List of Mikoyan-Gurevich MiG-21 variants
МиГ-21 |
---|
Это список вариантов и характеристик вариантов Микояна-Гуревича МиГ-21 , которые значительно различались между моделями.
Варианты
[ редактировать ]Вся информация в этом разделе адаптирована из МиГ-21 (2008 г.). [ 1 ]
Разработка и подготовка производства – Generation Zero (1954–1956)
[ редактировать ]- Е-1 (1954)
- Предварительный проект стреловидного крыла на базе турбореактивного двигателя без промежуточного подогрева Микулина АМ-5А. Вместо того, чтобы его строить, конструкцию быстро переработали в Е-2.
- Е-2 (1954; НАТО: «Лицевая панель»)
- Прототип со стреловидным крылом, турбореактивным двигателем Микулина АМ-9Б, вооруженным тремя пушками НР-30 и мог нести одну ракетную установку УБ-16-57. Оснащен УКВ-радиостанцией РСИУ-4, запросчиком системы госопознавания «Узель », автоматическим пеленгатором АРК-5 «Амур» с вычислителем захода на посадку РУП, МРП-48П «Дятель» приемником маркерного радиомаяка СРО-2 «Хром» , приемоответчиком системы госопознавания , РВР «Сирена-2» , СРД-1М «Радаль». Радиолокационный дальномер -М, связанный с вычислительным прицелом АСП-5Н. Е-2 совершил свой первый полет 14 февраля 1955 года, но программа была прекращена, когда стал доступен турбореактивный двигатель Микулина РД-11.
- Е-2А (1955 г.; он же «МиГ-23»)
- Конструкция Е-2 модифицирована под турбореактивный двигатель РД-11. Шесть построено. Идентичен Е-5, за исключением крыльев: у Е-2А были стреловидные крылья. Оснащен радиостанцией РСИУ-4В, АДФ АРК-5 с модулем РУП, приемником маркерного маяка МРП-48П, «Барий-М» ответчиком системы распознавания , РВР «Сирена-2» , радиолокационным дальномером СРД-1М «Радаль-М» с вычислительным прицелом АСП-5Н-В3. .
- MiG-23 (1957; Izdeliye 63)
- Е-2А было присвоено серийное обозначение МиГ-23. Он должен был быть во многом похож на прототип, но, среди прочих изменений, с радиолокационным дальномером СРД-5М «База-6» «СРО-2 «Хром» и ответчиком системы распознавания . Из двенадцати единиц, запланированных на 1957 год, было построено только пять; Они были оснащены турбореактивными двигателями Р11-300 (серийная версия РД-11) и имели одну (осевую) точку подвески для перевозки 400-литрового подвесного бака, ракетной установки УБ-16-57 или бомбы ФАБ-250. Все работы по этому самолету было приказано прекратить в 1958 году, а построенные агрегаты повторно использовать для различных программ специальных испытаний.
- MiG-23 (1957; Izdeliye 63)
- Е-4 (1955)
- Первый прототип МиГ-21 с треугольным крылом. Испытательный стенд для проверки концепции: использовался существующий серийный двигатель на планере Е-5.
- Е-50 (1956)
- Экспериментальный высотный перехватчик со стреловидным крылом. Планер Е-2 модифицирован под ракетный двигатель С-155 «Душкин» . Проектные работы начались в 1954 году, первый полет - в 1956 году. Программа была прекращена после крушения Е-50/3 8 августа 1957 года. [ 2 ]
- Е-50А (1956 г.)
- Не путать с МиГ-23 «Флоггер». Е-50А был усовершенствованной версией Е-50; должен был поступить в производство и на вооружение под обозначением «МиГ-23У», но этого не произошло из-за отсутствия предполагаемого турбореактивного двигателя Р11Э-300.
- MiG-23U (1956; Izdeliye 64)
- U = Uskoritel ("Booster")
- Это должна была быть серийная версия Е-50А. Только один был завершен из-за продолжающегося отсутствия силовой установки Р11Э-300.
- U = Uskoritel ("Booster")
- MiG-23U (1956; Izdeliye 64)
- Е-5 (1956)
- Исследовательский прототип треугольного крыла с турбореактивным двигателем Микулина АМ-11. Помимо двигателя, от Е-4 были внесены некоторые изменения, включая добавление второй гидравлической системы. Первоначальное обозначение было И-500 .
- MiG-21 (1956; Izdeliye 65; NATO "Fishbed-A")
- Первая серия истребителей, серийная версия Е-5. Пять единиц были построены в Тбилиси, но не были продолжены из-за того, что усилия были перенаправлены на более совершенные Е-6/МиГ-21Ф. Построенные самолеты использовались в качестве испытательных стендов.
Первоначальное массовое производство - первое поколение (1957–1961).
[ редактировать ]- Е-6 (1957)
- Три предсерийных варианта МиГ-21Ф.
- Е-50П (1958 г.)
- Проект высотного перехватчика с ракетным двигателем, прекращенный до начала строительства.
- MiG-21F (1959; Izdeliye 72; NATO "Fishbed-B")


- F = Forsirovannyy ("uprated")
- Одноместный дневной истребитель. Это был первый серийный самолет, всего было выпущено 93 машины (20 в 1959 г., 73 в 1960 г.). МиГ-21Ф нес 2160 литров топлива в шести внутренних топливных баках и оснащался турбореактивным двигателем Р11Ф-300 с 5740 кгс тягой . Первые агрегаты оснащались одной пушкой НР-30 и двумя пушками НР-23, последующие самолеты вооружались двумя 30-мм пушками НР-30 по 60 снарядов каждая, а также были способны нести две бомбы массой от 50 до 500 кг каждая. В состав БРЭО входили модуль управления вооружением ПУС-36Д, радиостанция связи Р-800, вычислительный прицел АСП-5НВ-У1 и СРД-5МН «База-6» радиолокационный дальномер .
- Е-6/9 (1960)
- Серийный МиГ-21Ф был модифицирован в 1960 году для проверки возможности нанесения ядерного удара на планере МиГ-21.
- Е-6/9 (1960)
- Ye-6T (1958)
- Прототипы на базе МиГ-21Ф использовались для испытаний ракетного комплекса «Вымпел К-13» (НАТО: АА-2 «Атолл»). Позже самолет был повторно использован для других испытаний.
- Ye-6T/1 ("Ye-66") (1959)
- Прототип Е-6Т/1 под номером 31 «Красный» был переоборудован двигателем Р11Ф2-300, чтобы побить мировой рекорд скорости. «Е-66» было «фальшивым» обозначением, использованным в документах, представленных в ФАИ ; это не было официальным обозначением. 16 сентября 1960 года на этом самолете Константин Коккинаки установил новый мировой рекорд скорости, достигнув максимальной скорости 2499 км/ч (1552 миль в час) на замкнутом маршруте длиной 100 км. (FAI сообщает, что рекорд скорости на 100 км, установленный в тот день Владимиром Коккинаки, составил 2148,66 км/ч; там говорится, что Е-66 31 октября 1959 года проехал 100 км в среднем со скоростью 2388 км/ч.)
- Ye-6T/1 ("Ye-66A") (1961)
- После установления нового мирового рекорда скорости Е-6Т/1 «31 Красный» был вновь перестроен, чтобы попытаться установить новый мировой рекорд высоты. С этой целью к хвостовому обтекателю был добавлен ракетный ускоритель У-21, а также остался модернизированный турбореактивный двигатель Р11Ф2-300. «Е-66А» было «поддельным» обозначением, использованным в документах, представленных в ФАИ ; это не было официальным обозначением. 28 апреля 1961 года Георгий Мосолов установил новый рекорд высоты - 34 714 м (113 891 фут), побив предыдущий рекорд, установленный американским пилотом на истребителе F-104 Starfighter, на 2 899 м (9 511 фут).
