Марк Марий Гратидиан
Марк Марий Гратидиан | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рожденный | в. 125 г. до н. э. | ||||||
Умер | 82 г. до н.э. Гробница Катулов или Лепидов | ||||||
Офис |
| ||||||
Родственники |
| ||||||
Военная карьера | |||||||
Классифицировать | СВЯЗАННЫЙ | ||||||
Войны |
Марк Марий Гратидиан (ок. 125 — 82 до н. э.) — римский претор и сторонник Гая Мариуса во время гражданской войны между последователями Мариуса и Луция Корнелия Суллы . Как претор Гратидиан известен своей политикой денежной реформы во время экономического кризиса 80-х годов до нашей эры.
Хотя этот период римской истории отмечен крайним насилием и жестокостью, практиковавшимися сторонниками с обеих сторон, Гратидиан погиб особенно жестокой смертью во время проскрипции Суллы ; в самых сенсационных сообщениях он был подвергнут пыткам и расчленению Катилиной у гробницы Квинта Лутация Катула способом, который напоминал человеческое жертвоприношение , а его отрубленную голову пронесли по улицам Рима на пике.
Семья и карьера
[ редактировать ]Гратидиан был сыном Марка Гратидия из рода Гратидиев из Арпинума и Марии, сестры Гая Мариуса. После смерти отца его усыновил дядя Марк Марий , имя которого он затем принял по римскому обычаю, став Марком Марием Гратидианом. Тетка Гратидиана вышла замуж за Марка Туллия Цицерона, деда знаменитого оратора . [3] Гратидиан был близким другом своего двоюродного брата, молодого Цицерона. Возможно, у него также были особенно острые отношения со своим зятем; есть основания полагать, что его сестра Гратидия была первой женой Луция Сергия Катилины , или «Катилины», позже обвиненного Цицероном в пытках и убийстве Гратидиана. [4]
Гратидий, его биологический отец, был близким другом Марка Антония, оратора и консула 99 г. до н.э. Он был убит около 102 г. до н. э., когда служил префектом Антония в Киликии . [5] В 92 г. до н.э. Антоний применил свои знаменитые ораторские способности, защищая сына своего друга, когда Гратидиану предъявил иск заводчик устриц и недвижимостью спекулянт Сергий Ората по гражданскому делу, связанному с продажей недвижимости на озере Лукрин . [6] У Ораты не было своего влиятельного оратора в лице Луция Лициния Красса . Цицерон говорит, что Ората пытался заставить Гратидиана выкупить собственность, когда бизнес-план Ораты по выращиванию устриц на фермах провалился, возможно, из-за непредвиденных осложнений, связанных с правами на воду или рыболовство . [7] подал против Гратидиана иск, вероятно, также гражданский, Незадолго до 91 г. до н. э. Гай Визеллий Акулео которого снова поддержал Красс. От имени Гратидиана выступал Луций Элий Ламия, но основания иска неизвестны. [8]
Гратидиан, вероятно, был плебейским трибуном в 87 г. до н. э.; [9] если так, то он был в числе шести трибунов, покинувших город, чтобы взяться за оружие, когда был изгнан Луций Корнелий Цинна , один из союзников его дяди. [10] В том же году он был легатом , вероятно, полководцем по имени Мариус. [11] которого Цинна отправил на север с целью захватить Аримин и отрезать любые подкрепления, которые могли быть отправлены к Сулле из Цизальпинской Галлии . Этот Марий победил Публия Сервилия Ватию и взял под свой контроль его армию. [12]
К концу 87 г. Гратидиан вернулся в Рим вместе с Цинной и Гаем Марием. Он взял на себя судебное преследование Квинта Лутация Катула, шаг, который позже оказался роковым. Катул был коллегой Мариуса во время его консульства в 102 г. до н.э. и разделил его победу над кимврами , но позже порвал с ним. Вместо того, чтобы предстать перед неизбежным обвинительным приговором, Катул покончил жизнь самоубийством. [13] Обвинение, вероятно, было perduellio , вынесенным на суд народа ( iudicium populi ), наказанием за которое была смертная казнь через бичевание на костре. [14]
Денежная реформа и культ последователей
[ редактировать ]Будучи претором в 85 г., Гратидиан был среди тех чиновников , которые пытались разрешить экономический кризис в Риме. Ряд преторов и трибунов разработали проект денежной реформы , чтобы восстановить прежний официальный обменный курс серебра ( динария ) и бронзы , которому позволялось колебаться и дестабилизироваться. Гратидиан воспользовался возможностью приписать свое имя к указу и заявить о себе, что опубликовал его первым. Денежная мера понравилась всадникам или бизнес-классу больше, чем законодательство о долговой реформе Луция Валерия Флакка , которое разрешало погашение ссуд в размере одной четверти суммы задолженности. [15] и оно пользовалось огромной популярностью среди плебса .
