Покаяние в иудаизме
Покаяние в иудаизме Тешува "Возвращаться" |
---|
Покаяние, искупление и высшее восхождение в иудаизме |
В еврейской Библии |
Аспекты |
В еврейском календаре |
В современном иудаизме |
Покаяние ( /tʃuvɑː/ ; иврит : תשובה , латинизированное : ٝšūvā «возвращение») — один из элементов искупления греха t в иудаизме . Иудаизм признает, что каждый время от времени грешит, но люди могут остановить или свести к минимуму подобные случаи в будущем, раскаиваясь в прошлых проступках. Таким образом, основной целью покаяния в иудаизме является этическое самопреобразование. [1]
Маймонид определяет сущность покаяния следующим образом:
«Грешник должен оставить свой грех, удалить его из своих мыслей и решить в своем сердце не делать его снова... и он должен сожалеть о прошлом... и [Бог] должен знать, что он никогда не вернется к этому грех... и он должен исповедовать устами своими и сказать то, что решил в сердце своем». [2]
Кающегося еврея традиционно называют баал тшува .
Как покаяться
[ редактировать ]Многочисленные руководства по процессу покаяния можно найти в раввинской литературе.
Согласно «Вратам покаяния» , стандартному труду по еврейской этике , написанному раббену Йоной из Героны , грешник кается следующим образом: [3]
- сожаление/признание греха;
- оставление греха (см. ниже);
- беспокойство о будущих последствиях греха;
- действовать и говорить со смирением;
- действовать способом, противоположным греху (например, за грех лжи следует говорить правду);
- понимание величины греха;
- воздержание от меньших грехов с целью уберечь себя от совершения больших грехов;
- исповедание греха ;
- молиться об искуплении;
- исправление греха, насколько это возможно (например, если кто-то украл вещь, украденную вещь необходимо вернуть; или, если кто-то оклеветал другого, клеветник должен попросить у потерпевшего прощения);
- стремление к делам хесед и истины;
- помнить грех на всю оставшуюся жизнь; [4]
- воздержание от совершения того же греха, если возможность представится снова;
- уча других не грешить.
Оставление греха
[ редактировать ]Второй из «Принципов покаяния» Рабейну Йоны — это «оставление греха» ( ивр . עזיבת–החטא, азиват-хачет ). После сожаления о грехе (первый принцип рабейну Йоны) кающийся должен принять решение никогда не повторять свой грех. [5] Однако иудаизм признает, что процесс покаяния варьируется от кающегося к кающемуся и от греха к греху. Например, непривычный грешник часто ощущает жало греха острее, чем закоренелый грешник. Следовательно, непривычному грешнику будет легче покаяться, потому что он или она с меньшей вероятностью повторит свое греховное поведение. [6]
Случай обычного грешника более сложен. Если закоренелый грешник вообще сожалеет о своем грехе, само по себе это сожаление явно не приводит к изменению поведения. В таком случае раввин Носсон Шерман рекомендует разработать «личную систему вознаграждений и наказаний» и избегать обстоятельств, которые могут вызвать искушение совершить соответствующий грех. [6] Показано, что человек полностью раскаялся, если ему предоставлена возможность совершить тот же грех в тех же условиях, но ему удается воздержаться от этого. [7]
Мишна : утверждает
Человеку, который говорит: «Я буду грешить и покаяться, я буду грешить и покаяться», Йом Кипур не приносит искупления. За грехи против Бога Йом Кипур приносит искупление. За грехи против ближнего Йом Кипур не приносит искупления, пока он не умиротворит ближнего, которого обидел. [8]
Когда покаяться
[ редактировать ]Следует немедленно покаяться. В Талмуде рассказывается притча о том, что рабби Элиэзер учил своих учеников: «Покайтесь за день до своей смерти». Ученики вежливо спросили, можно ли узнать день своей смерти, на что рабби Элиэзер ответил: «Поэтому тем больше причин покаяться сегодня, чтобы не умереть завтра». [9]
Из-за иудаистского понимания ежегодного процесса Божественного Суда евреи верят, что Бог особенно открыт для покаяния в период с начала месяца Элул до Десяти дней покаяния (включая Рош ха-Шана и Йом Кипур ), и, согласно в Каббале , Хошана Раба . Еще одно хорошее время для покаяния – это конец жизни. [1] Другой случай, когда прощение дается, — это всякий раз, когда вся община собирается и от всего сердца взывает к Богу из-за своих страданий. [10]
Эффекты
[ редактировать ]В Талмуде обсуждается духовный уровень покаявшегося человека ( баал тшува ). По одному мнению, этот уровень ниже, чем у «полностью праведного » человека, который никогда не грешил. Однако по другому мнению, оно даже выше, чем у вполне праведного человека. [11]
