Британская аэрокосмическая компания Jetstream
Джетстрим | |
---|---|
![]() | |
Роль | Региональный авиалайнер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Британская Аэрокосмическая Компания |
Первый полет | 28 марта 1980 г. |
Введение | 29 июня 1982 г. |
Статус | Активный сервис |
Основные пользователи | Паскан Авиация АИС Авиакомпании МухаПеликан |
Произведено | 1980-1993 |
Количество построенных | 386 |
Разработано на основе | Хэндли Пейдж Джетстрим |
Варианты | Британский аэрокосмический самолет Jetstream 41 |

British Aerospace Jetstream — небольшой двухместный турбовинтовой авиалайнер с герметичным фюзеляжем , разработанный как Jetstream 31 на основе более раннего Handley Page Jetstream . Также была произведена более крупная версия Jetstream — British Aerospace Jetstream 41 .
Разработка
[ редактировать ]Компания Scottish Aviation взяла на себя производство оригинальной конструкции Jetstream у Handley Page , и когда в 1978 году она была национализирована вместе с другими британскими компаниями в British Aerospace (позже BAE Systems ), British Aerospace решила, что конструкция заслуживает дальнейшего развития, и начала работу над ней. Jetstream "Марк 3". Как и более ранняя версия 3M для ВВС США, новая версия была модернизирована с использованием более новых турбовинтовых двигателей Garrett (теперь Honeywell TPE331), которые предлагали большую мощность (фиксированная номинальная мощность 1020 л.с. /760 кВт с термодинамическим пределом 1100 л.с./820 кВт). и более длительные интервалы между капитальными ремонтами по сравнению с оригинальными двигателями Turbomeca Astazou . Это позволило предложить самолет в 18-местном варианте (шесть рядов, 2+1), со смещенным проходом и с водно-метанольным вариантом двигателя, обеспечивающим возможность работы с максимальной нагрузкой из большего диапазона мощности. аэродромы, особенно в континентальной части США и Австралии.
Результатом стал Jetstream 31 , который совершил первый полет 28 марта 1980 года. [ 1 ] был сертифицирован в Великобритании 29 июня 1982 года. Новая версия оказалась настолько популярной, насколько Хэндли Пейдж надеялся, что оригинальная модель будет, и в 1980-х годах было построено несколько сотен моделей 31. В 1985 году была запланирована дальнейшая модернизация двигателя, который поднялся в воздух в 1988 году как Jetstream Super 31 , также известный как Jetstream 32 . Производство продолжалось до 1993 года, когда было произведено 386 экземпляров 31/32. Четыре Jetstream 31 были заказаны для Королевского флота в 1985 году в качестве учебных радиолокационных наблюдателей Jetstream T.3 , но позже использовались для перевозки VIP-персон .
В 1993 году компания British Aerospace приняла название Jetstream в качестве торговой марки для всех двухтурбовинтовых самолетов. Помимо Jetstream 31 и Jetstream 32, компания также создала родственный Jetstream 41 и несвязанный, но имеющий совместный бренд BAe ATP/Jetstream 61 . Название Jetstream 61 никогда не использовалось в эксплуатации и сохранило свое маркетинговое название «ATP». Компания также предложила, но так и не построила Jetstream 51 и Jetstream 71. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Jetstream 31 Airliner : пригородный авиалайнер на 18/19 пассажиров.
- Jetstream 31 Corporate : 12-местный представительский транспортный самолет.
- Jetstream 31EP : повышенная производительность.
- Jetstream 31EZ : версия для ИЭЗ или морского патруля.
- Jetstream Executive Shuttle : 12-местный представительский транспортный самолет.
- Jetstream 31 Special : Транспортный самолет общего назначения.
- Jetstream 32EP : улучшенные характеристики, 19 пассажиров.
- Jetstream QC (быстрая замена)
- Jetstream 41 : расширенная версия популярного Jetstream 31.