Альтернативный взгляд на реформу, основанный главным образом на «безнадежно запутанном» [16] Заявление Плиния заключается в том, что Гратидиан ввел метод обнаружения фальшивых денег . Эти две реформы не являются несовместимыми. [17] но историк и нумизмат Майкл Кроуфорд не находит широко распространенных свидетельств наличия посеребренных или поддельных динариев в сохранившихся кладах монет периода, предшествовавшего указу. Поскольку нельзя доказать, что меры, принятые Гратидианом, направлены на решение проблемы фальшивых денег, указ лучше всего понимать как часть усилий правительства Циннана по восстановлению и созданию ощущения стабильности после гражданской войны . [18]
Цицерон говорит, что люди выражали свою благодарность, предлагая вино и благовония перед изображениями Гратидиана в святынях на углах улиц ( compita , сингулярный compitum ). В каждом районе ( vicus ) был компитум, его духи-хранители , или Лары в котором, как считалось, проживали . Во время Compitalia , новогоднего фестиваля , культовые изображения выставлялись в процессии. Фест и Макробий считали, что «куклы» были ритуальной заменой человеческих жертвоприношений духам умерших. Источники не выражают ни удивления, ни неодобрения по отношению к культу живого человека, что могло быть традицией, в противном случае мало о чем свидетельствующей; Богословская основа почитания Гратидиана неясна. [19] В исторические времена Compitalia включала в себя очищение ( lustratio ) и принесение в жертву свиньи , которую впервые выставляли напоказ по городу. уличный театр Особенностью был , в том числе фарсы, высмеивающие текущие политические события. Поскольку это поощряло людей собираться и, возможно, разжигать восстание , среди элиты предпринимались спорадические попытки регулировать или подавлять Compitalia. [20]
Политический аспект подсказывает, почему демонстрация образа Гратидиана может рассматриваться как опасная в соперничестве между популярами и оптиматами , фракцией Суллы. Цицерон использует последующее падение своего кузена как предостерегающий рассказ о том, что не стоит полагаться на поддержку народа. [21] Эта форма преданности живому человеку также упоминалась как прецедент так называемого « поклонения императору » в имперскую эпоху . [22]
Сенека , следуя примеру Цицерона, критикует Гратидиана за то, что он поставил под угрозу свою честность, требуя признания закона, с помощью которого он надеялся заручиться поддержкой своей кандидатуры на пост консула . [23] В этом случае его партия не поддержала его предложение, и честь, оказанная ему народом, вероятно, способствовала жестокости действий, предпринятых против него позже сторонниками Суллы. [24]
Дважды претор
[ редактировать ]Гратидиан получил необычное второе преторство, возможно, в качестве «утешительного приза», предоставленного ему, когда Циннанцы решили поддержать младших Мариуса и Гнея Папирия Карбона на консульство 82 года. Хотя его амбиции были известны, а его квалификация намного превосходила квалификацию его двоюродного брата, Гратидиан, вероятно, никогда официально не объявлял о своей кандидатуре на пост консула и, как предполагается, отошел в сторону ради единства Циннана. Наиболее вероятными кандидатами от их партии были бы Гратидиан и Квинт Серторий ; последнего политическое пренебрежение, очевидно, способствовало отделению в Испании . Даты претуры Гратидиана являются спорными; TRS Broughton дает 86 и 84, но сроки денежной реформы делают 85 более надежной датой, а второй срок приходится на 84, 83 или 82. [25]
Жертвенная смерть
[ редактировать ]Во время завершающего насилия гражданской войны Гратидиан был подвергнут пыткам и убит. Смерть, если Сулла одержит победу, вероятно, никогда не вызывала сомнений. [26] Детали меняются и со временем становятся все более жестокими. Цицерон и Саллюстий предлагают самые ранние описания, но работы, в которых они сохранились, фрагментарны.
