Jump to content

Призраки Канунгу

Призраки Канунгу
Автор Ричард Воукс
Язык Английский
Ряд Африканская антропология
Предмет Движение за восстановление десяти заповедей Божьих
Издатель Издательство Fountain / Джеймс Карри
Дата публикации
2009
Страницы 240
ISBN 978-9970-02-732-3
ОКЛК 837174529
276.7’61082
Класс ЛК BX9998 .V64 2009 г.

«Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки» — это книга Ричарда Воукса о культе « Движение за восстановление десяти заповедей Бога» (MRTC), печально известном гибелью сотен его членов в то, что альтернативно называлось массовым самоубийством или массовым убийством в 2000 году. Книга была опубликована совместно угандийским издателем Fountain Publishers и Джеймсом Карри в 2009 году. группы Книга, представляющая собой этнографию , анализирует MRTC в контексте более широкого религиозного контекста Уганды и пытается показать, что привело к смертям.

Он помещает MRTC в контекст религии и истории Уганды того времени, уделяя особое внимание влиянию Ньябинги , набора местных религиозных практик, используемых для исправления несчастий, которые, как утверждает Воукс, позже были заменены Девой Марией и объединены с ней. . Он также сосредотачивается на том, как на его рост повлияла борьба со СПИДом и католическое религиозное влияние. Это противоречит общепринятой теории о MRTC, согласно которой лидеры группы совершили массовые убийства; вместо этого он утверждает, что на самом деле это было массовое самоубийство и что мертвые, которые, как полагают, стали жертвами массовых убийств, на самом деле были жертвами малярии несколько лет назад.

«Призраки Канунгу» были встречены весьма положительно. Рецензенты похвалили его за качество и стиль письма; несколько обзоров сравнили его с детективом . Выводы книги получили в основном высокую оценку: рецензенты назвали их правдоподобными и хорошо обоснованными, хотя некоторые комментаторы не согласились с классификацией Воукса в отношении организации или ее аспектов. Некоторая незначительная критика была высказана в адрес ясности и открытого характера книги.

После 1980-х годов в Уганде наблюдался рост числа харизматических религиозных лидеров и движений. [ 1 ] милленаристское религиозное Одним из них было Движение за восстановление десяти заповедей Бога, движение , церковь, инициированная африканцами (AIC), созданная коренными африканцами, а не миссионерами. [ 2 ] [ 1 ] Группу возглавляли Джозеф Кибветере и Середония Мверинде . [ 3 ]

В марте 2000 года несколько сотен трупов были найдены в сгоревшем здании на одной из резиденций группировки. [ 2 ] Первоначально считалось, что они погибли в результате массового самоубийства , но обнаружение еще нескольких сотен тел в братских могилах в других местах расположения группы заставило более поздних следователей предположить, что это, возможно, было массовое убийство . [ 2 ] [ 4 ] Лидеры группировки так и не были найдены. [ 5 ] Этот инцидент попал в новости всего мира, но многие события, связанные с ним, оставались запутанными, и Комиссия по расследованию этого дела так и не опубликовала отчет; один рецензент утверждал, что это отчасти связано со сложностью проблемы, а другой назвал это частью «глобального забвения», которое правительство Уганды поощряло, чтобы избежать неловкости. [ 3 ] [ 5 ]

Ричард Воукс — доцент кафедры антропологии Университета Западной Австралии . [ 6 ] Он начал работу над докторской диссертацией в Уганде в 2001 году; Самоубийства в MRTC произошли всего через неделю после его прибытия в Кампалу . [ 5 ] Он проводил полевые исследования в районе Великих озер Восточной Африки, а также в западной части Индийского океана. Он получил докторскую степень по социальной антропологии в Оксфордском университете в 2004 году и является автором нескольких книг и сборников. [ 6 ]

Публикация

[ редактировать ]

