HMS Коллингвуд (1908)
![]() Коллингвуд на якоре, 1912 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Коллингвуд |
Тезка | Вице-адмирал Катберт Коллингвуд, первый барон Коллингвуд |
Заказал | 26 октября 1907 г. |
Строитель | Королевская верфь Девонпорта |
Заложен | 3 февраля 1908 г. |
Запущен | 7 ноября 1908 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 апреля 1910 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 12 декабря 1922 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Сент-Винсент» типа Линкор-дредноут |
Смещение | 19 700 длинных тонн (20 000 т ) (нормальный) |
Длина | 536 футов (163,4 м) ( о/а ) |
Луч | 84 фута 2 дюйма (25,7 м) |
Черновик | 28 футов (8,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 6900 миль (12800 км; 7900 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнение | 758 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Collingwood — «Сент-Винсент» типа линкор-дредноут , построенный для Королевского флота в первом десятилетии 20-го века. Всю свою карьеру она провела в составе Домашнего и Великого флотов и часто служила флагманом . Принц Альберт (впоследствии король Георг VI ) провел несколько лет на борту корабля до и во время Первой мировой войны . В Ютландском сражении в мае 1916 года Коллингвуд находился в центре боевой линии и слегка повредил немецкий линейный крейсер . За исключением этого сражения и безрезультатных действий 19 августа , ее служба во время войны обычно заключалась в обычном патрулировании и тренировках в Северном море . После войны корабль был признан устаревшим; он был переведен в резерв и использовался в качестве учебного корабля, а затем был продан на металлолом в 1922 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Конструкция класса «Сент-Винсент» была заимствована из конструкции предыдущего «Беллерофон» класса с небольшим увеличением размеров, брони и более мощных орудий, а также с другими более незначительными изменениями. Коллингвуд имел общую длину 536 футов (163,4 м), ширину 84 фута 2 дюйма (25,7 м), [ 1 ] и нормальная осадка 28 футов (8,5 м). [ 2 ] Его водоизмещение 19 700 длинных тонн (20 000 тонн ) при нормальной нагрузке и 22 800 длинных тонн (23 200 тонн) при глубокой загрузке . В 1911 году ее экипаж насчитывал 758 офицеров и рядовых . [ 3 ]

Коллингвуд приводился в движение двумя комплектами Parsons с прямым приводом паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от восемнадцати котлов Ярроу . Турбины имели мощность на валу 24 500 лошадиных сил (18 300 кВт ) и были предназначены для обеспечения максимальной скорости корабля 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). Во время восьмичасовых ходовых испытаний на полной мощности 17 января 1910 года он достиг максимальной скорости всего 20,62 узла (38,19 км / ч; 23,73 миль в час) при мощности 26 789 л.с. (19 977 кВт). Коллингвуд имел на борту достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность полета 6900 морских миль (12800 км; 7900 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]Класс «Сент-Винсент» был оснащен десятью казнозарядными (BL) 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Mk XI в пяти двухорудийных башнях , три по центральной линии и оставшиеся две в качестве крыльевых . Вспомогательное 4 , или противоторпедное , вооружение состояло из двадцати -дюймовых (102-мм) орудий BL Mk VII . По две таких пушки устанавливались на крышах носовой и кормовой центральных башен, а также крыльевых башен в неэкранированных установках, а остальные десять располагались в надстройке. Все орудия находились в одиночных установках. [ 5 ] [ Примечание 1 ] Корабли также были оснащены тремя 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте и третьем в корме . [ 2 ]
Корабли класса «Сент-Винсент» имели ватерлинию из цементированной брони Круппа (KC), толщина которой составляла 10 дюймов (254 мм) между носовой и кормовой частью барбетов , а затем уменьшалась до 2 дюймов (51 мм), прежде чем она достигла корпуса корабля. заканчивается. Над ним находился пояс брони толщиной 8 дюймов (203 мм). Поперечные переборки толщиной 5 и 8 дюймов (127 и 203 мм) заканчивали самые толстые части ватерлинии и верхних броневых поясов, когда они достигали внешних частей крайних барбетов. [ 8 ]