Талмуд делает два утверждения о силе покаяния изменить прошлые грехи: если человек раскаивается из-за страха, умышленные грехи превращаются в непреднамеренные грехи. Но если человек кается из любви, то умышленные грехи фактически становятся заслугами. [12] Первое утверждение легко понять: если кто-то совершил грех, не осознавая его последствий (например, наказания), а впоследствии осознал, что грех был совершен в состоянии неполного знания. Второе утверждение труднее понять, и были предложены разные интерпретации. По мнению Иосифа Дова Соловейчика , смысл в том, что человек, раскаивающийся из любви, отправляется в путь самопреобразования, в котором он использует боль своей неудачи как стимул к самосовершенствованию. Таким образом, величина первородного греха в конечном итоге отражается на величине хороших качеств, которые в ответ развивает кающийся. [13]
Комментарий
[ редактировать ]Согласно Талмуду , Бог создал покаяние до того, как создал физическую вселенную , сделав ее одной из первых созданных вещей. [14]
Еврейская традиция описывает многих покаявшихся людей, в том числе:
- В 609 г. до н. э. царь Иосия Израиля был убит в битве фараоном Нехо II; Смерть Иосии произошла потому, что, несмотря на его искреннюю религиозную реформу, он фактически был обманут, поскольку люди не последовали его реформам; поэтому он отказался прислушаться к Пророку Иеремии, думая, что ни один меч не пройдет через Землю Израиля. В него попало 300 дротиков; он не жаловался, кроме как признал: «Господь праведен, ибо я восстал против Его повеления. [15]
- После Пасхи в 44 г. н. э. Ирод Агриппа отправился в Кесарию , где устроил игры в честь Клавдия. В разгар его выступления перед публикой раздался крик о том, что он бог, и Агриппа тогда публично не отреагировал. В это время он увидел сову, сидевшую над его головой. Во время его заключения у Тиберия подобное предзнаменование было истолковано как предвещающее его скорое освобождение и будущее царствование, с предупреждением, что, если он снова увидит то же самое зрелище, он умрет. Его тут же охватили сильные боли, он ругал своих друзей за то, что они льстили ему, и принял свою неминуемую смерть в состоянии Тешува . Он испытал боли в сердце и животе и умер через пять дней. [16]
Если человек в каком-то аспекте отклоняется от пути добра, всегда есть «путь назад», если человек захочет попробовать пойти по нему. (Хотя в текстах упоминаются некоторые конкретные категории, для которых путь назад будет чрезвычайно трудным, например, клеветники, заядлые сплетники и злонамеренные люди.)
См. также
[ редактировать ]- Баал тшува
- Движение Баал тшува
- Прощение
- Еврейская этика
- Ортодоксальная еврейская деятельность
- Тауба , аналогичная концепция в исламе.
- Покаяние , аналогичная концепция в христианстве.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Телушкин, Иосиф. Кодекс еврейской этики: Том 1 — Вы будете святы . Нью-Йорк: Колокольня, 2006. с. 152-173.
- ^ Мишне Тора , Тешува 2:2
- ^ Йона Геронди , Шаарей Тешува: Врата покаяния . Пер. Шрага Сильверстайн . Иерусалим, Израиль: Feldheim Publishers, 1971. Печать.
- ^ Таким образом, «Он хранит Милосердие для тысяч» — даже если человек согрешил тысячи раз и сделал тысячи пороков, Бог может и простит ему, т.е. все грехи (если он покается) (Ребе Нахман Бресловский . Ликутей Галахот I , стр. 1б)
- ^ Иона, 14–15
- ^ Перейти обратно: а б Носсон Шерман . «Обзор – День искупления и чистоты». Обзор. Полный ArtScroll Machzor: Йом Кипур . По Шерману. Пер. Шерман. Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, 2008. XIV-XXII.
- ^ Йома 86б ; Маймонид «Законы покаяния» 2:1
- ^ Мишна Йома 8:9.
- ^ Шаббат 153а; цитируется по Телушкину, 155.
- ^ Мишне Тора , Хилхот Тешува 2:6
- ^ Берахот 34б
- ^ Сухой 86б
- ^ Отличный ответ - злоба как права
- ^ Недарим 39б
- ^ Гинзберг, Луи; Коэн, Боаз (8 января 1913 г.). «Легенды евреев» . Еврейское издательское общество Америки – через Google Книги.
- ^ Иосиф Флавий , Еврейские древности XIX. 345–350 (глава 8, пункт 2)
- Богословский словарь Ветхого Завета : Том 14, стр. 473 Г. Йоханнес Боттервек, Хельмер Ринггрен, Хайнц-Йозеф Фабри - 2004 «Существительное t'suba встречается 4 раза в Истории Dtr, дважды в Истории Летописца и в Иове».
- Джейкоб Дж. Петуховски, Понятие «Тешува» в Библии и Талмуде , Иудаизм 17 (1968), 175–185.
Внешние ссылки
[ редактировать ]свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Агриппа, Ирод И. ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 425.
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в