Хелио Курьер
Курьер | |
---|---|
![]() Восстановленный Helio Courier в полете | |
Общая информация | |
Тип | STOL utility aircraft |
Производитель | Авиационная компания Хелио |
Статус | В использовании с 2024 г. |
Количество построенных | 500 (приблизительное общее количество) |
История | |
Дата введения | 1954 |
Первый полет | 8 апреля 1949 г. (Гелиоплан №1) |
Варианты | Гелио AU-24 Жеребец |

Helio Courier — легкий свободнонесущий высокоплан , СКВП разработанный в 1949 году.
Около 500 таких самолетов было произведено в Питтсбурге, штат Канзас , с 1954 по 1974 год компанией Helio Aircraft Company . Конструкция включала четыре автоматически открывающихся предкрылка на передней кромке и большие закрылки на задней кромке . Двигатель представлял собой Lycoming GO-480 мощностью 295 л.с. , который имел коробку передач, снижавшую выходную частоту вращения и допускавшую использование большого трехлопастного винта для дальнейшего улучшения взлетных характеристик. Курьеры славились своим взлетом, который зачастую занимал всего несколько длин самолета, а затем поднимался под очень большими углами. Во время демонстраций на авиашоу самолеты обычно взлетали через взлетно-посадочную полосу шириной 100–200 футов.
В начале 1980-х новые владельцы (Helio Aircraft Ltd.) предприняли попытку построить новый самолет с двигателями Lycoming с прямым приводом, чтобы заменить проблемные и дорогие мотор-редукторы. В целях дальнейшего снижения веса было использовано новое композитное шасси. Новые модели также отличались скромными законцовками крыла. Было выпущено две модели: H-800 и H-700. Всего было построено 18 самолетов. Права на Helio Stallion и Helio Courier были приобретены компанией Helio Aircraft из Прескотта, штат Аризона. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Профессор Отто К. Коппен разработал самолеты для подразделения Stout Metal Airplane Division компании Ford Motor Company , в том числе Ford Flivver , самолет, который должен был производиться Ford серийно. Коппен продолжил разработку Helio Courier. [ 2 ]
Демонстратор концепции Courier, «Гелиоплан №1», был переоборудован тогдашней местной фирмой Wiggins Airways из Piper PA-17 Vagabond Trainer , одного из так называемых «короткокрылых Pipers», производившихся после Второй мировой войны. . Только кабина оригинального планера ПА-17 осталась неизмененной: фюзеляж был удлинен на четыре фута (1,2 метра) за счет более высокого киля и руля направления, что сократило размах крыла стандартного Vagabond на 29 футов 3 дюйма (8,92 метра) до всего около 28,5 футов (8,7 метра), укороченные крылья с полноразмахными передними предкрылками с большим размахом , крыло закрылки , из-за которых размах элеронов был значительно уменьшен - они занимали только два крайних нервюрных отсека внутри законцовки крыла ; с более длинным ходом и основное шасси более высокой конструкции, мало чем отличающееся от конструкции Fieseler Fi 156, первого немецкого военного самолета короткого взлета и посадки ( STOL ) выпущенного в 1930-х годах. Силовая установка демонстратора была заменена на двигатель Continental C85 четырехцилиндровый оппозитный с воздушным охлаждением, модернизированный системой впрыска топлива и уникально оснащенный многоременным редуктором для привода его Aeroproducts диаметром девять футов (2,75 метра), двухлопастный винт изменяемого шага, что во многом способствовало удивительным летным характеристикам самолета-демонстратора взлета и посадки. [ 3 ] [ 4 ] Первый полет демонстратора состоялся 8 апреля 1949 года из места, которое тогда называлось Метрополитен-аэропортом Бостона . [ 5 ]
При постройке серийного самолета Courier его полностью алюминиевый планер имеет сварную центральную часть фюзеляжа из стальных труб 15G с плечевыми ремнями безопасности, которые защищают пассажиров в чрезвычайной ситуации. Крылья имеют традиционную алюминиевую конструкцию, но оснащены Handley Page предкрылками , которые автоматически раскрываются, когда скорость самолета падает ниже определенного значения — от 55 до 60 миль в час (от 89 до 97 км/ч). Предкрылки способствуют выдающейся способности Helio к короткому взлету и посадке, а также обеспечивают управляемый полет с защитой от сваливания и вращения. В сочетании с предкрылками на передней кромке 74% задней кромки занимают щелевые закрылки с высокой подъемной силой , которые вместе с прерывающими лопастями на вершине каждого крыла, когда управление по крену теряется на очень низкой скорости полета, обеспечивают малый радиус поворота. Helio Courier мог сохранять контроль на скорости всего 27 миль в час (43 км/ч). [ 6 ]
Конструкция Helio отличается большим вертикальным оперением и рулем направления для управления на очень малых скоростях полета. Однако на самолетах с обычными редукторами (хвостовыми драгами) самолет, как правило, чувствителен к боковому ветру, поэтому доступен вариант шасси с боковым ветром, позволяющий основным колесам поворачиваться влево или вправо на 20 градусов, увеличивая составляющую бокового ветра до 25 миль в час (40 миль в час). км/ч). Основное шасси Helio расположено далеко впереди кабины, что позволяет резко тормозить на неподготовленных площадках для приземления. модель Была выпущена трехколесная , но она непригодна для неподготовленной пересеченной местности.
