Глаз Дьявола
Глаз Дьявола | |
---|---|
Режиссер | Дж. Ли Томпсон |
Автор сценария | |
На основе | День Стрелы роман 1964 года Филип Лорейн |
Продюсер: | |
В главных ролях | |
Кинематография | Эрвин Хиллер |
Под редакцией | Эрнест Уолтер |
Музыка | Гэри МакФарланд |
Производство компания | |
Распространено | Метро-Голдвин-Майер |
Даты выхода |
|
Время работы | 96 минут |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Бюджет | 3 миллиона долларов [ 1 ] |
Глаз Дьявола , также известный под рабочим названием 13. [ 2 ] или Тринадцать , [ 3 ] — британский детективный фильм ужасов 1966 года режиссёра Дж. Ли Томпсона в главных ролях с Деборой Керр , Дэвидом Нивеном , Дональдом Плезенсом и Шэрон Тейт . Экранизация романа День стрелы» « Филипа Лорейна 1964 года . [ 3 ] Действие фильма происходит в сельской Франции. Его снимали в замке Отфор и в Англии. [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ] Сюжет фильма касается семейного наследства поместья, окутанного загадочной и весьма ритуальной завесой тайн, и последующего расследования, пытающегося раскрыть смысл этих зловещих особенностей.
После выхода фильм не имел коммерческого успеха, но некоторые считают, что он приобрел своего рода культовый статус. [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Филипп де Монфокон, маркиз Белленак. [ 6 ] ( Дэвид Нивен ), потомственный владелец старинного поместья в Бордо, виноградники которого не приносили плодов уже три года, живет в Париже со своей преданной женой Катрин и двумя маленькими детьми, Жаком и Антуанеттой. Его внезапно вызывают в Беллак , где зловещий священник ( Дональд Плезенс ) дает ему странный амулет . После того, как их сын Жак мечтает, что он нужен отцу, маркиза ( Дебора Керр ) забирает детей в замок . Когда они прибывают, лучник Кристиан де Карай ( Дэвид Хеммингс ) стреляет в голубя, который затем падает к ногам Кэтрин. На допросе тетя Филиппа Эстель замечает, что Кристиан «очень злой мальчик», а его сестра Одиллия ( Шэрон Тейт ) «не лучше». Эстель увольняет Кэтрин, говоря горничной: «На этот раз я не могу в этом участвовать».
Поздно ночью Кэтрин обнаруживает, что Одиллия и Кристиан торжественно несут пронзенного голубя в освещенную свечами комнату, где сидят фигуры в мантиях. Голубя сначала подносят к алтарю, крест которого напоминает амулет, а затем к фигуре, сидящей во главе. Двери закрываются перед лицом Кэтрин, и старик предупреждает ее, чтобы она забрала детей и никогда не возвращалась.
Филипп быстро отвергает опасения Екатерины: долина пропитана древними суевериями. Он говорит о 1000-летней истории своей семьи в Белленаке и о тех серьезных обязанностях, которые на него возлагаются. Его тетя говорит ему, что она «скорее умрет», чем «скажет что-нибудь» Кэтрин, и умоляет его бежать. Тем временем Одиллия очаровывает Жака, превращая жабу в голубя. Кэтрин быстро улавливает необычную зацикленность Кристиана и Одиллии на ее сыне, и ее все больше беспокоит их растущее присутствие в его компании.
Друг семьи Жан-Клод помогает Катрин узнать историю Монфокона: двадцать два главы семьи умерли при «загадочных обстоятельствах», начиная с 1200-х годов. Тем временем Филипп посещает разрушенные виноградники и возвращается, чтобы узнать, что Екатерина поехала к могиле Эдуарда де Монфокона. Там она находит резьбу, соответствующую картине в замке, и надпись, посвященную двенадцати танцорам. Выйдя из мавзолея, ее преследуют фигуры в мантиях, она теряет сознание и оживает в своей постели. Филипп дает ей успокоительное и целует.