Книга основана на восьмилетнем этнографическом исследовании, которое провел Воукс. [ 3 ] Расследуя деятельность MRTC, Воукс путешествовал, связываясь с бывшими членами, родственниками и другими людьми, которые могли знать о группе, находясь в деревенском доме. Он выучил языки рунянколе и рукига и установил множество отношений с людьми, которых встретил во время расследования. При написании книги он проанализировал множество первоисточников, включая газеты, архивы и фотографии. [ 2 ] Поскольку многие участники были мертвы, он полагался в основном на рассказы перебежчиков и родственников, а также на опубликованные работы группы. [ 4 ] Книга была опубликована совместно Джеймсом Карри и издательством Ugandan Fountain Publishers . [ 2 ] После публикации он вошел в шорт-лист премии Херсковица . [ 1 ]

Содержание

[ редактировать ]

«Призраки Канунгу» открываются прологом, описывающим обнаружение смертей, а также непосредственное расследование и освещение произошедшего в СМИ. Воукс рассказывает о том, как он только недавно приехал в страну и пытался убить время, когда, сидя в отеле, увидел, как об этом объявили в новостях; Позже он случайно подъехал к месту преступления, но полицейский не разрешил ему войти. Первоначально средства массовой информации изображали группу как суицидальный культ тысячелетия, совершивший массовое самоубийство, сравнивая его с несколькими пресловутыми культовыми самоубийствами в прошлом, но всего несколько дней спустя история изменилась: группа совершила массовые убийства после обнаружения других тел. Воукс утверждает, что такой вывод был сделан полицией Уганды под давлением иностранных журналистов.

Он описывает «единственное правдоподобное объяснение», появившееся в этот период, заключающееся в том, что члены группы хотели вернуть свои деньги после неудавшегося пророчества, что привело к тому, что руководство группы решило убить несогласных членов, но из-за растущего уровня инакомыслия это произошло. переросло в массовое убийство. Воукс называет эту теорию «правдоподобной», но в то же время «надуманной»; по его мнению, это привело к закрытию дела международными СМИ из-за их неспособности дать обычное изложение дела. Во введении, которое следует за этим, Воукс излагает цели книги и то, что он называет ее основным аргументом. Введение во многом подводит итог остальной части книги. Он отмечает секретность группы по сравнению с другими АИК, которую он рассматривает как один из странных аспектов дела, и говорит, что это показывает, что легче всего понять, что группа представляла собой, по крайней мере большую часть своей истории, сеть секретных агентов. группы. Во введении суммируются аргументы книги, в том числе их отношение к Ньябинги , организация, в основном рассматривала группу колониального сопротивления, действовавшую в начале 20-го века, но на самом деле ее основная цель заключалась в возмещении ущерба за несчастья.

Под влиянием католической церкви со стороны колониальных миссионеров она начала выполнять социальную роль, которую когда-то выполнял Ньябинги, особенно посредством таинства исповеди . Пытаясь обратить местное население в свою веру, они использовали их верования; поклонение Деве Марии использовалось миссионерами вместо поклонения Ньябинги. В то время как миссионеры рассматривали Марию как альтернативу Ньябинги, новообращенные рассматривали ее как ее трансформацию. Воукс считает, что эта модель христианской мысли находится под сильным влиянием космологии коренных народов кига , и многие старые практики и термины Ньябинги были преобразованы в католические. Многие из этих марианских сетей распространились по всему региону с ростом популярного христианства в Уганде в целом, что привело к увеличению количества сообщений о марианских видениях . Воукс представляет MRTC как AIC, начинающуюся как филиал Легиона Марии (католическая организация, в основном женская).

