Призраки в малайской культуре
Эта статья является частью серии, посвящённой |
индонезийский мифология и фольклор |
---|
Портал Индонезии Мифологический портал |
существует множество малайских мифов о призраках ( малайский : cerita hantu Melayu ; Jawi : چريتا هنتو ملايو), пережитков старых анимистических верований, сформированных индуистско-буддийской космологией и более поздним мусульманским влиянием. В современных штатах Бруней , Индонезия, Малайзия , Малайзия, Индонезия , Малайзия , и Сингапуре , а также среди малайской диаспоры в соседних странах Юго-Восточной Азии. Общее слово для обозначения призрака — ханту , и их существует множество разновидностей. Некоторые концепции призраков, такие как женщины-вампиры понтианак и пенанггал, распространены по всему региону. Хотя традиционные верования не считают всех призраков обязательно злыми, малазийская популярная культура склонна относить их всех к разновидностям злых джиннов .
История
[ редактировать ]Традиционные верования в привидения уходят корнями в доисторические анимистические верования. Однако этот регион уже давно имеет обширные контакты с другими культурами, и это повлияло на форму некоторых легенд. [ 1 ] Торговые связи с южной Индией и Китаем были установлены за несколько веков до нашей эры. [ 2 ] во многом формируя местную культуру и фольклор. Индийские религии индуизма и буддизма имели особое влияние в Юго-Восточной Азии . Ислам стал доминирующей религией на Яве и Суматре также был завезен из Индии и к концу 16 века . Мусульманские верования накладывались и смешивались с существующими культурными и религиозными влияниями. [ 3 ] а не искоренить их вообще. Одним из примеров является фестиваль Манди Сафар, первоначально тамильско-индуистской практики, когда люди купаются в море или реке и проводят церемонии, которые очищают и защищают от болезней и несчастий, а также служат для знакомства молодых людей, вступающих в брак. После принятия ислама ему придали новое значение как празднику, посвященному выздоровлению Мухаммеда от болезни. [ 4 ] Ритуал уже давно объявлен официально запрещенным сингапурскими и малайскими священнослужителями на том основании, что он противоречит учению ислама. [ 5 ] но продолжает практиковаться в некоторых масштабах в Малайзии и Индонезии. [ 6 ]
Традиционные верования
[ редактировать ]Согласно традиционным малайским преданиям, человеческая душа ( семангат или сущность) имеет размер большого пальца и выглядит как миниатюрная форма тела ( сарунг или оболочка), в котором она находится. Душу, способную летать и быстро «перелетать» из одного места в другое, часто сравнивают и обращаются так, как если бы она была птицей. Он временно покидает тело человека во время сна, транса и болезни, а затем покидает его навсегда после смерти. Когда душа покидает тело, она принимает форму своего рода гомункула и в этой форме может питаться душами других. После смерти душа обычно переходит в другого человека, животное или растение. Дух или призрак, обычно называемый ханту , продолжает задерживаться и может нанести вред выжившим. [ 7 ]
Старое малайское поверье гласит, что призрак человека посещает могилу в течение семи дней, прежде чем уйти. Призраки также могут вернуться и завладеть живым человеком, вызывая безумие или болезнь. [ 8 ] Обычно считается, что призраки активны только в ночное время, особенно в полнолуние . [ 9 ] Один из способов уклониться от такого призрака — официально сменить имя всех жертв, чтобы, когда призрак вернется, он их не узнал. Другой метод — соблазнить призрака едой. Когда призрак превращается в животное, например в курицу, чтобы иметь возможность есть, его можно убить и уничтожить. [ 10 ] Призраков традиционно обвиняли в некоторых болезнях. Чтобы вылечить их, шаман ( дукун или бомо ) в деревне сжигал благовония, читал заклинания, а в некоторых случаях приносил в жертву животное и смывал его кровь в реку, чтобы умилостивить призрака. Также могут исполняться исцеляющие танцы, такие как мак йонг , саба , майн путери или улек майанг .