Выйдя из серии кошмаров и спасаясь от них, Кэтрин оказывается запертой в спальне; в конце концов ей удается взломать оконную ставню и подать сигнал Эстель, которая посылает свою горничную. Кэтрин просыпается, и все в порядке. Врач сообщает ей, что ей дали белладонну , галлюциноген. Сообщество празднует «Les Trente Jours» (Тринадцать дней). Люди заполняют церковь, где отец Доминик молится на латыни. Филипп стоит на коленях один; Эстель и дети сидят на передней скамье. Филипп делает паузу, когда видит Екатерину, но священник повторяет: «Procedamos in pace» (Продолжайте с миром). Снаружи двенадцать фигур в мантиях образуют круг перед Филиппом и покачиваются из стороны в сторону. Филипп целует Жака; толпа ахает. Филипп приветствует всех на празднике, перефразируя Бытие 1:11 : «Да произрастит земля виноградные лозы, приносящие плод по роду своему, которого семя в нем самом, на земле, и Слово было Бог». Эстель кричит.
В своей комнате Эстель ради Жака рассказывает Катрин, что ее брат Ален, отец Филиппа, не умер, а сбежал, спасаясь. Теперь он живет в башне наверху. Наверху она узнает Алена, который ее предупредил. Он объясняет: les treize jours/jouyeurs, тринадцать дней/танцоров, — это двенадцать апостолов , танцующих вокруг Христа , или, в случае еретического города Белленак, живого бога, подходящего для кровавой жертвы. Отец Доминик, язычник, служит Черную мессу. Когда Филипп поцеловал Жака, это показало, что Филипп обречен.
В другом месте Жак наблюдает, как священник молится над его отцом. Священник приводит Екатерину к Филиппу. Отстраненный, он говорит ей, что это невозможно остановить, что Филипп умирает за то, во что он верит, и что никто не поверит ее показаниям о том, что она открыла. Когда Филипп уезжает с фигурами в ритуальных одеждах и Кристианом, Кэтрин удается сбежать и преследовать группу, хотя она не может спасти своего мужа; ее усилия приходят слишком мало и слишком поздно, когда Кристиан сбивает Филиппа в чаще леса. Затем тело Филиппа торжественно переносят через виноградники в самое сердце Белленака. Жак наблюдает.
В проливном дожде Жан-Клод читает газетный отчет о «несчастном случае». Когда семья готовится уехать, Жак останавливается и настаивает на том, чтобы он забрал свои часы; внутри его ждет священник, держащий амулет Жаку, который целует его, а затем возвращается к машине. В последнем кадре показано, как машина уезжает от замка, а затем камера показывает Одиллию, сидящую снаружи во время бури и загадочно и понимающе улыбающуюся.
Бросать
[ редактировать ]- Дебора Керр в роли Катрин де Монфокон, маркизы де Белленак [ 2 ] [ 6 ]
- Дэвид Нивен в роли Филиппа де Монфокона, маркиза де Белленака [ 6 ]
- Дональд Плезенс в роли отца Доминика
- Эдвард Малхэр в роли Жан-Клода Ибера [ 2 ]
- Флора Робсон — графиня Эстель, сестра Алена [ 2 ]
- Эмлин Уильямс — Ален де Монфокон, отец Филиппа [ 2 ]
- Шэрон Тейт в роли Одиль де Карай
- Дэвид Хеммингс в роли Кристиана де Карая
- Джон Ле Мезурье, как доктор Монне
- Майкл Миллер, как Грандек
- Дональд Биссет, как Реннард
- Полин Леттс в роли Марианны
- Роберт Дункан в роли Жака де Монфокона
- Сьюки Эпплби в роли Антуанетты де Монфокон
- Марианна Стоун в роли слуги отца Доминика (в титрах не указана)
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В своей New York Times колонке «Преступники на свободе» в Энтони Баучер похвалил роман 1964 года « День стрелы» , написанный Робином Эстриджем под псевдонимом Филип Лорейн. Баучер сравнил книгу с произведениями Дафны дю Морье , Мэри Стюарт , Виктории Холт , Норы Лофтс и Эвелин Беркман , написав, что она «рассказывает очень похожую задумчивую, атмосферную историю, в почти такой же обстановке ( родовой замок в Оверни), но с мужской точки зрения и с совершенно мужским умом ... Это место для высокоцивилизованного и аристократического кошмара молодого шотландского художника. [ а ] пытается выявить зловещие силы, которые берут под контроль его друга маркиза. Ответ не станет сюрпризом для любого, кто когда-либо листал «Золотую ветвь» , но его очевидность никоим образом не умаляет его силы. Книга полна дразнящих и намекающих на ужас символов, как колода карт Таро, и столь же странно ярка в своем придуманном фольклоре, как « Нгаио Марша » Смерть дурака ». [ 7 ]
Мартин Рансохофф из Filmways , у которого был контракт на производство нескольких фильмов с MGM , купил права на экранизацию «Дня стрелы» . [ 8 ]
Эстридж адаптировал для экрана собственный роман. Деннис Мерфи разделил авторство сценария. [ 9 ] Терри Саузерн сделал дополнительные «ужесточения и улучшения» сценария, в титрах не указан. [ 10 ]
Ким Новак , подписавший с Рансохоффом контракт на три фильма в 1961 году, [ 11 ] был подписан на главную роль, [ 12 ] с Нивеном в главной роли.
