Бывшая церковь Санта-Лючия (Гаэта)
Аудитория Санта-Люсии (бывшая церковь Санта-Люсии) | |
---|---|
![]() Экстерьер | |
41 ° 12'30,1 ″ с.ш. 13 ° 35'19,61 ″ в.д. / 41,208361 ° с.ш. 13,5887806 ° в.д. | |
Расположение | Гаэта , Лацио , Италия |
Адрес | Виа Ладислао, 27 |
Номинал | католик |
Веб-сайт | https://scuoladimusicagaeta.com |
История | |
Преданность | Сент-Люси |
Посвященный | 8 мая 1765 г. |
Архитектура | |
Стиль | романский |
Новаторский | 11 век |
Завершенный | 13 век |
Аудитория Санта-Лючия — концертный зал, расположенный в неосвященной одноименной церкви. [ 1 ] Бывшая Санта-Мария-ин-Пенсулис , расположенная в историческом центре Гаэты , в провинции Латина , на Виа Ладислао. [ 2 ]
Это самая старая церковь в городе, [ 3 ] [ 4 ] являющийся результатом расширения в 11 веке ранее существовавшего места поклонения раннего средневековья; [ 5 ] закрыт для богослужений в 1966 году, освящен в 1972 году и принадлежит муниципалитету Гаэта . [ 6 ] Здание вместе с церковью Сан-Джованни-а-Маре является примером романской архитектуры Гаэты , характеризующейся раннехристианскими и византийскими влияниями. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Раннесредневековая церковь
[ редактировать ]
На месте нынешнего здания в VIII-IX веках было построено примитивное культовое сооружение. [ 8 ] Он располагался в застроенной зоне города, имел ортогональную ориентацию по сравнению с нынешней, с входом на древний декуманус (ныне улица Ладислава); [ 6 ] его длина (12 м) равнялась ширине нынешнего зала, а ширина (около 6 м) соответствовала первым двум пролетам нынешнего. [ 9 ] Церковь имела один неф, в задней стене которого находилась небольшая полукруглая апсида, частично высеченная в скале. Интерьер, вероятно, был перекрыт деревянным стропильным потолком и освещался двумя многоточечными окнами , которые располагались в правой стене и до сих пор видны закрытыми на фасаде церкви (которая в нижней части имеет другую стену). лицо, чем остальная часть здания, с инкрустациями из opus spicatum , [ 10 ] расположение которого, однако, не было бы первоначальным) [ 11 ] и двумя одноарочными стрельчатыми окнами, которые в настоящее время также замурованы и видны внутри здания, в первых двух пролетах левого нефа над древней входной дверью. [ 12 ]
Раннесредневековая церковь, вероятно, была посвящена Спасителю Мунди (не путать с одноименной церковью в переулке Каэтани, в настоящее время превращенной в руины), и это было то же самое здание, упомянутое под этим названием в Дипломатическом кодексе. cajetanus в 887 году вдоль Platea Maior (которую можно идентифицировать как современную улицу Ладислава), документ, в котором говорится, что священник Меллит, действовавший в Сан-Сальваторе, получил в Эмфитевзис — склад с мастерскими, находившийся в городе у графа Джованни, сына Рамфо. [ 13 ] В том же письме упоминается и близлежащая церковь Св. Бенедикта. [ 14 ] который затем, к 1024 году, получит свой титул. [ 15 ] Указание Сальваторе Ферраро [ 16 ] Святой Люсии как посвященного первоначального здания из документа 976 года дипломатического кодекса cajetanus , в котором в споре относительно имущества церкви Святого Николая на острове Занноне упоминается Джорджио, протоиерей церковь Санта Лючия Мартире, [ 17 ] было бы ошибкой, поскольку речь шла не о здании в Гаэте , а о снесенной церкви и диаконстве Санта-Лючия-ин -Септизодиум в Риме. [ 18 ] [ 19 ] В отчете, составленном в 1591 году епископом Альфонсо Ласо Седеньо для Королевской палаты Соммарии, одноименный приход описывается как один из самых старых в городе, наряду с приходами Св. Петра, Св. Фомы и Св. Георгия, поэтому приходской священник имел право носить митру . [ 20 ] традиция, вышедшая из употребления в 19 веке. [ 21 ] Герцог Гаэты Иоанн III способствовал восстановлению церкви. [ 22 ]
Позднесредневековая реконструкция
[ редактировать ]
В 11 веке церковь была перестроена по образцу базилики аббатства Монтекассино. [ 10 ] перестроен аббатом Дезидерием в 1066 году и освящен в 1071 году. [ 23 ] Ось была повернута на 90°, так что древний фасад был включен в левую боковую стену; Окружающая среда приняла базиликальный план раннехристианского происхождения с тремя нефами , разделенными арками, опирающимися на голые колонны и покрытыми ферменным потолком. Гаэтанская церковь в своей новой планировке отличалась от дезидерийской базилики отсутствием трансепта , [ 24 ] и имел внешний вид, подобный базилике Сант-Анджело-ин-Формис , недалеко от Капуи , или церкви Санта-Мария-ин-Форо-Клаудио, в Вентароли. [ 25 ] В рамках того же вмешательства была построена и колокольня с четырехугольным основанием. [ 11 ]
Начиная с реконструкции 11 века, церковь приняла название Санта-Мария-ин-Пенсулис (из-за частого присутствия на территории висячих садов ), [ 26 ] впервые засвидетельствовано в документе 1218 года, касающемся дарения монастырю Сант-Эразмо в Формии жилища, расположенного рядом с церковью, [ 18 ] а также присутствует в акте основания Святилища Святой Аннунциаты (1322 г.); [ 27 ] [ 28 ] он сохранялся до всего семнадцатого века, о чем свидетельствуют два надгробия, присутствующие внутри церкви и датированные соответственно 1480 и 1681 годами. [ 29 ] прежде чем был заменен нынешним, который существовал рядом с предыдущим, по крайней мере, со второй половины пятнадцатого века и впервые упоминался в переписи 1459 года. [ 30 ] [ 31 ]
Церковь подверглась реставрации в 13 веке, вероятно, после землетрясения 1 июня 1213 года, эпицентр которого находился под горами Аурунци город Гаэта . и нанесло значительный ущерб прилегающей территории, на территории которой находился [ 32 ] В этот момент первоначальная кровля из деревянных балок была заменена во всех трех нефах ребристыми сводами ; по этой причине пришлось укрепить стены, снабдив их контрфорсами (в левом приделе) и увеличив их толщину (в центральном приделе). [ 24 ] На протяжении всего Средневековья, с VIII-IX веков по XV, [ 33 ] интерьер церкви был обогащен фресками, в некоторых случаях закрывавшими даже более старые. [ 5 ]
Во время пребывания в Гаэте Ладислава Дураццо , короля Неаполя , и его жены Констанцы Кьярамонте , находившихся вместе со двором в городе с 1387 по 1399 год, [ 34 ] церковь Санта-Мария-ин-Пенсулис выполняла функцию небной капеллы [ 35 ] из-за близости к дворцу, где проживал государь. [ 36 ]
Интервенции эпохи Возрождения и Барокко
[ редактировать ]
В последующие столетия церковь не претерпела существенных изменений, что позволило ей сохранить свою средневековую структуру практически неизменной: проведенные вмешательства были направлены на обогащение интерьера здания декоративными элементами в стиле ренессанса и барокко. [ 37 ]
В 1456 году приходской священник Джулиано Д'Орка. [ 9 ] заказал триптих с изображением Коронации Богородицы над главным алтарем художнику Джованни да Гаэта, который позже также нарисовал Распятие для церкви. [ 38 ] В 15 веке вдоль второстепенных нефов было построено несколько боковых алтарей. [ 9 ]
В 1646 году по повелению приходского священника Джамбаттисты Д'Айно (или Дайно) Делла Кроче церковь подверглась капитальной реставрации в стиле барокко : [ 39 ] интерьер был обогащен сдержанной лепниной и украшениями скальолы, помещенными для украшения лежащих в основе средневековых построек, приняв внешний вид, несколько похожий на внешний вид нынешней коллегиальной церкви Сан-Пьетро-ин- Минтурно . [ 40 ] На месте предыдущего были построены четыре новых алтаря, посвященных святому Иосифу , святому Филиппу Нери , Распятию и святой Люсии соответственно. [ 41 ] Главный алтарь был заключен в позолоченный деревянный ретабло, помещенное непосредственно перед апсидальной аркой: две боковые секции состояли из такого же множества арочных ниш, богато украшенных барельефами и содержащих статуи Св. Петра (слева) и Св. Павла. (справа), соответственно, а центральный был образован триптихом Джованни да Гаэты , вставленным в карниз; последний, относящийся к резному кругу Джованни Франческо Мормандо и состоящий из высокого антаблемента с барельефным фризом, поддерживаемого двумя витыми рифлеными коринфскими колоннами и увенчанного статуями Св. Эразма (слева), Св. Маркиана (справа) ) и Святого Архангела Михаила (в центре), вероятно, была передней частью органа, построенного в 16 веке для Гаэтского собора ; [ 42 ] на полях, оставленных вверху триптихом пустыми, были нарисованы евангелисты. Над ретаблем, полностью закрывавшим апсиду , располагался богатый лепной декор, изображавший раскрытый велариум, поддерживаемый двумя ангелами, от которого отходила значительная по размеру деревянная корона. [ 43 ]

В 1654 году церковь, помимо того, что была приходской, стала резиденцией капеллана, основанного приходским священником Д'Аино и переданного священнику Франческо Варлоне; существовало также братство, посвященное святому Филиппу Нери , которое собиралось у одноименного алтаря, засвидетельствованного в 1751 году и больше не существовавшего во второй половине следующего столетия. Новые реставрации были проведены по указанию приходского священника Франческо Ореккья Салеса. [ 44 ] по окончании которого 13 июля 1755 года епископ Гаэты Дженнаро Карминьяни освятил три новых алтаря: [ 45 ]
Этот храм был украшен настоятелем викария / Франом (цискусом) Ореккья Сейлсом / в том же году.
