База Камрань
База ВВС Камрань | |
---|---|
Часть Тихоокеанских ВВС (ВВС США) ВВС Республики Вьетнам (RVNAF) Советская морская авиация Российская морская авиация Народные ВВС Вьетнама (VPAF) | |
Координаты | 11 ° 59'53 "с.ш. 109 ° 13'10" в.д. / 11,99806 ° с.ш. 109,21944 ° в.д. |
Тип | База ВВС |
Информация о сайте | |
Состояние | Совместный гражданский/военный аэропорт |
История сайта | |
Построен | 1965 |
В использовании | 1965 – настоящее время |
Битвы/войны | ![]() Вьетнамская война |
Информация об аэродроме | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||||||
Высота AMSL | 39 футов / 12 м | ||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
|
База ВВС Камрань расположена в заливе Камрань в провинции Кханьхоа , Вьетнам . Это была одна из нескольких авиабаз, построенных и использовавшихся ВВС США (USAF) во время войны во Вьетнаме .
База ВВС Камрань была частью крупного логистического комплекса в заливе Камрань, построенного Соединенными Штатами. Это был крупный военный морской порт, используемый Соединенными Штатами для выгрузки припасов, военной техники и в качестве крупной военно-морской базы. Подразделения армии, флота, корпуса морской пехоты и военно-воздушных сил имели соединения и подразделения, приписанные к объекту в заливе Камрань с момента его открытия в 1965 году до его закрытия в 1972 году в рамках сокращения вооруженных сил США в Южном Вьетнаме.
В период с 1979 по 2002 год объект использовался ВМФ СССР и ВМФ России .
Военное использование США авиабазы Камрань
[ редактировать ]


В апреле 1965 года CINCPAC поручил провести инженерные изыскания для нового аэродрома в заливе Камрань. [ 1 ]
В середине 1965 года американский строительный консорциум RMK-BRJ получил указание от начальника военно-морского флота, отвечающего за строительство RVN (OICC RVN), построить новый аэродром в заливе Камрань, начиная с временной взлетно-посадочной полосы длиной 10 000 футов (3 000 м), состоящей из 2,2 миллиона квадратных футов (200 000 квадратных метров) алюминиевых матов АМ-2 для размещения реактивных истребителей-бомбардировщиков. К сентябрю RMK-BRJ наняла на работу 1800 вьетнамских рабочих, более половины из которых составляли женщины. [ 2 ] Взлетно-посадочная полоса была построена за 50 дней: 16 октября 1965 года адмирал USG Sharp из CINCPAC заложил последнюю доску AM-2. [ 1 ] : 86 Аэродром был открыт для операций ВВС США 1 ноября 1965 года. [ 3 ] [ 2 ] Для использования ВВС США также были подготовлены грузовой перрон площадью 1,3 миллиона квадратных футов (120 000 квадратных метров) с использованием перфорированной стальной обшивки, объекты и коммунальные услуги аэропорта, столовые и жилые помещения площадью 25 000 квадратных футов (2300 квадратных метров). [ 3 ] : 148 К концу 1966 года RMK-BRJ и OICC RVN завершили строительство дополнительной бетонной взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки длиной 10 000 футов (3 000 м) на авиабазе. [ 3 ] : 277 После того, как бетонная взлетно-посадочная полоса была построена, первоначальную взлетно-посадочную полосу АМ-2 пришлось демонтировать и заменить новой бетонной взлетно-посадочной полосой. [ 1 ] : 67 Кроме того, в период с июня по сентябрь инженеры армии США построили склады топлива, проложили 30 миль (48 км) дорог и удлинили пирс, прежде чем передать работу RMK-BMJ. [ 1 ] : 86
В июле 1965 года планировалось, что три истребительные эскадрильи будут переброшены на авиабазу Камрань после ее завершения в октябре. [ 1 ] : 64 передовой отряд 43-й тактической истребительной эскадрильи 28 октября 1965 года на базу прибыл , эскадрилья, оснащенная истребителями-бомбардировщиками F-4C Phantom II, прибыла 1 ноября и на следующий день начала полеты над Южным Вьетнамом. [ 1 ] : 86