Духи рождения
[ редактировать ]Духи родов — это призраки, которые каким-то образом связаны с рождением или беременностью. Значительное число из них являются злыми духами мертворожденных детей, а другие охотятся на младенцев. Все это является отражением ранее высокого уровня детской смертности.
Баджанг
[ редактировать ]Своего рода знакомый дух, обретаемый мужчиной, который произносит соответствующие заклинания над только что похороненным телом мертворожденного ребенка. Он принимает форму циветты или мусанга и может вызывать судороги, потерю сознания или бред. Взамен хозяин кормит его яйцами и молоком. Как и другие духи этого типа, баджанг может напасть на своего хозяина, если им пренебрегать. Хотя баджанг можно заставить атаковать любого, кого выберет его хозяин, он считается особенно опасным для младенцев и маленьких детей. В прежние времена некоторым детям давали «браслеты баджанг» ( геланг баджанг ) из черного шелка , чтобы защитить их от него, и с той же целью рядом с младенцами клали острые металлические предметы, такие как ножницы. [ 11 ] В шутку говорят, что даже полосы беременности — это шрамы, оставленные после нападения баджанга.
Lang suir
[ редактировать ]Также пишется как лангсуир или ланг суяр . Говорят, что это призрак женщины, которая умерла при рождении мертворожденного ребенка, который превратился в понтианак , или во время беременности до истечения сорока дней нечистоты. Горе матери превращает ее в летающую банши. Чтобы труп беременной женщины не превратился в ланг суир, в рот кладут стеклянные бусы, в каждую подмышку кладут по яйцу, а в руки вставляют иголки. Ланг суир может выглядеть как красивая женщина с длинными ногтями (традиционный признак красоты), волосами до щиколоток и одетая в зеленое. У них также есть способность принимать форму совы с длинными когтями. Обожая рыбу, они обычно бродят по прибрежным районам и из ревности нападают на беременных женщин. Ланг суир можно приручить, отрезав ей длинные ногти и засунув волосы в отверстие на затылке.
Понтианак
[ редактировать ]Также известный как матианак или кунтиланак , это призрак мертворожденной женщины. Чтобы предотвратить это, как и в случае с его матерью ланг суиром, в каждую руку трупа вставляют по игле, а под каждую подмышку — по куриному яйцу. Изображенная в виде уродливой женщины с острыми ногтями и в белом платье, понтианак также может принимать облик красивой молодой женщины или ночной птицы. Когда она близко, от нее исходит сильный запах франжипани. Обычно его встречают на обочине дороги или под деревом, он нападает на людей и пьет их кровь. Однако индонезийский кунтиланак обычно использует свою птичью форму, чтобы нападать на девственных женщин. Птицу, издающую во время полета звук «ке-ке-ке», можно направить с помощью черной магии, чтобы вызвать у женщины заболевание, характерным симптомом которого является вагинальное кровотечение. [ 12 ] Понтианак можно сделать хорошей женой, если вбить гвоздь в отверстие на затылке (так называемое Сундел Болонг ). Современная популярная культура часто путает понтианак с его матерью ланг суир . Однако традиционный миф очевиден: понтианак — это призрак мертвого ребенка, а не беременной женщины. Похожий призрак по имени Тиянак существует в филиппинских преданиях.
