Диалетеизм
Диалетеизм ( / d aɪ ə ˈ l ɛ θ i ɪ z əm / ; от греческого δι- di- «дважды» и ἀλήθεια alḗtheia «истина») — это точка зрения, согласно которой существуют утверждения , которые являются одновременно истинными и ложными. Точнее, это вера в то, что может существовать истинное утверждение, отрицание которого также истинно. Такие утверждения называются «истинными противоречиями », диалетией или недуализмами .
Диалетеизм не является системой формальной логики ; вместо этого это тезис об истине , который влияет на построение формальной логики, часто основанной на ранее существовавших системах. Введение диалетеизма имеет различные последствия, в зависимости от теории, в которую он вводится. Распространенной ошибкой, возникающей в результате этого, является отказ от диалетеизма на том основании, что в традиционных системах логики (например, классической логике и интуиционистской логике ) каждое утверждение становится теоремой, если противоречие истинно, что упрощает такие системы, когда диалетеизм включается в качестве аксиома . [1] Однако другие логические системы не взрываются таким образом, когда вводятся противоречия; такие толерантные к противоречиям системы известны как паранепротиворечивые логики . Диалетеисты, которые не хотят допускать, чтобы каждое утверждение было правдой, могут предпочесть их традиционной, взрывной логике.
Грэм Прист определяет диалетеизм как точку зрения, согласно которой существуют истинные противоречия. [2] Джей Си Билл – еще один защитник; его позиция отличается от позиции Приста, поскольку он защищает конструктивный (методологический) дефляционизм в отношении предиката истины. [3]
Мотивации
[ редактировать ]Диалетеизм разрешает некоторые парадоксы
[ редактировать ]Парадокс лжеца и парадокс Рассела связаны с противоречивыми утверждениями классической логики и наивной теории множеств соответственно. Противоречия в этих теориях проблематичны, потому что они приводят к взрыву теорий — если противоречие истинно, то каждое утверждение истинно. Классический способ решения этой проблемы — запретить противоречивые утверждения: пересмотреть аксиомы логики, чтобы не появлялись внутренне противоречивые утверждения (так же, как и в случае с парадоксом Рассела ). Диалетеисты, с другой стороны, отвечают на эту проблему, принимая противоречия за истину. Диалетеизм допускает неограниченную аксиому понимания в теории множеств , утверждая, что любое результирующее противоречие является теоремой . [4]
Однако самореферентных парадоксов , таких как «Усиленный лжец», можно избежать, не пересматривая аксиомы, отказавшись от классической логики и приняв более двух значений истинности с помощью многозначной логики , такой как нечеткая логика или логика Лукасевича .
Человеческое рассуждение
[ редактировать ]Неоднозначные ситуации могут привести к тому, что люди подтвердят как утверждение, так и его отрицание. Например, если Джон стоит в дверях комнаты, может показаться разумным как утверждать, что Джон находится в комнате , так и утверждать, что Джона в комнате нет .
Критики утверждают, что это просто отражает двусмысленность нашего языка, а не диалектическое качество наших мыслей; если мы заменим данное утверждение менее двусмысленным (например, «Джон находится на полпути в комнате» или «Джон находится в дверях»), противоречие исчезает. Утверждения казались противоречивыми только из-за синтаксической игры; здесь фактическое значение слова «находиться в комнате» не одинаково в обоих случаях, и, таким образом, каждое предложение не является точным логическим отрицанием другого: следовательно, они не обязательно противоречат друг другу.
Более того, Иоанн, по-видимому, находится в соединении двух концепций. Он находится в а и не в одновременно, но не в а и не в одновременно (это привело бы к противоречию ). Он занимается своим логическим связующим оператором истинности, который показывает повторяющуюся двусмысленность человеческого языка, который часто не может уловить природу некоторых логических утверждений .
Явный диалетеизм в других философских доктринах
[ редактировать ]джайнов анекантавада Философская доктрина — неодносторонность — утверждает, что все утверждения истинны в каком-то смысле и ложны в другом. [5] Некоторые интерпретируют это как утверждение, что диалетейя не только существует, но и повсеместно распространена. Однако технически логическое противоречие — это утверждение, которое истинно и ложно в одном и том же смысле; предложение, истинное в одном смысле и ложное в другом, не представляет собой логического противоречия. (Например, хотя в каком-то смысле мужчина не может быть одновременно «отцом» и «соблюдающим целомудрие» — оставляя в стороне такие случаи, как либо человек, соблюдающий целомудрие, усыновляющий ребенка, либо мужчина, ставший отцом ребенка и только позже принявший целомудрие, — противоречия нет. для мужчины быть духовным отцом и одновременно соблюдать целомудрие; смысл слова отец здесь другой, хотя одновременно Джордж Буш не может быть одновременно президентом и не быть президентом, он был президентом с 2001-го года. 2009 г., но не был президентом ни до 2001 г., ни после 2009 г., так что в разное время он был и президентом, и не президентом.)
Буддийская », аналогичным образом предполагает , логическая система, названная « Чатушкоти что утверждение и его отрицание могут сосуществовать. [6] [7]
Грэм Прист утверждает в своей книге «За пределами мысли» , что диалетейя возникает на границах выразимости, в ряде философских контекстов, отличных от формальной семантики.
