Джованни Баттиста Виотти
Джованни Баттиста Виотти | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 3 марта 1824 г. Лондон, Англия | ( 68 лет
Занятия |
|
Джованни Баттиста Виотти (12 мая 1755 - 3 марта 1824) был итальянским скрипачом, чья виртуозность была известна и чьи работы как композитора отличались выдающейся скрипкой и привлекательной лирической мелодичностью. Он также был директором французских и итальянских оперных трупп в Париже и Лондоне. Он лично знал Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена .
Биография
[ редактировать ]Виотти родился в Фонтанетто-По в Королевстве Сардиния (сегодня в провинции Верчелли , Пьемонт , Италия). За свой музыкальный талант он был принят в дом принца Альфонсо даль Поццо делла Чистерна в Турине , где получил музыкальное образование, которое подготовило его к тому, чтобы стать учеником Гаэтано Пуньяни . Он служил при дворе Савойи в Турине в 1773–1780 годах, затем гастролировал в качестве солиста, сначала с Пуньяни, а затем отправился в Париж один, где дебютировал на Concert Spirituel 17 марта 1782 года. [ 1 ] Он мгновенно произвел сенсацию и какое-то время служил в Версале , прежде чем в 1788 году основал новый оперный театр, Театр де Месье , под патронажем Луи-Станисласа-Ксавье, графа Прованса , брата короля, чей придворный титул был Месье. [ 2 ] Там он монтировал оперы своего друга Луиджи Керубини среди менее светлых произведений. Когда Французская революция приняла радикальный поворот и, хотя его оперный театр был переименован в Театр Фейдо, прежние королевские связи стали опасной помехой, он переехал в 1792 году в Лондон, дебютировав на Иоганна Петера Саломона концерте на Ганновер-сквер 7 февраля. 1793. В Лондоне он шел от успеха к успеху, выступая скрипачом в серии концертов Саломона в 1793–1794 годах; в качестве музыкального руководителя новых оперных концертов в 1795 году; как звезда благотворительных концертов Гайдна в 1794 и 1795 годах; в качестве исполняющего обязанности руководителя итальянской оперы в Королевском театре , 1794–1795; и в качестве руководителя и директора оркестра, 1797. Его приглашали выступать в домах лондонского бонтона , в том числе перед принцем Уэльским.
Затем, когда Великобритания находилась в состоянии войны с революционной Францией, ему было приказано покинуть страну под подозрением в симпатиях к якобинцам . Исторические документы намекают на интригу в пользу соперника Виотти, Вильгельма Крамера , который руководил оркестром Оперного театра до того, как Виотти занял его место. Газеты Morning Post и Gazetteer в своем номере от пятницы, 9 марта 1798 года, сообщили, что «герцог L... и граф C... особенно активно умоляли его величество приказать Виотти покинуть королевство». Это может относиться к Фрэнсису Осборну, 5-му герцогу Лидсу , и Филиппу Стэнхоупу, 5-му графу Честерфилду . Пьер Роде , любимый ученик Виотти, также был изгнан из Англии и, возможно, покинул страну за несколько дней до того, как Виотти ждал исхода его дела, после того как несколько джентльменов и даже принцесса Елизавета высказались в его пользу. Но, наконец, Виотти покинул Англию на пакетботе 8 марта 1798 года. Он жил в поместье богатого английского купца Джона Смита в Шенефельде (Пиннеберг) недалеко от Гамбурга с ок. С марта 1798 г. по ок. Июль 1799 г. С марта по май 1798 г. он давал частные уроки 13-летнему виртуозу. Фридрих Вильгельм Пиксис . После этого, согласно двум бумагам, выпущенным в феврале 1800 года, он, по-видимому, жил инкогнито в имении своих английских друзей Уильяма и Маргарет Чиннери , в Гиллвелл-Хаусе, где официально жил с 1801 года; согласно другой газете, в апреле 1800 года он все еще находился в Шенефельде. Он отказался от концертов, чтобы заняться винным бизнесом, но играл на частных концертах. В июле 1811 года он стал натурализованным гражданином Великобритании после того, как за него заступился его друг, герцог Кембриджский, младший брат принца Уэльского. В 1813 году он был одним из основателей Лондонского филармонического общества . Виотти выступал уже не как солист, а как руководитель оркестра и камерный музыкант. После того, как его винный бизнес рухнул, он вернулся в Париж, чтобы работать директором Королевской академии музыки с 1819 по 1821 год. Он вернулся в Лондон в ноябре 1823 года вместе с Маргарет Чиннери и умер в ее присутствии 3 марта 1824 года.
