Труонг Динь
Портрет Чыонг Динь работы анонимного художника конца XIX века. | |
Рожденный | 1820 |
Умер | 19 августа 1864 г. (43–44 года) Бьен Хоа , Вьетнам |
Другие имена | Труонг Конг Динь |
Организация | Династия Нгуен |
Примечания | |
Отказался от назначения на должность мандарина в Анзянге. |
Труонг Динь (1820 — 19 августа 1864), иногда известный как Труонг Конг Динь , был мандарином ( ученым-чиновником ) из династии Нгуен во Вьетнаме при императоре Ту Дыке . Он наиболее известен тем, что возглавил партизанскую армию на юге Вьетнама против французских войск вопреки императору. [ 1 ] Он отказался признать Сайгонский договор 1862 года , по которому территория Вьетнама уступалась Франции.
Сын военного мандарина из центрального Вьетнама, Ан переехал на юг, когда его отец был назначен в Гиа Дин в качестве командующего провинцией. Он вырос и возглавил военную колонию, наблюдая за заселением и экономическим развитием своего округа. Он приобрел репутацию способного лидера и застройщика, заботившегося о своем народе. Когда Франция начала вторжение в южный Вьетнам в 1859 году, Ан организовал местное ополчение для усиления имперской армии. Поскольку части регулярной армии терпели поражения на поле боя, ее остатки присоединились к партизанам Оня, и к 1861 году под его командованием было около 6000 человек. Он построил свою собственную базу сопротивления и организовал партизанские нападения на французов. Его успех побудил Тука предоставить Ану командование южными партизанами и приказать регулярным командирам согласовывать с ним свои планы. Войска Ана быстро завоевали уважение французов. Помимо перевозки риса, они сосредоточились на разрушении французской бюрократии и военных постов. Их самой заметной атакой было затопление Л'Эсперанс в декабре 1861 года.
На фоне растущих военных неудач Вьетнам подписал Сайгонский договор в июне 1862 года, потеряв три южные провинции, которые стали французской колонией Кохинхина . Ток надеялся, что, соблюдая договор, Вьетнам сможет в конечном итоге договориться о будущем возвращении территории. Он приказал партизанам распуститься, но Ан отказался признать договор и не подчинился монарху, продолжая сражаться, защищая свою родину. После потери имперской поддержки силы Ана начали борьбу с превосходящими ресурсами французов. Его люди постепенно были измотаны, и после засады Ан покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен.
Вьетнамские и французские историки яростно обсуждают решение Ана игнорировать договор. Эффективность повстанческого движения Ана побудила французских чиновников заявить, что Тук тайно помогал ему, тем самым нарушив договор - предлог, который французы использовали для захвата еще трех провинций в 1867 году. Вьетнамские записи оспаривают это, утверждая, что Тодок пытался обеспечить согласие Диня. с договором. Неповиновение Ана императору заставило историков спорить о том, были ли его действия мотивированы отказом от власти монарха или он ослушался, пытаясь помочь Тудуку. Ан по-прежнему пользуется большим уважением среди вьетнамцев всех политических убеждений. Во время войны во Вьетнаме коммунистические историки стремились изобразить Вьетконг как современного преемника Ана.
Ранние годы
[ редактировать ]Динь родился в округе Биньшон провинции префектуры Куангнгай Куангнам в центральном Вьетнаме. [ 2 ] Сын военного мандарина по имени Чонг Кум, Он уехал на юг в 1830-х годах, когда его отец был назначен в Гиа Донь командующим провинцией. [ 3 ] Ан пользовался репутацией среди местных жителей благодаря своим боевым навыкам и знанию военной классики. Он женился на дочери богатого жителя Тан Ана в соседней провинции Динь Туонг , переехав туда после неожиданной смерти отца. Вполне вероятно, что он вернулся бы в центральный Вьетнам, если бы не женился. [ 4 ] [ 5 ]
Онь воспользовался своим улучшением социально-экономического статуса, чтобы набрать группу обедневших людей, которую он организовал для расчистки земель и основания đồn điền («военная колония») в Го Конге . Это произошло после приказа императора То Дока от 1854 года, который предоставил генералу Нгуену Три Пхонгу разрешение на организацию южных рекрутов таким образом. В знак признания его достижений мандаринские власти присвоили Ану звание заместителя командира полка. [ 6 ] [ 7 ] Его успех в развитии đồn điền объяснялся его организаторскими способностями, а также искренней заботой о благополучии тех, кто находился под его защитой, обеспечивая им достаточно еды и что-нибудь носить. [ 6 ] Его считали энергичным, храбрым и сострадательным человеком. [ 3 ] В благодарность за навыки землеустройства Оня крестьяне дали ему второе имя Конг , что означает «великое общественное служение». [ 8 ]
Французское вторжение в 1859 году
[ редактировать ]Процесс колонизации Вьетнама начался в сентябре 1858 года, когда франко-испанские войска высадились в Дананге в центральном Вьетнаме и попытались проследовать к столице Хуэ . [ 9 ] Будучи связанными, они отплыли на менее защищенный юг. Французы и испанцы быстро захватили императорскую цитадель Сайгона в феврале 1859 года — командир крепости покончил жизнь самоубийством. [ 5 ] Цитадель была снесена, а значительные запасы конфискованы. [ 10 ] Лишенные лидера и побежденные имперские войска в беспорядке бежали. [ 5 ] Атаки были заказаны французским императором Наполеоном III . Французские дипломаты, военно-морские офицеры, купцы и миссионеры давно выступали за эту экспедицию. Миссионеры хотели, чтобы французская администрация облегчила их работу по обращению вьетнамцев в католицизм, а военные и бизнесмены видели во Вьетнаме коммерческие возможности. Мотивы Наполеона были в первую очередь имперскими, стратегическими и коммерческими, но он счел удобным ссылаться на «свободу религии» в качестве оправдания своих действий. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Династия Нгуен была конфуцианской и ограничила деятельность миссионеров. Система верований христианства была несовместима с конфуцианской верой в то, что монарх был «сыном неба». [ 11 ]
