Души в филиппинских культурах
Портал Филиппин |
Души в филиппинских культурах изобилуют и различаются в зависимости от этнической группы на Филиппинах . Понятие души включает в себя как души живых, так и души или призраки умерших. Концепция души на Филиппинах является примечательным традиционным пониманием, которое берет свое начало из священных местных филиппинских народных религий . [ 1 ]
Души в общем понятии
[ редактировать ]Души живых
[ редактировать ]Каждая этническая группа имеет свое понятие и количество души существа, в частности человека. В большинстве случаев человек имеет две и более души, пока жив. О происхождении души человека рассказывают через повествования о коренных филиппинских народных религиях , где каждая этническая религия имеет свою уникальную концепцию происхождения души, состава души, сохранения души и ухода за ней, а также других вопросов, таких как возможное прохождение души. душа после того, как жизнь человека оставлена. В некоторых случаях души предоставляются определенными божествами , как, например, у Тагбанва, в то время как в других душа приходит из определенных особых регионов, как, например, у Бисая. У некоторых людей две души, как у Ифугао , в то время как у других пять душ, как у Хануно Мангьян. В целом физическое и психическое здоровье человека способствуют общему здоровью души человека. В некоторых случаях, если душа потеряна, человек заболевает, а если все живые души ушли, то тело в конечном итоге умирает. Однако бывают случаи, когда тело все еще может жить, несмотря на потерю всех своих душ, например, явление, называемое мекараруан среди ибанагов. В целом, забота о себе необходима для долгой жизни души, которая, в свою очередь, обеспечивает долгую жизнь телу. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Души мертвых
[ редактировать ]Призраки или духи предков, в общей филиппинской концепции, — это духи тех, кто уже умер. Другими словами, это души умерших. Они отличаются от душ живых, где во многих случаях у человека есть две или более живых души, в зависимости от этнической группы. [ 1 ] В некоторых случаях, когда тело умирает, потерянные души в конечном итоге воссоединяются в загробной жизни, как, например, в случае с Букидноном. В других случаях последняя главная душа отправляется в загробную жизнь одна, как в случае с Сулудноном, тогда как в других случаях душа в конечном итоге возвращается в регион своего происхождения, как в случае с Бисайей. В уникальном случае среди багобо их правая душа отправляется в загробную жизнь, а левая душа становится существом по имени бусау . [ 1 ] [ 4 ]
У каждой этнической группы на Филиппинских островах есть свои собственные названия духов предков или душ умерших. [ 1 ] Из-за огромного разнообразия местных слов, обозначающих призраков, такие термины, как espirito [ 1 ] и multo , заимствованные из испанских слов, таких как muerto , использовались как всеобъемлющие термины для обозначения душ или духов умерших в основной филиппинской культуре. [ 7 ] В отличие от западных верований, где призраки обычно известны своей иногда ужасающей природой, призраки мертвых у различных этнических групп на Филиппинах традиционно пользуются большим уважением. Этих призраков обычно называют духами предков, которые могут направлять и защищать своих родственников и сообщество. [ 8 ] Хотя духи предков тоже могут причинить вред, если к ним неуважительно относиться. [ 1 ] Во многих случаях среди различных филиппинских этнических групп духи умерших традиционно почитаются и обожествляются в соответствии с древними системами верований, берущими свое начало в коренных филиппинских народных религиях . [ 9 ]
Популярные городские легенды о филиппинских призраках обычно включают в себя тему либо белой леди , либо призрачного автостопщика , либо обезглавленного призрака. В большинстве случаев, когда призраки причиняют вред, включаются христианские темы, поскольку призраки в традиционных филиппинских народных религиях обычно не причиняют вреда, если их не спровоцировать. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 1 ]
Души в этноконцепциях
[ редактировать ]Понятие души является неотъемлемой частью всех этнических групп на Филиппинах. Каждая этническая группа имеет свое собственное уникальное представление о том, что такое душа, сколько ее существует и как душа следует циклу жизни и смерти или как она следует линейному пути жизни, смерти и за его пределами. Среди множества концепций души/ов можно выделить следующие: [ 13 ]
