Храм в Уппсале

Храм в Уппсале был религиозным центром древней скандинавской религии , когда-то располагавшимся на территории нынешней Гамла Уппсала (по-шведски «Старая Уппсала»), Швеция , о чем свидетельствует работа Адама Бременского XI века Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum и в Хеймскрингле , написанная Снорри Стурлусона в 13 веке. Были предложены теории о значении описаний храма и результатов археологических раскопок в этом районе, а также недавних находок обширных деревянных построек и бревенчатых линий, которые, возможно, играли вспомогательную роль в деятельности на этом месте, включая ритуальные. жертва . Храм был разрушен королем Инге Старшим в 1080-х годах.
Адам Бременский
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]
В Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адам Бременский дает описание храма. Адам записывает, что в городе недалеко от Сигтуны существует «очень известный храм под названием Убсола» . Адам подробно описывает, что храм «украшен золотом» и что люди там поклоняются статуям трех конкретных богов, восседающих на тройном троне. Тор , которого Адам называет «самым могущественным», восседает на центральном троне, а Водан ( Один ) и Фрикко ( Фрейр ) сидят на тронах по бокам от него. Адам предоставляет информацию о характеристиках трех богов, в том числе о том, что Фрикко изображен с огромным эрегированным пенисом, Водан в доспехах («как наши люди изображают Марс », - отмечает Адам) и что у Тора есть булава - деталь, которую Адам сравнивает с что римского бога Юпитера . Адам добавляет, что, кроме того, «они также поклоняются богам, которые когда-то были людьми, которых они считают бессмертными из-за их героических поступков [...].». [ 1 ] Адам говорит, что каждому из трех богов назначен жрец, который приносит жертвы божествам от народа. Если случается голод или чума, Тору приносят жертву; если идет война, Водану приносят жертву; если свадьба должна состояться, Фрикко приносят жертву. Адам продолжает, что «каждые девять лет в Убсоле проводится общинный праздник каждой провинции Швеции; и те, кто уже обратился в христианство, должны откупаться от церемоний». [ 1 ]
Адам подробно описывает жертвенные практики, проводимые в храме; Адам описывает, что девять мужчин «от каждого живого существа» приносятся в жертву, и традиция предписывает, чтобы их кровь умилостивила богов. Трупы девяти мужчин подвешены в роще возле храма. Адам говорит, что роща считается чрезвычайно священной для язычников, настолько, что каждое отдельное дерево «считается божественным» из-за смерти приносимых в жертву или их гниющих трупов, висящих там, и что внутри висят собаки и лошади. Роща среди трупов людей. Адам рассказывает, что «один христианин» сообщил ему, что он видел семьдесят два трупа разных видов, висящих в роще. Адам выражает отвращение к песням, которые они поют во время этих жертвенных обрядов, язвительно отмечая, что песен «настолько много и они отвратительны, что лучше всего промолчать о них». [ 1 ]
Адам описывает, что возле храма стоит массивное дерево с широко раскидистыми ветвями, вечнозеленое и летом, и зимой. У дерева также есть источник, где также проводятся жертвоприношения. По словам Адама, существует обычай, когда живого человека бросают в источник, и если ему не удастся вернуться на поверхность, «желание народа будет исполнено». [ 1 ]
Адам пишет, что храм окружает золотая цепь, свисающая с фронтонов здания. Цепь хорошо видна приближающимся к храму издалека благодаря ландшафту, в котором построен храм; он окружен холмами, «как амфитеатр». Пиры и жертвоприношения продолжаются в общей сложности девять дней, и в течение каждого дня в жертву приносят человека и двух животных. Следовательно, всего за девять дней совершается двадцать семь жертвоприношений, и, как отмечает Адам, эти жертвоприношения происходят «примерно во время весеннего равноденствия ». [ 1 ]
Просмотры
[ редактировать ]
Рудольф Симек говорит, что, что касается рассказа Адама Бременского о храме, «источники Адама этой информации имеют крайне разную надежность, но существование храма в Упсале не подлежит сомнению». Вопрос в том, был ли этот храм языческим или христианским. Симек говорит, что на детали рассказов Адама потенциально повлияло описание Храма Соломона в Ветхом Завете . Симек отмечает, что в то же время подобные цепи, описанные Адамом, появляются на некоторых европейских церквях, датируемых 8-9 веками, хотя описание храмовой цепи, сделанной из золота, может быть преувеличением. Симек говорит, что многочисленные попытки реконструировать храм на основе столбов могут привести к завышению размеров храма, и отмечает, что «более поздние» исследования показывают, что место храма 11-го века, вероятно, примыкало к хору церкви, стоящей там сегодня. , в то время как ямы для столбов, обнаруженные Линдквистом, могут вместо этого указывать на более ранний сгоревший храм на том же месте. [ 2 ]
