Архитектура Сардинии
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( июнь 2024 г. ) |
Архитектура Сардинии развивалась с 4000 г. до н.э. [ 1 ] представляющие характерные аспекты в определенные исторические периоды, особенно в нурагическую эпоху . [ 2 ]
От предыстории к византийской эпохе
[ редактировать ]На Сардинии есть многочисленные примеры доисторических и протоисторических сооружений, таких как Domus de Janas (гипогейные гробницы), мегалитические круги, менгиры , дольмены , Монте д'Аккодди , гробницы гигантов , храмы «мегароны» и храмы святых колодцев . [ 1 ] Однако элементом, который наиболее характеризует доисторический ландшафт Сардинии, являются нураги , которых много (около 7000 до сих пор сохранились, хотя археологи полагают, что первоначально их было более 10 000). [ 3 ] ) и бывают различных типов ( коридорные , одинарные, танкато, многолопастные). По оценкам, существует около 500 нурагических деревень, обычно укреплённых, наиболее важными и значительными примерами являются Су Нуракси в Барумини , Санту Антине в Торральбе , Серучи в Гоннесе и Лоса возле Аббасанты .

Есть также многочисленные следы, оставленные финикийцами , основавшими первые города на побережье. [ 1 ] в том числе Каралис , Нора , Сульчи , Таррос . Около 500 г. до н.э. пуники построили храм Антаса (который был сильно изменен в римские времена Августом и Каракаллой ), посвященный поклонению Сиду Аддиру (позже известному как Сардус Патер ). Рядом с поселениями появились некрополи, некрополь Тувикседду наиболее ярким примером которых является , и места, называемые тофетами , посвященные захоронению детей. Карфагенское присутствие было усилено также созданием новых городов, среди которых Неаполь ( Гуспини ) и Корнус ( Кульери ), и укреплений. выделяются [ 4 ]

Римляне . организовали весь остров с помощью четкой дорожной сети, реструктуризации ранее существовавших городов и создания новых поселений, а также многочисленных инфраструктур, многие руины которых сохранились, таких как акведуки, дворец короля Барбаро в Порту Торрес, термы Фордонгиана , театр Нора и амфитеатр Кальяри .

также есть несколько свидетельств раннехристианской и византийской архитектуры . На всей территории [ 1 ] как на побережье, так и внутри страны, например, базилики Сан-Сатурнино в Кальяри, Сант-Антиоко на одноименном острове, Колумбарис в Корнусе. [ 5 ] и Сан-Джованни-ди-Синис близ Кабраса , датируемые 5-6 веком; не менее интересны некоторые гипогеи, такие как Сан-Сальваторе-ди-Синис в Кабрасе, скальная церковь Сант-Андреа-Приу в Бонорве и некоторые церкви византийского происхождения, такие как Богоматерь Месумунду недалеко от Силиго .
Судебный период
[ редактировать ]В период Юдикатов гарантированной флотами итальянских морских республик Пизы , благодаря безопасности Средиземноморья , и Генуи , а также после расцвета коммерческой деятельности, романская архитектура распространилась на Сардинии. [ 6 ] Первое романское здание на острове — базилика Сан-Гавино в Порто-Торресе , в Джудикато Торреса . Строительство началось во времена правления судьи Гонарио I Торреса (около 1015 – 1038 гг.). После смерти Гонарио ему наследовал его сын Баризоне I Торресский , который продолжил строительство базилики.

Правители судей примерно с 1063 года путем значительных пожертвований способствовали прибытию монахов различных орденов из разных регионов итальянского полуострова и Франции . [ 7 ] Эти обстоятельства привели к присутствию на острове различных искусных мастеров: пизанцев, лангобардов, провансальцев и даже имеющих арабское влияние с Пиренейского полуострова . Это слияние опыта привело к уникальным художественным проявлениям.
В середине XII века сардинская романская архитектура стала все более тесно связана с архитектурой Пизы. [ 6 ] который играл доминирующую роль из-за большего участия пизанских семей во внутренней политике судей. Базилика Саккарджа в Кодроньяносе, пожалуй, самое известное выражение пизанского романского стиля на Сардинии.

