Jump to content

HMS Коллингвуд (1908)

Коллингвуд на якоре, 1912 год.
История
Великобритания
Имя Коллингвуд
Тезка Вице-адмирал Катберт Коллингвуд, первый барон Коллингвуд
Заказал 26 октября 1907 г.
Строитель Королевская верфь Девонпорта
Заложен 3 февраля 1908 г.
Запущен 7 ноября 1908 г.
Введен в эксплуатацию 19 апреля 1910 г.
Судьба Продан на металлолом , 12 декабря 1922 г.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Класс и тип «Сент-Винсент» типа Линкор-дредноут
Смещение 19 700 длинных тонн (20 000 т ) (нормальный)
Длина 536 футов (163,4 м) ( о/а )
Луч 84 фута 2 дюйма (25,7 м)
Черновик 28 футов (8,5 м)
Установленная мощность
Движение 4 × вала; 2 × паротурбинные установки
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Диапазон 6900 миль (12800 км; 7900 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнение 758
Вооружение
Броня

HMS Collingwood «Сент-Винсент» типа линкор-дредноут , построенный для Королевского флота в первом десятилетии 20-го века. Всю свою карьеру она провела в составе Домашнего и Великого флотов и часто служила флагманом . Принц Альберт (впоследствии король Георг VI ) провел несколько лет на борту корабля до и во время Первой мировой войны . В Ютландском сражении в мае 1916 года Коллингвуд находился в центре боевой линии и слегка повредил немецкий линейный крейсер . За исключением этого сражения и безрезультатных действий 19 августа , ее служба во время войны обычно заключалась в обычном патрулировании и тренировках в Северном море . После войны корабль был признан устаревшим; он был переведен в резерв и использовался в качестве учебного корабля, а затем был продан на металлолом в 1922 году.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Конструкция класса «Сент-Винсент» была заимствована из конструкции предыдущего «Беллерофон» класса с небольшим увеличением размеров, брони и более мощных орудий, а также с другими более незначительными изменениями. Коллингвуд имел общую длину 536 футов (163,4 м), ширину 84 фута 2 дюйма (25,7 м), [ 1 ] и нормальная осадка 28 футов (8,5 м). [ 2 ] Его водоизмещение 19 700 длинных тонн (20 000 тонн ) при нормальной нагрузке и 22 800 длинных тонн (23 200 тонн) при глубокой загрузке . В 1911 году ее экипаж насчитывал 758 офицеров и рядовых . [ 3 ]

Вид справа и план первого поколения британских дредноутов из издания Brassey's Naval Annual 1912 года.

Коллингвуд приводился в движение двумя комплектами Parsons с прямым приводом паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от восемнадцати котлов Ярроу . Турбины имели мощность на валу 24 500 лошадиных сил (18 300 кВт ) и были предназначены для обеспечения максимальной скорости корабля 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). Во время восьмичасовых ходовых испытаний на полной мощности 17 января 1910 года он достиг максимальной скорости всего 20,62 узла (38,19 км / ч; 23,73 миль в час) при мощности 26 789 л.с. (19 977 кВт). Коллингвуд имел на борту достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность полета 6900 морских миль (12800 км; 7900 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]

Вооружение и броня

[ редактировать ]

Класс «Сент-Винсент» был оснащен десятью казнозарядными (BL) 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Mk XI в пяти двухорудийных башнях , три по центральной линии и оставшиеся две в качестве крыльевых . Вспомогательное 4 , или противоторпедное , вооружение состояло из двадцати -дюймовых (102-мм) орудий BL Mk VII . По две таких пушки устанавливались на крышах носовой и кормовой центральных башен, а также крыльевых башен в неэкранированных установках, а остальные десять располагались в надстройке. Все орудия находились в одиночных установках. [ 5 ] [ Примечание 1 ] Корабли также были оснащены тремя 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте и третьем в корме . [ 2 ]

Корабли класса «Сент-Винсент» имели ватерлинию из цементированной брони Круппа (KC), толщина которой составляла 10 дюймов (254 мм) между носовой и кормовой частью барбетов , а затем уменьшалась до 2 дюймов (51 мм), прежде чем она достигла корпуса корабля. заканчивается. Над ним находился пояс брони толщиной 8 дюймов (203 мм). Поперечные переборки толщиной 5 и 8 дюймов (127 и 203 мм) заканчивали самые толстые части ватерлинии и верхних броневых поясов, когда они достигали внешних частей крайних барбетов. [ 8 ]