Гелиосы также могут быть оснащены поплавками; Предлагаются как прямые, так и амфибийные поплавки.
Операционная история
[ редактировать ]




Имея минимальную скорость управления около 28 миль в час, Courier идеально подходит для ограниченных операций за пределами аэропорта. Первый был сертифицирован в июле 1954 года и оснащался двигателем Lycoming GO-435-C2B2 мощностью 260 л.с. Первый серийный Courier (серийный номер 001, получивший название «Старый номер 1») C-G001 ранее принадлежал и эксплуатировался JAARS под номером N242B до 2010 года. [ 7 ] Jaars Helio Courier на протяжении десятилетий часто участвовал в авиашоу EAA AirVenture Oshkosh , демонстрируя свою способность к медленному полету перед тысячами людей и выступая в качестве десантного самолета для парашютной команды Liberty. [ 8 ]
В 1957 году Strato Courier установил рекорд высоты над Мехико, Мексика, на высоте 31 200 футов, оснащенный редуктором Lycoming GSO-480-A1A5 (340 л.с.), был построен только один. Super Courier , более мощная модификация, использовался ВВС США с 1958 года, спецназом армии США в 1960-х и 1970-х годах, а также авиакомпанией Air America во время войны во Вьетнаме как U-10 . В армии и ВВС США U-10 Super Courier использовался для работы по связи, переброски легких грузов и припасов , психологической войны , передового управления воздушным движением (ВВС), высадки и эвакуации по суше и морю (армия), а также для разведки. . В течение 1980-х годов выпускались различные версии, в том числе варианты с турбинным двигателем.
Super Courier проходил военную службу в США как U-10 (бывший L-28). Всего было построено более 120 экземпляров: Л-28А (2, позже переименованных в У-10А), У-10А (26), У-10Б с увеличенной дальностью полета и десантными дверями (57), а также У-10Д с большей полной массой (36 штук). ). не было Ю-10С .
Гелиос остается очень популярным среди пилотов кустарников в Канаде (32 в настоящее время) и на Аляске, а также среди миссионеров, которые летают на суровые, относительно неподготовленные взлетно-посадочные полосы в джунглях, из-за его превосходных возможностей взлета и посадки . Некоторые операторы используют Helio Couriers для воздушного наблюдения. Обе компании Winged Vision Inc. из Гейтерсбурга, штат Мэриленд , и департамента шерифа округа Пима, штат Аризона , используют по две редкие модели с тройным приводом и устанавливают под крылом гиростабилизированные камеры для наблюдения с воздуха. [ 9 ] Округ Пима устанавливает камеру FLIR для правоохранительных органов, а Winged Vision устанавливает телекамеру высокого разрешения для освещения крупных спортивных мероприятий. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- Гелиоплан Коппен-Боллинджера [ 11 ]
- Оригинальный прототип вскоре был переименован в Helio Courier.
- Гелиоплан Четыре
- неизвестный возможный вариант.
- Гелиоплан Два
- неизвестный возможный вариант.
