Сравнение Израиля и нацистской Германии
Сравнения Израиля и нацистской Германии часто встречаются в политическом дискурсе антисионизма . [ 1 ] [ 2 ] Учитывая наследие Холокоста , легитимность и намерения этих обвинений являются предметом споров, особенно в отношении их потенциального характера как проявления антисемитизма . Исторически такие деятели, как британский историк Арнольд Дж. Тойнби, проводили параллели или предполагали связь между сионизмом и нацизмом ; Британский профессор Дэвид Фельдман предполагает, что эти сравнения часто являются риторическими инструментами без конкретного антисемитского намерения. С другой стороны, Антидиффамационная лига рассматривает эти сравнения как попытки опошления Холокоста . [ 3 ] [ 4 ] Французский философ Бернар-Анри Леви утверждает, что подобные сравнения не только лишены исторической и моральной эквивалентности, но и рискуют разжечь антиеврейские настроения. [ 5 ]
По мнению американского политолога Яна Ластика , сравнение двух стран является «естественным, хотя и непреднамеренным следствием погружения израильских евреев в образы Холокоста». [ 6 ] Израильско-американский историк Холокоста Омер Бартов провел аналогию между идеологической дегуманизацией противника в немецкой армии при нацизме и позицией, проявленной молодыми израильскими солдатами во время израильской войны в Газе (2024 г.) . [ 7 ] Широкий спектр политических деятелей и правительств, особенно левых , часто прибегал к этим сравнениям, причем наиболее ярким и влиятельным примером является советский антисионизм , который укоренился в ответ на интеграцию Израиля с первым миром в Европе. Последствия арабо-израильской войны 1967 года . [ 8 ] В 21 веке среди политиков, которые сделали это хотя бы один раз, - президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган , [ 9 ] Президент Бразилии Лула да Силва [ 10 ] Президент Венесуэлы Уго Чавес , [ 11 ] и британский парламентарий Дэвид Уорд . [ 12 ]
История
Сравнения между сионизмом и нацизмом проводились еще до основания Израиля в 1948 году. британской армии Офицер и политик Эдвард Спирс , который «лучше всего подчеркнул использование язычниками сионистско-нацистской аналогии», [ 13 ] написал это:
Политический сионизм , как он проявляется сегодня в Палестине, проповедует во многом те же доктрины, что и Гитлер ... Сионистская политика в Палестине имеет много черт, схожих с нацистской философией... политика Херренволка ... нацистская идея жизненного пространства также очень свидетельства сионистской философии... обучение молодежи очень похоже в обеих организациях, разработавших эту организацию, и в нацистской. [ 14 ]
Немецко-еврейский лингвист и антифашист Виктор Клемперер , переживший Холокост и предпочитавший не переезжать в Израиль, а остаться в Германии после 1945 года, написал в своей книге LTI — Lingua Tertii Imperii ( «Язык Третьего рейха» ), что и сионизм , и нацизм по сути, это неоромантические националистические идеологии. Компонентами этого романтического национализма, по мнению Клемперера, являются «ниспровержение разума, анимализация человека, прославление идеи власти, хищника, белокурого зверя... и, главное, сильная биологизация понятия народа, вера в "священную миссию" определенного племени или нации". [ 15 ] в трудах Адольфа Гитлера и основателя сионизма Теодора Герцля Клемперер утверждает, что этот романтический национализм очевиден :
Проблема в том, что Гитлер и Герцль в значительной степени питаются одним и тем же наследием. Я уже определил немецкий корень нацизма, это частичная, фанатичная и извращенная форма романтизма. Если я добавлю романтизм, ставший китчевым, то я точно определю интеллектуальную и стилистическую точку соприкосновения между двумя фюрерами. Образцом Герцля, о котором неоднократно с любовью упоминают, является Вильгельм II . [ 16 ]
В 1948 году Ханна Арендт сравнила еврейскую политическую партию с нацизмом, написав: «Среди наиболее тревожных политических явлений нашего времени является появление в недавно созданном государстве Израиль «Партии свободы» ( Тнуат хахерут ), политической партии, по своей организации, методам, политической философии и социальной привлекательности тесно связаны с нацистскими и фашистскими партиями». [ 17 ]