Его лидер Джозеф Кибвитере в 1984 году пережил видение Марии, в котором видение Марии сказало ему, что человечество развратилось и что единственный способ спасти человечество - это вернуться к Десяти Заповедям . После этого видения он покинул Кабале , присоединился к Легиону Марии и отправился навещать других провидцев и передавать их видения. В 1989 году он встретил другую провидицу, Середонию Мверинде, которая рассказала ему, что получила видение, сообщающее ей, что вскоре она встретит человека по имени Джозеф, с которым она изменит мир. Воукс называет ключевым событием создание MRTC. По словам Воукса, на членство повлияло желание решить проблемы бесплодия, полигамии и болезней, но на него также повлияла СПИДа эпидемия в Уганде; территория, в которой они действовали, сильно пострадала от этой болезни, и в период ее тяжести ее число быстро росло.

Затем Воукс выступает против типичной интерпретации событий, согласно которой лидеры группы совершили массовое убийство. Он поднимает несколько вопросов в связи с этой идеей, отмечая, что, хотя ключевым доказательством было то, что мертвые продали все свое имущество, они сделали это от отчаяния, и им больше некуда было обратиться. Он описывает то, что произошло, как результат как влияния участников, так и продукта сил, находящихся за их пределами. Он отмечает свое «последнее разоблачение», когда он брал интервью у бывшего члена MRTC, который, не соглашаясь с основным аспектом гипотезы об убийстве, сказал ему, что несколько лет назад на самом деле была крупная эпидемия малярии , и что именно об этом говорят органы. в ямы пришли. Воукс утверждает, что это совпадает с эпидемией, произошедшей там в 1998 году, и что из-за небольшого количества признаков насилия на телах ям и их поздней стадии разложения вполне вероятно, что его история была точной; Хотя он говорит, что эти доказательства являются косвенными, он говорит, что они не противоречат никаким полицейским доказательствам. Воукс утверждает, что основная группа смертей не была связана между собой и фактически представляла собой массовое самоубийство с небольшими признаками сопротивления со стороны мертвых.

В эпилоге Воукс обсуждает последствия действий MRTC. Он говорит, что смерти MRTC приводят ко многим изменениям в политическом ландшафте Уганды; местные власти были крайне смущены этим делом (особенно после того, как стало известно, что несколько местных чиновников заключили сделки с организацией), и пожары были использованы как инструмент для продвижения статуса округа Канунгу как региона, что и удалось. Это привело к критике правительства, и религиозные власти региона начали предпринимать шаги, чтобы предотвратить повторение подобных действий. В заключение он обсуждает некоторые «воображаемые»; несколько человек, с которыми он беседовал, рассказывали, что их преследовали мертвецы Канунгу, и отмечает, что он начал воображать, что «призраки Канунгу, по крайней мере, признали мои собственные скромные усилия, записать подробности их жизни и придать некоторый смысл как и почему они встретили свой окончательный, трагический конец».

Книга получила признание рецензентов. Ричард Фардон из Лондонского университета назвал ее «убедительной», назвав ее «одной из выдающихся африканских этнографий последних лет» и «захватывающей от начала до конца». [ 7 ] В обзоре журнала «Американский этнолог» книга названа «превосходным» примером антропологии групп, которые легко неправильно понять, и «жизненно важным вкладом в изучение MRTC». Они высоко оценили исследование и заявили, что оно дает важное противодействие типичным «загадкам», обсуждаемым вокруг MRTC и подобных групп. [ 8 ] Шейн Дойл из журнала Africa охарактеризовал книгу как «замечательную» и «впечатляюще исследованную». [ 5 ]

Написание и стиль получили высокую оценку. [ 9 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] Кэтриен Пайп похвалила письмо как беглое, отметив его привлекательность для различной аудитории и заявив, что оно «расширяет африканистскую библиотеку». [ 9 ] Сьюзан Рейнольдс Уайт сказала, что это показало, «какими могут быть африканские исследования в своих лучших проявлениях», назвав это «проявлением силы в исторической этнографии и антропологической детективной работе». Она сказала, что книга понравится многим зрителям, в том числе исследователям Африки и угандийцам, и что все читатели оценят стиль и элементы «детектива». [ 2 ] Многие рецензенты сравнили книгу с детективом. [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ] Т.О. Бейдельман охарактеризовал это как «журналистское расследование крупного тайного убийства» и сказал, что создается впечатление, будто большая часть информации была скрыта заинтересованными властями. [ 11 ] Бейдельман также жаловался, что в книге во многих отношениях неясно, что произошло и что к этому привело, утверждая, что «если автор пишет детективное убийство, он или она должны ожидать, что читатель захочет получить больше ответов, чем дает эта провокационная книга. " [ 11 ]