Три центральных барбета были защищены броней толщиной 9 дюймов (229 мм) над основной палубой , которая утончалась до 5 дюймов (127 мм) под ней. Крыльевые барбеты были похожи, за исключением того, что на их внешних гранях была 10-дюймовая броня. Орудийные башни имели грани и борта толщиной 11 дюймов (279 мм) и крышу высотой 3 дюйма (76 мм). Толщина трех бронепалубы варьировалась от 0,75 до 3 дюймов (от 19 до 76 мм). Лоб и борта носовой боевой рубки защищались 11-дюймовыми листами, хотя толщина кормы и крыши составляла 8 дюймов и 3 дюйма соответственно. [ 9 ]

Изменения

[ редактировать ]

Орудия на носовой крыше башни были сняты в 1911–1912 годах, а верхняя передняя пара орудий надстройки снята в 1913–1914 годах. Кроме того, орудийные щиты на все орудия надстройки были установлены , а конструкция мостика была увеличена вокруг основания передней треножной мачты. В первый год войны директор управления огнем на передней треножной мачте установили . Примерно в то же время основание носовой надстройки было перестроено для размещения восьми 4-дюймовых орудий, а башенные орудия были сняты, в результате чего дополнительное вооружение сократилось до четырнадцати орудий. Кроме того, была добавлена ​​пара 3-дюймовых зенитных (зенитных) орудий . [ 10 ]

К апрелю 1917 года Коллингвуд установил тринадцать 4-дюймовых противоторпедных орудий, а также одиночные 4-дюймовые и 3-дюймовые зенитные орудия. После Ютландской битвы было добавлено около 50 длинных тонн (51 т) дополнительной палубной брони. Перед окончанием войны зенитные орудия были перенесены из рубки между кормовыми башнями в корму и удален кормовой торпедный аппарат. высокого угла дальномер В 1918 году был установлен взлетные площадки . , а на крышах носовой и кормовой башен установлены [ 10 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]
Коллингвуд вскоре после завершения

Коллингвуд , названный в честь вице-адмирала Катберта Коллингвуда , [ 11 ] был заказан 26 октября 1907 г. [ 12 ] Он был заложен на Королевской верфи Девонпорта 3 февраля 1908 года, спущен на воду 7 ноября 1908 года и завершен в апреле 1910 года. Стоимость корабля, включая вооружение, оценивается в 1 680 888 фунтов стерлингов. [ 3 ] или 1 731 640 фунтов стерлингов. [ 5 ]

19 апреля 1910 года «Коллингвуд» был введен в строй и приписан к 1-й дивизии Флота Метрополии под командованием капитана Уильяма Пакенхэма . [ 13 ] Она присоединилась к другим членам флота в регулярных учениях мирного времени и 11 февраля 1911 года повредила нижнюю обшивку о неизведанную скалу у Феррола . 24 июня корабль присутствовал на смотре флота в честь коронации короля Георга V в Спитхеде . [ 12 ] Пакенхема сменил капитан Чарльз Воан-Ли . 1 декабря [ 13 ] 1 мая 1912 года 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью . [ 12 ] 22 июня Воан-Ли был переведен на линкор «Беллерофон» капитан Джеймс Лей , и командование принял на себя ; Вице-адмирал Стэнли Колвилл поднял свой флаг в Коллингвуде в качестве командира 1-й боевой эскадрильи. [ 13 ] Корабль участвовал в парламентском военно-морском обзоре 9 июля в Спитхеде, а в конце года приступил к ремонту. В марте 1913 года Коллингвуд и 1-я боевая эскадра совершили визит в порт Шербур , Франция. [ 14 ] Гардемарин принц Альберт (впоследствии король Георг VI ) был назначен на корабль 15 сентября 1913 года. [ 15 ] Коллингвуд принимал старшего брата Альберта, Эдварда , принца Уэльского , во время короткого круиза 18 апреля 1914 года. Он стал частным кораблем , когда Колвилл спустил свой флаг 22 июня. [ 14 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

