Айодхья спор
Спор об Айодхье — это политические, исторические и социально-религиозные дебаты в Индии, сосредоточенные на участке земли в городе Айодхья , штат Уттар-Прадеш . Проблемы вращаются вокруг контроля над местом, которое многие индуисты считают, по крайней мере с XVIII века, местом рождения их божества Рамы . [ 1 ] история и расположение мечети Бабри Масджид на этом месте, а также был ли предыдущий индуистский храм снесен или перестроен для создания мечети.
Место, где находится Бабри Масджид, считается местом рождения Рамы, по крайней мере, с 1822 года. Хафизулла, суперинтендант Файзабадского суда, в 1822 году представил суду отчет, в котором он утверждал: «Мечеть, основанная императором Бабуром, расположена в месте рождения Рама». [ 2 ] [ 3 ] В 1855 году местные мусульмане убедились, что близлежащий храм Хануман Гархи был построен на месте бывшей мечети, и решили снести храм, что привело к ожесточенным столкновениям, приведшим к гибели многих мусульман. [ 4 ] В 1857 году чабутра (платформа). во дворе мечети Бабри Масджид на предполагаемом месте рождения Рамы была возведена [ 5 ] Следствием этого спора стало судебное дело в 1885 году с требованием построить храм для ограждения чабутры , который считается местом рождения Рамы, во дворе Бабри Масджид, которое было отклонено, сославшись на то, что индуистская сторона не пользоваться правами собственности. Это решение было обжаловано год спустя, и окружной суд Файзабада еще раз отклонил его, «сославшись на течение времени» в качестве причины отклонения, хотя суд согласился с утверждением индуистского заявителя, приняв к сведению, что «очень прискорбно, что мечеть должно было быть построено на земле, особо священной для индусов, но поскольку это событие произошло 356 лет назад, сейчас уже слишком поздно исправлять обиды». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] За этим последовали индуистские беспорядки в 1934 году после забоя коров, в результате которого была повреждена мечеть Бабри Масджид. В 1949 году приверженцы Рамы установили в мечети посвященные ему идолы, и впоследствии это сооружение было объявлено недоступным для мусульман. [ 4 ]
Мечеть Бабри Масджид была разрушена во время политического митинга 6 декабря 1992 года, что спровоцировало беспорядки по всему Индийскому субконтиненту . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Многие попытки ранее были пресечены, одна из которых привела к инциденту с обстрелом в Айодхье в 1990 году . [ 14 ] Последующее дело о праве на землю было возбуждено в Высоком суде Аллахабада , вердикт которого был вынесен 30 сентября 2010 года. В решении три судьи Высокого суда Аллахабада постановили, что земля Айодхьи должна быть разделена на три части, причем одна треть поход к Раме Лалле или Младенцу Раме, представленному Вишва-индуистским Паришадом , [ 15 ] одна треть пойдет в Центральный суннитский совет вакфа штата Уттар-Прадеш , а оставшаяся треть - в Нирмохи Акхара , индуистскую религиозную конфессию . Хотя коллегия в составе трех судей не нашла доказательств того, что мечеть была построена после сноса храма, она все же согласилась с тем, что храмовое сооружение на том же месте существовало до мечети. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Археологическая служба Индии провела раскопки на спорном участке по приказу Высокого суда Аллахабада . В отчете о раскопках был сделан вывод, что под руинами мечети находились руины «массивного сооружения», которое «свидетельствовало о руинах, которые являются отличительными особенностями, обнаруженными в храмах северной Индии», но не было обнаружено никаких доказательств того, что это сооружение было специально снесен для строительства мечети Бабри Масджид. Отчет получил как похвалу, так и критику, при этом некоторые другие археологи оспорили результаты отчета. [ 19 ] [ 20 ]
в составе пяти судей Коллегия Верховного суда рассматривала дела о спорах о праве собственности с августа по октябрь 2019 года. [ 16 ] [ 21 ] 9 ноября 2019 года Верховный суд во главе с председателем Верховного суда Ранджаном Гогои огласил свой вердикт ; он отменил предыдущее решение и постановил, что земля принадлежит правительству на основании налоговых отчетов. [ 22 ] Далее он приказал передать землю тресту для строительства индуистского храма. Он также приказал правительству предоставить дополнительный участок земли площадью 2,0 гектара (5 акров) Совету суннитского центрального вакфа штата Уттар-Прадеш для строительства мечети . [ 23 ]
Айодхья спор |
---|
Организации |
5 февраля 2020 года правительство Индии объявило о создании фонда под названием Шри Рам Джанмабхуми Тирт Кшетра для реконструкции там храма Рама . [ 24 ] Он также выделил альтернативный участок в Дханнипуре , Айодхья, для строительства мечети взамен мечети Бабри Масджид , которая была снесена в 1992 году. [ 23 ] [ 25 ] [ 26 ]
22 января 2024 года Рам Мандир был официально открыт. [ 27 ] Премьер-министр Нарендра Моди возглавил его освящение, заявив, что это начало новой эры. [ 27 ] Ожидается, что храм будет полностью завершен к декабрю 2024 года. [ 28 ]
Религиозное происхождение
Земля, на которой стояла средневековая мечеть Бабри Масджид , стала рассматриваться индуистами как место рождения индуистского божества Рамы и находится в центре спора об Айодхье. [ 29 ]
Рам Джанмабхуми (место рождения Рамы)
Рама — одно из наиболее почитаемых индуистских божеств и считается седьмым воплощением бога Вишну . [ 30 ] Согласно «Рамаяне» , Рама был принцем, родившимся в Икшваку столице династии Айодхье (которая, возможно, не совпадает с современной Айодхьей). [ 31 ] ) родителям Каушалье и Дашаратхе в Трета Югу . [ 32 ]
Айодхья Махатмья , описанная как «руководство паломничества» Айодхьи, [ 33 ] [ 34 ] проследили рост секты во втором тысячелетии нашей эры. Оригинальная редакция текста, датированная периодом между 11 и 14 веками, [ 35 ] упоминает Джанмастхану (место рождения) как место паломничества. [ 36 ] В более поздней редакции добавлено еще много мест в Айодхье и во всем укрепленном городе, названном Рамадурга («форт Рамы»), как места паломничества. [ 37 ] [ примечание 1 ]
Мечеть Бабри (Мечеть Бабура)
Бабур был первым императором Великих Моголов Индии и основателем Империи Великих Моголов . Считается, что один из его генералов, Мир Баки , построил Бабри Масджид («Мечеть Бабура») в 1528 году по его приказу. [ 40 ] Это убеждение вошло в обиход в 1813–1814 годах, когда Ост-Индской компании геодезист Фрэнсис Бьюкенен сообщил, что нашел на стенах мечети надпись, подтверждающую этот факт. Он также записал местную традицию, согласно которой император Аурангзеб ( годы правления 1658–1707 ) построил мечеть после сноса храма, посвященного Раме. [ 41 ] [ 42 ] Между 1528 и 1668 годами ни в одном тексте не упоминалось о наличии на этом месте мечети. [ 43 ] Самое раннее историческое упоминание о мечети принадлежит Джай Сингху II , раджпутскому дворянину при дворе Великих Моголов, который купил землю мечети и прилегающую территорию в 1717 году. В его документах показано трехкупольное строение, напоминающее мечеть, однако назван «местом рождения» ( чхати ). Во дворе можно увидеть платформу ( чабутра ), на которой изображены индуистские преданные, обходящие и поклоняющиеся. [ 44 ] подтвердил иезуитский священник Йозеф Тиффенталер . Все эти подробности полвека спустя [ 45 ] Тиффенталер также сказал: «Причина этого в том, что когда-то здесь был дом, где родился Бешан [Вишну] в образе Рама». [ 46 ]
« Бабурнама» , дневник Бабура, в котором он тщательно документировал свою жизнь, не содержит упоминаний ни о строительстве мечети в Айодхье, ни о разрушении храма для нее (в его дневнике есть известный пробел между 3 апреля и 17 сентября 1528 г., какой период охватывает визит Бабура в Айодхью [ 47 ] ); ни судебные документы его внука Акбара, « Айн-и-Акбари» его современного индуистского поэта-святого Тулсидаса , ни эпическая поэма «Рамчаритманас» , посвященная индуистскому богу Раме . [ 48 ]
