Музыка Гамбии

Музыка Гамбии тесно связана в музыкальном отношении с музыкой ее соседа Сенегала , который полностью окружает ее внутренние границы. Среди его выдающихся музыкантов — Фоде Муса Сусо . Мбалакс — широко известная популярная танцевальная музыка Гамбии и соседнего Сенегала . Он сочетает в себе популярную западную музыку и танцы с сабаром , традиционной барабанной и танцевальной музыкой народов волоф и серер .
Национальная музыка
[ редактировать ]« Для Гамбии, нашей родины », государственный гимн Гамбии, был написан Джереми Фредериком Хоу на основе традиционной песни мандинка «Foday Kaba Dumbuya» на слова Вирджинии Джулии Хоу для международного конкурса по созданию гимна ( и флаг) до обретения независимости от Соединенного Королевства в 1965 году.
Традиционная музыка
[ редактировать ]Гамбия, самая маленькая страна в материковой Африке, является независимым прибрежным государством, расположенным вдоль реки Гамбия . Он получил свою отдельную идентичность как колония Соединенного Королевства, в то время как Сенегал был колонией Франции, но традиционная музыка двух стран очень переплетена. Среди населения Гамбии , общая численность которого составляет около 1,728 миллиона (2010 г.), 42% составляют мандинка , 18% фула , 16% волоф \ серер , 10% джола и 9% сонинке , остальные 4% составляют другие африканцы и 1% неафриканцы. (2003). 63% гамбийцев проживают в сельских деревнях (перепись 1993 г.), хотя население молодое и имеет тенденцию к урбанизации. 90% - мусульмане, а большинство остальных христиане.
Гриоты , также известные как джелис , потомственные восхваляющие певцы, наследие Империи Манде , распространены по всему региону. Гамбийские гриоты , как и везде, часто играют на коре — 21-струнной арфе. В регионе Брикама родилось несколько известных музыкантов, в том числе Фоде Муса Сусо , который в 1970-х годах основал Общество Мандинго Гриот в Нью-Йорке , принес музыку Манде на авангардную сцену Нью-Йорка и сотрудничая с Биллом Ласвеллом , Филипом Глассом и Кронос-квартет .
Мбалакс (что на языке волоф означает «ритм») происходит от сопутствующих ритмов, используемых в сабаре , традиции, которая возникла у Серера Королевства Сине и распространилась на Королевство Салум , откуда мигранты-волофы перенесли его в королевства волоф. [ 1 ] Секция ударных инструментов Ндер (ведущий барабан), Сабар (ритм-барабан) и Тама (говорящий барабан) частично восходит к ритуальной музыке Ньюупа . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ньюуп также был прародителем Тассу , используемого при пении древних религиозных стихов. Гриоты Сенегамбии до сих пор используют его на свадьбах, церемониях наречения имени или при восхвалении покровителей. Большинство сенегальских и гамбийских исполнителей используют его в своих песнях. [ 5 ] Народ Серер особенно известен своими вокальными и ритмическими практиками, которые наполняют их повседневный язык сложными перекрывающимися ритмами, а их ритуалы — интенсивными совместными наслоениями голоса и ритма». [ 5 ] Каждый мотив имеет свое назначение и используется в разных случаях. Отдельные мотивы представляют историю и генеалогию конкретной семьи и используются во время свадеб, церемоний наречения, похорон и т. д.
Популярная музыка
[ редактировать ]Популярная музыка Гамбии зародилась в 1960-х годах. The Super Eagles и Guelewar сформировались под влиянием американской, британской и кубинской музыки. The Super Eagles играли меренге и другие поп-жанры с текстами волоф и небольшими африканскими элементами. Они посетили Лондон в 1977 году, появившись на Майка Рэйвена Band Call . Говорят, что после программы, когда группа начала играть традиционные мелодии, неизвестный слушатель вдохновил группу вернуться к музыкальным корням Гамбии, и они провели два года, путешествуя по стране, изучая традиционную музыку. Реформированная группа называлась Ifang Bondi , а их стиль был афро-мандинский блюз .
