язык баале
Муж | |
---|---|
балет | |
Подарок | |
Родной для | Южный Судан , Эфиопия |
Область | Эфиопии и Южного Судана Граница , плато Бома в Южном Судане. |
Этническая принадлежность | Зилмамо, Кичепо |
Носители языка | 9,100 (2000–2010) [ 1 ] |
Диалекты |
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | koe |
глоттолог | baal1234 |
ЭЛП | Муж |
Язык Баале , Балеси или Баалеси — сурмический язык, на котором говорят народы Баале или Зилмамо в Эфиопии и Качепо в Южном Судане. [ 2 ] Это член юго-западной ветви сурмического кластера; [ 3 ] самоназвание языка и сообщества — Сури, что то же самое, что и у языка Сури , [ 4 ] вызывая этноним , охватывающий общины Тирма , Чай (или Тид) и Баале, хотя лингвистически языки этих сообществ различны. [ 2 ] [ 5 ] В настоящее время на Балиси проживают 9 000 носителей языка, 5 000 в Южном Судане и 4 100 в Эфиопии; почти все они одноязычные. [ 1 ]
Йигезу (2005) [ 6 ] отмечает, что, хотя баале генетически является юго-западным сурмическим языком, он приобрел многие черты юго-восточных сурмских языков из-за тяжелых контактов.
Общая информация
[ редактировать ]Балеси можно поочередно называть Баалеси, Баале, Баале, Баайе, Док, Качипо-Балеси, Качепо, Силмамо, Цильмано, Зельмаму, Зилмаму и Зулмаму. [ 2 ] [ 5 ] [ 1 ]
- «Баале называют свой язык баалеси. Их также называют Зилмамо, что является названием их страны, расположенной к западу и югу от города Джеба, ближе к границе с Суданом. Гимира называют народ баале и их язык баайе, тогда как Аниваки называют их Док. Народ Баале называет соседнего народа Дизи Саара, а амхара называют Баале, на котором также говорят за границей в Судане, в районе, известном как Гула. Качепо — это название, которое соседние Топоса, Джудже и Мурле называли народом Баале и его страной». [ 2 ]
Не существует известных диалектов балиси, но он тесно связан с кластером Дидинга-Мурле. [ 2 ] [ 5 ] который состоит из Дидинги , Теннета и Ларима в Судане и Мурле как в Судане, так и в Эфиопии. [ 2 ] Он имеет 40-54% лексическое сходство с мурле и 35% лексическое сходство с мурси . [ 1 ]
На нем говорят в деревнях Румеат, Верхняя Бома и Мевун округа Пибор штата Бома , расположенных недалеко от границы с Эфиопией. [ 1 ] На нем также говорят в северо-западной части штата Восточная Экватория . [ 1 ]
Система счета Балиси основана на двадцати и использует ту же пятеричную систему, что и кластер Дидинга-Мурле. Слово «1000» буквально означает «много», а все, что больше 100, называется «много». [ 7 ]
Хотя народы Тирма, Чай и Баале образуют этническую единицу под названием Сури , имеющую схожие возрастные системы, общие церемонии и материальные культуры, их языки имеют лишь отдаленное родство. [ 2 ]
Для балиси не существует известной системы письма, и он считается бесписьменным языком. Языковой статус классифицируется как энергичный, что означает, что он нестандартизирован и используется людьми всех возрастов. [ 1 ] Тем не менее, его все еще можно считать языком, находящимся под угрозой исчезновения из-за относительно небольшой численности населения, говорящего на нем.
