосипедах. Можно установить подседельные штыри, позволяющие водителю быстро регулировать высоту сиденья. [ 3 ] (Приподнятое положение сиденья более эффективно для педалирования, но представляет опасность при агрессивных маневрах).
Горные велосипеды, как правило, предназначены для использования на горных тропах, одноколейных дорогах , пожарных дорогах и других грунтовых поверхностях. Многие люди не только путешествуют и отдыхают на этих поверхностях, но и используют горные велосипеды в основном на асфальтированных поверхностях; некоторые могут предпочесть вертикальное положение, плавность хода и устойчивость, которыми часто обладают горные велосипеды. Местность для катания на горных велосипедах обычно имеет камни, корни, рыхлую грязь и крутые уклоны. Многие маршруты имеют дополнительные технические функции (TTF), такие как сваи бревен , поездки на бревнах , альпинарии , скинни , прыжки через промежутки и поездки по стенам . Горные велосипеды созданы для того, чтобы справляться с такими типами местности и особенностями. Прочная конструкция в сочетании с более прочными ободами и более широкими шинами также сделала этот тип велосипеда популярным среди городских гонщиков и курьеров, которым приходится преодолевать выбоины и бордюры. [ 4 ]
С момента развития катания на горных велосипедах в 1970-х годах появилось множество новых подтипов катания на горных велосипедах, таких как кросс-кантри (XC) , трейл , олл-маунтин , эндуро , фрирайд , скоростной спуск , а также различные трековые и слаломные виды спорта. типы. Каждый из них предъявляет разные требования к велосипеду, требуя разных конструкций для оптимальной производительности. Развитие MTB привело к увеличению хода подвески, который теперь часто достигает 8 дюймов (200 мм), и передачи до 13 скоростей, чтобы облегчить как подъем, так и быстрый спуск. Достижения в области зубчатых передач также привели к повсеместному распространению трансмиссий «1x» (произносится как «один за другим»), упрощая передачу до одной передней звезды спереди и кассеты с широким диапазоном сзади, обычно с 9–12 звездочками . Передача 1x снижает общий вес велосипеда, увеличивает дорожный просвет и значительно упрощает процесс выбора передачи, но трансмиссии с двумя или тремя кольцами по-прежнему распространены на велосипедах начального уровня.
Выражения «велосипед повышенной проходимости», «велосипед повышенной проходимости» и аббревиатура «ATB» используются как синонимы слова «горный велосипед». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] но некоторые авторы считают их устаревшими. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Оригинальные горные велосипеды представляли собой модифицированные тяжелые круизные велосипеды, используемые для свободного передвижения по горным тропам. Этот вид спорта стал популярным в 1970-х годах в Северной Калифорнии, США, где гонщики использовали старые односкоростные велосипеды с воздушными шинами, чтобы кататься по крутым склонам холмов. [ 11 ] Эти модифицированные велосипеды назывались «воздушными шарами». [ 12 ] в Калифорнии, «клункеры» [ 13 ] в Колорадо и «бомбардировщики грязи» [ 14 ] в Орегоне. Джо Бриз , производитель велосипедных рам, использовал эту идею и разработал то, что считается первым горным велосипедом. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Лишь в конце 1970-х и начале 1980-х годов компании, производящие шоссейные велосипеды, начали производить горные велосипеды с использованием высокотехнологичных легких материалов, таких как алюминий M4. Первым серийным горным велосипедом стал Lawwill Pro Cruiser 1979 года. [ 19 ] Конструкция рамы была основана на раме, которую Дон Коски изготовил из электропроводки, и раме Университета Швинна. Мерт Лоувилл поручил Терри Найту из Окленда построить каркасы. Новые велосипеды продавались примерно за 500 долларов и производились с 1979 по 1980 год (приблизительный тираж 600 велосипедов).
Первым горным велосипедом массового производства стал Specialized Stumpjumper , впервые выпущенный в 1981 году. [ 20 ] В условиях растущей популярности горных велосипедов Рэндольф (Рэнди) Росс, исполнительный вице-президент Ross Bicycles Inc. , процитировал газету New York Times, заявив, что я бы сказал, что эти велосипеды — одно из величайших событий, которые когда-либо случались с велосипедной индустрией. . Его основной вид представляет собой «полный сдвиг имиджа» отрасли. [ 21 ]
На протяжении 1990-х и 2000-х годов катание на горных велосипедах превратилось из малоизвестного вида спорта в массовый вид деятельности, сопровождаемый международной гоночной трассой и чемпионатом мира , а также различными соревнованиями по фрирайду, такими как FMB World Tour и Red Bull Rampage .