Основываясь на предыдущих критических дискуссиях по поводу описания храма Адамом Бременским археологами Харальдом Виденом и Олафом Олсеном, Хенрик Янсон в своем фундаментальном исследовании европейского происхождения работ Адама пришел к выводу, что Адам использовал случай Уппсалы, чтобы продемонстрировать некоторые из наиболее заметных линий конфликта в начале спора об инвеституре . Эти линии конфликта простирались глубоко в Скандинавию. Папство и Империя конкурировали за контроль над северными частями Европы, а Империя через архиепископство Гамбург-Бременское требовала подчинения скандинавских королевств Императорской церкви. Однако эти права были оспорены некоторыми политическими деятелями на Севере, и особенно сильное сопротивление исходило от Шведского королевства, где другая церковь, названная Папой Григорием VII Gallicana ecclesia , пользовалась поддержкой папства. Эта церковь может быть связана с регионом Мелар и даже с Упсалой. Не совсем ясно, откуда пришли представители этой «Галликанской церкви», но часть этого влияния, безусловно, можно обнаружить в более поздних житиях шведских святых, вспоминающих епископов из Англии, связанных с Клюнийское реформаторское движение , действовавшее в регионе Мелар в 11 веке - очевидно, в оппозиции Императорской церкви Гамбурга-Бремена, для которой Адам Бременский пытался укрепить божественную историческую легитимность. Важной частью картины является тот факт, что в эти годы стало возможным обвинять противников язычества, даже если было очевидно, что они были совершенно хорошими христианами. Ключевыми понятиями здесь были вера, fides , означающая верность, и послушание, obedientia , о чем прямо заявил Григорий VII именно в эти годы: «в грех язычества [ paganitas ] впадает всякий, кто, утверждая, что он христианин, презирает подчиняться апостольскому престолу». Раньше эти меры были в основном направлены против социально низших групп – например, саксов против славян и, если уж на то пошло, скандинавов – но теперь это богословское оружие было направлено против высших представителей Императорской Церкви. Первым пострадал архиепископ Гамбург-Бременский Лимар, во имя которого Адам Бременский писал свой труд. Указывая на отсутствие источников, которые могли бы подтвердить описание Адама языческого храма в Уппсале, и приводя другие источники, такие как более тысячи христианских рунических камней в этом районе, показывающие, что христианство там прочно утвердилось, когда Адам писал, Янсон пришел к выводу, что Уппсальский храм был не чем иным, как христианской церковью, сопротивляющейся Священной Римской империи при поддержке папства и врагов Генриха IV, собравшихся вокруг Григория VII в самом начале конкурса на инвеституру. [ 3 ] [ 4 ]
Орчард (1997) утверждает, что «неясно, в какой степени описание Адама основано на исторических фактах, а не на мрачном вымысле», однако рассказ Адама содержит «много полезной информации (а также значительных предположений)». Орчард отмечает, что описание храма Адамом часто подвергалось сомнению «на нескольких уровнях» и что Титмар из Мерзебурга представил значительно менее подробный, но похожий отчет о жертвоприношениях, проводившихся в Лейре , Дания, ранее в 11 веке. [ 1 ] Однако отчет Титмара касается религиозной ситуации в Дании в начале X века, почти за столетие до того, как он написал это письмо, и фактически он утверждает, что эти языческие обряды были уничтожены в 930-х годах. Таким образом, есть веские основания сомневаться в том, что он мог «дать достоверное представление о дохристианских ритуалах» в Скандинавии. [ 5 ]
Мировые крендели с солью
[ редактировать ]
В « Саге об Инглингах», составленной в Хеймскрингле , Снорри представляет эвгемеризованное происхождение скандинавских богов и происходящих от них правителей. В главе 5 Снорри утверждает, что асы поселились на территории нынешней Швеции и построили различные храмы. Снорри пишет, что «Один поселился в Озеро Меларе , на месте, ныне называемом Старый Сигтун . Там он построил большой фермерский храм (хоф), где совершались подношения (блот) согласно обычаям народа Асаланд. Он присвоил себе всю эту местность и назвал ее Сигтун. Духам святилища (hofgoðunum) он также дал жилища. Ньёрд жил в Ноатуне , Фрей - в Упсале , Хеймдаль - в Химинбергах , Тор - в Трудванге , Бальдер - в Брейдаблике ; всем им он дал хорошие имения». [ 6 ]
В 10 главе, после смерти Ньёрда, к власти приходит его сын Фрейр и «он назывался королём шведов и получал от них дань». Подданные Фрейра очень любили его, и он «был благословлен хорошими сезонами, как и его отец». Согласно саге, Фрейр «воздвиг великий храм в Уппсале и сделал там свою главную резиденцию, направляя туда всю причитающуюся ему дань, как землю, так и движимое . имущество с." [ 7 ]
Археологические данные
[ редактировать ]В 1926 году Суне Линдквист провел археологические исследования в Гамла Уппсале и обнаружил ямы для столбов под церковью в Гамла Упсале. Эти отверстия для столбов могут быть выстроены в линию в виде концентрических прямоугольников, и впоследствии на основе этого открытия предпринимались различные попытки реконструкции храма. [ 8 ]
Прайс и Алкарп (2005) были среди тех, кто оспаривал интерпретацию 1926 года:
Хотя этот вывод до сих пор сохраняется в школьных учебниках и других источниках, он явно ошибочен, поскольку стратиграфически можно показать, что ямы для столбов принадлежали нескольким различным этапам строительства.