Сообщается, что и индуисты, и мусульмане поклонялись в «мечети-храме», мусульмане внутри мечети, а индуисты за пределами мечети, но внутри комплекса. В 1857 году британский администратор приказал установить перила между двумя территориями, чтобы предотвратить споры. [ 49 ] [ 50 ] [ 23 ] В 1949 году, после обретения Индией независимости, в мечети был установлен идол Рама, что вызвало спор. [ 50 ]
Историческая справка
Период Гуптов
Во времена Будды (600 г. до н.э.) нынешняя Айодхья называлась Сакета и была одним из 6 крупнейших городов Северной Индии. Во времена Гуптов либо Кумарагупта , либо Скандагупта сделали его своей столицей, после чего он стал называться Айодхья. Калидас написал здесь Рагхувамсу и упомянул Гопратара тиртху (Гуптар Гхат), где, как полагали, Рама вошел в воды Сарью во время своего восхождения на небеса. Согласно местной традиции, записанной Фрэнсисом Бьюкененом и Александром Каннингемом , Айодхья пришла в запустение после вознесения Рамы на небеса, и «Викрамадитья» возродил ее. (В Рагхувамше сын Рамы Куса его возродил .) Прабхаватигупта , дочь Чандрагупты II , была преданной Рамы. Ее сын, Праварасена II, написал «Сетубандху» , в которой Рама рассматривается как тождественный Вишну. Он также построил храм Рамы в Праварапуре (Паунар недалеко от Рамтека ) примерно в 450 году нашей эры. [ 51 ]
Период Гахадавалы
После Гуптов столица Северной Индии переехала в Каннаудж , а Айодхья пришла в относительное запустение. Его возродили Гахадавалы , пришедшие к власти в 11 веке. Гахадавалы были вайшнавами . Они построили в Айодхье несколько храмов Вишну , пять из которых сохранились до . правления Аурангзеба [ 52 ] Индолог Ханс Т. Баккер заключает, что на предполагаемом месте рождения Рамы мог быть храм, построенный Гахадаваласами. [ 53 ] [ примечание 2 ] В последующие годы в вайшнавизме развился культ Рамы, при этом Рама считался главным аватаром Вишну. Следовательно, значение Айодхьи как центра паломничества возросло. В частности, многочисленные версии Айодхья Махатмьи (магических сил Айодхьи) предписывали празднование Рам Навами (дня рождения Рамы). [ 55 ]
Период Великих Моголов
В наше время на предполагаемом месте рождения Рамы располагалась мечеть, которая располагалась на большом кургане в центре Айодхьи, называемом Рамадург или Рамкот ( форт Рамы). На мечети имеется надпись, гласящая, что она была построена в 1528 году Миром Баки по приказу Бабура . [ 56 ]
Согласно тексту Маулви Абдул Гаффара начала 20-го века и окружающим историческим источникам, исследованным историком Харшем Нараином, [ примечание 3 ] Молодой Бабур приехал из Кабула в Авад (Айодхью) переодетый, одетый как каландар ( суфийский аскет), вероятно, в рамках миссии по установлению фактов. Здесь он встретился с суфийскими святыми Шахом Джалалом и Сайидом Мусой Ашиканом и принял клятву в обмен на их благословение на завоевание Индостана . Это обещание не изложено в издании книги Абдула Гаффара 1981 года, но ясно сказано, что именно во исполнение этого обещания он построил мечеть Бабри после завоевания Индостана. [ 57 ] Оригинал книги был написан на персидском языке Маулви Абдул Каримом, духовным потомком Мусы Ашикана, и переведен на урду Абдулом Гаффаром, его внуком, с дополнительными комментариями. Старые издания книги Абдула Гаффара содержат больше деталей, которые, похоже, были вырезаны в издании 1981 года. Лала Сита Рам из Айодхьи, имевшая доступ к старому изданию в 1932 году, писала: «Факиры ответили, что благословят его, если он пообещает построить мечеть после сноса храма Джанмастана . Бабур принял предложение факиров и вернулся к себе. Родина». [ 58 ] [ 59 ]
Тот факт, что Бабур пришел под видом Каландара, подтверждается в «Тарих-и Дауди» Абдуллы , где подробно описано, что он встретил султана Сикандара Лодхи в Дели в том же облике. [ 60 ] Надпись на мечети Бабри также называет его Бабур Каландар . [ 61 ] Могила Мусы Ашикана расположена недалеко от мечети Бабри, в святилище которой используются две черные базальтовые колонны того же типа, что и в мечети Бабри, что свидетельствует о его роли в разрушении предыдущего храма. [ 62 ]
Тулсидас , который начал писать « Рамчарит Манас» в Айодхье в день рождения Рамы в 1574 году (приехав туда из своей обычной резиденции в Варанаси ), упомянул «большой праздник дня рождения» в Айодхье, но не упомянул мечеть в месте рождения Рамы. [ 63 ] Абуль-Фазл ибн Мубарак (1551–1602), написавший «Акбарнаму» , завершив третий том «Айн-и Акбари» в 1598 году, описал праздник дня рождения в Айодхье, «резиденции Рамы» и «самом святом месте древности». но не упомянул о мечети. [ 64 ] Уильям Финч , английский путешественник, посетивший Айодхью около 1611 года и написавший о «руинах замка Раничанд [Рамачанд] и домов», где, как верили индуисты, великий Бог «воплотился в него, чтобы увидеть тамашу мира ». он нашел панд В руинах форта (жрецов-браминов), которые записывали имена паломников - практика, которая, как говорят, восходит к древности. И снова в его рассказе не было упоминания о мечети. [ 65 ]
Поздний период Великих Моголов
Первое известное сообщение о мечети появляется в книге «Сахифа-и-Чихил Насаих Бахадур Шахи» , которая, как говорят, была написана дочерью императора Бахадур-шаха I (1643–1712) и внучкой императора Аурангзеба в начале 18 века. . В нем упоминалось, что мечети были построены после сноса «храмов индусов-идолопоклонников, расположенных в Матхуре , Банарасе , Аваде и т. д.». Говорят, что индуисты называли эти разрушенные храмы в Аваде « Сита Расой » (кухня Ситы) и «обитель Ханумана». [ 66 ] Хотя в этом отчете не упоминается Бабур, мечеть Айодхья соседствует с мечетями, построенными Аурангзебом в Матхуре и Банарасе. [ нужна ссылка ]
Джай Сингх II (в народе называемый «Савай Джай Сингх», 1688–1743) купил землю и основал джайсингхпуры во всех индуистских религиозных центрах Северной Индии, включая Матхуру, Вриндаван, Банарас, Аллахабад, Удджайн и Айодхью. Документы этой деятельности сохранились в коллекции Капад-Двар в Городском дворце-музее в Джайпуре . Р. Натх , исследовавший эти записи, заключает, что Джай Сингх приобрел землю Рамы Джанмастана в 1717 году. Право собственности на землю принадлежало божеству. Наследственное право собственности было признано и закреплено Государством Великих Моголов с 1717 года. Он также нашел письмо гумастхи Трилокчанда , датированное 1723 годом, в котором говорилось, что, хотя при мусульманской администрации людям не разрешалось принимать ритуальные омовения в Сарью. реки, создание Джасингхпура устранило все препятствия. [ 67 ]
Священник-иезуит Йозеф Тиффенталер , посетивший Авад в 1766–1771 годах, писал: «Император Аурангзебе приказал снести крепость Рамкот и построить на том же месте мусульманский храм с тройными куполами. Другие говорят, что он был построен Бабором. Там можно увидеть четырнадцать черных каменных столбов высотой в пять пядей, существовавших на месте крепости. Двенадцать из этих столбов теперь поддерживают внутренние аркады мечети». [ 68 ] Эта двусмысленность между Аурангзебом и Бабуром могла быть значительной. [ примечание 4 ] Тиффенталер также писал, что индуисты поклонялись квадратному ящику, поднятому на 5 дюймов (13 см) над землей, который, как говорят, назывался « Беди », т. е. колыбелью, и «Причина этого в том, что когда-то здесь был домом, где родился Бешан [Вишну] в образе Рама». Он записал, что день рождения Рамы отмечался каждый год с большим собранием людей, что было «так известно во всей Индии». [ 1 ]
Начало спора
Первые зарегистрированные случаи религиозного насилия в Айодхье произошли в 1855 году. Некоторые сунниты утверждали, что байраги Ханумангархи разрушили мечеть, существовавшую на ее вершине. Мусульмане атаковали Ханумангархи, но были отброшены и разбиты. Они спрятались внутри мечети Бабура, лежащего на расстоянии менее километра от Ханумангархи». [ 69 ] При этом мечеть Бабри подверглась нападению со стороны индуистов. С тех пор местные индуистские группы время от времени выдвигали требования о том, чтобы они получили право владения этим местом и разрешили им построить на этом месте храм, но все эти требования были отклонены колониальным правительством.
