Приходской священник Тура
![]() Изображение из Кюре Тура | |
Автор | Оноре де Бальзак |
---|---|
Иллюстратор | Пьер Видаль |
Язык | Французский |
Ряд | Человеческая комедия |
Издатель | Маме-Делоне |
Дата публикации | 1832 |
Место публикации | Франция |
Предшественник | Пьеретта |
С последующим | Рабулеза |
«Турский кюре» — длинный рассказ (или, точнее, новелла ) Оноре де Бальзака , написанный в 1832 году. Первоначально озаглавленный «Les Célibataires» («Целибаты»), он был опубликован в том же году в третьем томе 2-го издания Scènes de la vie privée» , затем переизданный в 1833 году и снова в 1839 году, все еще с тем же названием, но как один из Сцены из жизни провинции . Лишь в 1843 году он получил свое нынешнее название « Кюре де Тур» , когда появился во втором томе « Сцены жизни провинции» (том VI его обширной повествовательной серии «Человеческая комедия» ).
«Кюре де Тур» — одно из самых известных произведений Бальзака.
Действие повести происходит в Туре или его окрестностях с краткой экскурсией в Париж в 1826 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Аббат Франсуа Бирото и аббат Гиацинт Трубер, оба священники в Туре, имеют отдельные квартиры в доме, принадлежащем раздражительной старой деве Софи Гамар в этом городе. Бирото — потусторонний, нежный, интроспективный тип; Трубер, который на десять лет моложе своего товарища по пансиону, очень светский человек : он карьерист, пожираемый амбициями.
Бирото гордится своей мебелью и прекрасной библиотекой, унаследованными от его друга и предшественника на посту приходского священника Сен-Гатьен-де-Тур. Не прочитав всех его пунктов или, по крайней мере, не запомнив их, он подписывает документ, переданный ему мадемуазель Гамар, лишаясь права на свое жилье и передавая его содержание ей в случае, если он освободит свое помещение на какой-либо значительный период. Он оставляет их на две недели в деревне, где адвокат его домовладелицы вручает ему постановление о хранении. Вернувшись домой, он находит Трубера поселившимся в своих апартаментах со всей своей мебелью и библиотекой , в то время как его самого переселили в нижние комнаты.
Бирото отказывается от любой перспективы судебного процесса о возвращении своей собственности, поскольку его друзья из провинциальной аристократии Тура постепенно отказываются от своей поддержки. В обмен на отказ от своих комнат он ожидал назначения на вакантный каноник собора. Вместо этого его переводят в гораздо более бедный приход в двух или трех милях от Тура. Лишенный библиотеки и мебели, он покидает мадемуазель Гамар, думая, что это косвенно, через Трубера, принесет ему канонизацию, которой так и не приходит. Трубе, с другой стороны, сначала назначают генеральным викарием Турской епархии, затем епископом Труа, и он едва удостаивает взглянуть в сторону Бирото, когда тот проносится мимо ветхого пресвитерия своего коллеги по пути в свою епархию.
Основные темы работы
[ редактировать ]есть три человека (1) Английское название «Целибаты» более уместно, чем «Холостяки», поскольку в «Кюре де Тур» – Бирото, Трубер и мадемуазель Гамар, – к которым это описание применимо. Все трое не женаты, все ведут и всегда вели бесполую жизнь: все ведут «непорочное» существование.
(2) Тема безбрачия была важна для Бальзака, который дал название Les Célibataires (первоначальное название Le Curé de Tours ) подразделу La Comédie Humane . В этот подраздел в конечном итоге вошли Пьеретт , Ле Кюре де Тур и Ла Рабуйез . Другими произведениями Бальзака, в которых тема безбрачия занимает первостепенное место, являются «Кузина Понс» , «Кузина Бетт» и . «Старая дева»
(3) Целибат следует отличать от целомудрия. В «Эжени Гранде» , «Лис в долине» и «Урсуле Мируэ» доминирующей темой является целомудрие героинь Эжени, (мадам) Анриетты де Морсоф и Урсулы. Целибат, даже в большей степени, чем целомудрие, концентрирует и высвобождает огромную психическую силу. Это сдерживаемая сила, которая не может найти выхода в нормальных сексуальных отношениях.
(4) В новелле «Турский кюре» двойственные темы безбрачия и целомудрия переплетаются с процессами закона. В полнометражных романах «Эжени Гранде» , «Урсула Мируэ» и «Кузен Понс» темы безбрачия и целомудрия переплетаются с составлением завещаний.