Этот храм был восстановлен в том же году настоятелем церкви Франческо Ореккья Сейлсом.
— Надгробие справа от апсиды.
8 мая 1765 года тот же епископ приступил к освящению церкви: [ 46 ] [ 47 ]
— Надгробие слева от апсиды.
В XIX веке церковь, которая была слишком маленькой, чтобы ее можно было переоборудовать для военных целей, продолжала оставаться местом прихода и регулярно совершать богослужения. [ 40 ] хотя он находился в нестабильном состоянии, что неоднократно фиксировалось до вмешательства 1930-х годов. [ 43 ] В 1852 году Джакомо Гуаринелли, майор и командующий инженерами, а также архитектор, который также работал в Гаэте в то время над неоготическим расширением и перестройкой храма Святого Франциска , [ 48 ] ему было поручено восстановить некоторые церкви города, в том числе церковь Санта-Люсии, где он особенно хотел восстановить косматские фрагменты пола и барельефы, которые тогда считались частью собора древнего и утраченного амвона ; работа так и не состоялась. [ 49 ] Онорато Гаэтани дель Акила д'Арагона, мэр Гаэты в 1870-1876 годах, во время своего пребывания в должности хотел перевести приход в близлежащую церковь Санта-Катерина д'Алессандрия , чтобы превратить некогда освященную церковь Санта-Лючия в музей искусства и краеведения. [ 21 ]
Реставрации 20 и 21 веков.
[ редактировать ]Реставрация 1934-1937 гг.
[ редактировать ]
Между 1934 и 1937 годами [ 43 ] церковь подверглась радикальной реставрации, проведенной Джино Кьеричи по указанию историка и министра образования Пьетро Феделе (родом из Минтурно ) и архиепископа Диониджи Казароли из Гаэты. [ 50 ]
Структура была консолидирована, все украшения в стиле барокко удалены, а церковь превратилась в крайнюю пустыню; все алтари (в том числе главный алтарь из скальолы ) также были снесены, за исключением мраморного алтаря, помещенного в апсиде раннесредневековой церкви. Новый главный алтарь был создан путем повторного использования в качестве менсы надгробной плиты епископа Карло Пигнателли (который умер и был похоронен в церкви Санта-Лючия в 1730 году), помещенной на две небольшие колонны, и путем объединения остатков двух древних плутеев . ранее замурованная по бокам апсида; [ 51 ] Артефакт состоял из элементов косматеской мозаики, а по бокам скинии - четырех барельефов XIII века, изображающих (слева направо): Орла, Ангела, Грифона и двухвостую Русалку. Деревянный ретабль эпохи Возрождения был расчленен, остался только триптих Джованни ди Гаэты 1456 года и рама, в которую он был вставлен позднее; триптих Джованни да Гаэты был снят и подвергнут реставрации в 1956 году, а затем выставлен вместе с распятием того же автора в Епархиальном музее; над алтарем оставался пустой сруб. [ 52 ]
Было также переделано напольное покрытие, доведя его до промежуточной высоты между существовавшим до сих пор и первоначальным, удалив некоторые из надгробий, входивших в его состав, переставив их вдоль стен церкви, и восстановив фрагменты косматеской напольной мозаики, которые были сосредоточены в пресвитерии. На том же уровне последней (приподнятой на несколько ступенек над остальной частью церкви) был вынесен и пол последнего пролета обоих малых приделов. [ 40 ] На фасаде были удалены самые последние слои штукатурки, обнажая древнюю поверхность стены, были вновь открыты окна верхней части фасада, а также снова стали видны заглушенные стоечные окна. [ 53 ]
Церковь пострадала в результате бомбардировки в ночь с 8 на 9 сентября 1943 года, поэтому пришлось восстанавливать ее кровлю, что и было проведено в 1945 году. [ 53 ]
Реставрации второй половины 20 века.
[ редактировать ]
Церковь продолжала регулярно совершать богослужения до 1966 года, когда она была закрыта для богослужений, а затем освящена в 1972 году; [ 54 ] Богослужение Святой Люсии и приход первоначально были перенесены в близлежащую церковь Святой Екатерины Александрийской до ее закрытия в 1987 году. [ 55 ]
В 1974 году при поддержке Дирекции начались масштабные реставрационные работы, которые охватили все здание, находившееся в очень плохом структурном состоянии, и продолжались пятнадцать лет, разделенные на два отдельных этапа: первый (1974-1975 гг.) касался внешнего вида, а второй - второй (1983-1989) интерьер. [ 53 ] Штукатурка была переделана как внутри, так и снаружи (разъеденная влагой), сняты наиболее сохранившиеся фрески , выставленные в картинной галерее Историко-культурного центра. [ 55 ] После того, как пол был полностью снят, [ 56 ] были проведены археологические исследования, в ходе которых был обнаружен уровень древнего пола; под ним левая боковая стена раннесредневековой церкви (снесенной в XI веке для расширения здания и параллельной нынешнему фасаду) и многочисленные захоронения, как на территории ранней церкви, так и под XII-XII вв. века, были обнаружены нефы. Затем был возведен новый пол, восстановивший первоначальную разницу в высоте между уровнем пола последнего пролета нефов и уровнем пресвитерия, выявив древние ступени доступа к последнему и перекомпоновав апсидальный и верхний этажи. пресвитерии - фрагменты косматического пола. Боковой алтарь, расположенный возле раннесредневековой апсиды, и главный алтарь-менса с поддерживающими его колоннами были удалены, а также все дополнения в неосредневековом стиле, сделанные Джино Кьеричи, в том числе купель двадцатого века , расположенная в первом заливе церкви. левый придел у контрфасада, обрамленный фрагментами косматской мозаики из древних плутеев, помещенных на алтаре. [ 57 ]
Начиная с 1990-х годов бывшая церковь не имела конкретного и устойчивого назначения для своего использования: отказавшись от идеи создания внутри нее лапидарного музея, ее время от времени использовали для проведения культурных мероприятий и временных выставок. [ 54 ]
21 век
[ редактировать ]С 2003 года, будучи собственностью муниципалитета Гаэта , последний предоставил возможность использовать здание в качестве альтернативного залу совета места для заключения гражданского брака. [ 58 ]
В 2006 году из-за постоянного проникновения воды внутри и снаружи здания муниципалитет Гаэты решил, что здание должно снова подвергнуться консервативной реставрации. [ 59 ] направлен на то, чтобы сделать его пригодным для использования в качестве места культурной и художественной деятельности. [ 60 ] Работы начались в 2010 году, после того как в 2009 году были удалены сохранившиеся древние элементы главного алтаря (предназначенные для использования собором ) . [ 51 ] внутри которого они были помещены на краю пресвитерской площади) и рама триптиха Джованни да Гаэта (выставленного вместе с последним в Епархиальном музее); Вмешательство заключалось в переделке штукатурки и кровли и было завершено в 2013 году. [ 61 ]
В 2016 году муниципалитет одобрил переоборудование здания в театр, предусмотрев проведение новых реставраций, чтобы адаптировать его под это назначение. [ 62 ] [ 63 ] В рамках этих работ были восстановлены фрески, обновлена штукатурка, а также построена деревянная платформа, расширяющая бывшую пресвитерию в сторону нефа. Аудитория Санта-Люсии была открыта 12 декабря 2021 года. [ 64 ] [ 65 ]
Описание
[ редактировать ]Растение
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]
Бывшая церковь Санта-Лючия вместе с церковью Сан-Джованни-а-Маре представляет собой один из наиболее представительных образцов романской архитектуры в городе Гаэта X-XII веков, характеризующийся смешением элементов разных культур и художественных традиции: раннехристианские , византийские и исламские . [ 66 ]
Продольный план здания имеет раннехристианское происхождение, с тремя нефами, разделенными колоннами и неглубокими стенами, что соответствует оригинальному потолку с деревянными фермами. [ 24 ] Базиликальная структура, несмотря на отсутствие трансепта , напоминает дезидерианскую базилику Монтекассино ( 1066-1071 гг.) с планировкой, аналогичной планировке базилики Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (1072-1087 гг.) и церкви Сан-Менна в Сант-Агата-де-Готи (1102–1007), хотя триапсидное завершение отсутствует в здании Гаэтана, вероятно, из-за нехватки места. [ 67 ] Византийский элемент, менее влиятельный, чем в Сан-Джованни-а-Маре, обусловлен контактами Гаэты с Амальфи. [ 68 ] (самый яркий пример родства между архитектурой Амальфи и Гаэты того периода можно найти в колокольне собора Гаэта , построенной между 1148 и 1174 годами и завершенной в 1279 году, которая имеет сильное сходство с колокольней собора Сант-Андреа в Амальфи , [ 69 ] начат в 1108 году и закончен во второй половине 14 века): [ 70 ] это можно увидеть в тесной экстрадосированной крыше с крестовыми сводами зала, которая, особенно в разделении на пролеты поперечными арками, демонстрирует влияние, типичное для поздней амальфитанской романской архитектуры, а также в приподнятых арках, разделяющих нефы. [ 10 ] С исламской традицией связано использование остроконечной арки в сводах и небольшого купола колокольни, а также декоративное переплетение кирпича, заметное на внешней стороне колокольни. [ 71 ]