Английский историк Арнольд Дж. Тойнби считал, что возвращение к варварству нацизма угрожает не только Израилю, но и западному миру в целом. Он описал современного израильтянина как «фигуру Януса, частично американских фермеров-техников, частично нацистских злодеев ». [ 14 ] Сравнивая то, что Израиль сделал с арабами, он считал, что с моральной, но не статистической точки зрения, это хуже, чем то, что нацисты сделали с евреями. [ 18 ] [ 19 ] Это составило часть его критики сионизма. В последнем томе своего «Исследования истории » Тойнби пересмотрел свое мнение о том, что сионизм подобен нацизму. Он написал это:
Я думаю, что в сионистском движении западные евреи ассимилировали нееврейскую западную цивилизацию в самой неудачной форме. Они ассимилировали национализм и колонизацию Запада. Захват домов, земель и имущества 900 000 палестинских арабов, которые сейчас являются беженцами, соответствует моральному уровню худших преступлений и несправедливостей, совершенных за последние четыре или пять столетий нееврейскими западноевропейскими завоевателями и колонистами за рубежом». [ 4 ]
Тойнби поддержал эту точку зрения, несмотря на несколько критических замечаний, особенно со стороны Джейкоба Талмона и Элиэзера Берковица . Талмон утверждал, что вывод Тойнби отражает его презрение к порабощению западной цивилизацией стольких народов, в чем Тойнби чувствовал себя виноватым и которое он связывал с идеей избранного народа, поглощенной христианством из иудаизма. Берковиц утверждал, что ненависть Тойнби к нацизму как карикатуре на Запад выдает молчаливое презрение к самому себе, которое переносится и в его отношение к сионизму. Тойнби ответил, что в обоих этих наблюдениях есть доля правды, и, подтвердив свою веру в убедительность аналогии, признал, что, поразмыслив, его осуждение вины сионизма в этом отношении было непропорциональным. [ 20 ]
Израильский философ Йешаягу Лейбовиц ввел термин «иудео-нацисты». Он утверждал, что продолжающаяся военная оккупация палестинских территорий приведет к моральной деградации Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ), когда отдельные лица будут совершать зверства в интересах государственной безопасности. [ 21 ] [ 22 ] В 1988 году переживший Холокост Иегуда Элькана предупредил, что тенденция в Израиле рассматривать все потенциальные угрозы как экзистенциальные, а всех противников – как нацистов, приведет к нацистскому поведению евреев . [ 23 ] Во время Первой интифады историк Омер Бартов был разгневан призывом Ицхака Рабина «сломать кости» палестинцев и написал ему письмо, в котором утверждал, что, согласно исследованиям Бартова, ЦАХАЛ может подвергнуться такой же жестокости, как немецкая армия во время Мировой войны. Вторая война. [ 24 ] Один израильский националист сказал Амосу Озу , что его не волнует, будет ли Израиль называться иудео-нацистским государством, «лучше [быть] живым иудео-нацистом, чем мертвым святым». [ 25 ] В 2018 году Ноам Хомский процитировал Лейбовица, утверждая, что он был прав в своем прогнозе о том, что оккупация порождает иудео-нацистов. [ 26 ]
По мнению политолога Яна Ластика , профессора Пенсильванского университета , такие сравнения являются «естественным, хотя и непреднамеренным следствием погружения израильских евреев в образы Холокоста», а термин «инверсия Холокоста» для нацистских сравнений используется теми, кто рассматривают Холокост как образец еврейской жизни. [ 6 ]
В контексте Шестидневной войны администрация Советского Союза в официальных комментариях сравнила тактику Израиля с тактикой нацистской Германии во время Второй мировой войны. [ 8 ] После победы «Ликуда» на выборах в законодательные органы Израиля в 1977 году метафоры Холокоста начали использоваться израильскими правыми для описания своих левых оппонентов. [ 27 ] Во время ухода Израиля из Газы некоторые поселенцы надели желтые звезды, чтобы сравнить себя с жертвами Холокоста, протестуя против мер правительства. [ 22 ] В 2016 году Яир Голан , израильский генерал и заместитель начальника штаба ЦАХАЛа, вызвал споры во время выступления в Йом ха-Шоа . Голаны заявили:
Если есть что-то, что меня пугает в памяти о Холокосте, так это то, что я вижу отвратительные процессы, которые происходили в Европе, и в Германии в частности, около 70, 80 или 90 лет назад, и нахожу проявления этих процессов здесь, среди нас, в 2016. [ 28 ]
Эти высказывания осудил премьер-министр Биньямин Нетаньяху . [ 28 ] Позже Голан отказался и заявил, что не намерен сравнивать Израиль с нацистской Германией, опубликовав заявление, в котором он сказал: «Это абсурдное и необоснованное сравнение, и у меня не было никакого намерения проводить какие-либо параллели или критиковать национальную политику». руководство ЦАХАЛ — это моральная армия, которая уважает правила ведения боевых действий и защищает человеческое достоинство». [ 29 ] Позже он снова сравнил правых израильских политиков с нацистами, вызвав критику со стороны правых в Израиле. [ 30 ]
