Религия оджибве
Религия оджибве — традиционная индейская религия народа оджибве . Это практикуется в основном на северо-востоке Северной Америки, в общинах оджибве в Канаде и США. Эта традиция не имеет формального руководства или организационной структуры и демонстрирует множество внутренних различий.
Центральное место в религии оджибве занимают могущественные духовные существа, называемые манитук . Они бывают разных форм, каждая из которых имеет различное отношение к человечеству. Среди наиболее известных — анимикики или громовые птицы , которые приносят бури и обычно помогают людям, а мишебешу — подводные и подземные змеи, чья деятельность часто вредна. В религии оджибве успешная жизнь — это та, которая заручилась поддержкой влиятельных манитуков , часто посредством предоставления подношений, таких как табак. Религиозные практикующие оджибве проходят поиски видений как средство установления отношений с маниту , который становится их покровителем; До 20-го века почти каждый мужчина-оджибве предпринимал этот поиск видения, когда достигал половой зрелости. Еще одним важным аспектом религии оджибве является мидевивин , общество, ритуалы которого связаны с манитуками для наблюдения за исцелением.
один из алгонкинских Оджибве, народов, изначально вели образ жизни охотников-собирателей . В этом контексте отношения с Манитуком считались решающими для обеспечения поставок продовольствия. Первые контакты с европейцами-христианами произошли в 17 веке, когда несколько римско-католических среди общин оджибве было основано миссий. В 19 веке появились протестантские миссии и окончательное ограничение проживания многих оджибве в резервациях. Здесь оджибве в большей степени подверглись воздействию христианства , и многие элементы религии оджибве, такие как мидевивин и поиски видений полового созревания, существенно пришли в упадок. Воодушевленные Движением американских индейцев , в 1960-х и 1970-х годах были предприняты усилия по возрождению традиционной религии оджибве. В конце 20-го века практики оджибве находились под все большим влиянием других индейских религий, особенно религий лакота .
Определение и классификация
[ редактировать ]
Оджибве — народ , говорящий на алгонкинском языке . [ 1 ] Вместе с народами Одава (Оттава) и Потаватоми они образуют конфедерацию под названием «Три огня» . [ 2 ] Термин оджибве был принят как собирательное существительное в девятнадцатом веке. [ 3 ] и, вероятно, происходит от алгонкинского слова ojib («сморщенный»), которое часто интерпретируется как отсылка к сморщенному шву на мокасинах , которые традиционно носят оджибве. [ 4 ] Альтернативное написание очипве также привело к тому, что оджибве иногда называют чиппева, особенно в Соединенных Штатах. [ 4 ] Многие оджибве называют себя анишнабегами, хотя этот термин обычно также охватывает все народы, говорящие на алгонкинском языке. [ 5 ] некоторые члены первой группы предпочитают оджибве Анишнабегу и . [ 6 ]
Религия оджибве считается религией аборигенов. [ 7 ] Поскольку культура оджибве традиционно передается устно, [ 8 ] религия не имеет текстового канона. [ 9 ] У него нет догмы, [ 10 ] и поэтому существуют различия в его верованиях и практике. [ 11 ] Многие из его ритуалов со временем изменились. [ 12 ] с приверженцами, открытыми для адаптации своих убеждений и практик в соответствии с мечтами и видениями. [ 13 ] Религии коренных американцев в более широком смысле всегда адаптировались в ответ на изменения окружающей среды и взаимодействие с другими сообществами. [ 14 ] при этом оджибве переняли влияние как других групп коренных американцев, так и американцев европейского происхождения. [ 13 ] Таким образом, религия оджибве больше не существует в той форме, которую практиковали оджибве, когда они были обществом охотников-собирателей до контакта с европейцами. [ 15 ]
Как и в случае с коренными американцами в целом, [ 16 ] среди оджибве религия является полностью интегрированной стороной жизни и культуры. [ 17 ] Многие оджибве предпочитают описывать свои традиционные верования и практики как «наш путь» или «наш образ жизни», а не как «религию». [ 18 ] Оджибве обычно склонны к целостному взгляду на религию. [ 19 ] Традиционные мировоззрения оджибве очень похожи на мировоззрения других народов, говорящих на алгонкинском языке. [ 20 ] Религия оджибве особенно похожа на религию народа одава. [ 21 ] хотя они также имеют много общих религиозных и культурных элементов с такими группами, как Потаватоми, Меномини и Кри . [ 22 ]
Многие оджибве сочетают традиционную религиозную деятельность с приверженностью христианству, обычно католицизму, приравнивая христианского Бога к традиционному оджибвийскому персонажу Китче Маниту. [ 23 ] В некоторых случаях они переняли христианские верования и образы и включили их в традиционную космологию оджибве. [ 13 ] Другие останутся приверженцами только одной из двух религий. [ 24 ] В языке оджибве нет коренных слов, синонимов английского термина «религия» . [ 17 ] Два оджибвийских термина иногда использовались примерно одинаково; namhwin или anamiewin означает что-то вроде «молитвы» и используется для описания христианской религии, тогда как mnidooked , что означает почитание мнидуга или манитука , используется для описания отношения и действия, связанных с традиционной религией оджибве. [ 17 ]
Убеждения
[ редактировать ]Оджибве традиционно не проводят дихотомию между естественным и сверхъестественным. [ 25 ]
Теология и манитук
[ редактировать ]В частном порядке охотники и рыбаки искали покровительства и прощения у манитусов (тайн), которые управляли животными и птицами; а знахари и знахари использовали мистерии, чтобы придать целебную силу травам, которые использовались в их препаратах. Публично люди проводили ритуалы и церемонии, способствующие праведной жизни; обратился к Китче Маниту и божествам с просьбой о благословении; или возносили благодарение за дичь и обильный урожай.