- Привет-Видение Курьер
- неизвестный возможный вариант.
- Н-291
- Прототип, один построен.
- H-295 Супер Курьер
- Вариант с Lycoming GO-480-G1D6, закуплен ВВС США как U-10D , построено 173 экземпляра.
- HT-295 Super Courier или Trigear Courier
- Н-295 с трехопорной ходовой частью, построено 19 штук.
- H-250 Курьер
- H-295 с удлиненным фюзеляжем и двигателем Lycoming O-540-A1A5 , построен 41 самолет.
- H-391 Курьер
- Прототип с Lycoming GO-435 -C2, построен один. двигателем
- H-391B Курьер
- Серийная версия H-391, построено 102 экземпляра.
- H-392 Страто Курьер
- Высотный вариант H-391 с двигателем Lycoming GSO-480-A1A5 (340 л.с.).
- H-395 Супер Курьер
- H-391B с Lycoming GO-480-G1D6, закуплены ВВС США как U-10A и U-10B , построено 138 самолетов.
- H-395A Курьер
- Вариант H-395 с двигателем Lycoming GO-435-C2B6, построено семь штук.
- H-500 Твин-Курьер
- Двухмоторный H-395 для ЦРУ. Информации очень мало, за исключением семи, переданных ЦРУ под обозначением U-5.
- H-550 Жеребец
- Разработка с турбовинтовым двигателем
- H-580 Твин-Курьер
- H-500 с удлиненным носом и поршневыми двигателями на двух крыльях, построено пять штук. [ 12 ]
- H-634 Твин Жеребец
- Планируется сдвоенный Stallion с двигателем Allison C250.
- H-700 Курьер
- H-295 с модернизированным крылом и ходовой частью и Lycoming TIO-540-J2B . двигателем
- H-800 Курьер
- H-700 с двигателем Lycoming IO-720-A1B , построено 18 штук (H-700 и H-800 вместе).
- Л-24 Курьер
- Военная версия H-391 Courier.
- Л-28 Курьер
- Военная версия H-395 Courier.
- U-5 Твин-Курьер
- Вероятное фронтальное обозначение «Твин-курьеров» ЦРУ.
- Ю-10 Курьер
- Изменение обозначения L-28 Courier.
- Гелио AU-24 Жеребец
- Военное обозначение H-550 Stallion
Операторы
[ редактировать ]
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Бопутатсваны - 2 действовали с 1982 года. [ 13 ]
- Итальянские ВВС эксплуатировали 1 самолет Helio Courier с 1961 по 1982 год. [ 15 ]
- Гражданский воздушный патруль
- ВВС США
- 4410-я эскадрилья подготовки боевых расчетов
- Армия США
Гражданские операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Таиланд
- 7135 — Тип 1 на выставке в Королевском музее ВВС Таиланда в Бангкоке . Он имеет серийный номер ВВС США 66-14332. [ 16 ] [ 17 ]
- Соединенные Штаты
- Оригинальный самолет-демонстратор «Гелиоплан № 1» находится на хранении в помещении Пола Гарбера Национального музея авиации и космонавтики в Суитленде, штат Мэриленд . [ 3 ]
- 62-3606 - U-10A на статической выставке в Мемориальном авиапарке на Херлберт-Филд в Мэри Эстер, Флорида . [ 18 ] [ 19 ]
- 63-13096 - U-10B на статической экспозиции в Музее авиации на базе ВВС Робинс в Уорнер-Робинсе, Джорджия . [ 20 ]
- 66-14360 — U-10D на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 21 ]
- 1216 — H-295 на статической экспозиции в Музее авиации Аляски в Анкоридже, Аляска . Раньше он принадлежал Лоуэллу Томасу-младшему. [ 22 ] [ не удалось пройти проверку ]
Технические характеристики (U-10D Супер Курьер)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 5 человек / полезная нагрузка 1320 фунтов (599 кг)
- Длина: 30 футов 8 дюймов (9,35 м)
- Размах крыльев: 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
- Высота: 8 футов 10 дюймов (2,69 м)
- Профиль крыла : NACA 23012. [ 23 ]
- Вес пустого: 2080 фунтов (943 кг)
- Полная масса: 3400 фунтов (1542 кг)
- Максимальный взлетный вес: 3400 фунтов (1542 кг)
- Запас топлива: 120 галлонов
- Силовая установка: 1 × Lycoming GO-480-G1D6 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения мощностью 295 л.с. (220 кВт) при 3400 об/мин на взлете.