Экстерьер
[ редактировать ]
Бывшая церковь Санта-Лючия стоит на пересечении улицы Ладислава и переулка, названного в ее честь, и ориентирована по оси северо-восток-юго-запад. За столетия внешний вид не претерпел каких-либо существенных изменений, за исключением открытия одних окон и закрытия других, и практически не изменился по форме, принятой после постройки крестовых сводов в XIII веке. Характерными элементами являются многочисленные горгульи простой работы, расположенные как на фасаде, так и по бокам, а также острые экстрадированные своды. [ 72 ] центрального и левого нефов (правый имеет плоскую крышу) [ 73 ] изготовлены из битых лапилли и известкового молока, последнее также присутствует во многих почти исключительно религиозных постройках. [ 74 ] в городе Гаэта, такие как церкви Св. Доминика, Св. Апостола Фомы и Рождества Марии, бывшие церкви Св. Бенедикта, Св. Иоанна Ворот и Св. Марии Горной, святилище Сантиссима Аннунциата , церковь Св. Анджело в Планчано и церковь Св. Екатерины Александрийской (в последних трех случаях своды были скрыты внутри более поздней надстройки, хотя они оставались видимыми сверху или тем не менее различимыми). [ 75 ]
Фасад
[ редактировать ]
Фасад выходит на переулок Ладислава, состоящий из восходящей лестницы, названной в честь здания, и обращен на юго-запад; он бросается в глаза и позволяет различить внутреннее тройное разделение помещения на нефы. Верхняя часть фасада оштукатурена, как и остальная часть здания, а в нижней части имеется открытая кладка, отличающаяся от остального здания тем, что состоит из правой боковой стены древней раннесредневековой церкви VIII-IX века; некоторые фрагменты opus spicatum (вероятно, не на своем первоначальном месте и результат повторного использования) [ 76 ] и два многомиллионных окна, в настоящее время замурованные, которые открываются по обе стороны портала, также относятся к этой ранней фазе: оба поддерживаются простой капителью-костылем, покоящейся на восстановленной колонне: то, что слева, с каннелюрами, и одно на прямо равнина; [ 35 ] непосредственно над последним находится кубическая мелиорированная капитель, вырезанная в виде моноблока с растительными мотивами, предположительно VIII века. [ 77 ]
В центре фасада, внизу, находится единственный портал, возникший в результате перестройки XI века и расположенный вдоль продольной оси церкви, характеризующийся простым мраморным карнизом, который также украшает архитрав , опирающийся на два кронштейна. аналогичного мастерства. Его увенчивает небольшое выступающее стрельчатое подвесное крыльцо и люнет полый ; крыльцо опирается на два резных мраморных карниза, сделанных из древних фрагментов антаблемента, и имеет по профилю небольшой сложный каменный карниз. В верхней части фасада, в пределах оштукатуренного участка, соответствующего нефу, расположены два раскосых однострельчатых окна с круглыми арками и чуть выше, по оси портала, круглое окно-розетка , также раскосое. Верхнее венчание фасада всех трех нефов образовано стрельчатым профилем крестовых сводов экстрадоса. [ 78 ]
Левый фланг
[ редактировать ]
Левый фланг церкви, обращенный к улице Ладислава, характеризуется рядом контрфорсов , которые оживляют и укрепляют стену соответствующего бокового нефа, построенную в 13 веке для противодействия напору крестовых сводов. Они следуют делению на пролеты и выступают только из верхней части стены, так как включены в кладку нижней. [ 79 ]
Между вторым и третьим пролетами находится боковой портал, также результат перестройки XI века, который иногда ошибочно путают с входом в древнюю раннесредневековую церковь. [ 20 ] [ 80 ] который вместо этого был помещен поверх нынешних первого и второго отсеков того же нефа и в настоящее время не виден снаружи; его увенчивает протирум , более значительных размеров, чем тот, что помещен над осевым порталом: конструкция состоит из круглой арки, опирающейся на две гладкие мелиорированные колонны, наверху каждой из которых в качестве капителей расположены перпендикулярно под углом друг к другу две части древнего мраморного антаблемента с рельефными лепниной и зубчиками, первоначально входившие в состав архитрава . [ 81 ] В кладке над каждой колонной вмурована мраморная скульптура, изображающая голову животного, справа Льва, слева Тигра. Дверь без люнета прямоугольной формы, с мраморной рамой; на дверях выгравировано на латыни двойное посвящение церкви Деве Марии (без наименования в Пенсулисе ) и Святой Люсии . [ 78 ]
Колокольня
[ редактировать ]
Колокольня ; стоит в западном углу церкви, между полукруглой апсидой и правым приделом он имеет четырехугольное основание и датируется XII веком. [ 11 ]
На каждом из четырех фасадов колокольня имеет два ряда круглых окон, из которых верхний соответствует звоннице (на которой находится одиночный колокол): внизу по широкому одинарному стрельчатому окну с каждой стороны , а наверху есть окно со средником, поддерживаемое мраморной колонной с капителью из того же материала. Арки подчеркнуты акцентированной кирпичной перемычкой (элемент, встречающийся в городе только в колокольне собора и в ровеснице колокольни церкви Сан-Доменико, причем последняя является единственным сохранившимся элементом древнего монастыря Санта-Клауса). Мария делла Майна) [ 75 ] с толстой темной каменной окантовкой вверху. Лицевая сторона стены, как и остальная часть церкви, покрыта светлой штукатуркой и характеризуется тройным исламского происхождения из кирпичей, расположенных симметрично в виде елочки. двухполосным орнаментом [ 82 ] также присутствует в колокольне собора и в церквях Сан-Костанцо на Капри. [ 83 ] и Сан-Джованни дель Торо в Равелло . [ 24 ] Крыша состоит из небольшого купола с круглым основанием и заостренной частью. [ 84 ] вероятно, когда-то украшенный полихромной плиткой по неаполитанскому обычаю. [ 78 ] на основе которого была реконструирована колокольня церкви Сан-Доменико в ходе реставраций 1991-1996 годов. [ 85 ]
Интерьер
[ редактировать ]Бывшая церковь Санта-Лючия имеет базиликальный план с тремя нефами , без трансепта и с полукруглой апсидой в нефе. [ 86 ] Интерьер отличается крайней бедностью, к которой привели его реставрации под руководством Джино Кьеричи в 1934-1937 годах, устранившие все следы декора после расширения XII века, намеревавшегося вернуть интерьер к стилю, гипотетически близкому к стилю, гипотетически близкому к оригинальный. [ 78 ]
Зал
[ редактировать ]
Зал разделен на нефы пятью круглоарочными аркадами с каждой стороны, приподнятыми по византийскому обычаю. [ 10 ] и опирается на восстановленные колонны. [ 4 ] У каждого из них в нефе открывается односветовое окно с круглой аркой . Другие окна, более поздние, прямоугольного сечения, встречаются в нефах по левой стороне и на контрфасаде. Потолок состоит из опущенных стрельчатых крестовых сводов. [ 87 ] XIII века, перемежающиеся тонкими остроконечными арками, подчеркивающими разделение на бухты (по пять на неф). В двух боковых нефах основание свода находится не непосредственно над колоннами, а на значительно большей высоте; при этом вблизи внешней стены она не всегда соответствует оси соответствующей колонны. [ 40 ] Колонны, разделяющие нефы, были восстановлены из древнеримских построек и изготовлены из разных материалов: мрамора, гранита и травертина . Капители, коринфские , также относятся к римским временам и отличаются друг от друга, хотя все они имеют орнамент из листьев аканта и по углам волюты. [ 88 ]