Дебаты о потенциально антисемитском характере
Тема сравнений между Израилем и нацистской Германией и вопрос о том, являются ли такие сравнения антисемитскими, получила множество комментариев со стороны ученых всего мира, изучающих историю и политику. [ 31 ] включая тех, кто считал это формой тривиализации Холокоста , называемой «инверсией Холокоста», из-за потенциального значения, которое сводит к минимуму масштабы нацистских преступлений. [ 32 ]
Дебора Липштадт , специальный посланник США по борьбе с антисемитизмом , назвала сравнения между нацистской Германией и Израилем «мягким» отрицанием Холокоста, в отличие от «жёсткого» отрицания, практикуемого Дэвидом Ирвингом, который подал в суд на Липштадта в знаменитом судебном процессе. юридический случай . Она определяет «мягкое отрицание» как «не отрицание фактов, а либо их инвертирование, так что жертвы становятся преступниками». В интервью 2009 года она сказала, что мягкое отрицание представляет собой «ложное сравнение, и это размывает то, чем был Холокост. Это гораздо более скользкий вид проявления», чем жесткое отрицание, заявила она. [ 5 ]
По словам Кеннета Л. Маркуса , цель тех, кто использует инверсию Холокоста, состоит в том, чтобы «шокировать, заставлять замолчать, угрожать, изолировать и узаконивать... Никто не говорит пережившим Холокост – или нации переживших Холокост и их детям – что они являются нацистами, не ожидая шока». Даже когда оно используется часто, использование инверсии Холокоста по-прежнему шокирует, что облегчает его повторное использование. Он утверждает, что соединение нацистских мотивов со стереотипами о еврейском заговоре оказывает сдерживающее воздействие на еврейских сторонников Израиля. Он также говорит, что, подразумевая вину, этот дискурс является угрожающим, поскольку предполагает необходимое наказание. Поскольку этот дискурс проводится в контексте политической критики Израиля, он изолирует тех, кто его использует, от сопротивления, с которым большинство форм расизма сталкивается в обществе после Второй мировой войны . Наконец, он заявляет, что инверсия не только узаконивает антиизраильскую деятельность, но также узаконивает антиеврейскую деятельность, которую в противном случае было бы трудно проводить. [ нужны разъяснения ] По мнению Бернара-Анри Леви , это подрывает социальные гарантии, позволяющие «людям снова почувствовать желание и, прежде всего, право сжигать все синагоги, которые они хотят, нападать на мальчиков в ермолках, преследовать большое количество раввинов... для того, чтобы антисемитизм возродился в больших масштабах». [ 33 ]
По словам историка Бернарда Льюиса , вера в то, что нацисты были не хуже Израиля, «принесла долгожданное облегчение многим, кто долгое время носил бремя вины за ту роль, которую они, их семьи, их нации или их церкви сыграли в Преступления Гитлера против евреев, будь то путем участия или соучастия, молчаливого согласия или безразличия». [ 32 ] В Австрии, хотя после Холокоста явный антисемитизм был ограничен, Австрийская партия свободы связана с использованием сравнений между нацистской Германией и Израилем для делегитимации политических оппонентов. [ 34 ]
По словам Люстика, многие израильтяне «уже отталкиваются от действий против палестинцев, которые они не могут не ассоциировать с преследованием евреев нацистами». [ 28 ] Британский ученый Дэвид Фельдман утверждал, что сравнения с войной в Газе 2014 года были мотивированы не более широкой антиеврейской субъективностью, а целенаправленной критикой политики Израиля в военных действиях. [ 3 ]
Рабочее определение антисемитизма , принятое Международным альянсом в память о Холокосте , Государственным департаментом США и другими организациями, предлагает несколько примеров, в которых критика Израиля может быть антисемитской, включая «сравнение современной израильской политики с политикой Израиля». нацисты». [ 35 ] Это определение является спорным из-за опасений, что оно может рассматриваться как определение законной критики Израиля как антисемитской и использоваться для цензуры пропалестинского активизма. альтернативные определения, такие как Иерусалимская декларация об антисемитизме . Были предложены [ 36 ]