12-й тактический истребительный авиаполк
[ редактировать ]8 ноября 1965 года на базу был направлен 12-й тактический истребительный авиаполк , дислоцированный с базы ВВС Макдилл во Флориде. [ 4 ] 12-й TFW был первым постоянно закрепленным крылом F-4 Phantom II, направленным в Юго-Восточную Азию. Оперативные эскадрильи крыла в Камрани были:
- 557-я тактическая истребительная эскадрилья , 1 декабря 1965 г. - 31 марта 1970 г. (хвостовой код F-4C: XC) [ 4 ] [ 1 ] : 86
- 558-я тактическая истребительная эскадрилья , 8 ноября 1965 г. - 31 марта 1970 г. (хвостовой код F-4C: XD / XT) [ 4 ] [ 1 ] : 86
- 43-я тактическая истребительная эскадрилья 8 ноября 1965 г. - 4 января 1966 г. (F-4C) [ 4 ]
- : Заменено: 559-й тактической истребительной эскадрильей 1 января 1966 г. - 31 марта 1970 г. (хвостовой код F-4C: XN). [ 4 ] [ 1 ] : 87
- 391-я тактическая истребительная эскадрилья , 26 января 1966 г. - 22 июля 1968 г. (хвостовой код F-4C: XT) [ 4 ] перенаправлен с еще недостроенной авиабазы Фанранг [ 1 ] : 87
Из авиабазы Камрань крыло осуществляло непосредственную воздушную поддержку, перехват и боевое воздушное патрулирование над Южным Вьетнамом, Северным Вьетнамом и Лаосом . [ 1 ] : 87
Сильные дожди и сильные прибрежные ветры с декабря 1965 по март 1966 года подорвали песчаное основание первоначальной взлетно-посадочной полосы с алюминиевым покрытием и рулежных дорожек у основания, что потребовало постоянного обслуживания для сглаживания неровностей и замены поврежденного покрытия. [ 1 ] : 119–20
26 октября 1966 года и 23 декабря 1967 года президент США Линдон Б. Джонсон приземлился на базе во время своего единственного президентского визита в Южный Вьетнам , встретившись с военными США. [ 5 ]


К декабрю 1966 года авиабаза Камрань совершила более 27 000 рейсов самолетов в месяц. [ 1 ] : 172 Условия жизни на базе оставались спартанскими: тесные помещения, нехватка воды и электричества. [ 1 ] : 175
31 марта 1970 года в рамках процесса вьетнамизации 12-й TFW был переведен на авиабазу Фу Кат . [ 4 ]
Использование воздушного транспорта
[ редактировать ]Авиабаза также использовалась для стратегических и тактических воздушных перевозок. Грузы и персонал будут прибывать из Соединенных Штатов на логистические объекты в заливе Камрань на кораблях, а также на крупных транспортных самолетах Военно-воздушной транспортной службы / Военного командования воздушных перевозок (MAC), а затем передаваться на тактические воздушные перевозки для перемещения по Южному Вьетнаму. Исходящие грузы и персонал также будут обрабатываться через большой воздушный порт.
В ноябре 1965 года 315-й авиационной дивизии, эскадрильи C-130E базировавшиеся в Японии, Окинаве, Тайване и на Филиппинах, приступили к вылету с аэродрома. [ 6 ] C-130 с авиабазы Таншоннят и авиабазы Нячанг были перевезены в Камрань, как и C-123 . [ 1 ] : 143–5 В мае 1966 года C-130A, ранее использовавшиеся для операций с сигнальными кораблями на авиабазе Дананг, начали полеты из Камрани, и к ноябрю 1966 года там базировались 13 C-130A. [ 6 ]
1 декабря 1965 года на базе была задействована 14-я авиационная портовая эскадрилья для управления аэродромом. [ 6 ] : 191
В 1966 году на западной стороне аэродрома была построена новая рампа для обслуживания воздушных перевозок. Камрань оставалась основной авиабазой ВВС в Южном Вьетнаме до ее закрытия.