Цицерон описал убийство своего кузена в речи, когда выдвигал свою кандидатуру на пост консула в 64 г. до н.э., почти через два десятилетия после этого события. На момент убийства он был молодым человеком лет двадцати с небольшим и, возможно, был очевидцем. То, что известно об этой речи и, следовательно, о версии событий Цицерона, зависит от заметок, сделанных грамматистом первого века Асконием . [27] Случайно в сохранившихся цитатах Цицерона не упоминаются ни жертва, ни палач; они поставляются Asconius. Одной из целей Цицерона в речи было очернить своих соперников, в том числе Катилину , чье участие в преступлении Цицерон неоднократно заявлял. [28] Оратор утверждал, что Катилина отрубил Гратидиану голову и пронес ее через город из Яникула в храм Аполлона , где доставил ее Сулле «полной души и дыхания». [29]
Фрагмент из «Истории Саллюстия » не упоминает Катилину при описании смерти: Гратидиан «фактически высасывал из него жизнь по частям: сначала его ноги и руки были сломаны, а глаза выколоты». [30] Более показательным упущением является то, что казнь Гратидиана не входит в число обвинений Саллюстия против Катилины в его Bellum Catilinae («Война Катилины»). [31] Однако описание смерти Саллюстия повлияло на описание смерти Ливия , Валерия Максима , Сенеки , Лукана и Флоруса , при этом пытки и увечья варьировались и усиливались. [32] Хотя Б. А. Маршалл утверждал, что версии Цицерона и Саллюстия представляют собой две разные традиции и что только Цицерон подразумевал Катилину, [33] другие ученые не нашли в двух отчетах поздней республиканской партии никаких подробностей, которые исключали бы друг друга или оправдывали бы Катилину. [34]
Более поздние источники добавляют подробности о том, что Гратидиана пытали на могиле рода Лутаций , поскольку его судебное преследование спровоцировало самоубийство Квинта Лутация Катула. Несмотря на силу и устойчивость традиции, согласно которой Катилина взяла на себя ведущую роль в казни, более логичным инициатором казни был бы сын Катула , проявивший благоговение по отношению к своему отцу, стремясь отомстить как альтернативу правосудию. [35] Но послушный сын, возможно, не хотел окровавлять свои руки этим поступком: «Нельзя было ожидать, что отполированный Катул действительно возглавит пытки и принесет голову Сулле», - замечает Элизабет Роусон , отмечая, что Катул позже был известен как как друг и защитник Катилины. [36] Место семейной гробницы, иначе неизвестное, упоминается только в связи с этим инцидентом и неопределенно идентифицируется как «за Тибром » . [37] что согласуется с утверждением Цицерона о том, что голову перенесли из Яникула в храм Аполлона. [38]
Сам Саллюстий может косвенно указать на убийство у гробницы в речи, в которой Марк Эмилий Лепид , консульский коллега Катула в 78 г. до н.э., который в конечном итоге противостоял ему на поле битвы: [39] обратился к римлянам, выступавшим против Суллы: «Именно таким образом вы видели человеческие жертвоприношения и гробницы, обагренные кровью горожан». [40] предка Кровь, пролитая на могиле, подразумевает, что убийство было равносильно жертвоприношению в умиротворение Грив . Человеческие жертвоприношения в Риме были редки, но документированы в исторические времена — «их дикость была тесно связана с религией». [41] — и был запрещен законом всего за пятнадцать лет до смерти Гратидиана. [42]
В Комментариуме
[ редактировать ]Относительная «поздность» указания гробницы Катула как места также зависит от датировки одного из других источников об убийстве, Commentariolum петиции , эпистолярной брошюры, традиционно приписываемой брату Цицерона, Квинту , но подозреваемой в упражнении. в просопопее другого писателя царских времен. [43] Послание представляется написанным в 64 г. до н. э. Квинтом для своего брата во время его кандидатуры на консульство; [44] если бы это действительно работа Квинта, она была бы современницей рассказа Цицерона о смерти Гратидиана и представляла собой своего рода «недостающее звено» в повествовательной традиции. В «Комментариуме» говорится, что Катилина
убил человека, который был самым любимым римским народом; на глазах у римлян он бил М. Мария виноградными посохами. [45] через весь город гнали его ко гробу и там изуродовали его всякими пытками. Пока он был жив и находился в вертикальном положении, [46] Катилина взял меч в правую руку и отсек ему шею, держась левой рукой за волосы на макушке. Он держал голову рукой, а между его пальцами текли потоки крови. [47]
Гробница не указана как гробница Лутатиев, но « Комментарий» делает упор на римский народ как на свидетеля, что присутствует также в речи Цицерона и заметках Аскония, а также в «Речи Лепида» Саллюстия.
