Jump to content

Архитектура Сардинии

Архитектура Сардинии развивалась с 4000 г. до н.э. [ 1 ] представляющие характерные аспекты в определенные исторические периоды, особенно в нурагическую эпоху . [ 2 ]

От предыстории к византийской эпохе

[ редактировать ]
Нураге Суккоронис, Макомер

На Сардинии есть многочисленные примеры доисторических и протоисторических сооружений, таких как Domus de Janas (гипогейные гробницы), мегалитические круги, менгиры , дольмены , Монте д'Аккодди , гробницы гигантов , храмы «мегароны» и храмы святых колодцев . [ 1 ] Однако элементом, который наиболее характеризует доисторический ландшафт Сардинии, являются нураги , которых много (около 7000 до сих пор сохранились, хотя археологи полагают, что первоначально их было более 10 000). [ 3 ] ) и бывают различных типов ( коридорные , одинарные, танкато, многолопастные). По оценкам, существует около 500 нурагических деревень, обычно укреплённых, наиболее важными и значительными примерами являются Су Нуракси в Барумини , Санту Антине в Торральбе , Серучи в Гоннесе и Лоса возле Аббасанты .

Уровень храма

Есть также многочисленные следы, оставленные финикийцами , основавшими первые города на побережье. [ 1 ] в том числе Каралис , Нора , Сульчи , Таррос . Около 500 г. до н.э. пуники построили храм Антаса (который был сильно изменен в римские времена Августом и Каракаллой ), посвященный поклонению Сиду Аддиру (позже известному как Сардус Патер ). Рядом с поселениями появились некрополи, некрополь Тувикседду наиболее ярким примером которых является , и места, называемые тофетами , посвященные захоронению детей. Карфагенское присутствие было усилено также созданием новых городов, среди которых Неаполь ( Гуспини ) и Корнус ( Кульери ), и укреплений. выделяются [ 4 ]

Римский амфитеатр Кальяри

Римляне . организовали весь остров с помощью четкой дорожной сети, реструктуризации ранее существовавших городов и создания новых поселений, а также многочисленных инфраструктур, многие руины которых сохранились, таких как акведуки, дворец короля Барбаро в Порту Торрес, термы Фордонгиана , театр Нора и амфитеатр Кальяри .

Святой Иоанн Синисский

также есть несколько свидетельств раннехристианской и византийской архитектуры . На всей территории [ 1 ] как на побережье, так и внутри страны, например, базилики Сан-Сатурнино в Кальяри, Сант-Антиоко на одноименном острове, Колумбарис в Корнусе. [ 5 ] и Сан-Джованни-ди-Синис близ Кабраса , датируемые 5-6 веком; не менее интересны некоторые гипогеи, такие как Сан-Сальваторе-ди-Синис в Кабрасе, скальная церковь Сант-Андреа-Приу в Бонорве и некоторые церкви византийского происхождения, такие как Богоматерь Месумунду недалеко от Силиго .

Судебный период

[ редактировать ]
Базилика Сан-Гавино

В период Юдикатов гарантированной флотами итальянских морских республик Пизы , благодаря безопасности Средиземноморья , и Генуи , а также после расцвета коммерческой деятельности, романская архитектура распространилась на Сардинии. [ 6 ] Первое романское здание на острове — базилика Сан-Гавино в Порто-Торресе , в Джудикато Торреса . Строительство началось во времена правления судьи Гонарио I Торреса (около 1015 – 1038 гг.). После смерти Гонарио ему наследовал его сын Баризоне I Торресский , который продолжил строительство базилики.

Дольяновский собор в романском стиле с некоторыми уступками готике, относящийся к последнему этапу строительства (конец XIII века). [ 6 ]

Правители судей примерно с 1063 года путем значительных пожертвований способствовали прибытию монахов различных орденов из разных регионов итальянского полуострова и Франции . [ 7 ] Эти обстоятельства привели к присутствию на острове различных искусных мастеров: пизанцев, лангобардов, провансальцев и даже имеющих арабское влияние с Пиренейского полуострова . Это слияние опыта привело к уникальным художественным проявлениям.

В середине XII века сардинская романская архитектура стала все более тесно связана с архитектурой Пизы. [ 6 ] который играл доминирующую роль из-за большего участия пизанских семей во внутренней политике судей. Базилика Саккарджа в Кодроньяносе, пожалуй, самое известное выражение пизанского романского стиля на Сардинии.