Операторы
[ редактировать ]

В июле 2019 года в эксплуатации авиакомпаний находились 70 самолетов Jetstream 31: 49 в Америке, 15 в Европе, 5 в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 1 в Африке. Операторами авиакомпаний с пятью и более самолетами были: [ 3 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 26 мая 1987 года рейс Continental Express , выполнявшийся авиакомпанией Air New Orleans под номером 2962 (регистрационный номер N331CY), совершил аварийную посадку сразу после взлета из международного аэропорта Нового Орлеана. Самолет врезался в восемь полос движения и впоследствии ранил двух человек на земле. Все 11 пассажиров выжили. [ 4 ] Причиной крушения была названа ошибка пилота, в том числе несоблюдение контрольных списков. [ 5 ] [ 6 ]
- 26 декабря 1989 года рейс 2415 United Express, выполнявшийся рейсом N410UE авиакомпании North Pacific Airlines, разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Три-Ситис в Вашингтоне, США. Экипаж выполнил слишком крутой и нестабилизированный заход на посадку по ILS. Такой подход, а также неправильные команды управления воздушным движением и обледенение самолета привели к остановке самолета. Оба члена экипажа и все четыре пассажира погибли. [ 7 ]
- 12 марта 1992 года самолет USAir Express Jetstream 31 разбился при посадке в аэропорту МакГи Тайсон недалеко от Ноксвилла, штат Теннесси, после того, как пилот не смог выпустить шасси. Пассажиров на борту не было, но два члена экипажа погибли. [ 8 ]
- 1 декабря 1993 года рейс 5719 компании Northwest Airlink совершил управляемый полет на местность, в результате чего погибли все 18 пассажиров. [ 9 ]
- 13 декабря 1994 года рейс 3379 флагманских авиалиний остановился и разбился при подлете к международному аэропорту Роли-Дарем в США, в результате чего погибли 13 из 18 пассажиров и оба члена экипажа. Капитан ошибочно подумал, что отказал двигатель, и решил отказаться от захода на посадку , после чего потерял управление самолетом. [ 10 ]
- 21 мая 2000 года самолет East Coast Aviation Services Jetstream (N16EJ) врезался в землю после того, как у него закончилось топливо на втором заходе на посадку в международный аэропорт Уилкс-Барре/Скрэнтон , в результате чего погибли все 19 пассажиров. [ 11 ]
- 8 июля 2000 года рейс 7831 Aerocaribe врезался в гористую местность при заходе на посадку в международный аэропорт Карлос Ровироса Перес , в результате чего погибли все 19 пассажиров и экипаж.
- 19 октября 2004 года рейс 5966 компании Corporate Airlines разбился при подлете к региональному аэропорту Кирксвилля, в результате чего погибли 13 из 15 пассажиров и членов экипажа. В NTSB заявили, что причиной крушения стала ошибка пилота.
- 18 ноября 2004 года рейс 213 Венесуэлы врезался в пожарную станцию при приземлении в международном аэропорту имени Симона Боливара (Венесуэла) после рейса из аэропорта Хуан Пабло Перес Альфонсо . Из 21 пассажира и экипажа четыре пассажира погибли. [ 12 ]
- 8 февраля 2008 года рейс 2279 Eagle Airways был угнан пассажиром над Новой Зеландией сразу после взлета из аэропорта Вудборн . В конце концов пилоту удалось сдержать угонщика, и самолет благополучно приземлился в международном аэропорту Крайстчерча . В результате угона пострадали два пилота и один пассажир.
- 8 марта 2012 года самолет BAe Jetstream 3102 G-CCPW компании Links Air, выполнявший Manx2 рейс 302 из аэропорта Лидс-Брэдфорд , Великобритания, в аэропорт Рональдсуэй , остров Мэн , покинул взлетно-посадочную полосу при приземлении в Рональдсвей. Самолет получил серьезные повреждения в результате обрушения шасси правого борта. [ 13 ] Среди двенадцати пассажиров и двух членов экипажа травм не было. [ 14 ]
- После крушения 8 марта 2012 года тот же самолет BAe Jetstream 3102 пострадал от аналогичного инцидента, который снова эксплуатировался Links Air под новой регистрацией, когда он разбился в аэропорту Робин Гуд в Донкастере во время рейса из Белфаста 15 августа 2014 года. Этот следующий инцидент произошел после крушения 8 марта 2012 года. сообщил о проблемах с ходовой частью при посадке. [ 15 ] Одинокий пассажир был доставлен в больницу с легкими травмами.
