Jump to content

Ритмический режим

(Перенаправлено из ритмических режимов )

Перотен, «Alleluia nativitas», в третьем ритмическом ладе.

В средневековой музыке ритмические лады представляли собой наборы длинных и коротких длительностей (или ритмов ). Ценность каждой ноты определяется не формой написанной ноты (как в случае с более поздней европейской нотной записью), а, скорее, ее положением в группе нот, записанных в виде одной фигуры, называемой лигатурой . положение лигатуры относительно других лигатур. Модальная нотация была разработана композиторами школы Нотр-Дам в 1170–1250 годах, заменив ровный и немерный ритм раннего полифония и простого пения узорами, основанными на метрических стопах классической поэзии, и явилась первым шагом на пути развития современной мензуры. обозначение . [1] Ритмические режимы полифонии Нотр-Дама были первой последовательной системой ритмических обозначений, разработанной в западной музыке со времен античности.

Хотя использование ритмических ладов является наиболее характерной чертой музыки поздней школы Нотр-Дам , особенно сочинений Перотена , они также преобладают и в большей части остальной музыки ars antiqua примерно до середины XIX века. 13 век. Типы композиций, пронизанные модальным ритмом, включают органум Нотр-Дам (наиболее известные органум тройной и четверной орган Перотена), кондуктус и дискантные клаузулы . Позже в этом столетии в мотетах Петруса де Крусе и многих анонимных композиторов, которые произошли от дискантных клаузул, также использовался модальный ритм, часто с гораздо большей сложностью, чем это было обнаружено ранее в веке: например, каждый голос иногда пел в другой режим, а также другой язык. [ нужна ссылка ]

В большинстве источников существовало шесть ритмических ладов, как впервые объяснено в анонимном трактате около 1260 года « De mensurabili musica» (ранее приписываемом Иоганну де Гарландии , который, как теперь полагают, просто отредактировал его в конце 13 века для Иеронима Моравского ). который включил его в свою компиляцию). [2] Каждый режим состоял из короткого набора длинных и коротких нот (« longa » и « brevis »), соответствующих метрической футу , а именно: [3]

  1. Длинно-короткий ( хорей )
  2. Кратко-долгий ( ямб )
  3. Длинный-короткий-короткий ( дактиль )
  4. Коротко-коротко-длинно ( анапаест )
  5. Длинный-длинный ( спондей )
  6. Короткий-короткий-короткий ( трегер )

Хотя эта система шести режимов была признана средневековыми теоретиками, на практике обычно использовались только первые три и пятый модели, причем первый режим был наиболее частым. [4] Четвертый модус встречается редко, исключением является вторая клаусула Lux magna в MS Wolfenbüttel 677, л. 44. [5] Пятый лад обычно встречается группами по три человека и используется только в самом низком голосе (или теноре), тогда как шестой лад чаще всего встречается в верхней части. [5]

Современные транскрипции шести ладов обычно следующие:

  1. Четверть ( кротчет ), восьмая ( дрожь ) (обычно запрещена , поэтому в 3
    8
    или, поскольку узоры обычно повторяются четное число раз, в 6
    8
    ) [6]
    Играть ×4
  2. Восьмая, четверть (запрещена в 3
    8
    или 6
    8
    )
    Играть ×4
  3. Четверть с точками, восьмая, четверть (запрещена в 6
    8
    )
    Играть ×2
  4. Восьмая, четверть, четверть с точкой (запрещена в 6
    8
    )
    Играть ×2
  5. Пунктирные четверти (запрещены в обоих случаях). 3
    8
    или 6
    8
    )
    Играть ×2
  6. Восьмые (запрещены в 3
    8
    или 6
    8
    )
    Играть ×4
  • Купер дает вышеприведенное, но в два раза длиннее, таким образом, 1) равно половинная нота четвертная нота запрещён в 3
    4
    , например. [7]
  • Риман — еще одно современное исключение, которое также дает значения в два раза длиннее: 3
    4
    раз, но, кроме того, считает, что третий и четвертый режимы действительно были предназначены для представления современного общее время, с двойным ритмом ( половинная нота четвертная нота четвертная нота и четвертная нота четвертная нота половинная нота, соответственно). [8]

Обозначения

[ редактировать ]
Перотен, Viderunt omnes (Постепенно к Рождеству), в первом ритмическом режиме. MS Florence, Biblioteca Medicea-Laurenziana, Pluteus 29.1, л. 1 прямо.

Созданный во второй половине XII в. [9] в обозначении ритмических режимов использовались стереотипные комбинации лигатур (соединенные головки нот) для обозначения моделей длинных нот (лонги) и коротких нот (бревесы), что позволяло исполнителю распознавать, какой из шести ритмических режимов предназначен для данного отрывка.