Самолеты MAC также летали в Камрань. 6485-я оперативная эскадрилья, базировавшаяся на аэродроме Тачикава (а позже переведенная на авиабазу Кларк 4 C-118 Liftmasters для эвакуации раненых. ), разместила на базе поочередно [ 7 ] [ 6 ] : 397 8 июля 1966 года 903-я авиационно-медицинская эвакуационная эскадрилья была создана на авиабазе Таншоннят и имела свое подразделение в Камрани. [ 6 ] : 399
В ноябре 1966 года первый самолет MAC C-141 Starlifter приземлился в авиабазе Камрань. [ 1 ] : 158 В апреле 1967 года начались полеты медицинской эвакуации с базы на базу ВВС Эндрюс . [ 1 ] : 229
483-е тактическое воздушное крыло
[ редактировать ]15 октября 1966 года 483-е авианосное крыло было задействовано в Камрани в составе недавно сформированной 834-й авиационной дивизии для эксплуатации бывших самолетов CV-2 Caribous армии США (позже переименованных в C-7A), которые передавались ВВС США. [ 1 ] : 146–7 [ 4 ] : 268–9 В состав 483-го TAW вошли следующие эскадрильи:
- 457-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 30 апреля 1972 г. (хвостовой код C-7A: KA) [ 4 ] : 268 [ 1 ] : 147
- 458-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 1 марта 1972 г. (хвостовой код C-7A: KC) [ 4 ] : 268 [ 1 ] : 147
- 459-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 1 июня 1970 г. [ 4 ] : 268
- 535-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 24 января 1972 г. [ 4 ] : 268–9
- 536-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 15 октября 1971 г. [ 4 ] : 269
- 537-я авианосная эскадрилья , 1 января 1967 г. - 24 января 1972 г. [ 4 ] : 269
- Королевские ВВС Австралии , 35-я эскадрилья 834-й авиационной дивизии, 1 января 1967 - 24 января 1972: Приписана к: армейскому аэродрому Вунгтау. [ 8 ]
В январе 1967 года на базе сформировали 483-ю сводную ремонтно-техническую эскадрилью. [ 6 ] : 370
15 августа 1967 года отряды С-130 315-й авиадивизии были переданы в состав 834-й авиадивизии как отряд 2, а к 4 января 1968 года этот отряд насчитывал 35 самолетов С-130А/С. [ 6 ] : 248
Благодаря своему расположению на полуострове, авиабаза Камрань была одной из наиболее защищенных баз ВВС США в Южном Вьетнаме и подверглась нападению с материка только накануне 4 марта 1968 года, когда двадцать семь выстрелов из 75-мм безоткатных орудий попали в базу в течение пяти минут. Единственным полученным ущербом стало возгорание большого запаса топливных пузырей, примыкающего к основной взлетно-посадочной полосе. [ 9 ]
Учитывая его безопасность и нападения на другие авиабазы, многие транспортные самолеты с других, менее безопасных баз, летали из Камрани в начале февраля. [ 10 ]
После расформирования 12-го тактического истребительного авиаполка 31 марта 1970 года 483-й стал базовым авиаполком в заливе Камрань.
В середине 1970 года на базу перебралась 903-я авиационно-медицинская эвакуационная эскадрилья. [ 6 ] : 400
9 июля 1970 года на базе приземлился первый MAC C-5 Galaxy . Из-за проблем с безопасностью и перегруженности других баз изначально это была единственная база, используемая C-5. [ 6 ] : 490
30 августа 1970 года Вьетконгом ракетный обстрел базы (ВК) уничтожил два резервуара для хранения реактивного топлива емкостью 420 000 галлонов. 24 мая 1971 года саперы ПАВН/ВК проникли на базу и взорвали резервуары с 1,5 миллионами галлонов авиационного топлива. [ 11 ] 25 августа 1971 года в результате атаки саперов ВК на склад трех видов боеприпасов базы было уничтожено более 6000 тонн боеприпасов на сумму более 10 миллионов долларов США. [ 12 ]
16 сентября 1970 года 39-я аэрокосмическая спасательно-восстановительная эскадрилья, оснащенная самолетами HC-130P, передислоцировалась с авиабазы Туйхоа в Камрань. [ 13 ] В марте 1971 года эскадрилья перебазировалась на базу Королевских ВВС Таиланда Корат . [ 13 ] : 115
С сентября 1971 года эскадрильи С-7 на базе начали выводить из строя. [ 6 ] : 535
1 декабря 1971 года крыло было переведено из 834-й авиационной дивизии непосредственно в штаб 7-й воздушной армии на авиабазе Таншоннят. В середине 1971 года он получил тактическую миссию по радиоэлектронной борьбе, а осенью 1971 года — миссию специальных операций. [ 4 ] : 268–9 Эти эскадрильи были:
