СС Гедания
![]() СС Гедания , построен в 1919 году.
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка | Данциг (на латыни) |
Владелец |
|
Оператор |
|
Строитель | Ховальдсверке , Киль |
Номер двора | 587 |
Запущен | сентябрь 1919 г. |
Завершенный | Октябрь 1920 г. |
Не работает | 25 июля 1960 г. |
Порт приписки | |
Идентификация | |
Судьба | Распались в Инверкитинге Тосом . В. Уорд |
Общие характеристики | |
Тип | Танкер |
Тоннаж | |
Длина | 499 футов 0 дюймов (152,10 м) |
Луч | 64 фута 0 дюймов (19,51 м) |
Глубина | 31 футов 7 дюймов (9,63 м) |
Установленная мощность | |
Движение | Howaldtswerke 4-цилиндровый четырехцилиндровый двигатель расширения |
Скорость | 10 + 1 ⁄ узла ( 19,0 км/ч; 11,8 миль в час) |
SS Gedania — нефтяной танкер, построенный в 1919–1920 годах в Киле , Германия, для трансатлантических поставок компании Standard Oil of New Jersey в Германию и зарегистрированный под флагом Вольного города Данциг . В 1940 году танкер был реквизирован Кригсмарине и переоборудован в корабль обеспечения военно-морских операций в Атлантике. Во время первой миссии в июле 1941 года по поддержке торговых рейдов немецкого линкора «Бисмарк» и крейсера «Принц Ойген» « Гедания» была захвачена и принята на вооружение британского министерства военного транспорта под названием «Эмпайр Гарден» . В 1947 году он вернулся в коммерческую эксплуатацию под названием «Южный сад» компании «Южная Георгия», перевозя китовый жир из южной Атлантики и доставляя припасы и персонал на китобойные станции. Танкер был разбит в 1960 году.
Строительство
[ редактировать ]Паровой танкер Gedania был спущен на воду в сентябре 1919 года компанией Howaldtswerke в Киле под номером верфи 587 и получил латинское название Данцига . [ 1 ] [ 2 ] Это был первый из пары, заказанной перед Первой мировой войной компанией Deutsch-Amerikanische Petroleum Gesellschaft (DAPG, German-American Petroleum Company ), немецким филиалом Standard Oil of New Jersey (второй, верфь номер 588, был построен в 1921 году как Vistula). ). [ 3 ] [ 4 ]
В построенном виде Гедания имела длину 499 футов 0 дюймов (152,10 м), ширину 64 фута 0 дюймов (19,51 м) и глубину 31 фут 7 дюймов (9,63 м). Танкер имел водоизмещение 8 966 GRT и 5 107 NRT . Он был оснащен 4-цилиндровым двигателем четырехкратного расширения мощностью 404 л.с. , также произведенным Howaldtswerke, с одновинтовым гребным винтом, что обеспечивало кораблю рабочую скорость 10,5 узлов (12,1 миль в час; 19,4 км/ч). [ 5 ]
Регистр и гражданская карьера
[ редактировать ]В 1919 году, еще до того, как два корабля были завершены, они были переданы Baltisch-Amerikanische Petroleum Import Gesellschaft (BAPIG), дочерней компании Standard Oil в Вольном городе Данциг , и зарегистрированы там, чтобы не участвовать в о военных репарациях соглашениях о военных репарациях в соответствии с соглашением 1919 . Версальский договор года, в результате которого DAPG потеряла корабли под немецким флагом. [ 4 ]
Во время службы в BAPIG судно в основном использовалось для перевозки нефти из портов побережья Мексиканского залива США и Мексики в Германию. Вильгельм Антон Ридеманн был одним из партнеров Standard Oil в DAPG. [ 6 ] которая в 1928 году была переименована в Waried Tankschiff Rhederei GmbH из Гамбурга; два года спустя эта компания стала судовым менеджером « Гедании » . [ 5 ] В 1933 году право собственности на танкер перешло к компании Waried, а реестр был изменен с Данцига на Гамбург под немецким флагом. [ 7 ]
низкого давления Bauer-Wach В 1922 году была дополнительно установлена выхлопная турбина , увеличившая мощность двигателя с 404 л.с. до 462 л.с. и л.с. 3000 [ 7 ] [ 8 ]
Реквизиция
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война, Гедания плыл из Арубы в Германию. Чтобы избежать захвата, корабль был вынужден искать убежища в порту Лас-Пальмас на Канарских островах. 1 октября 1940 года «Гедания» была реквизирована Кригсмарине и 15 октября 1940 года ей было приказано отплыть в Сен-Назер для оснащения и прибыть 2 ноября 1940 года. [ 1 ]
В Сен-Назере корабль был переоборудован в нефтяную станцию для снабжения немецкого линкора «Бисмарк» и получил кодовое название «Майкафер» (« Мухий жук »). [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ]
Экипаж
[ редактировать ]В начале своей военной карьеры у Гедания был экипаж из 101 человека, из которых 45 были моряками Кригсмарине. Старшим военно-морским офицером на борту был корабельный врач. [ 1 ]
Оснащение и расходные материалы
[ редактировать ]Корабль подвергся обширной модификации с целью расширения доступного пространства для припасов. [ 1 ] Были внесены следующие структурные изменения:
- Кладовые должны были быть построены ниже главной палубы, в носовой части.