В ответ на разрушение Цитадели Сайгона [ 15 ] Он организовал из своих местных наборов партизанский отряд, первоначально насчитывавший от 500 до 1000 человек, действовавший из Туан Кьеу . [ 5 ] Они были вооружены остроконечными копьями, огненными копьями, ножами, саблями, бамбуковыми палками и мечами. [ 5 ] [ 6 ] [ 16 ] обучены и готовы к работе по мере необходимости. Как местный видный деятель, которого уважали за его лидерство и военные способности, Ан, естественно, взял на себя ведущую роль в партизанском движении, которое ответило на призывы Тука к народному сопротивлению европейской агрессии. [ 5 ] [ 6 ] На начальном этапе конфликта местные ополченцы сосредоточились на эвакуации населения из районов, захваченных французами, одновременно призывая тех, кто решил остаться, не сотрудничать с европейцами. Снайперы были направлены во французские районы для уничтожения отдельных солдат. [ 15 ]
В 1861 году Динь перевел своих людей в Тан Хоа субпрефектуру в районе Го Конг . [ 5 ] Тан Хоа был идеальным местом для базы сопротивления. Он был близок к недавно сформированным группам сопротивления во главе с Нгуеном Чунг Троком , Чан Суан Хоа и другими в районе Го Конг и Мо Тхо , но также находился недалеко от Сайгона. [ 6 ] В феврале французы атаковали цитадель Ки Хоа , захватив через два дня форт вместе с большим количеством оружия, артиллерии и продовольствия. [ 17 ] Сражаясь при Ки Хоа, [ 18 ] Он включил в свои ряды солдат побежденной имперской армии, поскольку ее командир Во Дуй Нинь покончил жизнь самоубийством. [ 5 ] [ 7 ] [ 19 ] В мае 1861 года адмирал Леонард Шарнер приказал распустить đồn điền Го Конга. Он конфисковал земли тех вьетнамцев, которые остались верны монархии, и отдал их своим сотрудникам. Введение Франции запрета на торговлю рисом по близлежащим водным путям вызвало дальнейшую негативную реакцию со стороны местных жителей Го Конга. [ 20 ] В 1861 году лидеры сопротивления в районе Го Конг поручили Аню поехать в Бьен Хоа, чтобы получить разрешение у имперского военного комиссара Нгуен Ба Нги, чтобы «изменить ситуацию». [ 16 ]
Присвоен званию подполковника. [ 7 ] Он начал накапливать запасы продовольствия, производить оружие и набирать силы из населения с помощью офицеров имперской армии. [ 5 ] К июню 1861 года его силы выросли примерно до 6000 человек. Французы начали сообщать, что джонки из Сингапура и Гонконга с партиями оружия европейского производства. в Го Конг прибыли [ 16 ] Силы Ана начали наносить существенный урон европейским войскам, во многом благодаря их глубокому знанию местности, навыкам партизанской тактики «нападай и беги» и поддержке со стороны местных жителей. [ 21 ] Люди Ана сосредоточились на преследовании французских солдат по сельской местности и нападении на военные объекты, которые остались без защиты в результате их партизанского преследования. [ 22 ] Узнав о роли Онь в поддержке призыва династии Нгуен к народному сопротивлению, То Док повысил его до звания подполковника региона Зия Динь. Позже, в 1861 году, имперские регулярные войска потерпели поражение при Бьен Хоа . [ 21 ] и королевские власти приказали командующим вьетнамским офицерам встретиться с Оньем в Тан Хоа, чтобы разработать план возвращения Бьен Хоа. В результате количество войск, находящихся под непосредственным руководством Ана, выросло. В начале 1862 года суд Нгуена предоставил Онь командование всеми южными нгха куанами ( праведными солдатами ) - термин, который Хуэ использовал для обозначения партизан. Онь продолжал совершать набеги на силы противника со своей базы в Го Конге. [ 21 ] Между регулярной армией и партизанами Ана возникли разногласия по поводу того, следует ли проводить агрессивные вылазки из Тан Хоа, как это было в стратегии Динь, или же выжидать и заняться наращиванием военной мощи. [ 23 ]
Нгха куан Оня быстро заслужил уважение противостоящих ему французских военно-морских офицеров. Леопольд Паллу де ла Барьер , защищавший посты в Го Конге от атак Динь, был удивлен их свирепостью. Не подозревая об их националистических чувствах, де ла Барьер ожидал, что вьетнамцы будут покорно жить под властью любого правителя, который позволит им сеять свой урожай. [ 21 ] Он написал:
Нападение на Го Конг группы вооруженных и умело руководимых людей удивило всех. Мы думали, что аннамитцы все еще погружены в страх, что массы являются порабощенными, трусливыми, отбросами империи... неспособными к какому-либо акту сопротивления. [ 21 ]
Далее он признал народный характер усилий партизан, заявив, что «центры сопротивления были повсюду и бесконечно разделены»; [ 21 ] он рассматривал каждого крестьянина как центр сопротивления. [ 21 ]
Известные атаки
[ редактировать ]
С середины 1861 года партизаны Го Конга, возглавляемые Оном, сосредоточили свое внимание на трех целях: разрушить вновь созданную французскую бюрократию, разрушить их военные аванпосты и помешать транспортировке риса в Чолон , главный торговый центр южного Вьетнама. [ 24 ] Первое крупное нападение на французскую администрацию в этом районе было направлено на районный офис Го Конг 22 июня 1861 года. [ 24 ] В 05:00 600 повстанцев под командованием До Динь Тоай штурмовали военный пост в городе, вступая в рукопашную схватку с французскими войсками с использованием копий, штыков, ножей и бамбуковых палок. Французы были застигнуты врасплох атакой, потеряв одного солдата и получив 100 раненых. [ 24 ] прибыло подкрепление и военно-морское прикрытие К тому времени, когда из Мо Тхо , люди Ана бежали. [ 25 ] Тоаи, который был главой округа до французского вторжения, был среди 14 убитых. [ 16 ] [ 25 ]