Три центральных барбета были защищены броней толщиной 9 дюймов (229 мм) над основной палубой , которая утончалась до 5 дюймов (127 мм) под ней. Крыльевые барбеты были похожи, за исключением того, что на их внешних гранях была 10-дюймовая броня. Орудийные башни имели грани и борта толщиной 11 дюймов (279 мм) и крышу высотой 3 дюйма (76 мм). Толщина трех бронепалубы варьировалась от 0,75 до 3 дюймов (от 19 до 76 мм). Лоб и борта носовой боевой рубки защищались 11-дюймовыми листами, хотя толщина кормы и крыши составляла 8 дюймов и 3 дюйма соответственно. [ 9 ]
Изменения
[ редактировать ]Орудия на носовой крыше башни были сняты в 1911–1912 годах, а верхняя передняя пара орудий надстройки снята в 1913–1914 годах. Кроме того, орудийные щиты на все орудия надстройки были установлены , а конструкция мостика была увеличена вокруг основания передней треножной мачты. В первый год войны директор управления огнем на передней треножной мачте установили . Примерно в то же время основание носовой надстройки было перестроено для размещения восьми 4-дюймовых орудий, а башенные орудия были сняты, в результате чего дополнительное вооружение сократилось до четырнадцати орудий. Кроме того, была добавлена пара 3-дюймовых зенитных (зенитных) орудий . [ 10 ]
К апрелю 1917 года Коллингвуд установил тринадцать 4-дюймовых противоторпедных орудий, а также одиночные 4-дюймовые и 3-дюймовые зенитные орудия. После Ютландской битвы было добавлено около 50 длинных тонн (51 т) дополнительной палубной брони. Перед окончанием войны зенитные орудия были перенесены из рубки между кормовыми башнями в корму и удален кормовой торпедный аппарат. высокого угла дальномер В 1918 году был установлен взлетные площадки . , а на крышах носовой и кормовой башен установлены [ 10 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Коллингвуд , названный в честь вице-адмирала Катберта Коллингвуда , [ 11 ] был заказан 26 октября 1907 г. [ 12 ] Он был заложен на Королевской верфи Девонпорта 3 февраля 1908 года, спущен на воду 7 ноября 1908 года и завершен в апреле 1910 года. Стоимость корабля, включая вооружение, оценивается в 1 680 888 фунтов стерлингов. [ 3 ] или 1 731 640 фунтов стерлингов. [ 5 ]
19 апреля 1910 года «Коллингвуд» был введен в строй и приписан к 1-й дивизии Флота Метрополии под командованием капитана Уильяма Пакенхэма . [ 13 ] Она присоединилась к другим членам флота в регулярных учениях мирного времени и 11 февраля 1911 года повредила нижнюю обшивку о неизведанную скалу у Феррола . 24 июня корабль присутствовал на смотре флота в честь коронации короля Георга V в Спитхеде . [ 12 ] Пакенхема сменил капитан Чарльз Воан-Ли . 1 декабря [ 13 ] 1 мая 1912 года 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью . [ 12 ] 22 июня Воан-Ли был переведен на линкор «Беллерофон» капитан Джеймс Лей , и командование принял на себя ; Вице-адмирал Стэнли Колвилл поднял свой флаг в Коллингвуде в качестве командира 1-й боевой эскадрильи. [ 13 ] Корабль участвовал в парламентском военно-морском обзоре 9 июля в Спитхеде, а в конце года приступил к ремонту. В марте 1913 года Коллингвуд и 1-я боевая эскадра совершили визит в порт Шербур , Франция. [ 14 ] Гардемарин принц Альберт (впоследствии король Георг VI ) был назначен на корабль 15 сентября 1913 года. [ 15 ] Коллингвуд принимал старшего брата Альберта, Эдварда , принца Уэльского , во время короткого круиза 18 апреля 1914 года. Он стал частным кораблем , когда Колвилл спустил свой флаг 22 июня. [ 14 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]С 17 по 20 июля 1914 года Коллингвуд принял участие в тестовой мобилизации и проверке флота в рамках британского ответа на июльский кризис . Прибыв в Портленд 27 июля, ему было приказано проследовать с остальной частью флота метрополии в Скапа-Флоу через два дня. [ 14 ] для защиты флота от возможного внезапного нападения Германии . [ 16 ] В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны , Флот метрополии был реорганизован в Великий флот и передан под командование адмирала Джона Джеллико . [ 17 ] Большая их часть на короткое время базировалась (с 22 октября по 3 ноября) в Лох-Суилли , Ирландия, в то время как оборона в Скапе была усилена. Вечером 22 ноября 1914 года Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря ; Коллингвуд стоял вместе с основными силами в поддержку -адмирала Дэвида Битти вице 1-й эскадры линейных крейсеров . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 18 ] 1-я боевая эскадрилья курсировала к северо-западу от Шетландских островов и 8–12 декабря провела артиллерийские учения. Четыре дня спустя Великий флот совершил боевой вылет во время немецкого рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби , но не смог установить контакт с Флотом открытого моря . Коллингвуд и остальная часть Великого флота провели еще одну зачистку Северного моря 25–27 декабря. [ 19 ]

Большой флот, включая Коллингвуд , провел артиллерийские учения 10–13 января 1915 года к западу от Оркнейских и Шетландских островов. Вечером 23 января основная часть Великого флота направилась на поддержку линейных крейсеров Битти , но Коллингвуд и остальная часть флота не участвовали в последовавшей битве при Доггер-Бэнке . на следующий день [ 20 ] Корабль отплыл на Королевскую верфь Портсмута 2 февраля, чтобы начать краткий ремонт, и вернулся 18 февраля. [ 21 ] 7–10 марта Великий флот провел зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. [ 22 ] С 25 марта по 14 апреля 1915 года контр-адмирал Хью Эван-Томас временно поднял свой флаг на борту «Коллингвуда» . [ 23 ] 11 апреля Большой флот провел патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего 20–21 апреля прошли артиллерийские учения у Шетландских островов. [ 24 ]
Великий флот провел зачистку центральной части Северного моря 17–19 и 29–31 мая, не встретив ни одного немецкого корабля. В течение 11–14 июня флот провел артиллерийские учения и боевые учения к западу от Шетландских островов. [ 25 ] Коллингвуд ненадолго пришвартовался в Инвергордоне с 23 по 25 июня. Король Георг V осмотрел корабль 8 июля. [ 23 ] а Великий флот провел тренировки у Шетландских островов, которые начались три дня спустя. [ 26 ] Контр-адмирал Эрнест Гонт временно использовал Коллингвуд в качестве своего флагмана с 24 августа по 24 сентября и с 10 декабря по 16 января 1916 года. [ 27 ] 2–5 сентября 1915 года флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. В течение оставшейся части месяца Великий флот провел многочисленные учения. Корабль вместе с большей частью Великого флота совершил еще один заход в Северное море с 13 по 15 октября. Почти три недели спустя Коллингвуд участвовал в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов, проходившей 2–5 ноября. [ 28 ] 21 ноября он отплыл на Королевскую верфь Девонпорта для мелкого ремонта и вернулся в Скапу 9 декабря. [ 29 ]
Великий флот отправился в круиз по Северному морю 26 февраля 1916 года; Джеллико намеревался использовать силы Харвича для зачистки Гельголандского залива , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев . В ночь на 25 марта Коллингвуд и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как российский флот повторно установил оборонительные минные поля в Балтийском море . Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля, дозаправился и двинулся на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собираются запустить рейд на Лоустофт . Большой флот прибыл в этот район после ухода немцев. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 30 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота немецкий флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов , 6 легких крейсеров и 31 торпедного катера , вышел из Нефритовой бухты рано утром 31 числа. Может. Флот действовал вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера , а также крейсерами поддержки и торпедными катерами. Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 31 ] «Коллингвуд» был восемнадцатым кораблем, стоявшим во главе боевой линии после того, как Великий флот был развернут в бой. [ 14 ]