Тейт была обнаружена Рансохоффом, когда она проходила прослушивание в Petticoat Junction . Впечатленный, он подписал с ней семилетний контракт. [ 13 ] Затем она провела месяцы, учась и играя небольшие роли за счет Рансохоффа, например, повторяющуюся роль в «Деревенских горцах из Беверли» , прежде чем дебютировать в художественном кино в фильме «Глаз дьявола» . [ 14 ] Рансохофф сказал: «Каждый должен приложить усилия, чтобы показать новое лицо в каждой крупной картине». [ 15 ]
Сидни Дж. Фьюри , подписавший с Рансохоффом контракт на три фильма, изначально должен был стать режиссером « Глаза дьявола» . [ 16 ] В августе 1965 года, незадолго до начала съемок, Фьюри заменил Майкл Андерсон . [ 17 ] Андерсон заболел, и его, в свою очередь, заменил Дж. Ли Томпсон . [ 18 ]
Алекс Сандерс , английский оккультист и викканец , был нанят в качестве консультанта, чтобы придать языческим обрядам некоторую аутентичность. [ 19 ]
Название фильма было изменено с «День стрелы» на «13» незадолго до начала съемок. [ 20 ]
Стрельба
[ редактировать ]Съемки начались 13 сентября 1965 года. [ нужна ссылка ] Места съемок включали замок Отфор и его окрестности, а также британскую студию MGM в Борехамвуде , Англия. [ нужна ссылка ]
В ноябре, за две недели до завершения съемок, Новак упала с лошади во время выступления в ключевой сцене и повредила спину. Съемки фильма происходили вокруг Новак, пока она выздоравливала, и снимали сцены, которые не требовали ее участия. Новак вернулся на съемочную площадку через две недели, но был утомлен всего за день работы и был вынужден взять дополнительный отпуск. Когда продюсерам сообщили, что ей понадобится еще восемь недель, чтобы восстановиться, прежде чем вернуться к работе, было решено заменить ее Керр, хотя это означало пересъемку значительного количества отснятого материала, поскольку Новак появился почти в трех четвертях того, что уже было. был снят. [ 21 ] [ 22 ] [ 5 ]
«Это трагично, но без Кима или его замены мы не сможем продолжать путь», — сказал Дэвид Нивен. «Человек, которого мне больше всего жаль, — это режиссер Дж. Ли Томпсон. Он вложил в эту картину все». [ 1 ] Что касается травмы Новак, ее муж Ричард Джонсон сказал: «Это не то, что будет беспокоить ее всю оставшуюся жизнь. В конце концов она выздоровеет. Это займет время и будет нелегким делом». [ 1 ] Позже Новак скажет, что у нее сломан позвонок . [ 23 ]
Съемки возобновились в декабре 1965 года с участием Керра. [ 24 ] Некоторые длинные кадры Новак, снятые до ее травмы, все же попали в фильм. [ 5 ]
В своей автобиографии Хеммингс оспаривал замену Новака из-за травмы. Он сказал, что видел ожесточенный спор между Новаком и Рансохоффом ближе к концу съемок, в результате которого Новак был уволен. [ 25 ] [ 26 ]
Когда его спросили о работе с таким выдающимся актерским составом, Тейт ответил: «Конечно, я нервничал, но я был скорее польщен, чем напуган, потому что все успокаивали меня. Они такие профессионалы. Вы не видите их технику, но когда вы окруженный лучшим, он раскрывает в тебе лучшее». [ 13 ]
Выпускать
