Бон
Общая численность населения | |
---|---|
Предварительный контакт - не менее 500. [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Языки | |
Бунвуррунг язык , английский | |
Религия | |
Австралийская мифология аборигенов | |
Связанные этнические группы | |
Woiwurrung , Wathaurong , Taungurong , Djadjawurrung |
Boonwurrung , [ 2 ] [ 3 ] Также написано Бунуронг или Бун Вуррунг , являются аборигенами нации Кулина , которые являются традиционными владельцами земли от реки Верриби до мыса Уилсонса в австралийском штате Виктория . Их территория включает в себя часть того, что сейчас является городом и пригородом Мельбурна . назвали их в западном порту или в Порт -Филиппе Первые поселенцы , и они были в союзе с другими племенами в стране Кулин, имея особенно прочные связи с народом Вурунджери .
Зарегистрированная партия аборигенов, представляющая народ Бунвуррунг, является корпорацией аборигенов Бунуронга .
Язык
[ редактировать ]Boonwurrung -один из языков Кулина и принадлежит семье Пама-Наунган . [ 4 ] Этноним , иногда используемый в ранних работах для обозначения Bunwurrung, а именно Bunwurru , происходит от слова Bu: n , что означает «нет» и wur: u , обозначение либо «губы», либо «речи». [ 5 ] Это указывает на то, что на языке Boonwurrung нельзя говорить за пределами их страны - территории их клана. [ 6 ]
Страна
[ редактировать ]
Люди Бунвуррунг - это преимущественно соленые люди , чьи земли, воды и космос охватывали около 3000 квадратных миль (7800 км 2 ) территории вокруг Западного Порт -Бэй и полуострова Морнингтон . Его западная граница была установлена в Верриби . На юго -востоке он простирался от Mordialloc до Anderson Inlet , до мыса Уилсона . Внутренние его границы достигли хребтов Данденонга и бежали на восток до окрестности Уоррагула . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
«Не увидел ничего, кроме травянистого, открытого леса, много жевательной резинки и дикой вишни. Увидел, где коренные жители расположились,
Много деревьев забило, где они поднялись на опоссумы. ... Есть стада лесного кенгуру чрезвычайно большие, Небольшой расстояние от поселения, также стая эму на западных равнинах пятьдесят и шестьдесят в движении. … Страна С помощью которой я путешествовал по реке соленой воды (Марибирнонг), похожий на парк, а трава кенгуру была
Принципал, деревья Шео-Оак, Плетно, Желухочинка. Видел синий цветок, колючий вид. Многочисленные старые родные хижины ».
- Джордж Робинсон 1836. Журналы Джорджа Августа Робинсона, главного защитника, аборигенового протектората Порт -Филиппа.
В июне 2021 года корпорация аборигенов земельного совета Бунуронга и корпорация по культурному наследию Wurundjeri Woi Wurrung , оба зарегистрированных партии аборигенов , согласились с переосмыслением их традиционных границ, разработанных Викторийским Советом по наследию аборигенов . Новая пограничная пробега проходит через город с запада на восток, а КБР , Ричмонд и Боярышник включали в землю Вурунджери, а также Альберт -Парк , Сент -Килда и Колфилд на земле Бунуронг. Было решено, что Маунт Коттрелл , место резни в 1836 году с по меньшей мере 10 жертвами Ватаурунга, будет совместно управлять линией 160 м (520 футов). [ 9 ] Однако эти новые границы оспариваются некоторыми народами Wurundjeri и Boonwurrung, в том числе Н'Аарвит Кэролин Бриггс из Boonwurrung Land и Sea Council. [ 10 ]
В убеждении Boonwurrung их территория была вырезана создателем Ло-Эрн , когда он перешел из Ярры Флэтс в его последнее место отдыха в Вамуне и, как хранители этой Марра-не-бик страны и выучить свой язык, если новички должны были войти в свою землю без вреда. [ 11 ]
Клановые структуры
[ редактировать ]Сообщества состояли из шести групп, принадлежащих к земле, называемым кланами , которые говорили на языке Boonwurrung и были связаны с помощью культурных и взаимных интересов, тотков, торговых инициатив и брачных связей. У каждого был арвит или лидер клана. [ 12 ]
Кланы:
- Yalukit-Willam : к востоку от реки Верриби до Сент-Килды
- Mayone-Bulluk: Cart Swamp
- Нгарк-Уиллам: Брайтон , Мордиаллок , Данденонг и район от горы Марты до горы Элиза .