27 сентября партизаны убили назначенного французами вождя Го Конга, выставив его отрубленную голову на городском рынке. В этой операции помогал слуга вождя, который был информатором Ана. Убийство заставило назначенного преемника вождя подчиниться повстанцам и прекратить службу на стороне французов. [ 25 ] В ноябре 1861 года люди Дина отправились в город Му Тхо, чтобы набрать боевиков и собрать продовольствие. За это время они атаковали и сожгли профранцузские деревни и их лидеров. [ 22 ]
Повстанцы Го Конга под предводительством Аня попытались помешать доставке риса в Чолон, напав на французские лорчи и задержав торговые суда на местных водных путях. Во французском отчете от ноября 1861 года отмечалось, что судоходство было серьезно нарушено и ограничено, несмотря на высокий уровень французской военно-морской защиты. Самым заметным из морских нападений стал поджог лорчи Л'Эсперанс на канале Нхат Тао 10 декабря 1861 года. [ 26 ] Около 150 партизан под командованием Трука устроили засаду на судно, убив часть экипажа, а затем сожгли и потопили лодку. [ 27 ] Атака подняла боевой дух вьетнамцев и вселила веру в то, что они могут сражаться против французских военно-морских сил. Затопление заслужило особую похвалу императора Ту Дока, который назвал этот инцидент «самым выдающимся». [ 28 ]
Продолжение партизанской кампании
[ редактировать ]
Однако общие военные действия Вьетнама были не такими успешными, как партизанская деятельность Ана. 5 июня 1862 года Онь порвал с армией Нгуена после того, как полномочный представитель двора Фан Тхань Гюн и другой чиновник, Лам Дуй Хиеп , подписали Сайгонский договор . По этому соглашению три южные провинции - Зия Динь , Динь Тонг и Бьен Хоа уступили Франции; они стали колонией Кохинхина . [ 23 ] Договор сопровождался финансовыми выплатами Франции, религиозными уступками миссионерам и коммерческими возможностями для европейских купцов. [ 29 ] [ 30 ] В военном отношении вывод армии Нгуена лишил сопротивление материально-технической поддержки, которую могли оказать регулярные силы. Это также позволило французам сосредоточить свои усилия против одного противника. В политическом плане договор предоставил тем вьетнамцам, кто в нем нуждался, правовую основу для сотрудничества с французами на территории Кохинхитая. В результате колониальным силам стало легче вербовать ополченцев и административный персонал среди вьетнамцев, которые до заключения договора 1862 года слишком боялись или слишком смущались, чтобы открыто служить французам. [ 31 ] Затем Динь объединился с Во Дуй Зыонгом, чтобы сформировать Движение народной самообороны ( Фонг Трао Нхан Дан Ту Ве ), создав оперативную базу в Донг Тхапе . [ 7 ]
Суд Хуэ приказал Онью распустить свои войска и занять высокий пост в провинции Анзянг . [ 7 ] [ 18 ] [ 23 ] Опасаясь, что им грозит истребление от рук французов, последователи и лейтенанты Ана настаивали на том, чтобы он остался. Заявив, что его последователи не позволят ему уйти, Ан отказался от назначения на должность Анзянга. [ 23 ] вместо этого он принял титул Западного умиротворяющего генерала антиереси ( Western Pacifying Antiheresy General ). Он продолжал свои партизанские нападения на французские патрули и их вьетнамских пособников. Лозунг «Фан-Лам страна; суд не заботится о народе» ( Фан [Тхань Гиан] и Лам [Дуй Хиеп] продают страну; суду плевать на народ ) был распространен по всему региону . [ 23 ] [ 32 ] Из своей цитадели в Го Конге Онь призвал всех южных вьетнамцев восстать против оккупационного режима, и этот призыв был хорошо принят. По словам французского офицера морской артиллерии Анри де Пуайена, к декабрю 1862 года «восстание вспыхнуло и быстро распространялось по всей колонии». [ 23 ] [ 31 ] Французское командование было убеждено, что Онь оставался в тайном контакте с Хуэ и пользовался частной поддержкой со стороны Ту Дока вопреки условиям договора. Французы заявили, что у Ана была служебная печать Хуэ. [ 23 ] [ 31 ] Однако поступали сообщения о том, что Тук дважды отдавал приказ арестовать Оня и Донга, чтобы обеспечить соблюдение ими договора. [ 33 ]
В отличие от многих своих коллег-ученых-дворян, не имевших военной подготовки, Ан считался хорошо понимающим возможности и ограничения своего вооруженного сопротивления. Он надеялся измотать французов на длительный период, используя постоянные вспышки малярии среди европейцев. [ 34 ] На начальном этапе вторжения в 1858 году французы сильно пострадали от тропических болезней. [ 9 ] Он подсчитал, что такие болезни частично компенсируют плохое вооружение его войск. Он пытался сохранить администрацию, параллельную той, которую навязали округам французские адмиралы. Эти цели требовали высокой степени региональной координации, что было невозможно без поддержки имперской бюрократии. [ 34 ] Привлекательность Дина среди крестьянства объяснялась их благодарностью за его управление Дондиуном . В рамках такой системы он отвечал за помощь им в таких вопросах, как расчистка земель, просвещение общества, оказание медицинской помощи и урегулирование споров. Присоединение к армии сопротивления рассматривалось как средство проявления доверия и благодарности. [ 35 ] Хит Чыонг Динь ( «Провозглашение Чыонг Динь »), которое, как полагают, было написано в 1862 или 1863 году, подчеркивало такие темы. [ 35 ] Там было написано:
Всем, кто умеет видеть и слышать!