— Оджибвийский писатель и лингвист Бэзил Джонстон [ 26 ]
Религия оджибве считается политеистической . [ 27 ] Он утверждает, что человеческое существование зависит от поддержания отношений с могущественными существами, манитук или манидуг (единственное число маниту или маниду ). [ 28 ] [ а ] Их называют «духами». [ 31 ] или «духовные существа», [ 32 ] в то время как религиовед Тереза С. Смит называла их «силовыми существами оджибвийского космоса». [ 5 ] Самыми могущественными из этих манитуков были четыре ветра, подводные змеи, громовые птицы, хозяева различных видов животных, виндиго и Нанабуш. [ 33 ] Помимо этого, существует более широкий спектр менее мощных манитуков . [ 33 ]
Манитуки часто визуально изображаются на свитках миде . [ 34 ] Также считается, что они обладают метаморфическими способностями принимать различные формы. [ 35 ] Как и традиционные оджибве-охотники-собиратели, манитуки , как полагают, часто перемещаются, иногда в соответствии с предписанными тропами или сезонами, а иногда и неожиданным образом. [ 36 ] Примером движения маниту по заданному шаблону является Нингобианонг, вечерняя звезда. [ 36 ] Манитук действуют в соответствии со своими потребностями и желаниями; [ 37 ] хотя их мотивы аналогичны человеческим, они обладают гораздо большей силой. [ 38 ] Оджибве могут интерпретировать события в окружающем мире как вызванные действиями манитука . [ 39 ] Человеческие отношения с разными манитуками различаются: на некоторых смотрят с любовью, а на других - с ужасом. [ 38 ] Некоторые манитуки могут нанести вред человеку, [ 40 ] а тех, кого считают особенно опасными, таких как Мишебешу или вендиго, называют матти-маниту (злой маниту ). [ 41 ]
Люди могут строить личные отношения с определенным маниту . [ 42 ] Исторически сложилось так, что молодые люди оджибве должны были пройти поиск видения вокруг полового созревания с намерением установить отношения с определенным манитуком , который стал бы их опекуном на всю жизнь. [ 43 ] Ритуал — ключевое средство взаимодействия с манитуком . [ 44 ] В свою очередь, манитук может помочь людям, обеспечив им успех на охоте, на войне или в преодолении колдовства. [ 45 ] Традиция оджибве учит, что манитуки могут общаться с людьми посредством снов и видений. [ 46 ] Таким образом, последний считается очень важным среди оджибве. [ 13 ] Через сны манитук может даровать дары исцеления или силы, исторически часто являвшиеся навыками охоты. [ 47 ] По этой причине манитуков также называют паваганак (посетители снов), особенно среди северных оджибве. [ 48 ] Если человек встретит во сне нежелательную маниту , то он иногда будет царапать язык кедровым ножом. [ 49 ]
Китче Маниту, Нанабуш и Четыре Ветра
[ редактировать ]Считается, что ни один маниту не имеет верховной власти над другими. [ 38 ] Его имя означает «великий маниту ». [ 50 ] Китче Маниту (Гичи-Маниду) — существо-творец, но считается, что он практически не участвует в человеческих делах. [ 51 ] Его часто называют «Мастером жизни». [ 52 ] фигура не имеет традиционного пола. [ 53 ] Считается, что Китче Маниту посылает сообщения оджибве через орлов, внешний вид и движения которых можно интерпретировать соответствующим образом. [ 54 ] Иногда символизируется солнцем, [ 55 ] в одной традиционной интерпретации небо — это рука Китче Маниту. [ 56 ] С момента появления христианства многие оджибве приравнивали эту фигуру к христианскому Богу. [ 57 ] Историк Кристофер Весси предположил, что имя Китче Маниту, возможно, на самом деле было придумано христианами, и, подчеркивая отсутствие упоминаний об этой фигуре в ранних источниках, предполагает, что представление о верховном божестве-создателе оджибве было христианским нововведением. [ 58 ] И наоборот, Джон Купер утверждал, что такое божество-творец существовало среди северных алгонкинских народов до контакта с европейцами. [ 59 ] и к концу 20 века многие оджибве считали, что Китче Маниту был частью их аборигенных традиций до контакта. [ 50 ]
В некоторых историях он представлен как посланник Китче Маниту. [ 60 ] Нанабуш – культурный герой оджибве. [ 61 ] Фигура, заметная в космологии различных алгонкинских народов, [ 60 ] его имя существует в различных формах у оджибве, включая Нанабожо, Нанапус и Менабожес, а его также называют Великим Кроликом или Большим Белым Зайцем. [ 62 ] Его часто представляют как сына человеческой матери и отца -маниту , последний часто идентифицируется как Западный или Северный Ветер. [ 60 ] Согласно преданиям оджибве, Нанабуш научил людей охотиться и ловить рыбу, открыл дикий рис и изобрел снегоступы . [ 63 ] В то же время он был обманщиком , способным быть жадным или жестоким. [ 63 ] Согласно одному из предположений, Нанабуш отправился на запад, спасаясь от прибытия европейских поселенцев, при этом некоторые оджибве утверждали, что теперь он образует скальное образование «Спящий гигант» в Тандер-Бей . гавани [ 64 ] Хотя Нанабуш был важной фигурой в мифологии оджибве, он редко служил личным опекуном, и ему не часто приносили подношения. [ 65 ]
Четыре ветра — это манитуки , живущие в четырех углах мира, [ 33 ] их зовут Вобун, Зигвун, Нингобианонг и Бебон. [ 66 ] Иногда они воспринимаются как четыре отдельные сущности, а иногда как части одного и того же существа. [ 67 ] Согласно мифологии оджибве, их разместил Нанабуш по сторонам света. [ 67 ] Оджибве исторически стремились повлиять на четыре ветра, чтобы они действовали в свою пользу, например, не позволяя им дуть слишком резко летом, что позволяло оджибве безопасно ловить рыбу на озерах, или поощряя резкий северный ветер зимой, тем самым ужесточая климат. корку снега, что облегчает охоту на оленей. [ 33 ]
Анимика
[ редактировать ]Одной из наиболее известных групп манитуков являются анимикики (единственное число анимики ), громовые птицы или громовержцы. [ 68 ] У северных оджибве, а также у народа кри их еще иногда называют пинесиваками . [ 69 ] Верования Громовых птиц не являются уникальными для оджибве и встречаются среди многих групп коренных американцев, особенно среди общин сиу. [ 70 ] Традиционно они воспринимаются как напоминающие орлов. [ 71 ] хотя они тоже принимают человеческий облик, иногда с крыльями, [ 72 ] и демонстрируют человеческую социальную организацию. [ 73 ] Традиция оджибве гласит, что о прибытии анимикиков сигнализирует гроза. [ 70 ] явление, распространенное в северной части Великих озер с конца весны до зимы. [ 74 ] Среди оджибве распространено убеждение, что они как народ переживают грозы чаще, чем любая другая группа. [ 74 ]

Гром рассматривается как форма общения анимикиков , которая иногда понятна людям. [ 75 ] Некоторые оджибве рассказывают, что они могут различать отдельных громовержцев по звукам, которые они издают. [ 49 ] Согласно традиции оджибве, анимикики летают по небу, чтобы охотиться на своего врага, подземного подводного манитука , которого затем пожирают. [ 76 ] Обычно считается, что громовые птицы прилетают с запада. [ 67 ] хотя среди северных групп оджибве говорят, что они пришли с юга. [ 77 ] живут Считается, что анимикики в гнездах на вершинах гор, включая горы Ла-Клош и гору Маккей недалеко от Тандер-Бей . [ 78 ] при этом различные оджибве утверждали, что видели эти гнезда, сделанные из больших камней, расположенных в виде неглубоких чаш. [ 79 ] Анимикеки живут семейными группами. [ 80 ] молодые громовержцы иногда ведут себя со своими молниями неуправляемо и разрушительно. [ 80 ]
Анимикики , бросают молнии, чтобы убить змей [ 81 ] но также считается, что они бросают на землю небольшие сферические грозовые камни, которые затем обеспечивают людям защиту от силы штормов. [ 82 ] Если в дерево ударила молния, оджибве может поискать такие камни у его основания. [ 83 ] Оджибве часто проявляют уважение к анимикекам , называя их дедушками; [ 84 ] они часто приносят им подношения во время охоты на птицу. [ 81 ] Христианские оджибве часто приравнивают анимикека к Святому Духу , используя их изображение вместо изображения голубя, который в христианской иконографии традиционно обозначает эту форму Бога. [ 85 ]
Мишебешу
[ редактировать ]
