Jump to content

Храм в Уппсале

(Перенаправлено из храма Упсалы )
Гравюра на дереве, изображающая храм в Упсале, описанный Адамом Бременским , включая золотую цепь вокруг храма, колодец и дерево, из « Олауса Магнуса » Истории Гентибуса Септентриналибуса (1555 г.).

Храм в Уппсале был религиозным центром древней скандинавской религии , когда-то располагавшимся на территории нынешней Гамла Уппсала (по-шведски «Старая Уппсала»), Швеция , о чем свидетельствует работа Адама Бременского XI века Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum и в Хеймскрингле , написанная Снорри Стурлусона в 13 веке. Были предложены теории о значении описаний храма и результатов археологических раскопок в этом районе, а также недавних находок обширных деревянных построек и бревенчатых линий, которые, возможно, играли вспомогательную роль в деятельности на этом месте, включая ритуальные. жертва . Храм был разрушен королем Инге Старшим в 1080-х годах.

Адам Бременский

[ редактировать ]

Описание

[ редактировать ]
Принесенные в жертву мужчины свисают с ветвей дерева, с фрагментов осебергского гобелена .

В Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адам Бременский дает описание храма. Адам записывает, что в городе недалеко от Сигтуны существует «очень известный храм под названием Убсола» . Адам подробно описывает, что храм «украшен золотом» и что люди там поклоняются статуям трех конкретных богов, восседающих на тройном троне. Тор , которого Адам называет «самым могущественным», восседает на центральном троне, а Водан ( Один ) и Фрикко ( Фрейр ) сидят на тронах по бокам от него. Адам предоставляет информацию о характеристиках трех богов, в том числе о том, что Фрикко изображен с огромным эрегированным пенисом, Водан в доспехах («как наши люди изображают Марс », - отмечает Адам) и что у Тора есть булава - деталь, которую Адам сравнивает с что римского бога Юпитера . Адам добавляет, что, кроме того, «они также поклоняются богам, которые когда-то были людьми, которых они считают бессмертными из-за их героических поступков [...].». [ 1 ] Адам говорит, что каждому из трех богов назначен жрец, который приносит жертвы божествам от народа. Если случается голод или чума, Тору приносят жертву; если идет война, Водану приносят жертву; если свадьба должна состояться, Фрикко приносят жертву. Адам продолжает, что «каждые девять лет в Убсоле проводится общинный праздник каждой провинции Швеции; и те, кто уже обратился в христианство, должны откупаться от церемоний». [ 1 ]

Адам подробно описывает жертвенные практики, проводимые в храме; Адам описывает, что девять мужчин «от каждого живого существа» приносятся в жертву, и традиция предписывает, чтобы их кровь умилостивила богов. Трупы девяти мужчин подвешены в роще возле храма. Адам говорит, что роща считается чрезвычайно священной для язычников, настолько, что каждое отдельное дерево «считается божественным» из-за смерти приносимых в жертву или их гниющих трупов, висящих там, и что внутри висят собаки и лошади. Роща среди трупов людей. Адам рассказывает, что «один христианин» сообщил ему, что он видел семьдесят два трупа разных видов, висящих в роще. Адам выражает отвращение к песням, которые они поют во время этих жертвенных обрядов, язвительно отмечая, что песен «настолько много и они отвратительны, что лучше всего промолчать о них». [ 1 ]

Адам описывает, что возле храма стоит массивное дерево с широко раскидистыми ветвями, вечнозеленое и летом, и зимой. У дерева также есть источник, где также проводятся жертвоприношения. По словам Адама, существует обычай, когда живого человека бросают в источник, и если ему не удастся вернуться на поверхность, «желание народа будет исполнено». [ 1 ]

Адам пишет, что храм окружает золотая цепь, свисающая с фронтонов здания. Цепь хорошо видна приближающимся к храму издалека благодаря ландшафту, в котором построен храм; он окружен холмами, «как амфитеатр». Пиры и жертвоприношения продолжаются в общей сложности девять дней, и в течение каждого дня в жертву приносят человека и двух животных. Следовательно, всего за девять дней совершается двадцать семь жертвоприношений, и, как отмечает Адам, эти жертвоприношения происходят «примерно во время весеннего равноденствия ». [ 1 ]

Просмотры

[ редактировать ]
Гамла Упсала , центр поклонения в Швеции, пока храм не был разрушен в конце 11 века.