В 1946 году ответвление индуистской Махасабхи под названием Ахил Бхаратия Рамаяна Махасабха (ABRM) начало агитацию за владение этим местом. В 1949 году Сант Дигвиджай Натх из Горакхнатха Матха присоединился к ABRM и организовал 9-дневное непрерывное чтение Рамчарит Манас , по окончании которого индуистские активисты ворвались в мечеть и установили внутри идолов Рамы и Ситы. 22–23 декабря в мечети установили идолов и заставили людей поверить, что идолы «чудесным образом» появились в памятнике. [ 29 ] [ 70 ]
Джавахарлал Неру и Валлабхай Патель настаивали на удалении идолов, однако Говинд Баллабх Пант не хотел удалять идолов и добавил, что «есть разумный шанс на успех, но ситуация все еще находится в нестабильном состоянии, и это будет опасно». сказать больше на данном этапе». [ 71 ] [ 72 ] К 1950 году государство взяло под свой контроль сооружение в соответствии с разделом 145 CrPC и разрешило индуистам, а не мусульманам, совершать на этом месте свои богослужения. [ 73 ] Мечеть была превращена в фактический храм. И Совет суннитского центрального вакфа штата Уттар-Прадеш, и ABRM подали гражданские иски в местный суд, заявив о своих претензиях на это место. [ 74 ]
Кристоф Жаффрело назвал крыло индуистского национализма Горакхнатх «другим шафраном», которое сохранило свое существование отдельно от основного индуистского национализма Сангх Паривар . После того, как в 1964 году была сформирована партия «Вишва индуистский паришад» (ВХП) и начала агитировать за строительство мечети Бабри Масджид, два направления «шафранной политики» объединились. [ 75 ] Хотя судебные процессы продолжались в 1950-х и 1960-х годах, спор об Айодхье принял новую форму в 1984 году, когда VHP провела шествие в Айодхье, добиваясь «освобождения» этого места от мечети. [ 76 ] [ 77 ]
Снос мечети Бабри
В 1980-х годах Вишва Хинду Паришад (ВХП), принадлежащая основной индуистской националистической семье Сангх Паривар , запустила новое движение за «возвращение» этого места для индуистов и возведение на этом месте храма, посвященного младенцу Раме (Рамлале). . Партия Бхаратия Джаната (БДП), образованная в 1980 году из остатков Джана Сангх Политическим лицом кампании стала . В 1986 году окружной судья постановил, что ворота будут вновь открыты и индуистам будет разрешено совершать богослужения внутри, что дало мощный импульс движению. [ 29 ] В сентябре 1990 года лидер БДП Л.К. Адвани начал « ратх-ятру » (паломническое шествие) в Айодхью, чтобы заручиться поддержкой движения. Позже Адвани заявил в своих мемуарах: «Если мусульмане имеют право на исламскую атмосферу в Мекке , и если христиане имеют право на христианскую атмосферу в Ватикане , то почему для индуистов неправильно ожидать индуистской атмосферы в Айодхье?» Ятра привела к общественным беспорядкам во многих городах, что побудило правительство Бихара арестовать Адвани. Несмотря на это, большое количество активистов « Кар Севаков » или «Санг Паривар» достигли Айодхьи и попытались напасть на мечеть. Они были остановлены полицией штата Уттар-Прадеш и военизированными формированиями, что привело к ожесточенному бою, в котором несколько кар-севаков были убиты. Обвинив центральное правительство во главе с вице-президентом Сингхом в слабости, БДП отказалась от своей поддержки, что потребовало проведения новых выборов. На этих выборах БДП получила большинство в Законодательном собрании штата Уттар-Прадеш, увеличив свою долю мест в парламенте. Лок Сабха . [ 78 ]
6 декабря 1992 года ВХП и ее соратники, включая БДП, организовали митинг с участием 150 000 кар севаков ВХП и БДП на месте мечети. Церемония включала выступления таких лидеров БДП, как Адвани, Мурли Манохар Джоши и Ума Бхарти . [ 79 ] Во время выступлений толпа становилась беспокойной и вскоре после полудня штурмовала мечеть. Полицейский кордон, установленный там для защиты мечети, значительно превосходил численностью. На мечеть напали с применением ряда подручных инструментов и за несколько часов сравняли с землей. [ 11 ] [ 80 ] Это произошло несмотря на обещание правительства штата перед Верховным судом Индии о том, что мечети не будет причинен вред. [ 79 ] [ 81 ] погибло более 2000 человек . В ходе беспорядков, последовавших за сносом, [ 29 ] Беспорядки вспыхнули во многих крупных индийских городах, включая Мумбаи , Бхопал , Дели и Хайдарабад . [ 82 ]
16 декабря 1992 года Комиссию Либерхана для расследования обстоятельств, приведших к сносу мечети Бабри. правительство Индии создало [ 83 ] Это была самая продолжительная комиссия в истории Индии, срок действия которой несколько раз продлевался различными правительствами. В отчете говорится, что в сносе виноваты несколько человек, в том числе такие лидеры БДП, как Атал Бихари Ваджпаи , Лал Кришна Адвани, Мурли Манохар Джоши , тогдашний главный министр штата Уттар-Прадеш Калян Сингх , Прамод Махаджан , Ума Бхарти и Виджаярадже Сциндия , а также лидеры VHP. как Гирирадж Кишор и Ашок Сингхал . В число других видных политических лидеров, которым комиссия предъявила обвинения, входят покойный Шив Сена руководитель Бал Теккерей и бывший лидер РСС К.Н. Говиндачария . Опираясь на показания нескольких очевидцев, в докладе говорится, что многие из этих лидеров произнесли провокационные речи на митинге, спровоцировавшем снос. В заявлении также говорилось, что они могли бы остановить снос, если бы того пожелали. [ 84 ]
Многие мусульманские организации продолжают выражать возмущение по поводу разрушения спорной структуры. В июле 2005 года террористы атаковали импровизированный храм на месте разрушенной мечети. В 2007 году М.Н. Гопалу Дасу, тогдашнему главе храма Рама, позвонили с угрозами в адрес его жизни. [ 85 ] Многие террористические атаки, совершенные запрещенными группировками джихада, такими как индийские моджахеды, ссылались на снос мечети Бабри как на оправдание террористических атак. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Пост-независимость
Спустя несколько лет мечети были построены в районе Файзабад, в котором находится паломнический город Айодхья. В самой Айодхье проживает небольшое мусульманское население, хотя в 7 км от штаб-квартиры округа – Файзабада – значительное количество мусульман. С 1949 года по постановлению правительства Индии мусульманам не разрешалось приближаться к этому месту ближе, чем на 200 ярдов (180 м); главные ворота оставались запертыми, хотя индуистским паломникам разрешалось войти через боковую дверь. В 1986 году Высокий суд Аллахабада постановил открыть главные ворота и полностью вернул это место индусам. Позже индуистские группы потребовали внесения изменений в мечеть Бабри и с разрешения правительства разработали план нового великого храма; В результате произошли беспорядки между индуистскими и мусульманскими группами, и спор перешел на второй этап рассмотрения. Политические, исторические и социально-религиозные дебаты по поводу истории и местоположения мечети Бабри известны как спор об Айодхье.
