Северные двери флорентийского баптистерия
Северные двери флорентийского баптистерия | |
---|---|
Художник | Лоренцо Гиберти и сотрудники |
Год | 1401-1424 |
Середина | Позолоченная бронза |
Расположение | Museo dell'Opera del Duomo (копия в баптистерии ), Флоренция |
43 ° 27'45 "N 11 ° 09'07" E / 43,462388 ° N 11,151836 ° E |
Северные двери Флорентийского баптистерия были созданы Лоренцо Гиберти между 1403 и 1424 годами и представляют собой его первый шедевр, созданный до знаменитых Врат Рая. Работа подписана в центре, над панно Рождества и Поклонения волхвов: « OPVS LAUREN/TII•FLOREN/TINI ». После реставрации 2013–2015 годов (в ходе которой была восстановлена большая часть оригинальной позолоты) двери были выставлены в новом Museo dell'Opera del Duomo и заменены копией.
История
[ редактировать ]
В 1401 году Arte di Calimala , ответственная за баптистерий Святого Иоанна, объявила конкурс на создание северных дверей, через шестьдесят пять лет после завершения первых дверей, восточных (теперь южных) дверей Андреа Пизано . В нем приняли участие различные художники, как флорентийские, так и иностранные, в том числе Якопо делла Кверсия из Сиены и два молодых флорентийских ювелира Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески . Они соревновались на тему Переплета Исаака , по форме и размерам очень похожего на панели существующих дверей, и в следующем году были оценены комиссией, состоящей из 30 различных мастеров и четырех консулов Арте ди Калимала. Источники расходятся во мнениях относительно результата. Гиберти в своих «Комментариях» приписал себе блестящую победу, в то время как биограф Брунеллески сообщил о равной победе, причем последний отказался от перспективы сотрудничать со своим соперником. [ 1 ]
В любом случае комиссия досталась Гиберти, который с помощью своего отца и ювелира Бартолуччо приступил к работе. Документация, касающаяся дверей, довольно обширна и известна в основном из фолиантов семнадцатого и восемнадцатого веков. Договор поручения датирован 23 ноября 1403 года, в котором оговаривалось, что Лоренцо должен был лично позаботиться о фигурах, деревьях и тому подобном, что позволяло ему получать некоторую помощь от других, включая Бартолуччо. Отцу и сыну должны были платить по двести флоринов в год, и их контролировала комиссия из трех человек, включая Паллу Строцци (которая также была клиенткой Гиберти). Было запланировано в среднем три исследования в год, работы начались 1 декабря, но некоторые предварительные работы задержали начало. Вероятно, это были дискуссии по предмету, с изменением выбора от Ветхого Завета к Новому . Этапы проектирования и литья заняли несколько лет, но в основном это была очень долгая работа по полировке и золочению, которая заняла целых два десятилетия с множеством помощников. В платежной записке с неопределенной датой, датированной периодом между 1404 и 1407 годами, были указаны Лоренцо и одиннадцать помощников (не считая Бартоло, поскольку он был неявным главой мастерской вместе со своим сыном), среди которых были Джулиано ди сер Андреа, Бернардо Чуффаньи и молодой Донателло , лет двадцати; [ 2 ] другими были Бандино ди Стефано, Джованни ди Франческо, Микеле ди Николаи, Микеле, известный как «Скальканья», Якопо д'Антонио да Болонья, Доменико ди Джованни, Мазо ди Кристофано (которого некоторые называют Мазолино ) и Антонио ди Томмазо (племянник Бандино). ).
1 июня 1407 года, поскольку доставка трех рельефов в год была уже невозможна, был заключен новый договор, в котором Лоренцо числится руководителем мастерской, а Бартоло – в числе помощников. Мастер согласился не принимать других заказов без разрешения консулов Арте ди Калимала и сам работать с воском и бронзой, особенно с высечкой отливок, особенно для тех частей, которые требовали большей осторожности, таких как обнаженные тела или волосы. Был также пункт, гласивший, что в течение года после завершения работы художник должен был оставаться в распоряжении Арте, прежде чем принять другую работу: они, вероятно, были удовлетворены частичным результатом и уже думали о третьих дверях. . Там числится двадцать один помощник, включая снова Донателло (который, однако, вскоре после этого покинул проект) и Паоло Уччелло ; в более позднем документе также указано Микелоццо . имя [ 2 ]
Нет информации о том, как продолжалась работа, но считается, что к 1415 году большинство рельефов были отменены и что в последующие годы были необходимы в основном для длительной отделки и позолота. Техника потерянного воска еще не была полностью освоена, и, используя довольно вязкие сплавы, рельефы вышли из терракоттской формы как довольно грубые наброски, которые затем должны были быть сглажены, заполнены промежутками и предоставлены всеми деталями готовый продукт. [ 2 ]
В марте 1423 года было продумано частичное позолование дверей, чтобы увеличить их престиж: в соответствии с Krautheimer, кадр и дизайн Jamb (вероятно, после 1424) также были созданы в это время. Позолота и сборка заняла целый год. 29 апреля 1424 года, после того, как Гимерти получил общую плату в размере 22 000 флоринов (информация от самого Гимерти), двери были помещены на восточную сторону, чтобы передать Санта -Мария -дель -Фёре , что, возможно, вызывая предыдущую дверь Пизано Юг; [ 3 ] как известно, позже в 1452 году он был перенесен на северную сторону, чтобы освободить место для Врат Рая. [ 2 ]
Со временем грязь и окисление полностью покрыли позолоту. Во время Второй мировой войны двери были сняты для защиты и прошли анализ, позволивший их очистить, прежде чем их перенесли в 1948 году. [ 2 ]
Среди ученых, которые больше всего интересовались дверями, - Фрей (издание « » Вазари Жизнеописаний 1911 года ), Р. Краутхаймер (1956, 1970, 1982) и редакторы обширного каталога гибертовской выставки 1978–1979 годов. [ 4 ]
С марта 2013 года двери проходят реставрацию в Opificio delle Pietre Dure во Флоренции, реставрационной лаборатории, которая на протяжении 27 лет изучает решения по реставрации Врат Рая. Благодаря экспертизе Opificio, продолжительность реставрации северных дверей оценивается примерно в год, после чего они будут помещены в музей Оперы дель Дуомо , а их место займет копия в баптистерии.