Рудольф Симек говорит, что, что касается рассказа Адама Бременского о храме, «источники Адама этой информации имеют крайне разную надежность, но существование храма в Упсале не подлежит сомнению». Вопрос в том, был ли этот храм языческим или христианским. Симек говорит, что на детали рассказов Адама потенциально повлияло описание Храма Соломона в Ветхом Завете . Симек отмечает, что в то же время подобные цепи, описанные Адамом, появляются на некоторых европейских церквях, датируемых 8-9 веками, хотя описание храмовой цепи, сделанной из золота, может быть преувеличением. Симек говорит, что многочисленные попытки реконструировать храм на основе столбов могут привести к завышению размеров храма, и отмечает, что «более поздние» исследования показывают, что место храма 11-го века, вероятно, примыкало к хору церкви, стоящей там сегодня. , в то время как ямы для столбов, обнаруженные Линдквистом, могут вместо этого указывать на более ранний сгоревший храм на том же месте. [ 2 ]

Основываясь на предыдущих критических дискуссиях по поводу описания храма Адамом Бременским археологами Харальдом Виденом и Олафом Олсеном, Хенрик Янсон в своем фундаментальном исследовании европейского происхождения работ Адама пришел к выводу, что Адам использовал случай Уппсалы, чтобы продемонстрировать некоторые из наиболее заметных линий конфликта в начале спора об инвеституре . Эти линии конфликта простирались глубоко в Скандинавию. Папство и Империя конкурировали за контроль над северными частями Европы, а Империя через архиепископство Гамбург-Бременское требовала подчинения скандинавских королевств Императорской церкви. Однако эти права были оспорены некоторыми политическими деятелями на Севере, и особенно сильное сопротивление исходило от Шведского королевства, где другая церковь, названная Папой Григорием VII Gallicana ecclesia , пользовалась поддержкой папства. Эта церковь может быть связана с регионом Мелар и даже с Упсалой. Не совсем ясно, откуда пришли представители этой «Галликанской церкви», но часть этого влияния, безусловно, можно обнаружить в более поздних житиях шведских святых, вспоминающих епископов из Англии, связанных с Клюнийское реформаторское движение , действовавшее в регионе Мелар в 11 веке - очевидно, в оппозиции Императорской церкви Гамбурга-Бремена, для которой Адам Бременский пытался укрепить божественную историческую легитимность. Важной частью картины является тот факт, что в эти годы стало возможным обвинять противников язычества, даже если было очевидно, что они были совершенно хорошими христианами. Ключевыми понятиями здесь были вера, fides , означающая верность, и послушание, obedientia , о чем прямо заявил Григорий VII именно в эти годы: «в грех язычества [ paganitas ] впадает всякий, кто, утверждая, что он христианин, презирает подчиняться апостольскому престолу». Раньше эти меры были в основном направлены против социально низших групп – например, саксов против славян и, если уж на то пошло, скандинавов – но теперь это богословское оружие было направлено против высших представителей Императорской Церкви. Первым пострадал архиепископ Гамбург-Бременский Лимар, во имя которого Адам Бременский писал свой труд. Указывая на отсутствие источников, которые могли бы подтвердить описание Адама языческого храма в Уппсале, и приводя другие источники, такие как более тысячи христианских рунических камней в этом районе, показывающие, что христианство там прочно утвердилось, когда Адам писал, Янсон пришел к выводу, что Уппсальский храм был не чем иным, как христианской церковью, сопротивляющейся Священной Римской империи при поддержке папства и врагов Генриха IV, собравшихся вокруг Григория VII в самом начале конкурса на инвеституру. [ 3 ] [ 4 ]

Орчард (1997) утверждает, что «неясно, в какой степени описание Адама основано на исторических фактах, а не на мрачном вымысле», однако рассказ Адама содержит «много полезной информации (а также значительных предположений)». Орчард отмечает, что описание храма Адамом часто подвергалось сомнению «на нескольких уровнях» и что Титмар из Мерзебурга представил значительно менее подробный, но похожий отчет о жертвоприношениях, проводившихся в Лейре , Дания, ранее в 11 веке. [ 1 ] Однако отчет Титмара касается религиозной ситуации в Дании в начале X века, почти за столетие до того, как он написал это письмо, и фактически он утверждает, что эти языческие обряды были уничтожены в 930-х годах. Таким образом, есть веские основания сомневаться в том, что он мог «дать достоверное представление о дохристианских ритуалах» в Скандинавии. [ 5 ]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]
Ингви-Фрейр строит храм в Уппсале (1830 г.) Хьюго Гамильтона.

В « Саге об Инглингах», составленной в Хеймскрингле , Снорри представляет эвгемеризованное происхождение скандинавских богов и происходящих от них правителей. В главе 5 Снорри утверждает, что асы поселились на территории нынешней Швеции и построили различные храмы. Снорри пишет, что «Один поселился в Озеро Меларе , на месте, ныне называемом Старый Сигтун . Там он построил большой фермерский храм (хоф), где совершались подношения (блот) согласно обычаям народа Асаланд. Он присвоил себе всю эту местность и назвал ее Сигтун. Духам святилища (hofgoðunum) он также дал жилища. Ньёрд жил в Ноатуне , Фрей - в Упсале , Хеймдаль - в Химинбергах , Тор - в Трудванге , Бальдер - в Брейдаблике ; всем им он дал хорошие имения». [ 6 ]