- Ye-6T/2 (1961)
- Второй прототип Е-6Т повторно использовался для испытаний полозкового шасси для использования на грунтовых полосах.
- Ye-6T/3 (1961)
- Е-6Т с установленным утком, испытания в 1961–1962 гг.
- МиГ-21П-13 (он же Е-7) (1958 г.)
- П = Перехватчик («перехватчик»), 13 = относится к ракетному комплексу К-13.
- Два МиГ-21 без суффикса ( изделия 65) были переоборудованы для использования ракетного комплекса К-13 в рамках проекта разработки перехватчика, вооруженного ракетой К-13. Из-за отставания проекта МиГ-21П-13 от графика было решено создать существующий МиГ-21Ф с возможностью применения ракетного комплекса К-13, в результате чего появился МиГ-21Ф-13. Однако разработка продолжалась, в результате чего появился МиГ-21ПФ.
- MiG-21F-13 (1960; Izdeliye 74; NATO "Fishbed-C")

- F = Форсированный («Усовершенствованный»), 13 = относится к ракетному комплексу К-13.
- Дневной истребитель ближнего действия; МиГ-21Ф-13 был первой моделью МиГ-21, выпускавшейся серийно. В отличие от МиГ-21Ф, МиГ-21Ф-13 имел только одну пушку НР-30 на правом борту, боекомплектом всего 60 снарядов; однако была добавлена возможность использования ракетного комплекса К-13, два из которых могли быть размещены на подкрыльевых узлах подвески. На МиГ-21Ф-13 ранних серий пусковые установки были типа АПУ-28; в более поздних моделях они были заменены рельсами АПУ-13. Пусковые направляющие были съемными, что позволяло МиГ-21Ф-13 нести две неуправляемые реактивные установки УБ-16-57, две ракеты С-24 на пусковых направляющих ПУ-12-40 или две бомбы ФАБ-100/250/500 или ЗБ. -360 баков с напалмом. F-13 имел дальнейшие модернизации: улучшенный оптический прицел АСП-5НД и модернизированную радиолокационную станцию СРД-5НД. МиГ-21Ф-13 также строился по лицензии в Китае как Chengdu J-7 или F-7 на экспорт, а также в Чехословакии как Aero S-106 , хотя обозначение S-106 использовалось недолго; впоследствии агрегаты чешской постройки стали именоваться «МиГ-21Ф-13», как и самолеты советской постройки.
- МиГ-21ФР
- Чехословацкое обозначение МиГ-21Ф-13 и Aero S.106 (МиГ-21Ф-13 чешского производства), переоборудованных для перевозки разведывательных капсул.
- МиГ-21Ф-13Р (1974 г.)
- R = Razuznavatelen ("Reconnaissance")
- Болгарское обозначение самолета МиГ-21Ф-13, модифицированного на местном уровне для установки камеры АФА-39.
- Е-6В (1961; НАТО «Фишбедд-Э»)
- Экспериментальный вариант взлета и посадки МиГ-21Ф-13 с ускорителями JATO.
Перехватчики - второе поколение (1961–1966)
[ редактировать ]- MiG-21PF (1961; Izdeliye 76; NATO "Fishbed-D")
- P = Perekhvatchik ("Interceptor"), F = Forsirovannyy ("Uprated")
- Серийный вариант всепогодного перехватчика. Они оснащались турбореактивным двигателем Р11Ф2-300 и, начиная с седьмой серийной партии, оснащались РЛС РП-21 (первые шесть партий использовали более старую РЛС ЦД-30Т (она же РП-9-21). Далее вооружение Система управления была модифицирована по сравнению с F-13, чтобы позволить использовать ЗРК с лучевым наведением РС-2УС (также известный как К-5МС) в дополнение к К-13 с ИК-наведением.
- MiG-21PF (1961; Izdeliye 76A)

- Версия для экспорта в страны Варшавского договора; Единственным отличием от отечественной версии было оборудование IFF.
- MiG-21PFL (1966; Izdeliye 76A)
- L = Локатор («Радар»)
- Версия МиГ-21ПФ, адаптированная к требованиям Вьетнама. Обозначение «L» может быть сокращением от локатора , чтобы отразить другой набор датчиков в этой версии по сравнению со стандартным PF.
- L = Локатор («Радар»)
- MiG-21PFM ( Izdeliye 76A)
- М = Модифицированный
- Не путать с «настоящим» МиГ-21ПФМ (изделие 94 ). Это восточногерманское обозначение самолетов МиГ-21ПФ с модернизированными радарами РП-21.
- М = Модифицированный
- MiG-21RFM ( Izdeliye 76A)
- R = Радар («Радар»), F = Форцай («Разогрев»), M = «Модернизат» («Модернизированный»).
- Румынское обозначение МиГ-21ПФ.
- R = Радар («Радар»), F = Форцай («Разогрев»), M = «Модернизат» («Модернизированный»).
- МиГ-21 Йе
- Дистанционно-управляемые дроны, переделанные из МиГ-21ПФ; также обозначался М-21 (М = мишень , «мишень»).
- MiG-21FL (1965; Izdeliye 77)
- F = Форсаж («Перегрев»), L = Локатор («Радар»)
- Экспортная (Третий мир) модель МиГ-21ПФ. Пониженный вариант базового МиГ-21ПФ со старым и менее мощным двигателем Р11Ф-300, отсутствием возможности нести лучевые ракеты РС-2УС и упрощенной, модернизированной версией РЛС РП-21, получившей обозначение Р1Л. Широкохордный киль и обтекатель тормозного парашюта у его основания. Построен по лицензии в Индии как Type 77 .
- Е-7СПС (1961 г.)
- SPS = Sduv Pogranichnovo Sloya ("Boundary Layer Blowing")
- Стенд для разработки системы обдува закрылков, переоборудованный из Е-6В/2.
- MiG-21PFS (1963; Izdeliye 94; NATO "Fishbed-D/F")
- P = Perekhvatchik ("Interceptor"), F = Forsirovannyy ("Uprated"), S = Sduv Pogranichnovo Sloya ("Boundary Layer Blowing")
- Серийная версия Е-7СПС.
- MiG-21PFS ( Izdeliye 94; NATO "Fishbed-D")
- Первые девять серийных партий МиГ-21ПФС внешне были идентичны МиГ-21ПФ, но с дутыми закрылками и обтекателем тормозного парашюта в основании киля.
- MiG-21PFS ( Izdeliye 94; NATO "Fishbed-F")
- С партии 10 по партию 19 был введен крупнохордный вертикальный стабилизатор, впервые появившийся на МиГ-21ФЛ, но самолет сохранил катапультное кресло СК и цельный открывающийся вперед фонарь МиГ-21ПФ.
- MiG-21PFS ( Izdeliye 94; NATO "Fishbed-F")
- Начиная с б/н 941314, самолет МиГ-21ПФС имел широкохордное хвостовое оперение, катапультное кресло КМ-1 и двухсекционный фонарь, открывающийся вбок.
- Ye-7M
- Дальнейшее развитие Е-7СПС; прототип МиГ-21ПФМ.

