Храм Афины Ники


Храм Афины Ники ( греч . Ναός Αθηνάς Νίκης, Naós Athinás Níkis ) — храм на Афинском Акрополе , посвященный богиням Афине и Нике . Построенный около 420 г. до н. э., храм является самым ранним полностью ионическим храмом на Акрополе. Он занимает видное место на крутом бастионе в юго-западном углу Акрополя, справа от входа, Пропилеи . В отличие от собственно Акрополя, обнесенное стеной святилище входило через Пропилеи, Святилище Победы было открытым, вход в него осуществлялся с юго-западного крыла Пропилеи и с узкой лестницы на севере. Отвесные стены его бастиона были защищены с севера, запада и юга Парапетом Ники , названным в честь фриза, на котором Никай празднует победу и приносит жертву своей покровительнице Афине и Нике .
Ника была богиней победы в греческой мифологии , и Афине поклонялись в этой форме, символизирующей победу в войне. Граждане поклонялись богиням в надежде на успешный исход долгой Пелопоннесской войны, ведущейся против спартанцев и их союзников. [ 1 ]
История
[ редактировать ]

Культ Афины-Ники действовал еще в начале шестого века до нашей эры. На остатках микенского бастиона культовое изображение сидящей Афины с гранатом в правой руке и шлемом в левой было помещено на квадратное известняковое основание. Святилище Афины-Ники было разрушено персами в 480-479 гг. до н.э. и на его остатках был построен храм. [ 2 ] Строительство нового храма началось в 449 г. до н.э. и было завершено около 420 г. до н.э. Культом руководила жрица Афины Ника , назначавшаяся путем демократического надела. [ 1 ] Если бы храм все еще использовался в IV веке, он был бы закрыт во время преследований язычников в поздней Римской империи .
Афины пали под властью Османской империи в 1456 году. Храм оставался нетронутым, пока он не был снесен в 1686 году османами, которые использовали камни для строительства оборонительных сооружений. В 1834 году храм был реконструирован после обретения Греции независимости. В 1998 году храм был разобран, чтобы заменить осыпающийся бетонный пол, а его фриз был снят и помещен в новый Музей Акрополя , открывшийся в 2009 году. [ 3 ] Храм Афины-Ники часто закрывают для посетителей, поскольку работы продолжаются. Новая музейная экспозиция состоит из фрагментов этого места до того, как считалось, что персы разрушили его в 480 году до нашей эры. Были спасены скульптуры с фризов, такие как: деяния Геракла, статуя Москофора, поврежденная скульптура богини, приписываемой Праксителю, и всадник Рампин, а также эпиграфические посвящения, указы и стелы. [ 4 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храм Афины-Ники был закончен около 420 г. до н.э. [ 5 ] во время Никийского мира . Это тетрастиль (четыре колонны ) ионического строения с с колоннадой портиком на переднем и заднем фасадах ( амфипростиль ), спроектированный архитектором Калликратом . Колонны восточного и западного фронтов представляли собой монолитные колонны. Храм имел длину 8 метров (26 футов), ширину 5,5 метра (18 футов) и высоту 7 метров (23 фута). Общая высота от стилобата до вершины фронтона при сохранении храма составляла скромные 7 метров (23 фута). Отношение высоты к диаметру колонн составляет 7:1, а не более стандартное соотношение 9:1 или 10:1 в ионических зданиях. Построенный из белого пентелийского мрамора , он строился поэтапно, поскольку позволяло ограниченное войной финансирование.
Фризы и парапеты
[ редактировать ]Фризы
[ редактировать ]Фризы со всех сторон были здания антаблемента украшены рельефной скульптурой в идеализированном классическом стиле V века до нашей эры. Ориентация храма устроена так, что Восточный фриз находится над входом в храм со стороны крыльца. На северном фризе изображена битва между греками с участием кавалерии. Южный фриз изображал решительную победу над персами в битве при Платеях . На восточном фризе было изображено собрание богов Афины , Зевса и Посейдона , отражающее афинские религиозные верования и почитание богов, связанных с социальным и политическим климатом Афин V века. На западном фризе сохранилось значительное количество оригинальной скульптуры. Подобно восточному фризу, он, скорее всего, рассказывает историю битвы или, точнее, победы. Изображено несколько трупов (больше, чем на любом из трех других фризов), а также изображения одного, которого вот-вот убьют, а также несколько фигур в шлемах. Эта битва между армиями, скорее всего, изображает резню коринфян афинянами. [ 6 ]
Через некоторое время после завершения строительства храма, около 410 г. до н.э., вокруг него был добавлен парапет , чтобы люди не падали с крутого бастиона . Снаружи парапет был украшен резными рельефными скульптурами, изображающими Нику в различных действиях, в том числе двух Никай, устанавливающих трофей, и все в процессии. [ 7 ]
Архитекторы Кристиан Хансен и Эдуард Шауберт раскопали храм в 1830-х годах. Здание было полностью разобрано в 17 веке, а камень встроен в турецкую стену, окружающую холм. Примитивный анастилоз был осуществлен в 1836 году, когда храм был заново возведен из оставшихся частей. Третья реставрация была завершена летом 2010 года. [ 8 ] Основная конструкция, стилобат и колонны практически не повреждены, за исключением крыши и большей части тимпанов . Фрагменты скульптурного фриза выставлены в Музее Акрополя и Британском музее ; их копии закреплены на своих местах в храме.
