Влияние Августина на Жана Кальвина
Августинианская сотериология , находящаяся под влиянием ранних столкновений Августина Гиппонского со стоицизмом , неоплатонизмом и манихейством , сыграла решающую роль в формировании христианского богословия . Первоначально выступая против детерминистских взглядов, Августин позже интегрировал аспекты этой философии, особенно во время своих споров с пелагианами. Его доктрины, такие как предопределение посредством предопределения , заложили основу для последующих богословских разработок. Влияние Августина на Жана Кальвина было особенно значительным в формировании кальвинистской сотериологии и понимания божественного провидения .
Развитие сотериологии Августина
[ редактировать ]Богословские влияния в ранней церкви
[ редактировать ]Манихейство — гностическая секта, основанная в III веке. [1] Оно существенно повлияло на раннехристианские церкви , внедрив такие духовные практики, как аскетизм и жречество . [2] Манихейство приняло дуалистическое мировоззрение , противопоставляющее духовное царство добра материальному царству зла , предвидя постепенное восстановление света из материального царства в духовное. [1] С точки зрения сотериологии , оно утверждало, что Бог в одностороннем порядке избрал избранных для спасения и неизбранных для проклятия согласно Своей воле. [3] Например, в 392 году пресвитер -манихей сказал, что «Бог [...] избрал души, достойные Его, по Своей святой воле. [...] что под Его руководством эти души вернутся отсюда снова в царство Бога по святому обетованию Того, Кто сказал: «Я есмь путь, истина и дверь» и «никто не может прийти к Отцу, как только через Меня»; [4]
Отцы ранней церкви до Августина Гиппопотама без выбора (354–430) опровергали предетерминизм как языческий . [5] [6] [7] Из пятидесяти раннехристианских авторов, писавших о дебатах между свободой воли и детерминизмом , все пятьдесят поддерживали христианскую свободу воли против стоического , гностического и манихейского детерминизма. [8] [9]
Богословские влияния на Августина
[ редактировать ]До своего обращения в христианство в 387 году Августин придерживался трёх детерминистских философий: стоицизма, неоплатонизма и манихейства. Они находились под их значительным влиянием, особенно во время его десятилетнего сотрудничества с манихеями. [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] Похоже, он принял манихейские взгляды на различные богословские аспекты, особенно на природу добра и зла, разделение групп на избранных, слушателей и грешников, а также враждебность к плоти и сексуальной активности, а также свою дуалистическую теологию. [17] [11]
После своего обращения он преподавал традиционную христианскую теологию, противоречащую формам богословского детерминизма, до 412 года. [9] [12] [14] Однако во время конфликта с пелагианами он, казалось, вновь ввел в свою мысль определенные манихейские принципы: [18] [19] [20] [21] и был обвинен в этом своими противниками. [22] [23] [24] Всю оставшуюся жизнь он преподавал сотериологию, согласно которой предопределение основано на предопределении . [8] Эту сотериологию можно сформулировать аналогично пяти пунктам кальвинизма . [25]
Полная развращенность и безоговорочное избрание при крещении младенцев
[ редактировать ]Споры по поводу крещения младенцев с пелагианами способствовали изменению Августина. [26] Тертуллиан ( ок. 155 – ок. 220) был первым христианином, упомянувшим о крещении младенцев. Он опроверг это, заявив, что детей не следует крестить до тех пор, пока они не смогут лично уверовать во Христа . [27] Даже к 400 году не было единого мнения относительно того, почему следует крестить младенцев. [28] [29] Пелагиане учили, что крещение младенцев просто позволяло детям войти в Царство Божие (которое считалось отличным от небес ), так что некрещеные младенцы все еще могли находиться на небесах . [30] В ответ Августин изобрел концепцию, согласно которой младенцев крестят, чтобы устранить первоначальную вину Адама (вину, ведущую к вечному проклятию). [31] Унаследованный первородный грех ранее ограничивался физической смертью , нравственной слабостью и склонностью к греху . [32]
