Тайджиту
Тайджиту | |||
---|---|---|---|
![]() Диаграмма максимальных крайностей [ 1 ] | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Диаграмма Тай Чи | ||
Упрощенный китайский | Диаграмма Тай Чи | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Тай Чи | ||
Китайский иеханс | Диаграмма Тай Чи | ||
Корейское имя | |||
Хангул | Taegeuk | ||
Ханджа | Тайцзи | ||
| |||
Японское имя | |||
Синджитай | Диаграмма Tai Chin | ||
|
В китайской философии , тайджиту ( китайский : 太極圖 ; pinyin : tàijítú ; Wade -Giles : Tʻai⁴chh²²tʻu² является или диаграммой ( 圖 ; Tú , представляющим тайджи ( 太極 ; tàijí ; ) ) символом ) и его дуалистские ( инь и ян ) в применении являются дедуктивной и индуктивной теоретической моделью. Такая диаграмма была впервые представлена неоконфуцианским философом Чжоу Дюни из « Династии Сун» в его Тайджиту Шуо ( 太極圖說 ).
Даозанг канон , , даосский составленный во время династии Мин , имеет по меньшей мере полдюжины вариантов тайхиту . Двумя наиболее похожими являются диаграмма Тайдзи Сянтайандао и Вудзиту ( 無極圖 ; wújítú ), которые оба из которых были тщательно изучены с периода Цин для их возможной связи с Тайдзиту Чжоу Дюни . [ 2 ]
Автор периода Ming Lai Zhide упростил Taijitu до дизайна двух взаимосвязанных спиралей с двумя черно-белыми точками, наложенными на них, стал синонимом карты Желтой реки . [ 3 ] [ необходимо дальнейшее объяснение ] Эта версия была представлена в западной литературе и популярной культуре в конце 19 -го века как «великая монада», [ 4 ] Это изображение стало известно на английском языке как «символ Инь-Ян» с 1960-х годов. [ 5 ] Современный китайский термин для современного символа называется «диаграмма Taiji с двумя частями» ( диаграмма Tai Chi Liangyi ).
Декоративные узоры с визуальным сходством с «символом Инь Ян» встречаются в археологических артефактах европейской предыстории ; Такие дизайны иногда описательно назвали «символами Инь Ян» в археологической литературе современными учеными. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Тайджиту состоит из пяти частей. Строго говоря, сам «символ инь и ян», который широко называется Тайджиту , представляет вторую из этих пяти частей диаграммы.
- На вершине пустой круг изображает абсолют ( wuji ). По словам Чжоу , Вуджи также является синонимом Тайджи . [ 9 ]
- Второй круг представляет Тайцзи как укрывающий дуализм, Инь и Ян , представленные заполнением круга черно-белым рисунком. На некоторых диаграммах в центре этого есть меньший пустой круг, представляющий пустоту как основу двойственности.
- Ниже второй круг находится диаграмма из пяти частей, представляющая пять агентов ( Wuxing ), представляющая дальнейшую стадию в дифференциации единства в множественность. Пять агентов соединены линиями, указывающими на их правильную последовательность, древесину ( 木 ) → Огненная ( 火 ) → Земля ( 土 ) → Металл ( 金 ) → Вода ( 水 ).
- Круг под пятью агентами представляет соединение Небеса и Земли, что, в свою очередь, порождает «десять тысяч вещей». Этот этап также представлен Багуа .
- «Десять тысяч вещей рождаются путем преобразования» ( упрощено все Последний круг представляет собой состояние множества, глянцевая )
История
[ редактировать ]Термин Тайджиту в современном китайском языке обычно используется для обозначения простой формы «разделенного круга» ( ), но это может относиться к любой из нескольких схематических диаграмм, которые содержат хотя бы один круг с внутренней картиной симметрии, представляющей инь и ян .
Эпохи песни и юань
[ редактировать ]

Пока концепция инь и ян датируется китайской древностью, [ 10 ] Интерес к «диаграммах» ( 圖 Tú )-это интеллектуальная мода неоконфуцианства в период песни (11 век), и в течение 16-го века он снова отказался. Во время Монгольской империи и династии Юань даосские традиции и диаграммы были составлены и опубликованы в энциклопедии Шилин Гуанджи Чэнь Юанджином . [ 11 ]
Первоначальное описание тайхиту обусловлено философом эпохи песни Чжоу Дуни (1017–1073), автора « Шуо» ( 太極圖說 ; «Объяснение диаграммы высшей конечной Тайджиту Полем Его краткий текст синтезировал аспекты китайского буддизма и даосизма с метафизическими дискуссиями в Иджине .
