Не работает
В иудаизме недер [ произношение? ] ( обет , множественное число недарим [ произношение? ] ) — это своего рода обет или клятва. Недер может заключаться в совершении какого-либо действия в будущем (однократно или регулярно) или воздержании от определенного вида деятельности по выбору человека. Концепция недера и связанный с ней еврейский закон описаны в начале парашаха Матота.
Законы
[ редактировать ]Недер – это устное заявление , сделанное самим человеком, в котором объект становится запрещенным для человека, дающего обет. Таким образом, человек создает запрет ( иссур ), имеющий статус библейского закона ( Деораита ), как гласит Тора :
- Когда человек дает обет ( йидор недер ) Всевышнему или приносит клятву ( хишавА’шевуах ), налагающую на себя запрет ( леесор иссар ), он не должен осквернять своего слова; все, что вышло из его уст, он должен сделать. [ 1 ]
Из фразы «он должен сделать» раввины сделали вывод, что существует положительная заповедь исполнять сказанное, а также отрицательный запрет не осквернять свое слово.
Слово «недер» упоминается в Пятикнижии 33 раза , 19 из которых встречаются в Книге Чисел . [ 2 ]
Иудаизм считает силу слова очень сильной. [ 3 ] Именно речь отличает людей от животных и способна многое сделать, к лучшему или к худшему. Из-за силы недера и того факта, что если оно сделано, оно должно быть обязательно выполнено, многие благочестивые евреи практикуют говорить «бли недер» после заявления о том, что они что-то сделают, что означает, что их заявление не является верным. обязательный недер в случае, если они не смогут выполнить свое обещание из-за непредвиденных обстоятельств. [ 4 ]
Самый распространенный способ создания недера - это устное произношение. Но по некоторым мнениям, совершение поступка три раза подряд сродни недеру. [ 5 ]
Разница между недером и шевуа
[ редактировать ]Слово «недер» часто переводится на английский и другие языки как « обет », тогда как шевуа часто переводится как « клятва », хотя ни одно английское слово точно не описывает ни одно из этих слов. [ 6 ]
Недер может быть обещанием запрета или лишения ( недер иссар , например: «Пусть мне будут запрещены все бобы на тридцать дней») или посвящением Храму ( недер хедеш , например: «Я обещаю принести всесожжение "). [ 7 ] [ 8 ] Последний случай запрещает передачу предмета лицу, совершившему недер, и обязывает его передать его новому «владельцу». Таким образом, общим для любого недера является то, что он применим к объекту, а не к человеку. Когда в залог дается конкретный объект, недер также называется недава , посвящение, это имя во Второзаконии. 12:17; пример: «Это [животное] будет всесожжением». [ 7 ]
Напротив, упомянутый выше тип шевуа (называемый мудрецами шевуат битуи , שבעת ביטוי) (и отличающийся от «клятвы» в свидетельских показаниях и юриспруденции, также называемый шевуа ). [ 9 ] Это декларация, в которой человек делает заявление, обязывающее себя совершить позитивный поступок или воздержаться от каких-либо действий, как в отношении прошлых, так и будущих событий. [ 10 ] [ 11 ] Шевуа – это требование к человеку, а не к предмету. Пример: «Я не буду есть бобы в течение тридцати дней».
Причины недарима
[ редактировать ]Еврейский народ традиционно готовил недарим по разным причинам. (некоторые из них приведены ниже для дополнительной иллюстрации).
Личное благочестие
[ редактировать ]Некоторые недаримы созданы из-за близости к Богу и личной жизни. преданность. Недер – это способ посвятить себя Торе и мицвот и религиозная практика. [ 12 ] обычно Например, цадик , достигший очень высокого уровня в практике Торы, устанавливает новые правила в своей жизни.
Благодарность
[ редактировать ]Недарим иногда создают из благодарности Богу за то, что он был получатель какой-либо формы доброты от руки Бога, такой как чудо. Например, тот, чья жизнь была спасена от клинической смерти мог бы сделать новый недер как обязательство перед Богом.
