Шенмуэ (видеоигра)
Шенмуэ | |
---|---|
![]() Североамериканская обложка | |
Разработчик(и) | АМ2 ЦНИИ [а] |
Издатель(и) | Сега |
Директор(ы) |
|
Продюсер(ы) |
|
Дизайнер(ы) | Эйго Касахара |
Программа(ы) | Кейджи Окаясу |
Художник(а) | Масанори Охе |
Писатель(и) |
|
Композитор(ы) | |
Ряд | Шенмуэ |
Платформа(ы) | |
Выпускать | 29 декабря 1999 г. |
Жанр (ы) | Приключенческий боевик , симулятор жизни , [2] социальная симуляция [3] |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Шенмуэ [б] — это приключенческая игра 1999 года , разработанная AM2 из CRI и изданная Sega для Dreamcast . В нем рассказывается о юном мастере боевых искусств Ре Хадзуки, который намеревается отомстить за убийство своего отца в Йокосуке , Япония, 1980-е годы. Игрок исследует открытый мир , сражаясь с противниками в битвах и сталкиваясь с быстрыми событиями . Детализация окружающей среды считалась беспрецедентной: многочисленные интерактивные объекты, система смены дня и ночи , переменные погодные эффекты, неигровые персонажи с распорядком дня и различные мини-игры .
После разработки нескольких успешных аркадных игр Sega , в том числе Hang-On (1985), Out Run (1986) и Virtua Fighter (1993), режиссер Ю Судзуки захотел создать более продолжительный опыт и задумал Shenmue как многочастную эпопею. . В 1996 году Sega AM2 начала работу над ролевой игрой для Sega Saturn, действие которой происходит в мире Virtua Fighter . В 1997 году разработка перешла на Dreamcast, и соединение с Virtua Fighter было прекращено. Shenmue стала самой дорогой видеоигрой, когда-либо разработанной в то время, с ориентировочной стоимостью производства и маркетинга в 47–70 миллионов долларов , хотя это также включало часть Shenmue II (2001).
Несмотря на продажи в 1,2 миллиона экземпляров, Shenmue не окупила затраты на разработку и потерпела коммерческую неудачу . Он получил положительные отзывы за графику, саундтрек и амбиции, хотя медленный темп и акцент на обыденных деталях разделили игроков. Она привлекла к себе культ поклонников , появилась в нескольких списках величайших видеоигр всех времен и известна новаторскими игровыми механиками, такими как быстрые события и открытые миры. Более поздние оценки были неоднозначными, с критикой управления, темпа и озвучки.
После выпуска Shenmue II дальнейшие Shenmue игры погрузились в ад разработки , и Suzuki покинула Sega. в высоком разрешении В 2018 году Sega выпустила порты Shenmue Shenmue и II для нескольких форматов. После успешной краудфандинговой разработала Shenmue III кампании Suzuki самостоятельно ; он был выпущен для PlayStation 4 и Windows в 2019 году. Премьера аниме-адаптации Shenmue состоялась в 2022 году.
Геймплей
[ редактировать ]Игрок управляет подростком-мастером боевых искусств Ре Хадзуки, расследующим убийство своего отца в Йокосуке в 1986 году. Им предстоит исследовать открытый мир , ища подсказки, исследуя предметы и разговаривая с неигровыми персонажами . Иногда Ре сражается с противниками в боевых от Sega Virtua Fighter сценах, похожих на серию ; Вне боя игроки могут практиковать приемы, чтобы увеличить свою силу. В быстрых событиях игрок должен нажать правую кнопку в течение ограниченного времени, чтобы добиться успеха. [4] [5]
Shenmue представляет собой постоянный мир с уровнем детализации, который считался беспрецедентным для игр того времени. [6] Магазины открываются и закрываются, автобусы ходят по расписанию, а у персонажей свой распорядок дня, каждый в соответствии с внутриигровыми часами. [7] [8] Игрок может осматривать объекты, включая ящики, шкафы и полки, хотя не все объекты интерактивны. [9] Ре получает суточные, которые можно потратить на еду, лотерейные билеты, аудиокассеты и игрушки -капсулы . Есть несколько мини-игр ; Например, в местном игровом зале Ре может бросать дротики или играть в полные версии аркадных игр Sega Hang-On и Space Harrier . Позже в игре Ре устраивается на неполный рабочий день в доки и должен переправлять ящики между складами и участвовать в гонках с использованием вилочного погрузчика . [4] [5]
Эдж описал Shenmue как «игру для менеджеров среднего звена, часто состоящую из непривлекательной повседневной рутины - сидеть дома перед сном, разумно тратить деньги, заработанные на повседневной работе, или тренировать боевые приемы посредством одинокой практики - которые другие игры обходят стороной». [10]
Сюжет
[ редактировать ]В Йокосуке , Япония, 1986 год, студент-подросток, изучающий боевые искусства Рё Хадзуки, возвращается в свое семейное додзё , чтобы стать свидетелем конфронтации между своим отцом Ивао и китайцем Лан Ди. Лан Ди легко выводит Ре из строя и угрожает убить его, если Ивао не даст ему загадочный каменный артефакт - зеркало дракона. Ивао говорит ему, что зеркало спрятано под цветущей сакурой снаружи. Когда его люди возвращают зеркало, Лан Ди упоминает человека, которого, по его словам, убил Ивао в Китае. Он наносит завершающий удар, и Ивао умирает на руках Ре.
Ре клянется отомстить Лан Ди и просит местных жителей предоставить информацию. Когда у него заканчиваются зацепки, приходит письмо отцу Ре от китайца Чжу Юанды, в котором он предлагает обратиться за помощью к мастеру Чену, который работает в гавани Йокосука. Через Чена и его сына Гуйчжана Ре узнает, что зеркало, взятое Лан Ди, — одно из двух. Второе, зеркало Феникса, он находит в потайном подвале семейного додзё.