Ключевые термины Чжоу Вуджи и Тайдзи появляются в первой линии 無極而太極 , что примечания Адлера также могут быть переведены «Высшая полярность, не полярная».
Неполярная ( wuji ) и все же высшая полярность ( Тайдзи )! Высшая полярность в деятельности генерирует Ян ; Тем не менее, на пределе деятельности это все еще. В неподвижности он генерирует инь ; Тем не менее, на пределе неподвижности это также активно. Активность и неподвижность альтернативны; Каждый является основой другого. В отличие от инь и ян , эти два режима установлены. Чередование и сочетание Ян и Инь генерируют воду, огонь, дерево, металл и землю. С этими пятью [фазами] Qi гармонично расположены, через них четыре сезона проходят. Пять фаз просто Инь и Ян ; Инь и Ян - просто высшая полярность; Высшая полярность в основном не полярной. [Пока] В поколении пяти этапов каждый из них имеет свою природу. [ 12 ]
Вместо обычных переводов на Тайцзи «высший конечный» или «высший полюс», Адлер использует «высшую полярность» (см. Robinet 1990), потому что Чжу Си описывает его как чередовый принцип Инь и Ян и::
настаивает на том, что Тайдзи не вещь (следовательно, «Верховный полюс» не подойдет). Таким образом, как для Чжоу, так и для Чжу Тайцзи является принципом биполярности Инь-Ян , который является наиболее фундаментальным принципом упорядочения, космическим «первым принципом». Вуджи как «неполярный» следует из этого.
С 12 -го века в китайской философии проводилась энергичная дискуссия о окончательном происхождении диаграммы Чжоу Дюни. Чжу Си (12 век) настаивает на том, что Чжоу Дюни сочинил саму диаграмму, против преобладающего взгляда, что он получил ее из даосских источников. Чжу Си не мог принять даосское происхождение дизайна, потому что он подорвал бы утверждение уникальности, прикрепленной к неоконфуцианской концепции DAO . [ 11 ]
Эра Мин и Цин
[ редактировать ]В то время как Чжоу Дюни (1017–1073) популяризировал круговую схему, [ 15 ] Внедрение «циркулирующих» моделей впервые появляется в период Мин и представитель трансформации.
Zhao Huiqian ( 趙撝謙 , 1351–1395) был первым, кто представил вариант «щихарного» Тайджиту в его Liushu Benyi ( 六書本義 , 1370 -е). Диаграмма объединяется с восемью триграммами ( багуа ) и называется «речной графией, спонтанно генерируемой небесами и землей». К концу периода Мин эта диаграмма стала широко распространенным представлением китайской космологии . [ 16 ]
Точки были введены в более поздний период Ming (замену форм капель, используемых ранее, в 16 веке) и встречаются чаще в период Цин . [ 17 ] Точки представляют семена инь в ян и семян ян в Инь; Идея, что ни одна из них не может существовать без другого и никогда не бывает абсолютной.
Жиде похож на символы ; тибетского буддизма Дизайн Лай Но в то время как в тибетских дизайне есть три или четыре вихри (представляющие три драгоценного камня или четыре благородных истина , то есть как трискеле и тетраскелион ), у тайниту Лай Жиде есть два водоворота, заканчивая в центральном круге. [ 18 ]
Современный символ Инь-Ян
[ редактировать ]Дизайн эпохи Ming Taijitu двух взаимосвязанных спиралей был обычным символом Инь-Ян в первой половине 20-го века. Флаг Южной Кореи , первоначально представленный как флаг Кореи Эры Чонеона в 1882 году, показывает этот символ в красном и синем. Это была модернизация старшей (начале 19 -го века) формы кваира летучих мышей, используемой как Королевский стандарт Чосона.
