Содом
Содом | |
---|---|
Рожденный | Джованни Антонио Бацци 1477 |
Умер | 14 февраля 1549 г. |
Национальность | итальянский |
Образование | Мартино Спанзотти , Джероламо Джовеноне |
Движение | Высокого Возрождения Сиенская школа |
Покровитель(и) | Агостино Киджи , Папа Юлий II , Папа Лев |
Иль Содома (1477 – 14 февраля 1549) — имя итальянского эпохи Возрождения художника Джованни Антонио Бацци . [ 1 ] Иль Содома писал в манере, которая накладывала стиль Высокого Возрождения Рима начала 16 века на традиции провинциальной сиенской школы ; большую часть своей профессиональной жизни он провел в Сиене , два периода провел в Риме.
Биография
[ редактировать ]Джованни Бацци родился в Верчелли , Пьемонт , в 1477 году. Его первым мастером был «архаичный» Мартино Спанцотти ; [ 2 ] он также, кажется, был учеником художника Джовеноне . После приобретения яркого колорита и других отличительных стилистических особенностей ломбардской школы и, хотя неизвестно, поехал ли он в Милан. [ 3 ] — каким-то образом впитывая поверхностные манеры Леонардо , [ 4 ] он отправился в Сиену до 1503 года, возможно, по указанию агентов семьи Спаннокки , и начал с циклов фресок для оливетанских монахов и серии небольших потолочных панелей Овидия и фриза, изображающего карьеру Юлия Цезаря для Сигизмондо Киджи в Палаццо Киджи . [ 5 ]
Наряду с Пинтуриккьо Содома был одним из первых, кто практиковал в Сиене стиль Высокого Возрождения . Его первыми важными работами были фрески в бенедиктинском монастыре Монте-Оливето-Маджоре , по дороге из Сиены в Рим, иллюстрирующие жизнь святого Бенедикта в продолжении серии, Лукой Синьорелли в 1498 году. начатой [ 6 ] Освоив преобладающий популярный стиль Пинтуриккьо, Содома завершил набор в 1502 году и включил в него автопортрет с барсуками и воронами. [ 7 ]
Содома был приглашен в Рим в 1508 году знаменитым сиенским купцом Агостино Киджи и работал там у Папы Юлия II в Станце делла Сеньятура в Ватикане . Он выполнил две великие композиции и различные орнаменты и гротески. [ 6 ] в сводчатых потолках, разделенных на притворные отсеки в античной манере, которую недавно возродил Пинтуриккьо, работавший в одно время с Рафаэлем . Риторическая история Джорджо Вазари о том, что более крупные произведения Содомы не удовлетворили папу, который нанял Рафаэля для замены программы справедливости, поэзии и теологии , не подтверждается документами. [ 8 ]
До октября 1510 года он был в Сиене, где расписал фасад Палаццо Киджи монохромной светотенью со сценами из Библии и античности, что стало первой такой работой, увиденной в Сиене. [ 9 ] В его живописи в это время начали проявляться отчетливые флорентийские влияния. [ 10 ] особенно Фра Бартоломео .
Вызванный вновь в Рим Киджи, на вилле Киджи (ныне вилла Фарнезина ), работая вместе с Бальдассаром Перуцци , Содома писал сюжеты из жизни Александра Великого : Александра в шатре Дария и Свадьбу Завоевателя с Роксаной , которая некоторые считают его шедевром. Когда Лев X стал папой (1513 г.), Содома подарил ему картину смерти Лукреции (или Клеопатры , по некоторым сведениям, ). Лев дал ему в награду крупную сумму денег и сделал кавалером . [ 6 ]
В юности Бацци женился, но вскоре они с женой расстались. Дочь вышла замуж за Бартоломео Нерони , которого также называли Риччо Санезе или Маэстро Риччо , одного из его главных учеников. Свое прозвище Иль Содома , так сказать, « содомит », Бацци получил еще в 1512 году. Похоже, это было одно из множества прозвищ. Среди монахов Монте Оливето он также был известен как Маттаччо или Матасо («сумасшедший»). [ 11 ] благодаря историку современного искусства Джорджо Вазари Прозвище Бацци « Иль Содома» стало условным . По свидетельству Вазари, Бацци всегда окружал себя «мальчиками и безбородыми юношами, которых любил более, чем прилично», отчего и получил прозвище Иль Соддома . Тем не менее, по словам Вазари, Бацци гордился этим прозвищем и слагал о нем строфы и песни. [ 12 ]
Бацци вернулся в Сиену и позже искал работу в Пизе , Вольтерре и Лукке . Из Лукки он вернулся в Сиену незадолго до своей смерти 14 февраля 1549 года (в более старых повествованиях говорится о 1554 году). Он якобы растратил свое имущество и, как говорят, без документального подтверждения умер в нищете в большом госпитале Сиены. [ 6 ] Один из его учеников известен как Джомо дель Содома .