Чен сообщает, что Лан Ди уехал из Японии в Гонконг. Ре занимает деньги, чтобы купить билет на лодку у туристического агентства с сомнительной репутацией. Когда он идет за билетом, он попадает в засаду Чай, члена преступной организации Лан Ди, Чи Ю Мен, который уничтожает его билет. Ре узнает, что Чи Ю Мен связан с местной портовой бандой «Безумные ангелы», и устраивается на работу в порту водителем погрузчика для расследования. После того, как он создает проблемы, Безумные ангелы похищают его школьную подругу Нозоми. Ре спасает ее и заключает сделку с лидером Безумных ангелов, чтобы избить Гуйчжана в обмен на встречу с Лан Ди. Ре понимает, что сделка — ловушка, и объединяется с Гуйчжаном, чтобы победить Безумных Ангелов.
Ре договаривается с Гуйчжаном отправиться на лодке в Гонконг. В день отъезда на них нападает Чай. Ре побеждает его, но Гуйчжан ранен и убеждает Ре идти без него, говоря, что встретится с ним в Китае позже. Чен советует Ре обратиться за помощью к мастеру боевых искусств из Гонконга по имени Лишао Тао. Ре садится на лодку и отправляется в Гонконг.
Разработка
[ редактировать ]
Shenmue был создан Ю Судзуки . Придя в Sega в 1983 году, Сузуки создал несколько успешных аркадных игр , включая Hang-On (1985) , Out Run (1986) и Virtua Fighter (1993). [11] По сравнению с аркадными играми, где идеальная продолжительность игры составляет всего несколько минут, Suzuki хотела добиться более длительного опыта и исследовала ролевые игры (RPG). [11]
Чтобы протестировать системы камеры, боя и разговора, он и Sega AM2 создали прототип Sega Saturn « игры The Old Man and the Peach Tree» о молодом человеке Таро, который искал гроссмейстера боевых искусств в Лояне , Китай, 1950-х годов. [8] Таро приносит старику персик в обмен на информацию о гроссмейстере; в конце игры мужчина умело перебрасывает камни по воде, чтобы охотиться на рыбу, показывая, что он гроссмейстер. [11]
В 1996 году AM2 приступила к разработке 3D-ролевой игры Saturn с рабочим названием Guppy . [8] Это стала Virtua Fighter RPG: Akira's Story , ролевая игра с участием Virtua Fighter персонажа Акиры . AM2 планировал использовать «кинематографический» подход, включая озвучку и тщательно продуманные боевые сцены. [11] Судзуки исследовал места в Китае и построил четыре акта на темы «печаль», «борьба», [ sic ] «отъезд» и «начать заново». В этой версии истории Акира преодолеет свое горе после смерти отца, отправится в Китай, победит антагониста и начнет путешествие с новым другом. Судзуки нанял сценариста, драматурга и режиссеров для написания многосерийной истории. [11] [12] который IGN охарактеризовал как «эпопею мести в традициях китайского кино ». [13]
В 1997 году разработка перешла на будущую консоль Sega Dreamcast . В 1998 году вице-президент Sega of America Берни Столар рассказал Next Generation : «Я не могу сказать вам, над чем работает Сузуки-сан. Скажем так, я видел этот проект, и он потрясет игровой мир». [14] В том же году, чтобы лучше продвигать игру как « убийственное приложение » Dreamcast, связь с Virtua Fighter была прекращена, и Suzuki анонсировала рабочее название Project Berkley . [14] В ноябре Sega объявила, что Shenmue настолько уникальна, что принадлежит к новому жанру, который она назвала «развлечение с полностью реактивными глазами» или «БЕСПЛАТНО». [14] К моменту выпуска Dreamcast в Японии в ноябре 1998 года игра называлась Shenmue . [11]

AM2 сосредоточилась на разработке игрового мира, создав большую открытую среду с мини-играми и дополнительными квестами. Сеттинг создан по образцу Добуиты в Йокосуке , Япония. [15] Команда работала с декораторами интерьеров, чтобы спроектировать более 1200 комнат и локаций. [11] [16] и создал более 300 персонажей со своими именами, личностями и отношениями, некоторые из которых созданы по образцу сотрудников Sega, [17] [18] с подробными глиняными моделями в качестве ссылок на анимацию. [19] Метеорологические записи 1986 года в Йокосуке были использованы для создания алгоритмически генерируемых погодных и дневных и ночных циклов. [11] Кат-сцены визуализируются в реальном времени , без полнофункционального видео (FMV), а захват движения использовался для захвата движений экспертов Будо ( японских боевых искусств ). [20] Чтобы уместить материал на приемлемом количестве дисков, AM2 разработала новый тип сжатия данных . [11]
В 1999 году AM2 сосредоточилась на исправлении ошибок, обнаруживая сотни ошибок каждый день. В то время не было систем отслеживания ошибок , поэтому команда отслеживала ошибки с помощью электронных таблиц Excel ; в какой-то момент они отследили более 10 000 неразрешенных ошибок. [11] Однажды несколько неигровых персонажей оказались в ловушке в магазине, куда они зашли в рамках своих сценариев; Решением Suzuki было расширить дверь магазина. [8] Продакт -плейсмент брендов Coca-Cola и Timex также создавал проблемы, поскольку у компаний были строгие требования к их реализации. [11] Судзуки сказал, что самой большой проблемой было управление, поскольку у компании более 300 сотрудников и нет опыта реализации крупных проектов. [11]