Другой известный манитук — Мишебешу , термин, который обозначает как единственное мифическое существо, так и термин во множественном числе для его проявлений и спутников. [ 86 ] Хотя имя «Мишебешу» буквально означает «Великая Рысь», существо обычно изображается не как кошка, а как чудовищная змея, обычно с рогами, которая, как полагают, обитает в основном в воде. [ 87 ] Весси предположил, что в какой-то момент доисторической эпохи они были двумя отдельными сущностями, позже объединенными в одну. [ 88 ]
Самым известным изображением этой фигуры является пиктограмма на скале Агава на северном берегу озера Верхнее , созданная до 1850 года. [ 89 ] Считается, что медь выделяется из тела Мишебешу, особенно из его рогов. [ 90 ] Между громовержцами и Мишебешу идет бесконечная борьба, [ 91 ] с бывшей охотой и поеданием гигантских змей. [ 92 ] Есть также редкие свидетельства того, что мишебешу одержали победу в этих столкновениях. [ 93 ] Согласно одной истории оджибве, все змеи произошли от Мишебешу, созданного, когда в него давным-давно ударила молния. [ 94 ]
Оджибве традиционно боятся Мишебешу, демонстрируя отношение, отличное от осторожности и уважения, оказываемых анимикекам . [ 95 ] Мишэбешу опасны, хотя и не злы ; [ 96 ] они несут ответственность за возникновение штормов и, таким образом, затягивание людей на смерть в реках и озерах, [ 97 ] за превращение земли в зыбучие пески или болото под ногами людей, [ 95 ] и за кражу младенцев. [ 98 ] Согласно преданиям, Мишэбешу может путешествовать между разными озерами через сеть подземных туннелей. [ 99 ] Многие оджибве избегают приближаться к некоторым озерам, особенно летом. [ 100 ] Когда им действительно нужно пересечь воду, например, чтобы порыбачить, они часто умилостивляют его. [ 101 ] Подношения ему в основном состоят из табака. [ 102 ] хотя исторически ему также предлагали медь и приносили в жертву собак. [ 103 ]
Истории о манитуках исторически рассказывались только зимой, когда вода замерзала. Это произошло потому, что существовали опасения, что обсуждение Мишебешу побудит их проявиться, что могло оказаться опасным для рассказчика. [ 104 ] Также по этой причине оджибве часто избегают произносить вслух имя Мишебешу, вместо этого обращаясь к нему с такими описаниями, как «этот монстр» или «большая змея». [ 105 ] Есть также записи XIX века о том, как некоторые оджибве строили свои кровати на деревьях, полагая, что это поможет им не видеть сны о подземном Мишебешу. [ 106 ] Несмотря на угрозу, исходящую от Мишебешу, он мог выступать в роли опекуна человека и обеспечивать его лекарствами. [ 88 ] хотя к нему обращаются только самые могущественные и смелые целители-оджибве. [ 107 ]
Другой манитук
[ редактировать ]Зима представлена старым воином - маниту Бебоном, а лето — младшим маниту Зигвуном, и эти двое постоянно борются за девушку. [ 108 ] Различные манитуки служат хозяевами разных природных существ и видов. [ 109 ] Владельцы манитуков крупных млекопитающих, на которых традиционно охотились оджибве, таких как медведи и олени, были важной частью религии оджибве; умиротворение этих субъектов было необходимо для обеспечения успеха охоты. [ 110 ] Другие манитуки были владельцами определенных мест, например, бассейнов и водопадов. [ 110 ]
Виндиго — антропоморфные каннибалы, угрожающие съесть людей. [ 111 ] символизирующий зиму и голод, который она может принести. [ 112 ] Виндиго . когда-то был человеком, но в конечном итоге трансформировался после того, как поглотил свою семью [ 113 ] Согласно преданиям оджибве, человек мог стать виндиго, если был прожорливым. [ 114 ] если бы они были прокляты колдуном или если бы они получили виндиго в качестве своего личного опекуна. [ 115 ] Поскольку они считаются угрожающими, оджибве часто считают необходимым убить виндиго, и существуют различные зарегистрированные свидетельства о том, как люди сражались с виндиго или убивали людей, которые, как они подозревают, превращаются в них. [ 111 ] Алгонкинские народы, такие как оджибве, считают каннибалов особой опасностью, поскольку они одержимы потреблением, не обращая внимания на родство или благодарность. [ 116 ] Иногда считается, что виндиго вселяется в людей, чего другие манитуки делают редко. [ 117 ]
Паагак . или Пакак — летающий скелет в преданиях оджибве [ 60 ] Мемегвесиваг которые — волосатые карликовые манитуки, , как полагают, живут среди скал или в изрезанных берегах рек. [ 60 ]
Мифология, космогония и космология
[ редактировать ]Мифология оджибве передается устно. [ 118 ] Он отображает схожие мотивы и темы с историями других алгонкинских народов, но также имеет отличительные черты, такие как особое внимание к охоте. [ 119 ] Эти мифы могут быть гибкими и адаптироваться к меняющимся ситуациям; [ 120 ] они впитали в себя влияние других групп коренных народов и христиан, изменились благодаря эстетическим предпочтениям рассказчиков и были основаны на личных видениях оджибве. [ 121 ] Многие оджибве считали свои священные мифы буквальным изложением истории. [ 122 ] хотя знание о них, как сообщается, уменьшилось в 20 веке, и к этому моменту некоторые оджибве рассказывали о них только «нерешительно и со смущением». [ 123 ] Оджибве традиционно проводили различие между обычными историями о живых людях и священными историями о манитуках . [ 124 ] В районе реки Северн их называли типасимовинак и канатипасимовинак соответственно, хотя среди юго-восточных оджибве их вместо этого называли дбааймовин и аадсукаан . [ 105 ] Мифические повествования иногда записывались на пиктограммах , служивших мнемоническими устройствами, помогающими людям вспомнить их. [ 119 ]
Традиционная космогония оджибве представляет собой версию повествования о ныряльщике с Земли . [ 125 ] У оджибве эта космогоническая история существует в различных формах, хотя и имеет некоторые общие черты. [ 126 ] В этих историях обычно утверждается, что когда-то жили аадизукаанаг («первоначальные люди»), которые ходили обнаженными и ничего не делали; Затем Китче Маниту отправила к ним гонца, чтобы научить их различным вещам. В некоторых версиях этим посланником является Нанабуш, хотя в других он пришел позже. [ 127 ] Затем Нанабуш отправился на охоту с волками, одним из которых был его внук Чибиабос. После того, как водяной змей Манитук убил Чибиабоса, Нанабуш убил главного змея. Они преследовали его, желая отомстить, и поэтому он забрался на высокое дерево на горе. Они затопили Землю, чтобы добраться до него; Затем Нанабуш отправил ондатру нырнуть на дно, чтобы собрать почву, из которой Нанабуш образовал новую Землю. [ 128 ] Некоторые современные оджибве считают эту космогонию буквальным описанием своей истории; они отвергают археологические и генетические данные , указывающие на то, что коренные американцы происходят от доисторических азиатских мигрантов . [ 129 ]
В соответствии с этим мифом традиционная космология оджибве утверждает, что мир людей представляет собой остров, окруженный водой. [ 130 ] Этот остров был образован Нанабушем и водолазами после великого потопа. [ 131 ] Космология оджибве также включает веру в многоуровневый космос с разными слоями, управляемыми разными манитуками . [ 132 ] Тем не менее иерархия этих слоев различается у разных религиозных деятелей оджибве. [ 133 ] Выше человеческого царства находится царство громовых птиц. [ 36 ] Под землей находится подземный мир, куда в конечном итоге попадают мертвецы. [ 35 ] По некоторым сведениям, подземный мир или определенный его слой являются обратной стороной Земли. [ 35 ] Эта космология отмечена четырьмя направлениями, которые являются обителью ветров и их духов-покровителей, громовой птицы-манитука. [ 134 ] Каждый квартал имеет свой цвет: восток — желтый, юг — красный, запад — черный, север — белый. [ 134 ] Направления, и особенно четыре стороны света, имеют большое значение в космологии оджибве. [ 4 ]
Дух и загробная жизнь
[ редактировать ]Существуют некоторые различия в деталях верований оджибве относительно человеческой идентичности. [ 135 ] Как и многие другие группы коренных американцев, они традиционно считали, что у человека несколько душ. [ 135 ] Один из них находился в сердце и отвечал за оживление тела и обеспечение человека интеллектом, памятью и сознанием. [ 136 ] Другая душа была способна отделиться от тела и отправиться в путешествие, особенно во время сна. Эта путешествующая душа помогала человеку вести человека, например, если он охотился. [ 137 ] Среди северных оджибве эту странствующую душу называли откатчаквином . [ 138 ] В 1980-х годах Кристофер Весси отметил, что большинство оджибве приняли христианскую веру в единую, единую душу. [ 139 ]