Формальные последствия
[ редактировать ]В классической логике, рассматривая противоречие (см. Список логических символов ) как предпосылку (то есть принимая за предпосылку истинность обоих и ), позволяет доказать любое утверждение . Действительно, поскольку верно, утверждение верно (по обобщению). принимая вместе с представляет собой разделительный силлогизм, из которого можно сделать вывод . (Это часто называют принципом взрыва , поскольку предполагается, что истинность противоречия приводит к «взрыву» количества теорем в системе.) [1]
Преимущества
[ редактировать ]Сторонники диалетеизма в основном отстаивают его способность избегать проблем, с которыми сталкиваются другие, более ортодоксальные решения, вследствие их апелляции к иерархиям. По мнению Грэма Приста, «весь смысл диалетического решения семантических парадоксов состоит в том, чтобы избавиться от различия между объектным языком и метаязыком». [2] Другая возможность состоит в том, чтобы использовать диалетеизм вместе с паранепротиворечивой логикой , чтобы возродить программу логицизма, отстаиваемую Фреге и Расселом . [8] Это даже позволяет доказать истинность недоказуемых иначе теорем, таких как теорема о хорошем порядке , и ложность других, таких как гипотеза континуума .
Существуют также диалетические решения парадокса соритов . [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Одна из критических замечаний по поводу диалетеизма заключается в том, что он не способен уловить важнейшую особенность отрицания , известную как абсолютность несогласия. [9]
Представьте себе высказывание Джона P. слова Типичный способ несогласия Салли с Джоном — это последовательное высказывание ¬P . Тем не менее, если мы принимаем диалетеизм, такие высказывания Салли не мешают ей также принять P ; в конце концов, P может быть диалетейей, и поэтому и оно, и его отрицание истинны. Абсолютность несогласия теряется.
Ответ заключается в том, что несогласие можно выразить, произнеся «¬ P и, кроме того, P не является диалетейей». Однако наиболее очевидной кодификацией фразы « P не является диалетейей» является ¬( P ¬ П ). Но это само по себе может быть и диалетейей. Один из ответов диалетистов — предложить различие между утверждением и отрицанием. Это различие можно выразить в терминах традиционного различия между логическими качествами или как различие между двумя иллокутивными речевыми актами : утверждением и отрицанием. Другая критика заключается в том, что диалетеизм не может описать логические следствия , если мы верим в значимость логических следствий, из-за его неспособности описывать иерархии. [2]
Абсолютность несогласия - это мощная критика, которую не спасает способность утверждать, что «это утверждение не является диалетейей», поскольку самореферентные утверждения относительно диалетейи также препятствуют абсолютности утверждений, даже относительно ее собственного существования. P = «Диалетейя существует». Затем я утверждаю, что «Р — это диалетейя».
См. также
[ редактировать ]- Катус дом
- Совместимость
- Двоемыслие
- Паранепротиворечивая логика
- Проблема будущих контингентов
- Субвальционизм
- Тетралемма
- Тривиализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бен Бургис, приглашенный профессор философии Ульсанского университета в Южной Корее, в блоге&~блоге .
- ^ Перейти обратно: а б с Уиттл, Бруно. « Диалетеизм, логические последствия и иерархия ». Анализ Том. 64, выпуск 4 (2004 г.): 318–326.
- ^ Дж. Си Билл в «Законе непротиворечия: новые философские эссе» (Оксфорд: Oxford University Press, 2004), стр. 197–219.
- ^ Трансфинитные числа в обзоре символической логики теории паранепротиворечивых множеств 3 (1), 2010, стр. 71-92.
- ^ Матилал, Бимал Кришна. (1998), «Характер логики в Индии» (Олбани, Издательство государственного университета Нью-Йорка), 127–139.
- ^ «Нагарджуна | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Ганери, Дж. (2002), «Собрание эссе Бимала Кришны Матилала : разум, язык и мир» (Oxford University Press), 77-79.
- ^ Мортенсен, Крис, «Непоследовательная математика» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Ван, В. (2011). «Против классического диалетеизма». Границы философии в Китае . 6 (3): 492–500. дои : 10.1007/s11466-011-0152-4 . S2CID 195310673 .
Источники
[ редактировать ]- Фреге, Готтлоб . "Отрицание." Логические исследования . Пер. П. Гич и Р. Х. Стутхофф. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1977. 31–53.
- Парсонс, Теренс . «Утверждение, отрицание и парадокс лжеца». Журнал философской логики 13 (1984): 137–152.
- Парсонс, Теренс. « Истинные противоречия ». Канадский философский журнал 20 (1990): 335–354.
- Священник, Грэм . В противоречии . Дордрехт: Мартинус Нийхофф (1987). (Второе издание, Оксфорд: Oxford University Press, 2006.)
- Священник, Грэм . «Что такого плохого в противоречиях?» Журнал философии 95 (1998): 410–426.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берто, Франческо; Священник, Грэм. «Диалетизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Домашняя страница JC Beall UCONN
- (Блог и ~Блог)
- Пол Кабай о диалетеизме и тривиализме (включает как опубликованные, так и неопубликованные работы)