Дизайны
[ редактировать ]Горные велосипеды обычно можно разделить на четыре большие категории в зависимости от конфигурации подвески:
- Жесткий : горный велосипед с большими шипованными шинами и прямым рулем, но без передней и задней подвески.
- Хардтейл : горный велосипед, оснащенный амортизационной вилкой для переднего колеса, но в остальном жесткой рамой.
- Мягкий хвост : недавнее дополнение: горный велосипед с шарнирами в раме, но без заднего амортизатора. Гибкая рама поглощает некоторые вибрации. Обычно это велосипеды для беговых лыж.
- Полная подвеска (или двойная подвеска): горный велосипед, оснащенный как передней, так и задней подвеской. Передняя подвеска обычно представляет собой телескопическую вилку, похожую на мотоциклетную, а задняя подвешивается с помощью механической связи с компонентами для поглощения ударов.
Современный дизайн
[ редактировать ]Шестерни
[ редактировать ]С 1980-х годов [ 22 ] [ 23 ] горные велосипеды имели от 7 до 36 скоростей и от 1 до 4 цепей на шатуне. [ 24 ] и от 5 до 12 звездочек в звездочке . Первоначально 30-скоростные, 33-скоростные и 36-скоростные горные велосипеды были признаны непригодными для работы, поскольку грязеотталкивающие свойства 10-, 11- или 12-скоростных кассет, а также сложность 10-скоростных Изначально считалось, что 11- или 12-скоростной задний переключатель не подходит в сочетании с передними переключателями, хотя 10-, 11- и 12-скоростные кассеты теперь являются обычным явлением в велосипедах с одной передней звездой, а также встречаются на некоторых горных велосипедах. Тем не менее, многие профессиональные горные байкеры стали использовать более узкую 10-скоростную дорожную цепь с 9-скоростной, чтобы уменьшить вес своего велосипеда. В начале 2009 года группа компонентов SRAM объявила о выпуске своего групсета XX, в котором используется 2-скоростной передний переключатель и 10-скоростной задний переключатель и кассета, как на шоссейном велосипеде. Грязезащитные свойства их 10-скоростной кассеты XX сделаны подходящими для использования на горных велосипедах благодаря обширной с помощью компьютерного числового управления обработке кассеты (ЧПУ). Из-за затрат времени и средств на создание такого продукта, они были нацелены только на топовых гонщиков XC. Однако к 2011 году 10-ступенчатая передача стала нормой и лидером рынка. Shimano даже предлагает свою бюджетную группу «Alivio» в 10-скоростной версии. [ 25 ] В июле 2012 года SRAM анонсировала трансмиссию 1×11 под названием XX1, в которой не используется передний переключатель для облегчения веса и простоты. [ 26 ] На Играх Содружества 2014 года в Глазго все ведущие гонщики использовали трансмиссии 1×11. Новая передача SRAM 1×12 была представлена в 2016 году как SRAM Eagle. Это дает велосипеду с одним кольцом цепи лучшую способность преодолевать подъемы.
Геометрия
[ редактировать ]Критическими углами в геометрии велосипеда являются угол головки (угол рулевой трубы ) и угол подседельной трубы (угол подседельной трубы ). Эти углы измеряются от горизонтали и существенно влияют на положение водителя и эксплуатационные характеристики велосипеда. Геометрия горного велосипеда часто включает угол подседельной трубы около 73 градусов, а угол рулевой трубы составляет от 60 до 73 градусов. Назначение велосипеда очень сильно влияет на его геометрию. В целом, более крутые углы (ближе к 90 градусам от горизонтали) более эффективны для педалирования на подъемах и обеспечивают более четкое управление. Более слабые углы (наклоненные дальше от вертикали) предпочтительны для высоких скоростей и устойчивости на спуске.
Приостановка
[ редактировать ]Раньше горные велосипеды имели жесткую раму и вилку. В начале 1990-х годов были представлены первые горные велосипеды с амортизационной вилкой. Это сделало езду по пересеченной местности более легкой и менее физически напряженной. Первые вилки передней подвески имели около 1 Ход подвески составляет от 1 ⁄ до 2 дюймов (от 38 до 50 мм). После того, как была введена подвеска, велосипеды с передней подвеской и жесткими задними колесами без подвески, или «хардтейлы», почти в мгновение ока стали популярными. Хотя конструкция хардтейла имеет преимущества более низкой стоимости, меньшего обслуживания и большей эффективности педалирования, она постепенно теряет популярность из-за усовершенствований конструкции полной подвески. Подвески передней вилки теперь доступны с ходом 8 дюймов (200 мм) и более (см. выше в разделе «Конструкции »).