Согласно религии оджибве, после телесной смерти первая душа человека отправлялась прямо в загробную жизнь, но их путешествующая душа становилась призраком и некоторое время оставалась возле могилы, прежде чем отправиться в загробную жизнь. [ 137 ] В преданиях оджибве обычно считалось, что царство загробной жизни существует на юге или западе, расположенное либо на уровне, либо над царством людей; это был не преступный мир. [ 140 ] По традиции, им правит Нанабуш или его брат-волк. [ 140 ] Нечеловеческие люди также отправлялись в загробный мир после телесной смерти. [ 140 ] Чтобы добраться до него, дух должен пересечь реку на спине змеи. Если они падают в воду, их дух уничтожается навсегда или они превращаются в рыбу или жабу. [ 141 ] В загробной жизни духи танцуют и создают северное сияние . [ 141 ] Знание об этой загробной жизни приписывают призракам, которые общаются с живыми, или людям, часто находящимся в коме или серьезно больным, которые рискнули отправиться в загробную жизнь, но вернулись. [ 141 ]
Весси отметил, что к концу 20-го века многие оджибве, в том числе те, кто не был христианами, приняли заимствованную христианами идею о том, что существует отдельная загробная жизнь для тех, кто в своей жизни был хорошим и плохим. [ 142 ] Традиционно традиционное убеждение оджибве заключалось в том, что люди будут вознаграждены или наказаны за свои действия в их нынешней жизни, а не в загробной жизни. [ 143 ]
Духи умерших редко обладают силой манитука . [ 139 ] Некоторые оджибве верят, что духи умерших могут являться им в образе животных; [ 144 ] призраки могут выглядеть как совы. [ 139 ]
Традиция оджибве утверждает, что душа или жизненная сила жизненно важны для определения живого существа, а ее внешний вид второстепенен. [ 145 ] Таким образом, метаморфозы считаются жизнеспособными, а мифы и верования оджибве полны сообщений о метаморфозах между различными животными и человеческими формами. [ 146 ] Лор учит, что и манитук , и некоторые люди могут изменить свой внешний вид. [ 145 ] Это способствует недоверию оджибве к незнакомцам, поскольку последние считаются потенциально не теми, кем кажутся. [ 145 ]
Анимизм и нечеловеческие личности
[ редактировать ]Религиовед Грэм Харви отметил, что традиционный взгляд оджибве на мир был «повсеместно социальным», рассматривая его как «сообщество людей (не все из которых являются людьми)». [ 147 ] В традиционной космологии оджибве животных, растения, некоторые камни, определенные места, облака, солнце, луну и звезды можно рассматривать как одушевленные «личности». [ 148 ] Все они считаются обладателями интеллекта, знаний, мудрости и способности говорить. [ 149 ] с традиционным мировоззрением оджибве, подчеркивающим сходство, а не различие всех существ. [ 150 ] Опираясь на свои исследования северных оджибве, антрополог Альфред Ирвинг Хэллоуэлл назвал этих людей «нечеловеческими личностями». [ 151 ] Харви назвал этот подход анимизмом . [ 152 ] под этим он имел в виду «старания жить хорошо в мире, который представляет собой сообщество людей, большинство из которых являются «нечеловеческими». [ 153 ]
В религии оджибве люди рассматриваются как равные этим нечеловеческим личностям, а не как обладающие врожденным превосходством. [ 154 ] Таким образом, они не рассматриваются как имеющие привилегированный или уникальный статус в мире. [ 155 ] Религия оджибве обычно предполагает чувство родства между всеми живыми существами. [ 55 ] когда все люди рассматриваются как родственники; [ 20 ] Оджибве иногда называют людей, не являющихся людьми, родственниками, используя такие термины, как «брат», «дедушка» и «бабушка». [ 156 ]
Оджибве традиционно проявляют уважение к миру, что влияет на их взаимодействие с ним. [ 157 ] Ожидалось, что во время охоты оджибве будут обращаться со своей добычей особым образом; [ 158 ] Когда весной традиционно охотились на медведей, охотники-оджибве просили их покинуть норы и приносили извинения за их убийство. [ 159 ] Жестокое обращение с животными повлечет за собой возмездие. [ 158 ] Смит описал оджибве как существующих «в мире взаимосвязанных отношений», мире, в котором разные люди разных мастей иногда сотрудничают, а иногда вступают в конфликт. [ 69 ]
Мораль и гендерные роли
[ редактировать ]Ключом к традиционной жизни оджибве являются попытки жить хорошо, или бимаадизивин . [ 160 ] Хэллоуэлл описал это как обозначение «жизни в самом полном смысле, жизни в смысле долголетия, здоровья и свободы от несчастий». [ 161 ] Чтобы обеспечить это, человек должен построить уважительные и взаимные отношения с могущественным манитуком . [ 37 ] Спокойное и невозмутимое решение жизненных невзгод считается достойным восхищения, тогда как жалобы и нытье не одобряются. [ 162 ] Делиться тем, что имеешь, — важная ценность, а накопительство не рекомендуется. [ 158 ]
Традиционное мировоззрение оджибва понимало большую сложность, чем бинарность между добром и злом, введенная христианством. [ 163 ] Смит утверждал, что традиционные взгляды оджибве не вращаются вокруг бинарности между добром и злом, а вместо этого рассматривают вещи с точки зрения «баланса и дисбаланса, контроля и хаоса». [ 164 ] Плохое поведение человека, называемое madjiijiwe baziwin , может привести к тому, что он будет наказан несчастьем или болезнью. [ 114 ] Маджидживе базивин может включать в себя жадность и отказ делиться, проявление чрезмерной гордости, злоупотребление своей властью, убийство, плохое обращение с животными или растениями, неуважение или пренебрежение манитуком , а также проявление жестокости или сексуальных извращений. [ 114 ] Исторически месть была ключевым средством поддержания внутри- и межобщинной гармонии, отражая мифы о том, как Нанабуш установил социальное равновесие, стремясь отомстить за смерть членов своей семьи. [ 165 ]
Считается, что менструирующие женщины обладают неконтролируемой и опасной силой. [ 166 ] Во время менструации им запрещено танцевать на пау-вау. [ 12 ] или переступать через животных, особенно тех, которые готовятся в пищу. [ 166 ] До европейской колонизации у оджибве наблюдалось четкое гендерное разделение труда: мужчины были охотниками, а женщины - собирателями и приготовлениями пищи. [ 167 ] Старейшинам предоставляется статус, престиж и власть в общинах оджибве. [ 54 ] Человека начинают считать старшим не обязательно по возрасту, а потому, что его воспринимают как живущего правильно, проявляющего мудрость как «трезвого, тихого, вдумчивого и уважительного человека». [ 168 ]
Практики
[ редактировать ]
Многие элементы жизни оджибве имеют церемониальный аспект. [ 169 ] Ритуалы оджибве, индивидуальные или коллективные, облегчают и поддерживают отношения с манитуками . [ 170 ] Церемонии предоставляют возможности для взаимодействия разных типов «личностей». [ 153 ] Весси отметил, что ритуалы оджибве исторически были связаны с охотой и собирательством пищи и что им не хватало «богатой, формализованной пышности», характерной для многих сельскохозяйственных индейских общин. [ 39 ]
Молитва и подношения
[ редактировать ]В религии оджибве табак, кедр, шалфей и душистая трава считаются священными растениями. [ 171 ] Ритуалы сладкой травы и табака практикуются регулярно. [ 172 ] Считается, что кедр и душица обладают очищающими свойствами. [ 49 ] Оджибве часто привязывают траву вокруг своих поселений, например, к медицинским колесам или к зеркалам заднего вида своих автомобилей. [ 54 ] Табак считается подходящим подарком манитуку или старейшинам в знак благодарности или мольбы. [ 54 ] Оджибве могут жечь табак во время грозы, обычно перед дровяной печью, на духовке или в кастрюле, чтобы поблагодарить громовых птиц за дождь и умолять их в надежде, что это предотвратит удар молнии в дом. . [ 173 ] Они также могут закапывать табак возле своих домов, чтобы умилостивить громовержцев. [ 171 ]
Шалфей используют для молитвы, но также сжигают для очищения или связывают в связки и приносят в качестве подношений. [ 174 ] Собирая шалфей, оджибве часто запрашивают разрешение у растения. [ 174 ]