- Yallock-Bullock: бас-река и торадин .
- Boonwalitation-Buluk: Point Nepean To Cape Sknank .
- Йоуэнджерре: река Тарвин . [ 13 ]
Доступ к другим кланам к земле и ресурсам (таким как Birrarung или река Ярра ) иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; Если река или ручей регулярно ловил рыбалку в течение всего сезона рыбалки, а рыбные принадлежности были опущены, рыбалка была ограничена или полностью остановлена кланом, которому принадлежал этот ресурс, пока рыба не получила возможность восстановиться. В течение этого времени другие ресурсы использовались для еды. Это гарантировало постоянное использование доступных им ресурсов. Как и в большинстве других территорий Кулина, наказания, такие как копья, были применены на нарушителях. [ Цитация необходима ]
Boonwurrung Moiethies классифицировали людей как Bunjil , то есть Eaglehawk или Waang , а именно ворон . [ 14 ]
История и культура
[ редактировать ]Традиционная жизнь
[ редактировать ]Информация о традиционной жизни была передана бенвуррунгами из одного поколения в другое, а также была записана европейскими поселенцами и администраторами. [ 6 ]
Клан Ялукит-Уиллама в Boonwurrung были полуномадическими охотниками, которые переехали в сезонные источники пищи на своей территории, чтобы воспользоваться сезонно доступными продовольственными ресурсами. Их охотничье оборудование и методы были очень развиты для окружающей среды, и они имели подробные знания о своей стране. Это знание было передано от одного поколения в другое. Они должны были работать только около пяти часов в день. [ 6 ] Собаки были важны и церемониально похоронены. [ 15 ]
У людей с бунвуррунгом есть устные истории, которые подробно рассказывают о наводнении залива Порт-Филлип-Бэй десять тысяч лет назад. Границы территории Бунвуррунг определяются дальнейшими наводнениями 5000 лет назад. До этого залива была заполнена и проходима пешком, а на людях Буррунга охотились на кенгуру и опоссумы. [ 6 ]
Еда и охота
[ редактировать ]Yalukit-Willam потратил бы до нескольких недель в одном месте, в зависимости от воды и питания. Основные лагеря часто были установлены рядом с постоянной пресной водой, оставляя археологические доказательства мест, где они жили. Эти археологические сайты включают в себя поверхностные рассеяния, средние раковины , изолированные артефакты и захоронения. [ 6 ]
Мужчины были основными охотниками. Они охотились на кенгуру, опоссумы, крысы кенгуру, бандикуты, вомбаты и ящерицы. Они также поймали рыбу и угрей и собирали моллюски. Некоторые люди Boonwurrung совершали сезонные поездки на каноэ на французский остров , где они могли собирать яйца лебедей. [ 16 ] В прибрежных и болотных районах было много птиц, в том числе уток и лебедей. Были обильные угря, ябби и рыба в каменных ручьях и ручьях Корору, а также реку Ярра. Мужчины были экспертами в копье угрей, а Робинсон отмечает в своем дневнике в 1841 году, двое мужчин, ловя 40 фунтов угря «за очень короткое время». Побережье предоставило рыбу соленой воду, мидии, куклы и маленькие крабы. [ 6 ]
Женщины были в основном сборщиками. Мурнунг (или Ям Дейзи) была любимой едой. Другими были Черная Престяниница , Прат Вишни, местную вишню , яблоки кенгуру и различные грибы. Мурнанг вырос весь год, лучше всего съел весной. Клубки собирали в огромных количествах в струнных мешках. Свежий Murnong может быть съеден в сыром виде, или, если менее свежий, Murnong может быть жареным или выпеченным в приземлениях. Мурнанг растут в больших количествах вдоль ручья Корорут и других ручьев в этом районе и покрывал равнину на запад. [ 6 ] Эти поля Мурнун были уничтожены введением овец. Ученый Брюс Паско приписывает широко распространенные поля Муррнона в определенных районах активному сельскохозяйственному хозяйству со стороны аборигенов. [ 17 ] Женщины собирали большое количество головастиков, которые были приготовлены под слоем горячих углей. [ 6 ]
Дневник Робинсона описывает, как Ялукит-Уиллам поймал эмус и сдержал их динго.