По словам локализатора Джереми Блаустейна , Shenmue локализация английская была сопряжена с проблемами , усугубляемыми масштабом проекта. По настоянию Судзуки английские голоса были записаны в Японии, что сильно ограничило кастинг; Блаустейн сказал: «Мы наняли практически каждого [англоговорящего] человека, который существует [в Японии] и называет себя актером озвучивания». [21] Сценарии были переведены несколькими людьми, что создавало проблемы с согласованностью, и были доставлены с опозданием, не оставляя времени на переписывание или правильное направление. [21]
Shenmue стала самой дорогой игрой, когда-либо разработанной в то время: по сообщениям, она обошлась Sega в 70 миллионов долларов . В 2011 году Suzuki заявила, что эта цифра приблизилась к 47 миллионам долларов, включая маркетинг. [5] Разработка также охватывала часть Shenmue II (2001 г.), которая была завершена за меньшую сумму. [22] и задел для будущих игр Shenmue . [23]
Продвижение и выпуск
[ редактировать ]27 ноября 1998 года Sega выпустила Dreamcast в Японии. Стартовая игра Virtua Fighter 3tb , также созданная Suzuki, включала предварительный диск Shenmue со сценами FMV и интервью с Suzuki, но без кадров игрового процесса. 20 декабря 1998 года Sega представила Shenmue на конференции в Зале международной ассамблеи Иокогамы и продемонстрировала свои системы часов, погоды и событий быстрого времени; фанаты могли смотреть конференцию онлайн. [14] Первоначальная реакция была положительной: Эдж заявил, что это «может стать одним из самых амбициозных и важных проектов в области видеоигр за десятилетие». [24] Однако быстрые события разозлили некоторых фанатов, которые предполагали, что в игре будут использоваться только сражения в стиле Virtua Fighter . [14]
Sega объявила дату выпуска в Японии — апрель 1999 года. [25] который был отложен до 5 августа. [25] На Tokyo Game Show в марте 1999 года Sega объявила, что Shenmue будет включать в себя несколько игр, и впервые позволила публике в нее играть. На японской потребительской выставке 3 мая 1999 года Sega продемонстрировала лицевую анимацию и объявила, что у неигровых персонажей будет свой распорядок дня. Позже в том же месяце Sega показала Shenmue впервые в Америке на конференции разработчиков игр 1999 года . На следующей неделе в нее можно было играть на выставке E3 в Лос-Анджелесе. [14]
На конференции японских потребителей 1 июня 1999 года Sega объявила о рекламной акции Shenmue , приуроченной к падению цен на Dreamcast. Sega распространила ограниченный тираж видеоролика What's Shenmue с консолями и играми Dreamcast, а также игровую демо-версию с 1 августа. [14] В «пародийной» демо-версии Ре обыскивает небольшой район Йокосуки в поисках тогдашнего управляющего директора Sega Хидеказу Юкавы. [26] Sega также объявила, что выход Shenmue отложен до 28 октября 1999 года. [27] 22 июня Sega объявила о « Shenmue Subway Tour», в ходе которого в августе на японских вокзалах будут показаны игровые демоверсии. [14] NHK провела шесть месяцев с командой разработчиков и перед ее выпуском транслировала создание документального фильма об игре. [6]
В конце сентября Sega объявила дату выпуска — начало 2000 года. [28] прежде чем перенести его на последнюю неделю 1999 года. [29] Sega выпустила Shenmue 29 декабря 1999 года в Японии. [30] 7 ноября 2000 г., Северная Америка, [31] [32] и 1 декабря 2000 г. в Европе. [33]
Продажи
[ редактировать ]Shenmue продала 260 000 копий за первую неделю выпуска в Японии. [34] В конечном итоге было продано 1,2 миллиона копий. [35] и стала одной из самых продаваемых игр Dreamcast. [36] Однако его продажи не покрыли затраты на разработку, и аналитики считают это крупным коммерческим провалом . [37] [38] USgamer написал, что, хотя продажи большинства игр были бы успешными, только «невозможное» количество продаж принесло бы Shenmue прибыль. [37] По данным GamesRadar , каждому владельцу Dreamcast пришлось бы дважды купить Shenmue , чтобы он получил прибыль, и поэтому «по иронии судьбы он, вероятно, сделал столько же, чтобы убить Dreamcast, сколько и укрепить его репутацию». [38] Это способствовало уходу Sega с рынка игровых консолей после нескольких лет снижения прибыли. [37] [38]
Локализатор Shenmue Джереми Блаустейн сравнил провал с эпическим фильмом 1980 года « Врата рая» , бюджет которого резко превысил бюджет и стал коммерческим провалом: «Сузуки исходил из огромных прошлых успехов, и он был тем человеком. вот в чем дело … И все хотели получить часть этих 70 миллионов долларов, понимаете, и, конечно, худшее, что вы могли сделать, — это начать проект, заявив, что у нас есть все эти деньги, а потом просто продолжать? вкладывать в это больше денег». [21] Питер Мур , в то время президент Sega of America, сказал, что Shenmue продавалась «чрезвычайно хорошо», но не смогла получить прибыль из-за ограниченной установленной базы Dreamcast. [39] Инженер Dreamcast и будущий президент Sega Хидеки Сато защищал Shenmue как «инвестицию, [которая] когда-нибудь окупится», поскольку уроки, извлеченные во время разработки, можно применить к другим играм. [22] [40]
Критический прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Рейтинги игр | 89% [41] |
Публикация | Счет |
---|---|
1Up.com | А+ [42] |
4 игрока | 95/100 [43] |
ВсеИгры | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Компьютерные и видеоигры | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Край | 8/10 [46] |
Ежемесячник электронных игр | 26/30 [47] |
еврогеймер | 9/10 [48] |