Еще одним ключевым элементом крещения младенцев было раннее обучение Августина стоицизму, древней философии , в которой дотошный бог предопределяет каждое детальное событие во вселенной . [33] Это включало падение листа с дерева в его точное положение на земле и тонкие движения мышц шеи петухов во время их боя, которые он объяснил в своей первой работе De Providentia ( «О провидении» ). [34] Августин учил, что Бог предопределил (или предопределил ) новорожденных детей, которые были крещены, активно помогая родителям или побуждая их прийти к епископу для крещения, пока ребенок был жив. Крещением эти младенцы будут спасены от проклятия. Августин далее рассуждал, что Бог активно не позволял родителям других младенцев достичь крещенских вод до того, как их ребенок умер. Эти младенцы были осуждены на ад из-за отсутствия крещения (по мнению Августина). [35] [36] [37] [38] Его точка зрения остается спорной, даже некоторые римско-католические ученые-августинцы опровергают эту идею. [39] и ученые ссылаются на то, что происхождение этой точки зрения происходит от платонизма , стоицизма и манихейства. [40] [7] [41]
Затем Августин расширил эту концепцию от младенцев до взрослых. Поскольку у младенцев нет «воли» желать своего крещения, Августин распространил это на всех людей. [42] [43] Он пришел к выводу, что Бог должен предопределить путем предопределения всех людей, прежде чем они сделают какой-либо выбор. Хотя ранние христиане учили первородному греху, концепция тотальной порочности (полной неспособности поверить во Христа) была заимствована из гностического манихейства. Манихейство учило, что нерожденные младенцы и некрещеные младенцы будут прокляты в ад из-за физического тела. Подобно гностикам, манихейский бог должен был воскресить мертвую волю, вселив веру и благодать. Августин изменил причину полной развращенности на вину Адама, но сохранил стоические, манихейские и неоплатонические концепции мертвого человека, требующие для ответа вселившейся в него благодати и веры Бога. [44]
Ограниченное искупление
[ редактировать ]Августин предпринял многочисленные попытки объяснения 1 Тимофею 2 :4. [45] Пелагиане предположили, что 1 Тим. 2:4 учил, что Бог дал дар веры всем людям, что Августин легко опроверг, изменив волю / желания, чтобы «предоставить возможность». [46] В 414 году в новом богословии Августина «все виды/классы» окончательно заменяют «все» как абсолютное (эп. 149), а в 417 году проповедь 304.2 повторяет это изменение «всех» на «все виды». Но только в 421 г. [47] изменил ли Августин текст, чтобы он читался как «все спасаемые», что означает, что те, кто спасены, спасаются только по воле Бога, что он повторяет в следующем году. [48] Людям не удается спастись « не потому, что они этого не хотят, а потому, что этого не хочет Бог». [49] Несмотря на их определенное проклятие, Бог заставляет других христиан желать невозможного спасения. [50] Джон Рист называет это «самым жалким отрывком». [51] К 429 году Августин цитирует 1 Коринфянам 1:18, добавляя слово «такой» к 1 Тим. 2:4 переопределяет слово «все» как «все избранные» и подразумевает непреодолимое призвание. Хван отметил:
Затем произошел радикальный сдвиг, вызванный открытым и горячим конфликтом с пелагианами. «Желания» приобрели абсолютные и действенные качества, а значение «всего» свелось к предопределенному. 1 Тим. Следовательно, 2:4 следует понимать как означающее, что Бог спасает только предопределенных. У всех остальных, видимо, даже молитвы нет. [45]