Игра на барабанах, пение и танцы играли важную роль в традиционном ритуале оджибве. [ 169 ]
Трубочные церемонии
[ редактировать ]
Церемонии трубочных церемоний включают подношения четырем направлениям. [ 134 ] Они проводятся перед различными мероприятиями, включая встречи, пау-вау и свадьбы. [ 134 ] табак также курили во время торговых и политических переговоров, чтобы заручиться помощью манитуков . В то время [ 169 ]
Парная
[ редактировать ]Прежде чем попытаться вступить в контакт с манитуками , религиозные деятели оджибве часто постились и очищались в Мадудисван . парилке [ 169 ]
Видение-квест
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что молодежь оджибве, достигающая половой зрелости, занималась поиском видения. Это требовало поста и изоляции, чтобы привлечь внимание маниту , который мог согласиться стать их опекуном. [ 43 ] Эти искатели продолжают пытаться вызвать жалость Манитука . [ 166 ] Маниту , согласившийся стать опекуном человека, будет защищать и направлять его на всю жизнь, в свою очередь ожидая лояльности, уважения и подношений. [ 175 ] Индивидуум не считался полноценной личностью до тех пор, пока не сформировались эти отношения. [ 176 ] Отдельные лица неоднократно сообщали о поездках, которые они тогда совершали со своим опекуном маниту ; Сообщается, что один оджибве путешествовал под водой с гигантским палтусом, а другой описал полет через космос на спине орла. [ 175 ]
Исторически поиск видения ожидался от мужчин, а не от женщин, которые считались уже завершенными из-за их способности создавать жизнь. [ 177 ] Тем не менее, были женщины, которые прошли этот обряд. [ 177 ] После того, как юноша взялся за это, ему иногда давали новое личное имя, которое он затем мог держать в секрете. [ 178 ] В Манитулине в конце 20-го века Смит обнаружил, что поиски видения не проводились в период полового созревания, по крайней мере, в течение трех поколений. [ 179 ] Тем не менее взрослые оджибве продолжали эту практику и в других случаях своей жизни; Скалу Мечтателя . Например, для этой цели часто выбирали [ 180 ]
Дальнейшие обряды
[ редактировать ]Есть сообщение середины XIX века о женщине-оджибве, которая ходила по ночам обнаженной и тащила свою лучшую одежду по кукурузному полю. [ 181 ]
До контакта с европейцами обычным способом избавления от мертвых оджибве было заворачивание их в связки и размещение на ветвях деревьев. [ 182 ] После контактов с европейцами оджибве переняли практику хоронения своих мертвецов, причем археологические раскопки показали, что они обычно делали это после того, как с костей была очищена кожа. [ 182 ] Есть сведения о том, что оджибве, как и меномини, воздвигали над могилами своих лидеров надгробия, на которых пиктограммы иллюстрируют важные сцены из жизни умерших. [ 183 ] К костям, как к самой прочной части тела, относятся с уважением. [ 178 ]
Выздоровление
[ редактировать ]Медицина играет ключевую роль в религии оджибве. [ 184 ] Согласно традиционной медицине оджибве, болезнь часто вызывается попаданием в тело человека инородного предмета, часто помещенного туда с помощью колдовства. [ 185 ] Традиционных целителей называют Mashkikiiwinimiwag или Nenaandawiiwejig ; первое происходит от слова машкики («лекарство»), латте — от слова нанандавия («применять лекарства»). [ 186 ] Считается, что они обладают способностью использовать определенные травы для лечения определенных недугов, о чем им сообщил манитук . [ 187 ]
Перед проведением церемонии исцеления некоторые целители-оджибве постились, чтобы очиститься. [ 185 ] Затем они могли бы использовать дым, чтобы попросить манитука о помощи. [ 185 ] с пением и игрой на барабанах затем обращались к манитуку за помощью в определении причины болезни. [ 185 ] Используя травы для исцеления, эти целители также предлагают манитуку песни и табак . [ 187 ] Многие целители-оджибве сочетают традиционные лекарства с христианскими молитвами. [ 188 ] Семья больного человека также предложит манитукам еду в знак благодарности. [ 189 ] Один из методов, применяемый некоторыми целителями-оджибве, заключался в высасывании небольшой кости, чтобы вывести болезнь из больного человека. Целители утверждали, что при этом из жертвы удалялось инородное тело, которое затем помещалось в блюдо, чтобы его могли увидеть собравшиеся люди. [ 185 ]
(колыбельку) ребенка часто надевают амулеты, На тиканаган чтобы защитить его, в том числе паутину из шпагата, которая, как полагают, улавливает вредные предметы, приближающиеся к младенцу. [ 190 ]
Гадание
[ редактировать ]несколько форм гадания . У оджибве исторически зафиксировано [ 191 ] К ним относятся наблюдение , глядя в воду с целью найти потерянные предметы или найти дичь; скапулимантия , исследуя трещины и ожоги костей, помещенных возле огня, и делая на их основании выводы; и черпать интерпретации из того, как дрожит тело. [ 191 ] Другой метод гадания, используемый для определения курса военных отрядов, заключался в перекатывании камней по гладкой земле и интерпретации их движения. [ 191 ]
Ритуальные специалисты
[ редактировать ]Самые ранние письменные источники указывают, что ко времени контактов с европейцами оджибве различали разные типы людей, получивших силы от манитуков . [ 192 ] Эти люди служили целителями или церемониальными лидерами, которые помогали поддерживать вселенную в равновесии. [ 192 ] Считается, что некоторые люди получили несколько полномочий. [ 192 ] Англоговорящие европейские наблюдатели обычно называли всех этих специалистов по ритуалам генетическим термином « знахарь » или иногда его переводом на оджибва mashkiikiiwinini . Со временем эти термины становились все более популярными. [ 193 ]
Те, кто, как считалось, обладал силой манитуков и мог заниматься медициной, были важны для банд оджибве. [ 163 ] Майкл Энджел отметил, что исторически те, кто получал сверхъестественную силу, часто приобретали «социально-политическую власть» в обществе оджибве. [ 194 ] Различные специалисты по ритуалам также служили огимаагами , старшими мужчинами в кочевой группе; Англоязычные наблюдатели часто переводили огимааг как «вожди». [ 195 ] Ожидалось, что те, кто, как считалось, обладал особыми способностями, будут использовать их на благо своей группы в целом. [ 194 ] Тех, кто обладал такими способностями, уважали, но в то же время боялись; [ 196 ] страх и ненависть особенно свойственны тем специалистам, которые, как считается, злоупотребили своими полномочиями. [ 114 ] Считается, что они могут украсть или разрушить душу человека и вызвать болезнь, при этом младенцы особенно уязвимы. [ 197 ]
присутствовал огимааге В бандах оджибве на ошкаабевис , или «церемониальный посланник», ответственный за ряд гражданских и религиозных функций, например, служивший трубоносцем на церемониях. [ 198 ] У оджбве нет ритуальных клоунов, подобных хейока, встречающихся среди групп сиу. [ 199 ]
Считается также, что могущественные ритуалисты способны оживлять неодушевленные предметы или превращать один объект в другой, например, уголь в пули. [ 200 ]
Джисакивиниваг
[ редактировать ]
Специалистом по ритуалам, чаще всего упоминаемым в исторических отчетах, был Джиисакивинини (множественное число Джиисакивиниваг ), [ 192 ] иногда его называют джессакидом . [ 201 ] Обычно это были мужчины, хотя эту роль могла взять на себя и женщина в постменопаузе. [ 201 ] Их способности пришли к ним через видения, [ 201 ] после чего они могли участвовать в обрядах, вызывающих духов-помощников, прежде чем общаться с ними посредством пения и игры на барабанах. [ 192 ] Их способность переводить сообщения манитука рассматривается как дар анимикиков . [ 202 ]
На языке оджибве церемония Jiisakiiwiniwag называлась Jiisakiiwin , хотя на английском языке она стала известна как ритуал Shaking Tent или Conjuring Lodge . [ 203 ] Этот обряд встречается у нескольких народов Северных Алгонкинов. [ 204 ] хотя также имеет сходство с церемониями других лесных и равнинных групп, таких как лакота ювипи вичхаша . [ 205 ] Это считается мощным ритуалом, который может принести вред тем, кто его выполняет, и членам их семьи. [ 201 ] По этой причине детям часто запрещалось притворяться Джиисакивинивагом . [ 201 ]
