Балафон
![]() Балафон с фиксированной клавишей , показывающий резонаторы с отверстиями в мембране. | |
Другие имена | балафо , бала , балафон , балафон , балафон , балани , гьил , баланги |
---|---|
Классификация | Западноафриканский деревянный перкуссионный идиофон с 21 клавишей. |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 111.212 (Наборы ударных палочек) |
Развитый | 12 век или ранее |
Связанные инструменты | |
гил , маримба , ксилофон , деревянные духовые инструменты | |
Строители | |
![]() |
Балафон f (произносится / ˈ b æ l ə f ɒ n / по аналогии с ксилофоном и др., / ˈ b æ l ə , или , oʊ n / ) — тыквенно -резонансный ксилофон , разновидность ударного идиофона . [ 1 ] Он тесно связан с соседними народами манде , бваба- бобо , сеноуфо и гур в Западной Африке. [ 1 ] [ 2 ] особенно гвинейская ветвь этнической группы мандинка , [ 3 ] но сейчас встречается по всей Западной Африке из Гвинеи, Буркина-Фасо, Мали . [ 2 ] Его общее название, балафон , вероятно, является европейской чеканкой, сочетающей в себе мандинка название — бала. [ 4 ] со словом ��fon ' говорить' [ 2 ] [ 5 ] или греческий корень фоно . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Считается, что балафон был разработан независимо от южноафриканского и южноамериканского инструмента, который теперь называется маримбой . Устные предания о балафоне датируют его, по крайней мере, возникновением Малийской империи в 12 веке нашей эры. Балафон - это имя Мандинг , но его вариации существуют по всей Западной Африке, включая баланги в Сьерра-Леоне. [ 6 ] и гыл дагара Буркина - , лоби и гурунси из Ганы , Фасо и Кот-д'Ивуара . На подобных инструментах играют в некоторых частях Центральной Африки , причем в древнем Королевстве Конго этот инструмент обозначается как палаку .
Записи о балафоне относятся как минимум к XII веку нашей эры. В 1352 году марокканский путешественник Ибн Баттута сообщил о существовании нгони и балафона при дворе малийского правителя Мансы Сулеймана .
Европейские посетители Западной Африки описали балафоны 17 века, во многом идентичные современному инструменту. Атлантическая работорговля привела некоторых балафонистов в Америку. Газета Virginia Gazette сообщает, что в 1776 году афроамериканцы играли на баррафу , который, по всей видимости, был балафоном. Другие упоминания об этих инструментах в Северной Америке исчезают к середине 19 века. [ 7 ]

Балафон возродился с 1980-х годов в связи с ростом музыки африканских корней и мировой музыки . Самым известным из этих исполнителей является группа Rail Band под руководством Салифа Кейты . Даже когда на нем еще не играли, его характерное звучание и традиционный стиль были перенесены на западные инструменты. Манинка из восточной Гвинеи играют гитарную музыку , адаптирующую стиль игры на балафоне к импортному инструменту.
Этимология
[ редактировать ]На малинке языке балафон представляет собой соединение двух слов: балан — название инструмента, а фо — глагол играть . Таким образом, балафон на самом деле представляет собой игру на бала . [ 5 ]
Бала до сих пор используется как название большого басового балафона в районе Колокани и Бобо-Диуласо . У этих балов особенно длинные клавиши и огромные тыквы для усиления. Балани затем используется как название маленького балафона высокого тона с маленькими тыквами и короткими (длиной от 3 до 4 см) клавишами. Балани носят на ремне и обычно имеют 21 ключ, тогда как количество ключей на бале варьируется в зависимости от региона.
Строительство
[ редактировать ]
Балафон может быть либо с фиксированной клавишей (когда клавиши нанизаны на фиксированную рамку, обычно с из калебаса резонаторами под ней), либо со свободной клавишей (где клавиши размещаются независимо на любой мягкой поверхности). Балафон обычно имеет 17–21 тональность, настроенную на тетратонику , пентатонику или гептатону , в зависимости от культуры музыканта.