Работа
[ редактировать ]Некоторые критики видят в « Мадонне » Содомы в Пинакотеке Брера (если она действительно написана им) прямое влияние Леонардо да Винчи . Современная критика склонна не следовать за Джованни Морелли , предполагая, что Рафаэль нарисовал портрет Содомы рядом с собой в «Афинской школе» . [ 13 ] в то время как рисунок в Крайст-Черч предположительно представляет собой портрет Рафаэля работы Содомы. [ 6 ]
Среди его шедевров — фрески, завершенные в 1526 году в капелле святой Екатерины Сиенской, написанные для церкви Сан-Доменико (Сиена) , изображающие святую в экстазе, теряющую сознание при принятии Евхаристии от ангела. В Оратории Сан-Бернардино представлены сцены из истории Богородицы , написанные совместно с Джироламо дель Паччиа и Доменико ди Паче Беккафуми (1536–1538). Эти фрески изображают Посещение и Успение . В Сан-Франческо находятся « Снятие с креста» (1513 г.) и «Бичевание Христа» . Многие критики считают ту или иную из этих картин шедевром Содомы. В хоре Пизанского собора находится «Жертвоприношение Авраама» , а в галерее Уффици во Флоренции — « Св. Себастьян» . [ 6 ]
Некоторые из его работ, в том числе « Святое семейство», находящееся сейчас в Национальной пинакотеке (Сиена), были ошибочно приняты за произведения Леонардо да Винчи. Его станковые картины редки; две из них находятся в Национальной галерее в Лондоне.
Неполный список работ
[ редактировать ]- Бичевание Христа (1510 г.) — Музей изящных искусств , Будапешт.
- Дорога на Голгофу (1510 г.) - Музей изящных искусств, Будапешт.
- Смещение Чинуцци (до 1513 г.) - Национальная художественная галерея, Сиена
- Смерть Лукреции (1513 г.) - Музей изящных искусств, Будапешт.
- Святой Георгий и Дракон [1] (1518 г.) - Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Похищение сабинянок [2] (1525 г.) - Galleria Nazionale d'Arte Antica , Рим
- Святой Себастьян (1525 г.) - Холст, масло, 206 x 154 см Галерея Уффици , Флоренция
- Три судьбы [3] (1525 г.) - Национальная галерея античного искусства Рима
- Поклонение волхвов ( ок. 1530 г. ) — Сант-Агостино, Сиена [ 14 ]
- Рукоположение святого Альфонсо (1530 г.) - Санто-Спирито, Сиена
- Плач по мертвому Христу или Пьете (1533 г.) - Музей Сумайя , Мехико
- Святой Иероним в покаянии (ок. 1535–1545) — Национальная галерея , Лондон.
- Святое Семейство со святым Иоанном Крестителем и ангелом (ок. 1535–1545) - Музей изящных искусств Страсбурга
- Мистический брак Святой Екатерины [4] (1539–1540) - Национальная галерея античного искусства, Рим.
- Пьета (1540 г.) - Галерея Боргезе , Рим
- Священный разговор (1542 г.) - Национальный музей Сан-Маттео , Пиза
- Святой Себастьян с Мадонной и ангелами (1542 г.) - Национальный музей Сан-Маттео, Пиза
- Аллегория небесной любви , Коллекция Киджи-Сарачини, Сиена
- Галерея Леды Боргезе, Рим
- Святая Магдалина (Частная коллекция)
- Свадьба Александра и Роксаны — Фреска, Вилла Фарнезина , Рим
- Шествие на Голгофу – Museum & Gallery, Inc. , Южная Каролина
- Пьета (Частная коллекция)
Критические оценки
[ редактировать ]Говорят, что Содома высмеивал « Джорджо Вазари Жизнеописания художников» и что Вазари отплатил ему, представив отрицательный отчет о морали и поведении Содомы и отказавшись похвалить его работы. Согласно Вазари, имя, под которым был известен Бацци, было «Il Mattaccio» (Сумасшедший, Маньяк), этот эпитет был дарован ему монахами Монте Оливето. Он одевался броско, как шарлатан, а его дом напоминал Ноев ковчег из-за странного разнообразия животных, которых он там содержал. Он был шутником, любил музыку и пел сочиненные им стихи на неприличные темы. [ 6 ]
Вазари утверждает, что Содома всегда был нерадивым художником, и его ранний успех в Сиене, где он написал множество портретов, был отчасти обусловлен отсутствием конкуренции, и с этим мнением согласен Сидней Фридберг . Вазари утверждает, что с возрастом он стал слишком «ленивым», чтобы рисовать карикатуры на свои фрески, и рисовал их прямо на стене. Тем не менее Вазари признает, что Содома создал несколько работ очень высокого качества и что при его жизни его репутация была высокой. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также неправильно написано Раззи . Настоящая фамилия художника неизвестна. Говорят, что он носил фамилию «Содона», а также имя «Тицциони». Содона — подпись на некоторых его фотографиях. В то время как Баззи превратился в Раззи, Содона, возможно, превратилась в «Содому» (на латыни и итальянском языке Содом, библейский город).
