Cordyline Fruticosa
Cordyline Fruticosa | |
---|---|
![]() | |
Листва и фрукты | |
![]() | |
Зеленый С. Фрутики из лесного заповедника Макала, Мауи | |
Научная классификация ![]() | |
Королевство: | Plantae |
Клада : | Трахеофиты |
Клада : | Покрытосеменные |
Клада : | Монокоты |
Заказ: | Аспарагал |
Семья: | Asparagaceae |
Подсемейство: | Lomandroideae |
Род: | Cordyline |
Разновидность: | C. Froste
|
Биномиальное название | |
Cordyline Fruticosa | |
Синонимы [ 1 ] | |
Convallaria fruticosa L. |
Cordyline Fruticosa - это вечнозеленое цветущее растение в семействе Asparagaceae . Растение имеет большое культурное значение для традиционных жителей Тихоокеанских островов и островов Юго -Восточной Азии . Он также культивируется для еды, традиционной медицины и как декоративное для его разноцветных листьев. Он идентифицируется широким спектром общих названий , в том числе растение Ti , Palm Lily , капустная пальма .
Описание
[ редактировать ]Это растение, похожее на пальмы, выросшее до 4,5 метров (15 футов) высотой [ 2 ] с привлекательным вентилятором и спирально расположенным кластером широко вытянутых листьев на кончике стройного ствола. Листья варьируются от красного до зеленого [ 2 ] и разнообразные формы. Это древесное растение с листьями 30–60 сантиметров (12–24 дюйма) (редко 75 см или 30 дюймов) длиной и шириной 5–10 см (2–4 дюйма) в верхней части древесного стебля. Он производит 40–60 см (16–24 дюйма) длинных метелок с небольшими ароматическими желтоватыми и красными цветами , которые разразились в красные ягоды .
-
Образцы в Мауи
-
Зеленый образец
-
Фиолетовый образец
-
Красный образец на острове Буон
-
Разнообразный образец
-
Образец с фруктами
-
Соцветие
-
Ягоды
Таксономия
[ редактировать ]Cordyline Fruticosa ранее была указана в рамках семей Agavaceae и Laxmanniaceae (теперь оба подсемейства Asparagaceae в системе APG III ).
Имена
[ редактировать ]Реконструированное протомалаян-полинезийское для растения- siri * слово Связанные включали малагасийский сияльный ; Palauan SIS ; Эре и Кудрявый Сий ; Араси Джихи ; Ароси Дири ; Чуукеса Tii-N ; Wuvulu i или the ; Тонган Си ; Самоан , Таитянский и Маори Ти ; И гавайский ки Машина на некоторых языках также была применена к ботанически не связанным садовым кротонам ( Codiaeum variegatum ), которые являются момилыми, имеют красные или желтые листья. Сознания прото-западного-малайя *Сабака , симиллали, применяют как к садовым кротонам, так и к растениям. [ 3 ] [ 4 ]
На Филиппинах они также известны по именам, полученным из протоастейской *килалы , «чтобы знать» из-за его использования в гадания ритуалах . Связанные из этого использования включают тагальский сагилала ; и Visayanan и Bikol Kilála или Kilaa , хотя в центральной висайях , это растение называется Ti-AS . [ 3 ] В Новой Зеландии термины для Ti также были переданы на местное и тесно связанное дерево капусты ( Cordyline Australis ), как Tī Kōuka . [ 3 ]
Распространение и история
[ редактировать ]
Его первоначальное родное распределение неизвестно, но, как полагают, он является родом из региона из Бангладеш , до материковой части Юго -Восточной Азии , Южной Китая , Тайваня , острова Юго -Восточной Азии , Новой Гвинеи и Северной Австралии . Он обладает самым высоким морфологическим разнообразием в Новой Гвинее и, как полагают, был тщательно культивируется там. [ 5 ] [ 6 ]
Он был перенесен по всей Океании австронезийцами, достигнув до Гавайских островов , Новой Зеландии (включая острова Кермадека ) и остров Пасхи в самой дальнейшей степени. Особенно важный тип Ti в Восточной Полинезии-это крупный сорта с зелеными лининами, выращенным для их увеличенных съедобных корневищ. В отличие от популяций TI в Юго -Восточной Азии и около Океании , этот сорт почти полностью стерилен на дальнейших островах Восточной Полинезии. Его можно распространять только черенками из стеблей или корневищ . Предполагается, что это было результатом преднамеренного искусственного отбора , вероятно, потому, что они производят более крупные и менее волокнистые корневища, более подходящие для использования в качестве пищи. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