Парапет Ники
[ редактировать ]
На парапете должна была стоять знаменитая мраморная статуя бескрылой Ники. В положении этой статуи Ника наклоняется к правой ноге, ее правая рука тянется к сандалии, а ее одежда соскальзывает с ее плеча. Некоторое время было много споров о том, что символизирует эта статуя. Есть много других вариантов использования греческого искусства, связанного с сандалиями, которое можно найти на чашках, вазах и даже на фризах Парфенона. Однако все эти версии изображают субъектов, наклонившихся с вытянутыми обеими руками, чтобы поправить или завязать сандалии. Разница в образах одной руки и двух – вот что привело к расхождению в значении статуи бескрылой Ники. Скорее всего, Найк вместо этого снимает или ослабляет сандалию, а не поправляет или надевает ее. Считается, что такое использование изображений используется для демонстрации снятия обуви с тех, кто входит в храм, чтобы отдать дань уважения Афине, поскольку это было традиционное действие поклонения в этом пространстве. [ 9 ] Статуя была обнаружена в 1835 году недалеко от храма. Считается, что он стоял на южной стороне храма. В настоящее время хранится в Музее Акрополя (инвентарный номер Ακρ. 973). [ 10 ]
Знаменитый парапет, на котором Ника снимает сандалии, является примером мокрой драпировки . [ 11 ] Мокрая драпировка предполагает демонстрацию формы тела, а также сокрытие тела драпировкой одежды. Некоторые фризы относятся к Персидской и Пелопоннесской войнам. Фризы содержали кавалерийскую сцену Марафонской битвы и победу греков над персами в битве при Платеях. Сражения отражают господство Греции и Афин посредством военной мощи и исторических событий. [ 12 ] Статуя Ники стояла в целле , иначе называемой наос . Ника изначально была богиней «крылатой победы» ( см. крылатую Нику Самофракийскую ). Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники побудило афинян в последующие века называть ее Apteros Nike или бескрылая победа, и возникла история о том, что статую лишили крыльев, чтобы она никогда не могла покинуть город.
Карниз и кима
[ редактировать ]
Карниз
[ редактировать ]Карниз соответствует стандартному архитектурному проекту, расположен непосредственно над фризом и окружает всю конструкцию. Многие обнаруженные части карниза считаются частью храма Афины-Ники, однако некоторые археологи полагают, что некоторые из частей, найденных рядом с храмом, могут не быть его частью. Эти части карниза изнутри покрыты множеством отверстий, что подтверждает идею о том, что карниз удерживался на месте дюбелями, которые соединяли его с фризом. Многие из этих карнизов настолько изношены и изношены, что отверстий для дюбелей больше не видно. [ 12 ]
Карниз тянется ровно и без молдингов, которые создавали бы дизайн. Если бы существовал дизайн, он не был бы скульптурным. Есть свидетельства того, что карниз когда-то был покрашен. Однако, поскольку архитектура обветшала в течение столь долгого времени, любые знания о том, каким мог быть этот дизайн, давно утеряны.