- 20-я эскадрилья специальных операций , 1 сентября 1971 г. - 1 апреля 1972 г. ( UH – 1P , без хвостового кода) [ 4 ] : 268
- 90-я эскадрилья специальных операций , 1 сентября 1971 г. - 15 апреля 1972 г. [ 4 ] : 268
- 360-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы , 31 августа 1971 г. - 1 февраля 1972 г. ( EC-47N/P/Q : AJ) хвостовой код [ 4 ] : 268
- 361-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы , 31 августа - 1 декабря 1971 г. (хвостовой код EC-47N/P/Q: AL) [ 4 ] : 268
- 362-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы , 31 августа 1971 г. - 1 февраля 1972 г. (EC-47N/P/Q C-47H Хвостовой код: AN) [ 4 ] : 268
За службу во Вьетнаме 483-й дивизион был награжден двумя грамотами президента (21 января - 12 мая 1968 г.; 1 апреля - 30 июня 1970 г.) и тремя наградами ВВС за выдающиеся достижения в области боевых действий с устройством «V» (1 января - 30 апреля 1967 г.); 1 мая 1967 г. - 30 апреля 1968 г.; 1 июля 1970 г. - 31 декабря 1971 г.). [ 4 ] : 270
Вывод ВВС США и использование Южным Вьетнамом авиабазы Камрань
[ редактировать ]Начиная с 1 января 1972 года 483-е тактическое воздушное авиакрыло свернуло свою деятельность, а активные полеты прекратились к 31 марта. Подразделение было выведено из строя, а 15 мая 1972 года авиабаза Камрань была передана правительству Южного Вьетнама, что положило конец использованию этого объекта ВВС США. [ 6 ] : 536 [ 14 ]
После перехода к южновьетнамцам база была практически заброшена. Проще говоря, он был слишком велик для того, чтобы вьетнамцы могли его использовать. Базу медленно разграбили, забрав полезное оборудование, такое как кондиционеры, письменные столы, холодильники и другую мебель, а также окна, двери и гофрированные жестяные крыши из зданий, оставленных американцами, в результате чего осталось то, что можно было бы классифицировать как приходящий в упадок город-призрак. заброшенные здания. [ 15 ] [ 16 ]
ВВС Республики Вьетнам (RVNAF) использовали аэродром в качестве склада для многих своих самолетов A-1 Skyraider , в то время как сменные реактивные F-5 и A-37 использовались в операциях против PAVN с других, более мелких баз. [ 17 ]
3 апреля 1975 года 10-я дивизия PAVN продвинулась к заливу Камрань и, несмотря на рассеянное сопротивление армии Республики Вьетнам и авиаудары RVNAF, к 14:00 захватила всю территорию базы. [ 18 ]
Использование советскими и российскими объектами Камрани
[ редактировать ]
В 1979 году Советский Союз начал безвозмездно арендовать базу у Вьетнама по договору аренды сроком на 25 лет. База, помимо того, что служила центром связи и сбора разведывательных сигналов , облегчила советскую логистическую поддержку военно-морских сил, дислоцированных в Южно-Китайском море и Индийском океане. [ 19 ] База была особенно важна, учитывая характер тихоокеанских баз Советского Союза на Дальнем Востоке , которые, в отличие от тепловодной базы Камрань, были в различной степени ограничены из-за льда. [ 20 ] Первые советские военные корабли прибыли на базу в марте 1979 года. Помимо двух причалов, Советы добавили еще пять, а также построили два сухих дока, сооружения для приема атомных подводных лодок, хранилища топлива и оружия, а также казармы. При советской администрации Камрань стала крупнейшей военно-морской базой передового базирования за пределами Варшавского договора . Ежедневно на базе стояло около 20 кораблей и шесть ударных подводных лодок. [ 20 ] [ 21 ]
Кроме того, советская военно-морская авиация (А-ВМФ) разместила истребители МиГ-23 , Ту-16 , Ту-95 и самолеты морской разведки Ту-142 . на авиабазе Камрань [ 19 ] С 1982 по 1989 год в составе 169-го гвардейского смешанного авиационного полка ВМФ СССР летал на танкерах Ту-16 и Ту-16К (1-я эскадрилья); Ту-95РТС и Ту-142М летали в 1982–1993 годах в составе 2-й эскадрильи полка; и МиГ-23МЛД, конец 1984–1989 гг. (3-я эскадрилья). [ 22 ] С ноября 1986 года по декабрь 1993 года полк подчинялся непосредственно Тихоокеанскому флоту СССР . В 1980-е годы многие рейсы Токийского экспресса отправлялись на базу и обратно, иногда нарушая воздушное пространство Японии.