Фамицу | 33/40 [49] |
Информер игр | 6/10 [50] |
ГеймПро | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
GameSpot | 7,8/10 (США) [52] 8,1/10 (Великобритания) [53] |
GameSpy | 8.5/10 [54] |
Трейлеры к играм | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Гипер | 94/100 [56] |
ИГН | 9.7/10 [57] |
Jeuxvideo.com | 18/20 [58] |
Следующее поколение | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
округ Колумбия, Великобритания | 10/10 [60] |
Игровой возраст | А- [61] |
Официальный журнал Dreamcast (Великобритания) | 10/10 [62] |
Официальный журнал Dreamcast (США) | 10/10 [60] |
Публикация | Премия |
---|---|
Японский фестиваль медиаискусства | Премия за выдающиеся достижения в области интерактивного искусства [63] |
5-я анимация Кобе | Премия за пакетную работу |
Край | Графические достижения [64] |
4-я ежегодная награда за интерактивные достижения | Консольные инновации [65] |
Shenmue имеет средний совокупный балл 89% в GameRankings . [41] Критики высоко оценили графику, реализм, саундтрек и амбиции. IGN назвал это «игровым опытом, который не сможет пропустить ни один геймер, ни обычный, ни заядлый». [57] и Eurogamer назвал его «одним из самых захватывающих и необычных игровых событий, когда-либо созданных». [66] GameSpot написал, что, хотя Shenmue «далек от совершенства», он был «революционным» и «стоит испытать - при условии, что у вас есть время для инвестиций». [67] Эдж изначально назвал японскую версию «вехой»; [68] Позже они сказали, что английская версия не стала той «вехой», на которую они надеялись, но была «увлекательной и, в конечном итоге, полезной». [7]
Эд Ломас из британского официального журнала Dreamcast Magazine сказал, что производственные показатели «поразительны… [ Shenmue ] — самая красивая игра из когда-либо созданных, вне всякого сомнения». Хотя он признал проблемы с управлением, устаревшими QTE, сценарием и озвучкой, он считал, что этот опыт в целом был «невероятным», особенно его погружение и свобода развивать историю в темпе игрока. [62] Джефф Лундриган из Next Generation написал: «Каждый на Земле обязан сыграть в эту игру. Некоторым она понравится больше, чем другим, но никто не сможет не признать ее великолепную производственную ценность и глубину дизайна». [59]
В нескольких обзорах критиковались невидимые стены , обилие кат-сцен, английская озвучка и невозможность продвигаться вперед, не дожидаясь запланированных событий. [23] [57] [69] GameSpot пишет, что «к тому времени, когда вы будете управлять вилочными погрузчиками и участвовать в завершении игры, наполненном QTE, часы за часами скуки возьмут свое». [67] Game Informer раскритиковал отсутствие действий, написав: «Для определения следующего шага вашего персонажа требуется немного больше, чем просто поговорить с кем-то, кто затем скажет вам, кого увидеть или куда пойти… все, что осталось, — это парень, гуляющий по удивительно детализированному Если бы я захотел испытать это, я мог бы увидеть это в другой игре с доказанной бесконечной развлекательной ценностью. Это называется жизнь». [50]
Награды
[ редактировать ]Shenmue получила приз за выдающиеся достижения в области «Интерактивного искусства» на Японском фестивале медиа-искусств 2000 года . [63] Эдж наградил ее за «Графическое достижение», написав, что «эксперимент Судзуки по созданию полноценного, населенного виртуального мира, в котором происходит игра, оказался огромным успехом, особенно «захватывающий» уровень детализации моделей персонажей». и что никогда в видеоиграх не было «настолько убедительного представления реальной жизни». [64] GameSpot назвал Shenmue самой разочаровывающей консольной игрой 2000 года, но присудил ей приз за «Лучшую техническую графику» для консольной игры и номинировал ее на «Лучшую приключенческую игру», «Лучший звук» и «Лучшая художественная графика». . [70] Во время 4-й ежегодной премии Interactive Achievement Awards в марте 2001 года Shenmue получила награду «Консольная инновация», а также номинации на « Игра года », «Консольная игра года», « Разработка персонажей или истории » и « Дизайн игры ». ". [71]
Ретроспектива
[ редактировать ]В 2009 году редактор IGN Xbox Хилари Гольдштейн похвалила Shenmue за «отличные идеи», но сказала, что это «совершенно неинтересно». Мэтт Касамассина из IGN Nintendo посчитал, что это «скорее техническая демоверсия , чем последовательная игра». [72] Однако Мартин Робинсон из IGN UK описал ее как «глубоко личную игру», которая «открыла мне глаза на совершенно новый мир видеоигр, предполагая, что они не обязательно должны быть связаны с стрельбой инопланетянам в лицо, спасением принцессы или убийством». орки часами подряд — они могут быть о реальных людях в реальном месте… именно обыденные моменты дали Shenmue поэзию». [72]
Если игры Grand Theft Auto критиковали как симуляторы преступности, в которых вы можете нажать кнопку, чтобы купить проститутку, а затем сбить ее на машине, то Shenmue — это игра, в которой вы можете нажать кнопку, чтобы вежливо спросить дорогу, а затем выполнить комбо заботясь о своих старших и всегда не забывая сдавать их на переработку. Вместо того, чтобы давать нам город для испытаний и разгрома со всех сторон, Shenmue строит вам мир и просит вас следовать правилам, а не нарушать их. [73]
Брендан Мэйн, The Escapist , 21 декабря 2010 г.