Ремувер
[ редактировать ]Пенанггал — еще один тип женщин-вампиров, которых привлекает кровь новорожденных младенцев, которая выглядит как голова женщины, из которой тянутся внутренности, используемая для захвата жертвы. Есть несколько историй о ее происхождении. Во-первых, это была женщина, которая сидела и медитировала в большом деревянном чане, используемом для приготовления уксуса, когда она была так испугана, что ее голова подпрыгнула от тела, потянув за собой внутренности. Другой представляет ее как нормальную женщину днем, у которой голова и внутренности покидают тело ночью. Если ожидается ребенок, вокруг дверей или окон кладут ветки какого-то вида чертополоха, чтобы защитить дом, так как ее внутренности будут зацеплены шипами. [ 13 ] Пенанггалан известен на тайском языке как красуэ . [ 14 ] и похожее филиппинское привидение по имени манананггал , которое охотится на беременных женщин с помощью удлиненного хоботкоподобного языка. [ 15 ]
Игрушки
[ редактировать ]Тойол, который часто переводится на английский как «гоблин», на самом деле представляет собой маленького детского духа, вызванного из мертвого человеческого плода. Традиционно описываемые как более или менее похожие на обнаженного или почти обнаженного ребенка, современные изображения часто изображают их зеленой или коричневатой кожей, большими клыками и острыми ушами. Тойол может быть использован его хозяином для захвата других людей или причинения вреда. Поскольку в своем мышлении они подобны детям, ценные вещи можно защитить, разбросав пуговицы по полу или оставив рядом с ними сладости или игрушки, и все это будет отвлекать тойола. [ 16 ] Говорят, что владелец тойола может разбогатеть, но за счет здоровья, богатства и даже жизни членов своей семьи. [ 17 ]
Призраки как агенты шаманов
[ редактировать ]Говорят, что шаманы (известные на малайском языке как дукун или бомох ) способны использовать духов и демонов как в добрых, так и в злых целях. Хотя западные писания часто сравнивают его со знакомыми духами английского колдовства, на самом деле он больше соответствует японским инугами и другим типам сикигами , поскольку духи являются наследственными и передаются через семьи.
Своего рода чертенок в бутылке, созданный путем хранения крови жертвы убийства в бутылке и произнесения над ней определенных заклинаний в течение семи или четырнадцати дней. Владелец, которого считают родителем полонга, должен ежедневно кормить духа кровью из его шеи. [ 18 ] Человек, пораженный полонгом, будет кричать и яростно бить людей поблизости, оставаясь при этом слепым и глухим к окружающему, не осознавая, что они делают. В таких случаях бомо вызывали , чтобы допросить полонг и выяснить, кто его родитель и где они находятся. Если полонг лжет или скрывает личность своего владельца, жертва умрет через один или два дня.
Пелесит создается из языка недавно захороненного мертвеца, мать которого также была старшей из своих братьев и сестер. По внешнему виду он напоминает сверчка , и его хранят в бутылке, которую закапывают, если владелец желает от него избавиться. Перед прибытием полонга пелесит входит в тело того, кого его хозяйка приказала ему атаковать. Человек, страдающий таким недугом, может бредить кошками . Пелесит во многом сравним с баджангом, но, хотя владельцем баджанга всегда является мужчина, пелесит может содержать только женщина. Его можно кормить кровью из кончика безымянного пальца или, альтернативно, рисом с шафраном. Как и полонг, пелесита можно заставить раскрыть имя своего владельца с помощью магического допроса. [ 19 ]
Ханту Райя (что означает «великий призрак») считается одним из самых могущественных малайских призраков. Обладая большой силой, он обычно принимает облик своего владельца и выполняет от его имени ручной труд. Однако говорят, что его радиус действия ограничен, и он не может уйти далеко от своего дома. [ 20 ]
Другие призраки
[ редактировать ]- Ханту Эйр (водные духи) живут в больших водоемах, например, в реках или озерах. Говорят, что некоторые из них являются призраками утонувших людей, но, как правило, это независимые духи. Если они и проявляются, то обычно в виде плавающего бревна. Они могут быть опасны и могут утопить или съесть людей. [ 21 ] До 1960-х годов малайцы в Теренггану регулярно отдавали дань уважения морским духам во время церемонии пуджа лаут .
- Ханту галах (призрак шеста) — очень высокий и худой призрак, обитающий среди деревьев и бамбука. Чтобы оно исчезло, человек просто берет палку или ветку и ломает ее. Обычно это женский пол. [ 22 ]
- Ханту тетек (призрак сосков) выглядит как старуха с отвисшей грудью. [ 23 ]
- Ханту лаут (морские духи) — анимистические водные духи, помогающие рыбакам и морякам. До 1960-х годов малайцы в Теренггану регулярно выражали почтение морским духам посредством церемонии пуджа пантай или пуджа лаут .
