Дон Мартин (карикатурист)
Дон Мартин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Патерсон, Нью-Джерси , США | 18 мая 1931 г.
Умер | 6 января 2000 г. Майами, Флорида, США | ( 68 лет
Национальность | Американский |
Район(ы) | Карикатурист |
Известные работы | Карикатуры для Mad журнала |
Награды | Премия Национального общества карикатуристов за особые художественные работы (1981, 1982) Введен в Зал славы комиксов в 2004 году. |
Архивный сайт Дона Мартина |
Дон Мартин (18 мая 1931 — 6 января 2000) — американский карикатурист , чьи самые известные работы публиковались в журнале Mad с 1956 по 1988 год. [ 1 ] [ 2 ] Его популярность и известность были такими, что журнал назвал Мартина «самым безумным артистом Мэда».
Ранние годы
[ редактировать ]Мартин родился 18 мая 1931 года в Патерсоне, штат Нью-Джерси , вырос в близлежащих Бруксайде и Морристауне Мартин изучал иллюстрацию и изобразительное искусство в Ньюаркской школе изящных и промышленных искусств . С 1949 по 1951 год , а затем окончил Пенсильванскую академию изящных искусств. в Филадельфии в 1952 году. В 1953 году он некоторое время работал обрезчиком окон и изготовителем рам, а затем занимался оклейкой и механическим оборудованием для различных клиентов офсетной печати и начал свою карьеру в качестве внештатного карикатуриста и иллюстратора. [ 3 ] Работа Мартина впервые появилась в журнале Mad в сентябрьском номере 1956 года.
Мартин всю жизнь страдал от проблем со зрением. Ему сделали две трансплантации роговицы: первую в 1949 году, в возрасте 18 лет, и вторую сорок лет спустя, в 1989 году. После первой процедуры голову Мартина пришлось удерживать на месте в течение трех дней с помощью пары мешков с песком, чтобы предотвратить движение. . [ 4 ]
Непосредственно перед работой с Mad Дон Мартин иллюстрировал обложки альбомов нескольких легендарных джазовых исполнителей для Prestige Records , в том числе альбом Майлза Дэвиса 1956 года Miles Davis and Horns (Prestige LP 7025). Он также исполнил The Art Farmer Septet (Prestige LP 7031), Sonny Stitt / Bud Powell / JJ Johnson (Prestige LP 7024), Кая Виндинга Trombone By Three (Prestige LP 7023) и Stan Getz ' The Brothers (Prestige LP 7022). . «Они до сих пор используют эти обложки», — сказал Мартин газете Orlando Sentinel в 1985 году. «Я получил 50 долларов». [ 5 ] Он также рисовал поздравительные открытки и иллюстрации для джазовых и научно-фантастических журналов.
Карьера с Мэдом
[ редактировать ]Мартин принес свое портфолио в офис Mad в 1956 году и сразу же получил задание. «Чертежи, которые я им впервые принес, были какие-то тугие», — вспоминал он позже. «Там был очень строгий дизайн — я использовал очень тонкую линию. Они посоветовали мне немного расслабиться, и я это сделал». [ 4 ]
Мартина часто называли « самым безумным артистом Мэда ». В то время как другие функции в Mad , повторяющиеся или нет, обычно имели каламбурные названия «отделов», работа Мартина всегда называлась только его именем — «Отдел Дона Мартина». — дальнейшая помпезность, по-видимому, излишни.
На пике карьеры в каждом выпуске Mad обычно было три ленты Мартина по одной или две страницы каждая. Но Мартин также сделал несколько более длинных произведений, включая пародии на стихи таких писателей, как Генри Уодсворт Лонгфелло , Сэмюэл Тейлор Кольридж , Эдгар Гест и Клемент Кларк Мур , тематические сборники шуток на одну тему, например, о Моисее , супергероях или Дракуле , а также полные пародии на сериал «Нежный Бен» и фильмы «Экскалибур» и «Конан-варвар» . Он также нарисовал некоторые бонусные материалы для «Mad Specials», такие как наклейки и плакаты. [ 6 ]
Хотя в произведениях Мартина неизменно фигурировали возмутительные события, а иногда и откровенные нарушения законов пространства-времени, его ленты обычно имели скромные общие названия, такие как «Тихий день в парке» или «Один день на пляже». На шестипанельной картине «Импрессионист» изображен бык, который становится знаменитым художником, размазывая по холсту художника, работающего на открытом воздухе, и отображая его останки в виде абстрактного рисунка. [ 7 ] Четырехпанельная картина «Одна ночь на автовокзале Майами» изображает мужчину, который подходит к автомату с надписью «Сдача», вставляет долларовую купюру и превращается в женщину. [ 8 ] В другом приколе мужчину сбивает с ног каток, но его спасает вмешательство двух прохожих, которые складывают его как бумажный самолетик и бросают в ближайшую больницу.