Спикеры
[ редактировать ]Баале положительно относятся к своему языку и используют его во многих сферах жизни, помимо рынка. [ 1 ] Некоторые жители Баале могут говорить на Тирма или Чай вместе с Балиси, а некоторые также говорят на Дизи или амхарском языке . [ 2 ]
Среди носителей языка Балиси также есть и неместные люди. В городе Джеба проживают люди дизи , которые говорят на балееси как на втором языке и часто служат посредниками между местными или региональными торговцами и народом баале, когда они приходят на рынок. [ 2 ]
Уровень грамотности среди носителей как первого, так и второго языка ниже 1%. [ 1 ]
Культура
[ редактировать ]Баале разделяют многие аспекты культуры со своими собратьями- сури . Например, среди племен Сурма (включая Баале) распространена практика вставления глиняной пластинки в нижнюю губу молодым девушкам и женщинам. [ 8 ] Другой ритуал, в котором принимают участие сури, называется Донга , в котором чемпионы команд из разных кланов и деревень сражаются парами, используя длинные деревянные палки. Ритуал используется как способ разрешения конфликтов как на индивидуальном, так и на более высоком уровне. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Баале в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Диммендал, Геррит. 2002. «Отчет социолингвистического исследования Тирма, Чай, Баале и Мурси» Отчеты электронного исследования SIL 2002-033.
- ^ Унсет, Питер. 1988. Действительность и единство языковой группы юго-восточной сурмы. Исследования Северо-Восточной Африки 10.2/3:151-163.
- ^ Унсет, Питер. 1997. Распутывание двух языков под названием «сури». Случайные статьи по изучению суданских языков 7:49-69.
- ^ Jump up to: а б с Мёллер, Мирьям. 2009. Гармония гласных в Бэйле - исследование гармонии ATR в сурмическом языке Эфиопии . Бакалаврская диссертация. Стокгольмский университет. Онлайн-доступ
- ^ Йигезу, Могес. 2005. «Конвергенция баале: юго-западного сурмического языка с юго-восточной сурмической группой, лексические свидетельства». APAL (Ежегодное издание по африканской лингвистике) 3: 49–66.
- ^ Чан, Юджин С.Л. 2013. «Baalesi». Архивировано 5 мая 2014 г. в Wayback Machine в системах счисления языков мира. Архивировано 21 апреля 2014 г. в Wayback Machine . Лейпциг, Германия: Кафедра лингвистики Института Макса Планка.
- ^ Видео, изображающее женщин Сурма с пластинками для губ.
- ^ Видео, изображающее фестиваль боя на палках Донга.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аренсен, Джонатан Э. 1989. «О сравнении языковых отношений: на примере Мурле, Качипо и Тирма». Периодические статьи по изучению суданских языков 6: 67–76.
- Мёллер, Мирьям. 2009. Гармония гласных в Бэйле - исследование гармонии ATR в сурмическом языке Эфиопии . Бакалаврская диссертация. Стокгольмский университет.
- Диммендалл, Геррит. 2003. «Язык Баале». В Энциклопедии Эфиопии, том. 1, под редакцией Зигберта Улига, 423–424. Висбаден: Харрасовиц.
- —. 2000. «Классификация существительных в Баале». В книге « Больше, чем просто слова...: вклад африканистов к 65-летию Франца Роттланда » под редакцией Р. Воссена, А. Митцнера и А. Мейсснера, 183–203. Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг.
- —. 2000. «Числовая маркировка и категоризация существительных в нило-сахарских языках». Антропологическая лингвистика 42: 214–261.
- —. 1993. «О Тирма, Чай, Бале и Мурси». SLLE (Обзор малоизвестных языков Эфиопии) Лингвистические отчеты 4: 26–27.
- —. 2002. «Отчет о социолингвистическом исследовании Тирма, Чай, Баале и Мурси». Отчеты об электронных обследованиях SIL 2002–033. https://web.archive.org/web/20131229025313/http://www-01.sil.org/silesr/2002/033/SILESR2002-033.pdf .
- Йигезу, Могес. 2005. «Конвергенция баале: юго-западного сурмического языка с юго-восточной сурмической группой, лексические свидетельства». APAL (Ежегодное издание по африканской лингвистике) 3: 49–66.
- Учитесь, Могес и Геррит Ян Диммендал. 1998. «Записки о горах». В книге «Сурмические языки и культуры » под редакцией Геррита Дж. Диммендала и Марко Ласта, 237–317. Кёльн: Рюдигер Кёппе.