Описание
[ редактировать ]Двери точно воспроизводили образец двери Андреа Пизано с двадцатью восемью панелями со смешанной линейной рамой ( четырехлистником ), расположенными в семь рядов по четыре, по две на створку. Они представляют собой истории Нового Завета, от Благовещения до Пятидесятницы, которые следует рассматривать снизу вверх, слева направо, начиная с третьего ряда снизу: такое расположение было выбрано для достижения драматической кульминации, в начало Страстных историй. С другой стороны, в первых двух нижних рядах изображены четыре евангелиста , а внизу — четыре Учителя Церкви . [ 2 ]
Рамка содержит по углам панелей сорок семь голов Пророков и Сивилл в лопастных рамах, по шесть в каждом ряду, за исключением последней внизу, где насчитано только пять (центральная в левом дверном полотне отсутствует, вероятно, чтобы не мешать закрыванию дверей); между каждой панелью расположены растительные мотивы (плющ) с различными мелкими животными. [ 2 ] Эти животные, вероятно, имели амулетическую ценность, поскольку они вредили посевам, и поэтому надеялись, полагаясь на Христа, уберечь их от посевов и избежать голода. Вероятно, они были смоделированы путем снятия с натуры слепков с тел насекомых, ракообразных, земноводных и рептилий по методике, уже описанной Ченнино Ченнини, но известной только по этой работе. [ 5 ] Также в косяках и архитраве, наспех завершенных помощниками Гиберти после того, как двери были перенесены на северную сторону (исходная рама фактически осталась на восточной стороне), расположены бронзовые гирлянды с различными растениями, оживляемыми птицами, рептилиями и млекопитающими, клюющими фрукты. или сидеть среди ветвей, опять же с суеверным значением. [ 5 ]
Маленькая голова 26 (пятый ряд сверху, второй слева) содержит автопортрет художника в тюрбане, вероятно, первый реалистический портрет эпохи Возрождения. [ 6 ]
Стиль
[ редактировать ]
Источники вдохновения Гиберти были разнообразны: от классического искусства до тосканской готики первых десятилетий четырнадцатого века ( Никола и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио ), от ювелирного дела до миниатюры из-за Альп и Ломбардии, а также предоставленные модели. у Андреа Пизано другой двери . Результат оказался особенно удачным благодаря глубокому усвоению этих моделей, уверенному стилю художника и его неиссякаемой творческой фантазии. [ 7 ]
В целом доминирует линейное изящество позднеготического стиля , в котором каждая фигура вполне достойна восхищения как сама по себе, так и в общей композиции. Фигуры заметны в готических четырехлистниках , но более характерны (по сравнению с другой дверью четырнадцатого века) с пространственной и перспективной точки зрения, с острой физиогномической индивидуализацией, особенно в головах. [ 6 ]
присутствуют многочисленные формальные перекрестные ссылки Между фигурами, балетными тонами и изысканными деталями , к которым добавляется идеальная передача животных, растений, предметов и архитектуры. На нижних панелях выделяется тщательность, с которой переданы предметы мебели возле евангелистов и врачей, их одежда струится торжественно, но и с настоящей уравновешенностью, никогда не впадающей в чрезмерную манерную искусственность. Поражает также живой поэтизм всего произведения, приятное посредничество между традицией и стремительной революцией Брунеллески , подхваченной вскоре после этого Донателло . [ 7 ]
Побеги растений на рамах изысканны, головки превосходно смоделированы, что представляет собой долгожданное изменение по сравнению с более жесткими розетками и львиными головами на двери Андреа Пизано. [ 7 ]
Реконструкция
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Векки и Черкьяри (1999 , стр. 15)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брунетти (1966 , стр. 28–29)
- ^ Эта информация, сообщенная Вазари и подхваченная практически всеми источниками на сегодняшний день, недавно была поставлена под сомнение из-за несоответствий в размерах двух отверстий, см. Dieci cose che di certo non sapete sulle porte del Battistero di Firenze. Архивировано 2013 г. -08-30 в Wayback Machine
- ^ См. запись в каталоге.
- ^ Jump up to: а б Десять вещей, которые вы наверняка не знаете о дверях Флорентийского баптистерия . Архивировано 30 августа 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б Гастроли (2007 , стр. 150)
- ^ Jump up to: а б с Брунетти (1966 , стр. 12–13)
Библиография
[ редактировать ]- Брунетти, Джулия (1966). Гиберти . Флоренция: Сансони.
- Де Векки, Пьерлуиджи; Черкьяри, Эльда (1999). Времена искусства . Том 2. Милан: Бомпиани. стр. 59–60. ISBN 88-451-7212-0 .
- АА.ВВ. (2007). Путеводитель по Италии, Флоренции и провинции «Гуида Росса» . Милан: Итальянский туристический клуб.