Дармштадтская школа

Дармштадтская школа — это группа композиторов , которые были связаны с Дармштадтскими международными летними курсами новой музыки (Darmstädter Ferienkurse) с начала 1950-х до начала 1960-х годов в Дармштадте , Германия, и которые разделяли некоторые эстетические взгляды. Первоначально сюда входили только Пьер Булез , Бруно Мадерна , Луиджи Ноно и Карлхайнц Штокхаузен , но по-разному добавлялись и другие. Этот термин не относится к образовательному учреждению.
Darmstädter Ferienkurse, инициированный в 1946 году Вольфгангом Штайнеке , проводится ежегодно до 1970 года, а затем каждые два года и включает в себя обучение как композиции, так и интерпретации, а также включает премьеры новых произведений. После смерти Штайнеке в 1961 году курсами руководили Эрнст Томас (1962–81), Фридрих Фердинанд Хоммель (1981–94), Сольф Шефер (1995–2009) и Томас Шефер (2009–). Благодаря этим курсам Дармштадт теперь стал крупным центром современной музыки, особенно для немецких композиторов, и его называют «мировым эпицентром исследовательской музыкальной работы, движущей силой которой является молодое поколение, в основном занимающееся новыми звуковыми технологиями». [1]
История
[ редактировать ]Придуман Луиджи Ноно в его лекции 1958 года «Развитие рядовой технологии». [2] [3] ), Дармштадтская школа описывает бескомпромиссно серийную музыку, написанную такими композиторами , как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен (троих композиторов Ноно конкретно называет в своей лекции вместе с собой), Лучано Берио , Альдо Клементи , Франко Донатони , Никколо Кастильони , Франко Евангелисти , Карел Гойвартс , Маурисио Кагель , Готфрид Михаэль Кениг , Джакомо Манцони и Анри Пуссер с 1951 по 1961 год. [4] [5] [6] [7] [8] [9] и даже композиторы, которые никогда не посещали Дармштадт, такие как Жан Барраке и Яннис Ксенакис . [10] Два года спустя Дармштадтская школа фактически распалась из-за музыкальных разногласий, которые Ноно еще раз выразил в своей дармштадтской лекции 1960 года «Текст – Музыка – Гезанг». [11] Тем не менее, композиторов, работавших в Дармштадте в начале 1960-х годов под руководством преемника Штайнеке Эрнста Томаса, иногда включают в расширение — Гельмута Лахенмана . например, [12] - и хотя он был в Дармштадте только до 1950 года, Оливье Мессиана также иногда включают в список из-за влияния, которое его музыка оказала на более поздних дармштадтских композиторов. [13] Однако, согласно одному источнику, хотя Мессиан «кратко посетил» курсы в 1949 году, «он не преподавал студентам и не читал лекций» там. [14]
Предыстория, влияние
[ редактировать ]Такие композиторы, как Булез, Штокхаузен и Ноно, писали свою музыку после Второй мировой войны, во время которой многие композиторы, такие как Рихард Штраус , политизировали свою музыку со стороны Третьего рейха . Французские критики подвергли Булеза критике за сотрудничество с Дармштадтом и особенно за первую публикацию своей книги « Penser la musique d'aujourd'hui» на немецком языке, языке недавних врагов Франции, ложно связывая прозу Булеза с извращенным языком нацисты. И все это несмотря на то, что Булез никогда не вкладывал в свою вокальную музыку немецкие тексты, выбирая для «Марто без метра» , например, стихи Рене Шара , который во время войны был участником французского Сопротивления и лидером маки в Басы-Альпы. [15]
Ключевое влияние на Дармштадтскую школу оказали работы Веберна и Вареза , которые посетили Дармштадт только один раз, в 1950 году, когда Ноно встретил его. [16] — и » Оливье Мессиана « Модус значений и интенсивностей (из « Четырех этюдов ритма »).
Критика
[ редактировать ]Почти с самого начала фраза « Дармштадтская школа» использовалась как уничижительный термин такими комментаторами, как Курт Хонолка (статья 1962 года цитируется в Boehmer 1987 , 43) для описания любой музыки, написанной в бескомпромиссном стиле, несмотря на наличие множества композиторов и школ. которые запрещают сериализм и модернизм.