Раскопки
В 2003 году по приказу Высокого суда Индии Археологической службе Индии (ASI) было поручено провести более углубленное исследование и раскопки, чтобы выяснить, является ли тип строения, находившегося под обломками, определенным доказательством существования храм под мечетью. [ 90 ] Однако невозможно было установить, был ли это храм Рамы, поскольку остатки больше напоминали храм Шивы . [ 90 ] По словам исследователей АСИ, они обнаружили "отличительные особенности, связанные с... храмами северной Индии". Дальнейшие раскопки дали:
камень и декорированный кирпич, а также изуродованная скульптура божественной пары и резные архитектурные элементы, в том числе узоры листвы, амалака , капота-пали [корона «голубиного домика», корона), дверной косяк с полукруглым пилястром храма, сломанный восьмиугольный вал колонна из черного сланца, мотив лотоса, круглое святилище с праналой (водопроводом ) на севере и 50 основаниями колонн в сочетании с огромной структурой. [ 91 ]
В 2010 году один из судей Высокого суда Аллахабада раскритиковал независимых экспертов, выступавших от имени Центрального суннитского совета вакфа штата Уттар-Прадеш, включая Сувиру Джайсвал , Суприю Верму, Ширин Ф. Ратнагар и Джаю Менон. Свидетели отпали под пристальным вниманием, и было обнаружено, что они сделали «безрассудные и безответственные заявления». Он также отметил, что все независимые свидетели были связаны между собой, добавив при этом, что их мнения были высказаны без проведения надлежащего расследования, изучения или изучения предмета. [ 92 ]
Фонд образования Будды Удита Раджа заявил, что сооружение, раскопанное ASI в 2003 году, представляло собой буддийскую ступу , разрушенную во время и после мусульманского вторжения в Индию. [ 93 ]
Раскопки АСИ были использованы судом в качестве доказательства того, что перед мечетью стояло неисламское здание. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] [ 92 ] [ 97 ] Однако суд пришел к выводу, что не обнаружено никаких доказательств того, что неисламское строение было специально снесено для строительства Бабри Масджид. [ 18 ]
Общество историков Алигарха подвергло критике как ASI, так и решение Высокого суда Аллахабада по нескольким причинам. Во-первых, судья Агарвал пришел к выводу, что надписи на Бабри Масджид, приписывающие Масджид Бабару, не являются подлинными, в пользу упущения в рассказе о. Йозеф Тиффенталер пришел к выводу, что Мир Баки не существует и мечеть построил Аурангзеб, а не Бабур . Однако упущения такого рода «едва ли заслуживают всякого доверия» в истории. Более того, судья Агарвал ошибочно заключает, что Мир Баки является вымышленным персонажем, поскольку он не смог найти человека «Мир Баки Исфахани» или «Мир Баки» в мемуарах Бабура. Хабиб и др. (2010) утверждают, что «Баки Ташканди» и «Баки Шагавал» — это один и тот же человек, что и «Мир Баки» на надписях. Точно так же профессионализм ASI подвергался критике за то, что он не составил таблицу противоположных доказательств, таких как кости животных и глазурованная керамика, несмотря на четкие инструкции судов. ASI также подвергалась критике за игнорирование или выбор разрозненной группы кирпичных блоков в качестве оснований колонн для поддержки своей теории о храме под мечетью. [ 98 ]
Титульные дела
В 1950 году Гопал Сингх Вишарад подал иск в Высокий суд Аллахабада с требованием запретить проводить «пуджу» (поклонение) на спорном месте. Аналогичный иск был подан вскоре после этого, но позже отозван Парамхансом Дасом из Айодхьи. [ 99 ] В 1959 году Нирмохи Акхара, индуистское религиозное учреждение, [ 100 ] подала третий иск о праве собственности, требуя передать право собственности на спорный объект, утверждая, что он является его хранителем. Четвертый иск был подан Центральным суннитским советом вакфа штата Уттар-Прадеш с требованием декларировать это место и владеть им. Коллегия Верховного суда Аллахабада, в состав которой входят судьи Су Хан, Судхир Агарвал и Д.В. Шарма, начала рассмотрение дела в апреле 2002 года и завершит его к 2010 году. [ 101 ] В 2003 году Археологическая служба Индии начала по распоряжению суда исследование, чтобы определить, существует ли на этом месте храм Господа Рамы; В исследовании говорится, что под мечетью есть свидетельства наличия храма, но это оспаривается мусульманами. [ 101 ] После того как Верховный суд отклонил ходатайство об отсрочке вынесения приговора Высокого суда, [ 101 ] [ 102 ] 30 сентября 2010 года Высокий суд Аллахабада коллегия из трех членов постановила разделить спорную землю на три части. Место идола Рамлалы перейдет к группе, представляющей Рам Лаллу Вираджмана (установленное божество Младенца Рама), Нирмохи Акхара, чтобы получить Ситу Расой и Рам Чабутару, и Центральный суннитский совет вакфа Уттар-Прадеша, чтобы получить остальное. Суд также постановил, что статус-кво должен сохраняться в течение трех месяцев. [ 103 ] [ 17 ] Все три стороны обжаловали раздел спорной земли в Верховном суде . [ 104 ] [ 105 ]
Вердикт Верховного суда
Верховный суд (ВС) провел последнее слушание по делу 6 августа 2019 года. [ 106 ] до 16 октября 2019 г. [ 21 ] Коллегия оставила за собой вынесение окончательного решения и предоставила сторонам спора три дня для подачи письменных заметок о «формировании рельефа» или сужении вопросов, по которым суд должен вынести решение. [ 107 ]
Окончательное решение Верховного суда было вынесено 9 ноября 2019 года. [ 108 ] Верховный суд постановил передать землю тресту для строительства индуистского храма. Он также приказал правительству предоставить дополнительные 2,0 гектара (5 акров) земли Совету суннитского центрального вакфа штата Уттар-Прадеш с целью строительства мечети. [ 23 ] Суд заявил в своем приговоре, что Нирмохи Акхара не является шебаитом или преданным божества Рама Лаллы, и иск Ахара был отклонен в силу давности. [ 109 ]
12 декабря 2019 года Верховный суд отклонил все 18 ходатайств о пересмотре приговора. [ 110 ]
Хронология
Год | Дата | Событие [ 111 ] [ 112 ] |
---|---|---|
1528 | Согласно надписи на ее стенах, мечеть Бабри построена по приказу императора Бабура . Местная традиция гласит, что он был построен после сноса (руин) храма на месте рождения Рамы. [ 53 ] [ 29 ] | |
1611 | Английский купец Уильям Финч записал, как замок и дома Рамы посещали паломники. [ 65 ] | |
1717 | Раджпутский дворянин Джай Сингх II купил землю мечети и передал ее божеству. Индусы поклоняются идолам Рамы возле мечети. [ 44 ] | |
1768 | Священник-иезуит Джозеф Тиффенталер стал свидетелем строительства мечети и записал местную традицию, согласно которой ее построил Аурангзеб , хотя некоторые говорили, что ее построил Бабур. [ 1 ] | |
1853 | Первые зарегистрированные межобщинные столкновения из-за этого места датируются этим годом. | |
1857 (или 1859 г.) |
Колониальная британская администрация обнесла это место забором, обозначив отдельные места поклонения индуистам и мусульманам. Так оно и стояло около 90 лет. [ 23 ] [ 50 ] | |
1858 | 30 ноября | Сайед Мухаммад, назвавшийся муэдзином , и Хатиб из мечети Джанмастана подали в полицию жалобу на сикха Ниханга из Пенджаба. [ 113 ] В британскую эпоху это событие стало первым зарегистрированным первым информационным сообщением, связанным со спором в Айодхье. [ 114 ] |
1885 | Главный священник Ханумана Чабутры обратился в гражданский суд Файзабада с просьбой разрешить построить храм во внешнем дворе мечети Бабри. Суд отклонил ходатайство, сославшись на недобросовестность заявителя. [ 115 ] | |
1886 | Апелляция на решение 1885 года была подана в районный суд Файзабада. Британский судья, полковник ФЭА Чамиер, отклонил этот довод, сославшись на течение времени как на причину, отметив: « Очень прискорбно, что мечеть была построена на земле, которая специально считается священной для индусов. Но поскольку это событие произошло 356 лет назад, оно уже слишком поздно теперь исправить обиду.... ». [ 116 ] [ 117 ] | |
1949 | декабрь | Внутри мечети были размещены идолы. Обе стороны спора подали гражданские иски . Правительство заперло ворота, заявив, что дело находится на рассмотрении , и объявило территорию спорной. Гражданский иск был подан на право собственности на участок № 583. |
