История китайских австралийцев
Эта статья является частью серии статей о |
История Австралия |
---|
Портал Австралии |
История китайцев после истории Британских островов . Значительная китайская эмиграция началась всерьез только после открытия золота и последующей золотой лихорадки в Австралии. Эта миграция формировала и влияла на иммиграционную политику Австралии на протяжении более столетия. Несмотря на социальную дискриминацию и ограничительную иммиграционную политику , австралийцы китайского происхождения
Самый ранний контакт Китая с Австралией: до 1848 г.
[ редактировать ]Хотя некоторые предполагают, что аборигены северной Австралии имели дело с этническими китайцами-торговцами , подавляющее большинство утверждает, что они взаимодействовали косвенно, посредством трепанации . Первая зарегистрированная связь между Китаем и Австралией произошла во время основания колонии Новый Южный Уэльс . Три корабля Первого флота , «Скарборо» , «Шарлотта» и «Леди Пенрин» , после помещения своих заключенных в колонию, отплыли в Кантон с намерением закупить чай и другие китайские товары для продажи по возвращении в Великобританию . [ 1 ] В отчете Бигге высокий уровень чаепития объясняется «существованием связей с Китаем с момента основания колонии…» [ 2 ] Многие Ост-Индской компании корабли использовали Австралию в качестве порта захода в своих поездках в Китай и обратно, закупая чай в Китае. На этих кораблях находились моряки из числа этнических китайцев, и некоторые историки высказывают предположение, что они решили высадиться в порту Сиднея , чтобы начать новую жизнь в колонии. В 1818 году прибыл Джон Шайинг , который родился в Гуанчжоу (Кантон) в 1798 году и после периода работы фермером в 1829 году стал мытарем « Льва » в Парраматте . Джон Макартур , известный скотовод, в 1820-х годах нанял в свои поместья трех китайских рабочих, хотя в его записях вполне могли быть упущены другие. [ 3 ]
Наемный труд: 1848–1853 гг.
[ редактировать ]Этнические китайцы, такие как сотрудники Макартура, были частью разнообразного населения, населявшего ранний город Сидней . Именно растущий спрос на дешевую рабочую силу после прекращения перевозки заключенных в 1840-х годах привел к тому, что гораздо большее число китайских мужчин прибыло в качестве наемных рабочих , чтобы работать пастухами у частных землевладельцев и Австралийской сельскохозяйственной компании . [ 4 ] Эти рабочие в основном прибыли из провинции Фуцзянь через порт Сямэнь , некоторые из них были похищены и доставлены в Австралию. Эту практику часто уничижительно называли «продажей свиней». В 1850-х годах открытие таких портов, как Сямэнь, в качестве договорных портов облегчило практику импорта наемной рабочей силы. [ 5 ]
Между 1848 и 1853 годами более 3000 китайских рабочих по трудовым контрактам прибыли через порт Сиднея для работы в сельской местности Нового Южного Уэльса (тогда включая Викторию и Квинсленд). Сопротивление этой дешевой рабочей силе возникло, как только она прибыла, и, как и подобные протесты в конце века, в значительной степени было подстегнуто расистской оппозицией по отношению к этнической принадлежности китайских эмигрантов. Мало что известно о привычках таких людей или их отношениях с другими жителями Нового Южного Уэльса, за исключением тех, которые фигурируют в протоколах судов и психиатрических лечебниц . Некоторые остались на срок своих контрактов, а затем уехали домой, но есть свидетельства того, что другие провели остаток своей жизни в Новом Южном Уэльсе, женясь и создавая семьи, которые только сейчас заново открывают для себя свое китайское наследие. Житель Гульгонга, умерший в возрасте 105 лет в 1911 году, проживал в Новом Южном Уэльсе с 1841 года, в то время как в 1871 году Хранитель безумия все еще требовал от своих переводчиков диалект Сямэнь. Британцы осознавали, что ставят под угрозу положение о том, что британским подданным будет разрешено проживать в недавно открытых договорных портах в Китае, и они сделали это условие взаимным. Чтобы избежать противостояния правящей династии Цин, британское правительство часто отвергало австралийские колонии, когда они пытались исключить китайскую иммиграцию. [ 6 ]
Золотая лихорадка: 1850-е и 1860-е годы.