Джиисакивин и интерпретировался как средство двустороннего общения между людьми манитуками . [ 191 ] Обычно его выполняли по определенной причине, часто для того, чтобы найти лекарство от недуга, получить информацию о передвижениях врага во время войны, найти дичь, найти потерянные предметы или защитить сообщество от неминуемого виндиго . [ 206 ] Иногда его совершали не для того, чтобы связаться с манитуком, а для того, чтобы вызвать дух умершего человека, если его прошлое поведение создавало проблемы для его потомков, или чтобы вызвать душу ведьмы, чтобы побудить их прекратить свои вредные действия. [ 206 ]
Прежде чем наблюдать за обрядом, Джиисакивинини часто принимали потную ванну, чтобы очиститься и укрепить себя. [ 206 ] Церемония проходит в палатке, которую Диисакивинини могут установить с помощью своих помощников. [ 206 ] Ритуалист часто приближался к палатке на закате; вокруг него могло собраться много членов сообщества. [ 206 ] После пения, призывающего их, он мог обратиться к манитукам и напомнить им об их обязательствах перед человечеством. [ 206 ] Затем Джиисакивини связывают руки , и они заползают в палатку. [ 207 ] где они могут стоять на коленях или лежать на ветвях. [ 208 ]
Затем палатка вздрагивает, и изнутри раздаются звуки, похожие на звериные, что является свидетельством прибытия маниту . [ 209 ] Хотя считается, что они прибыли, манитуки не обладают Джиисакивинини . [ 117 ] За шумом и тряской наступит тишина, после чего Джиисакивинини покажет, что духи готовы задавать вопросы. [ 207 ] Задаваемые вопросы часто сводились к просьбам о лекарстве от болезней, помощи в поиске брачного партнера и помощи в поиске дичи для охоты. Затем специалист по ритуалам ответит ответами духа. [ 210 ] Духу часто предлагают табак, иногда его передают в палатку. [ 209 ] Часто царила атмосфера легкомыслия, когда те, кто находился снаружи, подшучивали и шутили с духами внутри. [ 211 ] Впоследствии ритуалист будет казаться развязанным, что позволяет предположить, что его развязали духи. [ 117 ]
Мидевивин
[ редактировать ]
Мидевивин — главный обряд в религии оджибве. [ 212 ] посредством которого практикующие обращаются за помощью к манитуку . [ 213 ] На английском языке общество мидевивин иногда называют обществом медицины или танцем великой медицины. [ 214 ] Некоторые из тех, кто присоединился к обществу, были больны и надеялись, что их участие принесет исцеление. [ 215 ] И Ваабановаг , и Джиисакивининиваг могли присоединиться к Мидевавину . [ 216 ]
О происхождении мидевивина выдвигаются различные мифы, представляя его по-разному в качестве подарка оджибве от медвежьего маниту , выдрового маниту , ракушки или нанабуша. [ 217 ] Одна из версий утверждает, что подводный манитук создал мидевавина и передал его Нанабушу, чтобы умилостивить его после того, как они затопили землю. [ 217 ] К концу 20-го века среди оджибве было принято считать, что общество миде было частью их древних традиций предков. [ 106 ] Историки европейского происхождения обычно не воспринимают эти истории происхождения как буквальные. [ 218 ] Ученые-историки религии утверждают, что они возникли только после контакта оджибве с европейцами. [ 106 ]
Какой манитук считается главой миде, варьируется; претензии были сделаны в отношении медведя маниту , выдры маниту , нанабуша и миигис панцирного маниту . [ 213 ] Среди современных мидевивинов Китче Маниту обычно считается их покровителем. [ 219 ] Он имеет от четырех до восьми уровней посвящения. [ 220 ] Посвященные платят взнос, исторически в товарах, а позже в валюте, чтобы присоединиться к обществу. [ 220 ]
Это было обычным явлением до начала 20 века, но к концу того же века считалось редким. [ 177 ]
Исторически черепаха маниту часто считалась покровительницей церемонии встряхивания палатки. [ 110 ]
Медвежьи походки и колдовство
[ редактировать ]Оджибве могут приписать плохое здоровье колдовству. [ 221 ] и поэтому найдите знахаря, который поможет справиться с этой проблемой. [ 222 ] Оджибве могут скрывать свои остриженные волосы, кровь, слюну или фекалии, чтобы предотвратить их использование для причинения им вреда, отражая веру в то, что такие материалы имеют внутреннюю связь с человеком, от которого они произошли. [ 178 ]
Несчастье часто приписывают медвежонкам, которые, как полагают, стреляют в своих жертв комками шерсти. [ 222 ] По верованиям оджибве, медвежатники могут менять форму своей путешествующей души, но часто принимают форму медведя, отсюда и их название. [ 223 ] По этой причине любое встреченное животное рассматривается как потенциальный замаскированный медвежонок, а также считается, что они видны как огни в ночи. [ 222 ] Предания оджибве утверждают, что успешные люди особенно вызывают зависть среди других и поэтому становятся мишенью для медвежатников. [ 40 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Около 1200 г. н.э. в хвойных лесах вокруг Великих озер возникла охотничья культура, к которой принадлежали оджибве. [ 224 ] До контакта с европейцами существование оджибве в значительной степени зависело от охоты и рыболовства, дополняя этот рацион кормовыми растениями. [ 225 ] Оджибве жили небольшими родственными группами, каждая из которых представляла собой большую семью, которая была политически автономной, хотя они встречались с другими группами по особым случаям и обменивались членами для заключения браков, обеспечивая регулярные контакты между различными группами оджибве. [ 226 ] Только после встречи с европейцами у оджибве появилась общая идентичность. [ 227 ] и к 19 веку они начали воспринимать себя как нацию или племя. [ 6 ]
Встречи с христианством и колониализмом
[ редактировать ]
Самые ранние письменные упоминания об оджибве были созданы европейцами в 17 веке. [ 115 ] Первые встречи оджибве с французскими колонистами произошли, вероятно, около 1610 года, когда французские охотники двинулись на запад в поисках бобровых шкурок. [ 227 ] Последовали встречи с римско-католическими миссионерами: оджибве впервые столкнулись с францисканцами в 1622 году и с иезуитами в 1641 году. [ 228 ]
В 1670-х годах иезуиты основали миссию в Су, и редкая римско-католическая миссионерская деятельность продолжалась до конца 18 века. [ 229 ] Новые римско-католические миссии были созданы в графа Селкирка в колонии Ред-Ривер 1815 году. [ 230 ] с 1820-х годов наблюдались более согласованные усилия римско-католической прозелитизации среди оджибве. [ 231 ] В 1820-е годы также были созданы англиканские , методистские и пресвитерианские миссии в общинах оджибве, особенно в Соединенных Штатах и на юго-востоке Онтарио. [ 232 ] Среди этих христианских миссионерских групп было много конкуренции и соперничества; [ 233 ] Католики в целом были более терпимы к культурным обычаям оджибве, таким как семейные застолья и траурные обычаи, чем их протестантские соперники. [ 234 ]
По мере того как влияние христианских миссионеров на оджибве росло, росла и оппозиция оджибве. [ 235 ] Многие возмущались тем, что земли оджибве были выделены для христианских миссий и что индийские аннуитеты также направлялись на их финансирование. [ 236 ] Различные историки утверждают, что Мидевивин, возможно, возник как движение возрождения в ответ на европейско-американскую экспансию, предлагая мировоззрение, альтернативное мировоззрению христиан, и средства сопротивления ему. [ 194 ]

Европейско-американское общество оказывает все большее давление на оджибве, заставляя их отказаться от своей традиционной религии. [ 237 ] Некоторые обратившиеся оджибве, вероятно, искренне верили в христианское учение, но другие, вероятно, обратились, чтобы получить подарки от миссионеров или заключить союзы с европейцами-христианами. [ 238 ] Другие, возможно, считали, что христианство обладает большей целительной силой, чем их традиционная религия. [ 239 ] или опирались как на христианство, так и на их устоявшиеся обычаи, например, рассматривая Иисуса как еще одного маниту . [ 240 ] В некоторых случаях христианские элементы были включены в церемонии Мидевивин, хотя в более широком смысле обществу Мидевивин все чаще приходилось действовать подпольно, и его численность сокращалась. [ 237 ] Опасаясь, что оно вымрет, некоторые члены Midewiwin проинформировали американцев европейского происхождения о его практике, чтобы они могли это записать. [ 213 ]