Современный терракотовый пол; Из плит гробницы, которые первоначально были установлены в полу, только плита Катерины ди Гранито, жены Габриэле де Дженгуло, умершего в 1435 году, осталась на своем первоначальном месте (расположена на левой стороне четвертого пролета нефа и характеризуется наличие фамильного герба в барельефе рядом с эпиграфом). В центре пола второго пролета нефа находится мемориальная доска, посвященная работам, проведенным внутри церкви в 1646 году по повелению приходского священника Джамбаттисты Д'Аино (или Дайно) Делла Кроче. Остальные надгробия были сняты при реставрациях второй четверти XX века и отложены вдоль боковых стен церкви; в правом нефе, на контрфасаде, надгробия приходских священников Джулиано Д'Орка (с 1480 г., справа) и Д'Айно (умер в 1681 г., слева), а также надгробия рыцаря Пьетро Каннадольче (с 14 века). , в центре) были замурованы в одном месте, с изображением соответствующего умершего: первые два рельефны, третий выгравировано. [ 5 ]

В левом приделе, в верхней части наружной стены, находятся фрагменты плохо сохранившихся фресок, датируемых второй половиной XII века и потому частично стертых сводами XIII века; они принадлежат к более широкой теории святых, у которой в первом пролете сохранились бюсты трех благословляющих фигур (соответственно, с контрфасада, епископа, несущего книгу, второго, несущего корону, и третьего - отделенного от остальных рамка - еще один епископ, держащий инкрустированный драгоценными камнями кодекс), а между вторым и третьим два других плохо сохранившихся святых в стоячем положении. [ 89 ]
Ниши разного возраста и формы оживляют боковые стены здания. В третьем пролете правого нефа находится арочная ниша в стиле барокко, ранее обрамленная алтарем, посвященным святому Агнелу Неаполитанскому. [ 44 ] и содержит деревянную статую посвященного. В конце двух нефов открываются два симметричных, округло-арочных и слегка выступающих, результат заполнения во время реставрации во второй половине ХХ века двух дверей (каждая со стрельчатым люнетом), которые были открыт в 1934–1937 годах на более высокой высоте, чем нынешний уровень этажа, поскольку последний пролет нефов находился на том же уровне, что и алтарь ; над правой нишей маленькое круглое окно-розетка открывается наружу. [ 90 ] Большая стрельчатая ниша расположена в последнем отсеке левого нефа, на боковой стене, и имеет сильно обветшавшую фреску с мраморной рамкой вверху и внизу - две стоящие фигуры святых, из которых в правой был бы идентифицирован как Святой Христофор (вторая половина XIV века). [ 91 ]
В южной стене последнего пролета правого придела вверху имеется прямоугольное окно со скошенными верхними углами, закрытое деревянной решеткой; он выходит на заднюю комнату с крестообразным сводом, ранее использовавшуюся как алтарь и содержащую орган. [ 92 ] внутри которого сохранились следы небольшого заделанного в стену окна, датируемого, вероятно, XV веком. [ 93 ]
Элементы раннесредневековой церкви
[ редактировать ]
Первые два ниша зала соответствуют площади, занимаемой древней раннесредневековой церковью; из последних еще видна входная дверь, теперь замурованная, в наружной стене левого придела, между первым и вторым пролетами; в стене следы двух односветных круглых окон. [ 39 ] Заглушенная дверь, также расположенная в левом проходе, в нынешней стене контрфасада, могла бы быть тем, что осталось от древнего бокового входа на правом фланге зала. [ 12 ] На противоположной стороне нынешней церкви, в стене первого и второго правых пролетов, расположены три ниши, отождествляемые с окончанием церкви VIII-IX веков: в центре небольшая апсида полукруглого плана, а боковые ниши более мелкий, с прямоугольным основанием и тот, что справа, увенчанный круглой аркой ; левая ниша (первоначально симметричная другой) в настоящее время выше апсидиолы и заканчивается заостренной аркой, включающей и последнюю. Значительный выступ апсиды внутрь, вероятно, объясняется невозможностью расширить апсиду наружу из-за каменной стены позади, частично выступающей в нижней части самого архитектурного комплекса. [ 12 ]
Завершение раннесредневековой церкви представляет собой фресковый живописный палимпсест, являющийся результатом сложной стратификации, начавшейся в VIII-IX веках и завершившейся в начале XV века. [ 33 ] Апсида в нижней части представляет собой высокий веларий, оканчивающийся наверху густым сетчатым мотивом, который восходит к первой половине XII века и выполнен на месте более старой драпировки (конец VIII - начало IX вв.), современной ему фрагмент с покатым скатом крыши, который все еще виден справа от арки, обрамляющей полуцикл, над нишей. В верхней части апсиды находилась восседающая на троне Мадонна с Младенцем среди ангелов или святых первой половины XIII века, на картине которой изображены нижняя часть богато украшенного престола, ноги Богородицы и благословляющая рука Иисуса. осталось, обновление старой картины, которая была утеряна. В нише справа внизу находится фрагмент двойной воланной вуали (конец XII — начало XIII в.), вверху — св. Николай, изображенный сидящим и благословляющим (вторая половина XIII в.); в интрадосе арки — плотное полихромное переплетение. В левой нише находится большой фрагмент живописного декора 1070-80-х годов задней стены бывшей средневековой церкви; он имеет три уровня, разделенных рамами: на нижнем расположено колесо, вписанное в ромб с декор гризайль ; в центре — два стоящих святых, из которых лучше всего сохранился тот, что слева, женщина в императорском одеянии византийского образца, держащая на голове тонкий процессионный крест и корону (вероятно, св. Екатерина Александрийская ); в верхней - три дополнительных стоящих фигуры соответственно (справа) святого в коротком хитоне и красной мантии, святого в епископских одеждах и святого в богатом военном одеянии, держащего корону. Между вторым и третьим регистрами находится надпись с именами покровителей: Джованни Котина, упомянутый в дипломатическом кодексе кахетанус в 1064 году, впервые [ 94 ] и его жена Маренда, записанная как вдова в документе 1089 года, включенном в ту же коллекцию. [ 95 ] К раннесредневековой церкви принадлежит плохо сохранившаяся часть (из которой видна только разделительная рамка двух регистров), расположенная в северном конце древнего контрфасада, который в настоящее время виден под фреской XII века между вторым и третьим пролетами церкви. левый проход. [ 96 ]
Пресвитерий и апсида
[ редактировать ]
Пресвитерия, соответствующая территории XII века и восстановленная до своего первоначального периметра во время реставраций 1980-х годов. [ 54 ] занимает большую часть последнего пролета нефа и всю полукруглую апсиду , лишенную декора; последний, немного уже нефа, открывается в задней стене круглой аркой , увенчанной единственным стрельчатым окном, выходящим наружу. [ 90 ] По обе стороны апсиды, в полуколоннах, поддерживающих арки, разделяющие нефы, замурованы барочная мраморная дарохранительница (слева, украшенная волютами) и две эпиграфические доски второй половины XVIII века: один справа, датированный 1755 годом, посвящен реставрации, проведенной приходским священником Франческо Ореккья Салес, а тот, что слева, посвящен освящению церкви, которое состоялось. место в 1765 году тогдашнего епископа Гаэты Дженнаро Карминьяни. [ 97 ]
Доступ в пресвитерий возможен только с передней стороны, где площадь доходит до последней колонны с каждой стороны с деревянным помостом; под последними находятся мозаичные остатки древних ступеней. [ 98 ] От главного алтаря, выполненного Джино Кьеричи в 1934–1937 годах и помещенного под апсидальной аркой, не осталось никаких следов. [ 5 ] Нынешний пол пресвитеральной зоны восходит к реставрациям 1980-х годов и был создан путем сопоставления фрагментов косматской мозаики, уже присутствующих внутри здания, без реконструкции их первоначального расположения. [ 99 ] найден при реставрациях 1930-х годов; их можно датировать XII веком на основании сильного сходства с современными полами в районах Лацио и Кампания. [ 98 ] На панно изображены разные виды узоров (вписанные квадраты, треугольники, шестиугольники) с использованием многочисленных сортов мрамора; разделяющие их полосы выполнены из камня и терракоты и содержат эпиграфические фрагменты. По-прежнему на своем первоначальном месте, на второй древней ступени доступа к алтарю, сохранились элементы декоративной полосы из змеевика, порфира и белого мрамора. [ 100 ] В центре чаши апсиды расположена инсталляция Tamburo e stramma (2021).