В конце 1950-х и начале 1960-х годов курсы обвинялись в предполагаемом отсутствии интереса со стороны некоторых из их последователей-фанатиков к любой музыке, не соответствующей бескомпромиссно современным взглядам Пьера Булеза - «партийное подчинение» «ортодоксальной клике». «секты», по словам доктора Курта Хонолки, написанное в 1962 году с целью «заставить публику поверить, что самая передовая музыка того времени была не более чем фантазией, придуманной группой отклонившихся от нормы заговорщиков, коварно потворствующих в войне против собственно музыки». [17] Это привело к использованию фразы «Дармштадтская школа» (первоначально придуманной в 1957 году Луиджи Ноно). [2] описывать серийную музыку, написанную в то время им самим и такими композиторами, как Булез, Мадерна, Штокхаузен, Берио и Пуссер ), как уничижительный термин, подразумевающий «математическую», основанную на правилах музыку.
Композитор Ганс Вернер Хенце , чья музыка регулярно исполнялась в Дармштадте в 1950-х годах, выступил против идеологии Дармштадтской школы , особенно против того, как (по его словам) молодые композиторы были вынуждены либо писать полную додекафонию , либо подвергаться насмешкам или игнорированию. В своем собрании сочинений Хенце вспоминает, как студенты-композиторы переписывали свои произведения в поезде, идущем в Дармштадт, чтобы оправдать ожидания Булеза. [18]
Один из ведущих деятелей самой Дармштадтской школы, Франко Евангелисти, также открыто критиковал догматическую « ортодоксальность» некоторых учеников- фанатиков , называя их «додекафонической полицией». [19]
Самопровозглашенный член школы Конрад Бемер утверждает:
Никогда не было и не было чего-то вроде «серийной доктрины», железного закона, которому неизбежно должны подчиняться все, кто стремится войти в эту небольшую избранную группу заговорщиков. Я также не знаком ни с одним расписанием Ferienwoche , не говоря уже о концертной программе, в которой серийность была доминирующей доктриной начала пятидесятых. Кроме того, можно спросить, какой вид серийности, как предполагается, достиг такого превосходства? В конце концов, оно различалось от композитора к композитору, и любой, у кого есть уши, чтобы слышать, все равно должен был быть в состоянии сделать вывод об этом из сочинений той эпохи. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робинсон 2018 .
- ^ Jump up to: а б Девятый 1975 , с. 30.
- ^ Фокс 1999 , стр. 111–112.
- ^ Ильмини 2012 , с. 237.
- ^ Мюллер-Дум 2005 , с. 392–393.
- ^ Приоре 2007 , с. 192.
- ^ Шлейермахер 2000 , стр. 20–21.
- ^ Шлейермахер 2004 , стр. 21–22.
- ^ Уайтинг 2009 .
- ^ Мэлоун 2011 , с. 90.
- ^ Фокс 1999 , с. 123.
- ^ Шлейермахер 2004 , стр. 23–24.
- ^ Шлейермахер 2000 , с. 20.
- ^ Иддон 2013 , с. 31.
- ^ Оливье 2005 , стр. 57–58.
- ^ Иддон 2013 , с. 40.
- ^ Бемер 1987 , с. 43.
- ^ Хенце 1982 , с. 155.
- ^ Фокс 2006 .
- ^ Бемер 1987 , с. 45.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бемер, Конрад . 1987. «Освящение заблуждения в доктрину: Дармштадтские эпигоны и ксенофобы». Английский перевод Сони Прескод Джокель. Ключевые примечания 24:43–47.
- Фокс, Кристофер . 1999. «Луиджи Ноно и Дармштадтская школа». Обзор современной музыки 18/2: 111–130.
- Фокс, Кристофер. 2006. «Дармштадтская школа». Grove Music Online изд. Л. Мэйси (по состоянию на 20 августа 2006 г.).
- Хенце, Ганс Вернер . 1982. Музыка и политика: Сборник сочинений, 1953–1981 . Перевод Питера Лабани. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-1545-4 .
- Иддон, Мартин. 2013. Новая музыка в Дармштадте: Ноно, Штокхаузен, Кейдж и Булез . Музыка с 1900 года. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03329-0 (ткань); ISBN 978-1-107-48001-8 (пбк).
- Ильмини, Дэвид. 2012. «Оркестровые мысли: джазовая композиция в Европе и Америке: интервью с композитором-директором Джорджио Гаслини». В Eurojazzland: Джаз и европейские источники, динамика и контексты , под редакцией Луки Черкьяри, Лорана Куни, Франца Кершбаумера, 235–252. Ливан, Нью-Гэмпшир: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-61168-298-4 .
- Мэлоун, Гарет. 2011. Музыка для народа: удовольствия и опасности классической музыки . Лондон: Коллинз, Великобритания. ISBN 978-0-00-739618-4 .