Символ называется Тайджиту , просто Тайдзи [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] (или высший конечный на английском языке), [ 22 ] Хету [ 1 ] или «речная диаграмма», «Круг Инь-Ян», [ 23 ] или Вуджи , как Вуджи рассматривал синонимически с художественной и философской концепцией Тайджи некоторыми даоатами, [ 9 ] [ 24 ] в том числе Чжоу . [ 9 ] [ 25 ] Чжоу рассматривал дуалистические и парадоксальные отношения между понятиями Тайцзи и Вуджи , которые были и часто считаются противоположными понятиями, как космическая загадка, важную для «начала ... и окончания» жизни. [ 26 ]
Имена тайхиту очень субъективны, и некоторые интерпретации текстов, в которых они появляются, только называют принцип Тайджи этими именами, а не символом. [ необходимо дальнейшее объяснение ]
С 1960-х годов символ HE TU , который сочетает в себе два взаимосвязанных спирали с двумя точками, чаще использовался в качестве символа инь-ян. [ Цитация необходима ]
сравнивать с
В стандартной форме современного символа один рисует на диаметре круга внешнего два непересекающихся круга, каждый из которых имеет диаметр, равный радиусу круга . Один сохраняет линию, которая образует «S», и одна стирает или скрывает другую линию. [ 27 ] В 2008 году дизайн также был описан Изабель Робинет как «пары рыб, привязывающихся к хвосту друг к другу». [ 28 ]
Символ Сойомбо Монголии может быть до 1686 года. Он сочетает в себе несколько абстрактных форм, в том числе символ тайцзи, иллюстрирующий взаимный дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена это альтернативно интерпретировалось как две рыбы, символизирующую бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаза. [ 29 ]
Современный символ также широко использовался в боевых искусствах, в частности, на Тай Чи , [ 30 ] и Джит Кун , с 1970 -х годов. [ 31 ] В этом контексте он обычно используется для представления взаимодействия между твердыми и мягкими методами .
Точки в современном « символе инь-ян » получили дополнительную интерпретацию «интенсивного взаимодействия» между дополнительными принципами, то есть потоком или потоком для достижения гармонии и баланса. [ 32 ]
-
Флаг Кореи 1882 года (с 1949 года флаг Южной Кореи )
-
«Великая монада» из Эдны Кентон ( книги Земли 1928), после дизайна, показанного Хэмпденом Койтом Дубосом (1887)
-
«Цикл Катая», как изображен Уильямом Александра Парсонса Мартина в 1897 году. [ 33 ]
-
Герб, принятый Нильсом Бором в 1947 году, показывающий таймджиту в красном и черном, с комплементами на контрации Sunt («противоположности дополняют») [ 34 ]
-
«Символ Инь-Ян или символ дао» (без точек), как сообщается в 1964 году [ 35 ]
-
Ранняя эмблема монгольской революционной молодежной лиги монгольской молодежи , используемая с 1925 по 1942 год, используется с 1925 по 1942 год
-
Несколько флагов Монголии включили символ тайцзи с 1911 года.
-
Флаг Тибета включал таймджиту с 1916 года
-
Roundel Республики ВВС Сингапур включал в себя Тайджиту в период с 1973 по 1990 год.
-
Эмблема Изисаки , Япония с 1911 года
-
Эмблема Хамамацу , Япония с 2005 года
Подобные символы
[ редактировать ]
Сходства можно увидеть в неолитической - эполитической эпохе Кукутени -Трипиллия на территории нынешней Украины и Румынии. Образцы, содержащие орнамент, выглядящий как тайджиту из археологических артефактов этой культуры, были показаны в Украинном павильоне на выставке 2010 года в Шанхае, Китай. [ 36 ]
Блокирующий дизайн находится в артефактах европейского железного века . [ 6 ] [ 37 ] Подобные взаимосвязанные дизайны встречаются в Америке: xicalcoliuhqui .
Хотя этот дизайн, по-видимому, стал стандартным декоративным мотивом в кельтской культуре железного возраста в 3-м веке до нашей эры, обнаруженного на широком спектре артефактов, неясно, какая символическая ценность была прикреплена к нему. [ 38 ] [ 39 ] В отличие от китайского символа, кельтскому Инь-Ян не хватает элемента взаимного проникновения, и две половинки не всегда изображаются в разных цветах. [ 40 ] Сопоставимые дизайны также обнаружены в этрусском искусстве . [ 7 ]
В вычислениях
[ редактировать ]Unicode показывает символ HE TU в блоке разных символов , в точке кода U+262f ☯ Инь Ян . Связанный «Символ двойного тела» включен в U+0FCA (тибетский символ и бу -нийс -хил ࿊), в тибетском блоке. Символ Soyombo , который включает в себя Taijitu, доступен в Unicode как последовательность U+11A9E 𑪞+U+11A9F 𑪟+U+11AA0 𑪠.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Теобальд ( , ) . 2021-05-06 Ульрих
- ^ Adler 2014 , p. 153
- ^ ) Theobald , . Ulrich 2012-02-08 (
- ^ Помечен «Великой Монадой» Хэмпдена Койта Дубоса , Дракона, изображения и демона: или три религии Китая; Конфуцианство, буддизм и даосизм (1887), с. 357
- ^ «Диаграмма реки»-это схема черно-белых точек, которые, по-видимому, накладываются на взаимосвязанные спирали [...] эти спирали только образуют тайдзи Ту или «диаграмму высшего окончания», часто известная на английском 1960-е годы как «символ Инь-Ян».) Эти точки считались сопоставленными с восемью триграммами, и, следовательно, с концепциями округлости и небес, в то время как одинаково пухлая «река реки» было схемой точек Связано с номером девять, с квадратностью и с землей ». Крейг Клунас, Картинки и визуальность в раннем современном Китае (1997), с. 107
- ^ Jump up to: а беременный Peyre 1982 , с. 62–64, 82 (пл. VI); Garden 2007 , с. 68f., 70f., 76, 79, 84, 121, 155, 232, 239, 241f., 248, 253, 259; Duval 1978 , p. 282; Kilbride-Jones 1980 , с. 10-1 127 (Phig. 34.1), 128; Слинг 1979 , с. 79; Verger 1996 , p. 664; Law 1997 , p. 8; Mountain 1997 , p. 1282; Лидс 2002 , с. 38; Megaw 2005 , p. 13
- ^ Jump up to: а беременный Peyre 1982 , с. 62–64
- ^ Jump up to: а беременный 2000 Монастра ; Никель 1991 , с. 146, фн. 5; White & Van God 1995 , стр. 12, 32; Robinet 2008 , p. 934
- ^ Jump up to: а беременный в Калтон, Майкл. «Глава 1: Схема высшего Ultimate» . Университет Вашингтона . Получено 2023-05-01 .