[ редактировать ]Появившись в кинотеатрах 31 марта 1968 года, «Глаз дьявола» не встретил особого внимания критиков и в целом игнорировался основными критиками. Фильм не имел коммерческого успеха, и позже в том же году он был внесен в список как один из трех фильмов, выпущенных продюсером Мартином Рансохоффом и не принесших денег (два других - «Не волнуйся» и «Любимый» ). [ 27 ] он не имел коммерческого успеха в Соединенных Штатах Хотя на момент первого выпуска , «Глаз дьявола» был популярен в Великобритании и Европе . За годы, прошедшие с момента его выхода, фильм получил похвалы за атмосферную кинематографию, необычный тон и игру Керра и Тейт; он приобрел определенный культовый статус не только из-за своих сюрреалистических тем, но и из-за убийства Тейт в 1969 году . [ 5 ]
Дебют Шэрон Тейт не сильно повлиял на ее карьеру - американские отзывы о ее игре были далеко не звездными, например, The New York Times охарактеризовала ее выступление как «пугающе красивое, но невыразительное». [ 28 ] тогда как писатели за пределами Северной Америки были более благосклонны: в ретроспективах отмечалось, что «Тейт производит значительное визуальное впечатление, но следует отметить, что ее безупречный британский акцент был дублирован» [ 29 ] и что «она определенно демонстрирует присутствие на экране [...] и ее ждет блестящее будущее». [ 30 ]
«Глаз дьявола» был последним черно-белым фильмом, выпущенным MGM. К 1967 году все крупные студии фактически полностью перешли на цветную печать .
Домашние СМИ
[ редактировать ]Eye of the Devil был выпущен как широкоэкранный DVD для региона 1 21 февраля 2011 года компанией Warner Home Video через службу Warner Archive DVD-on-demand.
26 октября 2021 года Warner Archive выпустил фильм на Blu-ray. Для этого выпуска Warner Bros. заново восстановила фильм, отсканировав исходные элементы фильма в формате 4K.
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Этот персонаж был исключен из фильма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Палмер, Раймонд Э. (27 ноября 1965 г.). «Ким Новак не сможет продолжать роль в кино». Лос-Анджелес Таймс . п. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и «Глаз Дьявола» . www.tcm.com . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чибналл, Стив (2001). Дж. Ли Томпсон . Издательство Манчестерского университета. п. 307. ИСБН 9780719060120 .
- ^ Кроутер, Босли (7 декабря 1967 г.). «Экран: «Глаз Дьявола» начинает бег» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Капуя, Микеланджело (2010). Дебора Керр: Биография . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 148–49. ISBN 978-0-7864-5882-0 .
- ^ Jump up to: а б с Хотя TCM.com называет поместье «Беллак», это ошибка. Оно появляется на баннере Фестиваля и произносится многими персонажами. В обзоре оригинальной книги New York Times поместье названо Беллак. Это может быть источником этой ошибки.
- ^ «Преступники на свободе (опубликовано в 1964 году)» . Нью-Йорк Таймс . 1 марта 1964 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Батолливуд, Питер (3 января 1965 г.). «Торговец сообщениями в бегах». Нью-Йорк Таймс . п. Х9.
- ^ «Деннис Мерфи» . www.tcm.com . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Хилл, Ли (2001). Великий парень: искусство и жизнь Терри Саузерн . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 9780380977864 .
- ^ «Ким Новак подписывает сделку на три картины» . Лос-Анджелес Таймс . 28 июля 1961 г. с. А7.
- ^ «Информация о фильмах: Ким Новак сыграет главную роль в «Дне стрелы» ». Лос-Анджелес Таймс . 30 апреля 1965 г. с. с14.