Стиль и техника
[ редактировать ]
Сразу узнаваемый стиль рисования Мартина (с выпуклыми носами и культовой шарнирной ногой) был свободным, округлым и наполненным широким фарсом. Его вдохновение, сюжеты и темы часто были причудливыми и временами граничили с берсерком. В первые годы работы в Mad Мартин использовал более неровную и неровную линию. Его стиль развивался и к 1964 году принял привычную форму. Его типичным признаком было сходство внешнего вида персонажей (изюминка ленты часто подчеркивалась невозмутимым дублем с полуоткрытыми глазами и отсутствующим или плотно сжатым ртом). маленький круг стойкого недоумения) и бесконечной способностью к вновь придуманным звукоподражательным звуковым эффектам, таким как «BREEDEET BREEDEET» для квакающей лягушки, «PLORTCH» для квакающей лягушки рыцарь, которого ударили мечом, или «FAGROON klubble klubble» для рушащегося здания. [ 9 ] (Приверженность Мартина звукоподражанию была настолько велика, что у него был номерной знак с надписью «SHTOINK», созданный по образцу его знаменитых звуковых эффектов.)
В интервью 1981 года журналу Cartoonist Profiles Мартин обсудил свою теорию звуковых эффектов:
«Когда другие люди пытаются написать для меня звуковой эффект Дона Мартина, они делают это неправильно. Большую часть времени они пишут кучу произвольных букв, которые вообще ничего не означают... Я могу сказать, что они не думают о том, каким будет звук на самом деле. Например, если они ударят кого-то ломом по голове, они «хрюкнут». Это не лом, приземлившийся на голову! Звук будет иметь лязг, «пванг» или «спванг». «Спванг» означает, что череп мягкий, потому что у него влажный звук. Звук не будет «хрюкать». «Пахать» — это когда вы засовываете два пальца кому-то в нос и вытягиваете его примерно на шесть дюймов от передней части лица. Это «хрюк»! ...Это будет не просто куча писем. Я различаю звуки. Другими словами, я действительно думаю о них, и каждый звук имеет свою внутреннюю логику». [ 10 ]
Его персонажи часто имели нелепые, рифмующиеся имена, такие как Фестер Бестертестер или Фонбоун (которое по крайней мере в одной полосе было расширено до Фринбин И. Фонбоун), а также Лэнс Паркерттип, известный государственный нотариус. В этот средний период Мартин создал некоторые из своих самых абсурдных работ — например, « Национальный день костюма гориллы » — расширенное повествование, в котором незадачливый персонаж подвергается жестокому нападению со стороны серии нападавших в различных маскировках, включая горилл, одетых как люди. Чарльз Тейлор описал уникальный художественный стиль Мартина:
Его люди — носатые придурки с сонными глазами, пучками жестких волос и чем-то вроде спасательных жилетов под талией одежды. Их руки совершают изящные жеманные жесты, а странно тонкие, удлиненные ступни поворачиваются на 90 градусов в пальцах ног, когда они делают шаг вперед. Будь то обычные люди или охотники за головами, люди Мартина имеют одно и то же телосложение: шаткую башню из облоидов. Мартин подвергает тела этих персонажей всевозможным изменениям, относясь к ним как к гаджетам, как к брызгающим цветам и радостным звонкам, которыми наполнены его приколы: стеклянные глаза вылезают из-под похлопывания по спине; головы прикатываются в форме крышки люка. Все это сопровождается дадаистским арсеналом звуковых эффектов, которых больше нигде нет: штоинк! шклорп! фвоба-дап! Вряд ли Сэмюэл Беккет знал о Доне Мартине, но если бы он знал, он, возможно, узнал бы в нем родственную душу. [ 11 ]
Его работы, вероятно, достигли своего пика качества и технической детализации в конце 1960-х — начале 1970-х годов. [ 12 ] Хотя Мартин описал свой художественный стиль интервьюеру в 1985 году: «Он все еще развивается, он все еще меняется». [ 5 ] В последующие годы, особенно в 1980-е годы, он позволял другим людям писать большинство своих шуток, в первую очередь Даку Эдвингу . [ 13 ]
Одновременно со своей работой «Безумие» Мартин и ряд писателей выпустили серию книг в мягкой обложке, на которые он сохранил авторские права и, в конечном итоге, права на публикацию. По этой причине содержание этих книг не вошло в бокс-сет «Совершенно безумный Дон Мартин» 2007 года . Мартин описал свою большую рабочую нагрузку по этим проектам:
Как только я получаю одобрение на черновые работы, я приступаю к готовым рисункам. Я как бы начинаю этот этап медленно, потому что выполнение законченной работы всегда заканчивается семидневной неделей. Испытания на весь день и весь вечер. Я всегда ожидаю, что смогу рисовать книги быстрее, чем могу. Это большая ошибка, поскольку она добавляет проекту много беспокойства и ухудшения. Я думал, что разработал систему с последним. Я работал над книгой партиями по 15 страниц или около того. Я даже вел записи, чтобы узнать, сколько времени мне потребовалось на карандаши и сколько времени у меня ушло на чернила, но в итоге в течение пары месяцев это все равно было семь дней в неделю. Я считаю, что мне нужно придать импульс, когда я рисую. Я не могу работать с перерывами. Мне нравится проводить три или четыре дня, когда я даже не выхожу из дома по делам. Таким образом я успеваю гораздо больше, потому что набираю обороты.