Он был представлен в Европу как комнатное растение в 1771 году. [ 9 ]
Использование
[ редактировать ]Социокультурное и духовное использование
[ редактировать ]Он имеет много применений, но это наиболее заметно как одно из самых важных растений, связанных с коренными социокультурными практиками Тихого океана и острова Юго-Восточной Азии. В частности, он был распространен по всей австронезийской лингвистической области людьми, не столько благодаря своей пищевой ценности (хотя некоторые формы съедобны), но в основном по социокультурным причинам. [ 7 ] Это широко считается имеет мистическое и духовное значение в различных культурах. Он распространен на могиле, используется в магических и ритуальных практиках, в том числе для исцеления. [ 10 ] Он также используется в качестве декоративного наряда и орнамента, а также как граничные маркеры. Обычно для красных и зеленых сортов используются по -разному в ритуалах. Красные растения Ti обычно символизируют кровь, войну и связи между живыми и мертвыми; в то время как зеленые растения обычно символизируют мир и исцеление. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Их ритуальное использование в острове Юго-Восточная Азия в значительной степени было затенено введением индуизма, буддизма, ислама и христианства, но они все еще сохраняются в определенных областях или кооптины для ритуалов новых религий. [ 11 ]
В филиппинском анитизме Ti обычно использовался Бабайланом (женскими шаманами ) при проведении средних или целебных ритуалов. Распространенная вера в филиппинские культуры заключается в том, что растение обладает врожденной способностью принимать дух . Среди народа Ифугао северного Лусона он посажен на террасах и общинах, чтобы отогнать злых духов, а также отметить границы культивируемых полей. Считается, что красные листья привлекательны для духов и носят во время важных ритуалов как часть головных уборов и спрятаны в повязки. В прошлом он также носил во время церемониальных танцев под названием Bangibang , который проводился как мужчинами, так и женщинами для воинов, которые погибли в бою или с помощью насильственных средств. Они также используются для украшения ритуальных объектов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Среди народа Палава он посажен на погребения, чтобы не допустить, чтобы мертвые стали злобными духами. [ 18 ] В Индонезии красный Ti используется так же, как и на Филиппинах. Среди Dayak , Sundanese , Kayan , Kenyah , Berawan , Iban и Mongondow народ , Red Ti используются в качестве приходов против злых духов и как граничные маркеры. Они также используются в ритуалах, как в исцелении и похоронах, и очень часто сажают в священных рощах и вокруг святынь. [ 11 ] [ 19 ] Даяк также извлекает натуральный зеленый краситель из Ti. [ 20 ] Во время исцеляющих ритуалов народа ментаваи живительный дух соблазнен песнями и предложениями, чтобы войти в эти стебли, которые затем примиряются с больным человеком. [ 21 ] Среди народа сасака листья зеленых Ti используются как часть предложений для духов бело -шаманами. [ 20 ] Среди народа Baduy Green Ti представляет тело, а Red Ti представляет душу. Оба используются в ритуалах посадки риса. Они также посажены на погребении. [ 22 ] [ 23 ] Среди балийских и кароросов растения Ti посажены возле деревни или семейных святынь в священной роще . [ 24 ] [ 25 ] Среди народа Тораджи красные растения Ti используются в ритуалах и в качестве украшений ритуальных предметов. Считается, что они встречаются как в материальном, так и в духовных мирах (общая вера в австронезийский анимизм). В духовном мире они существуют как плавники и хвосты духов. В материальном мире они наиболее полезны, как руководства, используемые для привлечения внимания духов. Красные листья также символичны крови и, следовательно, жизни и жизненной силы. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Среди народа Ngaju растения Ti были символом священных рощи предков. Они также были важны в ритуальных обещаниях, посвященных высоким богам. Они считались символом мужского «дерева жизни», в дихотомии против видов фикуса , которые символизируют женское «Дерево мертвых». [ 11 ]