Посмотрите на животных,
Буйволы и лошади глухи и немы,
Но они благодарны своим хозяевам;
Куры и собаки умеют только кукарекать и лаять,
Но они добры к своим хозяевам.
И мы, стоящие ногами на земле, а головой под небом, должны вредить нашему народу и стране! [ 35 ]
Труонг Динь, Хит Труонг Динь ( Провозглашение Чыонг Динь )
Смерть
[ редактировать ]К февралю 1864 года адмирал Бонар накопил достаточное подкрепление, чтобы атаковать и захватить основные опорные пункты Ана в районах Тан Хоа и Го Конг. Он нанес партизанам тяжелые потери и заставил их в беспорядке отступить. Он реорганизовал свои войска и закупил больше огнестрельного оружия у местных китайцев, чтобы возобновить свою партизанскую кампанию. Он попытался расширить свою базу поддержки, распространяя листовки до региональных центров Сайгона и Му Тхо , призывая нгхиа куана из других провинций присоединиться к общей борьбе. [ 34 ] К этому времени французы смогли постоянно держать Ана и других лидеров сопротивления в движении, чему способствовала растущая сеть местных информаторов. В 1863 году разразился голод, и силы сопротивления все больше не могли найти еду. Поскольку суд не оказал практической поддержки, французы постепенно измотали партизан. Ан отступил в болота Бьен Хоа, где попытался реорганизовать свои силы.
19 августа 1864 года, когда оставшиеся партизаны столкнулись с серьезными проблемами со снабжением и страдали от голода, Ан был предан бывшим последователем Хуун Тоном и попал в засаду, устроенную французскими войсками. Раненый и столкнувшийся с неминуемым пленом, Ан использовал свой меч, чтобы покончить с собой. [ 33 ] [ 36 ] Его 20-летний сын Труонг Куен (1840–1870) со скромным успехом пытался продолжить борьбу своего отца. Новая база была создана в Тайнинь . Это давало больше возможностей для тактического маневрирования, но по-прежнему зависело от поставок припасов на север из Тан Хоа. [ 36 ] В конце концов Куен был убит, и в 1874 году, спустя много времени после того, как восстание на юге было подавлено, То Дык предоставил ежемесячное пособие в виде зерна и денег вдове Оня Ле Тхи Тхыонг, которая вернулась в свою родную деревню в Куанг Нгае , которая в то время была все еще находится на независимой территории Вьетнама. [ 36 ] Порция в 20 франков и 60 литров риса была солидной. [ 33 ] ведь месячная зарплата мандарина девятого ранга составляла всего 18 франков и 48 литров риса. [ 37 ]
Дебаты о неповиновении Хуэ
[ редактировать ]Действия Ана после Сайгонского договора долгое время были предметом предположений. В то время французские военные обвинили Хуэ в тайной поддержке Ана в нарушение договора, в то время как Хуэ отрицал это, публично заявляя, что действия Ана по сопротивлению французам будут контрпродуктивными в попытках сохранить суверенитет Вьетнама. [ 7 ] [ 38 ]
После подписания Сайгонского договора суд Хуэ попытался вернуть то, что он потерял в военном отношении, посредством дипломатии. Вьетнамские переговорщики стремились отменить территориальную уступку, которую они считали самым унизительным пунктом договора. [ 39 ] В конце 1863 года вьетнамцы предложили обширные финансовые, экономические и политические уступки в обмен на возвращение трех провинций. Тук отправил Джана во Францию на аудиенцию у Наполеона III. Там Джиан вел себя беспомощно, пытаясь добиться жалости к французскому монарху. Джиан пообещал, что Вьетнам выплатит крупную компенсацию за военные конфликты, предоставит дальнейшие коммерческие концессии и протекторат над всеми шестью южными провинциями. [ 40 ] [ 41 ] Первоначально Наполеон согласился, но решение было отменено после лоббирования со стороны французских офицеров. [ 40 ] [ 41 ]
Тук продолжал надеяться, что соблюдение договора Вьетнамом убедит Францию вернуть три южные провинции. По словам Джана, полное сотрудничество Вьетнама с договором 1862 года было необходимо для сохранения возможности территориальной рецессии. Французские офицеры в Сайгоне, столице Кочинчины, часто обвиняли суд Нгуена в нарушении договора, тихо поддерживая продолжающееся сопротивление. В 1867 году они воспользовались этим как предлогом для захвата трёх других провинций южного Вьетнама: Виньлонга , Хатьена и Анзянга . [ 33 ] [ 39 ] [ 41 ]
Судебные протоколы династии Нгуен в Хуу, Đại Nam thực lục ( «Истинные записи Великого Юга ») оспаривают претензии Франции, показывая, что суд пытался предотвратить незаконную партизанскую деятельность таких людей, как Динь. [ 39 ] Однако в одном указе Онь заявил, что Тук поддержал его борьбу, пытаясь заручиться поддержкой народа. Это усилило заявления французов о том, что партизаны периодически перемещались между территорией Франции и прилегающей суверенной территорией Нгуен, чтобы получать припасы от провинциальных чиновников. [ 39 ]
Французские офицеры так и не представили конкретных доказательств поддержки Хуэ южных партизан или попустительства вьетнамских чиновников в суверенных провинциях, граничащих с оккупированной французами территорией. Несмотря на это, они захватили остальную часть южного Вьетнама на том основании, что Хуэ нарушил договор. Вице-адмирал Бонар, губернатор французской Кочинчины с 1861 по 1863 год, утверждал:
Невозможно скрыть тот факт, что мир, предусмотренный договором [1862 года], никогда добросовестно не исполнялся судом Хуэ. Видя, что оно не может противостоять обычной войне, аннамитское правительство организовало открыто до заключения мира, тайно и закулисно после него, постоянное восстание в Кочинском Китае... Куан Динь [Мандарин Динь], глава восстания в Го Конге, хотя публично отрекся от наместника Вин Лонг Фан Тхань Джана, который несколько раз призывал его уйти, поэтому что мирный договор может быть реализован, категорически отказался это сделать. Таким образом, он, очевидно, находится в состоянии мятежа, но правительство Хуэ, которое публично отдало ему приказы, которым он не подчинился, тайно поддерживает его и снабжает оружием, боеприпасами и печатями. [ 42 ]
Историки, симпатизирующие колонизации, подтвердили утверждения офицеров о контактах между Хуэ и южными партизанами. Де Пойен писал, что восстание на юге «непрестанно возбуждалось и поддерживалось эмиссарами Хюэ, которые путешествовали по стране». [ 42 ] Милтон Осборн, отметив, что доказательства были косвенными, заявил, что обвинения Франции, вероятно, законны: [ 42 ]
Масштаб восстаний в декабре 1862 года, безусловно, предполагает организованные согласованные усилия, поддержанные Хуэ. Однако это суждение основано на умозаключении, а не на определенном факте. После провала восстаний 1862 года Хуэ мало принимал активного участия в повторяющихся восстаниях на Юге... Неучастие в практическом плане не означало конец интереса, и, похоже, есть некоторые основания принять утверждения французов о том, что спорадические восстания против их контроля над Кохинчиной, получил тайное одобрение Хуэ на протяжении многих лет. [ 42 ]
Вьетнамская документация опровергает утверждения Франции. Имперские записи, письменные переписки между Джианом и Анем, а также отчет о южном повстанческом движении, написанный деятелем сопротивления по имени Нгуен Тонг, подтверждают утверждение о том, что партизаны Ана действовали независимо от Хуэ и нарушали его приказы. В имперских записях говорится, что Тук немедленно приказал повстанцам распуститься, опасаясь, что их действия станут препятствием для его плана переговоров о возвращении утраченной территории. В записях утверждается, что Тук приказал своим чиновникам не допустить возвращения повстанцев на независимую вьетнамскую землю и арестовать тех, кто это сделал. Посланники были отправлены из Хуэ на юг с намерением обескуражить повстанцев, а не разжечь сопротивление. [ 43 ]
В конкретном случае с Анзяном во вьетнамских документах зафиксированы неудачные попытки Джана убедить его сложить оружие и занять административную должность в Анзянге. В записях утверждается, что его должность главы сопротивления была предоставлена его последователями, а не Хуэ. [ 44 ] Вскоре после подписания договора суд приказал Джану написать Аню, приказав ему соблюдать соглашение и прекратить сопротивление. Письмо Джиана и отказ Оня свидетельствуют о настойчивости Ту Дыка в соблюдении договора и стойком отказе лидера партизан сделать это. В письме Джиана утверждалось, что игнорировать постановление суда о прекращении боевых действий незаконно и бесполезно. Джиан написал: [ 44 ]
Поскольку двор подписал мирный договор, вам следует прекратить военные действия и не нарушать приказов короля... В настоящее время все регулярные силы двора выведены, а мандарины, командующие войсками, скрывающиеся в горах и лесах, все распустили свои силы. Если вам одному предстоит повести своих солдат в атаку, можете ли вы быть уверены в победе? Если вы отступите, сможете ли вы защитить себя? Конечно нет! [ 44 ]
В своем ответе Ан продемонстрировал осознание незаконности своего мятежа и обязанности южан подчиняться своему императору. Тем не менее, Ан отказался покинуть своих сторонников, поклявшись не подчиняться королевским приказам: [ 44 ]
Жители трех провинций, желая вернуть свой прежний статус, назначили меня своим лидером. Поэтому мы не можем избрать никакого пути, кроме нашего нынешнего.... Если Ваше Превосходительство еще будет утверждать, что соглашения с оккупантами должны быть сохранены, то мы выступим против повелений суда, и... ни мира, ни перемирия уже быть не может. между нами и Вашим Превосходительством. [ 33 ] [ 44 ]
Вьетнамские записи показывают, что, когда Онь не подчинился постановлению суда, его лишили должности и званий: [ 45 ] «Чынг Дон отказался вернуться к исполнению своих обязанностей, и, соответственно, он отстранен от этой должности с потерей почетных званий». [ 45 ] Нгуен Тонг, бывший мандарин, который сражался вместе с Онь и переписывался со многими другими лидерами партизан, согласился с протоколами суда. По словам Тонга, продолжающееся сопротивление Ана стало результатом местных инициатив, противоречащих четким инструкциям Хуэ. Сторонники Дина умоляли его не подчиняться указам 1862 года, предписывавшим партизанам прекратить боевые действия: [ 45 ] «Наши люди много раз заставляли жителей Запада отступать, и теперь, когда суд заключил с ними мир, они наверняка убьют нас.... Поскольку суд с ними примирился, кто поддержит нас? Давайте объединимся, чтобы нанести ответный удар. у них, чтобы взять себе кусок земли, на котором мы сможем бороться за свою жизнь». [ 45 ]