Когда туземцы хотят убить эму, они поднимают вишневое дерево перед днем с большим копьем и положив количество
Вишня в определенном месте под деревом скрывает себя выше с ясным местом, чтобы они могли утопить копье. В день рассвет, слышат, что эму, исходящий от шума, и если это дерево, на котором они были до того, как они уверены
Прийти снова, когда они начнут есть, а затем родной копье через них. ... увидел несколько диких собак в поселении, принадлежащем к стране. ... аборигены связывают переднюю ногу своих собак, чтобы они не сбились с пути, вместо того, чтобы забрасывать их вокруг шеи, как мы. В местном лагерь я увидел двух собак, связанных таким образом.
- Джордж Робинсон, 1840. Журналы Джорджа Августа Робинсона, главного защитника, аборигенового протектората Порт -Филиппа.
Раннее европейское вторжение
[ редактировать ]Первоначальный контакт был связан в феврале 1801 года, когда лейтенант Мюррей и его команда из Леди Нельсона вышли на берег для пресной воды возле современного Сорренто . Осторожный обмен копьями и каменными осями на рубашки, зеркала и стальный топор закончился, когда экипаж леди Нельсон запаниковал, что привело к летее копья, снимкам мушкета и использованию пушки корабля , ранив нескольких бегущих людей. [ 18 ] В следующем месяце капитан Милиус из французского корабля «Натуралист» , в экспедиции Боудина , танцевал один на пляже на западном порту для туземцев, в гораздо более мирном контакте. [ 18 ]
Незадолго до и перекрывая период британского разведки и поселения, Бунвуррунг участвовал в долгосрочном споре с народом Гунай/Курная из Гиппсленда . По словам Уильяма Барака , последнего традиционного старейшины из народа вурунджери , конфликт был спором по поводу ресурсов, что привело к тому, что тяжелые жертвы были понесены бунвуррунгом. Многие рейды Gunnai произошли в похищении женщин Boonwurrung. Yowengerra была почти полностью уничтожена к 1836 году, в основном в результате нападений Гунай. [ 19 ] В течение 1833–34 годов около 60–70 человек Бунуронга, если отчет был правильно истолкован, мог быть убит во время рейда Гунай, когда они разбили лагерь к северу от болота Карруру Кэрруру . [ 20 ]
Лишенность
[ редактировать ]
Люди Бунвуррунг, живущие в основном вдоль Порт -Филиппа и Западного Побережья Порта, могли пострадать от своих средств к существованию европейских охотников за печатью . Похищение герметиков женщин-бунвуррунг и доставленное на островки бас-пролива и Тасмания, возможно, вызвало межпюльсенные конфликты, и, по аналогии, это также может применяться к Бунвуррунге, прибрежные места которого посещали герметики. [ 21 ] В отчете Жюля Дюмонта Д'Урвилла в 1830 году приписано отсутствие Boonwurrung на острове Филипп , который был лагерем для герметиков, как из -за поведения последнего. [ 22 ] Еще в 1833 году девять женщин Woiwurrung и Boonwurrung, а также мальчик, йонка Йонка, были похищены и перевернуты на базы острова бас -пролив. [ 23 ] Контакт с герметизами подвергли бы прибрежных племен европейским заболеваниям, и это оказало бы сильное влияние на демографию, а также экономические и социальные связи, связывающие народы Wurundjeri и Boonwurrung, как и возможные последствия инфекционных заболеваний, сокращающихся от этих герметей. [ 1 ]
Джеймс Флеминг, одна из партии геодезисера Чарльза Граймса в Хмс Камберленд, которая исследовала реку Марибирнонг и реку Ярра до падения Дайтс в феврале 1803 года, сообщили о шрамах с малой оспой на нескольких аборигенах, которых он встретил, предполагая, что эпидемия малой оспы могла бы ослабить. Через племена вокруг Порт -Филиппа до 1803 года сокращение населения. [ 24 ] Брум выдвигает, что две эпидемии оспы уничтожали популяцию племен Кулина, возможно, убивая половину каждый раз в 1790 -х годах и снова около 1830 года. [ 25 ] [ А ] Эта теория была оспорена, однако, современными историческими диагностами, которые утверждают, что наблюдаемые симптомы в ранней этнографической литературе совместимы с импетиго и стригуй . [ 26 ]