В Новой Гвинее Ti обычно сажают, чтобы указать на владение землей для совершенствования, а также посажены вокруг церемониальных мужских домов. Они также используются в различных ритуалах и обычно ассоциируются с крови и войной. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Среди жителей Цемба , ими, они, как полагают, размещают «красные духи» (духи людей, которые погибли в бою). До высоко ритуальной (но смертельной) войны за владение землей они выкорчеваны, и свиньи приносятся в жертву духам. После военных действий они заносят в новую землю в зависимости от результата боя. Мужчины задействовали ритуально помещать свои души в растения. Ритуальная война была подавлена правительством Папуа -Новой Гвинеи , но части ритуалов все еще выживают. [ 13 ] [ 32 ] Среди народа Анкаве Red Ti является частью их мифа о создании , который считается, что он возник в месте первого убийства. [ 33 ] Среди людей Менди и Сулка они превращаются в красители в качестве краски для тела, а их листья используются для украшений тела и ритуалов очистки. [ 34 ] Среди народа Никджини листья обладают магическими способностями, чтобы принести удачу и используются в гаданиях и в украшении ритуальных предметов. [ 35 ] Среди народа капауку растения Ti считаются магическими растениями и считаются самими духовными существами. В отличие от других магических растений, которые контролируются другими духами, у растений Ti были свои духи и достаточно сильны, чтобы командовать другими духовными существами. Красные растения используются в ритуалах белой магии , в то время как зеленые растения используются в черной магии ритуалах . Они также обычно используются в ритуалах защиты и прихода. Среди бактамана красные растения используются для обрядов инициации, в то время как зеленые растения используются для заживления. Ок -говорящие народы также рассматривают растения Ti как их коллективный тотем . [ 11 ]
На острове Меланезия Ti считается священным различными австронезийскими народами и используется в ритуалах для защиты, гадания и фертильности. [ 11 ] Среди народа Kwaio , красный Ti связан с вражностью и местью, в то время как зеленый Ti связан с духами предков, маркерами священных рощи и приходами против зла. Kwaio культивируют эти разновидности вокруг своих сообществ. [ 36 ] Среди народа Маенджи из Новой Британии листья TI носят как ежедневные юбки женщин. Цвет и размер листьев могут варьироваться в зависимости от личных предпочтений и моды. Новые сорта с разными цветами торгуются регулярно, а пряди Ti выращиваются рядом с деревней. Красные листья могут носить только женщины после полового созревания. TI также является самым важным растением в магии и исцеляющих ритуалах Маенджа. Некоторые сорта Ti связаны со сверхъестественными духами и имеют вокруг них имена и фольклор. [ 37 ] В Вануату Маулуулу листья Cordyline , известные локально Bislama названием Nanggaria , носятся в пояс в традиционных танцах, таких как , с различными разновидностями, имеющими определенные символические значения. Кордилины часто сажают за пределы накамальных зданий. [ 38 ] На Фиджи листья красных Ti используются в качестве юбок для танцоров и используются в ритуалах, посвященных духам мертвых. Они также посажены вокруг церемониальных зданий, используемых для ритуалов инициации. [ 11 ]
В микронезии листья TI похоронены в недавно построенных домах в Понпей в палате злобного колдовства. [ 29 ] В случаях неизвестной смерти шаманы в микронезии общаются с мертвым духом через растения Ti, называя различные причины смерти, пока растение не будет не дрожать. [ 7 ] Существуют также археологические доказательства того, что корневища растений были съедены в прошлом в Гуаме до периода латте . [ 39 ]