1961 | В индийские суды возбуждено дело против насильственного захвата мечети Бабри и размещения в ней идолов. | |
1984 | Движение за строительство храма на месте, которое, по утверждениям индуистов, было местом рождения Господа Рама , набрало силу, когда индуистские группы сформировали комитет, чтобы возглавить строительство храма на месте Рамджанмабхуми . | |
1986 | Окружной судья приказал открыть ворота мечети через 37 лет (см. 1949 г. выше) и разрешил индуистам совершать богослужения внутри «спорного строения». Комитет действий мечети Бабри был сформирован, поскольку мусульмане протестовали против решения разрешить индуистские молитвы на этом месте. Ворота были открыты менее чем через час после решения суда. | |
1989 | Шум о строительстве храма Рама рос. В феврале VHP объявил, что рядом с этим районом будет установлен шила или камень для строительства храма. В ноябре Вишва индуистский паришад заложил фундамент храма на земле, прилегающей к «спорному строению», в присутствии министра внутренних дел Буты Сингха, а затем главного министра Н.Д. Тивари. В стране происходили спорадические столкновения, такие как Бхагалпур в Бихаре. | |
1990 | Вице-президент Сингх стал премьер-министром Индии при поддержке БДП, которая получила на выборах 58 мест, что является значительным улучшением по сравнению с ее последним результатом в 2 места. Тогдашний президент БДП Лал Кришна Адвани устроил ратьятру по пересеченной местности, чтобы заручиться поддержкой проекта строительства на этом месте храма Рама. 23 октября он был арестован в Бихаре во время ятры, после чего БДП отказалась от поддержки правительства. Чандрашекхар стал премьер-министром Индии при поддержке Конгресса. 30 октября многие были застрелены полицией по приказу тогдашнего главного министра штата Уттар-Прадеш Мулаяма Сингха Ядава , когда они собрались в Айодхье в качестве участников Рат-Ятры; их тела были брошены в реку Сарью. [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ] | |
1991 | Конгресс пришел к власти в центре после выборов в 1991 году, в то время как БДП стала главной оппозиционной партией в центре и пришла к власти во многих штатах, таких как Мадхья-Прадеш, Раджастан, Химачал-Прадеш и Уттар-Прадеш. Калян Сингх стал главным министром штата Уттар-Прадеш. Правительство штата приобрело 1,12 га (2,77 акра) земли в этом районе и передало ее в аренду RamJanmBhoomi Nyas Trust. Высокий суд Аллахбада прекратил любую постоянную строительную деятельность в этом районе. Калян Сингх публично поддержал движение, в то время как центральное правительство не предприняло никаких действий по сдерживанию растущей напряженности. Несмотря на решение Высокого суда, спорная территория была выровнена. | |
1992 | Калян Сингх предпринял шаги для поддержки движения, например, облегчил вход в этот район, пообещал не стрелять по Карсевакам, выступил против решения центрального правительства направить в этот район силы Центральной полиции и т. д. В июле в этом районе собралось несколько тысяч карсеваков, и начались работы по содержанию храма. Эта деятельность была прекращена после вмешательства премьер-министра. В присутствии министра внутренних дел начались встречи между Комитетом действий Бабри Масджид и лидерами VHP. 30 октября Дхарам Сансад из VHP заявил в Дели, что переговоры провалились и Карсева возобновит переговоры с 6 декабря. Центральное правительство рассматривало возможность размещения в этом районе центральных полицейских сил и роспуска правительства штата, но в конце концов приняло решение против этого. Дело слушалось в Верховном суде, который заявил, что правительство штата несет ответственность за обеспечение правопорядка в этом районе. Правительство обсуждало это на заседании кабинета министров и Раштрии Экта Паришад. БДП бойкотировала Паришад. Высокий суд Аллахбада рассматривал вопрос о законности структуры фонда, заложенного в 1989 году. | |
1992 | 6 декабря | Мечеть Бабри была снесена собранием около 200 000 карсеваков. За этим последовали межобщинные беспорядки по всему Индийскому субконтиненту . |
1992 | 16 декабря | Через десять дней после сноса правительство Конгресса в центре во главе с П.В. Нарасимхой Рао создало комиссию по расследованию под руководством судьи Либерхана . |
1993 | Через три месяца после своего создания Комиссия Либерхана начала расследование того, кто и что привело к сносу мечети Бабри. | |
2001 | Напряженность возросла в годовщину сноса мечети, когда ВХП подтвердила свою решимость построить на этом месте храм. | |
2002 | 27 февраля | По меньшей мере 58 человек погибли в Годхре, штат Гуджарат, в результате нападения на поезд, предположительно перевозивший индуистских добровольцев из Айодхьи. В штате последовали беспорядки , в ходе которых, по неофициальным данным, погибло более 2000 человек. |
2003 | Суд приказал провести обследование, чтобы выяснить, существует ли на этом месте храм лорда Рама. В августе исследование представило доказательства существования храма под мечетью. Мусульманские группы оспорили выводы. | |
2003 | Сентябрь | Суд постановил, что семь индуистских лидеров, в том числе некоторые видные лидеры БДП, должны предстать перед судом за подстрекательство к разрушению мечети Бабри. |
2004 | ноябрь | Суд штата Уттар-Прадеш постановил, что ранее вынесенное постановление, реабилитировавшее Л.К. Адвани за его роль в разрушении мечети, должно быть пересмотрено. |
2007 | Верховный суд отказался принять ходатайство о пересмотре спора об Айодхье. | |
2009 | Комиссия Либерхана, созданная через десять дней после сноса мечети Бабри в 1992 году, представила свой отчет 30 июня – почти через 17 лет после начала расследования. Его содержание не было обнародовано. | |
2010 | 30 сентября | 30 сентября 2010 года Высокий суд Аллахабада вынес вердикт по четырем искам о праве собственности, связанным со спором об Айодхье. Земля Айодхьи будет разделена на три части. ⅓ достается Раму Лалле , представленному индуистом Маха Сабхой , ⅓ — Центральному суннитскому совету вакфа Уттар-Прадеша , ⅓ — Нирмохи Акхаре . [ 102 ] |
2010 | декабрь | Совет Ахил Бхаратия Хинду Махасабха и Центральный суннитский совет Вакфа Уттар-Прадеша обратился в Верховный суд Индии , оспаривая часть Высокого суда Аллахабада . вердикта [ 122 ] [ 123 ] |
2011 | 9 мая | Верховный суд Индии оставил в силе постановление Высокого суда о разделении спорного участка на три части и заявил, что статус-кво сохранится. |
2019 | 6 августа | Коллегия Верховного суда, состоящая из пяти судей во главе с председателем Верховного суда Ранджаном Гогои , начала заключительные слушания по этому делу. [ 106 ] |
2019 | 16 октября | Завершилось последнее слушание в Верховном суде. Суд оставил за собой окончательное решение. Коллегия предоставила сторонам спора три дня для подачи письменных замечаний по «формированию судебной защиты» или сужению вопросов, по которым суд должен вынести решение. [ 107 ] |
2019 | 9 ноября | Окончательное решение вынесено. [ 108 ] Верховный суд постановил передать землю тресту для строительства храма Рама. Он также приказал правительству передать 2,0 гектара (5 акров) земли в пределах города Айодхья Совету суннитского центрального вакфа штата Уттар-Прадеш с целью строительства мечети. [ 23 ] |
2019 | 12 декабря | Все ходатайства о пересмотре приговора Верховный суд отклонил. [ 110 ] |
2020 | 5 февраля | Правительство Индии объявило о создании фонда для строительства там храма Рамы . [ 24 ] Он также выделил альтернативный участок в Дханнипуре , Айодхья, для строительства мечети взамен снесенной Бабри Масджид. |
2024 | 22 января | Рам Мандир открыт Нарендрой Моди . [ 124 ] Моди объявляет: « Рам — вера Индии, Рам — основа Индии, Рам — идея Индии, Рам — закон Индии. Рам — престиж Индии, Рам — слава Индии… Рам — это лидер, а Рам – это политика». [ 27 ] |
См. также
- Коммунализм (Южная Азия)
- Преобразование неисламских культовых сооружений в мечети
- Рам ке Наам о споре в Айодхье. - документальный фильм Ананда Патвардхана
- Храмовая гора - столь же спорное место в Иерусалиме.