[ редактировать ]В 1850-х и 1860-х годах произошла крупнейшая миграция китайцев в Австралию до федерации, пиковая численность которой достигла около 40 000 человек. Эти цифры были снова достигнуты только после отмены политики Белой Австралии в 1973 году. В 1851 году золото было найдено в нескольких местах Австралии, но значительная миграция китайцев, присоединившихся к землекопам, началась только в конце 1853 года. [ 3 ]
Большинство китайцев, приехавших в Австралию во время золотой лихорадки, были выходцами из Южного Китая. Калифорнийская золотая лихорадка была известна китайцам провинции Гуандун как «старая золотая гора». Австралийская лихорадка была известна как «новая золотая гора». Китайские иммигранты в Австралию оставили такие условия, как перенаселение и бедность. Эти проблемы затронули многие части Китая, но иммигранты в Калифорнию и австралийские колонии прибыли в основном из округов, наиболее близких к порту Гонконга . [ 3 ]
Средний рейс из Кантона через Гонконг в Сидней и Мельбурн занимал около 3 месяцев. Это было выгодное занятие для капитанов кораблей: чем больше китайских пассажиров они могли разместить на борту, тем больше денег они могли заработать на проезде. Эти проезды часто оплачивались через систему долгов лидерам кланов и/или агентам, которые сопровождали их на корабле. Такие способы передвижения были известны как кредитные билеты. Однако некоторые китайцы смогли заплатить сами. Часто это были более богатые уроженцы городов, которые приезжали в Австралию, чтобы стать торговцами или работать в другой отрасли, кроме добычи золота. С 1853 по 1855 год тысячи китайцев высадились в Мельбурне и направились к золотым приискам. [ 3 ]
В этот период в Австралию приехало очень мало китайских женщин. В 1861 году в австралийских колониях проживало не менее 38 000 китайцев, подавляющее большинство из которых составляли мужчины. [ 7 ] На золотых приисках в Бендиго в 1861 году было 5367 китайцев-мужчин и только одна китаянка. [ 3 ] К 1861 году в Австралии проживало около 40 000 китайцев, что составляло 3,3% от общей численности населения. [ 8 ]
Китайский закон об ограничениях и прогулка из халата
[ редактировать ]Прибытие большого количества китайских искателей золота в только что созданную колонию Виктория вызвало большую тревогу среди ее политиков и искателей золота. В парламенте Виктории утверждалось, что наличие в колонии такого количества китайцев, воюющих с европейцами, представляет угрозу безопасности. Но настоящей проблемой был страх перед конкуренцией на золотых приисках, и в 1855 году парламент Виктории принял Закон об ограничении китайской иммиграции, стремясь ограничить китайскую иммиграцию. [ 9 ] Эти ограничения, в том числе подушный налог в размере 10 фунтов стерлингов для китайцев и ограничение количества китайских пассажиров на тоннаж груза, привели к снижению прибыльности судовладельцев, что привело к увеличению и без того высоких тарифов. Закон действительно ограничил количество китайцев, прибывающих в порты Виктории: официальные отчеты Виктории показывают, что в период с 1853 по 1855 год в Викторию прибыло более 10 000 китайцев, но в следующие два года - всего несколько сотен.