К 1989 году наступательные вооружения, в том числе МиГ-23 и Ту-16, были выведены, а численность личного состава сократилась вдвое с 5000 до 2500 человек. [ 21 ]
Российское правительство продолжило ранее существовавшую советскую договоренность в соглашении 1993 года, которое позволяло продолжать использовать базу для радиоразведки, в первую очередь для китайских коммуникаций в Южно-Китайском море. К этому времени российские самолеты были выведены, остался только вспомогательный персонал станции прослушивания .
В июне 2001 года правительство Вьетнама объявило, что после истечения срока аренды с Россией в 2004 году Вьетнам «не будет подписывать соглашение ни с какой страной об использовании залива Камрань в военных целях». [ 21 ] 17 октября того же года российское правительство объявило, что оно полностью уйдет из залива Камрань до истечения срока его бесплатной аренды в 2004 году из-за, как предполагалось, сокращения оборонного бюджета. [ 21 ] [ 23 ] Возвращение базы под контроль Вьетнама произошло 2 мая 2002 года. [ 24 ]
было подписано соглашение 25 ноября 2014 года во время визита в Сочи Нгуен Фу Чонга , устанавливающее стандарты использования российских военных кораблей в порту Камрань: [ 25 ] Российским кораблям нужно будет только предварительно уведомить вьетнамские власти перед заходом в залив Камрань, в то время как другие иностранные военно-морские силы будут ограничены только одним ежегодным заходом кораблей во вьетнамские порты. [ 26 ]
В январе 2015 года Минобороны России заявило, что российские самолеты-заправщики Ил-78 в прошлом году использовали залив Камрань, что позволило дозаправить стратегические бомбардировщики Ту-95, выполняющие полеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [ 27 ]
Текущее использование
[ редактировать ]19 мая 2004 года после капитальной реконструкции международный аэропорт Камрань принял первый коммерческий рейс. Камрань остается второстепенной базой ВВС Вьетнама , на которой размещается 920-я учебная эскадрилья. Военно-морские силы Вьетнама также имеют на базе небольшую взлетно-посадочную полосу вертикального взлета и посадки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шлайт, Джон (1999). ВВС США в Юго-Восточной Азии: Война в Южном Вьетнаме, годы наступления 1965–1968 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. п. 28. ISBN 978-0912799513 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2011 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Майерс, Л.Д.; Макпартленд, Э.Дж. (март – апрель 1966 г.). «Строительство временной авиабазы». Журнал инженера-строителя ВМФ . Бюро верфей и доков ВМС США.
- ^ Jump up to: а б с Трегаскис, Ричард (1975). Юго-Восточная Азия: строительство баз; История строительства в Юго-Восточной Азии . Вашингтон, округ Колумбия: суперинтендант отдела документации типографии правительства США. стр. 143–146. OCLC 952642951 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, истории происхождения и почестей 1947–1977 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. п. 27. ISBN 0-912799-12-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Президент и секретари путешествуют за границу Линдон Б. Джонсон» . Офис историка Государственного департамента. Архивировано из оригинала 9 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бауэрс, Рэй (1999). ВВС США в Юго-Восточной Азии: тактические воздушные перевозки (PDF) . Управление истории ВВС. п. 176. ИСБН 978-1782664208 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 мая 2018 г. . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Макгоуэн, Сэм (2012). Что угодно, где угодно и когда угодно: тактические воздушные перевозки в ВВС США и ВВС США от Второй мировой войны до Вьетнама . Авторский дом. п. 403. ИСБН 978-1468505641 .
- ^ «35-я эскадрилья RAAF» . Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала 22 мая 2018 года . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ K-WG-12-HI, 1 января - 31 марта 1968 г.
- ^ Налти, Бернард (2000). ВВС США в Юго-Восточной Азии: Война в Южном Вьетнаме Воздушная война над Южным Вьетнамом 1968–1975 гг. (PDF) . Программа истории и музеев ВВС. п. 31. ISBN 978-1478118640 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 ноября 2016 г. Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Ивер Петерсон (25 мая 1971 г.). «Вражеские диверсанты вторгаются на базу США и взрывают топливо». Нью-Йорк Таймс . п. 1.