- 285 л.с. (213 кВт) при 3000 об/мин, максимальная продолжительная мощность
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт с постоянной скоростью Hartzell HC93Z20-1B/10151-C (или HC-B3Z20-1/10151-C), диаметром 8 футов 0 дюймов (2,44 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 148 узлов (170 миль в час, 274 км/ч)
- Крейсерская скорость: 140 узлов (160 миль в час, 260 км/ч)
- Никогда не превышайте скорость : 164 узла (189 миль в час, 304 км/ч).
- Максимальная крейсерская скорость конструкции: 140 узлов (161 миль в час; 259 км / ч)
- Максимальная скорость маневрирования: 85 узлов (98 миль в час; 157 км/ч)
- Максимальная скорость с выпущенными закрылками: 65 узлов (75 миль в час; 120 км/ч).
- Максимальная скорость в условиях неспокойного воздуха: 130 узлов (150 миль в час; 241 км/ч) с поднятыми закрылками.
- Максимальная скорость в условиях неспокойного воздуха: 80 узлов (92 миль в час; 148 км/ч) с опущенными закрылками.
- Диапазон: 950 миль (1090 миль, 1760 км) с топливом 120 галлонов США (100 имп галлонов; 450 л)
- Практический потолок: 20 500 футов (6 200 м)
- Пределы g: + 3,8 закрылка вверх, + 2 выпущенных закрылка
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Де Хэвилленд Канада DHC-2 Бивер
- Цессна 180
- Цессна 185
- Дорнье До 27
- Слабый М-5
- Макс Хольсте Бруссар
- Мерфи Мус
- Шотландский пионер авиации
- Пилат Портер
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Хелио Курьер". Архивировано 20 ноября 2011 г. в Wayback Machine Helio Aircraft. Проверено: 3 октября 2011 г.
- ^ Петерсон, Норм. «В вашем будущем есть Форд». Спортивная авиация, август 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики — Коллекции — Гелиоплан — Подробное описание» . airandspace.si.edu . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
Профессор Коппен не был новичком в области проектирования так называемых доступных безопасных легких самолетов, поскольку он был разработчиком самолета Flivver компании Ford 1925 года и разработал до Второй мировой войны двухуправляемый и устойчивый к вращению самолет General Skyfarer. Профессора испробовали несколько источников финансовой поддержки экспериментального проекта в правительстве, научных кругах и промышленности, но в конечном итоге вложили собственные деньги. Они договорились с оператором фиксированной базы столичного аэропорта Большого Бостона, компанией EW Wiggins Airways и волонтерами переоборудовать Piper PA-17 Vagabond в двухместный Helio No.1, и в итоге инвестиции профессоров составили около 6000 долларов. Единственной немодифицированной частью Vagabond стала кабина фюзеляжа. Первоначальный двигатель Continental мощностью 65 л.с. был заменен на двигатель Continental мощностью 85 л.с. с впрыском топлива, оснащенный многоременным редуктором, который приводил в движение специально разработанный девятифутовый винт Koppers Aeromatic. Этот винт очень большого диаметра с большой составляющей тяги внес большой вклад в успех Гелио-1. Широкий охват предкрылков крыла и щелевых закрылков винтом обеспечивал существенную дополнительную подъемную силу во время взлета, посадки и режимов полета на медленном/близком висении. Большой размер пропеллера потребовал более высокого, чем обычно, основного шасси с длинноходными амортизаторными стойками для достижения достаточного дорожного просвета пропеллера... Фюзеляж был удлинен почти на четыре фута, а и без того короткое 29-футовое 3-дюймовое крыло Vagabond было укорочено. еще на девять дюймов. Крыло имело полный набор подъемных устройств, доступных в то время, включая передние кромки с убирающимися полноразмахными автоматическими предкрылками Handley Page и задние кромки с эквивалентом полноразмахных закрылков с прорезями. Элероны можно было опустить в конфигурации с низкой скоростью, чтобы они работали как закрылки и при этом выполняли функцию крена. В дополнение к этим устройствам в зазорах передних предкрылков крыла была установлена более поздняя разработка, получившая название усилителя поперечного крена. Это устройство было аэродинамически расположено в зазоре предкрылка и обеспечивало превосходную стабилизацию крена на малых скоростях.