Многие новые горные велосипеды имеют конструкцию «полной подвески», известную как двойная подвеска, что означает, что как переднее, так и заднее колесо оснащены амортизатором той или иной формы, когда колесо прикрепляется к велосипеду. Это обеспечивает более плавную езду, поскольку передние и задние колеса теперь могут двигаться вверх и вниз, поглощая силу препятствий, ударяющихся о шины. Велосипеды с двойной подвеской аналогичного качества значительно дороже, но это повышение цен приводит к значительному улучшению внедорожных характеристик, поскольку велосипеды с двойной подвеской намного быстрее на скоростном спуске и на технических/трудных участках, чем другие виды горных велосипедов. Это происходит потому, что когда колесо сталкивается с препятствием, оно имеет тенденцию подпрыгивать вверх. Из-за потери некоторой энергии движения вперед при движении вверх теряется некоторая скорость. Велосипеды с двойной подвеской решают эту проблему, поглощая эту направленную вверх силу и передавая ее на амортизаторы передних и задних колес, резко уменьшая преобразование импульса движения вперед в бесполезное движение вверх. Недостатками задней подвески являются увеличенный вес, повышенная цена, а у некоторых конструкций снижение эффективности педалирования, что особенно заметно при езде по дорогам и твердым трассам. Поначалу ранние конструкции задней подвески были слишком тяжелыми и подвержены либо раскачиванию, либо блокировке, вызванному вращением педалей.
Дисковые тормоза
[ редактировать ]В большинстве новых горных велосипедов используются дисковые тормоза. Они обеспечивают значительно улучшенную тормозную способность (требуется меньшее давление на рычаг, обеспечивая большую модуляцию торможения) по сравнению с ободными тормозами при любых условиях. [ нужна ссылка ] особенно неблагоприятные условия, поскольку расположены в центре колеса (на ступице колеса). Поэтому они остаются более сухими и чистыми, чем колесные диски, которые быстрее загрязняются или повреждаются. Недостатком дисковых тормозов является их повышенная стоимость и зачастую больший вес. Дисковые тормоза не позволяют перегреваться шинам при длительных спусках; вместо этого в роторе накапливается тепло, которое может стать очень горячим. Существует два типа дисковых тормозов: гидравлические, в которых используется масло в магистралях, чтобы прижимать тормозные колодки к роторам и останавливать велосипед. Они стоят дороже, но работают лучше. Механический, в котором используются провода в линиях, чтобы прижимать колодки к роторам.
Конструкция колес и шин
[ редактировать ]Типичными особенностями горного велосипеда являются очень широкие шины. Исходные колеса диаметром 26 дюймов и шириной ≈2,125 дюйма ( диаметр обода 559 мм по ISO ) все чаще вытесняются 29-дюймовыми колесами с шириной ≈2,35 дюйма (диаметр обода 622 мм по ISO), а также колесами диаметром 27,5 дюймов с ≈2,25 ширины (диаметр обода ISO 584 мм), особенно на рамах меньшего размера для невысоких райдеров. Также доступны горные велосипеды с 24-дюймовыми колесами, иногда для прыжков в грунт или в качестве велосипеда для юниоров. [ 27 ]
Размеры велосипедных колес не являются точными измерениями: 29-дюймовое колесо для горного велосипеда с диаметром посадочного места борта 622 миллиметра (24,5 дюйма) (термин «диаметр посадочного места борта» (BSD) используется в системе определения размеров шин и ободов ETRTO ) и Средняя 29-дюймовая покрышка для горного велосипеда (в обозначениях ISO) 59-622 соответствует наружному диаметру около 29,15 дюймов (740 мм). [ 27 ]
Колеса диаметром 622 мм входят в стандартную комплектацию шоссейных велосипедов и широко известны как 700C. В некоторых странах, в основном в континентальной Европе , колеса 700C (622 мм) обычно называют 28-дюймовыми. [ 27 ] 24-дюймовые колеса используются на велосипедах для дерт-джампинга, а иногда и на велосипедах для фрирайда, только заднее колесо, так как это делает велосипед более маневренным. 29-дюймовые колеса когда-то использовались только для езды по пересеченной местности, но теперь становятся все более обычным явлением в других дисциплинах катания на горных велосипедах. Горный велосипед с колесами 29 дюймов часто называют 29er , а велосипед с колесами 27,5 дюйма называют горным велосипедом 27,5 дюйма или маркетинговым термином «велосипед 650B». [ 27 ]
Колеса бывают различной ширины: от стандартных дисков, подходящих для использования с шинами размером от 1,90 до 2,10 дюйма ( от 48 до 53 мм ), до ширины 2,35 и 3,00 дюйма (60 и 76 мм), популярной на велосипедах для фрирайда и скоростного спуска. Хотя более тяжелые колесные пары предпочтительнее во фрирайде и скоростном спуске, достижения в технологии колес постоянно снижают вес мощных колес. Это очень выгодно, поскольку вес качения сильно влияет на управляемость и контроль, которые очень важны для технической природы фрирайда и скоростного спуска.