В официальном заявлении Антидиффамационная лига , американская организация общественных активистов , связанная с еврейской общиной США , заявила, что «абсолютно невозможно провести сравнение между сложным израильско-палестинским конфликтом и зверствами, совершенными нацистами». против евреев», учитывая, что «хотя можно критиковать обращение Израиля с палестинцами, в отличие от Холокоста, сейчас нет и не было значительной израильской идеологии, движения, политики или плана по уничтожению палестинского населения». население». В заявлении также были названы подобные сравнения антисемитскими по своей сути. [ 37 ]
Критики таких сравнений, такие как Лесли Клафф и Бернар-Анри Леви, утверждают, что таким сравнениям не только не хватает исторической и моральной эквивалентности, но и существует риск разжигания антиеврейских настроений. [ 32 ] [ 12 ] Клафф также рассматривает приравнивание Израиля к нацистам как форму подстрекательства и расового оскорбления евреев. [ 12 ] По мнению исследователя геноцида Эяля Левина , инверсия Холокоста становится частью иконографии нового антисемитизма . Это явление, по словам Левина, распространилось по всему миру, особенно в арабском и мусульманском мире, а также стало распространенным в Западной Европе и Америке, часто проявляясь в том, что он считает антиизраильскими демонстрациями и изображениями в СМИ. [ 38 ]
В 21 веке
В 2024 году израильский историк Омер Бартов разговаривал с израильтянами, воевавшими в Газе, и сравнил их отношение с тем, которое он обнаружил в своем исследовании немецких солдат во время Второй мировой войны: «Усвоив определенные взгляды на врага – большевиков как на унтерменов ; Хамас как человеко-животное, а более широкое население как недочеловек и не заслуживающее прав, солдаты, наблюдающие или совершающие зверства, склонны приписывать их не своим военным или себе, а врагу». [ 39 ]
Великобритания
В Соединенном Королевстве бывший член парламента от Брэдфорд-Ист политик- -демократ либерал Дэвид Уорд вызвал споры после подписания церемониальной Книги памяти в здании парламента в День памяти жертв Холокоста , написав: «Я опечален тем, что евреи , которые пострадали от невероятных преследований во время Холокоста , могли через несколько лет после освобождения из лагерей смерти причинить зверства по отношению к палестинцам в новом государстве Израиль и продолжают делать это ежедневно на Западном Берегу и в секторе Газа ». Позже он ответил на критику своего заявления, заявив, что « крупная операция » исказила то, что он имел в виду. [ 12 ] В результате тщательного расследования разногласий в январе 2013 года руководство либерал-демократов пригрозило Уорду формальными дисциплинарными мерами за его аргументы. [ 40 ]
Роджер Уотерс из британской рок-группы Pink Floyd неоднократно сравнивал Израиль с нацистской Германией. В интервью Counter Punch в 2013 году он обвинил « еврейское лобби » в том, что оно очень влиятельно в Соединенных Штатах, и сказал: «Было много людей, которые делали вид, что притеснения евреев не происходит. С 1933 по 1946 год. Итак, это не новый сценарий, за исключением того, что на этот раз убивают палестинский народ». [ 41 ] Американский раввин и писатель Шмули Ботич расценил это сравнение как антисемитское , написав в The Observer : «Г-н Уотерс, нацисты были режимом геноцида, который убил 6 миллионов евреев. Тот факт, что у вас хватило смелости сравнивать евреев с монстрами, которые их убивали, показывает вам у вас нет порядочности, у вас нет сердца, у вас нет души». [ 42 ] В часовом видеочате в Facebook в 2017 году Уотерс снова сравнил Израиль с нацистской Германией. [ 43 ]
Турция
В июле 2018 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган , обращаясь к депутатам в Анкаре , заявил, что «дух Гитлера » живёт в Израиле, особо отметив, что, по его мнению, «никакой разницы [не существует] между одержимостью Гитлера чистой расой и пониманием что эти древние земли предназначены только для евреев». государством в мире Он также назвал Израиль «самым сионистским , фашистским и расистским ». Заявления были осуждены премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху , который назвал правление Эрдогана «мрачной диктатурой» и заявил, что Эрдоган « убивает сирийцев и курдов и заключил в тюрьму десятки тысяч своих граждан». [ 9 ] Ссора между двумя лидерами произошла после принятия израильским правительством Основного закона: Израиль как национальное государство еврейского народа .