Используя георадар и другие геофизические методы, Прайс и Алькарп обнаружили остатки того, что они интерпретировали как деревянную конструкцию, расположенную прямо под северным трансептом средневекового собора, а также два других здания, одно из которых было построено в бронзовом веке, а другое возможно, эпохи викингов пиршественный зал . [ 9 ] Орчард (1997) говорит, что археологические раскопки в этом районе «не выявили ничего такого масштаба, который предполагался для храма», однако три кургана на этом месте показывают важность этого места. [ 1 ]
В 2013 году были обнаружены остатки двух рядов больших деревянных столбов. [ 10 ] Одна линия имеет длину около километра и состоит из 144 столбов, а другая — полкилометра, причем каждый столб находится на расстоянии 5–6 метров. Линия, вероятно, продолжается, но раскопки не проводились из-за отсутствия средств. Более короткая линия перпендикулярна первой, расположена в километре южнее и разбита на угол. [ 11 ] это указывает на то, что если линии обозначают ограждение, как в Еллинге, Дания, то огражденная территория будет гигантской и, безусловно, самой большой структурой к северу от Альп в то время. Столбы были очень широкими и, по оценкам, составляли не менее 7 метров в длину. [ 12 ] [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фруктовый сад (1997:169).
- ^ Симек (2007: 311 и 341).
- ^ Хенрик Янсон, Templum Nobilissimum. Адам Бременский Храм Упсалы и линии конфликта в Европе около 1075 года, Гетеборг, 1998 год.
- ^ Янсон, Хенрик. «Изображенный другим: классические и раннесредневековые взгляды на религии на Севере», в: Дохристианские религии Севера: исследования и восприятие, изд. Маргарет Клунис Росс, Том I: От средневековья до ок. 1850, Тюрнхаут: Brepols 2018, стр. 7–40.
- ^ Андерс Винрот, Обращение Скандинавии: викинги, торговцы и миссионеры в переустройстве Северной Европы, Нью-Хейвен, 2012, с. 148.
- ^ Один поселился в Лёгинне, где их теперь называют древним Сигтуном, и там он построил великий храм и дал обет по обычаю асов. Он приобрел там такие обширные земли, что назвал их Сигтунир. Он дал резиденции придворным богам: Ньёрд жил в Ноатуне, а Фрейр — в Уппсале, Хеймдалль — в Химинбьёрге, Тор — в Трудванге, Бальдр — в Брейдаблике; он их все хорошо набил. пер. Лэнг (1844 г.); см. также Холландер (2007:10).
- ^ Холландер (2007:13).
- ^ Симек (2007:311).
- ^ Алькарп, Магнус; Прайс, Нил (2005), «Храм золота или деревянная церковь? Наземные радиолокационные исследования в старой церкви Упсалы». (PDF) , Fornvännen , 100 , заархивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2014 г. , получено 11 июня 2013 г.
- ↑ Памятник обнаружен в Старой Уппсале. Архивировано 11 июля 2015 г. в Wayback Machine , 18 октября 2013 г., веб-сайт проекта археологических раскопок.
- ^ находка, Неизвестный памятник. «Обнаружен неизвестный памятник» . www.arkeologigamlauppsala.se . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ «Большие древние находки в Старой Уппсале» (на шведском языке). СвД. 17 октября 2013 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ Лотта Лилль (17 октября 2013 г.). « Монументальное открытие в Старой Уппсале» (на шведском языке). ЕНТ . Проверено 21 апреля 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Холландер, Ли М. (Пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1