- MiG-21PFM (1964; Izdeliye 94; NATO "Fishbed-F")
- P = Perekhvatchik ("Interceptor"), F = Forsirovannyy ("Uprated"), M = Modernizirovannyy ("Modernised")
- Серийный вариант Е-7М представлял собой модернизированный МиГ-21ПФ с модернизированной РЛС РП-21М, СРЗО-2 «Хром-Никкель» приемоответчиком и другими изменениями в авионике. Кроме того, в ПФМ более позднего производства вновь было введено пушечное вооружение в виде возможности нести пушку ГШ-23 и боезапас 200 снарядов в нижней подвеске. После испытаний в 1966 году самолеты МиГ-21ПФМ, построенные после 1968 года, могли нести Х-66 . ракету класса "воздух-поверхность"
- MiG-21PFM (1964; Izdeliye 94A; NATO "Fishbed-F")
- Экспортная версия с другой системой IFF и без возможности нести ракеты С-24 или баки с напалмом ZB-62.
- MiG-21PFM ( Izdeliye 94N; NATO "Fishbed-F")
- Ядерная версия МиГ-21ПФМ.
- MiG-21PFMA ( Izdeliye 94A)
- Польское обозначение стандартного МиГ-21ПФМ.
- MiG-21PFMN ( Izdeliye 94N)
- Польское обозначение МиГ-21ПФМ, способного нести ядерное оружие.
- MiG-21RFMM ( Izdeliye 94A)
- R = Радар , F = Фортаж («Разогрев»), M = Модернизация («Модернизированный»)
- Румынское обозначение МиГ-21ПФМ.
- R = Радар , F = Фортаж («Разогрев»), M = Модернизация («Модернизированный»)

- MiG-21SPS ( Izdeliye 94A ; NATO "Fishbed-F")
- SPS = Sduv Pogranichnovo Sloya ("Boundary Layer Blowing")
- Чтобы избежать путаницы с местным обозначением «МиГ-21ПФМ», присвоенным модифицированному МиГ-21ПФ ( изделие 76А), ВВС Восточной Германии переименовали «настоящий» МиГ-21ПФМ изделия 94А в «МиГ-21СПС».
- SPS = Sduv Pogranichnovo Sloya ("Boundary Layer Blowing")
- MiG-21SPS-K ( Izdeliye 94A ; NATO "Fishbed-F")
- K = Каноне («Пушка»)
- Восточногерманское обозначение самолета МиГ-21ПФМ (изд. 94А), предназначенного для использования пушечных гондол.
- K = Каноне («Пушка»)
- MiG-21SPS ( Izdeliye 94A ; NATO "Fishbed-F")
- Е-7Р
- Опытные образцы боевого разведчика МиГ-21Р на базе МиГ-21ПФС.
- MiG-21R (1965; Izdeliye 03/94R; NATO "Fishbed-H")
- Первоначально МиГ-21Р имел обозначение «Изделие 03», чтобы сбить с толку посторонних, но официальное «типовое» обозначение МиГ-21Р было «Изделие 94Р». Первая серийная единица была выпущена в начале 1966 года, а производство продолжалось до 1971 года. Для разведывательных миссий МиГ-21Р мог нести блок дневной PHOTINT типа D, ночной блок PHOTINT типа N, универсальный блок радиоэлектронной разведки типа R или блок радиоэлектронной разведки общего назначения типа R. В отсеке Типа Т размещена телевизионная система, что делает МиГ-21Р одним из первых советских самолетов-разведчиков, использующих оборудование ELINT. Небольшие изменения вносились на протяжении всего производственного цикла. На агрегатах раннего выпуска стоял турбореактивный двигатель Р11Ф2С-300, который на более поздних машинах был заменен силовой установкой Р13-300. В режиме «воздух-воздух» МиГ-21Р мог нести два ЗРК РС-2УС или Р-3С, а в ударном — две ракетные установки УБ-16-57УМ или УБ-32, две ракеты-носители УБ-16-57УМ или УБ-32. -24 тяжелых неуправляемых ракеты или две бомбы массой до 500 кг (каждая).
- MiG-21R ( Izdeliye 94RA; NATO "Fishbed-H")
- Экспортная версия МиГ-21Р, поставляемая с подвесками Тип D и Тип R.
- MiG-21RF ( Izdeliye 94RA; NATO "Fishbed-H")
- Египетское обозначение самолета МиГ-21Р, который был модифицирован на местном уровне путем постоянной установки камер в обтекателе под носовой частью.
- MiG-21RF ( Izdeliye 96R; NATO "Fishbed-H")
- Не путать с местным египетским обозначением «МиГ-21РФ». Это обозначение использовалось после того, как некоторые МиГ-21Р были модернизированы двигателями Р13-300, как и МиГ-21МФ.
- Ye-7S (1963)
- Прототип тактического истребителя — серийный МиГ-21ПФ, переоборудованный в стенд авионики для испытаний «Сапфир-21» . РЛС управления огнем
- MiG-21S (1964; Izdeliye 95; NATO "Fishbed-J")
- S = Sapfir (referring to the Sapfir-21 /RP-22 radar).
- Серийная версия Е-7С. На нем была установлена РЛС РП-22 (серийная версия РЛС «Сапфир-21 »), работающая совместно с вычислительным прицелом АСП-ПФ-21. Планер отличался от МиГ-21ПФМ тем, что использовался тот же седельный бак, что и на МиГ-21Р. МиГ-21С имел силовую установку Р11Ф2С-300 и автопилот АП-155 с системой автовосстановления «тревожная кнопка». МиГ-21С мог нести гондолу ГП-9. У него было четыре подкрыльевых узла подвески, причем две подвесные капсулы были «мокрыми», то есть могли нести подвесные баки. Он мог нести все вооружение, которое мог иметь МиГ-21ПФМ, с добавлением ракеты Р-3Р (К-13Р) - варианта полуактивного радиолокационного самонаведения К-13. МиГ-21С выпускался с 1965 по 1968 год и поставлялся только в ВВС СССР.
- MiG-21N (1965; Izdeliye 95N; NATO "Fishbed-J")
- N = Носитель («Перевозчик»)
- Также известный как МиГ-21СН, это был вариант МиГ-21С, способный нести один тактический ядерный заряд РН-25.
- MiG-21PD (1966; Izdeliye 23-31/92)
- PD = Podyomniye Dvigateli ("Lifting Engines")
- Демонстратор технологии взлета и посадки, построенный на базе планера МиГ-21ПФМ.
Модернизация – третье поколение (1968–1972 гг.)
[ редактировать ]
- MiG-21M (1968; Izdeliye 96; NATO "Fishbed-J")
- M = Modernizirovannyy ("Modernised")
- Экспортный вариант МиГ-21С с двумя основными отличиями: РЛС РП-22 на МиГ-21С была заменена на более старую РЛС РП-21МА и имела встроенную пушку ГШ-23Л вместо гондолы. В режиме «воздух-воздух» он мог нести только ЗРК ИК-наведения Р-3С на своих четырех пилонах, поскольку вариант SARH, Р-3Р, не был допущен к экспорту. Этот тип также был построен по лицензии в Индии, первый экземпляр, построенный в Индии, был поставлен в феврале 1973 года.
- MiG-21M ( Izdeliye 96A, NATO "Fishbed-J")
- Экспортный вариант для стран Варшавского договора.