Пост- безумная работа
[ редактировать ]В последние годы работы с Mad Мартин поссорился с издателем Уильямом Гейнсом из-за гонораров за сборники старых статей Mad в мягкой обложке и мультфильмов, выпущенных под новыми сводными названиями, такими как The Self-Made Mad. Гейнс настаивал на том, что первоначальная скорость Мартина была указана как для публикации в Mad, так и для всех будущих переизданий в любом формате. Мартин возразил, заявив, что в какой-то момент он, вероятно, потерял более 1 миллиона долларов гонорара из-за этой «фиксированной ставки» за эту работу. Позже Мартин дал показания перед подкомитетом Конгресса по правам художников-фрилансеров. [ 1 ] [ 2 ]
Поскольку вражда текла в обоих направлениях, Мартин покинул Mad в конце 1987 года. Его последний вклад появился в выпуске № 277 за март 1988 года («Один особенный день в темнице», написанный Антонио Проиасом ). Вскоре после этого он начал рисовать карикатуры для конкурирующего юмористического издания Cracked , в котором намекал на бегство Мартина от своего более крупного конкурента, называя Мартина « Cracked самым крутым художником ». Дебютная обложка Мартина для Cracked , выпуска 235, была многозначительно подписана «©1988 D. Martin». [ 14 ]
«Насколько я мог судить, он был счастлив», — сказал коллега Cracked по Дэн Клоуз . «Я не думаю, что он когда-либо замечал, что Мэда уважали, а Cracked ненавидели». [ 15 ]
После шести лет работы в Cracked Мартин расстался с журналом. Год спустя он запустил собственное недолговечное издание Don Martin Magazine . Сюда входили перепечатки некоторых из его оригинальных книг «Безумие» в мягкой обложке, авторские права на которые он сохранил. Первый выпуск включал в себя бессмысленное «интервью» Мартина, проведенное самим Мартином, в котором он сказал: «Мой агент думает, что я сошел с ума, работая там [ Безумный ] так долго», прежде чем выразить любовь к своему времени в Cracked. . [ 16 ] В 1991 году Мартин пожаловался Мэда на дружелюбную и племенную атмосферу газете Los Angeles Times , сказав: «Люди там смотрят на это как на что-то хорошее, как на одну большую семью. Я пришел к выводу, что это хорошо только для Билл Гейнс, я был настолько предан ему все эти годы, что отказался от работы, потому что у меня было что-то для журнала Mad Magazine , а это просто смешно». [ 17 ]
С 1989 по 1993 год Дон Мартин создавал ежедневный комикс под названием «Чокнутые» , в котором рассказывалось о семье, работавшей в захламленном магазине «Glump's Market». Среди персонажей были мать и отец Хейзел и Натли, а также двое их детей, Макадамия и малыш Наткин. На короткое время он был распространен Universal Press Syndicate; [ 18 ] Позже Мартин возродил и самостоятельно синдицировал этот стриптиз. [ 19 ]
Несмотря на дегенеративное заболевание глаз, Мартин продолжал рисовать в 1990-е годы, используя специальное увеличительное оборудование. [ нужна ссылка ]
Мартин был членом Национального общества карикатуристов. [ 20 ] и Гильдия художников-графиков (GAG). Он ушел из GAG и вернул им пожертвование в 1997 году после спора. [ 21 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1972 году, после интервью газете The Miami Herald , газета захотела сфотографировать Мартина и его семью для сопровождения статьи. Мартин отказался. Однако затем он нарисовал импровизированные маски персонажей в натуральную величину, которые Мартин, его жена Розмари и сын Макс услужливо надели на лица для опубликованного портрета. [ 22 ] [ 23 ]
Он женился повторно в 1979 году, взяв Норму Хеймс (Мартин) в качестве своей новой жены. Их брак продлился до его смерти. [ 24 ]
В 2000 году он умер от рака в Коконат-Гроув, Флорида, в возрасте 68 лет. [ 25 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Мартин был удостоен премии Игнатца на выставке Orlando Comicon в 1980 году. Он получил премию Национального общества карикатуристов за особые характеристики в 1981 и 1982 годах. [ 3 ] и он был введен в Зал славы премии Уилла Эйснера в 2004 году.