- Холодильник был доставлен и установлен.
- В тылу были созданы кладовые для пленных. Первоначально военно-морской архитектор Вильгельм Мейер запросил комнаты на 300 заключенных, но было принято решение предоставить места только для 120 человек.
- В носовом грузовом отсеке был создан магазин боеприпасов.
- Были установлены две моторные лодки для использования в качестве спасательных средств.
- две 7,5-см пушки с большими стереоскопическими дальномерами и четыре 2-см зенитные пушки . На кормовой удлиненной шлюпочной палубе были установлены
- Anschütz . гирокомпас На мостике был установлен
При подготовке к отплытию в Сен-Назере были доставлены следующие припасы: [ 1 ]
- 48 торпед с боеголовками.
- 48 пистолетов-торпед, детонаторы и капсюли.
- 200 галлонов смазочного масла и такое же количество торпедного топлива.
- 500 снарядов и 500 кордитовых зарядов для 15-см орудий.
- 1600 патронов фиксированного калибра 10,5 см.
- 1000 патронов фиксированного калибра 7,5 см.
- 2000 патронов фиксированного калибра 2,0 см.
- Крупногабаритный груз дизельного и бункерного топлива
- Коллекция инженерных инструментов и два 8-дюймовых токарных станка.
- Беспроводной передатчик (БТ), пеленгатор и два переносных комплекта БТ для использования на берегу.
- Коллекция консервов, в которую входили масло, колбасы и фрукты.
- Коллекция замороженного мяса и овощей, включая бекон и картофель, которые начали гнить к моменту захвата корабля.
Оперативный круиз военного времени
[ редактировать ]«Гедания » отплыла из Сен-Назера в 08:00 25 мая 1941 года и прибыла в Ла-Паллис в 21:30 того же дня. [ 1 ] В порту Ла-Паллис « Гедания » ждала дальнейших распоряжений. [ 1 ] Набрав около 60 длинных тонн (67 коротких тонн) пресной воды, во второй половине дня 29 мая он отплыл в сопровождении вооруженных траулеров в южном направлении, которое должно было привести его в сторону Бильбао . [ 1 ] Затем она поплыла на запад, следуя вдоль побережья Испании, наконец пересекла 44-ю параллель к западу от Ла-Корунья . [ 1 ] Днем 4 июня 1941 года на позиции 44 ° с.ш. 27 ° з.д. / 44 ° с.ш. 27 ° з.д. « Гедания» была перехвачена океанским абордажным судном HMS Marsdale и после двухчасовой погони, [ 11 ] корабль был захвачен, а весь экипаж попал в плен. [ 1 ] Десантный отряд посетил корабль, чтобы найти любые криптографические материалы, которые, возможно, не были уничтожены, и отправить его в Шотландию. [ 11 ] Экипаж оставил заряды для затопления, поскольку они покинули корабль в соответствии с инструкциями, но повреждения корабля были недостаточными, чтобы его потопить, и вскоре он был достаточно отремонтирован, чтобы его можно было вывести под пар. [ 11 ]
Хотя « Гедания» была ветераном многих круизов, ее первый военный круиз оказался для нее последним. [ 1 ] Первоначально предполагалось, что корабль будет служить судном снабжения подводных лодок в южной части Атлантического океана . [ 1 ] Однако было замечено, что на борту корабля находились особые боеприпасы, которые могли использоваться только надводными кораблями, а также место для 120 заключенных, что указывает на миссию по снабжению надводных кораблей. [ 1 ] Когда экипаж был допрошен, некоторые полагали, что « Гедания» в случае необходимости встретится с «Бисмарком» и крейсером «Принц Ойген» , хотя никаких конкретных инструкций предоставлено не было. [ 1 ] Конечно, первоначальная задача корабля заключалась в том, чтобы плыть в Центральную Атлантику, затем найти и взять на себя патрулирование танкера снабжения SS Egerland . « Гедания » должна была оставаться на позиции до тех пор, пока не будут переброшены все торпеды. Затем Западное командование должно было отдать обоим кораблям дальнейшие приказы. [ 1 ]
Служба под британским флагом
[ редактировать ]После захвата Гедания в Гринок , прибывшей 12 июня 1941 года. была доставлена абордажной командой [ 8 ] Танкер был переименован (MoWT) в Empire Garden Министерством военного транспорта , зарегистрирован в Лондоне ( официальный номер 168211) и передан под управление Gow, Harrison & Co. [ 12 ] [ 13 ] Несмотря на ремонт в Великобритании повреждений, возникших в результате затопления при переоборудовании в военно-морской танкер, он продолжал требовать дальнейшего внимания во время службы в MoWT. Танкер был поврежден пожаром в Сингапуре в 1946 году и выпущен Королевским флотом только в марте 1947 года. Обратный рейс из Гонконга в Великобританию через Абадан занял шесть месяцев с остановками для ремонта в Сингапуре, Коломбо и Карачи . [ 14 ] [ 15 ]