Однако число китайцев на золотых приисках Виктории продолжало сильно расти. Вместо этого китайцы направлялись в Южную Австралию , и между 1855 и 1857 годами тысячи китайцев высадились в порту Аделаиды и в Робе, Южная Австралия . Население небольшого городка Роб быстро удвоилось, поскольку он превратился в порт захода для китайцев, продолжающих путь к викторианским золотым приискам, в то время как многие другие высадились в Сиднее и начали проникать на золотые прииски центрального района Нового Южного Уэльса. После прибытия в Южную Австралию многие, вероятно, тысячи китайских горняков прошли долгий сухопутный путь к викторианским золотым приискам. Группы китайских мужчин часто платили местным гидам, чтобы они доставили их на золотые прииски, что было хорошо организованным мероприятием.
Опыт работы на золотых приисках
[ редактировать ]Достигнув наконец золотых приисков, китайские искатели золота столкнулись со многими трудностями. Среди европейских горняков было много антикитайских настроений. В июле 1854 года в газете Bendigo Advertiser сообщалось, что Уильям Денован призвал к восстанию с целью «изгнать китайское население с золотого прииска Бендиго». [ 10 ] Бунт предотвратил местный комиссар полиции. Однако такого рода настроения были широко распространены во время золотой лихорадки в Австралии. В 1857 году эти настроения вызвали бунт в Бакленде , а в 1860–1861 годах — беспорядки в Ламбинг-Флэт в Новом Южном Уэльсе. также возникли волнения Вокруг Арарата , когда группа китайцев первой обнаружила там золото и хранила информацию о находке в тайне.
В ответ на эти проблемы парламенты Виктории и Нового Южного Уэльса использовали разные подходы. Виктория установила китайские протекторы по образцу аналогичного проекта в Сингапуре в 1855 году. Однако китайские горняки были недовольны дополнительным налогом на проживание в размере 1 фунта стерлингов в год, который требовала эта система, и сильное сопротивление означало, что к 1861 году она утратила силу. [ 11 ] После этого викторианская система была похожа на систему в Новом Южном Уэльсе: все споры решались комиссарами по золоту, отвечающими за золотые прииски. В целом это означало сегрегацию, чтобы минимизировать вероятность конфликта, хотя на самом деле многие китайцы жили там, где они выбрали.
Таким образом, на большинстве золотых приисков Виктории и Нового Южного Уэльса китайцы жили в так называемых «лагерях». Лагеря вскоре стали состоять из зданий, похожих на другие, но во многих местах стали предшественниками более поздних китайских кварталов. Организация этих лагерей часто основывалась на клановых или диалектных различиях, где это было применимо. Хотя большинство мужчин были выходцами из провинции Гуандун, на золотых приисках присутствовало несколько различных диалектов и китайских языков.
Эти лагеря представляли собой отдельные маленькие общины. Для европейцев это были печально известные и экзотические места. В то же время в Китае свирепствовала опиумная зависимость, некоторые мужчины принесли эту зависимость с собой на золотые прииски. Двумя наиболее распространенными находками современных искателей окаменелостей в районе китайских лагерей являются китайские монеты и опиумные трубки. Однако данные местных групп здравоохранения и больниц показывают, что лишь небольшое количество китайцев когда-либо лечились от опиумной зависимости.
После золотой лихорадки в Виктории некоторые китайцы переехали в другие колонии, чтобы следить за золотой лихорадкой там. Новый Южный Уэльс и Квинсленд не последовали примеру Виктории в разработке законодательства, связанного с Китаем. Это можно было рассматривать как причину беспорядков в Лэмбинг-Флэтс, а позже те же проблемы были обнаружены на золотых приисках реки Палмер в конце 1870-х годов, где китайские горняки значительно превосходили численностью европейцев. [ 12 ]
Китайские захоронения на золотых приисках
[ редактировать ]Как только китайцы начали прибывать в Австралию, они начали здесь умирать. Многие хотели, чтобы их останки отправили обратно в Китай по духовным и традиционным причинам. Многие семьи приложили немало усилий, чтобы добиться этого. Другие, однако, были похоронены в Австралии. На кладбищах по всей стране есть китайские могилы. Чтобы приспособить китайские погребальные ритуалы, включающие сжигание кладбищ, по всей Австралии разрешено строительство дымоходов. Эти дымоходы и сегодня можно найти на кладбищах по всей стране. Часто кладбищами управляли набожные христиане, люди, испытывавшие отвращение к тому, что они считали языческими ритуалами.