Неронианские версии
[ редактировать ]Сенека , хотя и близко повторяет формулировку Саллюстия, называет Катилину, добавляет к списку увечий отрезание языка Гратидиана и помещает убийство на могилу Катула, явно связывая благосклонность народа с крайними мерами, принятыми после его смерти. :
Люди поставили статуи Марку Мариусу по всем окрестностям и совершали богослужения с ладаном и вином; Луций Сулла приказал сломать ему ноги, выколоть глаза, отрезать язык и руки и — как будто он мог умереть столько раз, сколько был ранен — систематически изрезать его тело дюйм за дюймом. Кто был приспешником по команде? Кто еще, как не Катилина, уже тогда тренировавший свои руки на всяком проступке? Перед могилой Квинта Катула он схватил Мариуса — человека, создавшего плохой прецедент, но, тем не менее, защитника народа, которого любили не столько незаслуженно, сколько слишком хорошо — и с большой серьезностью направился к пеплу. самого нежного человека, пролившего свою кровь каплю за каплей. Марий был достоин того, что он перенес, Сулла был достоин того, что он приказал, а Катилина была достойна того, что он сделал, но республика не заслуживала того, чтобы пронзить ее самое ядро клинками врагов и мстителей. [48]
Лукан , племянник Сенеки и, как и он, писавший под имперским террором Нерона , доведшего их обоих до самоубийства, имеет самый обширный список пыток в своей эпической поэме о гражданской войне 40-х годов . К историчности эпоса Лукана следует относиться с осторожностью; его цели больше похожи на цели исторических пьес Шекспира или современного исторического романа , поскольку фактичность подчинена характеру и теме. Лукан вкладывает свой рассказ в уста старика, который пережил гражданскую войну Суллы за четыре десятилетия до того времени, о котором рассказывается в стихотворении, и, как и в более ранних источниках, подчеркивает, что римский народ был свидетелем этого события. «Мы видели», — утверждает анонимный старик, выходя из толпы, чтобы говорить, как руководитель трагического хора, описывающего расчленение. Убийство представлено однозначно как человеческое жертвоприношение: «Что мне сообщить о крови, которая умилостивила духи умерших предков Катула ( manes ... Catuli )? Мы наблюдали, как Мариуса повесили как жертву для ужасных обрядов подземного мира , хотя сами тени, возможно, и не хотели этого, благочестивый поступок, о котором не следует говорить, поскольку гробница не может быть заполнена». [49] Лукан, однако, снимает вину с любого человека, распределяя конкретные увечья между безымянными несколькими нападавшими: «Этот человек отрезал уши, другой — ноздри крючковатого носа; этот человек вырвал глазные яблоки из глазниц — он выкопал глаза последними, после того, как они дали свидетельство о других частях тела». [50]
Роусон отметил, что нагромождение зверств в отчетах о римских гражданских войнах не следует слишком быстро сбрасывать со счетов как литературное изобретение: «Скептически настроенные современные историки иногда страдают от счастливого недостатка воображения, отказываясь представить себе те ужасы, которые мы все должны знать. слишком часто случаются в гражданской войне ». По ее словам, такие ужасные каталоги характерны скорее для римских историков , чем для их греческих моделей , а Саллюстий был первым, кто представил списки конкретных и «ужасающих примеров ». [51]
Политическая жертва
[ редактировать ]Хотя это задокументировано, человеческие жертвоприношения в тот исторический период были редкостью в Риме. И Ливий, и Плутарх считали это чуждым римской традиции . Это отвращение утверждается также в этиологическом мифе о жертвоприношениях, в котором Нума , второй царь Рима , договаривается с Юпитером о замене требуемых человеческих жертв овощами. В первом веке до нашей эры человеческие жертвоприношения сохранились, возможно, только как пародия или обвинение. Юлия Цезаря обвинили — довольно туманно — в принесении в жертву двух мятежных солдат на Марсовом поле . [52] В годовщину смерти Цезаря в 40 г. до н. э., добившись победы при осаде Перуджи , будущий Август казнил 300 сенаторов и рыцарей, сражавшихся против него под предводительством Луция Антония . Люциуса пощадили. Восприятие милосердия Августа в этом случае сильно различается. [53] Оба Светония [54] и Кассий Дион [55] охарактеризовать резню как жертвоприношение, отметив, что она произошла в мартовские иды у алтаря божества Юлия , недавно обожествленного приемного отца победителя. [56] Может быть трудно понять, был ли такой акт предназначен для того, чтобы стать настоящим жертвоприношением, или же он лишь вызвал сакральный ореол страха в умах наблюдателей и тех, кому о нем будет сообщено. [57] Более того, эти два инцидента произошли в условиях победы и наказания в военной обстановке, за пределами гражданской и религиозной сферы Рима. [58]
Намерения тех, кто совершил эти действия, могут быть необратимыми; Сохранившиеся источники лишь указывают, какие элементы заслуживали внимания и могли быть истолкованы как сакральные. Орозий , чьим основным источником информации о Республике были утерянные части истории Ливия, [59] приводится любопытная деталь: Гратидиана держали в загоне для коз, прежде чем его связали и выставили напоказ. [60] Подобно жертвенной свинье в Компиталии, его вели по улицам мимо тех самых святынь, в которых его изображение удостоилось почестей. [61] пока его били. Различные формы порки или ударов были ритуальными действиями в римской религии , например, священный Мамурио , во время которого старика везли по городу, избивая палками, что было интерпретировано как фармакос или ритуал козла отпущения ; [62] избиения, такие как полуритуализированный фустуариум , также были дисциплинарной и карательной мерой в армии. [63] В отчетах подчеркивается, что Гратидиана методично расчленяли, что является еще одной особенностью жертвоприношения. Наконец, его отрубленная голова, описываемая как все еще сочащаяся жизнью, была перенесена в храм Аполлона на Марсовом поле, место, связанное с ритуалом Октябрьской лошади , чья голова была выставлена напоказ, а хвост также пронесли через город и доставлен свежеокровавленным в Регию . « Сакральность казни Гратидиана, — отмечалось, — была символическим отрицанием его полубожественного статуса народного спасителя и героя ». [64]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бротон 1952 , стр. 50, 589; Змескаль 2009 , с. 186.