Слоновья башня

Помимо многочисленных церквей, сохранилось несколько образцов военной архитектуры средневекового периода. К ним относятся такие замки, как замок Аквафредда , замок Сан-Микеле , замок Санлури и замок Серравалле (и это лишь некоторые из них). Также сохранились городские стены Сассари и Иглесиаса (частично сохранившиеся от сноса в 19 веке) и такие башни, как Башня Сан-Панкрацио и Слоновья башня в Кальяри (по проекту Джованни Капулы ) или башня Мариана II в Ористано. [ 8 ] [ 9 ]

Готика, Ренессанс и Барокко

[ редактировать ]
Монастырь Сан-Доменико, Кальяри

С середины 13 века присутствие францисканцев привело к появлению архитектурных и декоративных типов, связанных с итальянской готикой на Сардинии . Среди важнейших зданий итальянской готики – собор Кальяри , в котором сохранились значительные части трансепта . [ 8 ] Позже арагонцы представили формы каталонской готической архитектуры, Храм Богоматери Бонарии . первым примером которой стал [ 8 ]

Архитектура эпохи Возрождения , хотя и представлена ​​редко, включает в себя такие известные примеры, как планировка собора Сан-Никола -ин-Сассари (позднеготическая, но с сильным влиянием эпохи Возрождения), церковь Сант-Агостино-ин-Кальяри (спроектированная Палеаро Фратино), церковь Санта-Катерина-ин-Сассари (по проекту Бернардони, ученика Виньолы), и завершение собора Санта-Мария -ин- Альгеро , работа Якопо Палеаро. Фратино.

Собор Сан-Никола

Напротив, архитектура барокко широко освещалась: [ 10 ] Интересные примеры включают Соборную церковь Сант-Анна в Кальяри, фасад собора Сан-Никола-ин-Сассари (работы Ромеро и Корбеллини), церковь Сан-Микеле-ин-Кальяри (с центральным планом и ценной лепниной и фресками) , а также соборы Кальяри, Алес и Ористано , перестроенные между 17 и 18 веками соответственно Доменико Споторно и Джованни Баттиста Арьети.

Во второй половине 16 века, в испанскую эпоху, крепости Кальяри, Альгеро и Кастелларагонезе ( Кастельсардо ) были укреплены и модернизированы. В этот период по всему побережью Сардинии также были построены прибрежные башни, выполнявшие антиварварскую функцию . [ 11 ] Почти все эти башни имеют круговой план. [ 11 ]

Утвержден храм Пресвятой Богородицы

Начиная с 19 века, благодаря новым идеям и опыту, привнесенным некоторыми сардинскими архитекторами, обучавшимися в Турине новые неоклассические , по всему острову распространились архитектурные формы. Среди наиболее важных фигур этого архитектурного и городского этапа — архитектор из Кальяри Гаэтано Чима , чьи работы разбросаны по всей территории Сардинии. [ 12 ] (среди его многочисленных достижений — гражданская больница Кальяри, Святилище Успения Пресвятой Богородицы в Гуасила и собор Озиери ). Наряду с работами Чимы заслуживают внимания также работы Коминотти (Дворец и городской театр Сассари) и Кано (Купол Санта-Мария-ди-Бетлем в Сассари и собор Богоматери Снежной в Нуоро ).

Джордано Палас

Во второй половине XIX века в Сассари был построен неоготический дворец Джордано (1878 г.), представляющий собой один из первых примеров возрождения на острове, а неороманский фасад собора Кальяри работы Джарриццо, датируется 1933 годом. [ 13 ]

Начиная с 20-го века

[ редактировать ]
Мэрия Кальяри

Интересным примером эклектичного вкуса, основанного на сочетании вдохновения моделей возрождения и модерна , является Гражданский дворец Кальяри, построенный в первые годы 20-го века. [ 14 ] Ар-нуво и ар-деко нашли свое место особенно в новых дворцах семей высшего среднего класса, а также в общественных зданиях.

Карбония

Пришествие фашизма оказало сильное влияние на итальянскую архитектуру двадцатых и тридцатых годов; также на Сардинии, особенно в недавно основанных городах, [ 15 ] было реализовано несколько построек рационалистического и монументального стиля: заметными достижениями этого периода являются центры Фертилия , Арборея и город Карбония , один из величайших образцов рационалистической архитектуры . Видной фигурой того времени является Убальдо Бадас , автор многочисленных построек в Кальяри и других местах. [ 16 ]

Развитие туризма, начавшееся в шестидесятых годах, привело к строительству на Коста Смеральде архитектурно значимых зданий , таких как Кала ди Вольпе, Ромаццино или Питрицца, а также деревни Порто Черво с церковью Стелла Марис, работы соответственно Жака Куэль , Луиджи Вьетти и Мишель Бузири Вичи .