Одним из заметных человек во время европейского урегулирования в Виктории был Дерримут , старейшина Бунвуррунг, который сообщил ранним европейским поселенцам в октябре 1835 года о предстоящей атаке кланов из группы Woiwurrung . Колонисты вооружились, и атака была предотвращена. Бенбоу и Биллибелляр из Вурунджери также действовали, чтобы защитить колонистов в рамках своей обязанности гостеприимства. Позже Дерримут стал очень разочарованным и умер в доброжелательном убежище в возрасте около 54 лет в 1864 году. Несколько колонистов построили надгробие в Дерримут на кладбище в Мельбурне в его честь. [ Цитация необходима ]
К 1839 году Boonwurrung был сокращен до 80–90 человек, причем только 4 из 19 детей в возрасте до четырех лет, от вероятного до контакта с населением более 500 человек. К 1850 году защитник Уильям Томас оценил всего 28 человек, живущих на земле Бунвуррунг. [ Цитация необходима ]
В 1852 году Boonwurrung были выделены 340 гектарами (840 акров) в Mordialloc Creek, в то время как Woiwurrung набрал 782 гектара вдоль Ярры в Уоррандайте. Заповедники из аборигенов никогда не укомплектовались белыми и не были постоянными лагерями, но действовали как распределительные складки, где были распределены рационы и одеяла, и намерение было удержать племена от растущего поселения Мельбурна. [ 27 ] Совет по защите аборигенов отменил эти два резерва в 1862–1863 годах, учитывая их теперь слишком близко к Мельбурну. [ 28 ]
В марте 1863 года, после трех лет потрясений, выжившие лидеры Кулина, среди которых Саймон Вонга и Уильям Барак , возглавляли Форти Вурунджери, Таунгурунг (река Гоулберн) и Бонвуррунг на людей над черной шпорой и присел на традиционное лагерь на Бэджер -Крик рядом с Healesville и запросил право собственности на сайт. Это стало станцией Coranderrk , названной в честь слова Woiwurrung для викторианского рождественского куста . [ 29 ] Корандерк был закрыт в 1924 году, и его пассажиры были перемещены на озеро Тайерс в Гиппсленде . [ 30 ]
Закон и война
[ редактировать ]Большая вражда существовала, в частности, между Бунвуррунгом и Восточным Гунай, которые впоследствии считались ответственными за сыграть роль в резком сокращении населения племени. [ 31 ]
Травма или смерть члена племени обычно приводили к конференции для оценки фактов, и, где мыслить незаконную, была взята месть. [ 32 ] В 1839 году, после того, как один или два Boonwurrung/Woiwurrung были убиты, партия из 15 человек уехала в Джилонг , чтобы ответить против злоумышленников, Ватаурунга . [ 33 ] В 1840 году Бунвуррунг убедился, что человек из племени в Эхуке использовал колдовство, чтобы посвятить смерть одного из их воинов, чье имя было исполнено, в то время как кость опоссума выброшена после еды Бунвуррунга, и заключено в кости ноги кенгуру. , был жарен. Вскоре после этого погиб мужчина из Бунвуррунга, и племя отомстило себя с первым племен Эхука, который затем приехал на их территорию. [ 3 ] Он был организован из уст в уста, проходящего от Эчуки через Нирабабалук и Вурунджери , чтобы собрать справедливость в Мерри -Крик . Девять или десять из убитых родственников племен Эхука бросали копья и бумеранги в воин Бунвуррунг, вооруженный щитом, пока он не был ранен в бокат тростником. Старейшина другого, наблюдающего племя, Барабабараба , назвал это днем, испытание закончилось, и все они отмечали грандиозную корбори. [ 34 ]
Boonwurrung Dreaming
[ редактировать ]
- Бунджил и историю творения: Бунджил - дух Создателя Кулина.
- История творения Birrarung : формирование реки Бирарунг.
Примечательные люди
[ редактировать ]
- Джек Чарльз (1943–2022), актер. [ 35 ]
- Дерримут (ок. 1810 - 28 мая 1864 г.), Арвит - директор Boonwurrung.