С 17 по 20 июля 1914 года Коллингвуд принял участие в тестовой мобилизации и проверке флота в рамках британского ответа на июльский кризис . Прибыв в Портленд 27 июля, ему было приказано проследовать с остальной частью флота метрополии в Скапа-Флоу через два дня. [ 14 ] для защиты флота от возможного внезапного нападения Германии . [ 16 ] В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны , Флот метрополии был реорганизован в Великий флот и передан под командование адмирала Джона Джеллико . [ 17 ] Большая их часть на короткое время базировалась (с 22 октября по 3 ноября) в Лох-Суилли , Ирландия, в то время как оборона в Скапе была усилена. Вечером 22 ноября 1914 года Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря ; Коллингвуд стоял вместе с основными силами в поддержку -адмирала Дэвида Битти вице 1-й эскадры линейных крейсеров . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 18 ] 1-я боевая эскадрилья курсировала к северо-западу от Шетландских островов и 8–12 декабря провела артиллерийские учения. Четыре дня спустя Великий флот совершил боевой вылет во время немецкого рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби , но не смог установить контакт с Флотом открытого моря . Коллингвуд и остальная часть Великого флота провели еще одну зачистку Северного моря 25–27 декабря. [ 19 ]

1-я боевая эскадра в море, апрель 1915 г.

Большой флот, включая Коллингвуд , провел артиллерийские учения 10–13 января 1915 года к западу от Оркнейских и Шетландских островов. Вечером 23 января основная часть Великого флота направилась на поддержку линейных крейсеров Битти , но Коллингвуд и остальная часть флота не участвовали в последовавшей битве при Доггер-Бэнке . на следующий день [ 20 ] Корабль отплыл на Королевскую верфь Портсмута 2 февраля, чтобы начать краткий ремонт, и вернулся 18 февраля. [ 21 ] 7–10 марта Великий флот провел зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. [ 22 ] С 25 марта по 14 апреля 1915 года контр-адмирал Хью Эван-Томас временно поднял свой флаг на борту «Коллингвуда» . [ 23 ] 11 апреля Большой флот провел патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего 20–21 апреля прошли артиллерийские учения у Шетландских островов. [ 24 ]

Великий флот провел зачистку центральной части Северного моря 17–19 и 29–31 мая, не встретив ни одного немецкого корабля. В течение 11–14 июня флот провел артиллерийские учения и боевые учения к западу от Шетландских островов. [ 25 ] Коллингвуд ненадолго пришвартовался в Инвергордоне с 23 по 25 июня. Король Георг V осмотрел корабль 8 июля. [ 23 ] а Великий флот провел тренировки у Шетландских островов, которые начались три дня спустя. [ 26 ] Контр-адмирал Эрнест Гонт временно использовал Коллингвуд в качестве своего флагмана с 24 августа по 24 сентября и с 10 декабря по 16 января 1916 года. [ 27 ] 2–5 сентября 1915 года флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. В течение оставшейся части месяца Великий флот провел многочисленные учения. Корабль вместе с большей частью Великого флота совершил еще один заход в Северное море с 13 по 15 октября. Почти три недели спустя Коллингвуд участвовал в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов, проходившей 2–5 ноября. [ 28 ] 21 ноября он отплыл на Королевскую верфь Девонпорта для мелкого ремонта и вернулся в Скапу 9 декабря. [ 29 ]

Великий флот отправился в круиз по Северному морю 26 февраля 1916 года; Джеллико намеревался использовать силы Харвича для зачистки Гельголандского залива , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев . В ночь на 25 марта Коллингвуд и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как российский флот повторно установил оборонительные минные поля в Балтийском море . Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля, дозаправился и двинулся на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собираются запустить рейд на Лоустофт . Большой флот прибыл в этот район после ухода немцев. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 30 ]

Ютландская битва

[ редактировать ]
Британский флот отплыл из северной Британии на восток, а немцы — из Германии на юг; противоборствующие флоты встретились у датского побережья
Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкого (красный) флотов 31 мая - 1 июня 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота немецкий флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов , 6 легких крейсеров и 31 торпедного катера , вышел из Нефритовой бухты рано утром 31 числа. Может. Флот действовал вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера , а также крейсерами поддержки и торпедными катерами. Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 31 ] «Коллингвуд» был восемнадцатым кораблем, стоявшим во главе боевой линии после того, как Великий флот был развернут в бой. [ 14 ]