- ^ В I CHING , первоначально в руководстве по гаданиям западного периода Чжоу (ок. 1000–750 г. до н.э.), инь и ян представлены сломанными и твердыми линиями: Инь сломана (⚋), а ян твердый (⚊).
- ^ Jump up to: а беременный Adler 2014 , p. 152
- ^ Adler 1999 , с. 673–674
- ^ Луи 2003 , с. 171 На странице лица показана более ранняя копия от 1520 года с по существу идентично диаграммой
- ^ Луи 2003 , с. 194 показывает версию диаграммы Лай Жиде в представлении 1969 года
- ^ Синьчхон Яо (13 февраля 2000 г.). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. С. 98–. ISBN 978-0-521-64430-3 Полем Получено 29 октября 2011 года .
- ^ Луи 2003
- ^ Louis 2003 имеет диаграммы с точками от 1623 года (с. 187) и 1688 (с. 146, с. 190).
- ^ Роберт Пир, Справочник тибетских буддийских символов , 2003, с. 209
- ^ Ван, Робин Р. (июль 2005 г.). «Диаграмма Чжоу Дюни в высшем Ultimate объяснила: строительство конфуцианской метафизики» . Журнал истории идей . 66 (3). Университет Loyola Marymount : 317. DOI : 10.1353/JHI.2005.0047 . S2CID 73700080 - через репозиторий цифровых стипендий в Университете Лойола Мэримаунт и юридической школе Лойола.
- ^ "Дао" . Энциклопедия Британская . Получено 2023-04-30 .
- ^ Стефон, Мэтт; Duignan, Brian (2016-04-29). "Тайцзи" . Энциклопедия Британская . Получено 2023-05-02 .
- ^ Руки, Джон (2017-10-31). «Эволюция человека 2: философское мышление». Cosmosapiens: человеческая эволюция из происхождения вселенной . Выглядеть у Дакворт . ISBN 978-1-4683-1324-6 Полем OCLC 1090301527 .
- ^ Пирсон, Патриция О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 103. ISBN 978-1-60153-123-0 .
- ^ Ли, Личжу (2022-05-01). «Разнообразие конфуцианства в южной династии песен: сравнительное исследование взглядов Чжу Си и Чжан Ши на Тайдзи и человеческую природу» . Sungkyun Journal of East Asian Studies . 22 (1): 114–115. doi : 10.1215/15982661-9767222 . ISSN 1598-2661 .
- ^ Штурм, Шон (2009-07-03). «Вуджи Ванву» . Te ipu Pakore: сломанное сосуд . Получено 2023-05-02 .
- ^ Патт-Шамир, Галия (2020-09-01). «Чтение Тайджиту синхронно: человеческое чувство wuji er Тайдзи» . Дао: Журнал сравнительной философии . 19 (3): 427–442. doi : 10.1007/s11712-020-09735-y . ISSN 1569-7274 . S2CID 225577820 - через Springer Science+Business Media .
- ^ Peyre 1982 , стр. 62f.
- ^ TAP 2008 , с
- ^ Pu̇revsambuu, G. (2006). Монголия Монтсам Улаанбаатар, Монголия : П. 8. ISBN 99929-0-627-8 .
- ^ Дэвис, Барбара (2004). Тайцзиканскую классику . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 212. ISBN 978-1-55643-431-0 .