Китайская часть кладбища Уайт-Хиллз в Бендиго, возможно, является самым важным примером сохранившихся в Австралии китайских могил в их первоначальном состоянии. Кладбище Бичворт , открытое в 1857 году, важно тем, что оно включает китайскую часть в первоначальный план кладбища. [ 13 ] Многие другие кладбища были реконструированы, а наследие и культурное разнообразие их китайских частей было утрачено.
От горняков к ремесленникам: 1877–1901 гг.
[ редактировать ]После Виктории и золотой лихорадки Нового Южного Уэльса в 1850-х и 1860-х годах численность китайцев в этих колониях значительно сократилась. В 1873 году на крайнем севере Квинсленда , у реки Палмер , после открытия золота произошел новый всплеск , и к 1877 году там проживало 20 000 китайцев. Условия и проблемы там были аналогичны тем, что были в Виктории, но условия были более экстремальными. После окончания этой ажиотажа в Квинсленде люди либо вернулись в Китай, либо разошлись. Многие китайцы остались в Квинсленде и усердно работали над налаживанием большей части северной торговли бананами. [ 14 ]
В 1880-х годах также наблюдался рост антикитайских настроений в городах Мельбурн и Сидней. Ранее недовольство было ограничено политикой сегрегации в сельских протекторатах и плохо освещалось в городских публикациях. Однако по мере того, как все больше и больше китайцев начали переезжать из провинциальных городов в города, антикитайские настроения росли в равной степени. Это привело к принятию еще одного раунда ограничительных законов в Новом Южном Уэльсе в 1881 и 1888 годах. Это также способствовало росту стремления к созданию Австралийской Федерации . Одним из наиболее убедительных аргументов в пользу федерации среди общественности и политиков того времени было то, что единая иммиграционная политика защитит границы всех австралийских колоний. Китайский «вредитель» или «угроза» был корнем этих иммиграционных страхов.
Горнодобывающая промышленность оставалась одной из крупнейших отраслей промышленности для китайцев в Австралии, но по мере истощения аллювиальных месторождений она становилась все более рискованным занятием. Китайцы в провинциальных городах либо утвердились в других отраслях промышленности, либо перебрались в города. Многие из них открыли магазины и стали торговцами и разносчиками . В 1890 году только в Новом Южном Уэльсе было около 800 магазинов, принадлежавших и управляемых китайцами. Рыболовство и рыболечение действовали в Мельбурне, а также к северу и югу от Сиднея в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах. Это обеспечило китайцев по всему Новому Южному Уэльсу и Виктории ценными морепродуктами. К 1890-м годам китайцы в Австралии были представлены в самых разных профессиях, включая кусторезов , переводчиков , поваров , фермеров, выращивающих табак, прачечных, огородников, краснодеревщиков , кладовщиков и торговцев тканями , хотя к этому времени рыбная промышленность, управляемая китайцами, похоже, исчезли. В этот период доля китайцев, проживающих в Австралии, в Сиднее и Мельбурне неуклонно росла. Один известный австралиец китайского происхождения в то время был искателем золота. Вонг А Сат и Мей Куонг Тарт, которые управляли популярным чайным домом в здании королевы Виктории в Сиднее. В Мельбурне Лоу Конг Мэн и Луи А Муи были двумя известными купцами.
В этот период производство мебели стало одной из крупнейших отраслей промышленности для китайцев в Мельбурне. На пике развития этой отрасли в Мельбурне было 175 фирм, производивших и продававших мебель китайского производства. [ 15 ] Однако успех Китая в этой отрасли длился недолго. Производители мебели европейского происхождения обратились к правительству с петицией, заявив, что китайские производители мебели наносят ущерб их средствам к существованию. Правительство Виктории, но не Нового Южного Уэльса, приняло Закон о фабриках и магазинах , направленный против китайцев, работающих в этой отрасли.