Палестина
В августе 2022 года президент Государства Палестина Махмуд Аббас , обвинил Израиль в совершении «50 Холокоста» во время визита в Берлин , Германия . Аббас ответил на вопрос репортера о предстоящем 50-летии Мюнхенской резни 1972 года , совершенной международной активной палестинской боевой группировкой « Черный сентябрь» » Аббаса , которая в то время была связана с партией «Фатх . Когда его спросили, намерен ли он извиниться за нападение, Аббас ответил, перечислив обвинения в зверствах, совершенных Израилем. Олаф Шольц , канцлер Германии , поморщился от использования слова «Холокост», но ничего не сказал. Позже Шольц осудил эти высказывания. Он утверждал:
Особенно для нас, немцев, любая релятивизация Холокоста невыносима и неприемлема.
Немецкое издание Bild назвало инцидент антисемитским. [ 44 ] [ 45 ] В ответ Аббас сказал, что его ответ не был направлен на отрицание уникальности Холокоста, который, как он заявил, он осуждает самым решительным образом, но что он намеревался обсудить «преступления и массовые убийства, совершенные против палестинского народа после Накбы» . от рук израильских сил», по его мнению. [ 46 ]
Тунис
В 2023 году президент Туниса Кайс Саед заявил: «В то время как тунисцы бомбят пожилых женщин и детей защищали евреев во время Холокоста, сегодня в Газе ». [ 47 ] [ 48 ] Раввин Пинхас Гольдшмидт , президент Конференции европейских раввинов, заявил, что такие высказывания разжигают ненависть к тунисским евреям . [ 49 ]
Бразилия
18 февраля 2024 года президент Бразилии Лула да Силва вызвал споры своим заявлением, сравнивающим действия Израиля в войне между Израилем и ХАМАСом с Холокостом . [ 10 ]
См. также
- Отношения между нацистской Германией и арабским миром
- Использование антисемитизма в качестве оружия
- нацистские аналогии
- Критика израильского правительства
- Двойной геноцид
- Фашист (оскорбление)
- Политика признания Геноцида
- Виктимология
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3379
- Сионистский антисемитизм
- Карлос Латуфф
- Другая сторона: тайная связь между нацизмом и сионизмом
- исламофашизм
- Путлер — аналогичный политический эвфемизм, использовавшийся во время русско-украинской войны.
Ссылки
Примечания
- ^ Клафф, Лесли. «Инверсия Холокоста и современный антисемитизм» . В глубине . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Герстенфельд, Манфред (28 января 2008 г.). «Инверсия Холокоста» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розенфельд 2019 , с. 175-178, 186.
- ^ Перейти обратно: а б А. Дж. Тойнби, Исследование истории, ОУП, 1964, том 12, стр. 627.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн, Эми (19 апреля 2009 г.). «Отрицание отрицателей: вопросы и ответы с Деборой Липштадт» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лустик 2019 , с. 52.
- ↑ Омер Бартов , Как бывший солдат ЦАХАЛа и историк геноцида, я был глубоко встревожен своим недавним визитом в Израиль. The Guardian, 23 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Друкс, Герберт (2001). Неопределенный альянс: США и Израиль от Кеннеди к мирному процессу . Издательская группа Гринвуд. стр. 50–51. ISBN 9780313314247 .
- ^ Перейти обратно: а б «Президент Турции называет Израиль фашистским и расистским по отношению к закону о национальном государстве» . ITV.com . 24 июля 2018 года . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Израиль в ярости, когда Лула из Бразилии говорит, что Израиль, как «Гитлер», совершает геноцид в секторе Газа» . Таймс Израиля . 18 февраля 2024 г. Проверено 18 февраля 2024 г.