Самая широкая ширина колес/покрышек, обычно 3,8 дюйма (97 мм) или больше, иногда используется велосипедистами , которые используют свои горные велосипеды для езды в зимнее время в заснеженных условиях.
Производители выпускают велосипедные покрышки с самым разнообразным рисунком протектора для удовлетворения различных потребностей. К этим стилям относятся: гладкие уличные шины, уличные шины с центральным выступом и внешним протектором, полностью шипованные, предназначенные для передней части, для задней части и зимние шипованные. Некоторые шины могут быть специально разработаны для использования в определенных погодных условиях (мокрых или сухих) и условиях местности (твердой, мягкой, грязной и т. д.). Другие конструкции шин пытаются быть универсальными. В рамках одного и того же предполагаемого применения более дорогие шины, как правило, легче и имеют меньшее сопротивление качению. Липкие резиновые шины теперь доступны для использования на велосипедах для фрирайда и даунхилла. Хотя эти шины изнашиваются быстрее, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой в любых условиях, особенно при прохождении поворотов. Шины и диски доступны как в камерном, так и в бескамерном исполнении, причем в последнее время (2004 г.) бескамерные шины завоевали популярность благодаря своей устойчивости к скольжению.
Шины также поставляются с камерами, бескамерными и готовыми к бескамерному использованию. Шины с камерами имеют стандартную конструкцию и наиболее просты в использовании и обслуживании. Бескамерные шины значительно легче и часто имеют лучшие характеристики, поскольку вы можете эксплуатировать их при более низком давлении в шинах, что приводит к лучшему сцеплению и увеличению сопротивления качению. Шины, готовые к бескамерному использованию, — это шины, в которых могут использоваться камеры или быть бескамерными. Для крепления уплотнителя к ободу без трубки используется жидкий герметик. [ 28 ] Популярные производители шин включают Wilderness Trail Bikes , Schwalbe, Maxxis, Nokian, Michelin, Continental, Tioga, Kenda, Hutchinson, Specialized и Panaracer.
Тандемы
[ редактировать ]Горные велосипеды доступны в тандемных конфигурациях. Например, Cannondale и Santana Cycles предлагают модели без подвески, а Ellsworth , Nicolai и Ventana производят тандемы с полной подвеской.
См. также
[ редактировать ]- Велосипед
- Электрический велосипед
- Велосипедная передача
- Велосипедная подвеска
- Катание на горном велосипеде
- Эндуро (катание на горном велосипеде)
- Фильмы о фрирайде и катании на горных велосипедах
- Глоссарий велосипедного спорта
- Международная ассоциация горных велосипедистов
- Список производителей велосипедов
- Список запчастей велосипеда
- Гонки на горных велосипедах
- Ориентирование на горных велосипедах
- Катание на горных велосипедах
- Горный квадрацикл
- Горный моноцикл
- Национальная ассоциация внедорожных велосипедов (NORBA)
- Сингл-трек
- Трансрокиезы
- Кросс-триатлон
- Зал славы горных велосипедов
- Чемпионат мира UCI по маунтинбайку и триалу
СМИ, связанные с горными велосипедами, на Викискладе?
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шелдон Браун . «Велосипедный словарь Шелдона Брауна» . Проверено 6 апреля 2020 г.
«Горный велосипед» (MTB) — это в настоящее время предпочтительный термин для обозначения велосипедов, предназначенных для езды по бездорожью.