Европейская колонизация принесла существенные изменения для оджибве. [ 241 ] К 1870-м годам оджибве как в Канаде, так и в Соединенных Штатах жили преимущественно в резервациях, и политика правительства была направлена на превращение их из охотников-собирателей в оседлых земледельцев. [ 242 ] В 1870-х годах политика президента Улисса С. Гранта в США поставила миссионеров во главе резерваций коренных жителей, что привело к большему успеху в обращении многих оджибве. [ 243 ] К концу 19 века оджибве на юго-востоке Онтарио были в основном христианами. [ 243 ] Христианские организации, часто поддерживаемые правительством, создавали школы-интернаты, в которых дети оджибве приучались к европейским культурным нормам и дистанцировались от своей традиционной культуры. [ 244 ] Традиционный обряд полового созревания вымер, а многие другие религиозные обычаи пришли в упадок. [ 245 ]
возрождение
[ редактировать ]К середине 20 века христианство достигло всех территорий, населенных оджибве. [ 246 ]
В своей статье 1990-х годов Смит заметил, что религия оджибве претерпела «великое возрождение». [ 247 ] Стиль искусства Вудлендс , связанный с работами Норваля Морриссо в 1960-х годах, часто содержал в своих образах традиционный миф и способствовал этому религиозному возрождению. [ 248 ] Различные оджибве пытались воссоздать Мидевивин, опираясь на записанные свидетельства об этой практике. [ 8 ] Многие оджибве интерпретировали это культурное возрождение как исполнение пророчества о Семи Огнях; [ 249 ] Седьмое пророчество рассказывало о возрождении народа оджибве и возвращении к своим исконным путям. [ 15 ]
В 1968 году несколько коренных жителей оджибве основали группу активистов Движения американских индейцев (ДАИ). [ 250 ] Вскоре AIM привлекла внимание лакота, поскольку ее члены обратились за руководством к религиозному лидеру лакота Леонарду Кроу Догу . [ 251 ] Церемония парилки, практикуемая группами лакота, с тех пор широко распространилась среди коренных американцев. [ 252 ] Религиовед Сюзанна Оуэн отметила, что она видела, как оджибве использовали термин лакота mitakuye oyasin (все мои родственники) как средство более широкого отражения взглядов коренных американцев на жизнь. [ 252 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Смит отметила, что многие из оджибве, с которыми она столкнулась, рассматривали свою традиционную религию не как культурно обусловленную систему, а как нечто, что могло бы внести вклад в новую мировую философию. [ 253 ] Один оджибве, Вананиче, например, обучал жителей Соединенного Королевства церемониям парилки в 2000-х годах. [ 254 ]
Христианские миссионеры часто воспринимали манитуков как демонов . [ 255 ] Религия оджибве привлекла меньше академического внимания, чем традиции некоторых их соседей, отчасти из-за отсутствия какого-либо возрожденческого движения 19-го века под четким лидером, что наблюдалось в некоторых других общинах коренных народов. [ 256 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники, такие как Хульткранц, предполагают, что манитук представляет собой безличную силу или энергию, эквивалентную лакота вакан . [ 29 ] Хэллоуэлл не согласился, заявив, что «нет никаких доказательств того, что [...] этот термин когда-либо обозначал безличную, магическую или сверхъестественную силу». [ 30 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ландес 1968 , с. 3; Хульткранц 1980 , с. 66; Вессей 1983 , с. 8; Смит 2012 , с. 3.
- ^ Смит 2012 , с. 9.
- ^ Ангел 2016 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 7.
- ^ Смит 2012 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 16.
- ^ Смит 2012 , с. 18.
- ^ Смит 2012 , стр. 18, 79.
- ^ Вессей 1983 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ангел 2016 , с. 27.
- ^ Кроуфорд 2007 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 38.
- ^ Хульткранц 1980 , с. 9; Оуэн 2008 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 24.
- ^ Смит 2012 , с. 25; Харви 2013 , с. 131.
- ^ Смит 2012 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Моррисон 2000 , с. 28.
- ^ Смит 2012 , стр. 4–5.
- ^ Смит 2012 , с. 4.
- ^ Смит 2012 , с. 36; Харви 2013 , с. 133.
- ^ Смит 2012 , с. 36.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 58; Моррисон 2000 , с. 26; Харви 2013 , с. 130.
- ^ Джонстон 1990 , с. 7.
- ^ Вессей 1983 , с. 79.
- ^ Вессей 1983 , с. 4.
- ^ Хульткранц 1980 , с. 11.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 74.
- ^ Ангел 2016 , с. 4.
- ^ Ангел 2016 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вессей 1983 , с. 73.
- ^ Смит 2012 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 61.
- ^ Смит 2012 , с. 104.
- ^ Смит 2012 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 55.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 73, 101.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 72–73.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 70; Вессей 1983 , с. 101; Смит 2012 , с. 21.
- ^ Смит 2012 , с. 86.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 71; Смит 2012 , стр. 59, 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 80.
- ^ Смит 2012 , стр. 44–45.
- ^ Ангел 2016 , с. 24.
- ^ Холлоуэлл 1964 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2012 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 25.
- ^ Смит 2012 , с. 44.
- ^ Смит 2012 , с. 45; Ангел 2016 , с. 25.
- ^ Вессей 1983 , с. 79-80.
- ^ Ангел 2016 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ангел 2016 , с. 23.
- ^ Вессей 1983 , с. 5, 85; Моррисон 2000 , с. 31; Смит 2012 , с. 171.
- ^ Смит 2012 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 86.
- ^ Смит 2012 , стр. 26, 175.
- ^ Вессей 1983 , с. 78.
- ^ Смит 2012 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 80.
- ^ Смит 2012 , стр. 66–68.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 66.
- ^ Смит 2012 , с. 77.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 64; Смит 2012 , стр. 90–91.
- ^ Холлоуэлл 1964 , стр. 63–64.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 65.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 64; Смит 2012 , стр. 69–70.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 63; Смит 2012 , с. 70.
- ^ Смит 2012 , с. 94.
- ^ Смит 2012 , стр. 80–81.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 75.
- ^ Смит 2012 , стр. 69, 87.
- ^ Смит 2012 , с. 50.
- ^ Смит 2012 , с. 91.
- ^ Смит 2012 , стр. 139–140.
- ^ Смит 2012 , стр. 96–97.
- ^ Смит 2012 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 74.
- ^ Смит 2012 , с. 101.
- ^ Вессей 1983 , с. 74; Смит 2012 , стр. 111, 148.
- ^ Смит 2012 , с. 130.
- ^ Смит 2012 , с. 138.
- ^ Смит 2012 , с. 141.
- ^ Смит 2012 , стр. 106–107.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 100.
- ^ Вессей 1983 , с. 97.
- ^ Вессей 1983 , с. 74; Смит 2012 , с. 100.
- ^ Смит 2012 , с. 152.
- ^ Смит 2012 , стр. 113–114.
- ^ Смит 2012 , с. 112.
- ^ Вессей 1983 , с. 74; Смит 2012 , с. 97.
- ^ Смит 2012 , стр. 119–120.
- ^ Смит 2012 , с. 120.
- ^ Вессей 1983 , с. 84; Смит 2012 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 109.
- ^ Смит 2012 , с. 178.
- ^ Смит 2012 , стр. 47–48.
- ^ Вессей 1983 , с. 76; Ангел 2016 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Хэллоуэлл 1964 , с. 52.
- ^ Вессей 1983 , с. 77.
- ^ Смит 2012 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2012 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 7.
- ^ Харви 2013 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 106.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 85.
- ^ Вессей 1983 , с. 98.
- ^ Вессей 1983 , с. 87.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 57.
- ^ Вессей 1983 , с. 100.
- ^ Hallowell 1964 , стр. 56–57; Вессей 1983 , с. 85; Смит 2012 , с. 52.
- ^ Вессей 1983 , с. 96; Смит 2012 , с. 158.
- ^ Вессей 1983 , с. 86; Смит 2012 , с. 158; Ангел 2016 , с. 19.
- ^ Ангел 2016 , стр. 17–18.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 90–91; Ангел 2016 , с. 18.
- ^ Смит 2012 , стр. 5–6.
- ^ Ландес 1968 , с. 3; Вессей 1983 , с. 72, 91; Смит 2012 , с. 47.
- ^ Смит 2012 , с. 48.
- ^ Смит 2012 , с. 44; Ангел 2016 , с. 21.