Первые действия велись в основном соединениями британских и немецких линейных крейсеров во второй половине дня, но к 18:00 [ Примечание 2 ] Великий Флот подошел к месту происшествия. Пятнадцать минут спустя Джеллико отдал приказ развернуться и развернуть флот к действию. Переход от крейсерского строя вызвал скопление тыловых дивизий, вынудив многие корабли снизить скорость до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), чтобы избежать столкновения друг с другом. В ходе первого этапа генерального боя Коллингвуд с 18:32 произвела восемь залпов из своих главных орудий по искалеченному легкому крейсеру SMS Wiesbaden , хотя количество попаданий, если таковые были, неизвестно. Затем ее вторичное вооружение атаковало эсминец SMS G42 , который пытался прийти на Висбадену помощь , но не смог его поразить. В 19:15 Коллингвуд произвел два залпа осколочно-фугасными (ОФ) снарядами по линейному крейсеру SMS Derfflinger , один раз поразив цель, прежде чем он исчез в тумане. немецкого корабля Снаряд взорвался в лазарете и повредил окружающую надстройку. Вскоре после этого, во время атаки немецких эсминцев около 19:20, корабль безуспешно выпустил основное вооружение по поврежденному эсминцу и уклонился от двух торпед, которые промахнулись на 10 ярдов (9,1 м) сзади и на 30 ярдов (27 м) спереди. . Это был последний раз, когда она стреляла из своего оружия во время боя. [ 32 ]
После атаки немецкого эсминца Флот открытого моря вышел из боя, а Коллингвуд и остальная часть Великого флота не приняли дальнейших действий в бою. Частично это произошло из-за путаницы на борту флагмана флота по поводу точного местоположения и курса немецкого флота; без этой информации Джеллико не смог бы привести свой флот в действие. В 21:30 Большой флот начал перестраиваться в ночной крейсерский строй. Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но, потратив несколько часов на поиски, не нашел ни одного. за бой Коллингвуд Всего выпустила 52 бронебойных, капсюльных и 32 фугасных снаряда из своего основного вооружения и 35 четырехдюймовых снарядов. [ 33 ] Принц Альберт был младшим лейтенантом, командовавшим передней башней во время боя, и во время затишья в бою сидел под открытым небом на крыше башни. [ 34 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]После боя корабль был передан в состав 4-й боевой эскадры под командованием вице-адмирала сэра Доветона Стерди , который проинспектировал Коллингвуд 8 августа 1916 года. [ 35 ] 18 августа Великий флот совершил вылет, чтобы устроить засаду Флоту открытого моря, пока он продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок помешали Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин . Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазку, если немецкий флот не попытается вторгнуться в Британию или не будет большой вероятности, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях. [ 36 ]
Коллингвуд прошел краткий ремонт в Росайте в начале сентября, прежде чем снова присоединиться к Великому флоту. 29 октября Стерди поднялась на борт, чтобы вручить кораблю боевую награду «Ютландия 1916». Капитан Уилмот Николсон ненадолго принял командование 1 декабря, а затем перешел на новый линейный крейсер «Глориус» после того, как его сменил капитан Коул Фаулер 26 марта 1917 года. Вместе с остальной частью 4-й боевой эскадры Коллингвуд вышел в море для тактических учений на несколько дней. Февраль 1917 года. Корабль присутствовал в Скапа-Флоу, когда его родственного корабля Авангард » « 9 июля взорвались магазины , и его команда обнаружила тела трех человек, погибших в результате взрыва. В январе 1918 года «Коллингвуд» и другие старые дредноуты несколько дней курсировали у берегов Норвегии, возможно, для обеспечения дальнего прикрытия конвоя, идущего в Норвегию. [ 37 ] Вместе с остальной частью Великого флота он совершил вылет во второй половине дня 23 апреля после того, как радиопередачи показали, что Флот открытого моря находился в море после неудачной попытки перехватить регулярный британский конвой, направлявшийся в Норвегию. Немцы слишком далеко опередили англичан, и выстрелов не последовало. [ 38 ] К началу ноября Коллингвуд находился в Инвергордоне, чтобы пройти краткий ремонт в базирующемся там плавучем доке, и пропустил капитуляцию Флота открытого моря 21-го числа. Она была слегка повреждена 23 ноября при попытке подойти к нефтяному судну RFA Ebonol . [ 39 ]