Августин в течение десяти лет пытался дать по крайней мере пять ответов, пытаясь объяснить 1 Тим. 2:4 относительно размера искупительной жертвы Христа . [45] Его основной предпосылкой была языческая идея о том, что Бог получает все, что пожелает. Всемогущество (стоическое и неоплатоническое) делает все, что пожелает Единый, гарантируя, что все, что происходит во вселенной, является в точности волей Всевышнего и поэтому должно произойти (Проповедь 214.4). [52] Он пришел к выводу, что, поскольку Бог получает все, что хочет, Бог не желает, чтобы все люди были спасены, иначе каждый человек был бы спасен. Чедвик пришел к выводу, что, поскольку Бог Августина не желает и поэтому отказывается спасать всех людей, Августин возвысил суверенитет Бога как абсолютный, а Божья справедливость была попрана. [7] Это также логически требовало, чтобы Христос не мог умереть за тех, кто не будет спасен. Следовательно, Христос умер только за избранных, поскольку Бог не тратит зря причинность или энергию. [53]
Непреодолимая грация
[ редактировать ]Августин разработал концепцию « предваряющей благодати ». [54] «оперативная благодать» и «кооперативная благодать». [55] В ответ на пелагианство Августин утверждал, что предваряющая благодать необходима для подготовки человеческой воли к обращению . [55] Пелагий обратился к св. Амвросию (ок. 339 – ок. 397), на что Августин ответил серией цитат Амвросия, указывающих на необходимость предварительной благодати. [56] Августин описывал свободу воли без духовной помощи благодати как «плененную свободную волю» ( лат . liberum ariantium captvatum ). [57] Посредством действия благодати эта воля становится «освобожденной волей» или буквально «освобожденной свободной волей» ( лат . liberum Arbitium liberatum ). [58] Предваряющая благодать обеспечивает это необходимое духовное просвещение. Последующая «действующая благодать» дарует избранным только силу верить и зажигает оправдывающую веру. [59] Августин рассматривал действующую благодать как оправдывающую непогрешимую благодать для избранных. [60] [61] Однако для описания этого явления он не использовал термин «непреодолимая благодать». [62]
Стойкость святых
[ редактировать ]Поскольку Августин считал, что Святой Дух принимается при водном крещении и производит возрождение , ему пришлось объяснить, почему некоторые крещеные люди продолжали оставаться в вере, в то время как другие отпадали и вели аморальную жизнь. Августин учил, что среди возрожденных через крещение некоторым дается дополнительный дар настойчивости ( «donum perseverantiae» ), который позволяет им сохранять свою веру и не дает им отпасть . [63] [64] [65] Без этого второго дара крещеный христианин Святым Духом не смог бы выстоять и в конечном итоге не был бы спасен. [66] Августин развил это учение о настойчивости в «De correptione et gratia» ( ок. 426–427 ). [67] Хотя эта доктрина теоретически обеспечивает безопасность избранным, получившим дар настойчивости, люди не могут убедиться, получили ли они его. [68] [69] [13]
Двойное предназначение
[ редактировать ]Двойное предопределение , или двойной указ, — это доктрина, которую Бог активно отвергает или предписывает проклятие некоторых людей, а также спасение для тех, кого Он избрал. После 411 г. Августин делал заявления, которые учат этому учению (напр., Enchir . 100, De nat. orig. 1.14, 4.16, Serm.229S, Serm.260D.1, De civ. dei 14.26, 15.1, ep.204.2), но люди, полагающиеся в первую очередь на сочинения Августина до 412 г., неясно, придерживался ли он двойного предопределения. [70] В гл. 225 (из «Проспера ») и гл. 226 (из «Илария Галльского» ) оба мужчины жаловались, что собратья-христиане не хотят, чтобы проповедовался опасный новый взгляд Августина на предопределение и настойчивость, потому что он отвергает традиционный взгляд на избрание, основанный на Божьем предвидении. заменив его «предопределением» как « необходимостью, основанной на судьбе » (эп.225.3). Хилари жаловался: «Но они не хотят, чтобы это упорство проповедовалось, если это означает, что оно не может быть ни заслужено молитвой , ни потеряно бунтом» (эп.226.4; ср. Персев.10). Люди, которые позже учили тому же двойному предопределению, которое они нашли в трудах Августина, такие как Готшалк из Орбе и янсенисты , были осуждены церковью . [71] [72]