Балафон обычно способен воспроизводить от 18 до 21 ноты, хотя некоторые из них рассчитаны на гораздо меньшее количество нот (16, 12, 8 или даже 6 и 7). Клавиши балафона традиционно изготавливаются из палисандра коссо , медленно сушатся на слабом огне, а затем настраиваются путем сбривания кусочков дерева с нижней стороны клавиш. Древесина снимается с середины, чтобы сгладить ключ, или с конца, чтобы заточить его.
В балафоне с фиксированной клавишей клавиши подвешиваются на кожаных ремнях чуть выше деревянной рамы, под которой подвешены резонаторы из тыквы- тыквы с градуированным размером . Небольшое отверстие в каждой тыкве покрыто мембраной, традиционно состоящей из тонких нитей паутинного мешка (в настоящее время чаще всего из сигаретной бумаги или тонкой пластиковой пленки), чтобы создать характерный гнусавый тембр инструмента, на котором обычно играют двумя резинками. - резиновые молотки, сидя на низкой табуретке (или стоя, используя плечевую или поясную петлю, прикрепленную к ее раме).
Региональные традиции
[ редактировать ]Поскольку балафонские культуры различаются в разных странах Западной Африки, то же самое происходит и с подходом к самому инструменту. Во многих регионах на балафоне играют в одиночку в ритуальном контексте, в других - как часть ансамбля. В Гвинее и Мали балафон часто является частью ансамбля из трех инструментов: низкого, среднего и высокого тона. В Камеруне шесть балафонов разного размера выступают вместе в оркестре, называемом коменчанг . Существует вариант игбо , в котором для каждого игрока используется только одна большая настроенная клавиша. И хотя в большинстве случаев один игрок нажимает по нескольким клавишам двумя молотками, в некоторых традициях за каждой клавиатурой размещают двух или более игроков.
Гвинее тесно в связаны Народы сусу и малинке в с балафонами, как и другие мандинг народы Мали , Сенегале и Гамбии . Камерун , Чад и даже страны бассейна Конго имеют давние традиции балафона.
Часто балафонисты носят на каждом запястье браслеты с колокольчиками, подчеркивающие звук клавиш.
В некоторых культурах балафон был (а в некоторых до сих пор остается) священным инструментом, на котором играли только обученные члены религиозных каст и только на ритуальных мероприятиях, таких как фестивали, королевские, похоронные или свадебные торжества. Здесь балафон хранится в храмовом хранилище, и его можно снять и играть только после прохождения обряда очищения. Могут быть созданы определенные инструменты, на которых можно играть только для определенных ритуалов и репертуара. Юных адептов обучают не на священном инструменте, а на со свободными ключами балафонах .
Гил
[ редактировать ]Гыл ( Английский: / ˈ dʒ ɪ l ə / или / ˈ dʒ iː l / ) — название жужжащего пентатонического балафона, распространенного среди гур -язычного населения северной Ганы , Буркина-Фасо , юго-восточного Мали и северного Кот-д'Ивуара в Западной Африке . Среди популяций манде в Гане, таких как лигби (нуму), бисса и дьюла , тот же инструмент известен как бала . Гийл является основным традиционным инструментом народа дагара на севере Ганы и Буркина-Фасо, а также лоби в Гане, на юге Буркина-Фасо и в Кот-д’Ивуаре . На гыле обычно играют парами в сопровождении барабана из тыквы-калабаша, называемого куор . Его также может играть один человек с партией барабана и палочки в качестве аккомпанемента или солист. Дуэты Гыл — традиционная музыка похорон Дагара . На этом инструменте обычно играют мужчины, которые учатся играть в молодом возрасте; однако ограничений по полу нет. В нее также играют люди гурунси из Верхневосточного региона Ганы, а также соседние группы гурунси через границу на юге и в центральной части Буркина-Фасо. Танец, связанный с гыл, - это Беваа .