- MiG-21MA ( Izdeliye 96A, NATO "Fishbed-J")
- ВВС Чехословакии переименовали свои МиГ-21М, модернизированные с двигателем Туманский Р13-300, в МиГ-21МА, сохранив радар РП-21МА. Некоторые из них позже были переоборудованы радаром РП-22, доведя его до стандарта МиГ-21МФ, и затем получили новое обозначение «МиГ-21МФ».

- MiG-21I (1968; Izdeliye 21-11; "Analog")
- Я = Имитатор («Имитатор»)
- Стенд для разработки конструкции крыла Ту-144 (НАТО «Чарджер») сверхзвукового транспортного .
- МиГ-21К (1969; предложение)
- Это был предложенный вариант МиГ-21 для использования в качестве штурмовика; Предложение Микояна было отозвано перед вторым этапом конкурса, который в конечном итоге выиграл Су -25 .
- MiG-21Sh (1969; "Izdeliye 21-32"; project)
- Sh = Shturmovik
- Это был еще один штурмовик, представлявший собой «слияние» МиГ-21 и МиГ-27; его попеременно называли МиГ-21Ш и МиГ-27Ш. Отменено в связи с более высокими характеристиками МиГ-23/27.
- MiG-21SM (1969; Izdeliye 15/95M; NATO "Fishbed-J")
- S = Sapfir (referring to the Sapfir-21 /RP-22 radar).
- M = Modernizirovannyy ("Modernised")
- Модернизация МиГ-21С с использованием двигателя Р13-300 и встроенной пушки ГШ-23Л, а также значительно обновленного комплекса авионики.
- MiG-21MF (1970; Izdeliye 96F; NATO "Fishbed-J")
- M = Modernizirovannyy ("Modernised"), F = Forsirovannyy ("Uprated [engine]")
- Экспортный вариант МиГ-21СМ с РЛС РП-22 и турбореактивным двигателем Р13-300. Выбор вооружения был расширен за счет добавления Р-60 (НАТО: АА-8 «Тля»), а затем и ЗРК Р-60М с ИК-наведением. Они также были построены по лицензии в Индии компанией HAL как Type 88 .
- МиГ-21МФР (1995 г.)
- R = Razuznavatelen ("Reconnaissance")
- Болгарское местное обозначение МиГ-21МФ, модифицированного для установки блоков разведки после вывода из эксплуатации МиГ-21Ф-13Р.
- МиГ-21МФ-75
- Неофициальное обозначение, используемое в Болгарии, Восточной Германии, Румынии и Чехословакии для обозначения самолетов МиГ-21МФ, поставляемых с приборами кабины, идентичными МиГ-21бис («75» относится к «1975», году, когда они поступили в производство. )
- МиГ-21МФН
- Обозначение ВВС Чехии для МиГ-21МФ, модернизированного авионикой стандарта НАТО.
- МиГ-21ДФ (1969 г.)
- D = Дальномер («Дальномер»), F = Форсированный («Улучшенный»)
- Серийный МиГ-21 (С или СМ), переоборудованный «Квант» для испытаний двигателем Р13Ф2-300 и радиолокационным дальномером . Хотя испытания показали улучшение маневренности, этот вариант не был запущен в производство.
- МиГ-21СМФ (1970 г.)
- S = Sapfir (referring to the Sapfir-21 /RP-22 radar), M = Modernizirovannyy ("Modernised"), F = Forsirovannyy ("Uprated [engine]")
- Испытательный самолет - серийный МиГ-21СМ, оснащенный модернизированным ТРД Р13Ф2-300. Хотя это был прототип новой модели, он так и не поступил в производство.
- MiG-21MT (1971; Izdeliye 96T; NATO "Fishbed-J")
- М = Модернизированный («Модернизированный»), Т = Топливо («Топливо», имеется в виду увеличенный запас топлива).
- Это был МиГ-21МФ с увеличенным запасом топлива. Хотя они были предназначены для экспорта, было построено всего 15 экземпляров, и ни один из них не был экспортирован.

- MiG-21SMT (1971; Izdeliye 50; NATO "Fishbed-K")
- С = Сапфир (имеется в виду РЛС Сапфир-21 /РП-22), М = Модернизированный («Модернизированный»), Т = Топливо («Топливо», имеется в виду увеличенный запас топлива)
- Развитие МиГ-21СМ с увеличенным запасом топлива. Этот вариант легко заметить благодаря более крупному позвоночнику, что делало его непопулярным среди пилотов, поскольку на нем было намного сложнее летать. [ 3 ]
- MiG-21ST ( Izdeliye 50)
- S = Сапфир (имеется в виду РЛС « Сапфир-21 /РП-22»), Т = Топливо («Топливо», имеется в виду увеличенный запас топлива)
- Из-за крайней непопулярности МиГ-21СМТ среди советских пилотов, большинство из них было переоборудовано с меньшим седельным баком МиГ-21бис после того, как этот тип поступил в производство в 1972 году. После переоборудования они были переименованы в МиГ-21СТ и внешне неотличились от МиГ-21СТ. МиГ-21бис.
- MiG-21bis (1972; Izdeliye 75; NATO "Fishbed-L/N")
- Последнее развитие МиГ-21, оснащенное турбореактивным двигателем Туманский Р25-300 и множеством других преимуществ по сравнению с предыдущими типами. МиГ-21бис для советского ПВО (Войска ПВО) были оснащены системой «Лазурь » GCI (НАТО: «Fishbed-L»), а для советских ВВС - системой ИЛС «Полет» (НАТО: «Fishbed-L »). Н").

- MiG-21bis ( Izdeliye 75A; NATO "Fishbed-L")
- Версия, оснащенная «Лазурем» , с несколько иным пакетом авионики, экспортировалась в некоторые страны Варшавского договора. В Болгарии и Восточной Германии они получили обозначение МиГ-21бис-Лазурь .
- MiG-21bis ( Izdeliye 75B; NATO "Fishbed-N")
- Версия с «Полетом» и несколько другим комплектом авионики экспортировалась в некоторые страны Варшавского договора. В Болгарии и Восточной Германии они получили обозначение МиГ-21бис-САУ ( САУ от . «Системы автоматического управления») Этот вариант производился по лицензии HAL в Индии с 1980 по 1987 год.
- МиГ-21бис/Т
- T = версия Разведывательная
- Финское обозначение МиГ-21бис, модифицированного для установки на нем разведывательных капсул.
- МиГ-21МГБТ
- МГБТ = Разведывательная версия
- Финское обозначение МиГ-21бис, модернизированного для разведывательных целей, также оснащенного RWR и активным РЭБ. [ 4 ]
Тренировочные варианты (1960–1968+)
[ редактировать ]- Ye-6U (1960)
- Учебно-тренировочный прототип на базе Е-6Т.
- Е-33 (1965 г.)
- На прототипе Е-6У две женщины, Н.А. Проханова и Лидия Зайцева, установили подряд рекорды высоты. Проханова установила рекорд высоты 24 336 м (79 842 фута) - самую высокую высоту, когда-либо поднимавшуюся женщиной - 22 мая 1965 года, а месяц спустя Зайцева установила рекорд высоты для устойчивого горизонтального полета - 19 020 м (62 401 фут).
- Е-33 (1965 г.)
- MiG-21U (1961; Izdeliye 66-400; NATO "Mongol-A")
- U = Uchebnyy ("Training")
- Двухместный учебный вариант МиГ-21Ф-13.
- МиГ-21У-400
- East German designation for MiG-21U aircraft of izdeliye 66-400.
- МиГ-21У-400
- МиГ-21УР (1961; проект)
- U = Uchebnyy ("Training"), R = Razvedchik ("Reconnaissance")
- Это был нереализованный проект на базе Е-6У, в котором задняя кабина была преобразована в обширный фотоотсек.