- Ифугао – у человека две души, одна находится в глазах, другая – в дыхании человека; удаление души от глаз вызывает болезнь, а удаление души от дыхания вызывает смерть; души убитых жертв попадают на самый нижний уровень небесного мира [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Ибалои – считается, что душа формально покоится на вершине горы Пулаг , которая является традиционным убежищем для ушедших близких. [ 15 ]
- Калинга – души умерших бродят по земле в 10–11 часов утра и в 2–3 часа дня; остальные часы дня и ночи отведены для живых [ 13 ] [ 15 ]
- Тагальский – душа, называемая калулува, может непроизвольно покинуть тело; душа называется какамбалом, когда человек жив; какамбал путешествует, когда человек спит; это путешествие души является одной из причин кошмаров, когда душа сталкивается с ужасающим событием; какамбал превращается в калулува, когда человек умирает; Затем он путешествует или доставляется священными буваями (крокодилами со спинами, похожими на гроб) бога Бувайи в подземный мир, либо в Маке (для добрых душ, управляемых Ситаном и Батхалой), либо в Касанаане (для грешных душ, управляемых Ситаном и Батхалой). от Ситана); в определенное время года калулува может легко войти в мир смертных во время пангангалува . ритуалов [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Илокано – есть четыре системы души; первый — кадкаддува, «неразлучный партнер» и «постоянный спутник»; второй — карарма — естественная сила, ум и разум человека, которые могут быть потеряны, когда он напуган; карарму также можно украсть, и ее необходимо вернуть обратно, поскольку неспособность восстановить карарму приведет к безумию; третий — анивас, покинувший спящее тело, чтобы посетить знакомые места; человек, проснувшийся до возвращения аниваса, может потерять его и сойти с ума; последняя - арария, освобожденная душа умершего, посещающая родственников и друзей в мире смертных. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Ибанаг – тело называется багги, а душа – икарурува; ибанаги верят, что предназначение души — придать человеку направление и целостность, но человек может выжить и без души; без тела душа может испытывать и материальные желания и потребности; феномен, называемый мекараруанан, уникален для Ибанага, где душа покидает тело, но лишена смысла. [ 13 ] [ 15 ]
- Хануно Мангьян - человек, человек или нет, как полагают, обладает 2–5 другими душами, что, по мнению Хануну Мангьян, является объяснением чудесных выздоровлений, их снов или индивидуальных реакций на поразительные звуки и движения; Человеческая душа называется душой таву, в то время как души других животных различаются в зависимости от вида, а именно душа курицы, душа свиньи, душа кошки и душа креветки. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Бисая – душа, называемая дунган, может быть захвачена злыми духами; души также могут быть заключены в священную пещеру духов, которую охраняет Тан Мулонг, у которого есть духовная собака с одной молочной железой и двумя гениталиями; болезнь считается временной потерей дунгана, а смерть — его постоянной потерей; старая традиция гласит, что прежде чем вселиться в тело нерожденного существа, дунганин сначала живет в особой области, где живут другие дунгане; дунган хрупок от усога (непреднамеренной передачи тревожных паров сильного тела слабому по близости), а потому должен взращиваться и укрепляться временем и ритуалами; как только человек умирает, дунган улетает в регион своего происхождения в верхнем мире, чтобы ждать, пока другое нерожденное тело станет его аватаром; в другом рассказе душа (вероятно, грешного человека) после смерти отправляется в преисподнюю; душа умершего навсегда остается в Касакитане, нижнем мире, если только живой родственник или друг не принесет жертву во искупление Пандаку (Пандаки), богу вторых шансов и посланнику Сидапы, богини смерти; Душа, оставшаяся в Касакитане, хранится Сисибураненом в качестве рабов, и после многих лет пребывания в подземном мире Каниту-нитухан без приношения искупительных жертв души скармливаются гигантским стражам ворот подцарства, Симурану и Сигинарагану. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Карай-а и Хилигайнон – народы Илонгго, в состав которых входят народы Карай-а и Хилигайнон, называют дунганом душу, которую нельзя увидеть; он может произвольно выходить из тела и принимать форму насекомых и мелких животных, особенно когда человек спит; если с телом плохо обращаться, дунган уходит; продолжительность жизни души на земле измеряет бог смерти Сидапа с помощью священного магического дерева, крепко растущего на горе Мадиа-ас (Мадьяас); душу можно спасти с помощью Пандаки, бога второго шанса и верного друга Сидапы, который время от времени посещает гору Мадия. [ 13 ] [ 15 ]