В 2011 году Empire написала, что «цифровая среда, созданная Shenmue , была революционной для того времени… Даже по сегодняшним меркам ее богатое и нежное видение городской Японии вдохновляет». [74] В своей книге 2010 года « 1001 видеоигра, в которую вы должны сыграть , прежде чем умереть» Дэвид Маккарти написал о «парадигматическом влиянии Shenmue на всю индустрию видеоигр». кажется «грубым и блочным» по сравнению с современными играми, По словам Маккарти, хотя Shenmue он «воссоздал реальный мир с… вниманием к деталям, с которым никогда не было конкурентов». [75] В ретроспективе 2014 года Эдж написал, что «некоторые были очарованы богатой атмосферой и визуальными деталями игры. Другие были заморожены беспорядочным взаимодействием с безобидным, почти деревенским миром… где они бродили по районам Йокосуки, задавая необычные вопросы». пенсионерам и парикмахерам». [10] В том же году The Guardian написала: «Темп [ Shenmue ] может быть ледяным по сравнению с темпом американских горок Uncharted , но замедление событий позволяет лучше оценить все, чего здесь достигли Suzuki и отдел Sega AM2… как все скреплено, остается весьма изысканным, даже при самом пристальном рассмотрении, даже по стандартам 2014 года». [76]
Отзывы о HD-портах Shenmue в 2018 году были менее положительными. Destructoid Питер Глаговски из написал, что у Shenmue были «интересные концепции, омраченные плохой реализацией», и раскритиковал бой и медленный темп. В заключение он сказал: «Этот дизайн открытого мира был по-настоящему оригинальным и увлекательным в 1999 году, но на самом деле не было необходимости включать половину функций, которые есть у Shenmue ». [77] Критик эскапист - Бен «Ятзи» Крошоу не любил «безжалостные» и «неистовые» бои и считал, что в открытом мире не хватает контента между ключевыми моментами истории. [78] Критик Джим Стерлинг писал, что « Shenmue ужасен [...] Возможно, на рубеже тысячелетий, когда эта игра чего-то стоила, смелость могла бы сойти с рук, но смелость не является оправданием для того, чтобы тратить время игрока, совершенно никакого уважения к аудитории и ее терпению, и вообще ожидание, что люди сами развлекутся в игре, в которой на самом деле не так уж много инструментов для развлечения». [79]
Shenmue привлекла к себе культ последователей . Фанаты посещают улицу Добуита в Йокосуке, где происходит большая часть игры. [80] Она была включена в несколько списков величайших игр всех времен . В 2007 году Edge назвал ее 50-й по величине игрой. [81] а в 2008 году он был признан 25-м по величине в опросе читателей Game , набравшим более 100 000 голосов. [82] В 2006 и 2008 годах читатели IGN назвали Shenmue 81-й по величине игрой. [83] В апреле 2011 года Empire поставила ее на 42-е место среди лучших игр. [74] В апреле 2013 года издание Den of Geek назвало Shenmue и Shenmue II лучшими играми Dreamcast. [84] В сентябре 2013 года читатели немецкого игрового журнала M! Games признали Shenmue лучшей игрой всех времен. [85] В октябре 2013 года MSN UK назвала ее одной из 20 лучших игр всех времен. [86] В 2014 году Shenmue 71-й лучшей игрой всех времен. назвал журнал Slant [87] и седьмой от Empire . [88]
Влияние
[ редактировать ]Shenmue известен как новатор нескольких игровых технологий. [72] В своем списке «пятерки недооцененных новаторов» 1UP.com назвал Shenmue оригинальной «городской игрой с открытым миром» до того, как эта идея была популяризирована такими играми, как Grand Theft Auto III (2001). Ее обширное окружение, богатство возможностей и уровень детализации сравнивают с более поздними играми-песочницами, включая Grand Theft Auto , Yakuza , Fallout 3 и Deadly Premonition . [89] [90] [91] [92] Shenmue также приписывают название и популяризацию соревнований по быстрому времени . [10] [76] какие игры, включая Resident Evil , God of War и Tomb Raider, будут включены. [93]
Сиквелы
[ редактировать ]Suzuki планирует, что Shenmue осветит как минимум четыре игры. [12] Shenmue II , разработанная одновременно с Shenmue , была выпущена в 2001 году в Японии и Европе и в 2002 году в Северной Америке. Это также был коммерческий провал, и Shenmue III вступила в период ада разработки, продолжавшийся более десяти лет. [94] В 2004 году Sega анонсировала массовую многопользовательскую ролевую онлайн-игру для ПК, действие которой происходит в мире Shenmue , Shenmue Online . [95] но он так и не был выпущен. [96] [97] В 2010 году Sega анонсировала еще один спин-офф — Shenmue City — социальную игру для мобильного сервиса Yahoo Mobage; он был закрыт в конце 2011 года. [98]
В сентябре 2011 года Сузуки покинул Sega, чтобы сосредоточиться на своей студии разработки Ys Net. [99] На конференции E3 15 июня 2015 года он объявил о краудфандинговой кампании Kickstarter по разработке Shenmue III с помощью Ys Net для PlayStation 4 и Windows, получив лицензию на права от Sega. Кампания достигла своей первоначальной цели в 2 миллиона долларов менее чем за девять часов. [100] 17 июля 2015 года Shenmue III стал самым быстро и самым финансируемым проектом видеоигр в истории Kickstarter, собрав в общей сложности 6,3 миллиона долларов. [101] Он был выпущен 19 ноября 2019 года. [102]
Порт
[ редактировать ]Ремейк новыми моделями Shenmue с и Shenmue II , текстурами и освещением был отменен в 2017 году из-за технических проблем. [103] 21 августа 2018 года Sega выпустила порты Shenmue Shenmue и II в высоком разрешении для PlayStation 4, Windows и Xbox One . [104] Порты разработаны британской студией D3T . [105] и включает новую графику и параметры управления, улучшенные пользовательские интерфейсы, а также озвучку на японском и английском языках. [106] Некоторые детали, такие как размещение продукта, были опущены, а кат-сцены были представлены в исходном соотношении сторон из-за технических ограничений. [107]
Порты были выпущены в Японии 22 ноября 2018 года и дебютировали под номером четыре в японских чартах с 37 529 розничными продажами на PlayStation 4. [108] Они оставались в числе 20 самых продаваемых игр в Японии до 2 декабря 2018 года, продав почти 45 000 копий. [109] IGN сообщил о многочисленных ошибках, затрагивающих графику, кат-сцены, элементы управления и сохраненные игры. [105] Эйго Касахара, директор по планированию оригинального Shenmue , выразил разочарование и сказал, что призвал D3T исправить проблемы. [105] В 2021 году был анонсирован фанатский проект по ремейку Shenmue на основе портов 2018 года с использованием Unreal Engine 4 . [110]
Другие СМИ
[ редактировать ]Sega выпустила альбом саундтреков Shenmue Orchestra Version 1 апреля 1999 года, еще до выхода игры. [111] Двухдисковый альбом саундтреков Shenmue OST Chapter 1: Yokosuka был выпущен 23 марта 2000 года. [112] Сборник видеороликов Shenmue версию Shenmue , был для , : The Movie выпущен в прокат в Японии в 2001 году и включен в Xbox Shenmue II . [113] [114] Премьера аниме -адаптации Shenmue состоялась 6 февраля 2022 года. [115]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Портировано на PlayStation 4 , Windows и Xbox One компанией D3T.