- ↑ Dow Jones Newswires сообщила, что 10 августа, выступая с речью в восточной Венесуэле, Чавес сказал, что венесуэльцы «призывают мировых лидеров: ради Бога, давайте остановим эту безумную фашистскую агрессию против невинных людей. Мы люди». или кто мы?... Я испытываю возмущение по поводу нападения Израиля на палестинский народ и ливанский народ. Они сбросили бомбы на убежища... Там происходит Холокост». - Президент Венесуэлы просит международных лидеров остановить наступление Израиля. [ постоянная мертвая ссылка ] Dow Jones Newswire, Morning Star , 10 августа 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клафф, Лесли. «Инверсия Холокоста и современный антисемитизм» . В глубине . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Рори Миллер, Разделенные против Сиона: антисионистская оппозиция созданию еврейского государства в Палестине, 1945-1948, Routledge 2013 ISBN 978-1-315-03843-8 стр.147. См. также стр. 16-18, 23 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин Крамер , https://www.google.com.au/books/edition/The_War_on_Error/9Ko0DwAAQBAJ?hl=en&gbpv=1&dq=analogy+Zionism+Nazism&pg=PT225&printsec=frontcover Война с ошибками: Израиль, ислам и Ближний Восток , Рутледж 2017 ISBN 978-1-351-29532-1
- ^ «Реакционный немецкий романтизм» . Газета «Анасинтакси», выпуск 385 . 2013.
- ^ «(Откровения Блумсбери) Виктор Клемперер-Язык Третьего Рейха_ LTI_ Lingua Tertii Imperii-Bloomsbury Academic (2013)» .
- ^ Маша Гессен , «В тени Холокоста: Как политика памяти в Европе затмевает то, что мы видим сегодня в Израиле и Газе». Житель Нью-Йорка, 9 декабря 2023 г.
- ^ Хедва Бен-Исраэль, Дебаты с Тойнби: Херцог, Тальмон, Фридманские исследования Израиля , весна, 2006 г., Том. 11, № 1 стр. 79-90 стр.81-82.
- ^ Яир Розенберг, Когда посол Израиля обсуждал с британским историком легитимность Израиля - и выиграл. Столкновение в Монреале между Яаковом Херцогом и Арнольдом Тойнби предлагает способы обсуждения еврейского государства, которые все еще кажутся свежими Таблетка 31 января 2014 г.
- ^ Тойнби там же, стр.627.
- ^ Фельдхай, Ривка (2013). «Хрупкая граница между политическим и академическим». Обзор израильских исследований . 28 (1): 1–7. дои : 10.3167/isr.2013.280102 .
- ^ Перейти обратно: а б Элькад-Леман, Илана (2020). « Иудео-нацисты? Не говорите так в моем доме», озвучивая травмы в графическом романе – интертекстуальный анализ». Дела Израиля . 26 (1): 59–79. дои : 10.1080/13537121.2020.1697072 . S2CID 212958444 .
- ^ Бартов 2018 , с. 192.
- ^ Бартов 2018 , с. 191.
- ^ Оз, Амос (1983). « Лучше живой иудео-нацист, чем мертвый святой » . Журнал палестинских исследований . 12 (3): 202–209. дои : 10.2307/2536162 . ISSN 0377-919X . JSTOR 2536162 .
- ^ Конфино, Йотам (14 ноября 218 г.). «Хомский i24NEWS: «Иудео-нацистские тенденции в Израиле — продукт оккупации» » . i24NEWS . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Штайр-Ливны 2019 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с Лустик 2019 , с. 143.
- ^ Бомонт, Питер (5 мая 2016 г.). «Израильский военачальник отказался от сравнения с Германией 1930-х годов» . Хранитель .
- ^ Бен-Дэвид, Рики; Шнайдер, Таль; Магид, Джейкоб; Бахнер, Майкл; Шэрон, Джереми (3 октября 2019 г.). «Новый депутат Кнессета Яир Голан снова сравнивает правых с нацистами, вызывая гнев» . Таймс Израиля . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Розенфельд 2019 , с. 175–178, 186.
- ^ Перейти обратно: а б с Маркус, Кеннет Л. (2010). Еврейская идентичность и гражданские права в Америке . Издательство Кембриджского университета. п. 56. ИСБН 978-1-139-49119-8 .