Работы уже присутствуют в церкви
[ редактировать ]Картины Джованни да Гаэта
[ редактировать ]Триптих Коронования Богородицы
[ редактировать ]
В церкви Санта-Лючия до ее освящения хранилось одно из важнейших произведений художника Джованни да Гаэта: триптих с «Коронованием Богородицы среди святых», [ 101 ] первоначально располагалась над главным алтарем, что имеет основополагающее значение для реконструкции с искусствоведческой точки зрения личности ее автора. [ 102 ] До его окончательного приписывания художнику Гаэтану (установленного искусствоведом Федерико Цери в 1950 году), [ 103 ] кто называл его именно из-за этого панно «Мастером 1456 года» до открытия его имени, опубликованного в 1960 году), [ 104 ] триптих был ошибочно приписан Беато Анджелико. [ 105 ] или другому художнику тосканской школы 15 века из-за присутствия и деятельности в то время в Неаполе многих тосканских художников . [ 106 ]
Триптих был заказан приходским священником Джулиано Д'Орка в 1456 году и изготовлен в том же году, о чем свидетельствует следующая надпись на латыни , найденная в картуше внизу центральной панели:
— Надпись в картуше центрального панно. [ 52 ]
На центральной панели изображена сцена коронации Девы Марии Иисусом в окружении шести ангелов и с присутствием голубя Святого Духа ; в нижней части справа изображен заказчик работ в иерейском облачении. На левой панели изображены Св. Агата и Св. Люсия , а на правой панели — Св. Маргарита Антиохийская и Св. Екатерина Александрийская . Вверху изображены Бог-Отец (в центре), Св. Петр (слева) и Св. Павел (справа). [ 107 ]

Стиль демонстрирует разнородные влияния с сильной отсылкой к средневековой живописи из разных географических регионов: золотой фон, выгравированный на небольших квадратах, общий как для неаполитанской готики, так и для Марке конца XIV века , сочетается с общей композиционной схемой, типичной для начала XV века. Сицилийско-южная живопись XIX века, а прически святых характеризуются двойной короной, как на фресках мастерской Каваллини в хоре монахинь Санта-Мария Доннарегина-Веккья в Неаполе (1320–1335); [ 108 ] Иберийское влияние также сильно, особенно в стройной элегантности святых и ангелов. В целом, «Коронацию Гаэтана» можно сравнить с другими картинами Джованни да Гаэты, особенно с картинами аналогичной тематики, которые в настоящее время находятся в церкви Сан-Франческо в Майори и Музее изящных искусств в Ницце , с точки зрения ее обращения к «экспрессионистскому нереализму». культуры Умбрии-Марке», величайшим представителем которой является Бартоломео ди Томмазо . [ 109 ]
После завершения работа была помещена в позолоченную резную деревянную раму XVI века в стиле ренессанс, бывшую переднюю стену органного футляра XVI века в Гаэтском соборе . [ 42 ] с гербом семьи Ваккарелли. [ 110 ] Он сохранил свое местоположение даже после реставрации во второй четверти 20 века, но был снят в 1956 году и впервые в том же году подвергся консервативной реставрации Рокко Вентурой. [ 111 ] и второй раз в 1976 году Роландо Диониси. [ 109 ] Триптих экспонируется в Епархиальном музее с момента его открытия (1956 г.), сначала без рамы, затем [ 112 ] затем внутри него же после выноса артефакта из бывшей церкви в 2008 году; в нынешней компоновке (2014 г.) две деревянные статуи Св. Петра и Св. Павла расположены по бокам в соответствии с их первоначальным расположением над барочным алтарем Св. Люси. [ 113 ]
Распятие
[ редактировать ]
Также в церкви находилось распятие, нарисованное на панели, до реставрации 1930-х годов, расположенное на алтаре в конце правого нефа, затем на контрфасаде, также работы Джованни да Гаэты и датируемое 1460-ми годами. [ 114 ]
Работа характеризуется очень подчеркнутой трапециевидной основой и присутствием в последней фигуры Марии Магдалины, обнимающей ноги агонизирующего Иисуса ; рядом с ней находится череп Адама , согласно повествованию в « Золотой легенде» Якоба де Ворагина (13 век), [ 115 ] а в правом нижнем углу виден заказчик работ в молящемся положении, тогдашний приходской священник Санта-Мария-ин-Пенсулис Джулиано Д'Орка. [ 116 ] Фигура Христа характеризуется полым телом, подробно описанным в различных анатомических компонентах; набедренная повязка, обхватывающая его бедра, напоминает артефакты гаэтанского текстильного производства 15 века. На оборотной стороне панели воспроизведена та же самая сцена, виденная, однако, из-за креста, который в целом, отчасти из-за плохой сохранности, почти не зарисован. [ 117 ]
Картина представляет собой один из примеров раскрашенных и силуэтных распятий, изготовленных в районе Кампании и Лацио в 15 веке. [ 118 ] Влияние живописи XIV века сильно, особенно в положении тела и развевающейся набедренной повязке. [ 119 ] с которым сочетаются «современные акценты драматического реализма». [ 120 ]
Распятие было снято в 1956 году и в том же году восстановлено Рокко Вентурой, а затем выставлено в Епархиальном музее. [ 121 ] В 2014 году его поместили внутри Гаэтского собора , над новым главным алтарем, освященным в сентябре того же года. [ 122 ] прежде чем снова вернуться в интерьер вышеупомянутого музея в 2018 году, где он и остается сегодня. [ 123 ]
Отдельные фрески
[ редактировать ]В нескольких зданиях города Гаэта сохранились отдельные фрески с внутренних стен бывшей церкви Санта-Лючия.
-
Музей историко-культурного центра «Гаэта», Мадонны Гликофилусы и святой (вторая половина XII века).
-
Музей историко-культурного центра «Гаэта», Свято-Епископский (вторая половина 13 века).
-
Музей историко-культурного центра «Гаэта» Св. Петра и Иоанна Крестителя (вторая половина XIV века).
-
Епархиальный музей и парк религиозности гор Аурунси, Авраам и избранные (вторая половина XII века).
-
Собор Святых Эразма и Марциана и Успения Пресвятой Богородицы , Благовещения (конец 14 века — начало 15 века).
Три больших фрагмента задней стены раннесредневековой церкви экспонируются в музее Историко-культурного центра «Гаэта».