Реализация политики Белой Австралии: 1901–1911 гг.
[ редактировать ]Ко времени создания Австралийской федерации в Австралии проживало около 29 000 этнических китайцев: [ 16 ] Китайцы в столицах Сиднее и Мельбурне составляли значительную группу, управлявшую многочисленными магазинами, импортной торговлей, обществами и несколькими газетами на китайском языке. Многие китайцы все еще работали на севере Квинсленда, занимаясь торговлей бананами. Добыча олова на Тасмании также была предприятием, которое привлекло в штат китайских рабочих. Они также были частью международного сообщества, участвовавшего в политических событиях в Китае, таких как отправка делегатов в пекинский парламент или внесение пожертвований во время стихийных бедствий. Было много австралийцев китайского происхождения, которые поддержали Синьхайскую революцию и Сунь Ятсена . Однако принятие Закона об ограничении иммиграции 1901 года привело к медленному упадку китайских общин конца 19 века. Благодаря австралийско-китайским газетам, таким как « Tung Wah Times» и « Chinese Times» , которые распространялись среди китайских общин по всей Австралии, а также благодаря многочисленным клановым обществам, австралийцы китайского происхождения представляли собой довольно сплоченную группу, несмотря на географические расстояния. Это можно увидеть по красочным дебатам, которые шли внутри сообщества по поводу будущего Китая. Некоторые в Австралии и особенно Tung Wah Times считала, что Китай должен сохранить монархию, и поддерживала реформы. Другие считали, что Китаю нужна республика, и поддерживали Сунь Ятсена. Первый роман на китайском языке, опубликованный в Австралии (и, возможно, где-либо на Западе), «Яд полигамии» , появился в мельбурнской газете «Китайская таймс» в 1909–1910 годах. высказываться о политической ситуации в Китае и других культурно-политических темах, касающихся модернизации Китая. [ 17 ] В то же время в Австралии действовали китайские республиканские революционеры, и цинское правительство видело необходимость отговорить китайскую диаспору от поддержки республиканцев. Отражая политические дебаты в Китае, австралийцы китайского происхождения к 1900 году сформировали отделения Ассоциации реформ Китайской империи, чтобы добиваться реформ в Китае. [ 18 ]
Китайские регалии путешествовали по стране и использовались общинами на китайский Новый год и местные мероприятия. В мае 1901 года, чтобы отпраздновать заседание первого федерального парламента, китайцы выставили напоказ двух драконов по улицам.
Продолжающаяся дискриминация, как юридическая, так и социальная, сократила круг занятий китайцев до тех пор, пока огородничество, всегда являющееся основным занятием, не стало, несомненно, представительной ролью «Джона Чайнамена». Именно садовники, большинство из которых до 1901 года получили статус «резидентов» в соответствии с Законом 1901 года, посещали свои деревни и создавали семьи в течение первых 30 лет 20-го века, полагаясь на меньшинство торговцев, которые помогали им вести переговоры. с бюрократией Закона об ограничении иммиграции. Только появление нового поколения китайцев, родившихся в Австралии, в сочетании с новыми мигрантами, которых спонсировали торговцы и другие лица, как легально, так и нелегально, предотвратило полное исчезновение китайского населения в Австралии.
Война, беженцы и эпоха республики: 1912–1949 гг.
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны дарвинское отделение Гоминьдана было ценным источником информации для австралийцев китайского происхождения. [ 19 ] Австралийцы китайского происхождения также оказали поддержку республике денежными пожертвованиями. В 1913 году австралийцы китайского происхождения, новозеландцы китайского происхождения и другие представители китайской диаспоры в Тихом океане пожертвовали Китаю 36 000 фунтов стерлингов. Благодарственное письмо китайским австралийцам от министра финансов республики выставлено в музее «Золотой Дракон» .
