Протестантская реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии
Реформатская протестантская церковь Эльзаса и Лотарингии Протестантская реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии | |
---|---|
Классификация | протестант |
Ориентация | Континентальная реформатская |
Теология | Кальвинизм |
Политика | пресвитерианский |
Лидер | Кристиан Кригер |
Ассоциации | CCR , CPCE , FPF , UEPAL , WCC и WCRC |
Штаб-квартира | Страсбург , Эльзас |
Источник | 1895 в Страсбурге |
Ответвление от | до 1905 г. Реформатская церковь Франции |
Конгрегации | 52 |
Члены | 33,000 |
Часть серии о |
Эльзас |
---|
Часть серии о |
Лотарингия |
---|
Протестантская церковь реформатская Лотарингии Эльзаса и северо-восточной Лотарингии German: Reformierte Kirche von Elsass und Lothringen; Alsatian: d'Reformierta Kìrch vum Elsàss ùn Lothringa) is a Calvinist denomination in и ( департамент Мозель ) , Франция . Как церковный орган, он имеет статус établissement public duculte ( общественное культовое учреждение ).
Вероучения и членство
[ редактировать ]EPRAL придерживается Апостольского Символа веры , Никейского Символа веры , Гейдельбергского Катехизиса и Второго Гельветического Исповедания . EPRAL насчитывает около 33 000 членов в 52 общинах, которые обслуживают 50 пасторов. [ 1 ] Конгрегации проводят службы на немецком языке и используют текущий немецкий протестантский сборник гимнов Evangelisches Gesangbuch, изданный протестантскими церковными организациями в Австрии, Франции (Эльзас-Мозель), Германии и Люксембурге (1993–1996 гг.) в региональном издании (Ausgabe Baden / Elsass-Lothringen). ), включая традиционные гимны Эльзаса, Бадена и Мозеля.
В 2006 году EPRAL вместе с EPCAAL сформировал Союз протестантских церквей Эльзаса и Лотарингии . Это не единый орган, но он обеспечивает общую структуру принятия решений и единый состав пасторов. [ 1 ] Однако обе церкви сохраняют свою собственную организацию. [ 2 ] EPRAL является членом Протестантской федерации Франции и Всемирного сообщества реформатских церквей . [ 3 ] и Всемирный совет церквей . EPRAL был одним из основателей Конференции церквей на Рейне в 1961 году, которая сейчас функционирует как региональная группа Сообщества протестантских церквей Европы (CPCE). EPRAL поддерживает тесные связи с Реформаторской церковью Франции.
История
[ редактировать ]Первая кальвинистская община в этом районе была основана Жаном Кальвином в Страсбурге в Эльзасе. Оно берет свое начало в самые ранние времена Реформации . В XVI и XVII веках население ряда небольших имперских поместий или вольных имперских городов, включая их правительства (князья или городские советы), приняло кальвинистское исповедание; на других подобных территориях правящие князья вводили кальвинистскую веру, используя свою привилегию Cuius regio, eius religio . Кальвинистские конфессии распространились в северной и восточной части региона с концентрацией в Мюлузе и Меце . В Страсбурге, некоторых анклавах на севере Эльзаса и Вогезах кальвинисты образуют лишь небольшие общины меньшинств, но республика в Мюлузе была кальвинистской во время Французской революции, когда вся их земля стала частью Франции.