Гамбиец Лаба Соссе , который в подростковом возрасте переехал в Дакар , Сенегал , всю свою карьеру провел за пределами Гамбии, став заметным игроком на сцене сальсы Африки и Нью-Йорка. Муса Нгум , бывший фронтмен Guelewar и Super Diamono, переехал в Сенегал в 1981 году. [ 6 ] Гражданские волнения заставили Ифанга Бонди и других гамбийских музыкантов уехать в Европу.
Бывший музыкант Ifang Bondi Джульде Камара работает с Джастином Адамсом с 2007 года и гастролирует по всему миру. Также из Ифанга Бонди, Муса Мбуб и Усман Беяи основали новую группу XamXam. [ 7 ] который начался с проекта в Гамбии по созданию новой музыки путем приглашения шести музыкантов из Великобритании в Гамбию для работы с лучшими музыкантами из четырех разных племен. Усман Беяи переехал в Великобританию, где работал с Мусой Мбубом над созданием концертной группы XamXam.
Джалиба Куяте и его группа Кумаре в настоящее время являются самыми популярными представителями музыки мандинка Гамбии. Существует также процветающая хип-хоп-сцена Гамбии .
Хип-хоп в Гамбии зародился в конце 1990-х годов. Первой рэп-группой Гамбии стала Black Nature, основанная в 1995 году. [ 8 ] Другие члены команды также участвуют в хип-хоп-движении, например Da fugitivz. Они смешивают свою музыку со своими традиционными инструментами, такими как джунджунг , балафон , джембе и т. д. В зависимости от развития страны некоторые рэперы используют музыку для изменения страны. [ 9 ]
Невозможно переоценить значение Альхаджи Бай Конте как первого, кто представил кору и ее музыкальную культуру живой музыкальной аудитории и аудитории средств массовой информации. Каждый музыкант кора после его дебютного турне по Северной Америке в 1973 году в неоплатном долгу перед ним за его достижения. В 1973 году Альхаджи Бай Конте из Брикамы, Гамбия, представил кору массовой публике в Северной Америке. Он выступал на некоторых крупнейших фестивалях Северной Америки, неоднократно появлялся на Национальном общественном радио и телевидении, давал интервью и рецензии во многих газетах. Тур не состоялся бы без самоотверженности и упорной работы Марка и Сьюзан Певар, которые организовывали, продвигали и содействовали турне Альхаджи Бай Конте по Северной Америке с 1973 по 1980 год. Эту историю рассказывают в других источниках, в том числе: HOME
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрисия Тан. Мастера сабара: перкуссионисты-волофы-гриоты из Сенегала, стр. 32, 34. Temple University Press, 2007. ISBN 1-59213-420-3
- ^ (на французском языке) Отпусти
- ^ Манжен, Тимоти Р. «Заметки о джазе в Сенегале». Разговор в верхней части города: новые исследования джаза. Ред. О'Мили, Роберт Г., Брент Хейс Эдвардс и Фара Жасмин Гриффин. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2004. 224–49. Распечатать.
- ^ О традиции Ньюуп см.: Культурная поездка.
- ^ Jump up to: а б Али Коллин Нефф. Тассу: древнее устное слово африканских женщин. 2010.
- ^ «Умер суперзвезда музыканта Гамбии Муса Нгум» , The Point , 12 октября 2015 г. Проверено 11 декабря ,
- ^ "Дом" . www.xamxam.co.uk .
- ^ «Музыкальная коруската Гамбии – Черная природа» . www.gambia.dk .
- ^ «Гамбия: роль музыки в политическом активизме» . www.dw.com .
Источники
[ редактировать ]- Хадсон, Марк, Дженни Кэткарт и Люси Дюран. «Сенегамбийские звезды здесь, чтобы остаться». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 617–633. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
Дискография
[ редактировать ]Дискография гамбийской музыки находится на Radio Africa - виниловая дискография Гамбии.