Призраки Канунгу
![]() | |
Автор | Ричард Воукс |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Африканская антропология |
Предмет | Движение за восстановление десяти заповедей Божьих |
Издатель | Издательство Fountain / Джеймс Карри |
Дата публикации | 2009 |
Страницы | 240 |
ISBN | 978-9970-02-732-3 |
ОКЛК | 837174529 |
276.7’61082 | |
Класс ЛК | BX9998 .V64 2009 г. |
«Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки» — это книга Ричарда Воукса о культе « Движение за восстановление десяти заповедей Бога» (MRTC), печально известном гибелью сотен его членов в то, что альтернативно называлось массовым самоубийством или массовым убийством в 2000 году. Книга была опубликована совместно угандийским издателем Fountain Publishers и Джеймсом Карри в 2009 году. группы Книга, представляющая собой этнографию , анализирует MRTC в контексте более широкого религиозного контекста Уганды и пытается показать, что привело к смертям.
Он помещает MRTC в контекст религии и истории Уганды того времени, уделяя особое внимание влиянию Ньябинги , набора местных религиозных практик, используемых для исправления несчастий, которые, как утверждает Воукс, позже были заменены Девой Марией и объединены с ней. . Он также сосредотачивается на том, как на его рост повлияла борьба со СПИДом и католическое религиозное влияние. Это противоречит общепринятой теории о MRTC, согласно которой лидеры группы совершили массовые убийства; вместо этого он утверждает, что на самом деле это было массовое самоубийство и что мертвые, которые, как полагают, стали жертвами массовых убийств, на самом деле были жертвами малярии несколько лет назад.
«Призраки Канунгу» были встречены весьма положительно. Рецензенты похвалили его за качество и стиль письма; несколько обзоров сравнили его с детективом . Выводы книги получили в основном высокую оценку: рецензенты назвали их правдоподобными и хорошо обоснованными, хотя некоторые комментаторы не согласились с классификацией Воукса в отношении организации или ее аспектов. Некоторая незначительная критика была высказана в адрес ясности и открытого характера книги.
Фон
[ редактировать ]После 1980-х годов в Уганде наблюдался рост числа харизматических религиозных лидеров и движений. [ 1 ] милленаристское религиозное Одним из них было Движение за восстановление десяти заповедей Бога, движение , церковь, инициированная африканцами (AIC), созданная коренными африканцами, а не миссионерами. [ 2 ] [ 1 ] Группу возглавляли Джозеф Кибветере и Середония Мверинде . [ 3 ]
В марте 2000 года несколько сотен трупов были найдены в сгоревшем здании на одной из резиденций группировки. [ 2 ] Первоначально считалось, что они погибли в результате массового самоубийства , но обнаружение еще нескольких сотен тел в братских могилах в других местах расположения группы заставило более поздних следователей предположить, что это, возможно, было массовое убийство . [ 2 ] [ 4 ] Лидеры группировки так и не были найдены. [ 5 ] Этот инцидент попал в новости всего мира, но многие события, связанные с ним, оставались запутанными, и Комиссия по расследованию этого дела так и не опубликовала отчет; один рецензент утверждал, что это отчасти связано со сложностью проблемы, а другой назвал это частью «глобального забвения», которое правительство Уганды поощряло, чтобы избежать неловкости. [ 3 ] [ 5 ]
Ричард Воукс — доцент кафедры антропологии Университета Западной Австралии . [ 6 ] Он начал работу над докторской диссертацией в Уганде в 2001 году; Самоубийства в MRTC произошли всего через неделю после его прибытия в Кампалу . [ 5 ] Он проводил полевые исследования в районе Великих озер Восточной Африки, а также в западной части Индийского океана. Он получил докторскую степень по социальной антропологии в Оксфордском университете в 2004 году и является автором нескольких книг и сборников. [ 6 ]
Публикация