После заключения Конкордата 1801 года с Ватиканом, обращающимся к французскому католицизму, в 1802 году Наполеон I издал декрет об органических статьях , которые составляли также другие существовавшие тогда основные религиозные группы во Франции, кальвинистов, евреев и лютеран, как признанные государственные религиозные организации. (établissements public duculte). Все эти органы следовали одной и той же модели с полуправительственными ведущими органами, такими как Реформированный Центральный совет ( Центральный совет ; основан 26 марта 1852 года) в Париже, Генеральная лютеранская консистория переименованная в высшую консисторию с 1852 года). (переименованная в высшую консисторию с 1852 года) в Страсбурге и израильская Генеральная консистория ( Центральная Консистория в Париже. В подчинении главных органов находились региональные консистории, каждая из которых состояла из нескольких общин, насчитывавших в общей сложности не менее 6000 душ. Органические статьи сформировали конституцию Реформатской церкви Франции до 1905 года. [ 4 ]
Представители кальвинистской церкви приняли навязанную правительством структуру, поскольку она не ставила кальвинистскую церковь в худшее положение, чем другие вероисповедания. [ 4 ] Однако модель иерархического полугосударственного управления Наполеона представляла собой резкое нарушение многих важнейших реформатских пресвитериальных и синодальных традиций. [ 4 ] Пасторы не нанимались и не получали зарплату от церковных людей, состоящих в общинах, но выбирались и получали зарплату от правительства и подчинялись назначенным правительством членам консисторий. [ 4 ]
Закон Наполеона не предусматривал создание общего синода , единственного органа, отвечающего за принятие решений по вопросам доктрины и учения для всей церкви, и хотя закон де-юре предусматривал создание региональных синодов, объединяющих представителей как минимум пяти консисториальных кругов, правительство де-факто никогда не допускал их созыва. [ 5 ] Из-за отсутствия общего синода, последний раз созванного в 1659 году, и без созыва провинциальных синодов, кальвинистские общины сформировали единственный орган, принимающий решения, хотя и ограниченный вопросами местной церкви, узаконенными кальвинистской доктриной. [ 4 ] До 1852 года закон даже не признавал кальвинистские общины, а рассматривал их как юридически неопределенные местные аванпосты полугосударственных консисторий.
26 марта 1852 года Наполеон III подписал указ, под влиянием Чарльза Рида который все еще не предусматривал создание общего синода, но, по крайней мере, делал реформатские конгрегации отдельными юридическими лицами, чьи руководящие органы (называемые пресвитериями) - согласно тогдашней реформатской доктрине - избирались взрослыми членами мужского пола. [ 6 ] Новый Центральный совет, созданный в 1852 году, высший исполнительный орган Реформатской церкви Франции, был укомплектован должностными лицами, назначенными правительством, что явно противоречило пресвитериальной и синодальной доктрине кальвинизма. [ 7 ]
В течение XIX века кальвинисты во Франции придерживались различных богословских движений, таких как традиционалистский кальвинизм, рационалистическое богословие , христианское возрождение и либеральное христианство . Итак, Реформатская церковь Франции до 1905 года вступила в серьезные споры по вопросам доктрины и преподавания, которые не могли быть решены из-за отсутствия Генерального синода. Многие кальвинисты были приверженцами движения христианского возрождения (во Франции их тогда называли évangéliques ), сталкиваясь со сторонниками религиозного либерализма. [ 6 ] Общины по-прежнему не могли нанять пасторов, поскольку советник был у полугосударственных консисторий. Когда консистории назначали пасторов определенного богословского направления в общину, члены и выборные органы которой придерживались другого мнения, это часто приводило к серьезным ссорам. [ 6 ]
Две пастырские конференции были созваны каждая сторонниками одного из двух основных течений французского кальвинизма; либералы встретились в Ниме, а сторонники возрождения - в Париже. [ 6 ] У них не было мандата на принятие обязательных решений, поскольку избранные миряне не были представлены. [ 6 ] Сторонники возрождения требовали общего синода для заключения обязательного исповедания веры, в то время как умеренные либералы соглашались, но радикальные либералы отрицали, что решение общего синода вообще будет обязательным в вопросах учения и доктрины. [ 6 ] Лишь в июне и июле 1872 г. французское правительство наконец разрешило созвать генеральный синод. [ 6 ]