В январе 1919 года Коллингвуд был переведен в Девонпорт и приписан к Резервному флоту. После роспуска Великого флота 18 марта Резервный флот был переименован в Третий флот, и Коллингвуд стал его флагманом. он стал тендером HMS и Vivid 1 октября служил учебным кораблем для артиллерийской стрельбы и беспроводной телеграфии (W/T). Школа W/T была переведена в Славный 1 июня 1920 года, а в начале августа последовали артиллерийские обязанности; Коллингвуд вернулся в резерв. он стал учебным кораблем для мальчиков 22 сентября 1921 года , пока ему не заплатили 31 марта 1922 года. «Коллингвуд» был продан компании John Cashmore Ltd 12 декабря на металлолом и прибыл в Ньюпорт, Уэльс , 3 марта 1923 года для разборки. [ 39 ]
Реликвии
[ редактировать ]Боевые прапорщики, летавшие на корабле во время Ютландии, сохранились в заведении береговом одноименном и в школе Роедин в Восточном Суссексе . [ 40 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Источники расходятся во мнениях относительно количества, типа и состава вторичного вооружения. Берт приводит только восемнадцать 4-дюймовых орудий и утверждает, что это были старые скорострельные орудия QF Mark III. Кроме того, он указывает 12-фунтовую (трехдюймовую (76 мм)) пушку. [ 3 ] Престон согласен с количеством 4-дюймовых, но не называет 12-фунтовые. [ 2 ] Паркс говорит, что двадцать 4-дюймовые пушки; не указывая тип, он говорит, что это были орудия 50-го калибра [ 5 ] и Престон соглашается. [ 6 ] Фридман показывает QF Mark III как орудие 40-го калибра и утверждает, что орудием BL Mark VII 50-го калибра были вооружены все ранние дредноуты. [ 7 ]
- ^ Время, используемое в этом разделе, указано по UT , на один час отстает от CET , которое часто используется в немецких работах.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Берт, стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Престон 1972, с. 125
- ^ Перейти обратно: а б с Берт, с. 76
- ^ Берт, стр. 76, 80.
- ^ Перейти обратно: а б с Паркс, с. 503
- ^ Престон 1985, с. 23
- ^ Фридман, стр. 97–98.
- ^ Берт, стр. 76, 78; Паркс, с. 503
- ^ Берт, стр. 76, 78; Паркс, с. 504
- ^ Перейти обратно: а б Берт, с. 81
- ^ Сильверстоун, с. 223
- ^ Перейти обратно: а б с Берт, с. 86
- ^ Перейти обратно: а б с Брейди, Часть первая, с. 29
- ^ Перейти обратно: а б с д Берт, с. 88
- ^ Джадд, с. 28
- ^ Мэсси, стр. 15–20.
- ^ Престон 1985, с. 32
- ^ Джеллико, стр. 163–165
- ^ Брейди, Часть первая, с. 32; Джеллико, стр. 172, 179, 183–184.
- ^ Джеллико, стр. 190, 194–196
- ^ Брейди, Часть первая, с. 32
- ^ Джеллико, с. 206
- ^ Перейти обратно: а б Брейди, Часть первая, с. 33
- ^ Джеллико, стр. 211–212
- ^ Джеллико, стр. 217, 218–219, 221–222
- ^ Джеллико, с. 228
- ^ Брэди, Часть первая, стр. 33–34.
- ^ Джеллико, стр. 243, 246, 250, 253
- ^ Брейди, Часть первая, с. 34
- ^ Джеллико, стр. 271, 275, 279–280, 284, 286–290
- ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
- ^ Кэмпбелл, стр. 37, 116, 146, 157, 205, 208, 212, 214, 229–230.
- ^ Кэмпбелл, стр. 256, 274, 309–310, 346, 348, 358.
- ^ Гордон, стр. 454, 459.
- ^ Брейди, Часть вторая, с. 19
- ^ Халперн, стр. 330–332.
- ↑ Брейди, Часть вторая, стр. 19–22.
- ^ Мэсси, с. 748
- ^ Перейти обратно: а б Брейди, Часть вторая, стр. 23–24.
- ^ Гордон, с. 417
Библиография
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Брэди, Марк (май 2014 г.). «Военные записи HMS Collingwood , часть первая». Военный корабль (176). Лондон: Всемирное общество кораблей: 29–35. ISSN 0966-6958 .
- Брэди, Марк (сентябрь 2014 г.). «Военные отчеты HMS Collingwood , часть вторая». Военный корабль (177). Лондон: Всемирное общество кораблей: 19–24. ISSN 0966-6958 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гордон, Эндрю (2012). Правила игры: Ютландия и британское военно-морское командование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-336-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 13614571 .
- Джадд, Денис (1982). Король Георг VI: 1895–1952 гг . Лондон: Майкл Джозеф. ISBN 0-7181-2184-8 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45671-6 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-917-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]