- Сулоднон – душа называется умалагад; за душой присматривают три божественных брата; первый брат - Мангангау, который следит за делами человека после брака, включая беременность, когда он посещает дом рожающей матери, чтобы подсмотреть, родился ли ребенок; второй брат - Манглаэгас, который, получив отчеты о Мангангау, входит в дом, чтобы увидеть ребенка, чтобы убедиться, что ребенок жив; последний брат - Патаг'аес, который, получив отчеты из Мангангау, ждет до полуночи, чтобы войти в дом и вести священный разговор о жизни и смерти с младенцем; если кто-то подслушает, младенец умирает от удушья; священный разговор вращается вокруг того, как младенец хочет жить и как он предпочитает умереть; младенец всегда может выбрать свою смерть; после разговора Патаг'эс использует мерную линейку, вычисляет продолжительность жизни младенца и выходит из дома; как только человек умирает, душа отправляется в муравейник возле смертного одра; вокруг муравейника появляется ручей Мурубуру, где душа снимает погребальные одежды и купается в его озере, чтобы удалить запах благовоний, называемых камангьян; переодевшись, души отправляются в путешествие в Лимаавен; в этом царстве душа сталкивается с Банглаэ, который переправляет душу через царство, пока она не достигает ручья Химбаравен, мост которого охраняет Балагу; после этого душа отправляется ко входу в гору Мадиа-ас (Мадьяас), пока не достигает кабины, где ее приветствуют родственники души; делаются ставки на петушиные бои, пиры и переодевания; если душа недоодета, она будет преследовать своих живых родственников за нерадивость; после пиршеств душу привозят в дом отдыха, где она ожидает ритуала по восстановлению своего тела в нижнем мире [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Варай – говорят, что душой умершего руководит бог Бададум, который собирает души недавно умерших, чтобы они встретились с их родственниками и друзьями в устье реки, расположенной в нижнем мире; старые истории говорят, что души в конечном итоге приводят к священной пещере внутри острова Самар. [ 13 ] [ 15 ]
- Тагбанва – истинная душа называется кияралува и отличается от пяти других вторичных душ; истинную душу даёт каждому младенцу бог Магиндуса, когда нос ребёнка выходит из вульвы; вторичные души расположены в руках, ногах и голове под воздушным завитком («пуйо») волос; конкретная душа в пуйо не выровнена должным образом и должна быть перенастроена шаманом, чтобы предотвратить болезни, вызванные ее несовпадением; душа в пуйо имеет материальную форму, подобную круглому белому камню; душа умершего попадает в пещеру, ведущую в подземный мир; затем он встречает своего правителя Талиякуда, который разводит огонь между двумя стволами священных деревьев; грешная душа сгорает, а добрая душа переходит в более счастливое место, где еды в изобилии; душа может умереть в подземном мире семь раз, с каждой смертью душа уходит все глубже в свои владения; душу хоронят в подземном мире насекомые и ящерицы, когда она там умирает; если душа умирает семь раз, она перевоплощается в насекомое, например, в муху, стрекозу или навозного жука; если реинкарнация насекомого убита, душа уходит в небытие [ 13 ] [ 15 ]
- Букиднон – душа, называемая макату, существует до рождения ребенка, но отделена от тела; Перед рождением ребенка устанавливается специальная кроватка для макату; божество Мияу-Бияу вдыхает в человека семь макату; с выводом каждого макату из тела человек становится слабее; если все макату покидает тело, человек умирает; после смерти все семь макату объединяются в один и отправляются на гору Балатукан для окончательного суда; душа сначала отправляется к огромной скале Лиян, после чего следует путешествие в Бинагбасан, где растет Древо Записей. Сделав отметку на дереве, душа отправляется в Пинагсайаван, где душе приходится танцевать и потеть ради искупления; следующее путешествие — в Панампаран, где душу