- ^ Смит 2012 , стр. 46, 47; Ангел 2016 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2012 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 59.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 56–60.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 60.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 64.
- ^ Вессей 1983 , с. 71.
- ^ Вессей 1983 , с. 68.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с Ангел 2016 , с. 26.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 65; Вессей 1983 , с. 63; Ангел 2016 , с. 26.
- ^ Харви 2013 , с. 130.
- ^ Вессей 1983 , с. 62; Моррисон 2000 , с. 26; Смит 2012 , с. 59; Ангел 2016 , с. 20.
- ^ Моррисон 2000 , с. 25.
- ^ Моррисон 2000 , с. 26.
- ^ Hallowell 1964 , стр. 51, 53; Моррисон 2000 , с. 25; Смит 2012 , с. 7; Харви 2013 , с. 125.
- ^ Харви 2013 , стр. 123, 126–127.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2013 , с. 126.
- ^ Вессей 1983 , с. 62.
- ^ Смит 2012 , с. 192.
- ^ Hallowell 1964 , стр. 51–52; Vecsey 1983 , стр. 62–63.
- ^ Смит 2012 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с Хэллоуэлл 1964 , с. 77.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 65.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 75; Смит 2012 , с. 24.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 75.
- ^ Смит 2012 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 41.
- ^ Смит 2012 , с. 106.
- ^ Вессей 1983 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 54.
- ^ Вессей 1983 , с. 10.
- ^ Смит 2012 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ангел 2016 , с. 39.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 5, 101.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 72.
- ^ Смит 2012 , стр. 32–33.
- ^ Смит 2012 , стр. 33, 71.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2013 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 56.
- ^ Смит 2012 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессей 1983 , с. 61.
- ^ Смит 2012 , с. 57.
- ^ Смит 2012 , с. 31.
- ^ Хульткранц 1980 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 65.
- ^ Хульткранц 1980 , с. 83.
- ^ Вессей 1983 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ангел 2016 , с. 35.
- ^ Ангел 2016 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 34.
- ^ Смит 2012 , с. 35.
- ^ Ангел 2016 , стр. 34, 35.
- ^ Смит 2012 , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вессей 1983 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ангел 2016 , с. 30.
- ^ Ангел 2016 , стр. 30, 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Ангел 2016 , с. 13.
- ^ Ангел 2016 , стр. 44–45.
- ^ Ангел 2016 , с. 29.
- ^ Смит 2012 , с. 134.
- ^ Ангел 2016 , с. 45.
- ^ Смит 2012 , с. 67.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вессей 1983 , с. 103.
- ^ Смит 2012 , с. 70.
- ^ Ангел 2016 , стр. 30–31.
- ^ Вессей 1983 , с. 103; Ангел 2016 , с. 31.
- ^ Ферака 2001 , стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вессей 1983 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 31.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 104–105.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 105; Ангел 2016 , с. 31.
- ^ Вессей 1983 , с. 105; Ангел 2016 , с. 32.
- ^ Вессей 1983 , с. 105.
- ^ Харви 2013 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с Ангел 2016 , с. 14.
- ^ Ангел 2016 , с. 5.
- ^ Хульткранц 1980 , с. 123.
- ^ Ангел 2016 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 185.
- ^ Ангел 2016 , с. 10.
- ^ Смит 2012 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2012 , с. 41.
- ^ Холлоуэлл 1964 , с. 75; Смит 2012 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2012 , с. 37.
- ^ Hallowell 1964 , стр. 66–68; Смит 2012 , с. 37; Ангел 2016 , с. 26.
- ^ Вессей 1983 , с. 8.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 8, 10.
- ^ Вессей 1983 , с. 8; Ангел 2016 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 11.
- ^ Вессей 1983 , с. 26.
- ^ Вессей 1983 , с. 27.
- ^ Весси 1983 , с. 28.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 28–29.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 30–32, 36.
- ^ Vecsey 1983 , стр. 36–37.
- ^ Вессей 1983 , с. 39.
- ^ Вессей 1983 , с. 46.
- ^ Вессей 1983 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Ангел 2016 , с. 15.
- ^ Вессей 1983 , с. 52.
- ^ Вессей 1983 , с. 53.
- ^ Вессей 1983 , с. 56.
- ^ Смит 2012 , с. 28.
- ^ Вессей 1983 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Вессей 1983 , с. 50.
- ^ Вессей 1983 , с. 42.
- ^ Вессей 1983 , с. 57.
- ^ Вессей 1983 , с. 51.
- ^ Смит 2012 , с. 27.
- ^ Смит 2012 , с. 34.
- ^ Смит 2012 , с. 10.
- ^ Оуэн 2008 , с. 35.
- ^ Оуэн 2008 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн 2008 , с. 54.
- ^ Смит 2012 , с. 194.
- ^ Оуэн 2008 , стр. 47, 83.
- ^ Ангел 2016 , с. 21.
- ^ Ангел 2016 , с. х.
Источники
[ редактировать ]- Ангел, Майкл (2016). Сохранение священного: исторические перспективы оджибва-мидевавина . Исследования Манитобы по местной истории. Виннипег: Издательство Университета Манитобы. ISBN 978-0887556579 .
- Кроуфорд, Сюзанна Дж. (2007). Религиозные традиции коренных американцев . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education. ISBN 9780131834835 .
- Ферака, Стивен Э. (2001). Вакинян: Религия лакота в двадцатом веке . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803269057 .
- Хэллоуэлл, А. Ирвинг (1964). «Онтология, поведение и мировоззрение оджибва». В Стэнли Даймонде (ред.). Примитивные взгляды на мир: Очерки культуры в истории . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. стр. 49–82.
- Харви, Грэм (2013). Еда, секс и незнакомцы: понимание религии как повседневной жизни . Дарем: Проницательность. ISBN 978-1-84465-693-6 .
- Хульткранц, Оке (1980) [1967]. Религии американских индейцев . Перевод Моники Сеттервалл. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-04239-5 .
- Джонстон, Бэзил (1990) [1982]. Оджибвейские церемонии . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 0803275730 .
- Ландес, Рут (1968). Религия оджибва и мидевивин . Мэдисон и Лондон: Университет Висконсина.
- Моррисон, Кеннет М. (2000). «Космос как интерсубъективное: коренные американцы, отличные от людей». В Грэме Харви (ред.). Религии коренных народов: спутник . Лондон: Касселл. стр. 23–36. ISBN 978-0304704484 .
- Моррисон, Кеннет М. (2002). Солидарность родственников: этноистория, религиоведение и алгонкинско-французская религиозная встреча . Серия SUNY по религиям коренных американцев. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791454053 .
- Оуэн, Сюзанна (2008). Присвоение духовности коренных американцев . Континуум Достижения в религиоведении. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-1441185303 .
- Смит, Тереза С. (2012) [1995]. Остров Анишнабег: громовержцы и водные чудовища в традиционном жизненном мире оджибве . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-3832-9 .
- Весси, Кристофер (1983). Традиционная религия оджибва и ее исторические изменения . Филадельфия: Американское философское общество. ISBN 978-0871691521 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дженнифер С.Х. (2018). Истории оджибве из верховьев реки Беренс: А. Ирвинг Хэллоуэлл и Адам Бигмут в беседе . Новые взгляды на исследования коренных американцев и коренных народов. Издательство Университета Небраски. ISBN 978-1496202253 .
- Бунге, Нэнси (2024). Обращение миссионеров: семья Уиллер и оджибве . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3031517792 .
- Денсмор, Фрэнсис (1979). Таможня Чиппева . Историческая пресса Миннесоты.
- Джонстон, Бэзил (2001). Манитус: Духовный мир оджибвеев . Пресса Исторического общества Миннесоты.
- МакНэли, Майкл Д. (2009). Почитание старейшин: старение, власть и религия оджибве . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231145022 .
- Помедли, Майкл (2014). Жизнь с животными: духовные силы оджибве . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-1442614796 .
- Трейер, Антон (2021). Культурный набор инструментов: традиционная жизнь оджибве в современном мире . Пресса Исторического общества Миннесоты.