- Мадонна Гликофилуса и святая , вторая половина XII века, первоначально помещенная для покрытия нижнего чина со святыми слева от апсиды и отделенная в 1985-1986 годах. Картина теряется в центральной части, тогда как верхняя часть с Мадонной с Младенцем слева, покрытой головой неизвестного святого рядом с ней и в крайнем правом углу богато резной колонны из красного мрамора хорошо видна. сохранен; от надписи на нижнем карнизе остались только начальные буквы: «ЭГО А[- - -]». Этот стиль с парящими фигурами с круглыми головами сильно напоминает умбрийскую живопись, вероятно, из-за коммерческих и культурных итераций Гаэты того времени. [ 124 ]
- Святой епископ , современник все еще находящегося на месте святителя Николая и первоначально симметричный ему, в верхней части левой ниши, также отделившийся в 1985-1986 годах. От этой картины сохранилась нижняя часть, выделяющаяся на охристом фоне и изображающая епископа в папских одеждах, восседающего на усыпанном драгоценными камнями троне; сразу над нижней рамкой расположены растительные элементы, изображающие цветущий луг. [ 125 ]
- Св. Петр и Св. Иоанн Креститель , вторая половина XIV века, первоначально находились в правой нише, между верхней (и сохранившейся) частью фрески Св. Николая и частично сохранившейся завесой внизу, оторванной в 1974-1975 гг. На лазурном фоне, обрамленном белым и красным, выделяются фигуры Апостола ( слева) и Предтечи (справа); стиль напоминает посткаваллинскую сферу и имеет непосредственный аналог в «Теории четырех святых» (одним из которых действительно является Креститель) на стене здания, примыкающего к собору, в настоящее время включенного в маршрут выставки Епархиального музея. [ 126 ]
В Епархиальном музее и религиозном парке гор Аурунси находится фрагмент фрески с Авраамом и избранными; он датируется первой половиной XII века и происходит от контрфасада, где он располагался справа от входного портала. В ходе операции по отделению, проведенной в 1975-1976 годах, святой в трилистнике, находившийся справа от сохранившегося предмета, в трилистниковой арке, вероятно, XIV века, и усыпанная драгоценными камнями ступенька над ним, тоже предположительно XII века, были потеряны. Фрагмент, который можно увидеть и сегодня, может быть единственным свидетельством более крупного изображения Страшного суда, которое должно было занимать всю стену и представлять собой сочленение на нескольких горизонтальных регистрах (не более трех, учитывая небольшой размер здания). в силу того, что положение патриарха внутри фрески Гаэтана в целом такое же, как и в мозаике «Страшный суд» в базилике Санта-Мария-Ассунта -ин- Торчелло (середина XI века); пропущенный шаг будет указывать на теорию апостолов на престолах в верхнем регистре. [ 127 ]
В соборе святых Эразма и Марциана и святой Марии Успения , на левой стене алтаря напротив кафедры, находится фреска Благовещения из ниши слева от раннесредневековой апсиды, датируемая последним декоративным походом. архитектурного комплекса, между концом 14 века и началом следующего. Картина была снята с вооружения в 1974–1975 годах и находится в плохой сохранности; в правом верхнем углу, над Архангелом, изображено благословение Бога-Отца , из которого исходит луч Слова, «которое воплотилось в младенце Иисусе [...] внутри сферы» и достигает Девы (последняя вставлена в сферу). парящая готическая архитектура) через голубя Святого Духа . [ 128 ]
Мраморный плот
[ редактировать ]В рамках реставраций, затронувших базилику в 2012-2014 годах, внутри соборов Святых Эразма и Марциана и Санта-Мария-Ассунта Франко заново собрал скульптурные и мозаичные элементы, входившие в состав средневековых плутей из церкви Санта-Мария-ин-Пенсулис. Вителли и помещены у входа в алтарь после того, как в 2009 году были переданы на временное хранение и вывезены со своего места. [ 129 ] Ошибочно указан как части расчлененного и утраченного древнего амвона собора. [ 130 ] из которых, по мнению Онорато Гаэтани дель Аквила д'Арагона, они были бы удалены в рамках реставраций конца 18 века, [ 97 ] скорее, это сохранившиеся элементы трансенн второй половины XIII века, выполненные художниками римской сферы, вероятно, принадлежавшими мастерской, связанной с Никола д'Анджело; элегантность фигур и их сильный античный стиль напоминают амвон собора Святых Петра и Павла в Сесса-Аурунка. [ 131 ] (сделано между 1224 и 1259 годами). [ 132 ] Пьетро Тоэска связал плютеи с римской сферой в том, что касается мозаики, в то время как он видел в фигуративных панелях отсылку к византийским стилистическим особенностям, переосмысленным в романском ключе, как в амбонах собора Салерно ; [ 133 ] Мария Антониетта Бессоне Аурели, напротив, считала мозаики и скульптуры Гаэты аналогами убранства церкви Сан-Чезарео-де-Аппиа в Риме, собора Святого Петра в Альба-Фусенсе и собора Санта-Мария-Маджоре в Чивите. Кастеллана . [ 134 ] [ нужна полная цитата ]
Плутеи состояли из окружающих и соединяющих карнизов с плотным мозаичным декором из полихромного мрамора и резными овальными или листовидными краями двенадцати панелей: [ 135 ]
- в соборной базилике Гаэты находятся четыре аниконические панели с мраморными и мозаичными инкрустациями (в виде креста, ромба, креста с ромбовидной и горизонтальными полосами соответственно, последняя повернута на 90° после реставраций 1934-1937 гг.) и столько же фигурных панелей, изображающих соответственно Орел (символ евангелиста Иоанна), двухвостая Русалка (символ похоти), Ангел (символ евангелиста Матфей) и Грифон (символ мудрости и силы Христа);
- в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне , США, помимо ряда фрагментов мозаики находятся еще четыре плитки с изображением Оленя (символ верующего), Льва (символ евангелиста Марка), Быка (символ верующего). евангелист Лука) и василиск (считающийся дьявольским животным). [ 136 ]

Что касается их первоначального местоположения, то они были определены в самой церкви Санта-Мария-ин-Пенсулис. [ 40 ] хотя их возможная принадлежность собору не исключается. [ 137 ] Об их присутствии в Санта-Люсии свидетельствует период 1837–1839 годов, когда Джачинто Гиганте нарисовал некоторые их детали; [ 138 ] они имели композицию, в принципе аналогичную нынешней, и располагались ниже двух последних арок разделения между нефами, по обе стороны алтаря, частично закрытые алтарями из скальолы и крашеного дерева, поставленными в конце нефов; если эти алтари являются двумя из трех, освященных епископом Карминьяни в 1755 году на мемориальной доске, все еще видимой под правой аркой, это будет означать, что в тот день панели уже находились внутри церкви. В 1892-1895 годах артефакты в стиле барокко были заменены неоклассическими изделиями из полихромного мрамора, более сдержанными формами, а также значительно более агрессивными, чем их предшественники; вполне вероятно, что тогда были утилизированы четыре из восьми барельефов (тех, которые были скрыты алтарями, если они находились за ними), которые затем были проданы в 1897 году Изабелле Стюарт Гарднер и впоследствии переданы в ее музей в Бостоне. Части, принесенные в жертву при строительстве алтарей девятнадцатого века, были объединены по стилю, когда в рамках реставрации 1930-х годов две панели были расчленены, чтобы произвольно снова собрать их в главный алтарь; мозаичные рамы, использованные Джино Кьеричи для обрамления стены за купелью и удаленные во время реставрации 1983–1989 годов, утеряны. [ 139 ]
В конце XIX века, о чем свидетельствует историческая фотография, в церкви Санта-Лючия, вмурованной в пол возле алтаря Св. Аньелло, существовал мраморный элемент с многоугольным основанием, ныне утерянный. Элемент, который, как предполагалось, первоначально представлял собой выступающую часть амвона , был украшен мозаичными полосами, особенность которых в трех основных полях заключалась в том, что верхний конец был закругленным, а не прямым, поэтому его и стали называть Предполагается, что они были изменены на протяжении веков. [ 140 ]
Галерея изображений
[ редактировать ]-
Протир портала на фасаде
-
Капители правого стоечного окна фасада
-
Могильные плиты на контрфасаде
-
Фрески XII века в левом приделе.
-
Ниша с фресками святых
-
Святые (вторая половина XI века)
-
Святой Николай (вторая половина XIII века)
-
Скиния святых масел и мемориальная доска 1765 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мария Кончетта Валенте (13 декабря 2021 г.). «Церковь Санта-Лючия возрождается в Аудитории» . gazzettinodelgolfo.it . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Г. Таллини (2006 , стр. 422.)
- ^ С. Ферраро (1903 , стр. 139.)
- ^ Перейти обратно: а б П.Г. Сотторива (1985 , стр. 14.)
- ^ Перейти обратно: а б с д М.Т. Лонго и др. (2009 , стр. 350.)
- ^ Перейти обратно: а б «Кьеза С. Лючия» . prolocogaeta.it . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 59-60.)
- ^ Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 132).
- ^ Перейти обратно: а б с Г. Фронзуто (2001 , стр. 123.)
- ^ Перейти обратно: а б с д А. Вендитти (1967 , стр. 684.)