- ^ Змескаль 2009 , с. 186.
- ^ Сигер 1994 , с. 173; Дайк 1996 , с. 598.
- ↑ Саллюстия Свидетельства о браке из фрагмента «Истории» (1.37, с комментарием к отрывку П. Макгушина, «Саллюстий: Истории» , 1992); Сайм, Рональд (1964), Саллюстий , Калифорнийский университет Press, стр. 85–86, ISBN 978-0-520-92910-4 : если бы они были женаты, «можно считать, что Катилина сразу же ее отвергла». Существование брака между сестрой Гратидиана и Катилиной является предметом споров и часто подвергается сомнению.
- ^ Цицерон, De legibus 36 и Брут 168.
- ^ Цицерон, De oratore 1.178 и De officiis 3.67; Э. Бадиан , «Цепион и Норбан: заметки о десятилетии 100–90 гг. До н. э.», Historia 6 (1957), 332; Джон Х. Д'Армс, «Кампанские виллы К. Мариуса и сулланская конфискация», Classical Quarterly 18 (1968), стр. 185, примечание 6.
- ↑ Юридическим основанием иска был сервитут ( сервитут ), который, как утверждал Ората (ошибочно, по мнению Цицерона), но Гратидиан не раскрыл. Для дальнейшего обсуждения этого дела см. Синтия Дж. Бэннон, «Сервитуты за использование воды в римском пригороде », Historia 50 (2001), стр. 47–50.
- ^ Цицерон, De oratore 2.262, 269; Эрих С. Грюн , «Политические преследования в 90-х годах до нашей эры», Historia 15 (1966), стр. 52, примечание 121; Александр 1990 , стр. 173–174.
- ^ Если не указано иное, офисы и даты взяты из TRS Broughton , The Magistrates of the Roman Republic , vol. 2, 99–31 до н. э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), стр. 50, 52 (примечание 8), 57, 59 (примечание 1), 60, 589. Существует небольшой вопрос относительно того, был ли Гратидиан трибуна в этом году.
- ^ Сигер 1994 , с. 174; Дайк 1996 , с. 598.
- ^ Граний Лициниан 35.20 ; есть некоторая неуверенность относительно того, что это был за Мариус. Вероятно, он не был сыном Гая Мариуса , который, похоже, в то время был со своим отцом.
- ^ Дайк 1996 , с. 598; Маршалл 1985 , с. 125 н. 8; Эрих Грюн , Римская политика и уголовные суды, 149–78 до н.э. (Кембридж, Массачусетс, 1968), стр. 232–234.
- ^ Александр 1990 , с. 60, цитируя судебное преследование Катула Гратидианом, Cic. De oratore 3.9, Brutus 307, Tusculanae Quaestiones 5.56, De natura deorum 3.80; Диодор Сицилийский 39.4.2; Веллеус Патеркул 2.22.4; Вал. Макс. 9.12.4; Скорее. Мар. 44,5; Аппиан , Гражданская война 1.74; Цветок Эпит. 2.9.15; Берн Схолиаст на Лукане 2.173; Боббио Схолиаст 176 ( Штангль ); Августин Гиппопотамский , О городе Божием 3.27
- ^ HH Скаллард , От Гракхов до Нерона: История Рима с 133 г. до н.э. по 68 г. н.э. (Routledge, 5-е издание 1988 г.), стр. 73 онлайн .
- ^ Майкл Х. Кроуфорд , Чеканка монет и деньги в Римской республике (Калифорнийский университет Press, 1985), стр. 191 онлайн .
- ^ Плиний , Естественная история 33.46. Благодарность плебса неизменна , даже если конкретные сведения о реформах Гратидиана различаются; см. Дэвид Брюс Холландер, Деньги в Позднеримской республике (Brill, 2007), с. 29 онлайн .
- ^ Кроуфорд, Чеканка монет и деньги в Римской республике , стр. 190–192, повторяя аргумент, который он впервые выдвинул в «Указе М. Мариуса Гратидиана», Proceedings of the Cambridge Philological Society 14 (1968) 1–4.
- ^ Таким образом, культ Гратидиана может быть частью прецедента в связи, установленной позже между культом Августа и соседними алтарями Ларов в 12 г. до н. э.; см. Стефан Вайншток, Divus Julius (Оксфорд: Clarendon Press, 1971), стр. 295, и дальнейшее обсуждение Имперского культа .