Первые действия велись в основном соединениями британских и немецких линейных крейсеров во второй половине дня, но к 18:00 [ Примечание 2 ] Великий Флот подошел к месту происшествия. Пятнадцать минут спустя Джеллико отдал приказ развернуться и развернуть флот к действию. Переход от крейсерского строя вызвал скопление тыловых дивизий, вынудив многие корабли снизить скорость до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час), чтобы избежать столкновения друг с другом. В ходе первого этапа генерального боя Коллингвуд с 18:32 произвела восемь залпов из своих главных орудий по искалеченному легкому крейсеру SMS Wiesbaden , хотя количество попаданий, если таковые были, неизвестно. Затем ее вторичное вооружение атаковало эсминец SMS G42 , который пытался прийти на Висбадену помощь , но не смог его поразить. В 19:15 Коллингвуд произвел два залпа осколочно-фугасными (ОФ) снарядами по линейному крейсеру SMS Derfflinger , один раз поразив цель, прежде чем он исчез в тумане. немецкого корабля Снаряд взорвался в лазарете и повредил окружающую надстройку. Вскоре после этого, во время атаки немецких эсминцев около 19:20, корабль безуспешно выпустил основное вооружение по поврежденному эсминцу и уклонился от двух торпед, которые промахнулись на 10 ярдов (9,1 м) сзади и на 30 ярдов (27 м) спереди. . Это был последний раз, когда она стреляла из своего оружия во время боя. [ 32 ]

После атаки немецкого эсминца Флот открытого моря вышел из боя, а Коллингвуд и остальная часть Великого флота не приняли дальнейших действий в бою. Частично это произошло из-за путаницы на борту флагмана флота по поводу точного местоположения и курса немецкого флота; без этой информации Джеллико не смог бы привести свой флот в действие. В 21:30 Большой флот начал перестраиваться в ночной крейсерский строй. Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но, потратив несколько часов на поиски, не нашел ни одного. за бой Коллингвуд Всего выпустила 52 бронебойных, капсюльных и 32 фугасных снаряда из своего основного вооружения и 35 четырехдюймовых снарядов. [ 33 ] Принц Альберт был младшим лейтенантом, командовавшим передней башней во время боя, и во время затишья в бою сидел под открытым небом на крыше башни. [ 34 ]

Последующая деятельность

[ редактировать ]

После боя корабль был передан в состав 4-й боевой эскадры под командованием вице-адмирала сэра Доветона Стерди , который проинспектировал Коллингвуд 8 августа 1916 года. [ 35 ] 18 августа Великий флот совершил вылет, чтобы устроить засаду Флоту открытого моря, пока он продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок помешали Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин . Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазку, если немецкий флот не попытается вторгнуться в Британию или не будет большой вероятности, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях. [ 36 ]

Коллингвуд прошел краткий ремонт в Росайте в начале сентября, прежде чем снова присоединиться к Великому флоту. 29 октября Стерди поднялась на борт, чтобы вручить кораблю боевую награду «Ютландия 1916». Капитан Уилмот Николсон ненадолго принял командование 1 декабря, а затем перешел на новый линейный крейсер «Глориус» после того, как его сменил капитан Коул Фаулер 26 марта 1917 года. Вместе с остальной частью 4-й боевой эскадры Коллингвуд вышел в море для тактических учений на несколько дней. Февраль 1917 года. Корабль присутствовал в Скапа-Флоу, когда его родственного корабля Авангард » « 9 июля взорвались магазины , и его команда обнаружила тела трех человек, погибших в результате взрыва. В январе 1918 года «Коллингвуд» и другие старые дредноуты несколько дней курсировали у берегов Норвегии, возможно, для обеспечения дальнего прикрытия конвоя, идущего в Норвегию. [ 37 ] Вместе с остальной частью Великого флота он совершил вылет во второй половине дня 23 апреля после того, как радиопередачи показали, что Флот открытого моря находился в море после неудачной попытки перехватить регулярный британский конвой, направлявшийся в Норвегию. Немцы слишком далеко опередили англичан, и выстрелов не последовало. [ 38 ] К началу ноября Коллингвуд находился в Инвергордоне, чтобы пройти краткий ремонт в базирующемся там плавучем доке, и пропустил капитуляцию Флота открытого моря 21-го числа. Она была слегка повреждена 23 ноября при попытке подойти к нефтяному судну RFA Ebonol . [ 39 ]

В январе 1919 года Коллингвуд был переведен в Девонпорт и приписан к Резервному флоту. После роспуска Великого флота 18 марта Резервный флот был переименован в Третий флот, и Коллингвуд стал его флагманом. он стал тендером HMS и Vivid 1 октября служил учебным кораблем для артиллерийской стрельбы и беспроводной телеграфии (W/T). Школа W/T была переведена в Славный 1 июня 1920 года, а в начале августа последовали артиллерийские обязанности; Коллингвуд вернулся в резерв. он стал учебным кораблем для мальчиков 22 сентября 1921 года , пока ему не заплатили 31 марта 1922 года. «Коллингвуд» был продан компании John Cashmore Ltd 12 декабря на металлолом и прибыл в Ньюпорт, Уэльс , 3 марта 1923 года для разборки. [ 39 ]

Реликвии

[ редактировать ]