- ^ Jump up to: а б Томас, Кевин (18 января 1966 г.). «Мисс Тейт: Старый, новый Голливуд». Лос-Анджелес Таймс . п. с11.
- ^ Браунинг, Норма Ли (8 сентября 1966 г.). «Старлетка обнаружена после 3 лет тайны» . Чикаго Трибьюн . п. с1.
- ^ Томас, Кевин (1 мая 1966 г.). «Рансохофф: Мистер Биг в Стране Гигантов». Лос-Анджелес Таймс . п. 10.
- ^ Мартин, Бетти (12 июня 1965 г.). «Еще одна роль Шелли». Лос-Анджелес Таймс . п. 23.
- ^ Мартин, Бетти (7 августа 1965 г.). «Информация о фильме: Пара воссоединилась во «Времени» ». Лос-Анджелес Таймс . п. Б8.
- ^ Мартин, Бетти (26 августа 1965 г.). «Информационный листок фильмов: Томпсон будет режиссировать фильм «13» ». Лос-Анджелес Таймс . п. д12.
- ^ Эллис, Билл (2000). Воспитание дьявола: сатанизм, новые религии и средства массовой информации . Университетское издательство Кентукки. п. 157. ИСБН 0-8131-2170-1 .
- ^ Мартин, Бетти (12 июля 1965 г.). «Информационный листок фильма: Шоу подписано». Лос-Анджелес Таймс . п. с13.
- ^ Клено, Ларри (1980). Ким Новак перед камерой . ЛаХолла, Калифорния: AS Barnes & Company. стр. 230–231 . ISBN 9780498024573 .
- ^ «Дебора Керр возьмет на себя роль раненого Кима». Чикаго Трибьюн . 30 ноября 1965 г. с. б4.
- ^ «Оценка травмы Кима Новака». Нью-Йорк Таймс . 14 декабря 1965 г. с. 55.
- ^ « Шаровая молния» вызвала бурю кассовых сборов». Лос-Анджелес Таймс . 18 декабря 1965 г. с. а13.
- ^ Хеммингс, Дэвид (2004). Blow Up... и другие преувеличения: автобиография Дэвида Хеммингса . Робсон. п. 125.
- ^ Статман, Алиса; Тейт, Бри (21 февраля 2012 г.). Беспокойные души: рассказ семьи Шэрон Тейт о славе, убийствах Мэнсона и крестовом походе за справедливость . Харпер Коллинз.
- ^ Хабер, Джойс (14 января 1968 г.). « Мешковатые штаны» Рансохофф меняет костюмы, имидж» . Лос-Анджелес Таймс . п. д8.
- ^ Кинг, Грег (2000). Шэрон Тейт и убийства Мэнсона . Книги о баррикадах. п. 79. ИСБН 1-56980-157-6 .
- ^ Пфайффер, Ли (21 марта 2022 г.). «Рецензия: «Глаз дьявола» (1966)» . КиноРетро . Архивировано из оригинала 12 февраля 2024 года . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Джонс, Ниа (12 августа 2012 г.). Обзор «Глаза Дьявола 1966 года» . Жуткие острова . Архивировано из оригинала 12 февраля 2024 года . Проверено 12 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1966 года
- фильмы ужасов 1966 года
- детективные триллеры 1960-х годов
- Сверхъестественные фильмы ужасов 1960-х годов
- Британские черно-белые фильмы
- Британские триллеры ужасов
- Британские детективные триллеры
- Британские фильмы ужасов о сверхъестественном
- Британские триллеры о сверхъестественном
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы о культах
- Фильмы о вине
- Фильмы о колдовстве
- Фильмы по британским романам
- Фильмы режиссера Дж. Ли Томпсона
- Фильмы, действие которых происходит в замках
- Фильмы, действие которых происходит во Франции
- Фильмы, снятые во Франции.
- Фильмы, снятые в Хартфордшире
- Filmways фильмы
- Народные фильмы ужасов
- Фильмы о человеческих жертвоприношениях
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Британские детективные фильмы ужасов
- Фильмы, снятые на MGM-British Studios
- Британские фильмы 1960-х годов
- Мистические фильмы ужасов 1960-х годов
- Англоязычные триллеры ужасов