Выводы, к которым пришел Воукс, получили высокую оценку. Наоми Хейнс, пишущая для журнала Social Analysis , сказала, что «Призраки Канунгу» были «убедительно аргументированы и убедительны», назвав выводы правдоподобными. [ 4 ] Джон Уоллисс в книге « Священное самоубийство » 2014 года в своем обзоре рассказов о том, что могло произойти, говорит, что нашел теорию Воукса «самой убедительной» из всех предложенных теорий из-за качества его полевых исследований и того факта, что он отвечает на вопрос о том, почему не было никаких доказательств пророчества 1999/2000 годов (вместо этого Воукс предполагает, что это было 2000/2001 год). Он описывает теорию Воукса о самих смертях, согласно которой тела, найденные после пожара, не были связаны друг с другом, как «без сомнения, самый радикальный аспект» книги, отмечая ее отказ от обычной интерпретации событий. Он отмечает, что, как говорит сам Воукс, эта теория может быть оспорена новыми доказательствами. [ 12 ] В анализе насилия и религии в Уганде Кизито Кийимба из « Журнала изучения религии» назвал его «наиболее авторитетным анализом» того, что привело к смертям, заявив, что он во многом согласен с интерпретацией Воукса и что он сделал ценный анализ. работа. Однако он утверждал, что интерпретация Воукса могла быть «чрезмерно материалистической», а также редукционистской и что она не могла объяснить некоторые аспекты. [ 13 ]

Другие рецензенты не согласились с некоторыми аспектами его заключения или сочли их неубедительными. Журнал History and Anthropology охарактеризовал работу Воукса как «особенно убедительную» в том смысле, что она показала, как MRTC подвержен международному влиянию, но раскритиковал ее вывод как «наименее убедительный» аспект книги. Они пришли к положительному выводу, охарактеризовав его как «превосходное сочетание истории, этнографии и чувства фундаментальной преемственности». [ 14 ] Грейс Акелло охарактеризовала книгу как «хорошо написанную и доступную» и сказала, что ее основные выводы «методологически обоснованы». [ 3 ] Однако она поставила под сомнение выводы Воукса о том, что поклонники MRTC Ньябинги, учитывая, что представленные им доказательства и собственные цели группы, похоже, больше связывают их с католической церковью, а также использование нескольких информаторов в Новой Зеландии (которые имели доступ только к фотографии) для проверки некоторых данных вместо людей, которые были на месте происшествия. [ 3 ] Американский этнолог утверждал, что книга поднимает вопросы о природе доказательств в этнографии, а также поднимает вопрос о том, «облегчает или препятствует его расстояние от событий во времени» этнографический анализ. [ 8 ] Хейнс хотел, чтобы в книге было больше упоминаний о литературе по независимому африканскому христианству или другим типам христианства; она считала, что эти вопросы в книге рассматриваются как поверхностные, и хотела, чтобы больший акцент был сделан на сравнительном религиоведении. [ 4 ] Ученый Дж. Квабена Асамоа-Гьяду, однако, поставил под сомнение оценку MRTC как AIC и считал, что дескриптор «навязан» движению книгой. [ 10 ] Кийимба также не согласился с изображением группы как АИК. [ 13 ]