[ редактировать ]Книга основана на восьмилетнем этнографическом исследовании, которое провел Воукс. [ 3 ] Расследуя деятельность MRTC, Воукс путешествовал, связываясь с бывшими членами, родственниками и другими людьми, которые могли знать о группе, находясь в деревенском доме. Он выучил языки рунянколе и рукига и установил множество отношений с людьми, которых встретил во время расследования. При написании книги он проанализировал множество первоисточников, включая газеты, архивы и фотографии. [ 2 ] Поскольку многие участники были мертвы, он полагался в основном на рассказы перебежчиков и родственников, а также на опубликованные работы группы. [ 4 ] Книга была опубликована совместно Джеймсом Карри и издательством Ugandan Fountain Publishers . [ 2 ] После публикации он вошел в шорт-лист премии Херсковица . [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]«Призраки Канунгу» открываются прологом, описывающим обнаружение смертей, а также непосредственное расследование и освещение произошедшего в СМИ. Воукс рассказывает о том, как он только недавно приехал в страну и пытался убить время, когда, сидя в отеле, увидел, как об этом объявили в новостях; Позже он случайно подъехал к месту преступления, но полицейский не разрешил ему войти. Первоначально средства массовой информации изображали группу как суицидальный культ тысячелетия, совершивший массовое самоубийство, сравнивая его с несколькими пресловутыми культовыми самоубийствами в прошлом, но всего несколько дней спустя история изменилась: группа совершила массовые убийства после обнаружения других тел. Воукс утверждает, что такой вывод был сделан полицией Уганды под давлением иностранных журналистов.
Он описывает «единственное правдоподобное объяснение», появившееся в этот период, заключающееся в том, что члены группы хотели вернуть свои деньги после неудавшегося пророчества, что привело к тому, что руководство группы решило убить несогласных членов, но из-за растущего уровня инакомыслия это произошло. переросло в массовое убийство. Воукс называет эту теорию «правдоподобной», но в то же время «надуманной»; по его мнению, это привело к закрытию дела международными СМИ из-за их неспособности дать обычное изложение дела. Во введении, которое следует за этим, Воукс излагает цели книги и то, что он называет ее основным аргументом. Введение во многом подводит итог остальной части книги. Он отмечает секретность группы по сравнению с другими АИК, которую он рассматривает как один из странных аспектов дела, и говорит, что это показывает, что легче всего понять, что группа представляла собой, по крайней мере большую часть своей истории, сеть секретных агентов. группы. Во введении суммируются аргументы книги, в том числе их отношение к Ньябинги , организация, в основном рассматривала группу колониального сопротивления, действовавшую в начале 20-го века, но на самом деле ее основная цель заключалась в возмещении ущерба за несчастья.
Под влиянием католической церкви со стороны колониальных миссионеров она начала выполнять социальную роль, которую когда-то выполнял Ньябинги, особенно посредством таинства исповеди . Пытаясь обратить местное население в свою веру, они использовали их верования; поклонение Деве Марии использовалось миссионерами вместо поклонения Ньябинги. В то время как миссионеры рассматривали Марию как альтернативу Ньябинги, новообращенные рассматривали ее как ее трансформацию. Воукс считает, что эта модель христианской мысли находится под сильным влиянием космологии коренных народов кига , и многие старые практики и термины Ньябинги были преобразованы в католические. Многие из этих марианских сетей распространились по всему региону с ростом популярного христианства в Уганде в целом, что привело к увеличению количества сообщений о марианских видениях . Воукс представляет MRTC как AIC, начинающуюся как филиал Легиона Марии (католическая организация, в основном женская).