- ^ Shenmue ( Shenmue Глава 1 Ёкосука , Shenmū Isshō: Yokosuka , «Shenmue Глава 1: Ёкосука») на японском языке, произносится [ɕe̞ɴ.mɯ̟ᵝː] ; примерно / ˈ ʃ ɛ n . m uː / , «шен-му»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «От Shenmue до Yakuza Тошихиро Нагоши вспоминает блестящую карьеру японского разработчика игр» . 28 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Shenmue отмечает 15-летие | Hardcore Gamer. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ↑ Новая информация о Shenmue 2 (Sega Dreamcast). Архивировано 8 декабря 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Тоуэлл, Джастин (30 июня 2015 г.). «Почему все так взволнованы? Что такое Shenmue ?» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 28 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Дайвер, Майк (2 мая 2015 г.). « Shenmue – открытие классики Sega опоздало на 14 лет» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гилл, Эшли (9 ноября 2015 г.). « Документальный фильм «Создание Shenmue 90-х» дает представление о легендарной игре» . GameSkinny . Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 28 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзор Шэнмуэ» . Край . Ноябрь 2000 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. Проверено 28 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д « Однажды в Shenmue были изображены кошки, которые ходят на двух ногах» . Еврогеймер . 19 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ «Величайшие игровые провалы: Shenmue» . USgamer.net . 8 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ретроспектива: Шэнмуэ » . Край . 5 марта 2014. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Корриа, Алекса Рэй (19 марта 2014 г.). «Создатель Ю Судзуки делится историей развития Shenmue» . Полигон . Архивировано из оригинала 28 июня 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Создатель Shenmue: История состоит из 11 глав, в идеале — «4 или 5 игр» в серии» . Полигон . 20 июня 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г. Создатель Shenmue: В истории 11 глав, в идеале — «4 или 5 игр» в серии.
- ^ « IGN представляет историю Sega» . ИГН . 21 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час « Шенмуэ , история» . ИГН . 13 июля 1999 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ БАТДОРФ, ЭЛИСОН (21 апреля 2006 г.). «Улица Йокосука принимает игроков в видеоигры» . Звезды и полосы . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Edge , выпуск 68, январь 1999 г., стр. 22.
- ^ Shenmue - Интервью с разработчиком 2000 г., архивировано 17 августа 2015 г., в Wayback Machine , Shmupulations.
- ^ «Раскопанное классическое интервью Shenmue» . Форбс . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Ричард Стэнтон (2015). Краткая история видеоигр: от Atari до виртуальной реальности . Маленькая Коричневая Книга. п. 212. ИСБН 978-1-47211-880-6 . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Game Informer , выпуск 71 (март 1999 г.), стр. 51.
- ^ Jump up to: а б с Щепаньяк, Джон. «Жизнь и игры Джереми Блаустейна» . Хардкорные игры 101 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фас, Трэвис (9 сентября 2010 г.). « IGN представляет историю Dreamcast» . ИГН . Архивировано из оригинала 28 сентября 2014 года . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Шенмуэ: Сквозь века» . ИГН . 8 августа 2007 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Edge , выпуск 68, январь 1999 г., стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Сотрудники IGN (24 февраля 1999 г.). «Новости Байты» . ИГН . Архивировано из оригинала 23 апреля 2000 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
Shenmue задерживается
«...выпуск игры в Японии изначально планировался в апреле этого года, но... игра была отложена до этого лета». - ^ Робинсон, Мартин и Мэтью Рейнольдс (25 сентября 2019 г.). «Раскрыты демо-планы спонсоров Shenmue 3» . Еврогеймер . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Сотрудники IGN (1 июня 1999 г.). «Отчет о конференции Sega New Challenge '99» . ИГН . Архивировано из оригинала 23 июня 2000 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
«Верно, ребята, первая глава видения Ю Судзуки перенесена с 5 августа на 28 октября». - ^ Гантаят, Ануп (30 сентября 1999 г.). «Японский релиз Shenmue официально отложен» . ИГН . Архивировано из оригинала 11 марта 2000 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Гантаят, Ануп (17 ноября 1999 г.). «Shenmue: Последняя великая игра тысячелетия» . ИГН . Архивировано из оригинала 3 марта 2000 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Shenmue Chapter 1 Yokosuka [Dreamcast] / Famitsu.com» Проверено Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года. 28 ноября 2015 года .
