Фазовая музыка




Фазовая музыка — это форма музыки, в которой фазировка используется в качестве основного композиционного процесса . Это подход к музыкальной композиции , который часто ассоциируется с минималистической музыкой , поскольку он имеет схожие характеристики, но некоторые комментаторы предпочитают рассматривать фазовую музыку как отдельную категорию. [1] Фазирование — это композиционный прием , при котором одна и та же партия (повторяющаяся фраза) исполняется на двух музыкальных инструментах в устойчивом, но не одинаковом темпе . Таким образом, два инструмента постепенно выходят из унисона , создавая сначала легкое эхо , когда один инструмент играет немного позади другого, затем эффект удвоения, когда каждая нота звучит дважды, затем сложный эффект звона и, в конечном итоге, возвращение через удвоение и эхо. в унисон.
Фазирование — это ритмический эквивалент циклического прохождения фазы двух сигналов, как при фазировании . Темпы двух инструментов почти идентичны, так что обе партии воспринимаются как находящиеся в одном темпе: изменения лишь постепенно разделяют партии. В некоторых случаях, особенно при живом исполнении, когда постепенное разделение крайне затруднено, фазировка осуществляется путем периодического вставки дополнительной ноты (или временного удаления одной) во фразу одного из двух исполнителей, играющих одну и ту же повторяющуюся фразу, сдвигая таким образом фазу на по одному удару за раз, а не постепенно.
Фазирование было популяризировано композитором Стивом Райхом , который сочинил музыку на пленку , в которой несколько копий одной и той же ленты воспроизводятся одновременно на разных машинах. Со временем небольшие различия в скорости разных магнитофонов вызывают эффект флэнжера , а затем возникает ритмическое разделение. Например, «Drumming» требует, чтобы перкуссионисты играли синхронно: некоторые постепенно ускоряются, а другие остаются стабильными.
Другие примеры включают « Come Out» и «It’s Gonna Rain» Райха . Затем эта техника была распространена на акустические инструменты в его «Фортепианной фазе» , первой попытке Райха применить технику фазировки к живому исполнению, а позже изменение фазы стало немедленным, а не постепенным, как в « Хлопающей музыке» Райха .
Музыкальный писатель Кайл Ганн указал на более позднее использование техники фазового сдвига: «Хотя она не широко использовалась в минималистских произведениях сама по себе, она сохранилась как важный архетип в постминималистической музыке (например, « Уильяма Дакворта » Прелюдии кривой времени , Джона Лютера Адамса » « Мечта в белом на белом» и «Время Ганна не существует »).» [2]
Происхождение
[ редактировать ]
В 1965 году под влиянием Терри Райли использования зацикливания и задержки американский композитор Стив Райх начал экспериментировать с техниками зацикливания и случайно обнаружил потенциал постепенного фазового сдвига как композиционного ресурса. [3] : 37, 48
Обсуждая технические детали того, что было названо «процессом фазового сдвига», Райх заявил, что он связан с бесконечным каноном или раундами в средневековой музыке . Разница между фазовой музыкой и традиционными турами, в которых две или более одинаковые мелодии исполняются , одна за другой, состоит в том, что мелодические фразы обычно представляют собой короткие повторяющиеся образцы, при этом имитация является переменной, а не фиксированной. [3] : 48
Электроакустическая фазовая музыка
[ редактировать ]Одним из ранних примеров электроакустической фазовой музыки является «Музыка Эрла Брауна для галереи Stadler» (1964). Работа включала четыре записи одной и той же инструментальной пьесы, непрерывно воспроизводимые на четырех отдельных магнитофонах. Со временем записи все больше расходились друг с другом; заявленная общая продолжительность работ составила 30 дней. [4] : 237
Эта фазовая техника также использовалась Стивом Райхом в магнитофонных работах, написанных между 1965 и 1966 годами. Петли идентичных по фазе сегментов записанного звука воспроизводились синхронно с использованием нескольких магнитофонов, а затем постепенно сдвигались по фазе за счет увеличения или уменьшения громкости воспроизведения. скорость одного из игроков. Результатом того, что записи двигались синхронно и не по фазе друг с другом, стал преобразующий процесс, в котором разные тембры , доли и гармоники были слышны ; некоторые из них по звучанию заметно отличались от оригинального фрагмента записанного материала. Если источник звука имел естественную частоту , фазировка создавала постоянные изменения воспринимаемого ритма по мере того, как материал входил в фазу и выпадал из нее. Использование дополнительных дорожек и петель с идентичным исходным материалом увеличивает возможности создания более широкого диапазона фазовых соотношений. [4] : 238
Инструментальная фазовая музыка
[ редактировать ]С 1967 года Райх начал исследовать технику постепенного фазового сдвига в контексте написания музыки для инструментов. Первой из серии работ, развивающих этот метод, была «Piano Phase» , написанная в 1967 году. [3] : 49
Сочиненная фазовая музыка состоит из двух или более инструментов, исполняющих повторяющуюся фразу (партию) в устойчивом, но не одинаковом темпе. В случае постепенного фазового сдвига первоначально темпы разных инструментов будут почти одинаковыми, так что обе партии будут восприниматься как звучащие в унисон и в одном темпе. Со временем фразы постепенно расходятся, создавая сначала легкое эхо, когда один инструмент играет немного позади другого. За этим следует что-то вроде удвоения, когда каждая нота звучит дважды. Далее возникает сложный эффект звона, после которого фразы со временем возвращаются обратно через удвоение, эхо и унисон в синфазное положение. [3] : 49–52
Ряд воспринимаемых изменений как во фразировке, так и в тембре, возникающих в результате этого процесса фазирования, носят психоакустический характер. По словам Райха, «таким образом слушатель осознает один образец музыки, который может открыть его ухо для другого и еще одного, звучащих одновременно и в продолжающейся общей текстуре звуков». [3] : 50–51 По словам Пола Гриффитса , существует единый объективный процесс, ведущий к музыке, которая «постоянно подвержена случайным интерпретациям… музыка создается слухом». [5]
См. также
[ редактировать ]- Эффект хоруса
- Экспериментальная музыка
- Генеративная музыка
- Ла Монте Янг
- Фаза (волны)
- Фазер (эффект)
- Политемпо
- Шепард тон
- Волновая интерференция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Костка, Стефан (25 июля 2005 г.). Материалы и техники музыки двадцатого века (3-е изд.). Прентис Холл . п. 316. ИСБН 9780131930803 .
- ^ Ганн, Кайл (1 ноября 2001 г.). «Минимум музыки, максимум воздействия» . Новая музыка США .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мертенс, Вим (1983). Американская музыка в стиле минимализм: Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх, Филип Гласс . Перевод Hautekiet, J. Предисловие Майкла Наймана . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 0-900707-76-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Холмс, Томас Б. (2002). Электронная и экспериментальная музыка: пионеры в области технологий и композиции (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-93643-8 . .
- ^ Гриффитс, Пол (1995). Современная музыка и после: Направления с 1945 года , с. 213. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816511-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прелюдии к «Кривой времени» (Дакворт), «Музыка раздраженного ежа»
- Фазировка ритма (видеоресурсы) – больше примеров, созданных с помощью Bounce Metronome Pro, программы, которая может применять фазировку к ритмам.
- Питер Айду играет «Piano Phase» Стива Райха.
- Визуализация динамики живого исполнения «Drumming» Стива Райха.