- MiG-21U (1965; Izdeliye 66-600; NATO "Mongol-B")
- По сути тот же, что и 66-400, но с широкохордным вертикальным стабилизатором, как на МиГ-21ПФМ.
- МиГ-21У-600
- East German designation for MiG-21U aircraft of izdeliye 66-600.
- МиГ-21У-600
- MiG-21US (1966; Izdeliye 68; NATO "Mongol-B")
- U = Uchebnyy ("Training"), S = Sduv [Pogranichnovo Sloya] ("[Boundary Layer] Blowing")
- Двухместный учебный вариант; модернизация МиГ-21У 66-400 с обдувом закрылков.
- MiG-21US (1966; Izdeliye 68A; NATO Mongol-B")
- Экспортный вариант МиГ-21УС с несколько измененной авионикой.
- MiG-21UM (1968; Izdeliye 69; NATO "Mongol-B")
- U = Uchebnyy ("Training"), M = Modernizovannyy ("Modernised")
- Двухместный учебный вариант МиГ-21МФ. Обозначение Тип 69 ВВС Индии.
Программы обновления
[ редактировать ]
- МиГ-21-2000 г.
- Одноместная версия XXI века для экспортных покупателей. Изготовлено компанией Israel Aerospace Industries . [ 5 ] [ ненадежный источник? ]
- МиГ-21 Лансер

- Версия для ВВС Румынии , модернизированная компанией Elbit Systems израильской Aerostar SA и румынской в 1995–2002 годах. Версия LanceR A оптимизирована для наземных атак и способна доставлять высокоточные боеприпасы восточного и западного происхождения, а также ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, Р-73 и Python III. Версия LanceR B является учебной версией, а версия LanceR C представляет собой версию превосходства в воздухе, оснащенную двумя ЖК-МФД, нашлемным прицелом и боевым радаром Elta EL/M-2032 Air. [ 6 ] [ 7 ]

- МиГ-21бис-Д (D = Dorađen («Модернизированный»))
- Модернизирован в 2003 году компанией Aerostar SA для ВВС Хорватии с некоторыми элементами стандарта LanceR. Модернизирован для совместимости с НАТО, включая систему ILS Honeywell (VOR/ILS и DME), приемник GPS, новую систему IFF и оборудование связи от Rockwell Collins.
- МиГ-21УМД (D = Дораджен )
- Хорватское обозначение четырех МиГ-21УМ, модернизированных для совместимости с НАТО, как и МиГ-21бис-Д.
- МиГ-21-93
- Проект модернизации МиГ-21бис, стартовавший в 1991 году в сотрудничестве РСК «МиГ» , авиазавода «Сокол» и «Фазотрон-НИИР» . Прототип этого варианта совершил первый полет 25 мая 1995 года. Этот вариант был развит в МиГ-21UPG, проданный Индии. [ 8 ]
- МиГ-21УПГ
- Программа модернизации МиГ-21бис для ВВС Индии , разработанная на базе МиГ-21-93. Модернизированные самолеты также известны как «МиГ-21 Зубр». Контракт на модернизацию 125 самолетов ВВС Индии был подписан в январе 1996 года с возможностью модернизации еще 50 самолетов. Первоначально планировалось модернизировать не менее 30 самолетов на заводе «Сокол» в России, но в мае 1998 года контракт был изменен: в России будут модернизированы только два прототипа, а оставшиеся 123 самолета должны были быть модернизированы компанией Hindustan Aeronautics Limited . Насикский завод. Первые два модернизированных самолета были представлены в октябре 1998 года. Серийный этап модернизации проходил в 2001-2008 годах. Модернизация включает в себя капитальный ремонт планера с продлением срока службы на 10 лет. Новый каплевидный фонарь с цельным ветровым стеклом заменяет старый. В кабине новый проекционный дисплей установлен вместе с многофункциональным дисплеем . Элементы управления изменены на Устройство ХОТАС . Добавлен новый автопилот, а также инерциальная навигационная система и GPS- приемники. Самолеты оснащены РЛС «Фазотрон Копьо» («Копье»), разработанной на базе «Жука» и способной одновременно сопровождать восемь целей и поражать две из них. Модернизация МиГ-21УПГ также включает в себя совместимость с новым вооружением класса «воздух-воздух», таким как ракеты Р-27 , Р-77 и Р-73 , последняя из которых может быть оснащена нашлемным прицелом . Среди других новых вооружений — Х-31А противокорабельная ракета и управляемая бомба КАБ-500Кр . соломы / факела На верхней стороне корневой части крыла установлены дозаторы . Старый приемник радиолокационного оповещения заменен разработанным в Индии устройством Tarang и внутренний глушитель . добавлен [ 8 ]
Варианты зарубежного производства
[ редактировать ]Китай (КНР)
[ редактировать ]Варианты МиГ-21 китайского производства имеют обозначение Chengdu J-7 и F-7 (на экспорт). Лишь первоначальный вариант J-7 представлял собой копию варианта МиГ-21, а именно МиГ-21Ф-13. Хотя между Китаем и СССР было достигнуто соглашение о лицензионном производстве МиГ-21 в Китае, политические отношения между двумя странами испортились , в результате чего советская помощь прекратилась. Китайцы реконструировали части нескольких МиГ-21Ф-13, поставленных из СССР, чтобы компенсировать чертежи и документацию, которые еще не были отправлены из СССР во время политического раскола. Все последующие разработки J-7 производились в Китае и отличались от версий советского производства. [ 1 ] Учебно -тренировочный самолет Guizhou JL-9 , впервые совершивший полет в 2003 году, также создан на базе планера МиГ-21. [ 9 ]
Чехословакия
[ редактировать ]В период с 1962 по 1972 год вариант МиГ-21Ф-13 производился по лицензии компанией Aero Vodochody в Чехословакии под названием Aero S-106. Компания Aero Vodochody (тогда Středoceské strojírny, np) построила за этот период в общей сложности 194 самолета под кодовым обозначением Z-159. Он последовал за МиГ-15 и МиГ-19С, построенными на заводе Водоходы в пятидесятые-шестидесятые годы. Единственный отечественный вариант МиГ-21Ф-13 внешне отличался от образцов советской постройки цельным дюралюминиевым обтекателем за фонарем кабины, в отличие от прозрачного на оригинальных советских МиГах. Эти машины строились для ВВС Чехословакии, а также на экспорт. Двигатели Р13-300 были импортированы из Советского Союза.