- ^ «Sega объявляет о выпуске ограниченного выпуска Shenmue» . ГеймСпот . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Сотрудники IGN (3 ноября 2000 г.). «Игры ноября: Америка» . ИГН . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Баркер, Сэмми (16 июля 2015 г.). «Мыльница: Почему я люблю Shenmue» . Пуш-сквер . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ «Поток данных» (PDF) . Край . № 82 (март 2000 г.). 22 февраля 2000 г. с. 122.
- ^ «Microsoft объявляет о ведущих играх Sega для Xbox: SEGA-AM2 и команда Sonic разрабатывают новые популярные игры для Xbox» . Microsoft.com. 11 октября 2001 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2015 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ↑ Список самых продаваемых игр Dreamcast. Архивировано 3 июля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с «Величайшие провалы игровой индустрии: Shenmue » . СШАгеймер . 8 августа 2014. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Топ-7… Самые амбициозные провалы в игровой индустрии» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Кент, Стивен Л. (2001). Полная история видеоигр: история увлечения, которое коснулось нашей жизни и изменило мир . Издательство Прима. стр. 587, 578. ISBN. 978-0-7615-3643-7 .
- ^ Кент 2001 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б «Shenmue для Dreamcast» . Рейтинги игр . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 года . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ «IGN: Обзор Shenmue Dreamcast» . 1up.com. Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Шенмуэ» . 4 игрока (на немецком языке). 30 декабря 2000 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2007 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Сутяк, Джонатан. «Шенмуэ» . Вся игра . Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Компьютерные и видеоигры , выпуск 230, страницы 84–87.
- ^ Edge , выпуск 92, страницы 86–87.
- ^ Сьюарт, Грег; Дудлак, Джонатан; Макдональд, Марк (январь 2001 г.). «Шенмуэ». Ежемесячник электронных игр . № 138. с. 196.
- ^ Роб Фэйи (23 января 2001 г.). «Обзор Shenmue — Страница 1» . Еврогеймер.нет. Архивировано из оригинала 11 марта 2003 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ↑ Dreamcast — Shenmue ~Sagi~Chapter 1 Yokosuka , №915, часть 2, 30 июня 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Джей (декабрь 2000 г.). « Шенмуэ ». Игровой информер . Том. 10, нет. 92. с. 120.
- ^ «Обзоры Shenmue для Dreamcast» . Gamepro.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2009 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Обзор Shenmue для Dreamcast» . ГеймСпот . 7 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 г. Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ video.gamespot.co.uk: Shenmue
- ^ «Shenmue для Dreamcast» . Рейтинги игр. 7 ноября 2000 года. Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Обзоры и трейлеры Shenmue» . GameTrailers.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Туз, Дэн (февраль 2001 г.). «Шенмуэ». Гипер . № 88. С. 40–43.
- ^ Jump up to: а б с «IGN: Обзор Shenmue Dreamcast» . Dreamcast.ign.com. 3 ноября 2000 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Тест: Шенмуэ» . Jeuxvideo.com (на французском языке). 23 ноября 2000 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Лундриган, Джефф (декабрь 2000 г.). «Финал». Следующее поколение . Том. 3, нет. 12. Воображаемые СМИ . стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б «Список рейтингов Shenmue» . Хадзуки Додзё . Архивировано из оригинала 30 июня 2006 года . Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ «Обзор Shenmue (округ Колумбия)» . Игровой возраст. 4 декабря 2000 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2001 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ломас, Эд (декабрь 2000 г.). « Обзор Shenmue ». Официальный журнал Dreamcast . Великобритания: Деннис Паблишинг .
- ^ Jump up to: а б «Приз Shenmue за выдающиеся достижения в области цифрового искусства (интерактивного искусства) на фестивале медиаискусства Японии в 2000 году» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 28 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Edge Awards 2000» (PDF) . Край . № 82 (март 2000 г.). 22 февраля 2000 г. стр. 54–63.
- ^ «Награды DICE от Video Game Details Shenmue» . Академия интерактивных искусств и наук . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Фэйи, Роб (23 января 2001 г.). «Шенмуэ» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Порво, Франк (11 января 2000 г.). «Обзор GameSpot на «Shenmue» » . ГеймСпот . Проверено 12 июля 2006 г.
- ^ «Предварительный фокус: Shenmue» (PDF) . Край . Нет. 82 (март 2000 г.). 22 февраля 2000 г. с. 38–44.
- ^ Прово, Франк (11 ноября 2000 г.). « Обзор Шэнмуэ » . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 2 октября 2014 г. ср. Джей (декабрь 2000 г.). « Шенмуэ ». Игровой информер . Том. 10, нет. 92. с. 120. ср. « Обзор Шэнмуэ » . Край. 29 ноября 2000 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Сотрудники GameSpot (5 января 2001 г.). «Лучшее и худшее 2000 года» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 года.
- ^ «Награды DICE от Video Game Details Shenmue» . Академия интерактивных искусств и наук . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Где, черт возьми, Шенму!?» . 11 сентября 2009 года . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ «Затерянный в Йокосуке» . 22 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «100 величайших игр всех времен — Shenmue» . Empireonline.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года.
- ^ Мотт, Тони (2013). 1001 видеоигра, в которую нужно сыграть, прежде чем умереть . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Universe Publishing. п. 406. ИСБН 978-0-7893-2090-2 .