Примечания
- ^ Ученый Ханс Т. Баккер изучил несколько сохранившихся рукописей Айодхья Махатмьи и классифицировал представленные в них рецензии. Он утверждает, что текст начинался как «плавающий сборник» традиций, начиная с 11 века. Считается, что более старые редакции, которые он называет «редакцией A» и «редакцией B», были собраны между 11 и 14 веками, одна из версий была включена в Скандапурану . Более поздняя редакция, которую он называет «редакцией ОА», представляет собой продолжающийся рост традиции Рамаита в более поздние периоды, особенно после «всплеска чрезвычайной эмоциональной преданности и энтузиазма», возникшего со времен Чайтаньи (1486–1533). [ 38 ] [ 39 ]
- ^ Индолог Ханс Т. Баккер назвал пять храмов следующим образом: храм Вишну Хари в гхате Чакратиртха, храм Харисмрити в гхате Гопратара, храм Чандра Хари на западной стороне гхата Сваргадвара, храм Дхарма Хари на восточной стороне гхата. Сваргадвара гхат и храм Вишну на месте Рам Джанмабхуми . Один из этих храмов был смыт рекой Сарайю , судьба другого ( храма Харисмирити ) неизвестна, но три других были заменены мечетями, включая храм в Джанмабхуми, по словам Баккера. [ 54 ]
- ^ Источники, цитируемые Харшем Нараином:
- Карим, Маулви Абдул (1885). Тарих-и Парния Мадинатул Аулия [ История суфийского города Парнии ] (на персидском языке). Лакнау.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гаффар, Маулви Абдул (1981) [впервые опубликовано до 1932 года]. Гумгамашта Халат-и Аджодхья [ Забытые события Айодхьи ] (на урду). Лакнау: Нами Пресс.
- Сита Рам, Авад-васи Лала (1932). Айодхья ка Итихаса [ История Айодхьи ] (на хинди). Аллахабад.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Карим, Маулви Абдул (1885). Тарих-и Парния Мадинатул Аулия [ История суфийского города Парнии ] (на персидском языке). Лакнау.
- ↑ Некоторые ученые утверждают, что все, что построил Бабур, было заброшено и лежало в руинах ко времени Акбара, и индуисты продолжали там поклоняться. Мечеть, которую мы видим в настоящее время, должно быть, была построена Аурангзебом.
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 121; Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. xvi, 135–136; Лейтон и Томас, Разрушение и сохранение (2003) , стр. 8–9.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 288.
- ^ Удаякумар, СП (июль 1997 г.). «Историзация мифа и мифологизация истории: драма «Храм Овна»» . Социолог . 25 (7/8): 11–26. дои : 10.2307/3517601 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3517601 .
- ^ Перейти обратно: а б Шрикантан, Гитанджали (13 марта 2017 г.). «Пересмотр секуляризма» . Журнал права, религии и государства . 5 (2): 117–147. дои : 10.1163/22124810-00502002 . ISSN 2212-6465 .
- ^ ВАРМА, С., и МЕНОН, Дж. (2010). Был ли храм под Бабри Масджидом? Чтение археологических «Свидетельств». Экономический и политический еженедельник , 45 (50), 61–72. JSTOR 25764216
- ^ Историческое общество Пакистана (2003), Журнал Исторического общества Пакистана , том. 51, Историческое общество Пакистана, с. 111
- ^ Веб-служба India Today, изд. (6 декабря 2017 г.). «Снос Бабри Масджид: история, хронология событий, бросивших вызов светской структуре Индии» . Индия сегодня . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Гумасте, Вивек (21 января 2024 г.). «Значение Рам Мандира» . Воскресный страж . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Нараин, Хариш (1993), Спор между храмом и мечетью Айодхья , Penman Publishers, стр. 10, ISBN 9788185504162
- ^ Фуллер, Кристофер Джон (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии , Princeton University Press, стр. 262, ISBN 0-691-12048-Х
- ^ Перейти обратно: а б Гуха, Рамачандра (2007). Индия после Ганди . Макмиллан. стр. 582–598.
- ^ Халид, Харун (14 ноября 2019 г.). «Как снос Бабри Масджид нарушил хрупкие межрелигиозные связи в Пакистане» . Проволока (Индия) . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Как реакция на снос Бабри Масджид, то, что произошло в Пакистане и Бангладеш 6 декабря 1992 года» . Утренняя хроника (Индия) . 6 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 г. . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Айодхья, битва за душу Индии: полная история – Индия в реальном времени – WSJ» . Блоги.wsj.com . 10 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2016 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ «Познакомьтесь с Трилоки Натхом Панди – «лучшим другом» Рама Лаллы » . Журнал свободной прессы . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Спор об Айодхье: сложная правовая история святого места Индии» . Новости Би-би-си . 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2019 года . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Сибхат Улла; Агарвал, Судхир; Шарма, Дхарам Вир (30 сентября 2010 г.). «Решение уважаемой специальной коллегии по рассмотрению дела Айодхьи имеет значение» . Высокий суд Аллахабада . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б Даниял, Шоаиб (11 ноября 2019 г.). «Нет, Верховный суд не удовлетворил иск о том, что Бабри Масджид была построена путем сноса храма» . Прокрутка.в .
- ^ Варгезе, Рэйчел А. (19 июля 2023 г.). «Археология для зала суда: дело Айодхьи и создание гибридной эпистемы» . Журнал социальной археологии . дои : 10.1177/14696053231190374 . ISSN 1469-6053 .
- ^ Эттер, Анн-Жюли (14 декабря 2020 г.). «Создание подходящих доказательств прошлого? Археология, политика и индуистский национализм в Индии с конца двадцатого века до наших дней» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии (24/25). дои : 10.4000/samaj.6926 . ISSN 1960-6060 .
- ^ Перейти обратно: а б «Слушание Верховного суда по спору об Айодхье завершено; постановления сохранены» . Индуистское бизнес-направление . Пресс Траст Индии. 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2019 года . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ «Вердикт Айодхьи: Верховный суд отклонил апелляцию Совета шиитских вакфов, заявив, что земля принадлежит правительству» . Индия сегодня . 9 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Приговор Рам Мандира: приговор Верховного суда по делу Рама Джанмабхуми-Бабри Масджида» . Таймс оф Индия . 9 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саха Нью, Пуломи (5 февраля 2020 г.). «Шри Рам Джанмабхуми Тирт Кшетра: Премьер-министр Моди объявляет о создании храмового фонда Айодхьи» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Айодхья: Земля будет выделена под мечеть в Дханипуре примерно в 25 км от Рамджанмабхуми». Аадж Так . 5 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Хан, Аршад Афзаал (7 февраля 2020 г.). «Уттар-Прадеш: Незаметная деревня Дханнипур купается в славе мечети» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Открытие Храма Рама: наступление новой эры, - говорит премьер-министр Моди» . Индостан Таймс . 22 января 2024 г. Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Первый и второй этажи Рам Мандира в Айодхье будут завершены к декабрю 2024 года: официальный представитель храма» . Индостан Таймс . 4 января 2024 г. Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Хронология: кризис святого места Айодхья» . Новости Би-би-си . 6 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ «Рама | Индуистское божество» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (февраль 1990 г.). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1/2): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR 3517330 .
- ^ «Четыре сына царя Дашаратхи» . бл.ук. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ ван дер Веер, Религиозный национализм (1994) , стр. 218, сноска 48.
- ^ Баккер, Айодхья, Часть I (1984) , стр. 126.
- ^ Баккер, Становление Айодхьи как места паломничества (1982) , стр. 112.
- ^ Баккер, Становление Айодхьи как места паломничества (1982) , стр. 113.
- ^ Баккер, Становление Айодхьи как места паломничества (1982) , стр. 113–114.
- ^ Баккер, Становление Айодхьи как места паломничества (1982) , стр. 110–112.
- ^ Баккер, Айодхья, Часть I (1984) , стр. 126–127, 135–137.
- ^ Флинт, Колин (2004). География войны и мира: от лагерей смерти до дипломатов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534751-7 .