Связанные заметки в группах: [10]

3, 2, 2, 2 и т. д. обозначают первый режим,
2, 2, 2, 2, … 3 второй режим,
1, 3, 3, 3, 3 и т. д. третий режим,
3, 3, 3,… 1 четвертый режим,
3, 3, 3, 3 и т. д. пятый режим,
и 4, 3, 3, 3 и т. д. шестой режим

Таким образом, чтение и исполнение музыки, записанной с использованием ритмических ладов, основывалось на контексте. Узнав, какой из шести режимов применяется к отрывку неймов , певец обычно продолжал в том же режиме до конца фразы или каденции . В современных изданиях средневековой музыки лигатуры представлены горизонтальными скобками над содержащимися в них нотами.

Все лады придерживаются троичного принципа метра, а это означает, что каждый лад будет иметь несколько долей, кратных числу 3. Некоторые средневековые писатели объясняли это почитанием совершенства Святой Троицы, но, похоже, это было объяснение, сделанное после события, а не его причины. [11] Менее умозрительно можно сказать, что гибкость ритма, возможная внутри системы, допускает разнообразие и позволяет избежать монотонности. Ноты могли быть разбиты на более короткие единицы (так называемые fractio modi в Anonymous IV ) или две ритмические единицы одного и того же лада могли быть объединены в одну ( extensio modi ). [12] Альтернативным термином, используемым Гарландией для обоих типов изменений, был «редукция». [13] Эти изменения могут быть выполнены несколькими способами: extensio modi путем вставки одиночных (нелигированных) длинных нот или лигатуры меньшего размера, чем обычно; fractio modi введением лигатуры большего размера, чем обычно, или специальными знаками. Они были двух типов: складка и кульминация . [14]

Плица ) певческой нотации и получила свое название (от латинского была заимствована из расплывчатых неймов ( cephalicus «складка») из-за своей формы, которая при написании как отдельная нота имела форму буквы U или перевернутой буквы U. В однако в модальном обозначении складка обычно представляет собой вертикальную черту, добавляемую к концу лигатуры, что делает ее ligatura plicata . Плика обычно указывает на добавленное бреве на слабой доле. [14] Высота тона, обозначаемая склейкой, зависит от высоты ноты, к которой она прикреплена, и следующей за ней ноты. Если обе ноты одинаковы, то тон плика является верхним или нижним соседом, в зависимости от направления основы. Если интервал между основными нотами составляет терцию, то тон пласты заполняет ее как проходной тон. Если две основные ноты отстоят друг от друга на секунду или с интервалом в четверть или больше, высота тона плики должна определяться музыкальным контекстом. [15]

Климакус .
климакус с лигатурой

Климакус — это быстро нисходящая фигура, написанная в виде одной ноты или лигатуры , за которой следует серия из двух или более нисходящих ромбов. Аноним IV назвал эти течения (лат. «бег»), вероятно, в связи с аналогичными фигурами, встречающимися в премодальной аквитанской и парижской полифонии. Франко Кельнский называл их coniunctura (лат. «присоединились [примечание]»). Состоящая всего из трех нот ( coniunctura ternaria ) она ритмически идентична обычной трехнотной лигатуре, но при наличии большего количества нот эта фигура может быть ритмически неоднозначной и поэтому трудной для интерпретации. [14] Трудность усугубилась во второй половине XIII века, когда ромбовидная форма стала использоваться и для полубреве . Общее правило состоит в том, что последняя нота - это лонга, предпоследняя нота - бреве, а все предыдущие ноты вместе взятые занимают пространство лонги. Однако точный внутренний ритм этих первых нот группы требует некоторой интерпретации в зависимости от контекста. [16]

Также можно было без перерыва переходить из одного режима в другой, что Аноним IV, писавший около 1280 года, назвал «примесью». [13]

Тенор из мотета «Homo, luge!»/«Homo miserabilis»/«Brumans e mors» (13 век). Третий ритмический лад, слоговая запись.

Поскольку лигатура не может использоваться более чем для одного слога текста, образцы обозначений могут встречаться только в мелизматических отрывках. Там, где слоги часто меняются или высота звука должна повторяться, лигатуры приходится разбивать на более мелкие лигатуры или даже отдельные ноты в так называемой «слоговой записи», что часто создает трудности для певцов, как сообщил Anonymous IV. [17] [13]

Ordo состоящая (множественное число ordines ) — это фраза, из одного или нескольких утверждений одного модального образца и заканчивающаяся паузой. Ордины описывались по количеству повторений и положению завершающего отдыха. «Идеальные» ордины заканчивались первой нотой шаблона, за которой следовала пауза, заменяющая вторую половину шаблона, а «несовершенные» ордины заканчивались последней нотой шаблона, за которой следовала пауза, равная первой части. Несовершенные ордины в основном носят теоретический характер и редки на практике, где преобладают совершенные ордины. [18]