Его лидер Джозеф Кибвитере в 1984 году пережил видение Марии, в котором видение Марии сказало ему, что человечество развратилось и что единственный способ спасти человечество - это вернуться к Десяти Заповедям . После этого видения он покинул Кабале , присоединился к Легиону Марии и отправился навещать других провидцев и передавать их видения. В 1989 году он встретил другую провидицу, Середонию Мверинде, которая рассказала ему, что получила видение, сообщающее ей, что вскоре она встретит человека по имени Джозеф, с которым она изменит мир. Воукс называет ключевым событием создание MRTC. По словам Воукса, на членство повлияло желание решить проблемы бесплодия, полигамии и болезней, но на него также повлияла СПИДа эпидемия в Уганде; территория, в которой они действовали, сильно пострадала от этой болезни, и в период ее тяжести ее число быстро росло.
Затем Воукс выступает против типичной интерпретации событий, согласно которой лидеры группы совершили массовое убийство. Он поднимает несколько вопросов в связи с этой идеей, отмечая, что, хотя ключевым доказательством было то, что мертвые продали все свое имущество, они сделали это от отчаяния, и им больше некуда было обратиться. Он описывает то, что произошло, как результат как влияния участников, так и продукта сил, находящихся за их пределами. Он отмечает свое «последнее разоблачение», когда он брал интервью у бывшего члена MRTC, который, не соглашаясь с основным аспектом гипотезы об убийстве, сказал ему, что несколько лет назад на самом деле была крупная эпидемия малярии , и что именно об этом говорят органы. в ямы пришли. Воукс утверждает, что это совпадает с эпидемией, произошедшей там в 1998 году, и что из-за небольшого количества признаков насилия на телах ям и их поздней стадии разложения вполне вероятно, что его история была точной; Хотя он говорит, что эти доказательства являются косвенными, он говорит, что они не противоречат никаким полицейским доказательствам. Воукс утверждает, что основная группа смертей не была связана между собой и фактически представляла собой массовое самоубийство с небольшими признаками сопротивления со стороны мертвых.
В эпилоге Воукс обсуждает последствия действий MRTC. Он говорит, что смерти MRTC приводят ко многим изменениям в политическом ландшафте Уганды; местные власти были крайне смущены этим делом (особенно после того, как стало известно, что несколько местных чиновников заключили сделки с организацией), и пожары были использованы как инструмент для продвижения статуса округа Канунгу как региона, что и удалось. Это привело к критике правительства, и религиозные власти региона начали предпринимать шаги, чтобы предотвратить повторение подобных действий. В заключение он обсуждает некоторые «воображаемые»; несколько человек, с которыми он беседовал, рассказывали, что их преследовали мертвецы Канунгу, и отмечает, что он начал воображать, что «призраки Канунгу, по крайней мере, признали мои собственные скромные усилия, записать подробности их жизни и придать некоторый смысл как и почему они встретили свой окончательный, трагический конец».
Прием
[ редактировать ]Книга получила признание рецензентов. Ричард Фардон из Лондонского университета назвал ее «убедительной», назвав ее «одной из выдающихся африканских этнографий последних лет» и «захватывающей от начала до конца». [ 7 ] В обзоре журнала «Американский этнолог» книга названа «превосходным» примером антропологии групп, которые легко неправильно понять, и «жизненно важным вкладом в изучение MRTC». Они высоко оценили исследование и заявили, что оно дает важное противодействие типичным «загадкам», обсуждаемым вокруг MRTC и подобных групп. [ 8 ] Шейн Дойл из журнала Africa охарактеризовал книгу как «замечательную» и «впечатляюще исследованную». [ 5 ]
Написание и стиль получили высокую оценку. [ 9 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] Кэтриен Пайп похвалила письмо как беглое, отметив его привлекательность для различной аудитории и заявив, что оно «расширяет африканистскую библиотеку». [ 9 ] Сьюзан Рейнольдс Уайт сказала, что это показало, «какими могут быть африканские исследования в своих лучших проявлениях», назвав это «проявлением силы в исторической этнографии и антропологической детективной работе». Она сказала, что книга понравится многим зрителям, в том числе исследователям Африки и угандийцам, и что все читатели оценят стиль и элементы «детектива». [ 2 ] Многие рецензенты сравнили книгу с детективом. [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ] Т.О. Бейдельман охарактеризовал это как «журналистское расследование крупного тайного убийства» и сказал, что создается впечатление, будто большая часть информации была скрыта заинтересованными властями. [ 11 ] Бейдельман также жаловался, что в книге во многих отношениях неясно, что произошло и что к этому привело, утверждая, что «если автор пишет детективное убийство, он или она должны ожидать, что читатель захочет получить больше ответов, чем дает эта провокационная книга. " [ 11 ]