Индия
[ редактировать ]
Производство МиГ-21 в Индии по лицензии компании Hindustan Aeronautics в Насике началось с МиГ-21ФЛ в 1966 году в четыре этапа, начиная со сборки CKD-комплектов, переходя к узлам сборки, деталям и, наконец, переходя к производству с нуля. 205 МиГ-21ФЛ, получившие обозначение Тип 77 и прозванные Тришул («Трезубец»), были построены в Индии в период с 1966 по 1972 год; первый, полностью построенный из компонентов индийского производства, был доставлен в ВВС 19 октября 1970 года, а первая силовая установка R11F2S-300 индийского производства сошла с конвейера 2 января 1969 года. В 1971 году производство HAL было переключено на улучшенную версию МиГ-21М ( изделие 96), получивший обозначение Тип 88 от HAL ; поскольку этот вариант производился исключительно в Индии, обозначение изделия не применимо. Первый МиГ-21М Тип 88 был поставлен ВВС 14 февраля 1973 года, а последний - 12 ноября 1981 года, всего было построено 158 самолетов. Последним вариантом, произведенным HAL, был МиГ-21бис. Всего в 1977 году из комплектов CKD было построено 75 экземпляров, а к 1984 году еще 220 были построены с нуля. [ 1 ] Несмотря на серию аварий в 1990-е годы, ВВС Индии решили модернизировать около 125 имеющихся на вооружении МиГ-21бис до стандарта МиГ-21UPG. Они могут служить до 2025 года. Первоначальный МиГ-21ФЛ (МиГ-21ПФ или Тип 77) был списан в декабре 2013 года; оставшиеся МиГ-21М (Тип 88) планировалось вывести из эксплуатации к 2015 году. [ 10 ] [ 11 ]
Двигатели
[ редактировать ]Двигатели, используемые в вариантах МиГ-21, указаны в таблице ниже. [ 12 ]
Модель | Двигатель | Тяга – кН (сухой/прогрев) | Тяга – фунт-сила (сухой/разогрев) |
---|---|---|---|
Йе-2 | Микулин АМ-9Б | 25.5/31.9 | 5730/7165 |
Ye-2A/MiG-23 (izd. 63) | Туманский Р-11 | 37.3/50.0 | 8380/ 11240 |
Е-50 | Туманский РД-9 Э + Душкин С-155 | 25.5/32.4 + 37.3 | 5730/7275 + 8380 |
Ye-50A/MiG-23U (izd. 64) | Туманский Р-11Э-300 + Душкин С-155 | 37.3/50.0 + 37.3 | 8380/11240 + 8380 |
Йе-4 | Туманск РД-9Э | 25.5/32.4 | 5730/7275 |
MiG-21 (izd. 65) | Туманский Р-11-300 | ?/49.0 | ?/11020 |
Е-6 | Туманский Р-11Ф-300 | 38.3/56.4 | 8600/ 12680 |
MiG-21F (izd. 72) | Туманский Р-11Ф-300 | 38.3/56.4 | 8600/ 12680 |
MiG-21F-13 (izd. 74) | Туманский Р-11Ф-300 | 38.3/56.4 | 8600/ 12680 |
Ye-6T ("Ye-66") | Туманский Р-11Ф2-300 | 36.8/60.7 | 8258/ 13633 |
Ye-6T ("Ye-66A") | Туманский Р-11Ф2-300 + Севрук С3-20М5А | 36.8/60.7 + ? | 8258/13633 + ? |
Ye-6V | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
Е-7 1-2/МиГ-21П | Туманский Р-11Ф-300 | 38.3/56.4 | 8600/ 12680 |
Йе-7 3–4 | Туманский Р-11Ф2-300 | 38.8/60.0 | 8710/ 13490 |
MiG-21PF (izd. 76, 76A) | Туманский Р-11Ф2-300 | 38.8/60.0 | 8710/ 13490 |
MiG-21FL (izd. 77) | Туманский Р-11Ф-300 | 38.3/56.4 | 8600/ 12680 |
Ye-7SPS, MiG-21PFS (izd. 94) | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
MiG-21PFM (izd. 94, 94A) | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
Е-7Р | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
MiG-21R (izd. 03, 94R, 94RA) | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
МиГ-21Р (поздний 94Р) | Туманский Р-13-300 | 39.9/63.7 | 8970/ 14320 |
Ye-7S | Туманский Р-11Ф2-300 | 38.8/60.0 | 8710/ 13490 |
MiG-21S/SN (izd. 95/95N) | Туманский Р-11Ф2С-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
MiG-21M (izd. 96) | Туманский Р-11Ф2СК-300 | 38.8/60.6 | 8710/ 13610 |
MiG-21SM (izd. 95M/15) | Туманский Р-13-300 | 39.9/63.7 | 8970/ 14310 |
MiG-21MF (izd. 96F) | Туманский Р-13-300 | 39.9/63.7 | 8970/ 14310 |
MiG-21MT/SMT/ST (izd. 96T/50/50) | Туманский Р-13Ф-300 | 39.9/63.7 | 8970/ 14320 |
MiG-21bis (izd. 75/75A/75B) | Туманский Р-25-300 | 40.2/69.6 (97.1*) | 9040/15650 (21825*) |
* = ограниченный (3-минутный) повторный нагрев «дополнительной мощности» на высоте 4000 м (13 120 футов) или меньше.
Вооружение
[ редактировать ]В следующей таблице показаны возможные боекомплекты различных моделей МиГ-21. Число в столбце «пилоны» указывает на количество магазинов, перевозимых на одном пилоне.
Модель | Внутренняя пушка | Центральный пилон | Внутренние пилоны (на каждую точку подвески) | Внешние пилоны (на каждую точку подвески) |
---|---|---|---|---|
Йе-2 | 3х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов | 1 УБ-16-57 16-трубная ракетная установка | н/д | н/д |
Е-2А/МиГ-23 | 3х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов | 1х бак ПТБ-490 490л 1х УБ-16-57 ФАБ-250 ГП 1 бомба |
н/д | н/д |
Е-50А/МиГ-23У | 2х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов | н/д | 1 ОРО-57К 8-трубная ракетная установка | н/д |
Йе-4 | 3х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов | 1 бомба ФАБ-250/500 ГП 1х УБ-16-57 1х бак ПТБ-400 400л |
н/д | н/д |
МиГ-21 | 3х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов | 1 бомба ФАБ-250 ГП 2x ОРО-57К на специальном адаптере 2x TRS-190 HVAR на спаренной пусковой установке 1х АРС-212 неуправляемая ракета 1х ПТБ-400 |
н/д | н/д |
МиГ-21Ф | 1-й 30: 1х НР-30 + 2х НР-23 Остальное: 2х НР-30 с боезапасом 60 выстрелов. |
1х ПТБ-400 | 1х С-21 Овод-М ГДЕ 1х С-24 ГДЕ 1 осколочно-фугасная бомба ОФАБ-100-120 1х ФАБ-100/250/500 ZB-360 1x напалмовый бак |
н/д |
МиГ-21Ф-13 | 1x НР-30 с 60 патронами | 1x ПТБ-490 | 1х К-13/Р-3С ЗРК 1х УБ-16-57У 1х С-24 ГДЕ 1х ФАБ-100/250/500 1x ЗБ-360 |
н/д |
МиГ-21ПФ/ПФС | н/д | 1x ПТБ-490 | 1х К-13/Р-3С 1x РС-2-УС ЗРК 1х УБ-16-57У 1х ФАБ-100/250 |
н/д |
МиГ-21ФЛ | н/д | 1x ПТБ-490 | 1х К-13/Р-3С 1х УБ-16-57У 1х ФАБ-100/250 |
н/д |
МиГ-21ПФМ | н/д | 1x ПТБ-490 1 подвесная пушечная установка ГП-9 с ГШ-23-2 с боезапасом 200 выстрелов |
1х К-13/Р-3С 1x РС-2-США 1х УБ-16-57У 1х ФАБ-100/250 1х Х-66 ПКР |
н/д |
МиГ-21Р | н/д | 1x ПТБ-490/ПТБ-800 800л бак сбросной Type D daylight PHOTINT pod Type N nighttime PHOTINT pod типа R ELINT Модуль Подставка для телевизора типа T СПРД-99 ЯТО Ракета-носитель |
1х Р-3С 1x РС-2-США 1х УБ-16-57УМ 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x напалмовый бак ZB-500 1x Kh-66 |
1x ПТБ-490 1х УБ-16-57УМ 1х ФАБ-100/250/ОФАБ-100 1х С-24 |
МиГ-21С | н/д | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1 пушечная установка ГП-9 1х СПРД-99 |
1x Р-3Р/Р-3С 1x РС-2-США 1x Kh-66 1х УБ-16-57УМ 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ЗБ-500 |