В 10 главе, после смерти Ньёрда, к власти приходит его сын Фрейр и «он назывался королём шведов и получал от них дань». Подданные Фрейра очень любили его, и он «был благословлен хорошими сезонами, как и его отец». Согласно саге, Фрейр «воздвиг великий храм в Уппсале и сделал там свою главную резиденцию, направляя туда всю причитающуюся ему дань, как землю, так и движимое . имущество с." [ 7 ]

Археологические данные

[ редактировать ]

В 1926 году Суне Линдквист провел археологические исследования в Гамла Уппсале и обнаружил ямы для столбов под церковью в Гамла Упсале. Эти отверстия для столбов могут быть выстроены в линию в виде концентрических прямоугольников, и впоследствии на основе этого открытия предпринимались различные попытки реконструкции храма. [ 8 ]

Прайс и Алкарп (2005) были среди тех, кто оспаривал интерпретацию 1926 года:

Хотя этот вывод до сих пор сохраняется в школьных учебниках и других источниках, он явно ошибочен, поскольку стратиграфически можно показать, что ямы для столбов принадлежали нескольким различным этапам строительства.

Используя георадар и другие геофизические методы, Прайс и Алькарп обнаружили остатки того, что они интерпретировали как деревянную конструкцию, расположенную прямо под северным трансептом средневекового собора, а также два других здания, одно из которых было построено в бронзовом веке, а другое возможно, эпохи викингов пиршественный зал . [ 9 ] Орчард (1997) говорит, что археологические раскопки в этом районе «не выявили ничего такого масштаба, который предполагался для храма», однако три кургана на этом месте показывают важность этого места. [ 1 ]

В 2013 году были обнаружены остатки двух рядов больших деревянных столбов. [ 10 ] Одна линия имеет длину около километра и состоит из 144 столбов, а другая — полкилометра, причем каждый столб находится на расстоянии 5–6 метров. Линия, вероятно, продолжается, но раскопки не проводились из-за отсутствия средств. Более короткая линия перпендикулярна первой, расположена в километре южнее и разбита на угол. [ 11 ] это указывает на то, что если линии обозначают ограждение, как в Еллинге, Дания, то огражденная территория будет гигантской и, безусловно, самой большой структурой к северу от Альп в то время. Столбы были очень широкими и, по оценкам, составляли не менее 7 метров в длину. [ 12 ] [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фруктовый сад (1997:169).
  2. ^ Симек (2007: 311 и 341).
  3. ^ Хенрик Янсон, Templum Nobilissimum. Адам Бременский Храм Упсалы и линии конфликта в Европе около 1075 года, Гетеборг, 1998 год.
  4. ^ Янсон, Хенрик. «Изображенный другим: классические и раннесредневековые взгляды на религии на Севере», в: Дохристианские религии Севера: исследования и восприятие, изд. Маргарет Клунис Росс, Том I: От средневековья до ок. 1850, Тюрнхаут: Brepols 2018, стр. 7–40.
  5. ^ Андерс Винрот, Обращение Скандинавии: викинги, торговцы и миссионеры в переустройстве Северной Европы, Нью-Хейвен, 2012, с. 148.
  6. ^ Один поселился в Лёгинне, где их теперь называют древним Сигтуном, и там он построил великий храм и дал обет по обычаю асов. Он приобрел там такие обширные земли, что назвал их Сигтунир. Он дал резиденции придворным богам: Ньёрд жил в Ноатуне, а Фрейр — в Уппсале, Хеймдалль — в Химинбьёрге, Тор — в Трудванге, Бальдр — в Брейдаблике; он их все хорошо набил. пер. Лэнг (1844 г.); см. также Холландер (2007:10).
  7. ^ Холландер (2007:13).
  8. ^ Симек (2007:311).
  9. ^ Алькарп, Магнус; Прайс, Нил (2005), «Храм золота или деревянная церковь? Наземные радиолокационные исследования в старой церкви Упсалы». (PDF) , Fornvännen , 100 , заархивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2014 г. , получено 11 июня 2013 г.
  10. Памятник обнаружен в Старой Уппсале. Архивировано 11 июля 2015 г. в Wayback Machine , 18 октября 2013 г., веб-сайт проекта археологических раскопок.
  11. ^ находка, Неизвестный памятник. «Обнаружен неизвестный памятник» . www.arkeologigamlauppsala.se . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 15 ноября 2017 г.
  12. ^ «Большие древние находки в Старой Уппсале» (на шведском языке). СвД. 17 октября 2013 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
  13. ^ Лотта Лилль (17 октября 2013 г.). « Монументальное открытие в Старой Уппсале» (на шведском языке). ЕНТ . Проверено 21 апреля 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f201201c04da623c80ff65d74f5afeb__1717217400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/eb/5f201201c04da623c80ff65d74f5afeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple at Uppsala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)