Первая мировая война поставила перед австралийцами китайского происхождения множество уникальных задач. По оценкам, к началу войны в 1914 году в Австралии насчитывалось менее 1000 китайских мужчин боеспособного возраста. [ 20 ] Из них только около 198 мужчин китайского происхождения смогли вступить в ряды АиФ . Одним из них был знаменитый и награжденный снайпер Билли Синг . Этим людям удалось записаться на военную службу, несмотря на политику, согласно которой служить разрешалось только тем, кто имел значительное европейское наследие.
В межвоенный период люди китайского происхождения, родившиеся в Австралии, впервые начали преобладать над людьми китайского происхождения. Их число снова быстро возросло, когда в результате Второй мировой войны в Австралию начали прибывать беженцы, состоящие из малышей из числа этнических китайцев. Некоторые из них были китайскими членами экипажа, которые отказались вернуться в районы, удерживаемые японцами, а другие были этническими китайцами, проживающими на многих тихоокеанских островах, эвакуированных перед лицом японского наступления. Тем не менее, среди других были люди австралийского происхождения, которые смогли покинуть Гонконг и деревни при приближении японцев. В то же время антияпонская война способствовала развитию организаций, ориентированных на Китай, а не только на районы и деревни происхождения людей, и направленных на то, чтобы донести до Австралии осознание опасности Японии и необходимости помощи Китаю. Некоторые из этих организаций, такие как Лига китайской молодежи, сохранились и по сей день.
принудительно правительством Чифли, принятый Закон 1945 года о приобретении земель Дарвина, приобрел 53 акра (21 га) земли, принадлежащей китайско-австралийцам в Дарвине , что привело к концу местного китайского квартала . Северной территории В 1943 году администратор Обри Эбботт написал Джозефу Карродусу , секретарю Министерства внутренних дел , с предложением «уничтожить нежелательные элементы, от которых Дарвин слишком сильно пострадал в прошлом», и заявил, что принудительное приобретение и преобразование в аренду должно «полностью предотвратить повторное формирование китайского квартала». Он далее заметил, что «если земля будет приобретена у бывших жителей Китая, им действительно не придется возвращаться, поскольку у них нет других активов». Гражданское население территории в основном было эвакуировано во время войны, а бывшие жители китайского квартала вернулись и обнаружили, что их дома и предприятия превращены в руины. [ 21 ]
Кафе для горожан: 1949–1973 гг.
[ редактировать ]В послевоенный период ассимиляция стала доминирующей политикой, и это привело к некоторому расширению прав с постепенными изменениями в законах о гражданстве. В то же время кафе начали заменять огороды в качестве основного источника занятости и канала привлечения новых мигрантов, как легальных, так и нелегальных. Эти изменения в сочетании с увеличением числа китайцев австралийского происхождения, окончательным возвращением последних жителей, которые все еще хотели это сделать, и прибытием китайских студентов в рамках Плана Коломбо из различных частей Азии положили конец доминирования Южного Китая в связке между Китаем и Австралией, существовавшей почти 100 лет.
Ремиграция и мультикультурализм: с 1973 г. по настоящее время
[ редактировать ]В конце политики Белой Австралии прибыли новые представители китайской диаспоры и впервые значительное число людей из некантонскоязычных частей Китая. Первую волну прибывших составили этнические китайские беженцы из Вьетнама и Камбоджи в 1970-е годы; за этим последовали экономические мигранты из Гонконга в 1980-х и 1990-х годах, чьи семьи часто селились в Сиднее, в то время как кормилец возвращался в Гонконг, чтобы продолжить зарабатывать деньги, что является значительным изменением традиционной модели миграции.
После резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году тогдашний премьер-министр Австралии Боб Хоук разрешил студентам из материкового Китая, которые тогда проживали в Австралии, поселиться в Австралии на постоянной основе. С тех пор иммигранты из материкового Китая и Тайваня приезжают во все большем количестве. [ 22 ] Для этих прибывших были созданы новые учреждения и возрождены старые, такие как Китайская торговая палата; Снова начали выходить газеты на китайском языке. Законы о равенстве гражданства и иммиграции для воссоединения семей после 1972 года означали, что дисбаланс полов, который когда-то был доминирующей чертой китайских общин в Австралии, не был проблемой в этих более поздних миграциях.
В Австралии издаются китайские газеты, три коротковолновых и длинноволновых радиоканала вещают на китайском и кантонском диалектах . Австралийская общественная телекомпания SBS также обеспечивает теле- и радиовещание по выходным. Китайско-австралийские социальные сайты, такие как Xīn Zújì ( 新足迹 , www.oursteps.com.au) и FREEOZ (www.freeoz.org), также процветали. Несколько австралийцев китайского происхождения получили награду Ордена Австралии , и в настоящее время они имеют своих представителей как в парламентах штатов , так и в федеральных парламентах . Иммиграция из Китая постоянно росла с 1990-х годов, и сегодня китайцы являются третьей по величине группой среди иммигрантов. С середины 1990-х годов миграция стала менее постоянной, чем раньше, и носит не только направленный характер, и эта тенденция характерна и для китайцев. Студенты и преподаватели являются примерами этой модели. В 1990 году китайские поселенцы редко возвращались навсегда, но к 2002 году число поселенцев из Гонконга, навсегда покинувших Австралию, сравнялось с числом прибывших в том же году. [ 23 ]
В 2005–2006 годах Китай (не считая Гонконга и Макао) был третьим крупным источником постоянных мигрантов в Австралию после Великобритании и Новой Зеландии, но с большим количеством мигрантов, чем из Индии. В период с 2000–01 по 2005–2006 годы число квалифицированных мигрантов, прибывших в Австралию из Китая, увеличилось более чем втрое: с 3800 до 12 500 человек. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Храм Сзе Юп , храм, внесенный в список культурного наследия, в Сиднее.
- Храм Ю Мин , храм в Сиднее, внесенный в список наследия.
- Храм Святой Триады, Альбион , город Брисбен, Квинсленд
- Храм Хоу Ван , Атертон, Квинсленд
- Чайнатауны в Австралии
- Китайские австралийцы
- Китайская эмиграция
- Заграничные китайцы
- История Австралии
- Отношения Австралии и Китая
- Пить-Петь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиднейский словарь, Первый флот, https://dictionaryofsydney.org/entry/first_fleet
- ^ 'Большой отчет, Заметки о дистилляции, 28 января 1821 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ширли Фицджеральд, «Красная лента, золотые ножницы», Государственная библиотека Нового Южного Уэльса, Сидней, 1997, стр. 13–18.
- ^ Дарнелл, Максин, Жизнь и труд наемных китайских пастухов в Новом Южном Уэльсе, 1847-55: [Документ в специальном выпуске: Активные голоса, Скрытые истории: китайцы в колониальной Австралии.] Журнал австралийской колониальной истории, Vol. 6, 2004, стр. 137-158.
- ^ Майкл Уильямс, Китайское поселение в Новом Южном Уэльсе, стр. 4, https://www.heritage.nsw.gov.au/assets/Uploads/az-publications/ac/chinesehistory.pdf
- ^ Майкл Уильямс, Китайское поселение в Новом Южном Уэльсе, стр. 5, https://www.heritage.nsw.gov.au/assets/Uploads/az-publications/ac/chinesehistory.pdf
- ^ Австралийское статистическое бюро, Таблица 8.3. Население (a), пол и страна рождения, Qld, годы переписи, 1861–1891, https://www.abs.gov.au/AUSSTATS/ [email protected] /mf/3105.0 .65.001
- ^ Ау-Юнг, В. и др. (2012), « Австралия-Китай: не только 40 лет. Архивировано 30 января 2013 г. в Wayback Machine », Economic Roundup , 2012 (4)
- ^ «Краткая история китайцев в Австралии» . Программа азиатских исследований . Университет Ла Троб . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Рекламодатель Бендиго, 1854 г.