- ↑ Второстепенный художник, которого Фридберг 1993:117 назвал «архаичным», о котором известна одна подписанная картина.
- ↑ Морелли в своих «Итальянских картинах в немецких галереях» сказал, что он созрел как художник только за два года (1498–1500), которые он провел с Леонардо в Милане.
- ^ Фридберг 1993: 117.
- ^ Барталини, Роберто (сентябрь 2001 г.). «Содом, Киджи и Ватиканские станцы». Журнал Берлингтон . 143 (1182): 544–553. Самбрано, Патриция (сентябрь 1994 г.). «Новая сцена Содомы с потолка Палаццо Киджи в Касато ди Сотто, Сиена». Журнал Берлингтон . 136 (1098): 609–612. . Сигизмондо был гарантом исполнения Содомы перед Юлием в октябре 1508 года, а его брат Агостино стал известным покровителем Содомы.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Содома, Иллинойс ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 343. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «иль содома» . Flickr – обмен фотографиями! . 24 января 2006 г.
- ^ Недавняя уборка выявила существенную целостность существующих потолков Содомы, как показано Барталини, 2001.
- ^ Барталини, Роберто (сентябрь 2001 г.). «Содом, Киджи и Ватиканские станцы». Журнал Берлингтон . 143 (1182): 544–553.
- ^ Фридберг (1993:117) отмечает источник своего Распятия (Пинакотека, Сиена) в композиции алтаря Святой Аннунциаты во Флоренции, начатой Филиппино Липпи и законченной Перуджино .
- ^ Роберт Х. Хобарт Каст, Джованни Антонио Бацци, которого до сих пор обычно называли «Содомой», Человек и художник 1477–1549 (1906), 65.
- ^ «Содом» . Британская энциклопедия . . Джорджо Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , пер. Людиг Шорн, Эрнст Фёрстер, том. 4 (1846), 345 и далее. ( поскольку вокруг него всегда были безбородые дети и юноши, которых он любил безмерно, он приобрел прозвище Содома, которым он не то чтобы скучал или презирал его, но прославлял его, составляя о нем строфы и главы и воспевая о нем это очень удобно на лютне, ) он прославлял ее, сочиняя об этом песни и стихи в третьей риме и с немалой легкостью исполняя их под лютню». См. Также: Жанна Морган Заручки, «Биография Баззи как «Соддомы» Вазари: история искусства и литературный анализ», Italian Studies 70.2 (2015), два : 10.1179/0075163415Z.00000000094 .
- ^ Лицо выглядит слишком старым, если не считать всего остального; Перуджино или Тимотео Вити считаются более вероятными моделями.
- ^ Спор относительно картины и тондо, которые сейчас находятся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, был разрешен в 1536 году; Вольфганг Лозери, «Святое семейство Содомы» в Балтиморе: «Потерянное» тондо Ардуини», The Burlington Magazine 136, № 1092 (март 1994 г.), стр. 168–170, отмечает миниатюру, датированную 1532 годом, которая адаптирует композицию Содомы.
Ссылки
[ редактировать ]- Каст, Роберт Х. Хобарт (1906). Джованни Антонио Бацци . Лондон: Джон Мюррей.
- Хаюм, А. (1976). Джованни Антонио Бацци «Содом» . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
- Карли, Энцо (1950). Содом .
- Марчиано-Агостинелли Тоцци, Мария Тереза (1951). Содом . Мессина: Типография d'Amico.
- Фридберг, Сидней Дж. (1993). Живопись в Италии 1500–1600 гг . Книги о пингвинах. стр. 117–19 и др .
- Радини Тедески, Даниэле (2008). Содом .
- Радини Тедески, Даниэле (2010). Содом, жизнь, творчество и ученики одного из величайших художников эпохи Возрождения .
- Заручки, Джин Морган (2015). «Биография Бацци как« Соддомы »Вазари: история искусства и литературный анализ», Итальянские исследования , Vol. 70, № 2 (май 2015 г.), стр. 167–190.
- Заручки, Джин Морган (2017). «Биография Фелибьена «Содома» и политика безнравственности», Бюллетень французских исследований , Vol. Т. 38.1, № 142 (весна 2017), стр. 7–10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Содомой, на Викискладе?
- Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка , полностью онлайн-каталог выставки в формате PDF из Метрополитен-музея, который содержит материалы об Иль Содоме (см. Указатель)
- 1477 рождений
- Смерти 1540-х годов
- Итальянские художники XV века.
- Итальянские художники XVI века.
- Бисексуальные художники
- Итальянские художники ЛГБТ
- Художники из Пьемонта
- Художники из Сиены
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские художники-маньеристы
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Люди из Верчелли