По словам Тонга, Ан согласился с этими аргументами и начал организовывать ресурсы, необходимые для его несанкционированного антифранцузского движения. Хотя он полностью осознавал свое имперское неповиновение, Ан направил обращение «ко всем праведникам, призывая их во имя верности двору восстать и уничтожить захватчиков». [ 45 ] Тонг утверждал, что имперские указы, использованные Анем, которые французские офицеры ссылались на последующую агрессию, были фальшивыми. Ан фальсифицировал их, чтобы вести пропаганду и заручиться поддержкой народа. [ 45 ] По словам Марка Маклеода, неясно, помогали ли ястребиные мандарины при императорском дворе южным повстанцам Ана вопреки желанию То Дока. [ 46 ] Труонг Буу Лам высказал мнение, что «если некоторые партизаны получали помощь от вьетнамских властей, она была оказана им местными властями, действовавшими независимо». [ 47 ]
Дебаты о неуважении к небесному мандату
[ редактировать ]В свете непослушания Оня Тоуку, его оправдание своего неповиновения обсуждается на фоне конфуцианских ожиданий, что он подчинится « Небесному мандату » императора. Поскольку Ан не оставил явного или окончательного объяснения своего неподчинения Тоуку, ученые, признавшие или подозревавшие о непослушании Ана, были вынуждены строить предположения. [ 46 ]
Лам предполагает неповиновение Ана и объясняет его тем, что повстанцы проводили различие между правящим монархом и монархией как идеализированным институтом. [ 46 ] [ 48 ]
После того, как суд Хуэ подписал Сайгонский договор, возникла моральная дилемма, поскольку партизаны не могли ни смириться с потерей своей страны, ни заявить, что их дело было праведным, если они действовали в нарушение постановлений суда. Поэтому они провели тщательное различие между личностью отдельного короля и моральным принципом лояльности монархии... Таким образом, монархия была идеализированным институтом, не запятнанным каким-либо случайным отклонением от идеала. [ 48 ] [ 49 ]
Историк Дэвид Марр соглашается, отмечая, что «различие, совершенно справедливо указанное профессором Труонг Буу Ламом, по всей вероятности, было вызвано непосредственными неблагоприятными условиями, а не продуктом давней традиции». [ 23 ] [ 49 ] Современные вьетнамские историки коммунистического режима доходят до того, что утверждают, что оправдание продолжающегося сопротивления Ана было основано на скрытом неприятии монархии в целом. Эти историки основывают свою гипотезу на утверждении, что конфуцианская добродетель монархической лояльности была безоговорочной и абсолютной во Вьетнаме XIX века. По словам редакторов Института исторических исследований журнала Nghiên cứu lịch sử ( Исторические исследования ), «Верность королю была долгом народа, и для выполнения обязательства монархической лояльности приказы суда должны были быть выполнены». последовало». [ 50 ] По мнению авторов-марксистов, Ан разрешил конфликт между монархической лояльностью и сопротивлением иностранной оккупации, отказавшись от ограничений конфуцианской этики. Они утверждают, что Онь оправдал свою борьбу тем, что поставил лояльность Тоуку ниже своей лояльности Вьетнаму и его народу. из Института исторических исследований Нгуен Конг Бинь заявил: «Опираясь на народ, Чонг Он поставил страну выше короля, тем самым сохранив свое чувство лояльности к стране». [ 50 ] Эти аргументы согласуются с марксистской идеологией и ее критикой династии Нгуен как «реакционного феодального режима». [ 51 ] Историография Коммунистической партии уже давно критикует династию Нгуен и ее корни от лордов Нгуен за раздел страны в многовековой борьбе с правителями Труна на севере, а затем за последующее использование французской помощи Пиньо де Бехэна для свержения Династия Тай Сон . Это также соответствует идеологической линии Ханоя, изображающей антиколониальных и антифранцузских борцов XIX века как духовных предков Вьетнамской коммунистической партии . [ 50 ] [ 51 ]
По словам историка Марка Маклеода, эти постулируемые объяснения поведения Ана правдоподобны, учитывая хаос, охвативший Вьетнам в то время, и отсутствие убедительных документов. Однако Ан и его сторонники заявили о своей лояльности монарху и оправдывали свою борьбу его именем как до, так и после подписания договора. В этих заявлениях нет ни намека на отрицание власти Тука, ни каких-либо упоминаний о более достойном, идеализированном монархе. И наоборот, многие из этих прокламаций демонстрируют сильное чувство личной преданности. Плакат, который французские войска нашли плавающим ниже по течению возле базы Ана в Го Конге, гласил: [ 52 ] «Благодарность связывает нас с нашим королем. Мы отомстим за оскорбления, которые он получил [от французов], или умрем за него». [ 52 ] Одно из воззваний Ана своим последователям гласило: [ 52 ] «Император не признает нас, но это действительно наш долг продолжать нашу борьбу... Император называет нас мятежниками, но в глубине своего сердца он не может не восхвалять нашу преданность. Когда наступит день победы , Император не только простит нас, но и наградит нас всевозможными наградами». [ 52 ]