Среди других авторов, освещавших тему ритмических ладов, — Аноним IV, который упоминает имена композиторов Леонена и Перотена, а также некоторые из их основных произведений, и Франко Кёльнский , писавший около 1260 года, который признавал ограниченность системы и чьи Название закрепилось за идеей представления продолжительности ноты с помощью определенных обозначений, хотя на самом деле эта идея была известна и использовалась за некоторое время до Франко. [19] Ламберт описал девять ладов, а Аноним IV сообщил, что в Англии использовался целый ряд нерегулярных ладов. [20]

  • Апель, Вилли . 1961. Нотация полифонической музыки, 900–1600 , пятое издание, исправленное и с комментариями. Публикации Средневековой Академии Америки, вып. 38. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.
  • Хоппин, Ричард Х. (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: ISBN WW Norton & Co.  0-393-09090-6 .
  • Хьюз, Дом Ансельм. 1954а. «Музыка в фиксированном ритме». В Новой Оксфордской истории музыки , том. 2: «Раннесредневековая музыка до 1300 года», под редакцией Дома Ансельма Хьюза, 311–52. Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Издательство Оксфордского университета.
  • Хьюз, Дом Ансельм. 1954б. «Мотет и родственные формы». В Новой Оксфордской истории музыки , том. 2: «Раннесредневековая музыка до 1300 года», под редакцией Дома Ансельма Хьюза, 353–404. Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Издательство Оксфордского университета.
  • Риз, Гюстав . 1940. Музыка в средние века . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN   0-393-09750-1 .
  • Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN  9780195170672 .
  • Сэй, Альберт. 1975. Музыка в средневековом мире , второе издание. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ISBN   0-13-608133-9 (ткань); ISBN   0-13-608125-8 (пбк).

Сноски

  1. ^ Хоппин 1978 , с. 221.
  2. ^ Диктант Нью-Гроув. 2001 , «Иоганнес де Гарландия [Иоганнес Галликус]» Ребекки А. Бальтцер.
  3. ^ Риз 1940 , стр. 207–9.
  4. ^ Apple, 1961 , с. 223.
  5. ^ Перейти обратно: а б Хьюз 1954а , с. 320.
  6. ^ Apple, 1961 , с. 221.
  7. ^ Купер, Пол. 1973. Перспективы теории музыки: историко-аналитический подход . Нью-Йорк: Додд, Мид. п. 30. ISBN   0-396-06752-2 .
  8. ^ Риман, Гюго . 1962. История теории музыки, книги I и II: полифоническая теория до шестнадцатого века , перевод с предисловием, комментариями и примечаниями Раймонда Х. Хагга. Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 135. Исправленное второе издание, 1966 г. Перепечатано в Нью-Йорке: Da Capo Press, 1974 г. ISBN   0-306-70637-7 .
  9. ^ Сэй 1975 , стр. 97.
  10. ^ Хьюз 1954a , стр. 323–4.
  11. ^ Риз 1940 , с. 274; Хьюз 1954a , стр. 319–20.
  12. ^ Сэй 1975 , стр. 98–9.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Диктант Нью-Гроув. 2001 , «Ритмические режимы [Модальный ритм]» Эдварда. Х. Рознер.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Диктант Нью-Гроув. 2001 , «Нотации, §III, 2: Полифония и светская монофония до 1260 года» Дэвида Хили и Томаса Б. Пейна.
  15. ^ Apple, 1961 , с. 227.
  16. ^ Apple, 1961 , с. 240.
  17. ^ Apple, 1961 , с. 225.
  18. ^ Хоппин 1978 , с. 223.
  19. ^ Хьюз 1954b , стр. 379–80.
  20. ^ Риз 1940 , с. 288.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Статьи. 1980. «Ритмический режим», «Иоганнес де Гарландия», «Франко Кёльнский». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди. 20 томов. Лондон, Macmillan Publishers Ltd. ISBN   1-56159-174-2 .
  • Граут, Дональд Джей , Дж. Питер Беркхолдер и Клод В. Палиска . 2006. История западной музыки , седьмое издание. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-97991-1 .
  • Хили, Дэвид . 1984. «Плика и разжижение». В память о Гордоне Атоле Андерсоне (1929–1981): О его учениках, друзьях и коллегах , 2 тома, 2:379–91. Научные трактаты, № 39. Генривилл, Пенсильвания: Институт средневековой музыки.
  • Пэрриш, Карл. 1957. Нотации средневековой музыки . Лондон: Фабер и Фабер.
  • Рэндел, Дон Майкл и Вилли Апель (ред.). 1986. Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN   0-674-61525-5 .
  • Смит, Норман Э. 1988. «Обозначение фракцио Моди». Современное музыковедение , вып. 45–47 (Осень: Исследования средневековой музыки: Festschrift для Эрнеста Х. Сандерса , под редакцией Питера М. Леффертса и Лимана Л. Перкинса): 283–304.
  • Веллес, Эгон (ред.). 1957. Новая Оксфордская история музыки , том. 1: «Древняя и восточная музыка». Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8b926c51e04c90e478a63fc36ddb112__1716909960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/12/d8b926c51e04c90e478a63fc36ddb112.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhythmic mode - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)