Однако кальвинистские общины в Эльзасе и Лотарингском департаменте уже не могли извлечь из этого выгоду. После того, как Франция вела войну с Пруссией (тогда входившей в состав Северо-Германской конфедерации), первая потерпела поражение от второй и ее союзников. По Франкфуртскому договору Франция уступила Эльзас и части двух северо-восточных департаментов Лотарингии недавно объединенной Германии . Реформатские общины, насчитывавшие около 39 000 прихожан, были отделены от Реформатской церкви Франции в мае 1871 года. [ 8 ] В отличие от Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Франции (Église de la Confession d'Augsbourg de France), чья директория ( directoire ) и высшая консистория (consistoire superieur) располагались в Страсбурге в Эльзасе, причем подавляющее большинство ее членов также проживало в Эльзасе-Лотарингии и впоследствии преобразованной в протестантскую церковь Аугсбургского исповедания Эльзаса. и Лотарингии (Église протестантская де ла Конфессия Огсбурга в Эльзасе и Лотарингии; EPCAAL), территориально приуроченная к новому немецкому государству Эльзас-Лотарингия, центральный руководящий орган французских кальвинистов, Центральный совет, базировался в Париже. Уклоняясь от подчинения неизбираемому Центральному совету, укомплектованному большей частью сторонниками либерального христианства, которым отдавало предпочтение французское правительство, [ 9 ] был весьма желанным гостем среди кальвинистов в Эльзас-Лотарингии. [ 7 ]
В то время как эльзасские реформатские консистории включали в себя все кальвинистские конгрегации в Эльзасе, кальвинистские конгрегации в новом департаменте немецкой Лотарингии с 1850 года входили в состав консистории Нанси, так что реформатская консистория Меца была вновь основана в 1871 году, однако компетентна только для кальвинистов в немецкой Лотарингии. [ 10 ] Уже в 1822 году французское правительство учредило реформатскую консисторию в Меце, которая, однако, была перенесена в Нанси в 1850 году. [ 10 ] Тогдашние пять реформатских консисторий в Эльзасе-Лотарингии существовали бок о бок без какой-либо головной организации.
В этом их положение было похоже на положение трех израильских консисторий в этом районе, который был отрезан от парижской Центральной консистории. Сторонники кальвинизма и иудаизма затем предприняли попытку создать новые зонтичные организации по всему штату. [ 11 ] Согласно кальвинистской доктрине, новый центральный орган нуждался в мандате избранного синода, а не в полугосударственном органе. В 1872 году верховный президент Эдуард фон Мёллер отклонил предложения кальвинистов и евреев, утверждая, что он будет как можно меньше вмешиваться в нынешнее состояние юридических дел Эльзаса-Лотарингии до тех пор, пока не будет создан законодательный орган Эльзаса-Лотарингии. [ 12 ] В то же время Мёллер запретил кальвинистским консисториям посылать делегатов на Эйзенахскую церковную конференцию (Эйзенахская церковная конференция). [ 13 ] Когда в 1882 году пяти реформатским консисториям было предложено послать делегата на конференцию церкви в Эйзенахе, консистории, не имевшие единого органа, долго спорили о том, кого послать. [ 14 ]
В 1885 году государственная администрация предложила кальвинистской консистории Меца подать заявку на слияние с EPCAAL. [ 14 ] Консистория Меца, другие четыре кальвинистские консистории и EPCAAL выступили против этого предложения. [ 15 ] Поэтому эльзасские реформатские консистории почувствовали необходимость основать кальвинистскую церковь по всему штату и выступили с этой целью с новой инициативой. [ 16 ] К середине 1892 года четыре делегата консистории Эльзаса сформировали комитет для подготовки учредительного синода, в то время как Мец отказался участвовать. [ 5 ] В октябре комитет направил свое предложение в государственную администрацию и попросил ее созвать этот синод. [ 5 ] Хотя государственная администрация отклонила учредительный синод в феврале 1892 года как не предусмотренный французским законодательством, на этот раз она предложила реформатскому комитету альтернативу, созвав региональный синод, как это предусмотрено французскими органическими статьями, если применяются пять консисторий. [ 17 ]
Теперь эльзасские кальвинисты поддержали предложение администрации отложить любые решения кальвинистских консисторий относительно новых правил экзаменов для выпускников протестантского богословия Страсбургского университета, утверждая, что они могут быть эффективно приняты только после создания кальвинистской церковной организации. [ 18 ] Теперь консистория Меца положила конец подготовительным работам, потребовав ее слияния с EPCAAL. Однако теперь Департамент юстиции и по делам религии государственной администрации «определил, что закон требует только наличия пяти консисторий, доступных для синода, а не того, чтобы все пять согласились сформировать орган». [ 19 ] Это произошло потому, что по французскому законодательству правительство созвало региональные синоды в пределах как минимум пяти консисторий, тогда как соответствующие консистории не имели права голоса по этому вопросу.