- Джембаланг Танах — земные демоны, которые могут действовать опасно, если их не успокоить соответствующими ритуалами. [ 24 ]
- Дженглот — куколоподобные существа-вампиры, которые, как говорят, обитают в джунглях. Обычно это женщины. То, что считается мертвым дженгло, иногда продается или выставляется напоказ, но кажется, что оно создано руками человека. [ 25 ]
- Оранг миньяк (маслянистый мужчина) — проклятый мужчина, который по ночам насилует женщин. Поскольку он покрыт маслом, его трудно поймать.
- Поконг или ханту бунгкус (завернутое привидение) — это привидение, завернутое в белый погребальный саван. Когда хоронят умершего, саван полагается развязать. Если он остается привязанным вверху, дух становится беспокойным, а тело становится поконгом. Поскольку они связаны за ноги, они передвигаются прыжками, подобно китайским цзянши . [ 26 ] На некоторых изображениях они умеют летать.
В популярной культуре
[ редактировать ]И в Малайзии, и в Индонезии призраки и сверхъестественное уже давно стали популярной темой историй на телевидении, в документальных фильмах, фильмах и в таких журналах, как «Мастика» и «Ток Нга» .
Черно-белый фильм ужасов 1958 года «Сумпа Оранг Миньяк» - один из многих фильмов, основанных на концепции оранг миньяка . В нем рассказывается о горбуне, который сверхъестественным путем становится красивым, но становится невидимым после нарушения клятвы. Дьявол предлагает помочь в достижении его мирских желаний при условии, что он в течение 7 дней изнасилует 21 девушку. [ 27 ]
Другие малайские фильмы о привидениях, такие как «Понтианак» и «Месть Понтианака», получили огромный отклик во время своего выхода. С ростом движения исламизации правительство Малайзии запретило производство местных фильмов с участием призраков, опасаясь, что они будут способствовать развитию суеверий. Однако доступ к зарубежным фильмам ужасов сделал такой запрет бесполезным, и эти ограничения в конечном итоге были сняты с выходом на экраны в 2004 году фильма «Понтианак Харум Сундал Малам» . Фильм был хорошо принят, породив продолжение и последующий телесериал. Многие другие фильмы ужасов последовали этому примеру, но в соответствии с современными религиозными тенденциями в фильмах все сверхъестественные существа обычно изображаются как злые, далекие от традиционных верований. Особенно это касается документальных фильмов и телесериалов об охотниках за привидениями. [ нужна ссылка ]
В «Хеллбой: Ведьма-тролль и другие» комиксах Хеллбой отправляется в Малайзию в 1958 году, где деревня, лишенная Бомо, шамана стала жертвой демонического пенанггалана. Молодой проводник ведет его в пещеру демона, где Хеллбоя встречают предательство. [ 28 ]
В фильме 2007 года «Джанган Панданг Белаканг» («Не оглядывайся»), который когда-то был самым кассовым фильмом Малайзии, рассказывается о злобном духе, которого главный герой неосознанно принес в дом своей невесты после того, как подобрал небольшую банку, найденную выброшенной на берег. пляж. [ 29 ]
Индонезийский фильм ужасов в жанре мягкого порно «Ханту Пунчак Датанг Булан» («Менструирующий призрак Пунчака») 2010 года вызвал серьезные споры во время своего выхода. Подробное описание событий группы молодых людей в доме с привидениями. В фильме присутствуют полуобнаженные сцены, и его осудили консервативные мусульманские лидеры. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Ноэль МакХью (1959). Ханту ханту: рассказ о вере в призраков в современной Малайе . Издательство Восточных университетов.
- ^ Тейлор, Джин Гельман. Индонезия . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 15–18. ISBN 0-300-10518-5 .
- ^ Риклефс, MC (1993). История современной Индонезии примерно с 1300 года, второе издание . Макмиллан. стр. 12–14. ISBN 0-333-57689-6 .