Выводы, к которым пришел Воукс, получили высокую оценку. Наоми Хейнс, пишущая для журнала Social Analysis , сказала, что «Призраки Канунгу» были «убедительно аргументированы и убедительны», назвав выводы правдоподобными. [ 4 ] Джон Уоллисс в книге « Священное самоубийство » 2014 года в своем обзоре рассказов о том, что могло произойти, говорит, что нашел теорию Воукса «самой убедительной» из всех предложенных теорий из-за качества его полевых исследований и того факта, что он отвечает на вопрос о том, почему не было никаких доказательств пророчества 1999/2000 годов (вместо этого Воукс предполагает, что это было 2000/2001 год). Он описывает теорию Воукса о самих смертях, согласно которой тела, найденные после пожара, не были связаны друг с другом, как «без сомнения, самый радикальный аспект» книги, отмечая ее отказ от обычной интерпретации событий. Он отмечает, что, как говорит сам Воукс, эта теория может быть оспорена новыми доказательствами. [ 12 ] В анализе насилия и религии в Уганде Кизито Кийимба из « Журнала изучения религии» назвал его «наиболее авторитетным анализом» того, что привело к смертям, заявив, что он во многом согласен с интерпретацией Воукса и что он сделал ценный анализ. работа. Однако он утверждал, что интерпретация Воукса могла быть «чрезмерно материалистической», а также редукционистской и что она не могла объяснить некоторые аспекты. [ 13 ]
Другие рецензенты не согласились с некоторыми аспектами его заключения или сочли их неубедительными. Журнал History and Anthropology охарактеризовал работу Воукса как «особенно убедительную» в том смысле, что она показала, как MRTC подвержен международному влиянию, но раскритиковал ее вывод как «наименее убедительный» аспект книги. Они пришли к положительному выводу, охарактеризовав его как «превосходное сочетание истории, этнографии и чувства фундаментальной преемственности». [ 14 ] Грейс Акелло охарактеризовала книгу как «хорошо написанную и доступную» и сказала, что ее основные выводы «методологически обоснованы». [ 3 ] Однако она поставила под сомнение выводы Воукса о том, что поклонники MRTC Ньябинги, учитывая, что представленные им доказательства и собственные цели группы, похоже, больше связывают их с католической церковью, а также использование нескольких информаторов в Новой Зеландии (которые имели доступ только к фотографии) для проверки некоторых данных вместо людей, которые были на месте происшествия. [ 3 ] Американский этнолог утверждал, что книга поднимает вопросы о природе доказательств в этнографии, а также поднимает вопрос о том, «облегчает или препятствует его расстояние от событий во времени» этнографический анализ. [ 8 ] Хейнс хотел, чтобы в книге было больше упоминаний о литературе по независимому африканскому христианству или другим типам христианства; она считала, что эти вопросы в книге рассматриваются как поверхностные, и хотела, чтобы больший акцент был сделан на сравнительном религиоведении. [ 4 ] Ученый Дж. Квабена Асамоа-Гьяду, однако, поставил под сомнение оценку MRTC как AIC и считал, что дескриптор «навязан» движению книгой. [ 10 ] Кийимба также не согласился с изображением группы как АИК. [ 13 ]
После инцидента в лесу Шакахола в Уганде в 2023 году, в результате которого погибло много членов культа, его лидера сравнили с Кибветире, и начались дискуссии о том, что могло привести к обоим таким инцидентам. Газета Ugandan Daily Monitor впоследствии сделала обзор «Призраков Канунгу» , похвалив его как «очень читаемое» произведение и отметив, что оно сосредоточено на контексте истоков движения. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Матого, Филипп (30 апреля 2023 г.). «От Канунгу до Малинди, культовая религия сохраняется» . Ежедневный монитор . Кампала . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уайт, Сьюзен Рейнольдс (декабрь 2011 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Этнос: Журнал антропологии . 76 (4): 562–564. дои : 10.1080/00141844.2011.565127 . ISSN 0014-1844 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Акелло, Грейс (ноябрь 2010 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, тайна и обмен в Великих озерах Восточной Африки, автор Воукс Ричард». Социальная антропология . 18 (4): 503–505. дои : 10.1111/j.1469-8676.2010.00133_24.x . ISSN 0964-0282 .