- ^ «Что делает горный велосипед намного медленнее шоссейного?» . Форум обзоров горных велосипедов . 6 ноября 2009 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Эшли Кейси . «Горный велосипед лучшего качества» . Проверено 19 мая 2017 г.
АТБ «Вездеходный велосипед».
- ^ Олсен, Дж. (1999). Катание на горном велосипеде. Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books.
- ^ Том Эмброуз (2013). История езды на пятидесяти велосипедах . Родейл Пресс. п. 157.
У них были хорошие возможности для освоения будущего рынка, но компания считала, что вездеходные велосипеды станут недолговечным явлением.
- ^ Макс Роман Дилтей (5 февраля 2014 г.). «Лучшие вездеходные велосипеды» . LiveStrong.com . Проверено 21 мая 2017 г.
Вездеходные велосипеды подходят для различных дисциплин и условий.
- ^ Стив Уорланд (18 сентября 2012 г.). «Что такое 29er?» . БайкРадар . Проверено 27 августа 2015 г.
К сожалению, у Moulton ATB был довольно существенный недостаток.
- ^ Юджин А. Слоан (1991). Полная книга Слоана о вездеходных велосипедах . Саймон и Шустер.
- ^ Уилсон, Дэвид Гордон ; Пападопулос, Джим (2004). Велосипедная наука (Третье изд.). Массачусетский технологический институт Пресс. стр. 100-1 2, 27 , ISBN 0-262-73154-1 .
Отметим также... огромную популярность современного вездеходного (или горного) велосипеда (АТВ).
- ^
Шелдон Браун . «Велосипедный словарь Шелдона Брауна Ан-Аз: АТБ» . Проверено 19 мая 2017 г.
АТБ «Вездеходный велосипед». Устаревший термин для обозначения горных велосипедов.
- ^ Джобст Брандт (2005) [1998]. «Краткая история горного велосипеда» . Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ «ИСТОРИЯ | Мариновский музей велосипедного спорта и Зал славы горных велосипедов» . mmbhof.org . 7 января 2014 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Кланкеры Крестед-Бьютт - Крестед-Бьютт, Колорадо» . cbklunkers.com . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ «Источник Weekly — 11 октября 2018» . Иссуу . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Берто, Фрэнк Дж. (2009). Рождение грязи: истоки катания на горных велосипедах . Ван дер Плас/Cycle Publishing. ISBN 978-1-892495-61-7 .
- ↑ Лига американских колесников, «Агенты перемен для езды на велосипеде». Архивировано 7 сентября 2012 года в Wayback Machine American Bicyclist, осень 2005 г., стр. 10–19. (стр. 15 «Джо Бриз», Тим Блюменталь.) Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «10 мужчин, которые изменили спорт», Mountain Bike Action, декабрь 1991 г., стр. 99-104.
- ^ Кеппель, Дэн. «Джо Бриз снова хочет изменить мир». Велосипед, Том. 44 Выпуск 8, сентябрь 2003 г., стр. 32–40.
- ^ «Выпущен первый серийный горный велосипед | Маринский музей велосипедного спорта и Зал славы горных велосипедов» . mmbhof.org . 18 июня 2014 года . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Роджерс, Себ (23 октября 2010 г.). «Интервью: основатель Specialized Майк Синьярд» . БайкРадар . Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ ДЖОЗЕФ ДЖОВАННИНИ (30 июля 1983 г.). «ПРОЧНЫЙ ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ЗАВОЕВЫВАЕТ СЕРДЦА В ГОРОДЕ» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Изобретение велосипеда». Экономист . Том. 324, нет. 7770. 1 августа 1992. стр. 61–62.
- ^ Руибал, Сал (22 марта 2006 г.). «Все еще измельчаю спустя все эти годы» . США сегодня . Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ Мишель Ганьон (15 августа 2010 г.). «Установка 4 передних звезд, чтобы без труда подняться практически на что угодно» . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ «Испытание цепи BikeRumor: окончательное испытание на износ цепи MTB 9 против 10» . Байкелумор . 16 марта 2011 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ БайкРадар Великобритания. «Выпуск SRAM XX1 запланирован на октябрь 2012 г.» . БайкРадар . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Шелдон Браун: Системы определения размеров шин» . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Кэмпбелл, Дэн; Чарли Лейтон (май 2009 г.). «Знай свою резину». Горный велосипед : 51.