Афригиды
Династия Афригидов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
305–995 | |||||||
![]() Карта, показывающая территорию, управляемую династией Афригидов (выделена зеленым), примыкающую к южному берегу (бывшего) Аральского моря. | |||||||
Капитал | Кэт | ||||||
Общие языки | Старый Хорезмийский | ||||||
Религия | Зороастризм (до начала 9 века) Суннитский ислам (после начала 9 века) | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Хорезмшах | |||||||
• 305–??? | тренер (первый) | ||||||
• 967–995 | Абу Абдаллах Мухаммад (последний) | ||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||
• Учредил | 305 | ||||||
• Завоевание Мамунидом Хорезма. | 995 | ||||||
|
![]() |
История Великого Ирана |
---|
Афригиды ʾfryḡ ( хорезмийцы : . ) были коренными хорезмийскими иранцами [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] династия, правившая древним Хорезмским царством . Со временем они находились под сюзеренитетом Сасанидской империи , Империи эфталитов , Гёктюркского каганата , Халифата Омейядов , Халифата Аббасидов и Империи Саманидов .
В конечном итоге они были свергнуты конкурирующей семьей, Мамунидами Гурганджа , которые стали новыми правителями Хорезма.
Источники
[ редактировать ]Аль-Бируни , коренной хорезмийский ученый, упоминает двадцать два члена династии Афригидов за общий период в 690 лет со средним сроком правления каждого правителя 31 год. [ 4 ] По его словам, афригиды правили с 305 года, во время арабских завоеваний под руководством Кутайбы ибн Муслима в 712 году, и до их свержения в 995 году растущей конкурирующей семьей Мамунидов . Основным источником об афригидах до ислама также является Аль-Бируни. Частично причину отсутствия сведений об этой династии упоминает Аль-Бируни.
Аль-Бируни утверждает:
Когда Кутайба бин Муслим под командованием Аль-Хаджаджа ибн Юсуфа был отправлен в Хорезмию с военной экспедицией и завоевал ее во второй раз, он быстро убивал всех, кто писал на родном хорезмийском языке и знал о хорезмийском наследии, истории и культуре. . Затем он убил всех их зороастрийских священников, сжег и растратил их книги, пока постепенно не остались только неграмотные, ничего не знавшие письменности, и, следовательно, история региона была по большей части забыта.
Этимология
[ редактировать ]Было высказано предположение, что «Африг» — это арабизированное слово «Абриз» на персидском языке (آبریز, где течет вода, отсылка к географии Хорезма и его обильным водам). » Аль-Бируни Однако доктор Парвиз Азкаи в своих аннотациях к «Хронологии древних народов поясняет, что это популярная этимология. Азкай объясняет, что изначально слово Африг было Ap-Air-ig, что означает арийское происхождение : ap или af в слове «афраштан» (персидский: افراشتن) означает поднимать; воздух — это корень, означающий арийца, как видно из Ираджа и Эрана/Ирана (земля арийцев); и -ig является суффиксом отношения в иранских языках и родственным «-ic» в английском или «-ique» во французском языке .
География
[ редактировать ]Хорезм был хорошо орошаемым, богатым земледельческим регионом в нижнем течении Окса . Ограниченный со всех сторон степью и пустыней, Хорезм был географически изолирован от других областей цивилизации, что позволило ему сохранить отдельный самобытный иранский язык и культуру. Хорезм, возможно, был ранней родиной иранцев. [ 5 ] В исламскую эпоху в регионе было три главных города; Кат, Гургандж и Хазарасп . [ 6 ]
Королевство
[ редактировать ]
Большая часть истории афригидов записана хорезмийским ученым аль-Бируни (умер в 1050 г.), достоверность которого подвергается сомнению. По мнению аль-Бируни, Афригиды были основаны Афригом в 305 году, преемниками полулегендарной линии Сиявушидов, основанной иранским королем Кеем Хосровом . Однако обширные советские археологические находки показывают, что аль-Бируни на самом деле не был хорошо знаком с доисламской историей Хорезма. Находки монет показывают, что до прихода афригидов Хорезм входил в состав Парфянской империи . [ 7 ] Начало эры Хорезмии , по-видимому, произошло в начале I века, после того как они освободились от парфянского правления и основали свою собственную местную династию шахов. Династическое имя «Афригид» ( хорезмийский : ʾfryḡ ) не засвидетельствовано нигде, кроме аль-Бируни, что заставило ученых предположить, что это имя никогда не существовало. Иранолог Клиффорд Эдмунд Босворт добавляет: «Если эта [африканская] эпоха действительно использовалась, она, должно быть, была неофициальной». [ 7 ] Точно так же многие из хорезмшахов, записанных аль-Бируни, не подтверждаются археологическими свидетельствами; однако это может быть связано с ошибками переписчика. [ 8 ] [ 7 ]