На пути в Великобританию Empire Garden был приобретен у MoWT компанией South Georgia Company, дочерней компанией Christian Salvesen компании в Южном океане , для использования в качестве корабля снабжения для китобойных операций , базирующихся в Лейт-Харборе , остров Южная Георгия . [ 8 ] [ 16 ] Корабль был переименован в «Южный сад» и зарегистрирован в Лейте , Шотландия. [ 2 ] Помещение, построенное в 1940 году и предназначенное для заключенных, было модернизировано для перевозки экипажей местных китоловов и других сотрудников. [ 17 ] Во время капитального ремонта корабль загорелся, а при выходе из Ливерпуля в мае 1948 года возникла неисправность двигателя, потребовавшая возвращения для ремонта в Биркенхеде , где вспыхнул еще один пожар. [ 14 ] По возвращении из Южной Георгии у корабля возникла новая неисправность двигателя, и ему пришлось оказать помощь, прежде чем отправиться в Саут-Шилдс для капитального ремонта. [ 8 ] [ 18 ] После возвращения из китобойного сезона 1959–1960 годов «Южный сад» был поставлен на стоянку у Саутенд-он-Си и продан в июле 1960 года Британской металлургической корпорации для сноса. [ 19 ] Утилизацию проводила компания Thos. У. Уорд в Инверкитинге , Файф . [ 2 ] [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п CB 4051(28) Отчет о допросе военнопленных с немецких кораблей снабжения . Лондон: Адмиралтейство, Отдел военно-морской разведки. Сентябрь 1941 г. с. 25 . Проверено 23 ноября 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с « Гедания (1168211)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ « Висла (2232943)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Карлайл, Родни (апрель 2013 г.). «Данциг: недостающее звено в истории удобных флагов» (PDF) . Северный Моряк/Ле Марин дю Нор . XXIII (2): 135–139. дои : 10.25071/2561-5467.279 . S2CID 247203527 . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Реестр судов Ллойда: пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр судоходства Ллойда . 1930. с. б/н . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Райнер Карлш; Раймонд Г. Стоукс (2003). Нефтяной фактор: нефтяная промышленность Германии 1859–1974 гг. (на немецком языке). Ч. Бек. п. 56. ИСБН 978-3-406-50276-7 . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Реестр судов Ллойда: пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1933. с. б/н . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Густавсен, Ульф В. «1947 DS Южный сад» . Лардекс (на норвежском и английском языках). Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Джек П. Маллманн Шоуэлл (1999). Справочник ВМС Германии, 1939-1945 гг . Саттон. п. 39. ИСБН 978-0-7509-1556-4 . Проверено 19 ноября 2019 г.
- ^ Беркусон, Дэвид Дж; Хервиг, Хольгер Х (2002). Бисмарк . Лондон: Хатчинсон. п. 60. ИСБН 0-09-179516-8 .
- ^ Jump up to: а б с Найджел Уэст (28 апреля 2010 г.). Исторический словарь военно-морской разведки . Пугало Пресс. п. 118. ИСБН 978-0-8108-7377-3 . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Митчелл, Вашингтон; Сойер, А.С. (1990). Корабли Империи: отчет о торговых кораблях, построенных и приобретенных британцами во время Второй мировой войны (2-е изд.). Ллойд из Лондонской прессы. п. 437. ИСБН 1-85044-275-4 .
- ^ Реестр судов Ллойда: пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1945. с. б/н . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Корабль с Джинксом?» . Ливерпульское Эхо . № 21303. 21 мая 1948 г. с. 4 . Проверено 23 декабря 2019 г. - из Архива британской газеты.
- ^ «Доставка разведки» . Западные утренние новости . № 27309. Плимут. 2 августа 1947 г. с. 6 . Проверено 23 декабря 2019 г. - из Архива британской газеты.
- ^ "Новости". Судостроитель и судостроитель . Лондон: Судостроительная пресса. 1948. с. 420.
- ^ Эллиот, Джеральд (1998). Китобойное предприятие: Салвесен в Антарктике . Уилби, Норфолк: Издательство Майкла Рассела. п. 70. ИСБН 0859552411 .
- ^ «Китобои катаются в бочках» . Вечерние новости Шилдса . № 28001. Норт Шилдс. 18 января 1949 г. с. 4 . Проверено 23 декабря 2019 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Jump up to: а б «Продажа кораблей». Еженедельный журнал доставки Fairplay . Том. 196. Лондон: Публикации Fairplay. 4 августа 1960 г. с. 49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- корабли 1919 года
- Корабли, построенные в Киле
- Морские инциденты в июне 1941 г.
- Пароходы Германии
- Пароходы Соединенного Королевства
- Танкеры Соединенного Королевства
- Вспомогательные корабли Германии времен Второй мировой войны
- Захваченные корабли
- Имперские корабли
- Корабли Министерства военного транспорта