1x ПТБ-490 1x Р-3Р/Р-3С 1х УБ-16-57УМ 1х ОФАБ-100/ФАБ-100/250 1х С-24 |
МиГ-21СН | н/д | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1 пушечная установка ГП-9 1x СПРД-99 1 тактическая ядерная бомба РН-25 |
1x Р-3Р/Р-3С 1x РС-2-США 1x Kh-66 1х УБ-16-57УМ 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ЗБ-500 |
1x ПТБ-490 1x Р-3Р/Р-3С 1х УБ-16-57УМ 1х ОФАБ-100/ФАБ-100/250 1х С-24 |
МиГ-21М | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1х Р-3С 1x РС-2-США 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 |
1х Р-3С 1x РС-2-США 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ПТБ-490 |
МиГ-21СМ | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1x Р-3С/Р-3Р 1х УБ-16-57/УБ-32 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ЗБ-360 1x Kh-66 1х С-24 |
1x Р-3С/Р-3Р 1х УБ-16-57/УБ-32 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ЗБ-360 1x Kh-66 1х С-24 1x ПТБ-490 |
МиГ-21МФ/МТ | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1х Р-3С 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 |
1х Р-3С 2x Р-60 ЗРК на двухрельсовой рейке 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ПТБ-490 |
МиГ-21СМТ/СТ | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1x Р-3С/Р-3Р 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 |
1x Р-3С/Р-3Р 2x Р-60 ЗРК на двухрельсовой рейке 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ПТБ-490 |
МиГ-21бис | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1х Р-3С/Р-3Р/Р-13М 1х Р-55 ЗРК 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1х УБ-32-57У |
1х Р-3С/Р-3Р/Р-13М 1х Р-55 2x Р-60/Р-60М на сдвоенной направляющей 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ПТБ-490 |
МиГ-21 Лансер [ 13 ] | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1x СПРД-99 1x LITENING лазерный целеуказатель 1x recce pod |
1х Р-3С/Р-13М 1х Р-73 1x Питон 3 1x Магия 2 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x Мк82/Мк84 |
1х Р-3С/Р-13М 2x Р-60М на двухрельсовой системе 1х Р-73 1x Питон 3 1x Магия 2 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1x ПТБ-490 |
МиГ-21УПГ | 1х ГШ-23-2Л с боезапасом 200 патронов | 1х ПТБ-490/ПТБ-800 1х СПРД-99 |
1х Р-3С/Р-3Р/Р-13М 1х Р-27Р1 ЗРК 1х Р-55 ЗРК 1x Р-73 ЗРК 1х Р-77 ЗРК 1х ПКР Х-25 МП 1х ПКР Х- 31А/Х-31П 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1х КАБ-500Кр ЛГБ |
1х Р-3С/Р-3Р/Р-13М 1х Р-27Р1 1х Р-55 1х Р-73 1х Р-77 2x Р-60/Р-60М на сдвоенной направляющей 1x Kh-25MP 1x Kh-31A/Kh-31P 1x Kh-66 1х УБ-16-57У 1х С-24 1х ФАБ-100/250/500/ОФАБ-100 1х КАБ-500Кр ЛГБ 1x ПТБ-490 |
Авионика
[ редактировать ]Модель | Радио | МКФ | АПД * | РВР | прицел | Радар ** | УВД Транспондер | GCI Ссылка на командную строку | Радионавигационная система |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
MiG-21 (izd. 65) | РСИУ-4В Клён | SRO-2 Khrom | АРК-5 Амур | СПО-2 Сирена -2 | АСП-5Н-В3 | СРД-1М Конус * | СОД-57 Глобус | Gorizont -1V | – |
MiG-21F (izd. 72) | Р-800 | SRO-2 Khrom | АРК-54Н | СПО-2 Сирена -2 | АСП-5НВ-УИ | СРД-5МН База -6* | СОД-57 Глобус | Gorizont -1V? | – |
MiG-21F-13 (izd. 74) | Р-802 | SRO-2 Khrom | АРК-10 | СПО-2 Сирена -2 | АСП-5НД | СРД-5НД Квантум * | СОД-57М Глобус -2 | Gorizont -1V? | – |
MiG-21PF (izd. 76) | РСИУ-5В | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-54И | СПО-2 Сирена -2 | ИПК | РП-9-21 (партии 1–6); РП-21 (7 об) | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | – |
MiG-21PF (izd. 76A) | РСИУ-5 | SRO-2 Khrom | АРК-10* | СПО-2 Сирена -2 | ИПК | РП-9-21 | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | – |
MiG-21FL (izd. 77) | РСИУ-5Г | СРО-1 | АРК-10* | СПО-2 Сирена -2 | ИПК | Р1Л | СОД-57М Глобус -2 | ? | – |
MiG-21PFM (izd. 94) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-2 Сирена -2 | ИПК | РП-21М | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | Искра |
MiG-21PFM (izd. 94A) | РСИУ-5 | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-10* | СПО-2 Сирена -2 | ИПК | РП-21МА | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | Искра |
MiG-21R (izd. 03/94R) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-3 Сирена -3 | ИПК | РП-21М | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | Искра |
MiG-21R (izd. 94RA) | РСИУ-5 | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-10 | СПО-3 Сирена -3 | ИПК | РП-21МА | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | Искра |
MiG-21S/SN (izd. 95/95N) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-10 | АСП-ПФ-21 | РП-22 («Сапфир») | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' -M | ? |
MiG-21M (izd. 96) | РСИУ-5 | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-10 | SPO-3 Sirena -3M | АСП-ПФД | РП-21МА | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' | ? |
MiG-21SM (izd. 95M/15) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-10 | АСП-ПФД | РП-22 | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' -M | ? |
MiG-21bis ( PVO ; izd. 75) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-10 | АСП-ПФД-М | РП-22М | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' -M | никто? |
MiG-21bis ( VVS ; izd. 75) | РСИУ-5В | СРЗО-2М Хром- Никель | АРК-10 | СПО-10 | АСП-ПФД-М | РП-22М | СОД-57М Глобус -2 | никто | РСБН-4Н |
MiG-21bis (izd. 75A) | РСИУ-5 | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-10 | SPO-3 Sirena -3M | АСП-ПФД | РП-21М | СОД-57М Глобус -2 | ARL-S Lazur ' -M | никто? |
MiG-21bis (izd. 75B) | РСИУ-5 | SRZO-2 Khrom-Nikel ' | АРК-10 | SPO-3 Sirena -3M | АСП-ПФД | РП-21М | СОД-57М Глобус -2 | никто | РСБН-2Н |
Примечания к таблице: * ADF = автоматический пеленгатор; звездочка в названии означает отсутствие модуля DME. ** = Звездочка в названии указывает на дальномерный прибор.
Общие характеристики вариантов МиГ-21 приведены ниже:
Specifications (Mikoyan-Gurevich MiG-21PFM)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 14,5 м (47 футов 6,86 дюйма) (с Пито)
- Размах крыла: 7,154 м (23 фута 5,66 дюйма)
- Высота: 4,125 м (13 футов 6,41 дюйма)
- Площадь крыла: 23,0 м 2 (247,3 кв. футов)
- Полная масса: 7800 кг (17195 фунтов)
- Силовая установка: 1 Туманский Р11Ф2С-300 , тяга 38,74 кН (8710 фунтов силы) насухая, 60,54 кН (13610 фунтов силы) на форсаже.