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Фиенго (1971 , стр. 72.)
- ^ Перейти обратно: а б с Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 131).
- ^ Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 138).
- ^ CDC, I (1969 , документ XIV, стр. 24.)
- ^ Д. Мастрорилли, Д. Квадрино, А. Велла, Позднеантичная и раннесредневековая Гаэта: христианская топография и скульптурное убранство , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 54).
- ^ С. Ферраро (1903 , стр. 236.)
- ^ CDC, I (1969 , документ LXX, стр. 128.)
- ^ Перейти обратно: а б Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 125.)
- ^ Ф. Ломбарди (1996 , стр. 260.)
- ^ Перейти обратно: а б Г. Аллария (1970 , стр. 13.)
- ^ Перейти обратно: а б О. Гаэтани д'Арагона (1885 , стр. 311.)
- ^ С. Бони (2008 , стр. 66.)
- ^ «Десятый век и аббат Дезидерио» . abbaziamontecassino.org . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д А. Вендитти (1967 , стр. 686.)
- ^ Дж. Фиенго (1971 , стр. 67.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 47.)
- ^ CDC, III (1958 , док. 3334, стр. 52.)
- ^ С. Ферраро (1903 , стр. 237.)
- ^ О. Гаэтани д'Арагона (1885 , стр. 311-312.)
- ^ Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 142, н. 8.)
- ^ С. Ферраро (1903 , стр. 245.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 6-7.)
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 145.)
- ^ Г. Таллини (2006 , стр. 94-99.)
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Фиенго (1971 , стр. 70.)
- ^ Н. Мальокка (1994 , стр. 189.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 123-124.)
- ^ Р. Пинто (1998 , стр. 154.)
- ^ Перейти обратно: а б С. Ауригемма, А. Де Сантис (1955 , стр. 14.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Г. Фронзуто (2001 , стр. 124.)
- ^ Г. Аллария (1970 , стр. 14.)
- ^ Перейти обратно: а б Г. Фронзуто (2001 , стр. 188-189.)
- ^ Перейти обратно: а б с Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 127.)
- ^ Перейти обратно: а б О. Гаэтани д'Арагона (1885 , стр. 312-313.)
- ^ М. Джанандреа, Культурные итерации на границах Королевства. Мраморные панели, перекомпонованные в соборе Гаэты , у М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 371.)
- ^ К. Макаро (2008 , стр. 49.)
- ^ М. Джанандреа, Культурные итерации на границах Королевства. Мраморные панели, перекомпонованные в соборе Гаэты , у М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 392, н. 9.)
- ^ Стефано Де Вита. «Церковь Сан-Франческо-ин-Гаэта» . Revolution.forumnews.it . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ MC Campone (2004 , стр. 129-133.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 14.)
- ^ Перейти обратно: а б М.Т. Лонго и др. (2009 , стр. 350-351.)
- ^ Перейти обратно: а б Г. Аллария (1970 , стр. 15.)
- ^ Перейти обратно: а б с Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 129.)
- ^ Перейти обратно: а б с Г. Фронзуто (2001 , стр. 125.)
- ^ Перейти обратно: а б М. Д'Аньезе Мальокка (1990 , стр. 11.)
- ^ PG Sottoriva (1985 , стр. 23.)
- ^ Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 129-130).
- ^ «Сегодня поженились в Гаэте: городской совет говорит «да» гражданским свадьбам в других местах, кроме ратуши» . comune.gaeta.lt.it . 23 февраля 2016 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ «Восстановление церкви С.Люсии» . telefree.it . 20 марта 2006 г. Проверено 21 июля 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ MT Лонго и др. (2009 , стр. 351.)
- ^ «Кьеза Санта Лючия» . dr-costruzioni.com . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ «DGC 199 Запрос на региональное финансирование муниципального театра Кьеза Санта-Лючия» . Idealgiovani.it . Проверено 21 июля 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Роберто Д'Анджелис (10 августа 2016 г.). «Гаэта. Древняя церковь Санта-Лючия станет муниципальным театром. Процесс пошел». АИГ Гаэта.
- ^ «Аудитория Санта-Люсии:: открытие и концерт» . 25 ноября 2021 г. Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Открытие аудитории Санта-Люсия в Гаэте на YouTube.
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 59.)
- ^ Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 134).
- ^ А. Вендитти (1967 , стр. 676.)
- ^ М. ДиМарко и др. (1972 , стр. 40.)
- ^ А. Вендитти (1967 , стр. 646.)
- ^ П. Фантазия (1932 , стр. 17.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 125-126.)
- ^ Д. Мастрорилли, Д. Квадрино, А. Велла, Поздняя античная и ранняя средневековая Гаэта: христианская топография и скульптурное убранство , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 142, № 2.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 48.)
- ^ Перейти обратно: а б Т. Скалесс (1979 , стр. 84.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 94–95, № 26.)
- ^ Д. Мастрорилли, Д. Квадрино, А. Велла, Поздняя античная и ранняя средневековая Гаэта: христианская топография и скульптурное убранство , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 66-67.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Г. Фронзуто (2001 , стр. 126.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 71.)
- ^ П. Фантазия (1932 , стр. 15.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 94, № 25.)
- ^ MT Джильоцци (1995 , стр. 441.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , стр. 69.)
- ^ Г. Фиенго (1971 , рис. 67.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 114.)
- ^ М. Джанандреа (2006 , стр. 102.)
- ^ Н. Алетта (1931 , стр. 144.)
- ^ П. Фантазия (1932 , стр. 14-15.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 154.)
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Фиенго (1971 , стр. 68-69.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 156.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 127.)
- ^ MC Campone (2004 , стр. 130.)
- ^ CDC, II (1958 , док. 225, стр. 64-66.)
- ^ CDC, II (1958 , документ CCLXI, стр. 139-141.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 146-155.)
- ^ Перейти обратно: а б О. Гаэтани д'Арагона (1885 , стр. 312.)
- ^ Перейти обратно: а б Э. Тости, Проблемы архитектурного развития и сохранения церквей Санта-Лючия и Сальваторе-ин-Гаэта , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 133).
- ^ «Церковь Святой Люсии – Гаэты» . studiocassio.com . Проверено 21 июля 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Никола Северино. «Потерянный» пол в косматском стиле Сантиссима Аннунциата в Гаэте и Санта-Люсии» . academia.edu . Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ «Джованни да Гаэта, Коронация Девы Марии с дарителем и ангелами, Святая Агата и Святая Люсия, Святая Маргарита Антиохийская и Святая Екатерина Александрийская, благословение Бога-Отца, Святый Петр, Святой Павел» . Foundationzeri.unibo.it . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Р. Пинто (1998 , стр. 107).
- ^ Ф. Зери (1950 , стр. 19.)
- ^ Ф. Зери (1960 , стр. 51-52.)
- ^ Н. Алетта (1931 , стр. 145.)
- ^ П. Фантазия (1932 , стр. 16.)
- ^ М. Ангиолильо (2004 , стр. 63.)
- ^ Ф. Зери (1950 , стр. 19-20.)
- ^ Перейти обратно: а б М. Л. Казанова (1976 , с. 36.)
- ^ С. Бони (2008 , стр. 182.)
- ^ Л. Салерно (1956 , стр. 29.)
- ^ Г. Фронзуто (2001 , стр. 177.)
- ^ Л. Сорабелла, Последние десять лет существования собора и других окружающих зданий , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 577).
- ^ «Джованни да Гаэта, Христос, распятый со святой Марией Магдалиной» . Foundationzeri.unibo.it . Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Мария Виттория Марини-Кларелли. «Апокриф» . treccani.it . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ М. Ангиолильо (2004 , стр. 52.)
- ^ М. Ангиолильо (2004 , стр. 51.)
- ^ П. Граната (2004 , стр. 20.)
- ^ М. Л. Казанова (1976 , стр. 40.)
- ^ С. Петрокки, Джоаннес де Кайета да Наполи а Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 478.)
- ^ Л. Салерно (1956 , стр. 30.)
- ^ Л. Сорабелла (2014 , стр. 103.)
- ^ Даниэла Пезоли (14 февраля 2020 г.). «Реставрационные работы начинаются с Креста, написанного Джованни да Гаэта, датируемого 1460 годом» . latinaquotidiano.it . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 150-151.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 152.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 155.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 149, 157, н. 31.)
- ^ Дж. Борди, Настенные росписи в палимпсесте церкви Санта-Лючия-ин-Гаэта , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 155-156.)
- ^ Л. Сорабелла, Последние десять лет существования собора и других окружающих зданий , М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 576, 580, стр. 16).