Дизайн гиила похож на балабу или балафон, используемые говорящими манде на народами бамбара , дьюла и сосо, расположенными дальше на запад, на юге Мали и западной Буркина-Фасо , а также народом сеноуфо в Сикассо , регионе, который разделяет многие музыкальные традиции с этими народами. севера Кот-д’Ивуара и Ганы. Он состоит из 14 деревянных ключей из африканской твердой древесины, называемых лига, прикрепленных к деревянной раме, под которой висят тыквы из калебаса . [ 8 ] Маленькие отверстия в тыквах закрывают шелком паутины, издающим жужжащий звук, а для застежек используются сухожилия и кожа антилопы. [ 8 ] На инструменте играют деревянными молоточками с резиновыми головками.
Камерун
[ редактировать ]В 1950-х годах по всей столице Камеруна появились бары, чтобы принять приток новых жителей, и вскоре они стали символом камерунской идентичности перед лицом колониализма. В этих барах получили распространение балафонские оркестры, состоящие из 3–5 балафонов и различных ударных инструментов. Некоторые из этих оркестров, такие как Richard Band de Zoetele , стали довольно популярными, несмотря на презрение со стороны европейской элиты.
В середине 20 века происходит популяризация отечественной музыки бикуци . народной Бикуци основан на боевом ритме, играемом различными погремушками , барабанами и балафоном. В исполнении женщин бикуци содержали откровенно сексуальные тексты и песни о повседневных проблемах. В популяризированной форме бикуци приобрело массовый успех в 1950-х годах. Анн-Мари Нзи была, пожалуй, самым важным из первых новаторов. Следующим легендарным исполнителем бикуци был Месси Ме Нконда Мартин и его группа Los Camaroes , которые добавили электрогитары и другие новые элементы.
Оркестры Балафона оставались популярными на протяжении 50-х годов в барах Яунде , но публика требовала современности, а популярный стиль того времени не справлялся. Месси Мартин был камерунским гитаристом, который был вдохновлен изучением инструмента, слушая испаноязычные передачи из соседней Экваториальной Гвинеи , а также кубинскую и заирскую румбу . Месси изменил электрогитару, связав струны вместе кусочками бумаги, придав инструменту более демпфированный тон, издающий «стук», похожий на звук балафона.
Гвинея
[ редактировать ]Балафон, кора (лютня-арфа) и нгони (предок банджо ) — три инструмента, наиболее связанные с гриот- бардскими традициями Западной Африки. Каждый из них более тесно связан с определенными областями, сообществами и традициями, хотя все они играются вместе в ансамблях по всему региону. Гвинея была историческим центром сольного балафона. Поскольку культура гриотов является наследственной кастой, семью Куяте называли хранителями балафона , и члены этой семьи двадцатого века помогли распространить его по всему миру.
Соссо Бала
[ редактировать ]
Соссо Бала — это балафон, который в настоящее время хранится в городе Ниагассола , Гвинея , и считается оригинальным балафоном, построенным более 800 лет назад. Эпос о Сундиате , история формирования Малийской империи , рассказывает, что гриот (певец хвалы) по имени Бала Фасеке Куяте убедил Сосо короля Сумангуру Канте нанять его после того, как пробрался во дворец Сумангуру и сыграл на священном инструменте. Сундиата Кейта , основатель Малийской империи, сверг Сумангуру, захватил балафон и сделал гриота Фасеке своим опекуном. Говорят, что эта честь передалась через его семью, Куяте, и по сей день передает им мастерство игры на балафоне. [ 9 ]


Независимо от правдивости этой истории, Соссо Бала является инструментом древней эпохи и в 2001 году был назван ЮНЕСКО одним из девятнадцати шедевров устного и нематериального наследия человечества . [ 10 ]
Сенегал
[ редактировать ]Государственный гимн Сенегала » называется « Pincez tous vos koras, frappez les balafons » ( «Все играют на корах , ударяют по балафонам ).