В Полинезии зеленый Ti был широко выращивался для еды и религиозных целей. Они обычно сажаются вокруг дома, в священных местах (включая Марае и Хейау ) и в могиле. Листья также переносятся в качестве очарования при перемещении, а листья используются в ритуалах, которые общаются с видом. Как и в Юго -Восточной Азии, они, как полагают, защищают от злых духов и неудачи; а также способность принять дух мертвых людей, а также дух природы. [ 5 ] [ 7 ] [ 40 ]
В древнем Гавайях, как полагалось, было обладает великой духовной силой; Только кахуна (шаманы) и Али (вождей) смогли носить листья на шеях во время определенных ритуальных действий. Ti был священным для Бога плодородия и сельского хозяйства Лодо , а также богини леса и танца Хула , Лака . Листья Ti также использовались для изготовления LEI , и для обстановки границ между свойствами также были посажены на углах дома, чтобы не дать злым духам. По сей день некоторые гавайцы сажают в их домах, чтобы принести удачу. Листья также используются для катания на лаве . Ряд листьев забрасывается вместе, и люди едут по холмам на них. Листья также использовались для изготовления предметов одежды , включая юбки, которые носили в танцевальных представлениях. Гавайская представляет собой плотную юбку с непрозрачным слоем не менее пятидесяти зеленых листьев и юбка Hula нижней частью (верхние листья) побрилась. Тонговое , и танцевальное платье, SISI , представляет собой фартук около 20 листьев, который носится над тупену украшенная желтыми или красными листьями. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
В Aotearoa определенные названия мест получены из использования и фольклора Ti, таких как Пукетаский лес и Temuka . Растения Ti в Каингароа известны как Nga Tī Whakāwe O Kaingaroa («Призрачные деревья Каингароа»), основываясь на легенде о двух женщинах, которые были превращены в растения Ti и, по -видимому, следуют за людьми, путешествующими по этому району. [ 40 ]
-
Ti растения как свадебное украшение в Cirebon
-
Красный Ti, посаженный рядом с традиционными домами жителей Ифугао на рисовых террасах Банауэ , Филиппины
-
Ti Leaf Puckles ( Puʻolo ) используются в качестве подношений для духов на Гавайях
Другое использование
[ редактировать ]
Корни и молодые листья можно приготовить и съесть в качестве пищи для выживания. Листья могут сделать плащ дождя. [ 2 ] Растения также широко используются для традиционной медицины, красителя и орнамента по всей Австронезии и Новой Гвинее . [ 10 ]
Цветы Cordyline Fruticosa - это традиционное лечение от астмы, и их содержание антоцианов было оценено, чтобы увидеть, могут ли они быть коммерческими травяными средствами. [ 44 ]
На Филиппинах корни были использованы для приправа традиционных тростником вин с сахарным интуиции из народа Минданао Люмада . [ 45 ]
В Полинезии листья зеленого лифу-лифта используются для обертывания пищи, линейных земных печи и ям для ферментации хлебного фрута , а также корневища, собранных и переработанных в сладкую пульс, похожие на патоку Жидкость используется в различных сладких угощениях. На Гавайях корни, смешанные с водой и ферментированные, также дистиллируют в алкогольный напиток, известный как Околехао . [ 5 ] [ 40 ] [ 46 ] [ 47 ] Волокна, извлеченные из листьев, также используются в шнурке и при изготовлении ловушек для птиц. [ 40 ] Потребление Ti как пищи, рассматриваемое как священное растение и, следовательно, изначально было табу , считается смелым инновацией полинезийских культур как реакцию на условия голода. Считается, что подъем табу привязан к развитию ритуала бемто . [ 11 ]
TI - это популярное декоративное растение с многочисленными сортами , многие из которых отобраны для зеленой, красноватой или фиолетовой листвы.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ " Cordyline Fruticosa " . Информационная сеть ресурсов зародышевой плазмы . Служба сельскохозяйственных исследований , Министерство сельского хозяйства США . Получено 2009-11-17 .