(5) Посредством сексуального воздержания люди сохраняют свою жизненную энергию: эта идея была заимствована Бальзаком от его собственного отца, а также, возможно, от розенкрейцерства . Однако из-за чрезмерного самоограничения и безбрачия эта жизненная энергия может высвободиться с разрушительным эффектом. Жизненная энергия одного из двух священников, Бирото, выражается в том, что Бальзак называет его «мономанией». [ 1 ] для мебели и библиотеки Шапелуда. Жизненная энергия Трубера сосредоточена на его квазисветских амбициях. Софи Гамар сосредоточена на мести. Именно целомудрие сохраняет равновесие человека. Это, как и в «Урсуле Мируэ» и «Деревенском кюре» , является аспектом классицизма Бальзака .
(6)Поскольку двое из трёх соблюдающих целибат являются священниками, тема безбрачия неизбежно переплетается с религией . В «Кюре де Тур» религия рассматривается Бальзаком исключительно в ее политическом измерении. Борьбу за возвращение Бирото в его апартаменты ведут благонамеренные аристократы с помощью юриста-либерала. Но как только Трубер был назначен генеральным викарием Тура с перспективой стать епископом, становится ясно, что он вполне может помешать продвижению молодого Листомера во флот и продвижению дяди последнего в сан священника. Место в Палате пар (Палата пэров): настолько велика власть Конгрегации Римско-католической церкви во Франции. Во время правления Карла X эта политико-религиозная организация, по словам Бальзака, обладала разрушительным влиянием, подобным Джаггернауту, властвуя над «архиепископом, генералом, префектом, как над великими, так и над малыми». [ 2 ] А из-за своего «оккультного господства» в административной жизни аристократические семьи Тура покидают Бирото, личная драма которого описывается как «агония». [ 3 ] столь же душераздирающе, как и любая драма в публичной сфере.
(7) Трубера ставится в скобки, что, возможно, несколько невероятно, с Папой Сикстом V , Папой Григорием VII , Папой Александром VI , Папой Иннокентием III и царем Петром Великим России . Это потому, что Бальзак считает, что одни и те же законы и процессы действуют на всех уровнях и во всех сферах человеческого общества.
Нарративные стратегии
[ редактировать ](1) В то время как представление человеческой жизни как театра достигает своего апогея в «Пропавших иллюзиях» , представление человеческой жизни как драмы столь же убедительно в «Турском кюре», как и в любом другом художественном произведении «Человеческой комедии» .
(2) Как и в «Пьеретте» , личная драма троих безбрачников в «Турском кюре» все больше переплетается с политикой их маленького города. Их драма перестает быть личной и становится публичной. Буржуазия противостоит мелкой городской аристократии, и привязанность людей к салонам имеет решающее значение в этой истории.
(3) Казалось бы, мелочный рассказ о жестокой алчности троих, соблюдающих целомудрие, оказывается запутанным в махинациях закона. Мадемуазель Гамар использует закон, чтобы добиться несправедливого результата, и в конечном итоге Бирото бессилен против него.
(4) Бальзак занимает позицию всеведущего рассказчика. Повесть . разворачивается медленно, подробно описывая общие обстоятельства В начале «Турского кюре» за несколькими словами речи или диалогами следует подробный анализ обстановки и персонажей. Такое представление обстановки важно, поскольку целью Бальзака в «Человеческой комедии» было описать «мужчин, женщин и вещи». [ 4 ] и показать взаимодействие конкурирующих форм личного интереса [ 5 ] в своем отчете о социальной и политической истории современной Франции. [ 6 ]
(5) Повествование изобилует обобщениями. Бальзак изобретает эти пословицы . Литературная форма апофтегмы важна для его анализа человеческого характера, функционирования человеческого общества и философского устройства мира.
(6) С драматической точки зрения здесь много диалогов и много игры. Игра актерского мастерства является ключевым компонентом такого распространенного использования диалога. Встреча Трубера с г-жой де Листомер олицетворяет одну из постоянных забот Бальзака о том, что игра — это главное и конечная цель общественной жизни, что люди говорят одно, имея в виду другое, и что в общественной жизни вообще следует носить маску. раз. В «Турском кюре» , как нигде в «Человеческой комедии» , Бальзак в скобках выделяет курсивом то, что имеют в виду Трубер и г-жа де Листомер, когда кажется, что они говорят друг другу противоположное.