- ^ Лейтон и Томас, Разрушение и сохранение (2003) , стр. 8–9.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , Глава 5.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 114–115.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 116.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. xvi.
- ^ Отажонов, Нематилла (16 января 2023 г.). : Международный журнал по образованию , социальным и гуманитарным наукам, том 11, выпуск 1. doi 10.5281 /zenodo.7542729 . Получено 2 января .
- ^ Венкатеш, Картик (6 декабря 2018 г.). «Бабур, Бабурнама и мечеть, носившая его имя» . Мадрасский курьер . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ ван дер Вир, Айодхья и Сомнатх (1992) , стр. 97–98, сноска 25.
- ^ Перейти обратно: а б с «Прослеживание истории Бабри Масджида» . Перспективы . 1 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
Обратите внимание, что датой возведения перил (которые называются забором) является 1859, а не 1857 год. - ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 3–5, 94–95.
- ^ Парамасиван, Васудха (2009). «Йах Айодхья Вах Айодхья: Земные и космические путешествия в Ананд-лахари » В Хайди Р.М. Пауэлс (ред.). Покровительство и популяризация, Паломничество и шествие . Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 101–116. ISBN 978-3-447-05723-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Баккер, Айодхья: Индуистский Иерусалим (1991) , стр. 91: «В городе было запрещено строить храмы или монастыри размером более определенного, а существующие храмы пришли в упадок и исчезли или были заменены мечетями. Последнее произошло с храмом на предполагаемом месте рождения Рамы. , датируемый началом одиннадцатого века. Этот небольшой храм был заменен мечетью Бабри Масджид в 1528 году, во время правления первого императора Великих Моголов Бабура, и это событие имело далеко идущие последствия».
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 103 со ссылкой на Баккера, Айодхья, Часть I (1984) , стр. 103. 54
- ^ Баккер, Становление Айодхьи как места паломничества (1982) .
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. XXIX.
- ^ Гаффар (1981) , стр. 61–62, цитируется по Нараину, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 31–32.
- ^ Сита Рам (1932) , с. 151, цитируется по Нараину, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 151. 33 и Дхарам Вир Шарма (2010) , том. 2, абз. 17 (с. 281)
- ^ ван дер Веер, «Бог должен быть освобожден!» (1987) , с. 286; ван дер Веер (1989) , стр. 20–21
- ^ Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 33–34.
- ^ Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 34.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) ; ван дер Веер: «Бог должен быть освобожден!» (1987) , с. 286
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 165–166.
- ^ Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 17; Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 166
- ^ Перейти обратно: а б Лейтон и Томас, Разрушение и сохранение (2003) , с. 8; Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 9, 120, 164.
- ^ Лейтон и Томас, Разрушение и сохранение (2003) , стр. 8; Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 23–25.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 112–114.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 120–121.
- ^ Сингх, Валай (3 января 2017 г.). Айодхья: Город веры, Город раздора . Алеф. ISBN 9789388292245 .
- ^ Баккетта, Священное пространство в конфликте (2000) ; Джа и Джа, Айодхья: Темная ночь (2012)
- ^ Годболе, М. (1996). Неоконченные возможности: воспоминания и размышления государственного служащего . Ориент Лонгман. стр. 332–333. ISBN 978-81-250-0883-5 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Гелот, Н.С. (1998). Современные тенденции в индийской политике . Глубокие и глубокие публикации. п. 203. ИСБН 978-81-7100-798-1 .
- ^ Чаттерджи, Рома (2014). Слова мира: Вина Дас и сцены наследования . Формы жизни. Издательство Фордхэмского университета. п. 408. ИСБН 978-0-8232-6187-1 .
- ^ ван дер Вир, Айодхья и Сомнатх (1992) , стр. 98–99.
- ^ Жафрело, Кристоф (6 октября 2014 г.). «Другой шафран» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Моди, А. (2023). Индия разбита: народ предан, независимость сегодня . Издательство Стэнфордского университета. п. 309. ИСБН 978-1-5036-3422-0 .
- ^ Бхан, И. (2017). Драматическое десятилетие – знаменательные случаи современной Индии: знаменательные случаи современной Индии . Penguin Random House India Private Limited. п. 81. ИСБН 978-93-87625-37-2 .
- ^ Гуха, Рамачандра (2007). Индия после Ганди . Макмиллан. стр. 633–659.
- ^ Перейти обратно: а б Талли, Марк (5 декабря 2002 г.). «Снос мечети Бабри Масджид» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ «Отчет: Последовательность событий 6 декабря» . НДТВ . 23 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ «Снос Бабри Масджид был запланирован за 10 месяцев вперед» . Новый Индийский экспресс . 31 января 2005 г. Архивировано из оригинала 17 января 2008 г.
- ^ Нельсон, Дин (29 сентября 2010 г.). «Индия приготовилась к насилию в преддверии решения «Мусульманин против индуистской Айодхьи»» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 25 июня 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Еще шесть месяцев для Комиссии Либерхана» . Индус . 12 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г. .
- ^ «Ваджпаи, Адвани подвергнут суровому обвинению Комиссией Либерхана – Индия – ДНК» . Dnaindia.com. 24 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. . Проверено 3 октября 2010 г.
- ^ «Угроза руководителю треста Рама Джанамбхуми» . Таймс оф Индия . 22 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г.
- ^ Раман, Б. «Последняя« почта индийских моджахедов » » . Перспективы . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Синха, Амитабх (14 сентября 2008 г.). «Взрывная месть за Бабри: почта» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 7 мая 2011 г.
- ^ «Refworld | Хронология индуистов в Бангладеш» . УВКБ ООН. 16 октября 1993 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ «Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Бангладеш: индуисты» . УВКБ ООН. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Р. Прасаннан (7 сентября 2003 г.). «Слои истины» . Неделя . Архивировано из оригинала 23 марта 2005 года.
- ^ «Свидетельства о найденном храме: АСИ» . Трибуна . 25 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 г. Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как ХК Аллахабада разоблачил «экспертов», поддерживающих идею Масджида» . Таймс оф Индия . 9 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 г.
- ^ Нитиш К. Сингх (16 января 2011 г.). «Буддийская организация претендует на спорный участок Айодхьи» . Воскресный страж . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ Сурьямурти, Р. (26 августа 2003 г.). «Выводы ASI могут не разрешить спор о праве собственности» . Трибуна . Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ↑ Прасаннан, Р. (7 сентября 2003 г.) «Айодхья: слои истины» The Week (Индия), из Интернет-архива
- ^ «Доказательства храма, найденного в Айодхье: отчет ASI» . Rediff.com . 25 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 26 ноября 2017 г. .
- ^ «Вопросы для брифинга» (PDF) . Высокий суд Аллахабада. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Хабиб, Ирфан (3 января 2011 г.). История и решение Высокого суда Аллахабада по делу Рамджанмабхуми и Бабри Масджид . Общество историков Алигарха . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Дас, Анил (28 сентября 2010 г.). «Хронология вопроса о титульном костюме Рам Джанамбхуми-Бабри Масджид в Айодхье» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года.
- ^ Муралидхаран, Сукумар (12 апреля 2002 г.). «Храм прерван» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 30 сентября 2010 года.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Хронология спора в Айодхье и множества судебных исков» . ДНК Индии . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Венкатесан, Дж. (28 сентября 2010 г.). «Завтра вердикт Айодхьи» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года.
- ^ «Святое место Индии «разделено между индуистами и мусульманами» » . Новости Би-би-си . 30 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 г.
- ^ «Суд постановил разделить спорную землю Айодхьи на три части» . Индус . Ченнаи, Индия. 30 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2010 г.
- ^ «Предыстория спора об Айодхье» . Наблюдатель Верховного суда . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Спор в Айодхье: сегодня Верховный суд начнет ежедневное слушание» . Индия сегодня . Пресс Траст Индии. 6 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дело Айодхьи: ВС завершает слушания» . Таймс оф Индия . 16 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2019 года . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Постоянные обновления приговора Айодхьи: Верховный суд выносит решение по делу Рама Мандира-Бабри Масджида» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Нет сожаления по поводу того, что СК сказал, что Нирмохи Акхара не «шебейт» божества Рама Лаллы: Наряд» . Таймс оф Индия . 9 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Верховный суд отклоняет все ходатайства Айодхьи о пересмотре» . Экономические времена. 12 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ↑ «Хронология: кризис в Айодхье». Архивировано 10 декабря 2008 г. в Wayback Machine , BBC News , 17 октября 2003 г.