Карикатуры Мартина появляются в публичных коллекциях Национального общества карикатуристов и Библиотеки и музея мультфильмов Билли Айрленда . Он был членом жюри Международного конкурса карикатур «Hürriyet Vakfı», проходившего в Анкаре , Турция, в 1986 году. [ 3 ]
Влияние на массовую культуру
[ редактировать ]На работы Мартина ссылались во многих сферах: от «Симпсонов» и «Гриффинов» до «Отчета Кольберта» и романа Джонатана Летема « 1999 года Безродный Бруклин» , в котором подробно описывается близость главного героя, страдающего Туреттом, к мультфильмам Мартина. Персонаж дяди дедушки был вдохновлен дизайном Мартина.
анимационный полнометражный фильм « Дон Мартин делает это снова» В 1986 году в Германии режиссером Энди Найтом был создан , продюсером которого выступила компания Deutsche Zeichentrick Erste Produktions GmbH & Co. KG Герхарда Хана. Он получил первый приз на Международном детском кинофестивале 1986 года в Чикаго. [ 26 ] [ 27 ] Полоски о Мартине также были адаптированы для Cartoon Network от программы Madtv и скетч-программы Fox MADtv .
Имя персонажа Fone Bone в карикатуриста Джеффа Смита эпическом графическом романе «Bone» происходит от Fonebone, родовой фамилии, которую Мартин дал многим персонажам, появившимся в его полосах журнала Mad . [ 28 ]
В эпизоде № 307 « День, когда Земля стала глупой » (2001) Мэтта Грёнинга научно-фантастического мультсериала «Футурама » главный герой Гермес Конрад упоминает планету под названием «Дон Мартин 3», которая стала «сумасшедшей». дань уважения одному из звуковых эффектов Мартина. [ 29 ] Фильм «Затерянный в космосе», показанный по телевидению Mystery Science Theater 3000 (эпизод 305), включал в себя различные визуальные звуковые эффекты оружия (например, пистолет с выскакивающим флагом со звуковым эффектом «БАХ!»). После того, как из динамитной шашки образовался баннер с надписью «КАЧОУ», один из персонажей шоу задался вопросом: «Качоу? Качоу?! Что, Дон Мартин сейчас работает с вами, ребята?!»
двухтомный бокс-сет в твердом переплете с полным собранием работ Мартина для журнала Mad опубликовало В 2007 году издательство Running Press .
Взяв за образец одну из самых знаменитых историй Мартина, Национальный день костюма гориллы , фанаты отпраздновали Национальный день костюма гориллы , надев костюмы гориллы 31 января. В истории, которая появилась в книге в мягкой обложке 1963 года, « Дон Мартин подпрыгивает», конкретная дата не указана. Назад .
Книги
[ редактировать ]- Дон Мартин уходит (1961)
- Дон Мартин приходит в норму (1963)
- Дон Мартин выпускает 13 рассказов (1965)
- Приключения капитана Клуца (1967)
- Дон Мартин готовит больше сказок (1969)
- Дон Мартин становится сильнее (1971)
- Дон Мартин продолжает (1973)
- Совершенно безумный Дон Мартин (1974)
- Дон Мартин выходит дальше (1975)
- Дон Мартин продвигается вперед (1977)
- Дон Мартин копает глубже (1979)
- Дон Мартин идет вперед (1981)
- Капитан Клуц II (1983)
- Дон Мартин плывет вперед (1986)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Некролог Дона Мартина , «Нью-Йорк Таймс», 8 января 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Некролог Дона Мартина , Salon.com, 15 января 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с WittyWorld Who's Who: Don Martin. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine . По состоянию на 27 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «13 МУЛЬТФИЛЬМОВ: Салют Дона Мартина» . 4 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Смешное различие» . Чикаго Трибьюн . 8 октября 1985 года.