Первые четыре столетия правления афригидов особенно неясны. По словам аль-Бируни, у Африга была большая крепость под названием Фил или Фир, построенная на окраине столицы Кат , которая ко времени аль-Бируни лежала в руинах из-за изменений в течении Окса в 10-м веке. век. Чеканка подтверждает существование Афригид-шаха Арсамуха , жившего во времена исламского пророка Мухаммеда . Достоверные сведения о Хорезме впервые начинают появляться в начале VIII века. [ 7 ] Первоначально Хорезм был объектом неэффективных набегов арабов, которые время от времени нападали из соседних регионов Хорасана и Трансоксианы . Однако в 712 году арабский губернатор Хорасана Кутайба ибн Муслим воспользовался гражданской войной между шахом Азкаджваром II и его братом Хурразадом. Хорезм был опустошен, а Азкаджвар II убит. По мнению аль-Бируни, арабы убили всех хорезмийских учёных, знавших древнюю историю страны; однако, по мнению Босворта, это преувеличено. [ 7 ]
После того, как арабы отказались от своего набега, шахи восстановили власть в Хорезме и продолжили придерживаться своей наследственной веры, которой, по словам Аль-Бируни, был зороастризм . Местные шахи продолжали заключать союзы с местными иранскими князьями, согдийскими купцами и даже турками и китайцами , чтобы противостоять арабам . [ 1 ] Хорезм был одним из немногих иранских государств, переживших ранний исламский период. [ 9 ]

Афригиды и местное население, скорее всего, были приверженцами зороастризма . [ 7 ] Первым хорезмшахом, принявшим ислам, был Азкаджвар-Абдаллах , который правил в начале 9-го века, что, возможно, совпало с правлением аббасидского халифа аль -Мамуна ( годы правления 813–833 ). Тем не менее, исламизация местного населения шла гораздо медленнее. В начале X века хорезмшахи стали вассалами династии Саманидов . [ 6 ] [ 7 ] персидская семья , правившая главным образом в Трансоксании и Хорасане . [ 11 ] Хотя хорезмшахи иногда предоставляли убежище повстанцам Саманидам, в целом они управляли мирными владениями. В конце правления Саманидов хорезмшахи распространили свое правление до северных окраин Хорасана, управляя пограничными постами, такими как Фарава и Наса . [ 6 ]
Неопределенной частью истории Хорезма является возвышение семьи Мамунидов , которая стала править своим родным городом Гургандж , одним из трех главных городов страны. Город стал соперником Кати, скорее всего, благодаря своему коммерческому успеху в качестве торгового фактора между степью и Киевской Русью . Мамуниды и Афригиды в конечном итоге стали соперниками, и вскоре последовал конфликт. Маъмунид Маъмун I сверг и убил африканского шаха Абу Абдаллаха Мухаммада ( годы правления 967–995 ), ознаменовав тем самым конец первой линии хорезмшахов Афригидов и начало второй линии хорезмшахов Ма. 'муниды. [ 6 ]
Религия
[ редактировать ]Хорезмийское население исповедовало вариант зороастризма, смешанный с местным язычеством . В отличие от Ирана, зороастризм не был официальной религией Хорезма и, следовательно, не следовал строгим писаниям. [ 12 ] Иранский и хорезмийский варианты существенно отличались друг от друга; при этом останки умерших хоронили в высеченных в скале нишах или в арочных погребальных камерах, а хорезмийцы использовали оссуарии , что было пережитком более ранних учений. Хорезмийцы продолжали хоронить своих умерших в оссуариях до III века, когда их заменили каменными ящиками, что является признаком расширяющегося влияния ортодоксального зороастризма из Ирана. В отличие от ортодоксальных зороастрийцев, хорезмийцы, как и согдийцы, оплакивали умерших, о чем свидетельствуют росписи оссуариев Топрак-Калы . [ 13 ] Почитание умерших высоко ценилось в Хорезме: пищу помещали в погребальные камеры в последние пять дней последнего (двенадцатого) месяца и пять дополнительных дней в течение Нового года. Местный культ Вахша — духа- покровителя стихии воды — был признаком раннего анимизма среди хорезмийцев. Праздник Вахш отмечали в десятый день последнего месяца года. [ 12 ]
Язык
[ редактировать ]Родным языком Афригид Хорезма был древнехорезмийский язык, написанный на основе арамейского языка , который был импортирован Империей Ахеменидов (550–330 до н.э.) во время их правления над Хорезмом. [ 14 ] По словам арабского путешественника X века Ахмада ибн Фадлана , этот язык звучал «как болтовня скворцов». [ 9 ]
Имена правителей
[ редактировать ]Известны только согласные доисламских имен с долгими гласными, поскольку в арабском письме короткие гласные не пишутся и при необходимости для уточнения используются диакритические знаки. После обращения Абдаллы все имена, за исключением, возможно, Эрака, являются арабскими , и их произношение известно. К сожалению, дошедшие до нас рукописи также пострадали от некоторых повреждений из-за ошибок переписчиков. [ 1 ] поскольку хорезмийские имена были непонятны большинству инородцев. Сам Аль-Бируни использует дополнительные буквы хорезмийского языка , которые не использовались в арабских писаниях.