- ^ Маркус, Кеннет Л. (2010). Еврейская идентичность и гражданские права в Америке . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–64. ISBN 978-1-139-49119-8 .
- ^ Стогнер, Карин (2016). « Мы — новые евреи!» и «Еврейское лобби» – антисемитизм и построение национальной идентичности Австрийской партией свободы». Нации и национализм 22 (3): 484–504.
- ^ Антисионизм и антисемитизм: динамика делегитимизации , глава Алана Джонсона, стр. 177
- ^ Нив Гордон и Марк ЛеВайн (26 марта 2021 г.). «Проблемы со все более доминирующим определением антисемитизма (мнения)» . Внутри высшего образования . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ «Обвинение: действия Израиля против палестинцев можно сравнить с действиями нацистов» . АДЛ.орг . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Левин, Эяль (2017). Обвинение евреев в том, что они действуют как нацисты: риторика инверсии Холокоста .
- ^ «Как бывший солдат ЦАХАЛа и историк геноцида, я был глубоко встревожен своим недавним визитом в Израиль» . Хранитель . 13 августа 2024 г. Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ «Депутата от либеральной демократической партии Дэвида Уорда осудили за критику Израиля» . Новости Би-би-си . 28 января 2013 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Барат, Франк (6 декабря 2013 г.). «Интервью с Роджером Уотерсом» . CounterPunch.org . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Ботич, Шмули (12 декабря 2013 г.). «Антисемитский смрад Pink Floyd» . Наблюдатель . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Спиро, Эми (16 июля 2017 г.). «Роджер Уотерс сравнивает Израиль с нацистской Германией в вопросах и ответах на Facebook» . «Джерузалем Пост» . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Президент Палестины Аббас уклоняется от извинений за теракт в Мюнхене» . Независимый . 16 августа 2022 г. Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «В Берлине Аббас говорит, что Израиль совершил «холокост» против палестинцев; Шольц молча морщится, а позже осуждает высказывания» . Таймс Израиля . 16 августа 2022 г. Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ "Заявление президента Палестины по поводу того, что было сказано в ответе на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем в Берлине" . ВАФА. 17 августа 2022 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Фридман, Гейб (16 мая 2023 г.). «Через несколько дней после нападения на синагогу президент Туниса критикует Израиль и говорит, что его страна спасала евреев во Второй мировой войне» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Бен Буацца, Буацца (11 мая 2023 г.). «Смертельное нападение на синагогу в Тунисе было преднамеренным и нацелено на храм, - заявил министр внутренних дел» . АП НОВОСТИ . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «Через несколько дней после того, как два еврея были застрелены, президент Туниса сравнил Израиль с нацистами» . jewishlink.news . 18 мая 2023 г. Проверено 31 мая 2023 г.
Библиография
- Бартов, Омер (2018). «Национальные рассказы о страданиях и жертвах: методы и этика рассказа прошлого как личной политической истории». Холокост и Накба . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-54448-1 .
- Лустик, Ян С. (2019). Утраченная парадигма: от решения с двумя государствами к реальности с одним государством . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-5195-1 .
- Розенфельд, Элвин Х. (9 января 2019 г.). Антисионизм и антисемитизм: динамика делегитимизации . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-03872-2 .
- Маркус, Кеннет Л. (30 августа 2010 г.). Еврейская идентичность и гражданские права в Америке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-49119-8 .
- Штайр-Ливны, Лиат (2019). « Хрустальная ночь в Тель-Авиве»: нацистские ассоциации в современных израильских общественно-политических дебатах». Новые взгляды на «Хрустальную ночь»: через 80 лет нацистский погром в глобальном сравнении . Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-61249-616-0 .
Внешние ссылки
- «Бывший фронтмен Pink Floyd вызывает ярость, сравнивая израильтян с нацистами», Ванесса Торп и Эдвард Хелмор в The Guardian
- «Израильский «закон о национальном государстве» аналогичен нацистским Нюрнбергским законам», Сьюзен Абулхава из «Аль-Джазиры»
- «Герцог призывает израильских политиков исключить упоминания нацизма из своих кампаний», Грир Фэй Кэшман в The Jerusalem Post
- «Права и недостатки сравнения Израиля с нацистской Германией», Дэниел Блатман, газета «Гаарец»