Влияние на кальвинистскую сотериологию
[ редактировать ]Признание влияния Августина на Кальвина
[ редактировать ]Жан Кальвин писал: «Августин настолько заодно со мной, что, если бы я захотел написать исповедание своей веры, мне было бы вполне достаточно процитировать его сочинения целиком». [73]
«Вот почему обнаруживается, что каждые четыре страницы, написанные в «Институтах христианской религии», Джон Кальвин цитирует Августина. По этой причине Кальвин считал бы себя не кальвинистом, а августинцем. [...] Христианский кальвинист, если бы они с большей вероятностью считаться августинианцем-кальвинистом?», - объясняет реформатский богослов К. Мэтью МакМэхон. [74] Специалист по Августину Филипп Кэри соглашается, написав: «В результате кальвинизм, в частности, иногда называют августинианством». [75]
Реформатский богослов двадцатого века Б.Б. Уорфилд сказал: «Система учения, преподаваемая Кальвином, представляет собой не что иное, как августинианство, общее для всего корпуса реформаторов». [76] Реформатский богослов Пол Хельм использовал термин «августинский кальвинизм» для обозначения своей точки зрения в статье «Августинско-кальвинистский взгляд» в книге « Божественное предвидение: четыре взгляда ». [77]
Краткое изложение кальвинистской сотериологии
[ редактировать ]Сотериология Кальвина получила дальнейшее развитие и систематизацию Безой и другими богословами. [78] Затем он был сформулирован во время Второго Дортского синода (1618–1619) в ответ на противоположные пять статей протеста . [79] Основное резюме Дортского канона дается пятью пунктами кальвинизма : [80] Полная развращенность , безусловное избрание , ограниченное искупление , непреодолимая благодать и стойкость святых . [79] Современные реформатские богословы продолжают утверждать эти положения как простое изложение кальвинистских сотериологических доктрин. [81]
Жан Кальвин также придерживался двойных взглядов на предопределение . [82] [83] Жан Кальвин утверждает: «Под предопределением мы подразумеваем вечное постановление Бога, которым Он определил для себя все, что пожелал, чтобы произошло в отношении каждого человека. Не все созданы на равных условиях, но одни предопределены к вечной жизни, другие – к вечной жизни. вечное проклятие; и, соответственно, поскольку каждый был создан для той или иной из этих целей, мы говорим, что он предопределен к жизни или к смерти». [84]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арендзен 1913 года .
- ^ Ньюман 1904 , с. 130. «Какой бы абсурдной и нехристианской ни казалась нам эта система [манихейство], она претендовала на то, чтобы быть единственным истинным христианством, и своими высокими притязаниями и личной властью многих ее защитников привлекла в свои ряды большую часть интеллекта того времени. Можно сказать, что и при других воздействиях: (а) стимулирует аскетический дух, принижая брак, превознося девственность, считая половой инстинкт абсолютно злым и подлежащим преодолению всеми возможными средствами. Введение помпезных церемониалов в церковь (в) Систематизация христианской доктрины (г) Жречество, или вера в то, что люди в силу своего служения обладают необычайной властью перед Богом. (д) В результате. В результате этого жречества в церковь было введено учение об индульгенциях (хотя в его развитии можно выделить и другие влияния).
- ^ Ньюман 1904 , с. 130, .
- ^ Оорт 2006 , стр. 715–716.
- ^ Макинтайр 2005 , стр. 3206–3209, гл. Свободная воля и предопределение: христианские концепции.
- ^ Чедвик 1966 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Чедвик 1983 , стр. 8–13, ср. Свобода и необходимость в раннехристианской мысли о Боге.