Более поздними являются другие явно современные здания, такие как башня отеля T или штаб-квартира Banca di Credito Sardo , как в Кальяри, так и последняя работа Ренцо Пиано . [ 17 ]

Башня отеля Т

Самыми высокими зданиями, построенными на острове, являются небоскреб «Нуово» в Сассари Фернандо Клементе высотой 80 метров и 19 этажей плюс 8 метров антенны (всего 88 метров), отель T в Кальяри высотой 62 метра (73 метра, включая флагшток). и 16 этажей, западная башня так называемого Палаццаччо Ольвии высотой 50 метров и 16 этажей и купол базилики Бонарии. в Кальяри с 50 метрами. Самым высоким когда-либо построенным сооружением является 250-метровый дымоход электростанции Сулчис (принадлежащей Enel Produzione), расположенной на промышленном полюсе Портовешме . [ 18 ]

Традиционная жилая архитектура

[ редактировать ]
Кампиданский дом

Кроме того, существуют различные традиционные типы жилья, такие как высокие дома в холмистых и горных районах, построенные из камня и дерева, дома во дворе из ладири (сырых земляных кирпичей) Кампидано , а также различные типы поселений. , как стацци в Галлуре , фурриадроксиус и медаус в регионе Сульчис-Иглезиенте . [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Архитектура» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  2. ^ «Архитектурная цивилизация высокого уровня» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  3. ^ Серджио Вакка, Анджело Ару, Паоло Бальдаччини, Взаимоотношения между почвами и нурагическими поселениями в регионе Маргина-Планаргия (центрально-западная Сардиния), в «Система человек-среда между прошлым и настоящим» , под редакцией Клода Альборе Ливадье и Франко Ортолани, Эдипулья. , Бари, 1998 г., ISBN   88-7228-197-0
  4. ^ Пуническая колонизация (на итальянском языке) , получено 13 июля 2024 г.
  5. ^ Площадь базилик Корнуса (на итальянском языке) , данные получены 7 июня 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Романская архитектура на Сардинии (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
  7. ^ Романские церкви (на итальянском языке) , данные получены 12 июня 2024 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Итальянско-готическая архитектура» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 24 января 2024 г.
  9. ^ Башня Мариано II , получено 18 августа 2024 г.
  10. ^ «Путешествие в барокко на Сардинии» . Регион Сардиния . Проверено 1 марта 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Система прибрежных башен , получено 11 июня 2024 г.
  12. ^ Сардиния, автономный регион. «Гаэтано Чима» . Сардиния регион. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 1 марта 2011 г.
  13. ^ Собор Кальяри (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
  14. ^ Palazzo civico (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
  15. ^ Сардиния, автономный регион. «Города фашистской основы» . Сардиния регион. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 1 марта 2011 г.
  16. ^ Бадас Убальдо (на итальянском языке) , получено 11 июня.
  17. ^ Credito Industriale Sardo - CIS (Государственный архив Кальяри) (на итальянском языке) , получено 11 июня 2024 г.
  18. ^ Il Polo industriale di Portovesme
  19. ^ (Вильяперуччо), Монтессо. «Фурриадроксиус и Медаус» . КонсулМедиа 2007. Архивировано из оригинала 21 августа 2012 года . Проверено 1 марта 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Диониджи, Скано (1929). Сардинии   Средневековые церкви (на итальянском языке). Флоренция: Кальяри – через Wikisource . (анастатическое переиздание, Кальяри, 1991 г.)
  • Делогу, Рафаэль (1953). Архитектура Средневековья на Сардинии . Сассари: Карло Дельфино. , в формате PDF: [1] .
  • Баррекка, Ферруччо (1974). Финикийская и Пуническая Сардиния . Кьярелла. [ISBN не указан].
  • Рената, Серра (1988). Романская Сардиния . Милан: Книга Хака. ISBN  88-16-60096-9 .
  • Сальваторе Наица, Архитектура от конца 17 века до пуристского классицизма , Нуоро, Илиссо, 1992 ISBN 88-85098-20-7
  • Коронео, Роберто (1993). Романская архитектура середины 1000-х — начала 1300-х годов . Илисс. ISBN  88-85098-24-Х .
  • Франческа Сеньи Пульвиренти, Альдо Сари, Архитектура под влиянием поздней готики и ренессанса , Нуоро, Илиссо, 1994. ISBN 88-85098-31-2
  • Масала, Франко (2001). Архитектура Сардинии от объединения Италии до конца ХХ века . Нуоро: Илиссо.
  • Лиллиу, Джованни (2004). Цивилизация сардинцев: от неолита до эпохи нурагов . Мистраль.
  • Марко Луккини, Множественная идентичность. Современная архитектура Сардинии . 1930–2008, Кальяри, Айсара, 2008, ISBN 88-6104-033-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 791b5e4e3e41b3d0dcff9c9ebc387665__1722659760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/65/791b5e4e3e41b3d0dcff9c9ebc387665.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Sardinia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)