Помимо многочисленных церквей, сохранилось несколько образцов военной архитектуры средневекового периода. К ним относятся такие замки, как замок Аквафредда , замок Сан-Микеле , замок Санлури и замок Серравалле (и это лишь некоторые из них). Также сохранились городские стены Сассари и Иглесиаса (частично сохранившиеся от сноса в 19 веке) и такие башни, как Башня Сан-Панкрацио и Слоновья башня в Кальяри (по проекту Джованни Капулы ) или башня Мариана II в Ористано. [ 8 ] [ 9 ]
Готика, Ренессанс и Барокко
[ редактировать ]
С середины 13 века присутствие францисканцев привело к появлению архитектурных и декоративных типов, связанных с итальянской готикой на Сардинии . Среди важнейших зданий итальянской готики – собор Кальяри , в котором сохранились значительные части трансепта . [ 8 ] Позже арагонцы представили формы каталонской готической архитектуры, Храм Богоматери Бонарии . первым примером которой стал [ 8 ]
Архитектура эпохи Возрождения , хотя и представлена редко, включает в себя такие известные примеры, как планировка собора Сан-Никола -ин-Сассари (позднеготическая, но с сильным влиянием эпохи Возрождения), церковь Сант-Агостино-ин-Кальяри (спроектированная Палеаро Фратино), церковь Санта-Катерина-ин-Сассари (по проекту Бернардони, ученика Виньолы), и завершение собора Санта-Мария -ин- Альгеро , работа Якопо Палеаро. Фратино.
Напротив, архитектура барокко широко освещалась: [ 10 ] Интересные примеры включают Соборную церковь Сант-Анна в Кальяри, фасад собора Сан-Никола-ин-Сассари (работы Ромеро и Корбеллини), церковь Сан-Микеле-ин-Кальяри (с центральным планом и ценной лепниной и фресками) , а также соборы Кальяри, Алес и Ористано , перестроенные между 17 и 18 веками соответственно Доменико Споторно и Джованни Баттиста Арьети.
Во второй половине 16 века, в испанскую эпоху, крепости Кальяри, Альгеро и Кастелларагонезе ( Кастельсардо ) были укреплены и модернизированы. В этот период по всему побережью Сардинии также были построены прибрежные башни, выполнявшие антиварварскую функцию . [ 11 ] Почти все эти башни имеют круговой план. [ 11 ]
19 век
[ редактировать ]
Начиная с 19 века, благодаря новым идеям и опыту, привнесенным некоторыми сардинскими архитекторами, обучавшимися в Турине новые неоклассические , по всему острову распространились архитектурные формы. Среди наиболее важных фигур этого архитектурного и городского этапа — архитектор из Кальяри Гаэтано Чима , чьи работы разбросаны по всей территории Сардинии. [ 12 ] (среди его многочисленных достижений — гражданская больница Кальяри, Святилище Успения Пресвятой Богородицы в Гуасила и собор Озиери ). Наряду с работами Чимы заслуживают внимания также работы Коминотти (Дворец и городской театр Сассари) и Кано (Купол Санта-Мария-ди-Бетлем в Сассари и собор Богоматери Снежной в Нуоро ).
Во второй половине XIX века в Сассари был построен неоготический дворец Джордано (1878 г.), представляющий собой один из первых примеров возрождения на острове, а неороманский фасад собора Кальяри работы Джарриццо, датируется 1933 годом. [ 13 ]
Начиная с 20-го века
[ редактировать ]Интересным примером эклектичного вкуса, основанного на сочетании вдохновения моделей возрождения и модерна , является Гражданский дворец Кальяри, построенный в первые годы 20-го века. [ 14 ] Ар-нуво и ар-деко нашли свое место особенно в новых дворцах семей высшего среднего класса, а также в общественных зданиях.

Пришествие фашизма оказало сильное влияние на итальянскую архитектуру двадцатых и тридцатых годов; также на Сардинии, особенно в недавно основанных городах, [ 15 ] было реализовано несколько построек рационалистического и монументального стиля: заметными достижениями этого периода являются центры Фертилия , Арборея и город Карбония , один из величайших образцов рационалистической архитектуры . Видной фигурой того времени является Убальдо Бадас , автор многочисленных построек в Кальяри и других местах. [ 16 ]
Развитие туризма, начавшееся в шестидесятых годах, привело к строительству на Коста Смеральде архитектурно значимых зданий , таких как Кала ди Вольпе, Ромаццино или Питрицца, а также деревни Порто Черво с церковью Стелла Марис, работы соответственно Жака Куэль , Луиджи Вьетти и Мишель Бузири Вичи .
Более поздними являются другие явно современные здания, такие как башня отеля T или штаб-квартира Banca di Credito Sardo , как в Кальяри, так и последняя работа Ренцо Пиано . [ 17 ]

