Экономический рационализм
Часть серии о |
Экономика |
---|
Экономический рационализм — австралийский термин, часто используемый при обсуждении макроэкономической политики, применимый к экономической политике многих правительств по всему миру, особенно в 1980-х и 1990-х годах. Экономические рационалисты склонны отдавать предпочтение экономически либеральной политике: дерегулированию , свободной рыночной экономике , приватизации государственных предприятий, снижению прямого налогообложения и повышению косвенного налогообложения , а также сокращению размера государства всеобщего благосостояния . Близкие эквиваленты включают Роджерномику (Новая Зеландия), Тэтчеризм (Великобритания) и Рейганомику (США). Однако этот термин также использовался для описания сторонников рыночных реформ внутри Австралийской Лейбористской партии , чья позиция была ближе к тому, что стало известно как « Третий путь ».
Поскольку эту фразу использовал социолог Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма», наиболее вероятно, что этот термин был взят оттуда, и все его современные значения могут быть учтены в использовании Вебера. [ нужна ссылка ] Его недавнее использование возникло независимо в Австралии и произошло от фразы «экономически рационально», используемой как благоприятное описание рыночно-ориентированной экономической политики. Его первые появления в печати состоялись в начале 1970-х годов, при правительстве Уитлама , и до конца 1980-х годов он почти всегда использовался в положительном смысле.
Преобладающее сейчас негативное употребление получило широкое распространение во время рецессии 1990 года; его популяризировал бестселлер «Экономический рационализм в Канберре» . Майкла Пьюзи [ нужна ссылка ]
Критика [ править ]
Термин «экономический рационализм» обычно используется при критике экономической политики свободного рынка как аморальной или асоциальной. В этом контексте ее можно резюмировать как «мнение о том, что коммерческая деятельность... представляет собой сферу деятельности, в которой моральные соображения, выходящие за рамки правила деловой честности, диктуемого просвещенным эгоизмом , не играют никакой роли» (Quiggin 1997). ).
В этом контексте часто цитируют известное высказывание Маргарет Тэтчер : «Общества не существует. Есть индивидуумы и есть семьи», но интерпретация этого утверждения оспаривается.
Поддержка [ править ]
Сторонники экономического рационализма представили два типа ответов на критику, подобную приведенной выше. Некоторые отрицают точность такой критики и утверждают, что этот термин относится только к формулированию рациональной политики, основанной на тщательном экономическом анализе, и не исключает государственного вмешательства, направленного на исправление сбоев рынка , перераспределение доходов и т. д.
Другие согласились с точностью описания, но утверждали, что принятие радикальной политики свободного рынка неизбежно и желательно. еще одно высказывание Тэтчер: « Альтернативы нет В этом контексте часто цитируется ».
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Экономический рационализм , Джон Куиггин , профессор экономики, Университет Джеймса Кука, Опубликовано: Куиггин, Дж. (1997), «Экономический рационализм», Crossings, 2 (1), 3-12.
- http://www.publicbookshelf.com/public_html/Outline_of_Great_Books_Volume_I/economicr_cca.html
- http://michaelpusey.com.au/
- Протестантская этика и дух капитализма Макс Вебер