Французский закон противоречил сам себе в том, как выбирать делегатов для кальвинистского регионального синода: либо консистории посылали делегатов (Органические статьи), либо приходы выбирали представителей (декрет 1852 г.). Таким образом, только 16 и 17 апреля 1895 года представители четырех эльзасских реформатских консисториальных округов при бойкоте Меца сформировали свой синод, формально составив, таким образом, сегодняшнюю Протестантскую реформатскую церковь Эльзаса и Лотарингии (EPRAL). [ 20 ] С тех пор синодалы избирают Синодальный совет (Conseil Synodal, Synodalvorstand) в качестве центрального руководящего органа церкви, представляющего синод, когда он не созывается.
В 1901 году Верховная лютеранская консистория EPCAAL решительно отвергла принятие консистории Меца в EPCAAL в качестве объединенной протестантской консистории, а президент департамента Лотарингии Ганс фон Хаммерштейн-Локстен , выступая за союз кальвинистов и лютеран, прекратил свое президентство. срок. [ 21 ] В ноябре 1902 года кальвинистская консистория Меца отдалась на произвол судьбы, согласилась стать частью EPRAL и начала участвовать в кальвинистских организациях штата, созданных семью годами ранее. [ 22 ] Поэтому Мец выдвинул некоторые условия, которые реформатские синодалы охотно выполнили в 1903 году. Особый объединенный протестантский характер нескольких конгрегаций в консистории Меца должен был быть сохранен, и конгрегации должны были иметь право официально использовать, если они того пожелают, протестантский бренд. (евангелиш) вместо реформатского в названии прихода. [ 22 ]
После 1871 года многие люди из внутренней Германии поселились в Эльзас-Лотарингии, среди них довольно мало кальвинистов, поскольку кальвинизм является религией меньшинства среди немецких протестантов, которые тогда еще составляли большинство в общей численности населения Германии.
Во всех трех тогдашних федеральных землях Германии, прилегающих к Эльзасу-Лотарингии, Бадену , Баварскому Пфальцу и прусской Рейнской области , кальвинистские и лютеранские церковные организации объединились либо через единую протестантскую конфессию ( Евангелическая государственная церковь в Бадене с 1821 г., Протестантская государственная церковь Пфальца по состоянию на 1817 г.) или только в администрации (посредством единого зонтика), поддерживая отдельные конфессии в местных общинах ( Евангелическая государственная церковь старых провинций Пруссии ; объединенный зонтик с 1817 г.). [ 23 ] Таким образом, у протестантских чиновников из внутренней Германии, делегированных на посты в Эльзас-Лотарингии, часто не было рутины, когда кальвинистская и лютеранская церкви существовали бок о бок. [ 24 ] Это вызвало их ожидания объединения реформатской и лютеранской церквей в Эльзас-Лотарингии, чему способствовала администрация Эльзас-Лотарингии. [ 8 ] тем более что глава государства Эльзас-Лотарингия, сам германский император, в личной унии король Пруссии был как таковой верховным правителем единого старопрусского церковного тела.