- ^ Jump up to: а б Виггерс 1840 , с. 364. «Что касается предопределения, отцы до Августина полностью отличались от него [...]. Они основывали предопределение на предвидении [...] Следовательно, массилиане были совершенно правы, когда они утверждали, что учение Августина о предопределении противоречило учению Августина о предопределении. мнение отцов и смысл Церкви».
- ^ Jump up to: а б Уилсон, 2018 , стр. 41–94.
- ^ Макканн 2009 , стр. 274–277.
- ^ Jump up to: а б Оорт 2006 , стр. 709–723.
- ^ Jump up to: а б О'Доннелл 2005 , стр. 45, 48.
- ^ Jump up to: а б Кристи-Мюррей 1989 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Чедвик 1986 , с. 14.
- ^ Латуретт 1945 , с. 332. «Молодой Августин какое-то время общался с ним [манихейством). Кажется, оно произвело на него неизгладимое впечатление».
- ^ Ньюман 1904 , с. 361.
- ^ Адам 1968 , стр. 1–25.
- ^ Ханеграаф 2005 , стр. 757–765, гл. Манихейство.
- ^ Боннер 1999 , стр. 227–243, гл. Августин, Библия и пелагиане.
- ^ Шафф 1997 , стр. 789, 835.
- ^ Стронг и МакКлинток 1880 .
- ^ Чедвик 1993 , с. 232-233.
- ^ Мозли 1855 , с. 149. «Когда Пелагий обвиняет святого Августина в фатализме, он не отрекается от достоверности и необходимости, но лишь от народных суеверий и нечестия этой системы».
- ^ Августин 1887 , Трактат о достоинствах и прощении грехов, а также о крещении младенцев, Книга 2, гл. 5.
- ^ МакКинли 1965 , с. 24. «Мощное обращение [Августина] казалось ему непреодолимой благодатью и действенным призванием. Сочетая эти черты своего обращения с раскаянием в своей прежней греховной жизни, создавшей ему черную картину человеческой развращенности, и добавляя к этой смеси свою языческую философию Из манихейства и неоплатонизма Августин, будучи слишком молодым христианином, чтобы быть богословским авторитетом, выдвинул, по его мнению, совершенную систему христианского учения, включающую абсолютную человеческую порочность с полной неспособностью желать добра, следовательно, безусловное предопределение, действенное призвание; , неотразимая грация и окончательная настойчивость».
- ^ Хайт 1974 , с. 30. «Крещение младенцев, как правило, рассматривалось как посвящение в Царство Божие и последствия первородного греха, опосредованные обществом. Только крещение взрослых включало в себя прощение грехов. Августин отрицал эту традиционную точку зрения: Природа человека фундаментально нарушена из-за унаследованный грех, и это включало личную вину, так что некрещеный младенец не мог быть спасен».
- ^ Тертуллиан 1887 , Гл. 18. О лицах, которым и в какое время следует совершать крещение. «Итак, в зависимости от обстоятельств, склонностей и даже возраста каждого человека отсрочка крещения предпочтительна; однако главным образом в случае маленьких детей».
- ^ Рис 1988 , с. 27.
- ^ Френд 1955 , стр. 216–231.
- ^ Миллер 1964 , стр. 1–13.
- ^ Августин 1887 , Трактат о достоинствах и прощении грехов, а также о крещении младенцев, книга 1, гл. 21. «Поэтому люди, с одной стороны, рождаются во плоти, подверженные греху и смерти от первого Адама, а с другой стороны, рождаются свыше в крещении, связанном с праведностью и вечной жизнью второго Адама».
- ^ Blowers 1999 , стр. 839–840, гл. Первородный грех.
- ^ Чедвик 1965 .
- ^ Августин 1994 , стр. 1.12–25, О провидении .
- ^ Августин 1887 , стр. 29–30, Трактат о достоинствах и прощении грехов, а также о крещении младенцев, Книга 1, гл. 1.
- ^ Августин 1994 , Де персев. , гл. 31.
- ^ Августин 1994 , Де предест. , гл. 44.