Самыми высокими зданиями, построенными на острове, являются небоскреб «Нуово» в Сассари Фернандо Клементе высотой 80 метров и 19 этажей плюс 8 метров антенны (всего 88 метров), отель T в Кальяри высотой 62 метра (73 метра, включая флагшток). и 16 этажей, западная башня так называемого Палаццаччо Ольвии высотой 50 метров и 16 этажей и купол базилики Бонарии. в Кальяри с 50 метрами. Самым высоким когда-либо построенным сооружением является 250-метровый дымоход электростанции Сулчис (принадлежащей Enel Produzione), расположенной на промышленном полюсе Портовешме . [ 18 ]
Традиционная жилая архитектура
[ редактировать ]
Кроме того, существуют различные традиционные типы жилья, такие как высокие дома в холмистых и горных районах, построенные из камня и дерева, дома во дворе из ладири (сырых земляных кирпичей) Кампидано , а также различные типы поселений. , как стацци в Галлуре , фурриадроксиус и медаус в регионе Сульчис-Иглезиенте . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Архитектура» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «Архитектурная цивилизация высокого уровня» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Серджио Вакка, Анджело Ару, Паоло Бальдаччини, Взаимоотношения между почвами и нурагическими поселениями в регионе Маргина-Планаргия (центрально-западная Сардиния), в «Система человек-среда между прошлым и настоящим» , под редакцией Клода Альборе Ливадье и Франко Ортолани, Эдипулья. , Бари, 1998 г., ISBN 88-7228-197-0
- ^ Пуническая колонизация (на итальянском языке) , получено 13 июля 2024 г.
- ^ Площадь базилик Корнуса (на итальянском языке) , данные получены 7 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Романская архитектура на Сардинии (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
- ^ Романские церкви (на итальянском языке) , данные получены 12 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Итальянско-готическая архитектура» . Sardegnacultura.it . Автономный регион Сардиния. Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Башня Мариано II , получено 18 августа 2024 г.
- ^ «Путешествие в барокко на Сардинии» . Регион Сардиния . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Система прибрежных башен , получено 11 июня 2024 г.
- ^ Сардиния, автономный регион. «Гаэтано Чима» . Сардиния регион. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Собор Кальяри (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
- ^ Palazzo civico (на итальянском языке) , получено 2 августа 2024 г.
- ^ Сардиния, автономный регион. «Города фашистской основы» . Сардиния регион. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Бадас Убальдо (на итальянском языке) , получено 11 июня.
- ^ Credito Industriale Sardo - CIS (Государственный архив Кальяри) (на итальянском языке) , получено 11 июня 2024 г.
- ^ Il Polo industriale di Portovesme
- ^ (Вильяперуччо), Монтессо. «Фурриадроксиус и Медаус» . КонсулМедиа 2007. Архивировано из оригинала 21 августа 2012 года . Проверено 1 марта 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Диониджи, Скано (1929). Wikisource . (анастатическое переиздание, Кальяри, 1991 г.) Средневековые церкви (на итальянском языке). Флоренция: Кальяри – через
- Делогу, Рафаэль (1953). Архитектура Средневековья на Сардинии . Сассари: Карло Дельфино. , в формате PDF: [1] .
- Баррекка, Ферруччо (1974). Финикийская и Пуническая Сардиния . Кьярелла. [ISBN не указан].
- Рената, Серра (1988). Романская Сардиния . Милан: Книга Хака. ISBN 88-16-60096-9 .
- Сальваторе Наица, Архитектура от конца 17 века до пуристского классицизма , Нуоро, Илиссо, 1992 ISBN 88-85098-20-7
- Коронео, Роберто (1993). Романская архитектура середины 1000-х — начала 1300-х годов . Илисс. ISBN 88-85098-24-Х .
- Франческа Сеньи Пульвиренти, Альдо Сари, Архитектура под влиянием поздней готики и ренессанса , Нуоро, Илиссо, 1994. ISBN 88-85098-31-2
- Масала, Франко (2001). Архитектура Сардинии от объединения Италии до конца ХХ века . Нуоро: Илиссо.
- Лиллиу, Джованни (2004). Цивилизация сардинцев: от неолита до эпохи нурагов . Мистраль.
- Марко Луккини, Множественная идентичность. Современная архитектура Сардинии . 1930–2008, Кальяри, Айсара, 2008, ISBN 88-6104-033-0