- ^ Джон Берт Лотт, Окрестности Августа Рима (Cambridge University Press, 2004), стр. 14 онлайн , 34–38 и др . «Сопутствующие игры, которые, поскольку ни спонсируемые государством луди , ни частные благотворительные организации, не имели двусмысленного статуса, были нацелены исключительно на городской плебс, возникали из настроения праздничного безделья и, очевидно, предлагали — или ими можно было манипулировать, чтобы обеспечить — освобождение. за подрывные настроения»: Ричард К. Бичем, Зрелищные развлечения раннего имперского Рима (Yale University Press, 1999), стр. 55–56 онлайн . Запрет на ассоциации гильдий , упомянутый Цицероном ( в Pisonem 8), был расширен для подавления Compitalia.
- ^ Цицерон , De 3.80 officiis
- ^ Иттай Градель, Поклонение императору и римская религия (Oxford University Press, 2002), стр. 51 онлайн .
- ^ Сенека, Де ира 3.18 .
- ^ Сигер 1994 , стр. 180–181 ; Гарриет И. Флауэр, Искусство забывания: позор и забвение в римской политической культуре (University of North Carolina Press, 2006), стр. 94–95 онлайн : «Смерть Гратидиана, похоже, связана с особыми почестями, которые он получил при жизни. ".
- ^ CF Конрад, «Заметки о римских тоже-ранах», в Imperium sine Fine: Т. Роберт С. Бротон и Римская республика (Франц Штайнер, 1996), стр. 104–105 онлайн , цитируя также Г. В. Самнера, Ораторы в Брут Цицерона (Торонто, 1973), стр. 118–119.
- ^ Ловано 2002 , стр. 132 с. 81, 134. «Сулла дал... Митридату возможность вести переговоры о мире... он дал своим соотечественникам-римлянам и всем итальянцам аналогичный шанс по возвращении в Италию. Если бы его переговоры были полностью успешными, Сулла, вероятно, имел бы только уничтожил наиболее несомненных циннанцев, таких как Карбон и Гратидиан».
- ^ Соответствующие отрывки из Цицерона находятся Toga Candida во фрагментах 2, 9, 10 и 16 In у I. Puccioni, M. Tulli Ciceroni Orationum Deperditarum Fragmenta (Милан, 1972, 2-е издание) и в Stangl 65, 68, 69–70; Asconius, 83.26–84.1 (фрагмент 2), 90.3–5 (фрагмент 9), 87.16–18 (фрагмент 10) и 89.25–27 (фрагмент 16) в издании AC Clark (Оксфорд, 1907).
- ^ Crimen saepius ei tota oratione obicit : Asconius, In orationem in toga candida 65 (Stangl). Следовательно, если бы речь сохранилась более или менее нетронутой, возникла бы более ясная картина убийства, хотя и окрашенная предубеждениями Цицерона.
- ^ Полный души и духа : Асконий 69 (Штангл); Уайзман 1994 , с. 348 н. 106 для цитат из древних источников.
- ^ Саллюстий, Истории 1.44М: как у М. Мариуса, чьи ноги и руки были сначала сломаны, и я выкопал ему глаз, а именно, чтобы он мог умереть через каждую конечность .
- ^ Джейн В. Кроуфорд, М. Туллий Цицерон. Фрагментарные речи (Американская филологическая ассоциация, 1994), с. 185 онлайн . Цицерон также непоследователен в обвинении Катилины.
- ^ Ливий , Периоха 88; Валерий Максим 9.2.1; Сенека , Де Ира 3.18; Лукан , Bellum Civile 2.173–193; Флор 2.9.26 (=3.21.26). » Саллюстия Опять же, поскольку сохранились только фрагменты из «Историй и речи Цицерона, невозможно узнать, приукрасили ли эти авторы или только сохранили детали, которые иначе были бы утеряны.
- ^ Маршалл 1985 , стр. 124–33.
- ^ Роусон 1987 , стр. 175–177; Дэймон 1993 , с. 282 н. 5 ; Дайк 1996 , с. 599 .
- ^ Мэтью Диллон и Линда Гарланд, Древний Рим: от ранней республики до убийства Юлия Цезаря (Тейлор и Фрэнсис, 2005), с. 523 онлайн ; Сигер, Кембриджская древняя история , с. 195.
- ^ Роусон 1987 , с. 177, со ссылкой на Салла. Кат. 35; Орос. 6.3.1; Цик. Сулл. 81.
- ^ Орозий 5.21.7.
- ^ Цицерон, In Toga Candida , Asconius 69 (Stangl).
- ^ Для дальнейшего обсуждения этих враждебных коллег см. Марк Эмилий Лепид (консул 78 г. до н.э.) .