(7) То, что сказано в «Отце Горио» о «поле битвы парижской цивилизации», [ 7 ] где надо «убить, чтобы не быть убитым, обмануть, чтобы не быть обманутым», [ 8 ] это справедливо как для Тура, так и для столицы, поскольку Бальзак стремится установить фундаментальные социальные законы.
Заключение
[ редактировать ]Эта, на первый взгляд, скромная новелла содержит ключ ко многому, что впоследствии стало важным в «Человеческой комедии» . Бальзак кропотливо занимается постановкой сцены, которая не громоздка, а чрезвычайно кропотлива. Все больше увлекаясь диалогом, он убежден, что жизнь — это игра. Его восхищают почти вулканические психологические силы, бушующие в человеческом сердце, особенно когда они питаются целибатом. Все эти аспекты его философского мировоззрения и повествовательной техники достигают своей кульминации в «Кузине Бетте» и «Кузене Понс» . Написанный на заре «Человеческой комедии» , «Турский кюре» предвещает и помогает формировать великие романы, которые возвышаются в самом конце.
Библиография
[ редактировать ]- Бальзака Джеймс Дж. Бэран, «Статуи, статуты и статус в турском кюре », Журнал эволюционной психологии , август 1993 г., № 14 (3-4), с. 250-9.
- Джеймс Дж. Баран, «Архитектура желания в турском кюре Бальзака », вторая степень , декабрь 1992 г., № 13, с. 13-20.
- (на французском языке) Анн Бузиг, «Красное и черное и Турский кюре », L’Année balzacienne , 1968, с. 383-98.
- (на французском языке) Эмиль Данино, «Контракты и кастрация в Ле Кюре де Тур (Бальзак)», (Предварительные) публикации , 1980, № 61, стр. 3-13.
- (на французском языке) Элен Коломбани Джофре, «Язык Бальзака в Les Célibataires », Исследования по истории французской литературной цивилизации , I-II. Париж, Чемпион 1996 г., с. 695-717.
- (на французском языке) Леон-Франсуа Хоффман, «Эрос в филиграни: Le Curé de Tours », L’Année balzacienne , Париж, Garnier Frères, 1967, стр. 89-105.
- Фредрик М. Лидс, «Турский кюре Бальзака». », Объяснитель , 1975, № 34, п. 9.
- (на французском языке) Сюзанна Жан-Берар, «Все еще дом кюре Тура », L’Année balzacienne , 1968, с. 197-210.
- (на французском языке) Николь Мозе, «Турский кюре, эдипальное пространство? » Работа идентичности: эссе о романтизме от Нодье до Бодлера , Монреальский университет, факультет французских исследований, октябрь 1996 г., с. 21-27.
- Аллан Х. Паско, «Материальное и нематериальное в турском кюре Бальзака », Валюты: финансовое состояние и культурный капитал во Франции девятнадцатого века , Оксфорд, Питер Ланг, 2005, стр. 133-45.
- Наоми Шор, «Детали и реализм: кюре Тура », Poetics Today , 1984, № 5 (4), с. 701-09.
- Майкл Тилби, «Туры или дис? Повесть Бальзака о двух городах ( Le Curé de Tours )», Ноттингемские французские исследования , весна 2007 г., № 46 (1), с. 28-46.
- Аделина Р. Тинтнер, «'Старые вещи': « Кюре де Тур» Джеймса Бальзака и «Трофеи Пойнтона» », Художественная литература девятнадцатого века , март 1972 г., № 26 (4), стр. 436-55.
- Дороти Вирц, «Анимализм в «Кюре де Туре» Бальзака и Пьеретте. », «Романтические записки» , 1969, № 11, с. 61-7.
- Жоф Вуллен, « Турский кюре и десятилетний зуд», Бюллетень французских исследований , зима 1988–1989 гг., № 29, стр. 7-9.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кюре Тура ; Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. IV, 1976, с. 186.
- ^ Кюре Тура ; Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. IV, 1976, с. 232.
- ^ Кюре Тура ; Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. IV, 1976, с. 235.
- ^ Предисловие , Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. Я, 1976, с. 9.
- ^ Кюре Тура ; Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. IV, 1976, с. 225.
- ^ Предисловие , Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. Я, 1976, с. 10-11.
- ^ Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. III, 1976, с.113.
- ^ Человеческая комедия , Pléiade edn, vol. III, 1976, с.151.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудиокнига «Викарий Тура», общедоступная, на LibriVox