Производительность
- Максимальная скорость: 2175 км/ч (1385 миль в час, 1204 узла)
- Максимальная скорость: 2,05 Маха.
- Дальность действия: 1670 км (1037 миль, 901 миль)
- Практический потолок: 19 000 м (62 335 футов)
Вооружение
- 1 пушечная установка ГП-9 с 23-мм пушкой ГШ-23 плюс
- 2х ЗРК К-13А (Р-3С) или
- 2 бомбы по 500 кг (1102 фунта)
Specifications (Mikoyan-Gurevich MiG-21bis)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 15,0 м (49 футов 2,5 дюйма) (с Пито)
- Размах крыла: 7,154 м (23 фута 5,66 дюйма)
- Высота: 4,125 м (13 футов 6,41 дюйма)
- Площадь крыла: 23,0 м 2 (247,3 кв. футов)
- Вес пустого: 5339 кг (11770 фунтов)
- Полная масса: 8725 кг (19235 фунтов)
- Силовая установка: 1 Туманский Р25-300 , тяга 40,21 кН (9040 фунтов силы) насухая, 69,62 кН (15650 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2237 км/ч (1468 миль в час, 1276 узлов)
- Максимальная скорость: 2,05 Маха.
- Дальность действия: 1210 км (751 миль, 653 миль) (внутреннее топливо)
- Практический потолок: 17 800 м (58 400 футов)
- Скорость набора высоты: 225 м/с (44 280 футов/мин)
Вооружение
- 1 внутренняя 23-мм пушка ГШ-23 с боекомплектом 250 снарядов
- 4х К-13А/М или 6х ЗРК «Молния Р-60» ЗРК или 4х Р-3Р САРХ
- 2 бомбы по 500 кг (1102 фунта)
Технические характеристики (Микоян-Гуревич МиГ-21-93)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 14,5 м (47 футов 6,86 дюйма) (с Пито)
- Размах крыла: 7,154 м (23 фута 5,66 дюйма)
- Высота: 4,125 м (13 футов 6,41 дюйма)
- Площадь крыла: 23,0 м 2 (247,3 кв. футов)
- Полная масса: 8825 кг (19425 фунтов)
- Силовая установка: 1 Туманский Р25-300 , тяга 40,21 кН (9040 фунтов силы) насухая, 69,62 кН (15650 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2228 км/ч (1468 миль в час, 1276 узлов)
- Максимальная скорость: 2,05 Маха.
- Дальность действия: 1210 км (751 миль, 653 миль) (внутреннее топливо)
- Практический потолок: 17 800 м (58 400 футов)
- Скорость набора высоты: 225 м/с (44 280 футов/мин)
Вооружение
- 1 внутренняя 23-мм пушка ГШ-23 плюс
- 2х Р-27Р1 или Р-27Т или 4х Вымпел Р-77 или 4х Р-60М или Р-73Э ЗРК или
- 2 бомбы по 500 кг (1102 фунта)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гордон, Ефим. Микоян МиГ-21 (Знаменитый российский самолет). Хинкли: Мидленд, 2008. ISBN 978-1-85780-257-3 .
- ^ «Э-50/1, Э-50/2, Э-50/3» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 30 января 2011 г.
- ^ «Версии МиГ-21 — MiG-21.de» . www.mig-21.de . Проверено 16 февраля 2020 г.
- ^ МиГ-21 в ВВС Финляндии, Юрки Лаукканен, стр.98.
- ^ "МиГ-21, 2000 г. Истребитель наземного штурма, Россия". Airforce-Technology.com. Дата обращения: 1 декабря 2010 г.
- ^ «Обновление программы модернизации МиГ-21 Лансер» . Архивировано из оригинала 20 октября 2011 г. Проверено 30 января 2011 г.
- ^ «Модернизации — МиГ-21.de» . www.mig-21.de .
- ^ Перейти обратно: а б "[Новости] МиГ-21 Бизон; последний из могикан?" . Красный Самовар . 6 марта 2019 г.
- ^ Вэй, Бай (сентябрь 2011 г.). «Китайский горный орел взлетает». Ежемесячник ВВС (282). Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing: 79. ISSN 0955-7091 .
- ^ Симха, Ракеш Кришнан (27 июня 2014 г.). «Су-30МКИ — запасной истребитель Индии» . Отчет о России и Индии . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Трансформация IAF: происходит, но задержка с MMRCA вызывает беспокойство» . Индия Стратегическая . Октябрь 2013. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Мюллер, Хольгер. «Двигатели МиГ-21». я-21.de. Дата обращения: 1 декабря 2010 г.
- ^ «МиГ-21 Лансер — ВВС Румынии» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 г. Проверено 15 апреля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андертон, Дэвид А. Североамериканский F-100 Super Sabre. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 1987. ISBN 0-85045-662-2 .
- Бонифаций, Роджер. Летчики-истребители Северного Вьетнама: отчет о боях с 1965 по 1975 год. Гамлингей, Сэнди, Великобритания: Authors On Line, 2005. ISBN 978-0-7552-0203-4 .
- Бутовски, Петр (июнь 1995 г.). «Un MiG-21 inconnu» [Неизвестный МиГ-21]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (305): 40–42. ISSN 0757-4169 .
- Гордон, Ефим. Микоян-Гуревич МиГ-15: истребитель-долгожитель Советского Союза в Корейской войне . Хинкли: Мидленд, 2001. ISBN 1-85780-105-9 .
- Гордон, Ефим. Микоян МиГ-21 (Знаменитый российский самолет). Хинкли: Мидленд, 2008. ISBN 978-1-85780-257-3 .
- Герцог, Хаим. Война Искупления. Бостон: Литтл Браун и компания, 1975. ISBN 0-316-35900-9 .
- Мишель III, Маршалл Л. Клэшес; Воздушный бой над Северным Вьетнамом 1965–1972 гг. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1997, 2007. ISBN 1-59114-519-8 .
- Мишель III, Маршалл Л. 11 дней Рождества. Нью-Йорк: Книги встреч, 2002. ISBN 1-893554-27-9 .
- Поллак, Кеннет М. Арабы на войне: военная эффективность, 1948–1991. Лондон: Bison Books, 2004. ISBN 0-8032-8783-6 .
- Спик, Майк (март – май 1992 г.). «Индюк или чистокровный?». Любитель воздуха . № 45. С. 24–35. ISSN 0143-5450 .
- Топерцер, Иштван. МиГ-21 частей Вьетнамской войны (боевой самолет Osprey, 29). Оксфорд: Паб Osprey, 2001. ISBN 1-84176-263-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список всех истребителей МиГ-21, используемых ВВС Польши.
- MiG-21.de
- МИГ-21 Fishbed от Russian Military Analysis
- МиГ-21 FISHBED от Global Security.org
- МиГ-21 Fishbed от Global Aircraft
- Кубинский МиГ-21
- Кубинский МиГ-21 в Анголе
- Авиационный форум, участники которого предоставили фотографии МиГ-21.
- Warbird Alley: страница МиГ-21 - Информация о частных МиГ-21.
- Африканские МиГи, в том числе МиГ-21.
- Mig Alley США, Aviation Classics, Ltd Рино, Невада