Личное совершенствование
[ редактировать ]Тот, кто хочет улучшить себя, может сделать недер, чтобы измениться. свое поведение к лучшему. [ 13 ]
Во времена нужды
[ редактировать ]Некоторые евреи во времена отчаяния делали недарим в надежде, что Бог ответят на их молитвы в обмен на взятые на себя обязательства. По сути, они «торгуются» с Богом, чтобы удовлетворить свои нужды. встретились. [ 14 ] Например, женщина, которая неспособность иметь детей может заставить недера отдать определенную сумму благотворительность, если ей повезло иметь детей.
Назорей недер
[ редактировать ]Распространенным типом недера является назорей . Недер быть Назорей на определенный период времени, а иногда и на всю жизнь для любого из вышеописанные причины. [ 15 ] Назорей обязан воздерживаться от употребления алкогольных напитков или продукты из винограда, стрижка волос или контакт с трупами, включая ближайших родственников.
Annulment (hatarat nedarimАннулирование
[ редактировать ]Как правило, недер настолько силен, что его невозможно сломать, и это является авейрой ( грехом). По этой причине лучше не заводить недер вообще, чем сделать недер и не сохранить его. [ 16 ] Но бывают случаи, когда Галаха допускает разрушение недера.
Недер может быть аннулирован либо бейт-дином (судом еврейского закона, состоящим как минимум из трех взрослых мужчин), либо единолично Талмид-хахамом ( Торы знатоком ). Либо нужно спросить человека, который первоначально заключил недер, почему они теперь хотят аннулировать свой недер. Если можно найти веский аргумент в пользу освобождения этого человека от его клятвы, клятва отменяется.
Недарим от женщин
[ редактировать ]Согласно Торе, недер, произнесенный замужней женщиной или женщиной, «все еще живущей в доме своего отца», может быть «запрещен» ее мужем или отцом соответственно, если они того пожелают, но только в тот день, когда они услышат обет. [ 17 ] В противном случае недер может не сломаться. Недер вдовы или разведенного также является обязательным после произнесения. [ 17 ]
Тот факт, что недер со стороны женщины так легко может быть признан недействительным со стороны мужчины, подвергся критике со стороны некоторых современных феминисток, хотя другие видят в этом доброту в иудаизме по отношению к женщинам. Согласно последней точке зрения, в браке это средство поддержания гармонии между супругами, требующее от женщины обсудить недер со своим мужем, прежде чем вступить в него. [ 18 ]
Высокие праздники
[ редактировать ]Традиционно во время великих праздников все недаримы аннулируются, чтобы освободить всех лиц от ответственности в случае их невыполнения. Сначала они аннулируются накануне Рош ха-Шана , а затем чтением Коль Нидре в начале Йом Кипура . [ 19 ]
Обычной практикой является то, что группы людей, такие как члены семьи или миньян, вместе просят об аннулировании. Но тот, кто не в состоянии сделать это, может положиться на Коль Нидре общины, которая читается от имени всех евреев. [ 20 ]
Благодаря отмене Высшего праздника могут быть аннулированы следующие типы недаримов: [ 21 ]
- Исполнение добровольной заповеди
- Практика, выходящая за рамки заповедей Торы, в которой планировалось выполнять недер на неопределенный срок.
- Практика, которая выполнялась три раза подряд.