- ^ С. Сингаравелу (1986). «Малайско-тамильские культурные контакты с особым упором на фестиваль Манди Сафар» (PDF) . Азиатское фольклористика . 45 : 67–78. дои : 10.2307/1177834 . Проверено 9 апреля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Не совершайте омовение Сафар и не пейте айер вафак – Колл» . Ежедневные новости (на малайском языке). 9 июля 1963 г. с. 3 – через NewspaperSG.
- ^ «1300 человек в ритуале Манди Сафар» . Ежедневный экспресс . 7 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 г. Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ Джеймс Гастингс (2003). Энциклопедия религии и этики Часть 15, Часть 15 . Издательство Кессинджер. п. 345 и далее. ISBN 0-7661-3691-4 .
- ^ Ричард Винстедт (1982). Малайский маг: шаман, шайва и суфий . Тейлор и Фрэнсис. п. 93 и след. ISBN 0-19-582529-2 .
- ^ «Городские легенды Малайзии – виды малайских призраков» . Жуткий уголок . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Венди Хаттон (1997). Восточная Малайзия и Бруней . Издательство Таттл. п. 139 и далее. ISBN 962-593-180-5 .
- ^ Кэрол Ладерман (1987). Жены и акушерки: роды и питание в сельской Малайзии . Издательство Калифорнийского университета. п. 128 и след. ISBN 0-520-06036-9 .
- ^ Унни Викан (1990). Управление беспокойными сердцами: балийская формула жизни . Издательство Чикагского университета. п. 298. ИСБН 0-226-89678-1 .
- ^ «Что такое Понтианак с мифической точки зрения?» . Сингапурские исследователи паранормальных явлений . Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 года . Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ «Вампиры» . Би-би-си h2g2 . 13 марта 2000 г. Проверено 11 апреля 2010 г.
- ^ Параисо, Сальвадор; Хосе Хуан Параисо (2003). Книга Балете: сборник демонов, монстров и гномов из нижней филиппинской мифологии . Филиппины: Книги о жирафах. ISBN 971-8832-79-3 .
- ^ Майкл Смитис (1982). Яванское детство: этнографическая биография . Федеральные издания. стр. 19–21. ISBN 9971-4-0421-4 .
- ^ Ян ван дер Путтен, Мэри Килклайн Коди (2009). Потерянные времена и нерассказанные истории малайского мира . НУС Пресс. п. 40. ИСБН 9971-69-454-9 .
- ^ «II. БОГИ, ДУХИ И ПРИЗРАКИ (а) ПРИМИТИВНЫЕ БОГИ» . Священные тексты . Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ Боб Карран (2005). Вампиры: путеводитель по существам, преследующим ночь . Карьера Пресс. п. 134. ИСБН 1-56414-807-6 .
- ^ Кэрол Ладерман (1993). Укрощение ветра желания: психология, медицина и эстетика в малайском шаманском исполнении . Издательство Калифорнийского университета. п. 65 и далее. ISBN 0520082583 .
- ^ Р.П. Суйоно (2008). Тайные учения яванцев . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 205. ИСБН 979-25-5248-0 .
- ^ ИРШАД МОБАРАК (22 апреля 2006 г.). «Убежденные неверующие» . ДжанглВалла . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года.
- ↑ Ханту копейка. Архивировано 15 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеффри Бенджамин (2002). Племенные сообщества в малайском мире: исторические, культурные и социальные перспективы . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 372. ИСБН 981-230-166-6 .
- ^ «Женглот: — Странные существа» . ОкиДокс . Архивировано из оригинала 21 февраля 2012 года . Проверено 11 апреля 2010 г.
- ^ Джон М. Эколс (2003). Индонезийско-английский словарь . Грамедиа Пустака Утама. п. 204. ИСБН 979-403-756-7 .
- ^ «Клятва нефтяника» . Малайзийское кино . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ «Мастер премьерного выпуска «Хеллбоя»» . Мастер Пресс . Проверено 23 февраля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Джанган Панданг Белаканг вошел в историю» . artisglamer.fotopages.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2007 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ «Призраки пика менструации» . Индонезия имеет значение . 4 февраля 2010 г. Проверено 11 апреля 2010 г.