- ^ Саллюстий , «Oratio Lepidi» 1.48.14 ( Historiae ): В то же время вы видели человеческие жертвы и могилы, заражённые гражданской кровью . Говоря более технически, хостия означает «жертвенная жертва»; увидеть хозяина
- ^ Эндрю Линтотт , Насилие в республиканском Риме (Oxford University Press, 1999), с. 39ff онлайн , для более полного обсуждения. Запрет на человеческие жертвоприношения был принят во время консульства Публия Лициния Красса и Гнея Корнелия Лентула в 97 г. до н. э.
- ^ Плиний , Естественная история 30.12.
- ^ Такой писатель создал бы образ на основе речи Цицерона In Toga Candida , и, таким образом, Commentariolum все еще мог бы сохранить точные детали, которых нет у Аскония; см. Дэймон, « Тов. Пет. 10», с. 282, примечание 5.
- ^ «Здесь следует признать, что не было и речи о том, что Маркусу нужен совет своего брата по поводу предвыборной кампании», - отмечает Эндрю Линтотт; обсуждение «Комментариума » в связи с речью Цицерона-старшего в «Toga Candida » см. в «Цицерон как свидетельство: спутник историка» (Oxford University Press, 2008), с. 130ff. онлайн .
- ^ Витибус : виноградные лозы, но здесь из древовидных стеблей сделаны посохи, которые центурионы носили как символ ранга и иногда использовались для телесных наказаний солдат; см. Сара Элиза Панг, Римская военная служба: идеологии дисциплины в поздней республике и раннем принципате (Cambridge University Press, 2008), стр. 116 онлайн , 125 и 129: «Избиение жестким и корявым витисом было достаточно серьезным, чтобы уйти. .. шрамы и раны».
- ↑ Предположительно привязан к столбу, учитывая сломанные конечности; подразумевается также использованием Луканом глагола pendet , «подвешивать подвешенным», Bellum Civile 2.176. Традиционным наказанием за perduellio , обвинение, за которое Гратидиан, вероятно, преследовал старшего Катула, была смерть через бичевание. Осужденного привязывали к фурке или палусу , первоначально сухому дереву, arbor infelix . Те, кто был привязан к беседке Инфеликса, считались посвященными хтоническим богам; см. Энн Вейс, «Мотив адлигатуса и дерева», Американский журнал археологии 86 (1982), стр. 27. Катул предпочел самоубийство этой судьбе, угроза которого, возможно, повлияла на месть его сына. Есть также несколько указаний на то, что распятие могло быть применено, вопреки обычаям, к гражданам во время гражданской войны. См. Роусон, «Саллюстий в восьмидесятые годы?», стр. 175–176, и обсуждение в Q. Валериус Соранус: Казнь . Слово Stanti в некоторых изданиях было изменено на spiranti , параллельно с фразой Цицерона plenum animae et Spiritus , так что этот отрывок означает, что Гратидиан все еще был «жив и дышал», когда ему отрубили голову; увидеть Дэймона, " Ком. Домашний питомец. 10", пассим .
- ^ Тот, кто пал, М. Марий, человек, самый дорогой для римского народа, в то время как римский народ наблюдал за его маршем по всему городу, он расправился с бюстом и там разорвал его всеми пытками; когда реки крови текли между его пальцами?
- ^ Сенека , латинский текст De ira 3.18 .
- ^ Лукан , Гражданская война 2.173ff: Что мне сообщить кровью призраков / умиротворенных Катули? когда печальная жертва / нижнего Мариуса, возможно, не желающая теней / висит незавершенной, чтобы не разделить ее с бюстом , / ... мы видели .
- ^ Один отрезает уши, другой крючком ноздри; он выдалбливает шары с сиденьями и, наконец, выкапывает огни конечностей ; см. Элейн Фэнтем , Лукан. Будь гражданской войной Книга II (Издательство Кембриджского университета, 1992), с. 112 онлайн
- ^ Роусон, «Саллюстий в восьмидесятых?», стр. 180, отмечая, что каталогизация злодеяний, совершенных против отдельных лиц, не характерна для исторических методов Фукидида и его традиции.
- ↑ Кассий Дион 43.24 — уникальный источник инцидента.
- ^ Сравните, например, тщательное смягчение Мелиссы Барден Даулинг, Милосердие и жестокость в римском мире (University of Michigan Press, 2006), стр. 50–51 онлайн , с более строгим взглядом Артура Кивени, Армия в Римская революция (Routledge, 2007), с. 15 онлайн .
- ^ Светоний , Жизнь Августа 15 , с указанием нескольких, но неназванных источников: «Некоторые источники пишут, что триста человек обоих орденов были выбраны из тех, кто сдался, и были убиты в порядке жертвенных жертв (more hostiarum) на алтаре, построенном для Божественный Юлий в мартовские иды ».
- ^ Кассий Дион 48.14.2. : «И история гласит, что они не просто претерпели обычную смерть, но были приведены к жертвеннику, посвященному бывшему кесарю, и там были принесены в жертву».