- ^ Августин 1994 , Серм. , гл. 294.7.
- ^ Августин 1994 , стр. 184, 196, Проповеди III/8, Проповедь 294.
- ^ Оорт 2006 , стр. 710–728.
- ^ Чедвик 1991 , стр. 229–230.
- ^ Августин 1887 , с. 6, Трактат о заслугах и прощении грехов и о крещении младенцев, Книга 1, гл. 2.
- ^ Августин 1994 , De Spiritu et Littera , гл. 54–59.
- ^ Кросс 2005 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с Хван 2006 , стр. 137–142.
- ^ Августин 1994 , De Spiritu et Littera , гл. 37–38.
- ^ Августин 1994 , Против Джулиана , гл. 4.8.42.
- ^ Августин 1994 , Энхиридион , гл. 97, 103.
- ^ Августин 1994 , Послание, гл. 217.19 .
- ^ Августин 1994 , Об исправлении и благодати , гл. 15, 47
- ^ Рист 1972 , с. 239, гл. Августин о свободе воли и предопределении.
- ^ Августин 1994 , Symb.cat. , гл. 2. «Он делает все, что пожелает: Он всемогущ. Все, что пожелает, Он делает хорошо, все, что пожелает, справедливо; а что бы ни делалось худо, Он не желает. воля».
- ^ Оглиари 2003 .
- ^ Стюарт 2014 , с. 131. «[...] [Августину] мы обязаны термином предупредительная благодать [...]».
- ^ Jump up to: а б МакГрат 2001 , с. 356.
- ^ Фицджеральд 1999 .
- ^ МакГрат 2005 , с. 26.
- ^ МакГрат 2005 , с. 27.
- ^ Уайли 1940 , с. 345.
- ^ МакГрат 2005 , стр. 107–110.
- ^ Птица 2021 , с. 89-90. «Здесь ясно заявлена асимметрия учения Августина о благодати: если человек верит, то это потому, что его непреодолимо влечет; но если он не верит, «его решимость стоит особняком». Вся заслуга за обращение приписывается Богу, вся вина за отказ — человеку. Приходя к этой позиции, Августин не отказался от своих ранее разработанных представлений о адъютивной благодати и силе наслаждения, но теперь понял, что и adjutum, и delectatio. Спасение должно быть непреодолимой силы. Спасение приходит к человеку, когда Бог Своим Духом совершает в нем работу, которая не может ни потерпеть неудачу, ни быть отвергнутой».
- ^ Уилсон 2018 , с. 106.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 150, 160–162, 185–189.
- ^ Hägglund 2007 , стр. 139–140.
- ^ Бернелл 2005 , стр. 85–86.
- ^ Джеймс 1998 , с. 101.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 184–189, 305.
- ^ Дэвис 1991 , с. 213.
- ^ Ньюман 1904 , с. 317.
- ^ Джеймс 1998 , с. 102. «Некоторые ученые, особенно католики, понимают, что Августин не сформулировал доктрину двойного предопределения. Другие, протестанты и светские ученые, более разделены по этому вопросу. [...] Судя по нашему анализу, епископ Гиппона, возможно, будет верили в двойное предопределение, хотя он не развивает такую доктрину однозначно».
- ^ Колаковски 1995 , стр. 3–33.
- ^ Пеликан 1987 .
- ^ Кальвин 1961 , с. 63.
- ^ МакМахон 2012 , стр. 7–9.
- ^ Кэри 2008 , стр. 122–124.
- ^ Варфилд 1956 , с. 22.
- ^ Хелм 2001 , стр. 161–189, гл. Августинско-кальвинистский взгляд.
- ^ Мюллер 2003 , стр. 64–67.
- ^ Jump up to: а б Спроул 2016 , с. 32.
- ^ Мюллер 2012 , стр. 50–51.
- ^ Палмер 1996 , стр. 10.
- ^ Джеймс 1998 , с. 30.
- ^ Труман 1994 , с. 69.