- ^ Jump up to: а б Дайвер, Майк (2 мая 2014 г.). «Shenmue – открытие классики Sega опоздало на 14 лет» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Глаговский, Питер. «Обзор: Shenmue I и II» . Деструктоид . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Крошоу, Бен (12 сентября 2018 г.). «Нулевая пунктуация: Шенмуэ» . Журнал Эскапист . Архивировано из оригинала 3 ноября 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Shenmue — мальчик-погрузчик и его мусорная игра (Jimpressions)» . Джимквизиция . 24 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ « Чувствуешь себя как дома»: туристы из Шенмуэ совершают паломничество в Йокосука» . ВОСА . 19 декабря 2019 года . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Шофилд, Джек (4 июля 2007 г.). «100 лучших игр Edge — почти наверняка не ваш» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ «Величайшие игры всех времен — GAME.co.uk» . 20 декабря 2008 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ 100 лучших игр по выбору читателей: 81–90. Архивировано 3 ноября 2013 г., в Wayback Machine , IGN , 2006 г.
- ^ «25 лучших игр для Sega Dreamcast» . Логово Компьютерщика . 8 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2015 г.
- ^ Федеральные игры «Выборы 2013» – вот победитель! - Мир выбрал! | Новости | MANIAC.de. Архивировано 29 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Входит ли GTA V в число 20 величайших видеоигр всех времён? — 20 величайших видеоигр всех времён» . МСН Тех. 14 октября 2013. Архивировано из оригинала 19 марта 2014 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ «100 лучших видеоигр всех времен» . Журнал «Слант» . 13 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «7. Shenmue — 100 величайших видеоигр всех времён» . Империя Онлайн . Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года.
- ^ Брендан Мэйн, Затерянный в Йокосуке. Архивировано 22 октября 2013 г., в Wayback Machine , The Escapist.
- ↑ Shenmue: Выступление создателя Ю Судзуки. Архивировано 2 января 2011 г., в Wayback Machine , GamesTM.
- ↑ Ю Сузуки. Архивировано 13 ноября 2013 г., в Wayback Machine , IGN.
- ^ «Исчезновение Ю Судзуки: Часть 1» . 1Up.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 года.
- ↑ Адам ЛаМоска, Экранная справка, Внутриигровые помехи. Архивировано 1 февраля 2014 г., в Wayback Machine , The Escapist.
- ^ Джиллетт, Ник (26 июня 2015 г.). «Обзор E3 2015» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Смит, Дэвид (3 августа 2004 г.). «Официальный анонс Shenmue Online» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года.
- ^ «Shenmue Online отменен: кто теперь будет перемещать все эти онлайн-ящики?» . Деструктоид . 4 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 2 января 2016 г.
- ^ Арендт, Сьюзен (7 августа 2007 г.). «Слух: Shenmue ушел навсегда» . Проводной . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
- ^ Гантаят, Ануп (7 октября 2010 г.). «Shenmue выходит в социальные сети на новом сервисе Yahoo для ПК» . Андриасанг. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года.
- ^ «Ю Сузуки в переходный период» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 года . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ Shenmue 3 только что заработал 2 миллиона долларов, установив новый рекорд Kickstarter. Архивировано 4 марта 2016 года на Wayback Machine.
- ^ Рейли, Люк (20 июля 2015 г.). «Кикстартер Shenmue 3 закрылся с суммой более 6,3 миллиона долларов» . ИГН . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ «Shenmue 3 отложен еще на год» . Полигон . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ «Анонсировано: отмененный ремейк Shenmue HD от Sega — с полностью обновленной графикой» . Еврогеймер.нет . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ «У HD-переиздания Shenmue назначена окончательная дата» . Еврогеймер.нет . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Краббе, Эсра (26 сентября 2018 г.). «Разработчик оригинальной версии Shenmue жалуется на ошибки в переиздании — TGS 2018» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года.
- ^ Кнежевич, Кевин (13 апреля 2018 г.). «Shenmue 1 и 2 выйдут на PS4, Xbox One и ПК в этом году» . ГеймСпот . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Линнеман, Джон (21 августа 2018 г.). «Анализ HD-ремастеров Shenmue: улучшений немного, но порты — чистое золото» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 21 августа 2018 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ «Продажи в СМИ: 19.11.18 – 25.11.18» . Гемацу . 25 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 года . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ «Продажи в СМИ: 26.11.18 – 2.12.18» . Гемацу . 2 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Перслоу, Мэтт (1 февраля 2021 г.). «Модераторы Shenmue 1 и 2 переделывают игры... дважды» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «RPGFan Music — версия оркестра Shenmue» . www.rpgfan.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ "RPGFan Music - Shenmue OST ~Глава 1: Йокосука~" . www.rpgfan.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Гольдштейн, Хилари (29 октября 2002 г.). «Обзор Shenmue II» . ИГН . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ «Шенмуэ: DVD с фильмом» . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Диас, Ана (19 января 2022 г.). «Shenmue получает новое аниме на Crunchyroll и Adult Swim» . Полигон . Проверено 6 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Официальный сайт» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2014 года . Проверено 3 ноября 2010 г.
- Шенмуэ в Mobygames
- видеоигры 1999 года
- Приключенческие игры
- Отмененные игры Sega Saturn
- Рождественские видеоигры
- Дримкаст игры
- Игры-симуляторы жизни
- Видеоигры с открытым миром
- Игры для PlayStation 4
- Шенмуэ
- Видеоигры с организованной преступностью
- Однопользовательские видеоигры
- Видеоигры-социальные симуляторы
- Видеоигры о мести
- Видеоигры, разработанные Ю Судзуки
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры, написанные Такенобу Мицуёси
- Видеоигры, написанные Юзо Косиро
- Видеоигры, действие которых происходит в 1986 году.
- Видеоигры, действие которых происходит в 1987 году.
- Видеоигры, действие которых происходит в Японии
- Windows-игры
- игры для Xbox One
- Ёкосука, Канагава в художественной литературе
- Видеоигры по китайской мифологии