- ^ Д. Салазаро (1871 , стр. 64.)
- ^ М. Джанандреа (2006 , стр. 102-103.)
- ^ «Церковь Святого Петра и мученика» . beweb.chiesacattolica.it . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ П. Тоэска (1927 , стр. 855.)
- ^ Бессоне Аурели (1935 , стр. 153.)
- ^ М. Алессандрини, От Гаэты до Бостона: сложная история сохранения панелей, вылепленных уже в Санта-Люсии , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 562-563).
- ^ С. Себенико (2005) .
- ^ М. Джанандреа, Культурные итерации на границах Королевства. Мраморные панели, перекомпонованные в соборе Гаэты , у М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 385.)
- ^ Сент-Абита и др. (1977 , стр. 26-27.)
- ^ М. Джанандреа, Культурные итерации на границах Королевства. Мраморные панели, перекомпонованные в соборе Гаэты , в М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 374-379.)
- ^ М. Джанандреа, Культурные итерации на границах Королевства. Мраморные панели, перекомпонованные в соборе Гаэты , у М. Д'Онофрио, М. Джанандреа (2018 , стр. 372, 385.)
Библиография
[ редактировать ]- Деметрио Салазаро (1871 г.). Исследования памятников Южной Италии IV-XIII веков . Неаполь: Морелли.
- Заслуженный Гаэтани Арагонский (1885 г.). Исторические воспоминания о городе Гаэта (2-е изд.). Казерта: Типо-литографическая фабрика «Минерва».
- Ферраро, Сальваторе (1903). Религиозные и гражданские воспоминания о городе Гаэта . Неаполь: Типография Франческо Джаннини и Фигли.
- Тоэска, Пьетро (1927). История итальянского искусства. Средневековье . Том II. Турин: UTET.
- Алетта, Никола (1931). Гаэта. Историко-художественно-археологический справочник . Гаэта: Типография военно-исполнительных учреждений.
- Фантазия, Паскуале (1932). Средневековое искусство Гаэты, особое внимание уделяется канделябрам пасхальной свечи . Неаполь: Типография Рафаэле Контесса и Фрателли.
- Бессон Орели, Мария-Антуанетта (1935). Римские мастера по мрамору . Милан, Генуя, Рим: Данте Алигьери.
- Зери, Федерико (март 1950 г.). «Мастер 1456 года». Сравнение/Искусство (3). Флоренция: Сансони: 19–25. ISSN 0031-1650 .
- Сальваторе Ауригемма; Анджело Де Сантис (1955). Гаэта, Формия, Минтурно . Рим: Государственный полиграфический институт.
- Луиджи Салерно, изд. (1956). Епархиальный музей Гаэты и выставка произведений, отреставрированных в провинции Латина . Гаэта: Провинциальный совет по туризму Латинской Америки.
- Зери, Федерико (сентябрь 1960 г.). «Почему Джованни да Гаэта, а не Джованни Сагитано». Сравнение/Искусство (129). Флоренция: Сансони: 19–25. ISSN 0031-1650 .
- Кодекс Дипломатикус Каэтанус Том. II. Остров Лири: Пизани. 1958 [1887].
- Кодекс Дипломатикус Каэтанус Том. III. Монтекассино: Арчиченобио ди Монтекассино. 1958 год
- Арнальдо Вендитти (1967). Византийская архитектура юга Италии: Кампания — Калабрия — Лукания . Том II. Неаполь: Итальянские научные издания.
- Кодекс Дипломатикус Каэтанус Том. I. Остров Лири: Пизани. 1969 [1887].
- Аллария, Джузеппе (1970). Церкви Гаэты . Латина: Провинциальный совет по туризму, Торгово-промышленная палата.
- Фиенго, Джузеппе (1971). Гаэта: памятники и городская история . Неаполь: Итальянские научные издания.
- Марчелло Ди Марко; Франка Колоццо; Эрасмо Водо (1972). Колокольня Гаэтского собора . Гаэта: Историко-культурный центр.
- Джордано, Альберто (1972). Епископская кафедра Гаэты . Гаэта: Историко-культурный центр.
- Мария Летиция Казанова, изд. (1976). Искусство в Гаэте: картины XII-XVIII веков . Флоренция: Стяв.
- Сальваторе Абита; Эразмо Водо; Эннио Альбано; Джулиано Имонди, ред. (1977). Вид на Гаэту в неаполитанском XIX веке . Гаэта: Ла Полиграфика.
- Капобьянко, Паоло (1979). Gaeta città di Maria: меня поставили на стражу . Гаэта: Ла Полиграфика.
- Скалессе, Томмазо (1979). «Церковь Сан Доменико в Гаэте». Тетради Института истории архитектуры . 25 . Рим: Институт истории архитектуры: 79–90.
- Пьер Джакомо Сотторива, изд. (1985). Залив Гаэта . Новара: Географический институт Де Агостини.
- Д'Аньезе Мальокка, Мария (ноябрь 1990 г.). «Гибель Санта-Люсии». Гаэта вестник . 17 (11 (203)). Гаэта: La Poligrafica: 11–12.
- Никола Мальокка (1994). Привычки и обычаи народа Гаэтано . Гаэта: Историко-культурный центр «Гаэта».
- Джильоцци, Мария Тереза (1995). Гаэта . Том VI. Рим: Институт итальянской энциклопедии. стр. 439–442. БНИ 97-11736.
- Ферручко Ломбарди (1996). Рим, исчезнувшие церкви . Рим: Братья Паломби. стр. 360–361.
- Марио Санфилиппо; Амедео Пистолезе (1997). Культурное наследие Гаэты: история, искусство, традиции . Том 4. Рим: Паломби.
- Каттабиани, Альфредо; Сепеда Фуэнтес, Марина (1998). Бестиарий Рима. Необычное историческое, художественное и археологическое путешествие, позволяющее заново открыть для себя мифических и символических животных, изображенных на площадях, улицах, памятниках и потаенных уголках города . Рим: Ньютон Комптон. ISBN 978-88-8183-317-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Пинто, Росарио (1998). Неаполитанская живопись: история произведений и мастеров с древнейших времен до наших дней . Неаполь: Лигуори.
- Фронзуто, Грациано (2001). Памятники сакрального искусства в Гаэте: история и искусство основных религиозных сооружений Гаэты . Гаэта: Издания муниципалитета Гаэты.
- Анджиолильо, Мариалуиза (2004). Джованни да Гаэта «мастер Каэтана» . Рим: Эдиком.
- Кампоне, Мария Каролина (2004). «Преобразования в Королевстве Бурбонов между неоклассицизмом и эклектизмом: Луиджи Де Веньи и Джакомо Гуаринелли». Трансформации в королевстве Бурбонов между неоклассицизмом и эклектизмом: Луиджи де Веньи и Джакомо Гуаринелли . Неаполь.
- Граната, Пьерджорджио (2004). Гаэта: путешествие через искусство: живопись, скульптура и малое искусство от средневековья до наших дней . Неаполь: Путеводитель. ISBN 978-88-7188-745-6 .
- Шибеник, Сара (2005). Монстры средневекового Запада: истоки и распространение чудовищных человеческих рас, гибридов и фантастических животных . Триест: Университет Триеста.
- Капобьянко, Паоло (2006). Кафедральный собор Гаэты. Записки к 900-летию со дня освящения . Фонды: Kolbe Graphic Arts.
- Джанандреа, Мануэла (2006). «Священная сцена. Литургическая обстановка Нижнего Лацио между 11 и 14 веками». Священная сцена. Литургическая обстановка Нижнего Лацио между 11 и 14 веками . Рим: Виелла.
- Таллини, Дженнаро (2006). Гаэта: город в истории . Гаэта: Издания муниципалитета Гаэты.
- Сальваторе Бони (2008). Гаэта в великолепии своей знати и своих правителей . Рим: Государственный полиграфический институт.
- Макаро, Карло (2008). Гаэтская епархия в 18 веке . Фонды: типолитография CORE.
- Мария Тереза Лонго; Эдоардо Курра; Фабрицио Топпетти, ред. (2009). За пределами защиты. 70 мероприятий в центре муниципалитетов . Рим: Паломби.
- Сорабелла, Лино (2014). Экклесия Матер. Кафедральный собор Гаэты . Марина ди Минтурно: Caramanica Editore.
- Марио д'Онофрио; Мануэла Джанандреа, ред. (2018). Средневековая Гаэта и ее собор . Рим: Кампизано.