Скептики могут отвергнуть такие сочинения как политический трюк, направленный на привлечение поддержки для дальнейшего сопротивления путем обращения к широко распространенной конфуцианской ценности монархической лояльности. Вот объяснение, предложенное марксистскими авторами: «С одной стороны, Чынг Он выступил против приказа То Дока сложить оружие; с другой стороны, он использовал имя То Дока, чтобы призвать народ восстать и бороться с Французский". [ 52 ] Маклеод утверждает, что лучшим объяснением продолжающегося мятежа Ана было то, что конфуцианская традиция позволяет лояльному чиновнику не подчиняться своему суверену, не ставя его власть под сомнение. Это называется tránh thần , что означает министра, который готов оспорить приказы своего государя, чтобы не дать правителю совершить ошибку, даже если это вызвало его гнев. Министр, который позволял правителю ошибаться, вместо того чтобы рисковать его расстроить, считался подхалимом, карьеристом, а не верным советником. Таким образом, от лояльного чиновника требовалось в определенных обстоятельствах протестовать и даже не подчиняться своему государю, чтобы показать свою заботу о монархе. не Таким образом, по мнению Маклеода, неповиновение Ана ipso facto представляло собой отказ от власти Тука. [ 52 ]
Онь считал, что Тук в конечном итоге осознает свою ошибку и вознаградит повстанцев. Историки считают, что вполне вероятно, что Джиан и Тук рассматривали продолжающееся сопротивление Ана как ошибочную попытку помочь монархии. В своей письменной конфронтации после подписания договора Джиан обвинил Ана не в том, что он мятежник, а в чрезмерной преданности императору, что, хотя и достойно восхищения в принципе, мешало их нынешней стратегии. «Монархическая преданность — благородное качество», — сказал Джиан непокорному лидеру партизан. [ 53 ] но «[у] этого должен быть предел. Нельзя превысить этот предел и при этом оставаться верным и набожным. Слишком много так же плохо, как и недостаточно; когда у змеи появляются ноги, она уже не змея... " [ 53 ] Тук, похоже, также рассматривал продолжающееся сопротивление Ана как ошибочное проявление лояльности. Хотя неповиновение южных повстанцев дало французам предлог для дальнейшей агрессии, тем самым помешав планам Тудока по возвращению утраченной территории, император никогда не обвинял их в восстании против королевской власти. Вместо этого он продолжал называть их «праведными новобранцами», движимыми «возмущением» действиями жителей Запада. [ 53 ]
Нгуен Динь Чиу , ведущий поэт южной борьбы, не изображал Динь как мятежника, выступающего против двора Хуэ. В элегии павшим повстанцам Чиу утверждал, что сопротивление продолжило борьбу после подписания договора, «потому что их сердца не прислушались к указу Сына Неба». [ 54 ] Чиу решительно поддержал продолжающиеся усилия партизан по изгнанию французов из южного Вьетнама - дело, которое он считал праведным. Однако его упоминание Ту Дока как «Сына Неба» указывает на то, что легитимность императора не подвергалась сомнению. [ 54 ] После смерти Динь Чиу написал стихотворение: [ 18 ]
Вы не пожалели сил, чтобы помочь своей стране,
Хотя вы и не подчинились королевским приказам, вас нельзя считать нелояльным подданным. [ 18 ]
Чиу далее надеялся, что вьетнамский суд изменит свою позицию и придет на помощь повстанцам, написав: [ 47 ] «Вздох ветра и крик журавля [возвещающего о прибытии официальной армии] заставляли вас затаить дыхание более десяти месяцев. Вы ждали новостей от чиновников, как ждут дождя в засушливый сезон». [ 47 ]
Наследие
[ редактировать ]Репутация Ана и его южных повстанцев сохранялась еще долго после его смерти. Фан Бои Чау , ведущий вьетнамский революционер начала 20-го века, отправился на юг в 1904 году, стремясь начать новое антифранцузское движение. Он специально пытался завербовать последователей среди выживших пожилых членов движения Ан. [ 55 ] Вьетнамцы как коммунистического, так и антикоммунистического толка высоко ценили Ана как революционного героя. В 1964 году в статье в северо-вьетнамском журнале Nghiên cứu lịch sửu Онь описывался как «герой, символизирующий дух сопротивления иностранным колонизаторам народа Южного Вьетнама». [ 56 ] [ 57 ] В той же статье превозносились внешний вид Ана и его способности, заявлялось: «Он был красив внешне, разбирался в военном руководстве и был хорошим стрелком». [ 56 ] [ 57 ] В эпоху войны во Вьетнаме историки Северного Вьетнама стремились изобразить Вьетконг , сражавшийся против армии Республики Вьетнам и Соединенных Штатов, как современного преемника Ана. [ 56 ] Ан также пользовался большим уважением среди антикоммунистических ученых Южного Вьетнама. [ 56 ] известная улица в центре Хошимина на юге Вьетнама. Его именем названа [ 58 ]
Хотя Ан получил мало внимания во французских научных кругах, северные вьетнамцы в своих рассказах о лидере партизан в значительной степени полагались на французские источники. В наиболее подробном французском отчете Полина Виала Ан изображен как «преступник» или «бунтарь». [ 56 ] Осборн сказал, что последний манифест Ана перед его смертью показал, что он «был человеком с высоким пониманием долга, осознанием своей собственной слабости и чувством отчаяния, свойственным многим его соотечественникам, из-за двойственности Хуэ. суд". [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нгиа М. Во Сайгон: История 2011 - стр. 69 «Самым известным партизаном был Чонг Донг или Чонг Конг Донь. Родившийся в центральном Вьетнаме в 1820 или 1821 году, он переехал в Гиа Динь со своим отцом, полковником королевской армии. армии, которую туда перевели».