Однако Верховная лютеранская консистория в Страсбурге заявила о своем дальнейшем существовании как признанная религиозная организация публичного права в 1872 году, хотя и ограничилась только Эльзасом-Лотарингией, так что после этого любое слияние с более мелкими кальвинистскими консисториями - по членству - стало маловероятным и не материализовалось. в конце концов. Тем не менее, власти затягивали признание единой эльзасско-лотарингской реформатской церкви. Только 21 июня 1905 года Эльзасско-Лотарингский государственный комитет (Landesausschuss, между 1874 и 1911 годами непрямо избираемый парламент), приняв первый закон, изменяющий французское правовое положение в отношении религиозных организаций, признал Синодальный совет руководящим органом реформатской церкви. Эльзаса и Лотарингии. [ 8 ] [ 25 ] Согласно новой Конституции Эльзаса-Лотарингии, принятой в 1911 году, президент Синодального совета как представитель одной из двух протестантских региональных церквей в Эльзасе-Лотарингии, как и по одному представителю каждой публично-правовой религиозной организации в Эльзасе-Лотарингии, [ 26 ] стал по должности членом первой палаты парламента Эльзас-Лотарингии (Ландтаг). Чарльз Пипенбринг , президент Синодального совета с 1898 по 1913 год, представлял церковь в ландтаге, затем его примеру последовал Альберт Кунц .
В то время как в метрополии Франции французский закон 1905 года об отделении церквей и государства отменил Конкордат 1801 года и органические статьи; эти положения оставались действующим законом в Эльзасе-Лотарингии даже после его возвращения во Францию как часть местного закона в Эльзасе-Мозеле . [ 27 ] Только во время немецкой оккупации (1940–1944/1945) органические изделия были отменены в 1941 году в рамках нацистской политики Weltanschauung, покончившей с государственным финансированием религиозных организаций и религиозным обучением во всех школах. Но с восстановлением французского законодательства правовой статус, существовавший до 1940 года, был восстановлен. Таким образом, EPRAL не может объединиться с новой Реформатской церковью Франции , религиозной ассоциацией, созданной в 1938 году путем слияния четырех религиозных организаций, если только EPRAL не откажется от своего согласующего статуса, который также предусматривает оплату духовенству правительством и учениками-кальвинистами в государственные школы имеют право участвовать в уроках религиозного обучения в соответствии с руководящими принципами EPRAL.
Организация
[ редактировать ]ЕПРАЛ имеет пресвитериально -синодальную систему церковного управления . [ 28 ] Законодательным органом ЕПРАЛ является синод , состоящий из 33 синодалов. Они избирают и контролируют Синодальный совет (Conseil sinodal) и его президента сроком на три года. [ 25 ] С 1 сентября 2012 года президентом Синодального совета является пастор Кристиан Кригер. Штаб-квартира EPRAL (Синодальный совет) находится в Страсбурге.
EPRAL имеет мобильную форму пастырского служения. Конгрегации (paroisses, т.е. приходы) сгруппированы в четыре (до 2009 года пять) консисториальных округов: консистории базируются в Бишвиллере , Меце , Мюлузе и Страсбурге. Бывшая консистория Сент-Мари-о-Мин была объединена с территорией Страсбурга из-за уменьшения числа прихожан в 2009 году. Согласно French Organic Articles, каждый раз несколько конгрегаций образуют консисторию (consistoire), используя этот термин для обозначения правления. и его район. [ 29 ] Как религиозные корпорации статутного права ( établissements publics descultes ), консистории имеют статус юридического лица, владеют собственной собственностью и получают пожертвования от приходов-членов. [ 29 ]
Каждая консистория состоит из всех пасторов, действующих в своем округе, и двойного числа мирян, избираемых на трехлетний срок пресвитериями поместной церкви . [ 29 ] Члены консистории избирают из своей среды исполнительную власть — консисториальный совет ( Conseil консисториал ) из четырех членов. [ 29 ] Решения Консистории представляются министру внутренних дел Франции , который может опротестовать их в течение двухмесячного периода, и докладываются Синодальному совету ЕПРАЛ. [ 29 ] Консистории назначают пасторов по предложению пресвитерия соответствующей общины. [ 29 ] рукоположение женщин и благословение однополых браков Допускаются .