- Мюллер-Дум, Стефан. 2005. Адорно: Биография . Кембридж (Великобритания) и Молден, Массачусетс: Polity Press. ISBN 0-7456-3108-8 . Переиздание в мягкой обложке 2009 г. ISBN 0-7456-3109-6 .
- Ноно, Луиджи . 1975. Тексты, этюды по его музыке Под редакцией Й. Стенцля. Цюрих и Фрайбург-им-Брайсгау: Атлантис-Верлаг.
- Оливье, Филипп. 2005. Пьер Булез: Мастер и его молот . Коллекция Points d’Orge. Париж: Hermann Éditeurs des Sciences et des Artes. ISBN 2-7056-6531-5 .
- Приоре, Ирна. 2007. «Остатки двенадцатитоновой практики как композиционный процесс в секвенце I Берио для флейты соло». В Sequenzas Берио: Очерки анализа и анализа производительности композиции под редакцией Джанет К. Халфьярд, с введением Дэвида Осмонда-Смита, 191–208. Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-5445-2 .
- Робинсон, Джулия Э. (26 марта 2018 г.). «Класс экспериментальной композиции Джона Кейджа». Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/oao/9781884446054.013.2000000042 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
- Шлейермахер, Штеффен . 2000. [Эссе без названия], в буклете «Фортепианная музыка Дармштадтской школы» , том. 1, 18-21. Английский перевод Сьюзен Мари Предер, 4–7; Французский перевод Сильви Гомес, 9–16. Штеффен Шлейермахер, фортепиано. Запись CD, 1 диск: стерео, цифровой. ЦРТ 613 1004-2. Детмольд: Музыкальная постановка Дабрингхаус и Гримм.
- Шлейермахер, Штеффен. 2004. [Эссе без названия], в буклете «Фортепианная музыка Дармштадтской школы» , том. 2:21-26. Английский перевод Сьюзен Мари Предер, 4–8; Французский перевод Сильви Гомес, 10–19. Штеффен Шлейермахер, фортепиано. Запись CD, 1 диск: стерео, цифровой. ЦРТ 613 1005-2. Детмольд: Музыкальная постановка Дабрингхаус и Гримм.
- Уайтинг, Джон . 2009. « Анри Пуссер: композитор-авангардист, ищущий синтез звука и изображения ». Гардиан (10 июня).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аттинелло, Пол, Кристофер Фокс и Мартин Иддон (ред.). 2007. Другой Дармштадт . Обзор современной музыки 26, вып. 1 [тематический выпуск].
- Борио, Джанмарио и Герман Данузер (ред.). 1997. В зените современности. Международные летние курсы новой музыки Дармштадт 1946–1966. История и документация . 4 тома. Наука Ромбаха: Серия Musicae 2. Фрайбург-им-Брайсгау: Ромбах. ISBN 3-7930-9138-4 .
- Донин, Николас и Джонатан Голдман. 2005. Воспоминания о Дармштадте: взгляд на современную музыку последней половины столетия. Схема 15, вып. 3 [тематический выпуск].
- Деринг, Герд. 2008. « Мастера экспериментального звука: 44-е международные летние курсы новой музыки в Дармштадте». [ постоянная мертвая ссылка ] ". Allgemeine Zeitung (25 июля).
- Евангелисти, Франко . 1991. От тишины к новому миру звука . Предисловие Энцо Рестаньо. Рим: [Семар] [1] .
- Фокс, Кристофер. 2007. «Музыка после Часа Зеро». Обзор современной музыки 26, вып. 1 (февраль): 5–24.
- Фу, Эшли . 2016. «GRID: Гендерные исследования в Дармштадте» . Дармштадт.
- Хайле, Бьорн и Мартин Иддон (ред.). 2009. Маурисио Кагель на Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте: документация . Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-936000-41-2 (пбк).
- Хенце, Ганс Вернер . 1998. Богемские пятые: автобиография . Перевод Стюарта Спенсера. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17815-4 . (Немецкий оригинал: Песни о путешествиях с богемскими квинтами: автобиографические сообщения 1926–1995 . Франкфурт-на-Майне: С. Фишер, 1996.)
- Иддон, Мартин. 2011. «Школы Дармштадта: Дармштадт как множественный феномен». Темп 65, нет. 256:2–8.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография . Перевод Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер.
- Миш, Имке и Маркус Бандур. 2001. Карлхайнц Штокхаузен на Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте 1951–1996: Документы и письма . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Томас, Эрнст и Вильгельм Шлютер. 2001. «Дармштадт». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.