Кима
[ редактировать ]Прямо над карнизом, с северной и южной сторон храма, возвышается кима. Они располагаются под углом с обеих сторон, создавая уклон, образующий кровлю и фронтон. Вдоль цимы тянется ряд львиных голов, выходящих наружу. На каждом конце кимы, где углы переходили в восточную и западную стороны храма, прямо над кимой есть вырезы, где должна была быть размещена акротерия. [ 12 ]
Акротерия
[ редактировать ]Основная часть центральной статуи, составлявшая акротерию, была сделана из бронзы, а не из мрамора. Есть свидетельства нанесения золотой фольги и золотой проводки через основной бронзовый сердечник. Исследователи выдвинули гипотезу о форме статуи, но нет никаких следов оригинальной скульптуры, которые бы указывали на то, как на самом деле выглядела центральная акротерия. То же самое можно сказать и о статуях, составлявших восточную и западную акротерии. Обе были сделаны из бронзы, и невозможно узнать, какими могли быть эти фигуры. Теории вокруг фигуры центральной статуи включают крылатого коня Пегаса или чудовище Химеру . [ 2 ] Однако эти теории могут быть маловероятными, поскольку пропорции тел этих животных не соответствовали тому месту, где их ступни были бы расположены в базовом блоке акротерии. [ 13 ]
Теории статуй
[ редактировать ]Возможная теория центральной акротерии могла бы представлять собой бронзовый треножник, похожий на те, которые стояли в храме Зевса в Олимпии. Эта гипотеза не была опровергнута по нескольким причинам: 1) Это было бы реалистичным ответом на вопрос о форме статуи, поскольку размеры треножников вписывались в вырезы поддерживающего блока (в отличие от теорий о животных). 2) Тренога, скорее всего, была статуей с бронзовым сердечником, служившим акротерием. 3) Штатив обычно используется как символ победы.
Памятный трофей — еще одна теория центральной акротерии, которую еще предстоит опровергнуть по тем же причинам, что и треножник. На окружающих парапетах также есть несколько скульптур, изображающих Нику, устанавливающего трофей.
Последняя теория, которую еще предстоит опровергнуть, — это центральная акротерия летающей Ники. Идея состоит в том, что статуя крылатой Ники должна была быть установлена прямо над щитом, а по обе стороны от нее стояли Никай с оружием, посвященным богине. Акротерия храма Зевса в Олимпии была бы хорошей статуей для сравнения, за исключением двух Никаев. Такая форма центральной акротерии могла бы объяснить наличие черенков в опорном блоке, которые не совпадали с некоторыми другими формами. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Список древнегреческих храмов
- Архитектура Древней Греции
- Искусство Древней Греции
- Классическая архитектура
- Классическая скульптура
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- греческой архитектуры Британская энциклопедия , 1968.
- Греция: От Микен до Парфенона , Анри Стирлин, TASCHEN , 2004.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коннелли, Джоан Бретон, Портрет жрицы: женщины и ритуалы в древней Греции, Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б СТЮАРТ, ЭНДРЮ Ф. (1985). «История, миф и аллегория в программе храма Афины-Ники в Афинах» . Исследования по истории искусства . 16 : 53–73. ISSN 0091-7338 . JSTOR 42617835 .
- ^ Н, Джеймс (декабрь 2009 г.). «Акрополь и его новый музей». Античность . 83 (322): 1144–1151. дои : 10.1017/S0003598X00099427 . S2CID 160355685 .
- ^ Дуамато, Ламия (1980). Храм Афины Ники . Монтичелло, штат Иллинойс: Библиографии Вэнса.
- ^ Харвит, Джеффри (2004). Акрополь в эпоху Перикла . Издательство Кембриджского университета. п. 183. ИСБН 0521527406 .
- ^ Пембертон, Элизабет Гамми (июль 1972 г.). «Восточный и западный фризы храма Афины Ники» . Американский журнал археологии . 76 (3): 303–310. дои : 10.2307/503923 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 503923 . S2CID 155917173 .
- ^ Роудс, Робин (1995). Архитектура и значение Афинского Акрополя . Издательство Кембриджского университета. п. 120. ИСБН 0521469813 .
- ^ «СЕРВИС РЕСТАВРАЦИИ АКРОПОЛЯ» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2016 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- ^ Янг, Яэль (июль 2015 г.). «Связать, ослабить или поправить ее сандалию?: На Нике с парапета храма Афины-Ники» . Источник: Записки по истории искусства . 34 (4): 2–9. дои : 10.1086/686280 . ISSN 0737-4453 . S2CID 190844675 .
- ^ «Храм Афины-Ники. Парапет. Южная плита. «Сандаловница» » . Музей Акрополя . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Гарднер, Хелен, 1878–1946 (2013). Искусство Гарднера сквозь века: мировая история . Кляйнер, Фред С. (14-е изд., [переработанное и дополненное] изд.). Австралия. ISBN 978-0-8400-3078-8 . OCLC 894921256 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Горэм, Стивенс (1908). «Карниз храма Афины Ники». Американский журнал археологии . 12 (4): 398–405. дои : 10.2307/497041 . JSTOR 497041 . S2CID 192945630 .
- ^ Jump up to: а б Шульц, Питер. «Акротерия храма Афины Ники». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 70, вып. 1 (2001): 1–47. дои : 10.2307/2668486 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]