После инцидента в лесу Шакахола в Уганде в 2023 году, в результате которого погибло много членов культа, его лидера сравнили с Кибветире, и начались дискуссии о том, что могло привести к обоим таким инцидентам. Газета Ugandan Daily Monitor впоследствии сделала обзор «Призраков Канунгу» , похвалив его как «очень читаемое» произведение и отметив, что оно сосредоточено на контексте истоков движения. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Матого, Филипп (30 апреля 2023 г.). «От Канунгу до Малинди, культовая религия сохраняется» . Ежедневный монитор . Кампала . Проверено 4 августа 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уайт, Сьюзен Рейнольдс (декабрь 2011 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Этнос: Журнал антропологии . 76 (4): 562–564. дои : 10.1080/00141844.2011.565127 . ISSN   0014-1844 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Акелло, Грейс (ноябрь 2010 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, тайна и обмен в Великих озерах Восточной Африки, автор Воукс Ричард». Социальная антропология . 18 (4): 503–505. дои : 10.1111/j.1469-8676.2010.00133_24.x . ISSN   0964-0282 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Хейнс, Наоми (2016). «Обзор призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Социальный анализ: Международный журнал социальной и культурной практики . 60 (3): 134–136. ISSN   0155-977X . JSTOR   26404945 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Дойл, Шейн (2015). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Африка: Журнал Международного африканского института . 85 (2): 366–367. ISSN   0001-9720 . JSTOR   24525745 .
  6. ^ Jump up to: а б «Доктор Ричард Воукс» . Школа антропологии и музейной этнографии . Оксфордский университет . Проверено 4 августа 2024 г.
  7. ^ Фардон, Ричард (2012). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки (серия по африканской антропологии)». Дела Африки . 111 (445): 673–675. ISSN   0001-9909 . JSTOR   23357177 .
  8. ^ Jump up to: а б Мерчисон, Джулиан М. (2015). «Обзор призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Американский этнолог . 42 (2): 377–378. ISSN   0094-0496 . JSTOR   43867920 .
  9. ^ Jump up to: а б с Пайп, Кэтриен (2014). «Обзор призраков плодородия, секретности и обмена Канунгу в Великих озерах Восточной Африки». Журнал религии в Африке . 44 (3/4): 428–429. ISSN   0022-4200 . JSTOR   43303328 .
  10. ^ Jump up to: а б Асамоа-Гьяду, Дж. Квабена (январь 2011 г.). «Призраки Канунгу. Плодородие, секретность и обмен в великих озерах Восточной Африки. Ричард Воукс. (Африканская антропология.) Стр. xiv + 240, включая 3 карты и 24 болезни. Кампала: Fountain Publishers / Woodbridge: Джеймс Карри, 2009. 55 фунтов стерлингов 978 9970 02 732 3; 978 1 84701 009 4". Журнал церковной истории . 62 (1): 203–204. дои : 10.1017/S0022046910002952 . ISSN   1469-7637 .
  11. ^ Jump up to: а б с Бейдельман, Т.О. (2015). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 242–243. ISSN   1359-0987 . JSTOR   43907854 .
  12. ^ Уоллисс, Джон (2014). «Апокалипсис в Уганде: Движение за восстановление десяти заповедей Божьих десять лет спустя». В Льюисе, Джеймс Р .; Кьюсак, Кэрол М. (ред.). Священное самоубийство . Издательство Эшгейт . стр. 123–125. ISBN  978-1-4094-5086-3 .
  13. ^ Jump up to: а б Кийимба, Кизито (2017). «Анализ эпистемической связи между католической религией и насилием в истории Уганды». Журнал по изучению религии . 30 (1): 26–51. дои : 10.17159/2413-3027/2017/v30n1a2 . ISSN   1011-7601 .
  14. ^ Рейнджер, Теренс (декабрь 2012 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». История и антропология . 23 (4): 507–510. дои : 10.1080/02757206.2012.726718 . ISSN   0275-7206 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62b6719a00ac856596fbb27ef493e639__1724293260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/39/62b6719a00ac856596fbb27ef493e639.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghosts of Kanungu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)