У них было
[ редактировать ]Современный фестиваль, посвященный балафону, Triangle du balafon , теперь ежегодно проходит в Сикассо в Мали . [ 11 ]
Известные исполнители и ансамбли
[ редактировать ]Среди известных балафонистов:
- Маду Коне , мастер балафона из Буркина-Фасо, живет в Вене, Австрия.
- Ричард Бона , камерунский джазовый музыкант
- Абду Карим Диабате - Король Балафона (Официальное видео)
- Джиби Диабате
- сейчас играет Хабиба Койте Группа Бамада .
- Мамаду Диабате , кавалер Национального ордена Буркина-Фасо (2016), обладатель «Гран-при» и «Prix de la Virtuosite de Festival Triangle du Balafon» в Мали (2012), обладатель австрийской премии World Music Award (2011).
- Лассана Диабате , малийский музыкант, известный работой с Тумани Диабате и Симметричным оркестром афрокубизмом .
- Модибо Диабате из Мали.
- Зерика Джабате в бисау-гвинейской музыке
- Джигия , ударный оркестр из Буркина-Фасо.
- Дэнни Эльфман из Oingo Boingo
- Les Freres Coulibaly , балафонный ансамбль из Буркина.
- Стефон Харрис , американский джазовый музыкант
- Доминик Ховард из Muse использовал балафон на втором альбоме группы Origin of Symmetry.
- Мори Канте в начале карьеры
- Али Кейта, Али Кейта и волшебный балафон, малийский балафонист
- Гертруда Килиан, DVD «Балафон с Али Кейтой и Гертом Килианом», «Балафон Бит» / Верлаг Циммерманн
- Лоуренс Киллиан , американский джазовый музыкант
- Махама Конате из Джона Сины, балафонного ансамбля из Буркина.
- Балла Куяте из Мали/Гвинеи, чей отец, Секу «Филани» Куяте, в настоящее время является опекуном Соссо Бала.
- Мамади Куяте из Мали/Гвинеи (Германия с 2015 года), чей дед Секу «Филани» Куяте в настоящее время является опекуном Соссо Бала.
- Эль Хадж Джели Сори Куяте
- Н'Фали Куяте из Afro Celt Sound System
- Адам Малик, ансамбль балафонов из Буркина
- Дэйв Манн , джазовый перкуссионист, играл в группе Дэйва Брубека.
- Неба Соло ( Группа Сенуфо Балафон, возглавляемая Сулейманом Траоре) из Сикассо
- Мама Оханджа , камерунский композитор и исполнитель в своей стране
- Касим, ансамбль балафонов из Буркина.
- Фароа Сандерс , американский джазовый музыкант
- Сарамая , ансамбль балафонов из Буркина.
- Рахил Шариф , лидер британской группы родом из Сенегала.
- Билл Саммерс , американский джазовый музыкант, выступает с Куинси Джонсом , Херби Хэнкоком и Los Hombres Calientes.
- Лонни Листон Смит , американский джазовый музыкант
- Рокия Траоре , малийская певица, гитаристка и лидер группы
- Труппа Сааба , ансамбль балафонов из Буркина.
- Момо Вернер Веверс , немецкий балафонист, играет сольно и в составе «Ансамбля М.Пахия» (балафон и классическая гитара).
- Н'Камара Абу Силла (Гвинея; Les Ballets Africains)
См. также
[ редактировать ]- Балафон - название бортового журнала . Air Afrique [ 12 ] [ 13 ]
- Музыка Гвинеи
- Музыка Мали
- Маримба — современный инструмент, который независимо развивался как в Южной Америке, так и на юге Африки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гурли, Калифорния; Дуран, Люси (2001). «Бало» . Гроув Музыка . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.01914 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 12 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джессап, Линн (1983). Мандинка Балафон: Введение с обозначениями для преподавания . Арт-Путь Пресс. ISBN 9780916421045 .