- ^ Кальвин 1845 , 3.21.7.
Источники
[ редактировать ]- Адам, Альфред (1968). Продолжающееся влияние манихейства у Августина (на немецком языке). Гютерсло: Поппи.
- Августин (1887). Шафф, Филип (ред.). Никейские и постникейские отцы - Первая серия . Том. 5. Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс.
- Августин (1994). Произведения святого Августина: новый перевод для XXI века . Перевод Хилла, Эдмунда. Гайд-парк, Нью-Йорк: New City Press.
- Арендзен, Джон (1913). . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Блоуэрс, Пол (1999). Энциклопедия раннего христианства (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing.
- Боннер, Джеральд (1999). Брайт, Памела (ред.). Августин и Библия . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
- Бернелл, Питер (2005). Августинский человек . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки.
- Берд, Бенедикт (2021). «Развитие взглядов Августина на свободу воли и благодати, а также противоречивые претензии Джона Оуэна и Джона Гудвина на соответствие им». Вестминстерский богословский журнал . 83 (1): 73–101.
- Кальвин, Джон (1845). Институты христианской религии; Новый перевод Генри Бевериджа . Том. 2. Перевод Генри Бевериджа . Эдинбург: Общество переводчиков Кальвина. книги 2, 3.
- Кальвин, Джон (1961). О вечном предопределении Божием . Лондон: James Clarke & Co. Limited.
- Кэри, Филипп (2008). Внутренняя благодать: Августин в традициях Платона и Павла . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- Чедвик, Генри (1965). «Защита христианства Джастином Мартиром». Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 47 (2): 275–297. дои : 10.7227/BJRL.47.2.3 .
- Чедвик, Генри (1966). Раннехристианская мысль и классическая традиция . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press.
- Чедвик, Генри (1983). Трейси, Дэвид; Лэш, Николас (ред.). Космология и теология . Эдинбург: Т и Т Кларк.
- Чедвик, Генри (1986). Августин: Очень краткое введение . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- Чедвик, Генри (1991). Ересь и православие в ранней церкви . Олдершот, Великобритания: Variorum.
- Чедвик, Генри (1993). Ранняя Церковь . Лондон: Книги Пингвинов.
- Кристи-Мюррей, Дэвид (1989). История ереси . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кросс, Флорида (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Дэвис, Джон Джефферсон (1991). «Настойчивость святых: история учения» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 34 (2).
- Фицджеральд, Аллан Д., изд. (1999). «Aratia Christi et de Sin Original, De». Августин сквозь века: Энциклопедия . Гранд-Рапидс, Мичиган: У. Б. Эрдманс.
- Френд, Уильям (1955). «Учение о человеке в ранней церкви: исторический подход». Современный церковник . 45 (3).
- Хэгглунд, Бенгт (2007) [1968]. Teologins historia [ История богословия ] (4-е изд.). Св. Луи, Миссури: Издательство Concordia. ISBN 978-0758613486 .
- Хейт, Роджер Д. (1974). «Заметки о пелагианском споре» . Филиппинские исследования . 22 (1): 26–48. JSTOR 426345413 .
- Ханеграаф, Воутер Дж., изд. Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Том. 2. Лейден: Брилл.
- Хельм, Пол (2001). Билби, Джеймс; Эдди, Пол (ред.). Божественное предвидение: четыре точки зрения . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP.
- Хван, Александр (2006). «Различные толкования Августином 1 Тим. 2:4». Студия Патристика . 43 .
- Джеймс, Фрэнк А. III (1998). Петр Мученик Вермигли и предопределение: августинское наследие итальянского реформатора . Оксфорд: Кларендон.
- Колаковский, Лешек (1995). Бог нам ничего не должен: краткое замечание о религии Паскаля и духе янсенизма . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- Латуретт, Кеннет Скотт (1945). История распространения христианства . Нью-Йорк: Harper & Bros. OCLC 277266105 .