- ^ Jump up to: а беременный в Полное руководство по съедобным диким растениям . Департамент армии США . Нью -Йорк: Skyhorse Publishing . 2009. с. 104. ISBN 978-1-60239-692-0 Полем OCLC 277203364 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Блаз, Роберт; Транслель, Стивен (2013). «Австронезийский сравнительный словарь: работа в процессе» . Океаническая лингвистика . 52 (2): 493–523. doi : 10.1353/ol.2013.0016 . S2CID 146739541 .
- ^ "*Tï" . TE Mära Reo: Языковый сад . Бентонский семейный траст . Получено 15 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хинкль, Аня Э. (май 2007 г.). «Структура населения Pacific Cordyline Fruticosa (Laxmanniaceae) с последствиями для поселения человека в полинезии». Американский журнал ботаники . 94 (5): 828–839. doi : 10.3732/ajb.94.5.828 . PMID 21636452 .
- ^ Филипп, Симпсон (9 сентября 2012 г.). " Cordyline Fruticosa (Ti Plant)" . Инвазивные виды сборка . Центр сельского хозяйства и биологии International . Получено 19 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хинкль, Аня Э. (2004). «Распределение мужской стерильной формы Ti ( cordyline fruticosa ) в полинезии: случай отбора человека?» (PDF) . Журнал Полинезийского общества . 113 (3): 263–290. Архивировано из оригинала (PDF) на 2022-07-05 . Получено 2019-01-19 .
- ^ Триша, Борланд (2009). « Cordyline Fruticosa : распределение и непрерывность священного растения» (PDF) . UCB Moorea Class: биология и геоморфология тропических островов . Студенческие исследования, осень 2009 г. Калифорнийский университет.
- ^ Хорвуд, Кэтрин (2007). История горшка: история растений в доме . Лондон: Фрэнсис Линкольн. п. 70. ISBN 978-0-7112-2800-9 Полем OCLC 155682753 .
- ^ Jump up to: а беременный Ленза, Обед (1 апреля 2012 г.). «Дикие растения, используемые традиционными лекарствами коренными жителями Маноквари, Западный Папуа» . Biodiversitas . 13 (2): 98–106. doi : 10.13057/biodiv/d130208 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Эрлих, Селия (2000). « Необъяснимый» для «съедобного»: брандмажинг и растение Ti [ Cordyline Fruticosa (L.) A. Chev.] » . Журнал Полинезийского общества . 109 (4): 371–400. Архивировано из оригинала 2019-12-01 . Получено 2019-01-21 .
- ^ Эрлих, Селия (1989). «Особые проблемы в поиске этноботанического литературы: Cordyline Terminalis (L.) Kunth,« Гавайский завод TI » » (PDF) . Журнал этнобиологии . 9 (1): 51–63.
- ^ Jump up to: а беременный Раппапорт, Рой А. (1989). Свиньи для предков: ритуал в экологии новой гвинеи, второе издание . Waveland Press. с. 19, 125, 231. ISBN 9781478610021 .
- ^ Ван Шуоневельд, Инге (18 июля 2018 г.). «Ритуал урожая риса Паннук празднует изобилие Земли» . Синчи . Получено 19 января 2019 года .
- ^ Де Гусман, Даниэль (6 июля 2018 г.). «Флора де Филиппинс: короткий обзор знаний о филиппинском заводе» . Проект Aswang . Получено 19 января 2019 года .
- ^ Ритуалы сбора урожая в HAPAO (PDF) . Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия. Международный информационный и сетевой центр нематериального культурного наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе под эгидой ЮНЕСКО (ICHCAP). Архивировано из оригинала (PDF) 2018-09-09 . Получено 2019-01-21 .