- ^ Анна Кий «Самая решительная и устойчивая кампания сопротивления землекопов»: Китайские протесты против антикитайского законодательства правительства Виктории 1855-1862 гг.», Происхождение: Журнал государственного архива Виктории, выпуск №. 8, 2009. ISSN 1832-2522, https://prov.vic.gov.au/explore-collection/provenance-journal/provenance-2009/most-determined-sustained-diggers-resistance .
- ^ Кларк, Фрэнсис Гордон (2002). История Австралии . Издательская группа Гринвуд. п. 68 . ISBN 0-313-31498-5 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ «Исторические могилы на кладбище Бичворт. Конфессиональная карта-схема экскурсии» . www.beechworthcemetery.com.au . Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года.
- ^ Киркман, Норин, «Китайские горняки на Палмере», Журнал Королевского исторического общества Квинсленда, том. 13, нет. 2, 1987, стр. 49-62.
- ↑ Harvest of Endurance. Архивировано 28 декабря 2013 года в Wayback Machine . Национальный музей Австралии. Проверено 10 октября 2013 г.
- ^ Прайс, Чарльз. «Азиатские и тихоокеанские островные народы Австралии» у Фосетта, Джеймса Т. и Кариньо, Бенджамина В. Тихоокеанские мосты: новая иммиграция из Азии и островов Тихого океана. Нью-Йорк: Центр миграционных исследований (1987), с. 176
- ^ Вонг Ши Пинг (26 июня 2019 г.). Яд полигамии: Социальный роман . Перевод Эли Финча. Сидней: Издательство Сиднейского университета. ISBN 9781743326022 . OCLC 1101172962 .
- ^ Джонс, П., «Вид с края: китайские австралийцы и Китай, 1890–1949», в Ферролл, К. и др. (редактор) (2005), Восток через Юг: Китай в австралийском воображении , стр. 46 и далее
- ^ http://nla.gov.au/nla.news-article49488405?searchTerm=Австралийский китайский Гоминьдан Fighting&searchLimits=l-australian=y
- ^ Аластер Кеннеди. Китайские анзаки, австралийцы китайского происхождения в Силах обороны 1885-1919 гг. Национальная библиотека Австралии. 2012. 978 0 646 59087 5. стр. 13.
- ^ Гизе, Диана (1995). За пределами Чайнатауна (PDF) . Национальная библиотека Австралии. стр. 35–37. ISBN 0642106339 .
- ^ Гамильтон, Клайв (2018). «Тихое вторжение: влияние Китая в Австралии» . Мельбурн: Книги Харди Гранта. стр. 27–29. ISBN 9781743794807 .
- ^ Тезисы. Архивировано 5 декабря 2010 г. в Wayback Machine. Хьюго Грэм: «Последние тенденции китайской миграции в Австралию», Пол Джонс (Университет Мельбурна): «Новые пути или старые траектории? Китайская диаспора в Австралии, 1985–2005 гг.». Доклады, представленные на семинаре «Китайцы в Тихом океане: куда теперь?» Австралийский национальный университет, Канберра, 2007 г.
- ^ «Миграция: постоянный прирост населения Австралии» . 4102.0 – Социальные тенденции Австралии, 2007 г. Австралийское статистическое бюро . 7 августа 2007 г. Проверено 30 мая 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайско-Австралийское историческое общество
- Китайский музей
- Китайские Анзаки о культуре Виктории
- Китайско-австралийские семьи о культуре Виктория
- Китайско-австралийская история в 88 объектах