- ^ Фокс, Роджер (1979). Авиабаза обороны в Республике Вьетнам 1961–1973 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. п. 164. ИСБН 978-1410222565 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2016 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Тилфорд, Эрл (1980). Поисково-спасательные работы в Юго-Восточной Азии, 1961–1975 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. п. 113. ИСБН 978-1410222640 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июля 2018 года.
- ^ «Залив Камрань: вывод войск США» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через www.youtube.com.
- ^ «Залив Камрань: Город-призрак. Часть 1» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через www.youtube.com.
- ^ «Залив Камрань: Город-призрак. Часть 2» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через www.youtube.com.
- ^ Микеш, Роберт С. (2005). Летающие драконы: ВВС Республики Вьетнам . Шиффер Паблишинг, ООО ISBN 0764321587 .
- ^ Вейт, Джордж (2012). Черный апрель Падение Южного Вьетнама 1973-75 гг . Книги встреч. п. 356. ИСБН 978-1594035722 .
- ^ Jump up to: а б Ачарья, Амитав (март 1988 г.). «Соединенные Штаты против СССР в Тихом океане: тенденции военного баланса». Современная Юго-Восточная Азия . 9 (4). Институт исследований Юго-Восточной Азии : 287–288. ISSN 1793-284X . JSTOR 25797972 . Обратите внимание, что в журнале неточно указано, что это были самолеты советских ВВС.
- ^ Jump up to: а б Бернштейн, Элвин Х.; Жиго, Поль (весна 1986 г.). «Советы в заливе Камрань». Национальный интерес (3). Центр национальных интересов : 21–22. ISSN 0884-9382 . JSTOR 42894411 .
- ^ Jump up to: а б с д Стори, Ян; Тайер, Карлайл А. (декабрь 2002 г.). «Залив Камрань: прошедшее несовершенное, будущее условное». Современная Юго-Восточная Азия . 23 (3). Институт исследований Юго-Восточной Азии: 452–473. ISSN 1793-284X . JSTOR 25798562 .
- ^ «169-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . WW2.дк. Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Тербер, Дэвид (27 марта 2002 г.). «Россия и Вьетнам договорились о выводе российских войск с базы в заливе Камрань к июлю» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Тербер, Дэвид (3 мая 2002 г.). «Россия завершает возвращение военно-морской базы Камрань Бэй Вьетнаму» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 14 мая 2007 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ "Москва швартуется к Камрани" . Третья Мировая Война – военно – политическое обозрение . Archived from the original on 22 June 2023 . Retrieved 15 October 2023 .
- ^ «Что следует делать Соединенным Штатам с заливом Камрань и местом России во Вьетнаме? | Блог cogitASIA CSIS по азиатской политике» . www.cogitasia.com . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «США просят Вьетнам прекратить помогать российским бомбардировщикам» . Рейтер . 11 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 г. Проверено 12 апреля 2015 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Милн, Дункан (1967). Официальные военные отчеты
- Эндикотт, Джуди Г. (1999). Действующие крылья ВВС по состоянию на 1 октября 1995 г.; Действующие летные, космические и ракетные эскадрильи ВВС США по состоянию на 1 октября 1995 года. Авиабаза Максвелл, Алабама: Управление истории ВВС. CD-ROM.
- Мартин, Патрик (1994). Хвостовой код: полная история маркировки хвостового кода тактических самолетов ВВС США . История военной авиации Шиффера. ISBN 0-88740-513-4 .
- Меско, Джим (1987). VNAF ВВС Республики Вьетнам, эскадрилья 1945–1975 гг. / Публикации сигналов. ISBN 0-89747-193-8
- VNAF - ВВС Республики Вьетнам, 1951–1975 гг. Архивировано 2 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF – с 1908 г. по настоящее время
- Смолове, Джилл (17 ноября 1986 г.). «Тихоокеанские инициативы Советского Союза» . Время .
- «Россия завершит вывод военно-морской базы в бухте Камрань к июлю» . Азиатские политические новости , 1 апреля 2002 г.
- «США и Вьетнам чешут друг другу спину» . Asia Times , 12 июля 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Российско-вьетнамские отношения
- Военные объекты Социалистической Республики Вьетнам
- Базы советской морской авиации
- Военные объекты Советского Союза в других странах
- Военные объекты Южного Вьетнама
- Камрань
- Советско-вьетнамские отношения
- Здания и сооружения в провинции Кханьхоа
- Военные объекты России в других странах