- ^ Balangcod, TD; Balangcod, AK (январь 2009 г.). "Ундунтутилизированное растение всплывает в Тиноке, Ифугао, Административный регион Кордильеры, остров Лусон, Филиппины" Acta Horticulturae (806): 647–6 Doi : /athortartical.2009.806.8 10.176600
- ^ Novellino, Darius (2001). PDF ) ( Филиппинские исследования 49 (1): 78–9
- ^ Гунаван (2013). «Изучите этноботанику и растения рода Cordyline в деревне Даякнезе из деревни Мератус Лок Лахунг, Локсадо, Южный Борнео» . 4 -я Международная конференция по глобальной конференции по ресурсам и 10 -м Индонезийскому обществу для конгресса таксономии растений . Университет Бравиджая. Архивировано из оригинала 2020-01-26 . Получено 2019-01-21 .
- ^ Jump up to: а беременный Рахаю, Муляти; Рустиами, Химма; Рагая (2016). «Этноботаническое исследование Sasak Ethnic, East Lombok, West Nusa Tenggara» (PDF) . Журнал тропической биологии и сохранения : 85-99.
- ^ Loeb, EM (1929). «Шаман и провидец». Американский антрополог . 31 (1): 60–84. doi : 10.1525/aa.1929.31.1.02a00050 .
- ^ Hakim, Nurul (2006). Культурные и духовные ценности лесов в Бадовом регионе, Бантен, Индонезия . MSC Forest and Nature Conservation Policy. Университет Вагенингена.
- ^ Искандар, Йохан; Искандар, Будиавати С. (15 марта 2017 г.). «Различные растения традиционных ритуалов: этноботанические исследования среди сообщества Baduy» . Biosainified: Журнал биологии и биологического образования . 9 (1): 114. doi : 10.15294/biosaintifika.v9i1.8117 .
- ^ Domenig, Gaudenz (2014). Hooge, Rosemarijn; Нордхолт, Хенк Шульте (ред.). Религия и архитектура в премерской Индонезии: исследования по пространственной антропологии . Трактаты Королевского института языка, земли и этнологии. Полный. 294. Брилл. п. 74. ISBN 9789004274075 .
- ^ Sumantera, I. Wayan (1999). «Растения переплетены с культурой» . Корни . 1 (19). Архивировано из оригинала 2019-01-19 . Получено 2019-01-21 .
- ^ Nooy-Palm, Hetty (1979). Саадан-Тораджа: изучение их социальной жизни и религии . Трактаты Королевского института языка, земли и этнологии. Полный. 87. Springer. п. 225. ISBN 9789401771504 .
- ^ Волкман, Тоби Алиса (1985). Фесты чести: ритуал и изменения в высокогорье Тораджи . Иллинойс исследования по антропологии. Тол. 16. Университет Иллинойса Пресс. ISBN 9780252011832 .
- ^ Фокс, Джеймс Дж. (2006). Внутри австронезийских домов: перспективы на внутренние проекты для жизни . Anu e press. п. 21. ISBN 9781920942847 .
- ^ Jump up to: а беременный Шеридан, Майкл (1 января 2016 г.). «Пограничные растения, социальное производство пространства и вегетативное агентство в аграрных обществах». Окружающая среда и общество . 7 (1): 29–49. doi : 10.3167/ares.2016.070103 .
- ^ Запад, Пейдж (2006). Сохранение сейчас наше правительство: политика экологии в Папуа -Новой Гвинее . Герцогский издательство Университета Герцога. п. 22. ISBN 9780822388067 .
- ^ Моррис, Брайан (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 249. ISBN 9780521852418 .
- ^ Раппапорт, Рой А. (1967). «Ритуальное регулирование экологических отношений среди новой гвинеи». Этнология . 6 (1): 17–30. Citeseerx 10.1.1.460.3366 . doi : 10.2307/3772735 . JSTOR 3772735 .
- ^ Bonnemère, Pascale (март 2018 г.). «Действия, отношения и преобразования: цикл жизни в соответствии с Анкаве Папуа -Новой Гвинеи» (PDF) . Океания . 88 (1): 41–54. doi : 10.1002/ocea.5180 .