- ^ В то время Куанг Нгай был частью Куанг Нама.
- ^ Перейти обратно: а б Нгуен, с. 426.
- ^ Марр, стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маклеод, с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марр, с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шапюи, с. 121.
- ^ Нгуен, с. 394.
- ^ Перейти обратно: а б Шапюи, с. 48.
- ^ Марр, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Маклеод, с. 88.
- ^ Карнов, стр. 84–88.
- ^ Холл, DGE (1981) [1955]. История Юго-Восточной Азии . Лондон: Макмиллан. п. 647. ИСБН 0-333-24163-0 .
- ^ Кэди, Джон Ф. (1976) [1964]. Юго-Восточная Азия: ее историческое развитие . Нью-Йорк: МакГроу Хилл. стр. 414–416. OCLC 15002777 .
- ^ Перейти обратно: а б Нгуен, с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нгуен, с. 427.
- ^ Шапюи, с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лам, с. 11.
- ^ Шапюи, с. 50.
- ^ Нгуен, с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маклеод, с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Нгуен, с. 430.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марр, с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Нгуен, с. 428.
- ^ Перейти обратно: а б с Нгуен, с. 429.
- ^ Нгуен, с. 431.
- ^ Нгуен, с. 432–433.
- ^ Нгуен, с. 433–434.
- ^ Карнов, стр. 88–89.
- ^ Шапюи, стр. 49–51.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклеод, с. 93.
- ^ Лам, стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шапюи, с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с Марр, с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Нгуен, с. 406.
- ^ Перейти обратно: а б с Марр, с. 34.
- ^ Шапюи, с. 135.
- ^ Маклеод, стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маклеод, с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Шапюи, с. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с Карнов, с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маклеод, с. 94.
- ^ Маклеод, с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маклеод, с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маклеод, с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклеод, с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Лам, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Лам, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Маклеод, с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклеод, с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маклеод, с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклеод, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Маклеод, с. 104.
- ^ Марр, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Осборн, Милтон Э. (ноябрь 1970 г.). «Чыонг Винь Ки и Фан Тхань Гиан: проблема националистической интерпретации вьетнамской истории XIX века». Журнал азиатских исследований . 30 (1): 85. дои : 10.2307/2942724 . JSTOR 2942724 . S2CID 162810338 .
- ^ Перейти обратно: а б Май-Хань (август 1964 г.). «Чыонг Динь». Исторические исследования (на вьетнамском языке). 66:59 .
- ^ Карта страны Вьетнам . Карты путешествий Перипла. 2002–2003 гг. ISBN 0-7946-0070-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Шапюи, Оскар (2000). Последние императоры Вьетнама: от Ту Дыка до Бао Дая . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-31170-6 .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Ли Тана (1998). Нгуен Кочинчина . Итака, Нью-Йорк: Корнеллская программа Юго-Восточной Азии. ISBN 0-87727-722-2 .
- Марр, Дэвид Г. (1970). Вьетнамский антиколониализм, 1885–1925 гг . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет. ISBN 0-520-01813-3 .
- Маклеод, Марк (март 1993 г.). «Чыонг Динь и вьетнамский антиколониализм, 1859–64: переоценка». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 24 (1). Сингапур: Издательство Кембриджского университета: 88–106. дои : 10.1017/S002246340000151X . S2CID 159512539 .
- Нгуен, Тхань Тхи (1992). Французское завоевание Кочинчины, 1858–1862 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Международный университет микрофильмов.
- Труонг Буу Лам (1967). Модели ответа Вьетнама на иностранную интервенцию: 1858–1900 гг . Серия монографий № 11. Нью-Хейвен, Коннектикут: Исследования Юго-Восточной Азии, Йельский университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Школа Труонг Динь. Архивировано 26 ноября 2016 года в Wayback Machine.