- ^ Чарри, Эрик (октябрь 2000 г.). Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226101620 .
- ^ Фая Исмаэль Тольно (сентябрь 2011 г.). «Лингвистические исследования школы Нко» (PDF) . Далоу Кенде (на французском языке). № 19. Канджамади. п. 7 . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сеть, Информация о канадском наследии. «Балафон Н'Гафиена, 16 лет» . www.virtualmuseum.ca . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 г. Проверено 12 июля 2019 г.
- ^ Кутье Ван Овен. «Музыка Сьерра-Леоне», в журнале «Африканское искусство» , Vol. 3, № 4 (лето 1970 г.), стр. 20-27+71.
- ^ цитируется по Дене Дж. Эпштейну. Греховные мелодии и спиритуалы: черная народная музыка гражданской войны. Издательство Иллинойского университета (1977). [ ISBN отсутствует ] .
- ^ Перейти обратно: а б Харпер, Колтер (2008). «Жизнь, смерть и музыка в Западной Африке» . Журнал «Контексты» . Зима: 44–51. дои : 10.1525/ctx.2008.7.1.44 . S2CID 59623412 . Проверено 4 мая 2008 г.
- ^ « Сохранение Соссо Бала. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine », Jumbie Records : благотворительная пластинка для сбора средств на сохранение этого инструмента.
- ^ « Культурное пространство Соссо-Бала в Ниагассоле, Гвинея », ЮНЕСКО.org .
- ^ Министерство культуры Мали. Балафонский треугольник: Проект фестиваля Балафон, третье издание, Сикассо - 2–5 ноября 2006 г. (2006 г.). Архивировано 4 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Почему этот бортовой журнал стал новым обязательным к прочтению в индустрии моды» . 25 июня 2023 г.
- ^ «Познакомьтесь с парижским художественным коллективом, возрождающим несуществующую западноафриканскую авиакомпанию» . 9 сентября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- «BALAFON BEAT» Герта Килиана, издание Zimmermann/Германия http://www.gert-kilian.com/bb/index.html
- «Балафон с Али Кейтой и Гертом Килианом», издание «improductions» / Париж http://www.gert-kilian.com/DVDbalafon.html
- «Магия Балфона» Мамади Куяте, Урсула Браншайд-Куяте, http://www.djembe-kora.de/mamadi.html
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Линн Джессап. Мандинка Балафон: введение с обозначениями для преподавания . Публикации Ксило, (1983) ISBN 0-916421-01-5 .
- Эрик Чарри. Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Чикагские исследования в области этномузыкологии. Издательство Чикагского университета (2000). ISBN 0-226-10161-4 .
- Адриан Эггер, Мусса Хема: Die Stimme Des Balafon - Голос Балафона. Шелл Музыка, ISBN 978-3-940474-09-4 .
- Герт Килиан «Балафон Бит», Верлаг Циммерманн, Германия
- Герт Килиан «Балафон с Али Кейтой и Гертом Килианом», издание «improductions» / Париж
- "Das magische Balafon" Мамади Куяте, Урсулы Браншайд-Куяте / Германия / LEU-Verlag, Neusaess DVD
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Cora Connection: Что такое балафон?
- Галерея фотографий балафона, включая процесс строительства .
- Изготовление балафона Мофу-Гудур Статья с фотографиями и иллюстрациями о строительстве балафона в северном Камеруне.
- http://www.djembe-kora.de/trommelbau.html ролик о изготовлении балафона в Ниагассоле/Гвинея
- Западноафриканские музыкальные инструменты
- Палочные перкуссионные идиофоны
- Звуковые ударные инструменты
- Африканские ударные инструменты
- Музыкальные инструменты Буркина-Фасо
- Чадские музыкальные инструменты
- Гамбийские музыкальные инструменты
- Гвинейские музыкальные инструменты
- Малийские музыкальные инструменты
- Сенегальские музыкальные инструменты
- Нематериальное культурное наследие человечества
- Священные музыкальные инструменты