- ^ «Безумный сайт Дуга Гилфорда на обложке - UGOI - Дон Мартин» . www.madcoversite.com .
- ^ http://www.landsurvival.com/mad/1960's/1964/MAD090.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] Mad #90, октябрь 1964 г., стр.37.
- ^ http://www.landsurvival.com/mad/1970's/1979/MAD208.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] Безумный № 208, июль 1979 г., стр.42.
- ^ Лундин, Ли (31 декабря 2009 г.). «Модные словечки – бах*шлеп!» . Школа Дона Мартина… . Криминальная записка.
- ↑ Профили карикатуристов № 51, декабрь 1981 г.
- ^ Тейлор, Чарльз (3 декабря 2007 г.). «Совершенно безумный Дон Мартин Дона Мартина - Книги» . Портленд Феникс. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Захарек, Стефани (2 декабря 2007 г.). "Безумный" . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Безумный идиот в этой проблеме: часто задаваемые вопросы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2011 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ «Обычный взломанный 1988 год» . Satiregallery.com. Архивировано из оригинала 15 декабря 2011 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Сакс, Майк, Тыкая мертвую лягушку , 2014, Penguin Books, стр. 333
- ^ «Веб-сайт Дона Мартина - официальная биография» . Donmartinwebsite.com. Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ «Мир сходит с ума: спустя 39 лет журнал Zany получает серьезное освещение в большой глянцевой книге на журнальном столике - именно то, над чем он высмеивает - страница 2» . Лос-Анджелес Таймс . 6 ноября 1991 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ NUTHEADS НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ в Deseret News ; Линн Арав; опубликовано 7 августа 1989 г.; получено 19 июля 2013 г.
- ^ « Чудаки » .
- ^ «Дон Мартин» . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Грег Стамп и Том Сперджен (28 февраля 2005 г.). Джон Лент (ред.). «Дон Мартин возвращает пожертвование и уходит из гильдии художников-графиков из-за спора» . Комическое искусство Соединенных Штатов до 2000 года, Анимация и мультфильмы: международная библиография . Praeger/Greenwood Publishing Group: 121. ISBN 9780313312137 – через Google Книги .
- ^ https://www.newspapers.com/image/625367290/?terms=%22Don%20Martin%22%20Miami&match=1 Уиллефорд, Чарльз. Безумный, «безумный» мир Дона Мартина. The Miami Herald, журнал Tropic Magazine, 4 июня 1972 г., стр. 32–33.
- ↑ Пьерлеони, Аллен (7 октября 2012 г.). «Между строк: Журнал Mad отмечает 60 странных лет». Архивировано 11 ноября 2012 года в Wayback Machine . Сакраменто Би .
- ^ «13 МУЛЬТФИЛЬМОВ: Салют Дона Мартина» . 4 июля 2019 г.
- ^ «Дон Мартин» . Ламбиек.нет .
- ↑ Биография и библиография Герхарда Хана. Архивировано 27 мая 2008 года в Wayback Machine . По состоянию на 26 марта 2008 г.
- ^ Дополнительное самораскрытие dzt, кредиты на производство немецкой анимации, стр. 8. Архивировано 27 мая 2008 года в Wayback Machine . По состоянию на 26 марта 2008 г.
- ^ Кен Миллс (директор) (21 июля 2009 г.). Карикатурист: Джефф Смит, BONE и меняющееся лицо комиксов (документальный фильм). Миллс Джеймс Продакшнс.
- ^ Цитаты IMDb по Футураме: «День, когда Земля стала глупой» . По состоянию на 26 марта 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Храм Дона Мартина , различные галереи, демонстрирующие искусство Дона Мартина.
- Словарь Дона Мартина , алфавитный архив всех его звуковых эффектов.
- Полный список мультфильмов Мартина для MAD
- Биография Дона Мартина в Lambiek Comiclopedia
- Статья о Мартине на Salon.com
- Работы Дона Мартина в Project Gutenberg
- Работы Дона Мартина или о нем в Интернет-архиве
- 1931 рождений
- 2000 смертей
- Американские исполнители обложек альбомов и концертных афиш
- Американские художники комиксов
- Американские художники-сюрреалисты
- Американские иллюстраторы XX века
- Художники из Майами
- Смертность от рака во Флориде
- Безумные (журнальные) карикатуристы
- Художники из Патерсона, Нью-Джерси
- Выпускники Пенсильванской академии изящных искусств
- Сюрреалистическая комедия
- Уилл Эйснер вручил призывникам Зала славы