- ^ Хилл, Ровена Кэтрин (2011). Цвет и церемония: роль красок среди Менди и Сулька Народов Папуа -Новой Гвинеи (MSC). Даремский университет.
- ^ Nombo, пострачик; Лич, Джеймс (2010). «Рейте растения: этноботаническое исследование в токе Пизин и английском» (PDF) . Азиатско-тихоокеанская монография . Тол. 4. Anu E Press. ISBN 9781921666018 .
- ^ Кизинг, Роджер М. (сентябрь 2012 г.). «Не понимание символов». Хау: Журнал этнографической теории . 2 (2): 406–430. doi : 10.14318/hau2.2.023 . S2CID 143871873 .
- ^ Panoff, Fransoise (2018). Барбира-Фридман, Франсуаз (ред.). Сады Маенджи: изучение взаимосвязи Маенджа с домашними странами . Pacific-Credo Publications. doi : 10.4000/books.pacific.690 . ISBN 9782956398189 .
- ^ Грей, Эндрю (2012). Языки острова Пятидесятница Manples (BFOV) публикация. ISBN 9780956098542 .
- ^ Мур, Дарлин Р. (2005). «Археологические доказательства техники доисторического сельского хозяйства на Гуаме» (PDF) . Микрона . 38 (1): 93–120.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Симпсон, Филипп (1 января 1997 г.). Стоит ли капустные деревья? « Журнал исследований Новой Зеландии . 7 (1). doi : 10.26686/jnzs.v7i1.395 .
- ^ Kawate, M.; Uchida, J.; Coughlin, J.; Мелцер, М.; Kadooka, C.; Кам, Дж.; Sugano, J.; Фукуда, С. (2014). «Болезни листья ( Cordyline Terminalis или Fruticosa ) в коммерческих Orchars Гавайи» (PDF ) Hānaiʻai/поставщик продуктов питания : 1–1 Архивировано из оригинала (PDF) на 2015-12-1 Получено 2019-01-2
- ^ Гамайо, Дарде (4 августа 2016 г.). "Лист: каноэ растение древнего гавайя " Большой остров сейчас Получено 21 января
- ^ Да Силва, Александр (24 июля 2005 г.). "Требоватая езда" . Звездный бюллетень . Получено 21 января 2019 года .
- ^ Адаку, Кристофер; Скар, Иррена; Бимукама, Роберт; Jordheim, Moniica; Андерсен, Эйвид М. (2020). «Антоциальный профиль и антиоксидантное свойство анти-астмы цветов Cordyline terminalis (L.) Kunth (Agavaceae) » натурального продукта Связь 15 (5): 1934578x2 Doi : 10.1177/ 1934578x20922637 ISSN 1934-578X S2CID 218954103
- ^ Гарван, Джон М. (1912). Племена мандайя, маннобо и мангуанган " Раздел а 7 : 106–1
- ^ Ланье, Клинт (10 ноября 2016 г.). «Околехао, сладкий гавайский самолет с неприятным прошлым» . Пожиратель . Получено 21 января 2019 года .
- ^ Гриффит, Роберт Эглсфельд (1847). Медицинская ботаника . Леа и Бланшар. п. 655 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Флора Китая: Fruoste Cordyline
- Сэр Апенера Шорт , бывший Кука -Острова представитель королевы (1990–2000), одетый в листья. [1]
- Сравнительная осведомленность: модифицированные листья Cordyline Fruticosa проявляются одновременно с Poinsettia от Isidro в Savillo
- Cordyline
- Корневые овощи
- Флора индокитай
- Флора Малайзии
- Флора Тихого океана
- Аспарагал Австралии
- Флора Квинсленда
- Гавайская кухня
- Растения, описанные в 1759 году
- Дома растения
- Садовые растения Азии
- Садовые растения Австралии
- Флора Новой Гвинеи
- Объекты, которые, как полагают, защищают от зла
- Лекарственные растения Океании
- Австронезийское сельское хозяйство