Больше известно о династии в исламскую эпоху после начала VIII века и их обращении в ислам.
Имена правителей даны коренным хорезмийцем и Аль-Бируни современными учёными. [ 1 ] [ 15 ]



- Африг (умер в 4 веке)
- Багра
- Биварсар I (3-я четверть IV в.)
- Кави
- Биварсар II
- Сахасак
- Аскаямук I
- Азкайвар I
- Сара я
- Шауш
- Все
- Бузгар
- Арсамух (р. во времена пророка Мухаммеда, около 600 г.)
- Сахр II
- Сабри
- Азкайвар II (конец VII века — 712 г.)
- Хосров (р. 712)
- Аскахамук II (годы правления 712–?)
- Савашфан (8 век)
- Торкасбата
- Азкаджвар-Абдаллах (годы правления после 762 г./до 787–820 гг.)
- Мансур ибн Абдаллах
- Эраг ибн Мансур
- Мухаммад ибн Эрак (умер в 10 веке)
- Абу Саид Ахмад
- Абу Абдаллах Мухаммад (годы правления 967–995, год убийства)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Босворт, CE "AL-E AFRĪḠ" . Энциклопедия Ираника Колумбийский университет . Получено 17 января.
- ^ CE Босворт, «Газнавиды» в «Истории цивилизации: Центральная Азия в истории цивилизаций Центральной Азии», Том IV: Эпоха достижений: 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века: Часть первая: Историческая социальная и экономическая обстановка /под редакцией М.С. Азимова и К.Э. Босворта. Дели, Мотилал Банарсидасс, 1999 г., 485 страниц. (Том IV, часть I). ISBN 81-208-1595-5 . Отрывок со страницы 101: «Древним иранским королевством Хорезм до 995 года управляла старая устоявшаяся линия Афригидов Кат, но впоследствии контроль перешел к новой линии Хорезм-шахов, Мамунидам Гурганджа»
- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт, Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство, Колумбийский университет, 1996.
- ^ Энциклопедия Ираника, «AL-E AFRĪḠ (династия Афригидов)» CE Босворта
- ^ Босворт 1996 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с д Босворт 1978 , с. 1066.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Босворт 1984a , стр. 743–745.
- ^ Босворт 1978 , с. 1065.
- ^ Jump up to: а б Кертис и Стюарт 2009 , с. 16.
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Босворт и Кроу 1965 , стр. 1025–1027.
- ^ Jump up to: а б Неразик и Булгаков 1996 , с. 231.
- ^ Неразик и Булгаков 1996 , стр. 223, 232.
- ^ Маккензи 1992 , стр. 517–520.
- ^ Л. Массиньон, «Аль-Бируни и международная ценность арабской науки» в томе памяти Аль-Бируни (Калькутта, 1951). стр. 217-219. отрывок: В знаменитом предисловии к книге «Лекарства» Бируни говорит: «Именно через арабский язык науки передавались посредством переводов со всех частей света. Они были усовершенствованы благодаря переводу на арабский язык и в результате проникли в сердца людей, а красота этого языка смешалась с этими науками в наших венах и артериях. И если верно, что у всех народов любят украшать себя тем языком, которому сохранили верность, привыкнув употреблять его с друзьями и товарищами по необходимости, то я должен сам судить, что на моем родном хорезмийском языке у науки столько же шансов на сохранение, сколько у верблюда на встречу с Каабой .
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE и Кроу, Иоланда (1965). «Саманиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469475 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)». В Бойле, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 1–202. ISBN 0-521-06936-Х .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1978). «Кахваразм-Сахс» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1984a). «Аль-е Африка» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 7 . стр. 743–745.
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1984b). «Аль-э Мамун» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 7 . стр. 762–764.
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1986). «Ануштигин Дарчай» . Энциклопедия Ираника .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1989). "Алтунташ " В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том III: Аташ-Байхаки, Захир-ад-Дин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 915. ИСБН 978-0-71009-121-5 .
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10714-5 .
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2009). Возвышение ислама: идея Ирана Том 4 . ИБ Таурис. ISBN 978-1845116910 .
- Маккензи, DN (1992). «Хорезмия III. Хорезмический язык » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том V: Ковры – Кофе . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 517–520. ISBN 978-0-939214-79-2 .
- Неразик, Э.Э.; Булгаков, П.Г. (1996). «Хорезм » В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том III: Перекресток цивилизаций, 250–750 годы нашей эры . Париж: Издательство ЮНЕСКО. стр. 100-1 207–236. ISBN 92-3-103211-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество . OCLC 499987512 .