- ^ «Символ Инь Ян» (с точками) в рамках «Вышитых эмблем», Гид по магазинам боевых искусств (реклама), журнал Black Belt, август 1974 г., с. 23
- ^ «Символ Инь/Ян, так знакомый нам, содержит белую точку среди черной и черной точки среди белого, чтобы указать, что эти принципы интенсивно взаимодействуют». Норман Р. Крафт, Ogdoadic Magick , Weiser Books, 1969, p. 23
- ^ «Цифры во внутреннем пространстве - это двойные силы, Инь и Ян, символизируемые тьмой и светом, которые формируют отправную точку китайской философии», WAP Martin, цикл Катай, или Китай, юг и север (1897) Полем
- ^ Numericana - Escutcheons of Science
- ^ Арчи Дж. Бахм, Мировые живые религии , Jain Publishing Company, 1964, p. 156
- ^ Подробнее о символах Тайдзи Павильона Украины на выставке 2010 (Xingyimax.com)
- ^ Peyre 1982 , стр. 62-64, 82 (пл. VI)
- ^ Клюки, шлемы, вазы, миски, воротники, ручные вершины, поперечные слой, броши и лезвия ножей. Harding 2007 , pp. 70f., 76, 79, 155, 232, 241f., 248, 259; Килбрайд-Джонс 1980 , с. 128
- ^ "Апотропаика": Duval 1978 , p. 282
- ^ Дюваль 1978 , с. 282; Monstra 2000
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. (1999). «Чжоу Дуни: метафизика и практика мудреца» . В Де Бари, Уильям Теодор; Блум, Ирен (ред.). Источники китайской традиции (2 -е изд.). Издательство Колумбийского университета. С. 673–674.
- Адлер, Джозеф А. (2014). Реконструкция конфуцианского дао: присвоение Чжу Си Чжоу Дюни . Suny Press.
- Duval, Paul-Marie (1978), Celtic Die , Sun: Ch Beck, ISBN 3-406-03025-4
- Хардинг, DW (2007), Археология кельтского искусства , Routledge, ISBN 978-0-203-69853-2
- Килбрайд-Джонс, Хе (1980), Кельтское мастерство в Бронзе , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7099-0387-1
- Laing, Lloyd (1979), Celtic Britain , Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 0-7100-0131-2
- Laing, Lloyd (1997), позже кельтское искусство в Британии и Ирландии , Shire Publications Ltd, ISBN 0-85263-874-4
- Лидс, Эдвард Терлоу (2002) [1932]. Кельтский орнамент на Британских островах до 700 нашей эры . Дувр. ISBN 0-486-42085-х .
- Луи, Франсуа (июнь 2003 г.). «Бытие иконы: ранняя история« Тайцзи ». Гарвардский журнал азиатских исследований . 63 (11): 145–196. doi : 10.2307/25066694 . JSTOR 25066694 .
- Megaw, Ruth and Visent (2005), раннее кельтское искусство в Британии и Ирландии , Shire Publications Ltd, ISBN 0-7478-0613-6
- Monastra, Giovanni (2000), «Инь-ян» среди знаков Римской империи? » , София , вып. 6, нет. 2, архивировано из оригинала 2011-09-25
- Mountain, Harry (1997), Celtic Encyclopedia , Vol. 5, Universal-Publishers, ISBN 1-58112-894-0
- Никель, Helmut (1991), «Dragon and the Pearl», Metropolitan Museum Journal , 26 : 139–146, doi : 10.2307/1512907 , JSTOR 1512907 , S2CID 193102258
- Peyre, Christian (1982), «Есть ли курсивный контекст в стиле Waldalgesheim?», В Дювале, Пол-Мари; Крута, Вэнслас (ред.), Кельтское искусство периода экспансии, 4-й и третий веков до н.э. , Высокие исследования греко-римского мира, вып. 13, Париж: Librairie Droz, стр. 51–82 (62–64, 82), ISBN 978-2-600-03342-8
- Robinet, Isabelle (2008), «Taiji Tu. Диаграмма великого Ultimate», в Pregadio, Fabrizio (ed.), Энциклопедия даосизма A -Z , Abingdon: Routledge, pp. 934–936, ISBN 978-0-7007-1200-7
- Verger, Stéphane (1996), «Могила с колесницей, забытая в старой коллекции Пуаши де Ричибург», смеси французской школы Рима , вып. 108, нет. 2, с. 641–691
- Белый, Линн ; Ван Дейузен, Нэнси Элизабет (1995), Средневековый Запад встречает остальной мир , культурные исследования Claremont, Vol. 62, Институт средневековой музыки, ISBN 0-931902-94-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]