Президенты
[ редактировать ]Выбор президентов Синодального совета (французский: Président du Conseil Synodal ):
- 1895–1898: Карл Буль (1821–1898), [ 30 ] титулованный председатель Синодального совета
- 1898–1913: Чарльз Пипенбринг (1840–1928), [ 30 ] титулованный председатель Синодального совета
- 1913–1935: Альберт Кунц, [ 30 ] до 1919 г. — председатель Синодального совета.
- 1935–1955: Шарль Бартолме (1881–1962).
- 1955–1970: Филипп Эдуард Вагнер
- 1970–1982: Кристиан Шмидт
- 1982–1988: Тереза Клипффель
- 1988–2000: Антуан Пфайффер
- 2000–2006: Жан-Поль Умбер
- 2006–2012: Жоффруа Гетц
- 2012 – настоящее время: Кристиан Кригер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии — Всемирный совет церквей» . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Колетт Шроди. «История протестантизма – Генерал – кто мы?» . Uepal.fr . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Церкви-члены | Объединяем 80 миллионов реформатских христиан по всему миру» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и NN, «Французский конкордат» , по теме: Виртуальный музей французского протестантизма , получено 29 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870–1914 гг ., Лейден и Бостон: Брилл, 2008, стр. 212. ISBN 9789004164055 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г NN, «Время разногласий» , по адресу: Musée Virtel du Protestantisme français (Виртуальный музей французского протестантизма), получено 29 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б NN, «Эльзас с 1871 по 1918 год» , на: Musée Virtel du Protestantisme français (Виртуальный музей французского протестантизма), получено 29 апреля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870–1914 гг ., Лейден и Бостон: Брилл, 2008, стр. 205. ISBN 9789004164055 .
- ^ NN, «Атанас Кокерель (1795-1868)» , на: Виртуальный музей французского протестантизма , получено 29 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Жан Кольна, 43 J Archives du Temple neuf (получено 28 февраля 2013 г.), Сен-Жюльен-ле-Мец: Служба архивов департамента Мозеля, 2002 г.
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг ., Лейден и Бостон: Brill, 2008, стр. 80. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 81. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 206. ISBN 9789004164055 .
- ^ Jump up to: а б Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870–1914 гг ., Лейден и Бостон: Брилл, 2008, стр. 209. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 210. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 211. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг ., Лейден и Бостон: Brill, 2008, стр. 212seq. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 213. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 214. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 216. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 218. ISBN 9789004164055 .
- ^ Jump up to: а б Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870–1914 гг ., Лейден и Бостон: Брилл, 2008, стр. 219. ISBN 9789004164055 .
- ^ Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870-1914 гг. , Лейден и Бостон: Брилл, 2008, с. 207. ISBN 9789004164055 .
- ↑ Фактически только в прусской провинции Ганновер кальвинистская со значительным количеством и лютеранская государственная церковь членов существовали бок о бок.
- ^ Jump up to: а б Вгл. «Страсбург, paroisse reformée du Bouclier». Архивировано 5 октября 2013 г. на Wayback Machine , на: Wiki-protestants.org. Архивировано 27 марта 2013 г. на Wayback Machine , получено 26 февраля 2013 г.
- ^ Помимо EPRAL, это были лютеранские EPCAAL, епархии Меца и Страсбурга , а также коллектив трех израильских консисторий в Кольмаре, Меце и Страсбурге.
- ^ Таким образом, в трех департаментах Нижний Рейн , Верхний Рейн и Мозель правила (среди прочих), такие как система социального страхования Бисмарка, оставались в силе, пока Франция не создала аналогичную систему для всей Франции, а христианские праздники, такие как 26 декабря и Страстная пятница остались праздничными днями.
- ^ «Адресная база данных реформатских церквей и учреждений» . Reformed-online.net . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж См. «Исследования: протестантские культы». Архивировано 6 июня 2013 г. в Wayback Machine по адресу: Institut du Droit Local Alsacien-Mosellan (IDL) , получено 17 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Энтони Стейнхофф, Боги города: протестантизм и религиозная культура в Страсбурге, 1870–1914 гг ., Лейден и Бостон: Брилл, 2008, стр. 441. ISBN 9789004164055 .