- ^ Jump up to: а б с д Хейнс, Наоми (2016). «Обзор призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Социальный анализ: Международный журнал социальной и культурной практики . 60 (3): 134–136. ISSN 0155-977X . JSTOR 26404945 .
- ^ Jump up to: а б с д Дойл, Шейн (2015). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Африка: Журнал Международного африканского института . 85 (2): 366–367. ISSN 0001-9720 . JSTOR 24525745 .
- ^ Jump up to: а б «Доктор Ричард Воукс» . Школа антропологии и музейной этнографии . Оксфордский университет . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Фардон, Ричард (2012). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки (серия по африканской антропологии)». Дела Африки . 111 (445): 673–675. ISSN 0001-9909 . JSTOR 23357177 .
- ^ Jump up to: а б Мерчисон, Джулиан М. (2015). «Обзор призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Американский этнолог . 42 (2): 377–378. ISSN 0094-0496 . JSTOR 43867920 .
- ^ Jump up to: а б с Пайп, Кэтриен (2014). «Обзор призраков плодородия, секретности и обмена Канунгу в Великих озерах Восточной Африки». Журнал религии в Африке . 44 (3/4): 428–429. ISSN 0022-4200 . JSTOR 43303328 .
- ^ Jump up to: а б Асамоа-Гьяду, Дж. Квабена (январь 2011 г.). «Призраки Канунгу. Плодородие, секретность и обмен в великих озерах Восточной Африки. Ричард Воукс. (Африканская антропология.) Стр. xiv + 240, включая 3 карты и 24 болезни. Кампала: Fountain Publishers / Woodbridge: Джеймс Карри, 2009. 55 фунтов стерлингов 978 9970 02 732 3; 978 1 84701 009 4". Журнал церковной истории . 62 (1): 203–204. дои : 10.1017/S0022046910002952 . ISSN 1469-7637 .
- ^ Jump up to: а б с Бейдельман, Т.О. (2015). «Обзор Призраков Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 242–243. ISSN 1359-0987 . JSTOR 43907854 .
- ^ Уоллисс, Джон (2014). «Апокалипсис в Уганде: Движение за восстановление десяти заповедей Божьих десять лет спустя». В Льюисе, Джеймс Р .; Кьюсак, Кэрол М. (ред.). Священное самоубийство . Издательство Эшгейт . стр. 123–125. ISBN 978-1-4094-5086-3 .
- ^ Jump up to: а б Кийимба, Кизито (2017). «Анализ эпистемической связи между католической религией и насилием в истории Уганды». Журнал по изучению религии . 30 (1): 26–51. дои : 10.17159/2413-3027/2017/v30n1a2 . ISSN 1011-7601 .
- ^ Рейнджер, Теренс (декабрь 2012 г.). «Призраки Канунгу: плодородие, секретность и обмен в Великих озерах Восточной Африки». История и антропология . 23 (4): 507–510. дои : 10.1080/02757206.2012.726718 . ISSN 0275-7206 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Огонь Канунгу , мультимедийный сайт от Vokes
- Аккаунт Вокса на Flickr , на котором представлены изображения, включенные в книгу.