- 12 октября 2014 года двигатель самолета Jetstream 32, принадлежащего Air Century Airlines, загорелся при приземлении после чартерного рейса из международного аэропорта Луиса Муньоса Марина в Пуэрто-Рико в международный аэропорт Пунтакана в Доминиканской Республике. Самолет был уничтожен в результате последовавшего пожара. Среди 13 пассажиров и двух членов экипажа травм не было. [ 16 ]
- 23 января 2024 года самолет Jetstream, выполнявший рейс 738 компании Northwestern Air, разбился сразу после взлета в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Форт-Смит во время выполнения чартерного рейса на алмазный рудник Дайавик от имени Rio Tinto . Из 7 человек, находившихся на борту, погибли 4 пассажира и 2 члена экипажа. 1 пассажир выжил и был доставлен в больницу в Йеллоунайфе, СЗТ. [ 17 ] [ 18 ]
Технические характеристики (Джетстрим 31)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 19 пассажиров
- Длина: 47 футов 1,75 дюйма (14,3701 м)
- Размах крыльев: 52 фута 0 дюймов (15,85 м)
- Высота: 17 футов 5,5 дюйма (5,321 м)
- Площадь крыла: 271 кв. фут (25,2 м 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 63A418 ; наконечник: NACA 63A412 [ 19 ]
- Пустой вес: 9613 фунтов (4360 кг)
- Максимальный взлетный вес: 15 332 фунта (6 954 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Garrett TPE331-10UG турбовинтовых мощностью 940 л.с. (700 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 263 узла (303 миль в час, 487 км/ч)
- Крейсерская скорость: 230 узлов (260 миль в час, 430 км/ч)
- Скорость сваливания: 86 узлов (99 миль в час, 159 км/ч)
- Дальность: 680 миль (780 миль, 1260 км)
- Практический потолок: 25 000 футов (7600 м)
- Скорость набора высоты: 2080 футов/мин (10,6 м/с).
- Нагрузка на крыло: 56,6 фунтов/кв. футов (276 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,123 л.с./фунт (0,202 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бичкрафт 1900
- Дорнье 228
- Embraer EMB 110 Бандейранте
- Embraer/FMA CBA 123 Вектор
- Метролайнер Fairchild Swearingen
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- ^ Jump up to: а б Тейлор, JWR, изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–1989 гг . Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0867-3 .
- ^ «Заполнение пробела» . Летающий . Том. 120, нет. 9. Сентябрь 1993. с. 26. ISSN 0015-4806 .
- ^ Thisdell and Seymour Flight International , 30 июля – 5 августа 2019 г., стр. 35.
- ^ Кент, Дженнифер К. (27 мая 1987 г.). «Самолет вылетел в пробку в Кеннере; 13 человек пострадали». Адвокат Батон-Ружа . стр. 1А.
- ^ «В катастрофе виновата ошибка пилота». Адвокат Батон-Ружа . 13 апреля 1988 г., стр. 16C.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии - Air New Orleans, рейс 962 DBA Continental Express, British Aerospace 3101 (Jetstream 31) N331CY, международный аэропорт Нового Орлеана, Кеннер, Луизиана, 26 мая 1987 года» . NTRL.ntis.gov . 1988 год . Проверено 4 мая 2022 г.
В отчете описывается авария, в ходе которой была произведена вынужденная посадка из-за сильного рыскания и колебаний крутящего момента двигателя во время набора высоты. Он рассматривает доказательства, указывающие на то, что вероятной причиной авиационного происшествия было нарушение координации действий летного экипажа, в результате чего они не выполнили требования Контрольного списка перед взлетом и не повысили уровни оборотов до положения высоких оборотов, а также неспособность летного экипажа диагностировать и устранить неисправности двигателя. колебания при начальном наборе высоты. Обсуждается обучение экипажа и составление контрольного списка, а также даются рекомендации по безопасности Федеральному управлению гражданской авиации относительно критериев размера контрольного списка.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Аэропорт Ноксвилл-МакГи Тайсон, профиль Теннесси» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов .
- ^ «Отчет об авиационных происшествиях Национального совета по безопасности на транспорте NTSB/AAR-94/05» (PDF) . НТСБ . 24 мая 1994 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «Описание аварии: British Aerospace 3201 Jetstream 32 N918AE» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «Описание аварии: British Aerospace 3102 Jetstream 31 N16EJ» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «Авария самолета ASN British Aerospace 3101 Jetstream 31 YV-1083C Каракас-Аэропорт имени Симона Боливара (CCS)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов.
- ^ Градецкий, Симон (8 марта 2012 г.). «Авария: Linksair JS31 на острове Мэн, 8 марта 2012 г., вылет за пределы взлетно-посадочной полосы, поломка шасси» . Авиационный вестник . Проверено 9 марта 2012 года .
- ^ «Пассажирский самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Рональдсуэй» . Новости Би-би-си . 9 марта 2012 года . Проверено 9 марта 2012 года .
- ^ «Аэропорт Робин Гуд в Донкастере закрыт после инцидента с приземлением самолета» . Новости Би-би-си . 16 августа 2014 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «Пожар по самолету из Сан-Хуана » . Elnuevodia.com (на испанском языке). Новый день педагога. 13 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 3 января 2015 г. Проверено 20 октября 2014 г.
- ^ «Коронер подтверждает гибель людей в авиакатастрофе недалеко от Форт-Смита, СЗТ» cbc.ca . ЦБК . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ «Самолет с рабочими Rio Tinto разбился на северо-западе Канады, некоторые погибли» . Reuters.com . Рейтер . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.