- ^ Команда ШОС, под ред. (23 января 2024 г.). «История спора о титуле Айодхьи: график» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 378.
- ^ Шарма, Ришаб (22 января 2024 г.). «Посвящение Рам Мандира: как сикхи Ниханг начали храмовое движение 165 лет назад» . Индия сегодня . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Сингх, Нандини (21 января 2024 г.). «Посвящение Рам Мандира: Хронология спора, решения и ключевые моменты» . Бизнес-стандарт .
- ^ Аншуман, Кумар (10 ноября 2019 г.). «Дело Айодхьи: краткая история самого продолжительного имущественного спора в Индии» . Экономические времена .
- ^ Сингх, Пармананд; Мишра, Винай Чандра (1991). Рам Джанмабхуми, Бабри Масджид . Совет адвокатов Индии. п. 208.
- ^ «Решение 1990 года отдать приказ об открытии огня по «кар-севакам» было болезненным, - говорит Мулаям Сингх Ядав» . Таймс оф Индия . 16 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г.
- ^ «Мулайям предупреждает участников беспорядков, отзывает приказ расстрелять кар-севаков» . Таймс оф Индия . 1 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2014 года . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Мулайям занимается политикой банка голосов через комментарий об увольнении Айодхьи Кар Севак: JD (U)» . Стандартные новости бизнеса . 16 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Укрощение ВХП» . Линия фронта . 22 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 г. Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Хинду Махасабха подает в суд против части приговора Айодхьи» . Индийский экспресс . 29 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ «Совет суннитского вакфа подает в Верховный суд против постановления Верховного суда в Айодхье» . Dnaindia.com. 15 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ «От мечети Бабри до храма Рама: график времени с 1528 по 2024 год» . Аль Джазира . Проверено 24 января 2024 г.
Источники
- Шарма, Дхарам Вир (30 августа 2010 г.). «Решение OOS № 4 от 1989 года (Решение Достопочтенной специальной коллегии в полном составе, рассматривающей вопросы Айодхьи)» . Высокий суд Аллахабада. Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 27 декабря 2014 г.
- Гарг, Абхинав (12 ноября 2019 г.). «Как Гуру Нанак сыграл «роль» в приговоре Айодхьи» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- Баккетта, Паола (2000). «Священное пространство в конфликте в Индии: дело Бабри Масджида» . Рост и изменения . 31 (2): 255–284. Бибкод : 2000GroCh..31..255B . дои : 10.1111/0017-4815.00128 .
- Баккер, Ханс (1982), «Возвышение Айодхьи как места паломничества», Indo-Iranian Journal , 24 (2): 103–126, doi : 10.1163/000000082790081267 , S2CID 161957449
- Баккер, Ханс Т. (1984). Айодхья, Часть I: История Айодхьи с VII века до нашей эры до середины XVIII века . Институт индийских исследований Гронингенского университета. OCLC 769116023 .
- Баккер, Ханс (1991), «Айодхья: индуистский Иерусалим», Numen , vol. 38, нет. 1, стр. 80–109, JSTOR 3270005
- Джайн, Минакши (2013), Рама и Айодхья , Нью-Дели: Aryan Books, ISBN 978-8173054518
- Джа, Кришна; Джа, Дхирендра К. (2012). Айодхья: Темная ночь . ХарперКоллинз Индия. ISBN 978-93-5029-600-4 .
- Кунал, Кишор (2016), Возвращение к Айодхье , Прабхат Пракашан, ISBN 978-81-8430-357-5
- Лал, Б.Б. (2008). Рама, его историчность, Мандир и Сету: свидетельства литературы, археологии и других наук . Арийские книги. ISBN 978-81-7305-345-0 .
- Лейтон, Р.; Томас, П. (2003). "Введение". В Лейтоне, Р.; Стоун, П.; Томас, Дж. (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. стр. 1–21. ISBN 978-1-134-60497-5 .
- Лал, Б.Б. (2003). «Заметка о раскопках в Айодхье со ссылкой на проблему Мандир-Масджид». В Лейтоне, Р.; Стоун, П.; Томас, Дж. (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. стр. 117–126. ISBN 978-1-134-60497-5 .
- Шарма, Рам Шаран (2003). «Проблема Айодхьи». У Р. Лейтона; П. Стоун; Дж. Томас (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж. стр. 127–138. ISBN 978-1-134-60497-5 .
- Нараин, Харш (1993). Спор о храмовой мечети Айодхья: фокус на мусульманских источниках . Дели: Издательство Penman.
- Нат, Р. (1990). Бабари Масджид в Айодхье . Джайпур: Программа документации исторических исследований.
- Ратнагар, Шерин (апрель 2004 г.). «Археология в центре политического противостояния: случай Айодхьи» (PDF) . Современная антропология . 45 (2): 239–259. дои : 10.1086/381044 . JSTOR 10.1086/381044 . S2CID 149773944 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2020 г. Проверено 19 ноября 2018 г.
- ван дер Вир, Питер (1987). « Бог должен быть освобожден!» Индуистское освободительное движение в Айодхье». Современные азиатские исследования . 21 (2): 283–301. дои : 10.1017/s0026749x00013810 . JSTOR 312648 . S2CID 69004346 .
- ван дер Веер, Питер (1989). Боги на Земле: управление религиозным опытом и идентичностью в паломническом центре Северной Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-485-19510-1 .
- ван дер Вир, Питер (1992). «Айодхья и Сомнатх: вечные святыни, спорные истории». Социальные исследования . 59 (1): 85–109. JSTOR 40970685 .
- ван дер Вир, Питер (1994), Религиозный национализм: индуисты и мусульмане в Индии , University of California Press, ISBN 978-0-520-08256-4 , заархивировано из оригинала 31 декабря 2023 года , получено 28 января 2018 года.
Дальнейшее чтение
- Баджадж, Джитендра, изд. (1993). Айодхья и будущее Индии . Мадрас: Центр политических исследований.
- Дубаши, Джей (1992). Дорога в Айодхью. Дели: Книги Южной Азии.
- Инженер Асгар Али, изд. (1990). Споры о Бабри Масджиде Рамджанамбхуми . Дели: Публикации Аджанты.
- Хасснер, Рон Э. (2009). Война на священных землях . Итака: Издательство Корнельского университета. Архивировано из оригинала 6 октября 2010 года . Проверено 2 февраля 2010 г.
- Джайн, Минакши « Битва за Раму: случай храма в Айодхье» (Aryan Books International, 2017), ISBN 8173055793 .
- Нанди, А .; Триведи, С.; Маярам, С.; Ягник, Ачют (1998). Создание национальности: движение Рамджанмабхуми и страх перед собой . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-564271-6 .
- Поллет, Аг (1995). Индийские эпические ценности: Рамаяна и ее влияние: материалы 8-й Международной конференции по Рамаяне, Левен, 6–8 июля 1991 г. Издательство Питерс. ISBN 9789068317015 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2023 года . Проверено 28 января 2019 г.
- Шарма, Рам Шаран , изд. (1999). Общинная история и Айодхья Рамы (2-е изд.). Дели: Народное издательство.
- Шривастава, Сушил (1991). Спорная мечеть, Историческое расследование . Нью-Дели: Публикация Vistaar. ISBN 9788170362128 .
- Тактсон, Уилер М., изд. (1996). Бабурнама: Мемуары Бабура, принца и императора . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Тапар, Ромила (2000). «Исторический взгляд на историю Рамы». В Тапаре, Ромила (ред.). Культурное прошлое: очерки ранней истории Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-564050-0 .
Внешние ссылки
- Прямые обновления «Вердикт Айодхьи»
- Нирмохи Ахара готова к внесудебному урегулированию – TCN News
- Рам Джанмабхуми Бабри Масджид – Суд Айодхьи: суть решений Аллахабада Высокого суда
- Эммануэль, Доминик (27 августа 2003 г.). «Взрывы бомбы в Мумбаи и запутанные ситуации в Айодхье» . Национальный католический репортер . Проверено 7 декабря 2014 г.