- Недер раздавать цдаку
Все аннулированные недаримы должны быть теми, о создании которых человек не помнит. Если кто-то помнит, что сделал недер, он должен прочитать его как минимум трем взрослым мужчинам, знакомым с законами определенного типа недера. [ 22 ]
Процедура
[ редактировать ]Аннулирование праздников имеет обычный текст и процедуру, которые заключаются в следующем. Сначала человек просит аннулировать все обеты, обещания или запреты, в которых он клялся, «когда я бодрствовал или спал», «будь то вопросы, касающиеся денег, тела или души»... Трибунал отвечает, произнося три раза: «Пусть все будет разрешено тебе, пусть все будет прощено тебе, пусть все будет разрешено тебе. Не существует ни клятвы, ни клятвы, ... или проклятия. Но существуют прощение, прощение и искупление». ." Затем человек завершает кратким заявлением: «С этого момента я отменяю все обеты и все клятвы… которые я приму на себя, будь то наяву или во сне… с этого момента я заранее сожалею о них и объявите, что все они будут совершенно недействительны...» [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Числа 30:3
- ^ Сокровищница ключевых библейских слов Холмана: определение 200 греческих и 200 еврейских слов ... Юджин Э. Карпентер, Филип Уэсли Комфорт, страница 200
- ↑ «Сокровище с Синая», Нахман Закон, стр. 182.
- ^ Женский комментарий к Торе: новые идеи женщин-раввинов о 54-м году ... под редакцией Элиз Гольдштейн, стр. 317
- ^ Рекомендации: триста наиболее часто задаваемых вопросов о Йомим Нораим Элозор Барклай, Ицхок Йегер, стр. 23
- ↑ «Живая Тора», раввин Арье Каплан, Паршат Матот.
- ^ Jump up to: а б Мишне Тора Недарим 1:1-2
- ^ http://www.jewishencyclepedia.com/articles/14738-vows Еврейская энциклопедия 1906 года: ОБЕТЫ
- ^ Mishneh Torah, Shevu'ot 1:1
- ^ Лев. 5:4-10
- ^ «Общество Алеф. Пусть мои люди знают» . 16 июля 2010 г.
- ^ Обеты в еврейской Библии и Древний Ближний Восток. Тони В. Картледж, страницы 27–28.
- ^ Сокровище с Синая Нахмана Закон, стр. 183
- ^ Обеты в еврейской Библии и Древнем Ближнем Востоке. Тони В. Картледж, страницы 25–26.
- ^ Обеты в еврейской Библии и Древний Ближний Восток Тони В. Картледж, страницы 18–23
- ^ Сокровищница ключевых библейских слов Холмана: определение 200 греческих и 200 еврейских слов ... Юджин Э. Карпентер, Филип Уэсли Комфорт, страница 200
- ^ Jump up to: а б Числа 30:4-6
- ^ Женский комментарий к Торе: новые идеи женщин-раввинов о 54-м ... под редакцией Элиз Гольдштейн, стр. 318-20
- ^ Рекомендации: триста наиболее часто задаваемых вопросов о Йомим Нораим Элозор Барклай, Ицхок Йегер, стр. 21
- ^ Рекомендации: триста наиболее часто задаваемых вопросов о Йомим Нораим Элозор Барклай, Ицхок Йегер, стр. 22
- ^ Рекомендации: триста наиболее часто задаваемых вопросов о Йомим Нораим Элозор Барклай, Ицхок Йегер, стр. 23
- ^ Рекомендации: триста наиболее часто задаваемых вопросов о Йомим Нораим Элозор Барклай, Ицхок Йегер, стр. 24
- ^ Шерман, Носсон и др., The Complete ArtScroll Machzor: Рош ха-Шана (Ашкенази) (1985, Бруклин, Mesorah Publ'g), стр. 2–5; Махзор Ринат Исроэль: Рош ха-Шана (Ашкенази) (1979, Иерусалим) с. 13–14; Нулман, Мэйси, Энциклопедия еврейских молитв (1993, Нью-Джерси, Джейсон Аронсон), стр. 302 св «Шимеу на Рабботай». Оно до сих пор встречается во многих православных молитвенниках. Однако он не встречается в махзоре Бирнбаума, сефардском махзоре Орот, махзоре Адлера и некоторых других (возможно, потому, что это индивидуальный, а не коллективный ритуал).