- ^ «Простота и безопасность, особенности гелиоплана — перспективного прототипа американского легкого самолета» . Рейс Интернешнл . Великобритания: Flightglobal . 20 октября 1949 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Фриман, Пол (3 июля 2015 г.). «Заброшенные и малоизвестные аэродромы - Массачусетс, юго-западный район Бостона - Аэровокзал и арена Массачусетса / Аэропорт Кантона / Аэродром Массачусетса / Аэропорт Бостон Метрополитен, Кантон, Массачусетс» . www.airfields-freeman.com . Пол Фриман . Проверено 27 декабря 2016 г.
Последней авиастроительной компанией в аэропорту Кантона была Helio Aircraft Corporation. В конце 1940-х годов Отто Коппен из Массачусетского технологического института и доктор Линн Боллинджер из Гарварда разработали первый экспериментальный прототип гелиоплана, легкий самолет с коротким взлетом и посадкой... Профессора организовали работу оператора фиксированной базы столичного аэропорта Большого Бостона, EW Wiggins Airways & добровольцы переоборудуют Piper PA-17 Vagabond в 2-местный Helio No.1. Первый успешный полет состоялся в 1949 году.
- ^ "Маленькие копии самолетов". Популярная наука , август 1949 г., с. 135.
- ^ «Самый первый живой и здоровый курьер Хелио в Канаде». Архивировано 13 февраля 2012 г. в Wayback Machine EEA, 13 февраля 2012 г.
- ^ Копеник, Джим. «Антиквариат и классика в Ошкоше '91». Спортивная авиация, ноябрь 1991 г.
- ^ Томас Хорн (июнь 2014 г.). «Взгляд на спорт». Пилот AOPA : 64.
- ^ «Новости и освещение в прессе». Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine Helio Aircraft. Проверено: 3 октября 2011 г.
- ^ «Прыжок с лужайки». Popular Science , октябрь 1949 г., стр. 109, 110.
- ^ Полет, март 1984 г., с. 54.
- ^ Хэтч, Пол Ф. (июль 1985 г.). «Военно-воздушные силы мира: авиационное крыло Сил обороны Бопутатсваны». Воздушная картина . Том. 47, нет. 7. с. 249.
- ^ «Helio H-295 Super Courier | Силы обороны Гайаны» . 20 апреля 2016 г.
- ^ авиарейс
- ^ «Корпус 1» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Helio U-10B, серийный номер 66-14332 USAF, серийный номер 576» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Путеводитель по авиационному парку Мемориала Херлберт-Филд» (PDF) . Херлберт Филд . Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2016 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Helio U-10A Super Courier, серийный номер 62-3606 USAF, c/n 540, c/r N11619» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Ю-10Б «СУПЕР КУРЬЕР» » . Музей авиации . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «Гелио U-10D Супер Курьер» . Национальный музей ВВС США . 18 мая 2015 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ «1966 H-295 HELIO COURIER» . Аляскинский музей авиации . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Огден, Боб. Авиационные музеи и коллекции Северной Америки . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd, 2007. ISBN 0-85130-385-4 .
- Симпсон, авиация общего назначения RW Airlife. Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1995, стр. 208–210. ISBN 1-85310-577-5 .
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна. Лондон: Studio Editions, 1989. ISBN 0-517-69186-8 .
- Файлы мировой информации о самолетах. Лондон: Издательство Bright Star, файл 896, лист 18.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Домашняя страница Helio Aircraft
- Страница Смитсоновского института NASM о гелиоплане № 1, ожидающая восстановления. Архивировано 28 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- Страница NMUSAF на Helio Super Courier
- «Прочный легкий самолет поднимается в воздух после 30-метрового пробега». «Популярная механика» , ноябрь 1954 г., с. 144.
- Недорогая система воздушного транспорта и связи для отдаленных районов Филиппин - Интернет-архив