- Макканн, Кристина (2009). «Влияние манихейства на Августина Гиппопотама как духовного наставника». Ежеквартальный журнал цистерцианских исследований . 44 (3): 255–277.
- МакГрат, Алистер Э. (2001). Христианское богословие: Введение . Кембридж: Издательство Блэквелл.
- МакГрат, Алистер Э. (2005). Iustitia Dei: история христианского учения об оправдании . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Макинтайр, Коннектикут (2005). Джонс, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 5 (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Справочник Macmillan USA.
- МакКинли, О. Гленн (1965). Там, где встречаются два вероучения (PDF) . Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press из Канзас-Сити.
- МакМахон, К. Мэтью (2012). Кальвинизм Августина: доктрины благодати в трудах Августина . Коконат-Крик, Флорида: Пуританские публикации.
- Миллер, Мэри (1964). Пресвитерия Руфини: Liber of Faith . Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки.
- Мозли, Джеймс Боулинг (1855). Трактат об доктрине Августина о предопределении . Лондон: Дж. Мюррей.
- Мюллер, Ричард А. (2003). После Кальвина: исследования развития богословской традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Мюллер, Ричард А. (2012). Кальвин и реформатская традиция . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic.
- Ньюман, Альберт Генри (1904). Руководство по истории церкви . Филадельфия: Американское баптистское издательское общество.
- О'Доннелл, Джеймс (2005). Августин: Новая биография . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperCollins.
- Оглиари, Донато (2003). Gratia et Certamen: Отношения между благодатью и свободой воли в дискуссии Августина с так называемыми полупелагианами . Левен: Издательство Левенского университета.
- Оорт, Йоханнес ван (2006). «Августин и манихейство: новые открытия, новые перспективы». Verbum et Ecclesia . 27 (2): 710–728. дои : 10.4102/VE.V27I2.172 . HDL : 2263/2551 . S2CID 170573550 .
- Палмер, Эдвин Х. (1996). Пять пунктов кальвинизма . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books.
- Пеликан, Ярослав (1987). «Дилемма Августина: доктрина благодати Августина против доктрины Августина о церкви?». Августинианские исследования . 18 : 1–28. дои : 10.5840/augstudies1987186 .
- Рис, Бринли (1988). Пелагиус: упорный еретик . Вудридж, Саффолк: Boydell Press.
- Рист, Джон (1972). Маркус, Роберт (ред.). Августин: Сборник критических очерков . Нью-Йорк: Даблдей.
- Шафф, Филип (1997). История христианской церкви . Том. 3. Оук-Харбор, Вашингтон: Системы исследования логотипов.
- Спроул, RC (2016). Что такое реформатское богословие?: Понимание основ . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books. ISBN 978-0-8010-1846-6 .
- Стронг, Джеймс; МакКлинток, Джон (1880). «Августин» . Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . Нью-Йорк: Хапер и братья.
- Стюарт, Х.Ф. (2014). Тринадцать проповедей святого Августина на святого Иоанна XIV . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Тертуллиан (1887). Шафф, Филип (ред.). Доникейские отцы . Том. 3. Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс.
- Труман, Карл Р. (1994). Наследие Лютера: спасение и английские реформаторы, 1525–1556 гг . Оксфорд: Кларендон. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- Уорфилд, Бенджамин Б. (1956). Крейг, Сэмюэл Г. (ред.). Кальвин и Августин . Филадельфия, Пенсильвания: Пресвитерианская и реформатская издательская компания.
- Виггерс, Густав Фридрих (1840). Историческое изложение августинизма и пелагианства из первоисточников . Андовер: Гулд, Ньюман и Сакстон. ISBN 978-0-608-36210-6 .
- Уайли, Х. Ортон (1940). Христианское богословие . Том. 1. Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press.
- Уилсон, Кеннет (2018). Преобразование Августина от традиционного свободного выбора к «Несвободной свободе воли: комплексная методология» . Тюбинген: Мор Зибек.