стригут, чтобы она выглядела презентабельно в Кумбирахане, где душу ожидает пир; затем бог Андалапит ведет душу к подножию горы Балатукан, где боги мертвых собираются, чтобы судить душу; добрые души отправляются в Дункитухан, увенчанную облаками лестницу, ведущую в небо на вершине Балатукана; злую душу отправляют в реку покаяния для искупления, пока она не будет прощена; души у реки потеют кровью, источником цвета реки и рыбного запаха; прощённая душа впоследствии также попадает на вершину Балатукана [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Багобо – две души, называемые гимокуд; гимокуд в правой руке — это хорошая душа, которая проявляется как тень на правой стороне пути, тогда как гимокуд в левой руке — это плохая душа, которая проявляется в виде тени на левой стороне пути; если правая душа покидает тело, она оповещает человека в форме насекомого; если левая душа уходит, это вызывает такие эффекты, как дрожь, в зависимости от места, куда она путешествует; после смерти левая душа превращается в бусаву, монстра, раскапывающего трупы; у всех более крупных животных также есть две души, но у более мелких птиц, пчел, насекомых и неодушевленных предметов только одна душа; души неодушевленных предметов напрямую отправляются в подземный мир, чтобы служить своему прежнему хозяину; душа правой руки отправляется в подземный мир, минуя черную реку и прибывая в город, которым управляет Мебуян, которая является одновременно богиней и жрицей подземного мира; душа омывается и, будучи удовлетворена, не желает возвращаться в земной мир [ 13 ] [ 14 ] [ 16 ] [ 15 ]
В искусстве
[ редактировать ]Души неоднократно фигурировали в фильмах, но в большинстве из них представлены призраки, на контекст которых влияют христианские, западные или китайские взгляды, а не традиционные верования коренных филиппинских народных религий. Некоторые из этих фильмов включают «Фэн-шуй» (2004 г.), «Ваг Кан Лилингон» (2006 г.), «Встряска, погремушка и перекат Икс: Классная картина» (2008 г.), «Исцеление» (2012 г.) и «Секлюсион» (2016 г.). [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- вот оно
- Список филиппинских мифологических персонажей
- Список мест с привидениями на Филиппинах
- Малайские мифы о привидениях
- Филиппинская мифология
- Дуализм души
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Меркадо, Л.Н. (1991). Филиппинские исследования Том. 39, № 3: Душа и дух в филиппинской мысли. Университет Атенео де Манила.
- ^ Гаверза, Дж. К. (2014) Мифы Филиппин. (дипломная работа). Филиппинский университет Дилиман.
- ^ Селино, С. (1990) Ритуалы смерти и погребения, а также другие практики и верования Кордильеров. (Диссертация). Университет Багио.
- ^ Перейти обратно: а б Деметриус, ФР, и Ламб-Фернандо, Г. (1991). Книга души Кесон-Сити: Книги GCF.
- ^ Гатан, РМ (1981). Религиозные верования коренных народов Ибанаг. Манила: Центр исследований и разработок Университета Сентро Эсколар.
- ^ Меркадо, Л. (1991) Душа и дух в филиппинской мысли. Филиппинские исследования Том. 39, № 3 (третий квартал 1991 г.), стр. 287–302.
- ^ Вицерра, Р.М., Хавьер, младший (2013). Таби-Таби По: Рассмотрение повествования о сверхъестественном в контексте развития сообщества Филиппин. Мануся: Гуманитарный журнал.
- ^ Стивен К. Хислоп (1971). «Анитизм: обзор религиозных верований, характерных для Филиппин» (PDF) . Азиатские исследования . 9 (2): 144–156.
- ^ Маккой, AW (1982). Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология. Публикации Университета Сан-Карлоса.
- ^ Гермиона Кимпо Менес (1980). Фольклорное общение филиппинцев в Калифорнии Издательство «Вчера». п. 168 и далее. ISBN 0405133200 .
- ^ де Вера, Э., Люси, CM (2005). Балете Драйв: Белая Леди, дома с привидениями и другие мифы. Манильский бюллетень.
- ^ Эваско, EY (2000). В сердце города: легенды, явления как городская мифология. Гуманитарные науки Темные.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Мифы Филиппин; Гаверза, Дж. К., 2014 г., Филиппинский университет в Дилимане.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Изучение доколониальной концепции души на Филиппинах» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Душа по мнению этнолингвистических групп Филиппин» .
- ^ «ОБЛАСТЬ БАГОБО - Верования о душе, оракулах и магии» .
- ^ Фернандес, CM (2019). Какой самый страшный филиппинский фильм ужасов вы когда-либо видели? CNN Филиппины.