- Кэролин Бриггс А.М.
- Луиза Бриггс
- Мари Кларк (художник)
Альтернативные имена
[ редактировать ]- Boonerwrung [ 36 ]
- Бунурон
- Бунуронг, Бунвурнг, Бунверунг, Бонурунг и Буруронг [ 37 ]
- Отступанный
- Преднару, Путмару
- Турунг (восточный племенный экзонивый для Bunjurong, что означает тигровые змеи , метафора, указывающая на подлый способ, который они устанавливают засаду против восточных племен.)
- Тотурин ( термин Gunai для « Черной змеи» , используемый для нескольких западных племен бунвуррунг. [ 5 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Следует, что в некоторых викторианских племенах, таких как в районе Лоддона, появление оспы было связано с S -змеем, Mindye , чья злость может быть вызвана колдунами для причинения вреда людям. Ранний колонист писал: «Предполагается, что любая чума будет вызвана Минье или некоторыми из ее малышей. Я не сомневаюсь, что в прошлом поколениях была ужасная чума холеры или черной лихорадки, и что Ветер в то время, или какое-то другое появление с северо-запада вызвало это странное существо ». ( Thomas 1898 , с. 84–85, 89–90)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Gaughwin & Sullivan 1984 , p. 88
- ^ Блейни 2013 , с. 8
- ^ Jump up to: а беременный Howitt 2010 , с. 338.
- ^ Диксон 2002 , с. XXXV.
- ^ Jump up to: а беременный в Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Clark & Briggs 2011 .
- ^ Кларк 1995 , с. V, карта.
- ^ Howitt 2010 , с. 127
- ^ Данстан 2021 .
- ^ Эдди, Рэйчел (1 июля 2021 года). «Традиционные владельцы, формализованные в новых границах, охватывающих центральный Мельбурн» . Возраст . Получено 29 августа 2022 года .
- ^ Барвик 1984 , с. 114
- ^ Барвик 1984 , с. 117
- ^ Clark & Heydon 2004 , p. 9
- ^ Гансон 1968 , с. 5
- ^ «MS 204 - Diary & Papers Samuel Rawson 1831-1857 стр. 10 и 11» . Национальная библиотека Австралии . Получено 29 августа 2022 года .
- ^ Грейден, Кристина (2010). «Люди Бунрунга» . pidhs.org.au . Остров Филиппа и районное историческое общество . Получено 29 августа 2022 года .
- ^ Паско 2018 , с. [ страница необходима ] .
- ^ Jump up to: а беременный Broome 2005 , с. 3–6.
- ^ Барвик 1984 , с. 119
- ^ Clark & Heydon 2004 , p. 32
- ^ Pressander 1994 , p. 40
- ^ Gaughwin & Sullivan 1984 , p. 82
- ^ Брум 2005 , с. 5–6.
- ^ Shillinglaw 1879 , p. 28
- ^ Брум 2005 , с. 7–9.
- ^ Барвик 1984 , с. 116, n.17.
- ^ Брум 2005 , с. 106–107.
- ^ Брум 2005 , с. 126–127.
- ^ Кларк 2015 , с. 19
- ^ Кларк 2015 , с. 3
- ^ Gaughwin & Sullivan 1984 , p. 83.
- ^ Howitt 2010 , с. 336ff ..
- ^ Кларк 2015 , с. 163, N.101.
- ^ Howitt 2010 , с. 338–340.
- ^ Munro 2014 .
- ^ Boon Wurrung Foundation 2013 .
- ^ Кларк 1990 .
Источники
[ редактировать ]- "О нас" . Boon Wurrung Foundation. 6 августа 2013 года . Получено 20 августа 2022 года .
- Барвик, Дайан Э. (1984). МакБрид, Изабель (ред.). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904». История аборигенов . 8 (2): 100–131. JSTOR 24045800 .
- Барвик, Лора (2005). «Бриггс, Луиза (1836–1925)» . Австралийский словарь биографии . Melbourne University Press.
- Блейни, Джеффри (2013). История Виктории (2 -е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-29277-2 .
- Брум, Ричард (2005). Аборигены викторианцы: история с 1800 года . Аллен и Unwin . ISBN 978-1-74114-569-4 .