- ^ Древние источники могут быть косыми; например, Сенека, De clementia 1.11.2, без объяснения причин ссылается на «перуджийские алтари», перечисляя доказательства жестокости Августа в молодости, смягчаемой возрастом. В книге «Зрелища смерти в Древнем Риме» (Routledge, 1998, 2001) Дональд Г. Кайл рассматривает этот и связанные с ним инциденты и указывает, что 300 — это «условное число» (стр. 58 онлайн ).
- ^ Обзор человеческих жертвоприношений в Риме Дж. С. Рида, «Человеческие жертвоприношения в Риме и другие заметки о римской религии», Журнал римских исследований 2 (1912) 34–52, до сих пор часто цитируется по этой теме.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа с древнейших времен до эпохи Августа (Лондон, 1922), стр. 44 онлайн .
- ^ Дэвид Рорбахер, Историки поздней античности (Routledge, 2002), с. 138 Орозий онлайн .
- ^ Орозий 5.21.7 ( латинский текст ): «Марка Мариуса вытащили из загона для коз и связали по приказу Суллы; после того, как его перевели через Тибр к гробнице Лутатиев, ему выкололи глаза, части тела были отрезаны по кусочкам или даже сломаны, и он был зарезан». Отчет Ливия сохранился только в Периохе 88 : «Сулла осквернил (inquinavivit) самую славную победу жестокостью, какой ни один человек никогда раньше не проявлял. Он убил 8000 сдавшихся мужчин на Вилле Публика; ... и Мариус, человек сенаторского ранга, убитый после того, как ему сломали ноги и руки, отрезали уши и выкололи глаза».
- ^ Цицерон говорит, возможно, но не обязательно с преувеличением, что статуи Гратидиана были в каждом районе ( De officiis 3.80); Градель, Поклонение императору и римская религия , с. 125 онлайн .
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Фестивали Римской республики: Введение в изучение религии римлян (Лондон, 1908), стр. 44–50, полный текст можно загрузить .
- ^ Линтотт, Насилие в республиканском Риме, с. 42.
- ^ А. Г. Тейн, Общественный имидж Суллы и политика гражданского обновления (Университет Пенсильвании, 2002), стр. 127, цитируется Флауэром, «Искусство забывания» , с. 306.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, Михаил (1990). Испытания в позднеримской республике, 149–50 гг. до н. э . Феникс. Том. 26. Университет Торонто Пресс. ISBN 0-8020-5787-Х .
- Бротон, Томас Роберт Шеннон (1952). Магистраты Римской республики . Том. 2. Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация.
- Крук, Джон; и др., ред. (1994). Последний век Римской республики, 146–43 гг. до н. э . Кембриджская древняя история . Том. 9 (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85073-8 . OCLC 121060 .
- Сигер, Робин. «На». В ЦАГ 2 9 (1994) , стр. 165–207.
- Уайзман, Т. П. «Цезарь, Помпей и Рим, 59–50 до н.э.». В ЦАГ 2 9 (1994) , стр. 368–423.
- Дэймон, Синтия (1993). «Сообщение Пет. 10». Гарвардские исследования по классической филологии . 95 : 281–288. дои : 10.2307/311387 . ISSN 0073-0688 . JSTOR 311387 .
- Дайк, Эндрю Рой (1996). Комментарий к Цицерону, Oficiis . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-10719-3 .
- Кивени, Артур (2005) [Первое изд. 1982]. Сулла: последний республиканец (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-33660-0 .
- Ловано, Майкл (2002). Эпоха Цинны: тигель позднереспубликанского Рима . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 978-3-515-07948-8 .
- Маршалл, Брюс (1985). «Катилина и казнь М. Мариуса Гратидиана». Классический ежеквартальный журнал . 35 (1): 124–133. дои : 10.1017/S0009838800014610 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 638809 .
- Роусон, Элизабет (1987). «Саллюстий в восьмидесятых?». Классический ежеквартальный журнал . 37 (1): 163–180. дои : 10.1017/S0009838800031748 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 639353 .
- Спина, Луиджи. «Электоральная» память об убийстве (К. Чик., Comm. pet. 10) в классицизме, средневековье и гуманизме (Очерки в честь С. Монти) , изд. Дж. Джермано, Неаполь, 1996, стр. 57–62.
- Змескаль, Клаус (2009). Адфинитас (на немецком языке). Том. 1. Пассау: Верлаг Карл Штуц. ISBN 978-3-88849-304-1 .
- 120-е годы до нашей эры, рождение
- 82 смерти до н.э.
- Казни I века до н.э.
- Римляне I века до н.э.
- Усыновленные в Древнем Риме
- Казненные древнеримские люди
- Спасибо
- Человеческие жертвы
- Большой
- Люди, казненные Римской республикой
- Римские республиканские преторы
- Плебейские трибуны
- Люди гражданской войны Суллы