Боевые прапорщики, летавшие на корабле во время Ютландии, сохранились в заведении береговом одноименном и в школе Роедин в Восточном Суссексе . [ 40 ]

  1. ^ Источники расходятся во мнениях относительно количества, типа и состава вторичного вооружения. Берт приводит только восемнадцать 4-дюймовых орудий и утверждает, что это были старые скорострельные орудия QF Mark III. Кроме того, он указывает 12-фунтовую (трехдюймовую (76 мм)) пушку. [ 3 ] Престон согласен с количеством 4-дюймовых, но не называет 12-фунтовые. [ 2 ] Паркс говорит, что двадцать 4-дюймовые пушки; не указывая тип, он говорит, что это были орудия 50-го калибра [ 5 ] и Престон соглашается. [ 6 ] Фридман показывает QF Mark III как орудие 40-го калибра и утверждает, что орудием BL Mark VII 50-го калибра были вооружены все ранние дредноуты. [ 7 ]
  2. ^ Время, используемое в этом разделе, указано по UT , на один час отстает от CET , которое часто используется в немецких работах.
  1. ^ Берт, стр. 75–76.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Престон 1972, с. 125
  3. ^ Перейти обратно: а б с Берт, с. 76
  4. ^ Берт, стр. 76, 80.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Паркс, с. 503
  6. ^ Престон 1985, с. 23
  7. ^ Фридман, стр. 97–98.
  8. ^ Берт, стр. 76, 78; Паркс, с. 503
  9. ^ Берт, стр. 76, 78; Паркс, с. 504
  10. ^ Перейти обратно: а б Берт, с. 81
  11. ^ Сильверстоун, с. 223
  12. ^ Перейти обратно: а б с Берт, с. 86
  13. ^ Перейти обратно: а б с Брейди, Часть первая, с. 29
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Берт, с. 88
  15. ^ Джадд, с. 28
  16. ^ Мэсси, стр. 15–20.
  17. ^ Престон 1985, с. 32
  18. ^ Джеллико, стр. 163–165
  19. ^ Брейди, Часть первая, с. 32; Джеллико, стр. 172, 179, 183–184.
  20. ^ Джеллико, стр. 190, 194–196
  21. ^ Брейди, Часть первая, с. 32
  22. ^ Джеллико, с. 206
  23. ^ Перейти обратно: а б Брейди, Часть первая, с. 33
  24. ^ Джеллико, стр. 211–212
  25. ^ Джеллико, стр. 217, 218–219, 221–222
  26. ^ Джеллико, с. 228
  27. ^ Брэди, Часть первая, стр. 33–34.
  28. ^ Джеллико, стр. 243, 246, 250, 253
  29. ^ Брейди, Часть первая, с. 34
  30. ^ Джеллико, стр. 271, 275, 279–280, 284, 286–290
  31. ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
  32. ^ Кэмпбелл, стр. 37, 116, 146, 157, 205, 208, 212, 214, 229–230.
  33. ^ Кэмпбелл, стр. 256, 274, 309–310, 346, 348, 358.
  34. ^ Гордон, стр. 454, 459.
  35. ^ Брейди, Часть вторая, с. 19
  36. ^ Халперн, стр. 330–332.
  37. Брейди, Часть вторая, стр. 19–22.
  38. ^ Мэсси, с. 748
  39. ^ Перейти обратно: а б Брейди, Часть вторая, стр. 23–24.
  40. ^ Гордон, с. 417

Библиография

[ редактировать ]
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-863-8 .
  • Брэди, Марк (май 2014 г.). «Военные записи HMS Collingwood , часть первая». Военный корабль (176). Лондон: Всемирное общество кораблей: 29–35. ISSN   0966-6958 .
  • Брэди, Марк (сентябрь 2014 г.). «Военные отчеты HMS Collingwood , часть вторая». Военный корабль (177). Лондон: Всемирное общество кораблей: 19–24. ISSN   0966-6958 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-324-5 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гордон, Эндрю (2012). Правила игры: Ютландия и британское военно-морское командование . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-336-9 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-352-4 .
  • Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC   13614571 .
  • Джадд, Денис (1982). Король Георг VI: 1895–1952 гг . Лондон: Майкл Джозеф. ISBN  0-7181-2184-8 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0-679-45671-6 .
  • Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-075-4 .
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN  0-88365-300-1 .
  • Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN  1-86019-917-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 598e41b32e986626b077e3c295f9254f__1716897900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/4f/598e41b32e986626b077e3c295f9254f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Collingwood (1908) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)