- Консервирование, Шон; Тиле, Фрэнсис (февраль 2010 г.). Культурное наследие и историю коренных народов в столичной зоне расследования Мельбурна: доклад в Викторианский совет по экологической оценке (PDF) . Австралийское управление культурным наследием. С. 1–48.
- Чедвик, Винс (28 января 2013 г.). «План действий по поддержке коренных адвокатов Виктории» . Возраст . Получено 3 января 2019 года .
- Кларк, Ян; Бриггс, Кэролин (2011). Yalukit-Willam: первые люди залива Хобсонса (PDF) . Городской совет Хобсонса.
- Кларк, Ян Д. (1990). Языки аборигенов и кланы: исторический атлас западной и центральной Виктории, 1800–1900 . Департамент географии и экологических наук, Университет Монаш. ISBN 978-0-909685-41-6 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы в ландшафте: реестр мест убийства в Западной Виктории, 1803–1859 (PDF) . Ааатис . С. 135–139. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (2015). Взгляд на чернокожих: история туризма на станции аборигенов Coranderrk, 1863–1924 . Уолтер де Грютер . ISBN 978-3-110-46824-3 .
- Кларк, Ян Д .; Хейдон, Тоби (2004). Изгиб в Ярре: история станции протектората Мерри Крик и школы аборигенов Мерри Крик 1841–1851 . Аборигеновые исследования пресса . ISBN 978-0-855-75469-3 .
- «Разговоры с Ричардом Фидлером» . ABC Radio. 1 февраля 2016 года.
- «Станция аборигенов Coranderrk» . Аргус . № 9, 428. Мельбурн. 1 сентября 1876 г. с. 7 Получено 28 августа 2017 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Тол. 1. Кембриджский университет издательство . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Данстан, Джозеф (26 июня 2021 года). «Рождение Мельбурна уничтожило границы Бунуронг и Вурунджери. 185 лет спустя они были перерисованы» . ABC News . Получено 1 июля 2021 года .
- Фелс, Мари Хансен (2011). «Я преуспел один раз»: протекторат аборигенов на полуострове Морнингтон, 1839–1840 (PDF) . Ану Пресс . ISBN 978-1-921-86212-0 .
- Говин, Дениз; Салливан, Хилари (1984). МакБрид, Изабель (ред.). «Границы аборигенов и движение в западном порту, Виктория» (PDF) . История аборигенов . 8 (1): 80–98. ISSN 0314-8769 .
- Гансон, Ниль (1968). Хорошая страна: Крэнбурн Шир . FW Cheshire.
- Howitt, Alfred William (2010) [впервые опубликовано 1904]. Родные племена юго-восточной Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-00632-3 .
- МакГоу, Джанет; Пьерис, Анома (2014). Сборка центра: архитектура для местных культур: Австралия и за ее пределами . Routledge . ISBN 978-1-317-59894-7 .
- Манро, Кейт (14 августа 2014 г.). «Актер Джек Чарльз: бурная жизнь украденного ребенка» . Хранитель .
- Паско, Брюс (2018). Dark EMU: абориген Австралия и рождение сельского хозяйства (новое изд.). Брум, Западная Австралия. ISBN 978-1-921248-01-6 Полем OCLC 1038067363 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Presland, Gary (1994) [впервые опубликовано 1985]. Абориген Мельбурн. Потерянная земля народа Кулина . Макфи Гриббл . ISBN 978-0-869-14346-9 .
- Presland, Gary (1997). Первые жители западного региона Мельбурна . Harriland Press. ISBN 978-064633150-8 .
- Шоу, Агл (2003). История района Порт -Филиппа: Виктория до разделения . Melbourne University Press . ISBN 978-0-522-85064-2 .
- Шиллинглоу, Джон Джозеф (1879). Исторические записи Порт -Филиппа: первые анналы колонии Виктории (PDF) . Мельбурн: Дж. Феррес. С. 15–30 - через интернет -архив .
- Томас, Уильям (1898). «Письмо 14. Отчет об аборигенах» (PDF) . В невесте Томас Фрэнсис (ред.). Письма от викторианских пионеров . Мельбурн: правительственный принтер Роберта С мозга. С. 84–100 - через интернет -архив .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Австралийское национальное университетское издательство . ISBN 978-0-708-10741-6 .