Музыка
[ редактировать ]Несмотря на немногочисленность своих прямых учеников, Виотти был очень влиятельным скрипачом. Учитель Пьера Рода и Пьера Байо и оказавший большое влияние на Родольфа Крейцера , каждый из которых сам стал известным педагогом, он считается отцом-основателем французской скрипичной школы XIX века. Он также преподавал Полу Алдаю и Августу Дурановски , которые оказали влияние на Никколо Паганини .
Виотти владел скрипкой, изготовленной Антонио Страдивари в 1709 году, которая в конечном итоге стала известна как Виотти Страдивари . Считается также, что он заказал изготовление как минимум одной копии этой скрипки. Viotti ex-Bruce , переименованный в честь своего предыдущего владельца, был приобретен Королевской музыкальной академией в сентябре 2005 года. Финансирование было предоставлено правительством Ее Величества вместо налога на наследство , а также Национальным фондом художественных коллекций , Мемориалом национального наследия. Фонд и множество частных доноров. Инструмент должен был быть выставлен в коллекции York Gate Collections, бесплатном музее и исследовательском центре Академии. нужно Бывшего Брюса Виотти не только видеть, но и слышать: на инструменте следует играть умеренно, в очень контролируемых обстоятельствах, на исследовательских мероприятиях и время от времени на выступлениях в других местах.
Самыми известными произведениями Виотти являются его 29 скрипичных концертов , оказавшие влияние на Людвига ван Бетховена . В частности, одна из них, № 22 ля минор (1792), до сих пор очень часто исполняется, особенно опытными студентами-исполнителями. Остальные концерты такого же качества, но менее известны. Среди других известных концертов: № 23 соль мажор (1792). В течение десятилетия 1990–2000 годов Гвидо Римонда нашел еще три концерта. Однако эти открытия, которые можно назвать концертами № 30, 31 и 32, являются неполными, поскольку для каждого концерта найдено только две части. Скорее всего, это неопубликованные концерты, упомянутые самим Виотти в завещании, оставленном в пользу миссис Чиннери, которая ухаживала за ним в Лондоне в последние годы его жизни.
В 2005 году скрипач Франко Мецзена выпустил полный набор на лейбле Dynamic . С 2012 года Гвидо Римонда начал выпускать 32 концерта Виотти для лейбла Decca Universal Group . Этот проект будет завершен к концу 2023 года. Тем временем, в 2021 году Гвидо Римонда приступил к первой публикации полных партитур скрипичных концертов Виотти для Edizioni Curci Milan .
В музыке Виотти обычно заметное место занимает скрипка. Большинство его струнных квартетов в значительной степени игнорируют сбалансированную текстуру, впервые предложенную Гайдном , отдавая «сольную» роль первой скрипке, и поэтому могут считаться блестящими Quatuors . Однако его Tre Quartetti Concertanti , G.112, 113 и 114 (в честь Ремо Джазотто, который каталогизировал произведения Виотти [ 3 ] ), написанные в 1815 году и опубликованные в Париже в 1817 году, представляют собой настоящие концертные произведения, предлагающие обширные соло для каждого инструмента, а не только для первой скрипки. Виотти часто писал камерную музыку для более традиционных сочетаний, таких как две скрипки и виолончель. Опп. 18 и 19, пожалуй, самые известные из них, и они до сих пор издаются. Он также писал сонаты , песни и другие произведения.
Итальянский скрипач Гвидо Римонда отметил в 2013 году [ 4 ] что начало его «Tema e variazioni in Do maggiore» (1781) очень сильно напоминает французский гимн «Марсельеза», опубликованный 11 лет спустя. [ 5 ] [ 6 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Виотти ежегодно отмечается на Международном музыкальном конкурсе Виотти недалеко от места его рождения в Верчелли , Италия. [ 7 ] В том же городе проходит также Фестиваль Виотти - Международный музыкальный фестиваль - мероприятие, которое является частью цикла "Piemonte dal Vivo" Италия. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уорик Листер, Амико: Жизнь Джованни Баттисты Виотти (Oxford University Press, 2009).
- ^ Хеммингс, FWJ, Театр и государство во Франции, 1760–1905 , с. 69 (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994), ISBN 978-0-521-45088-1 .
- ^ Джазотто, Джован Баттиста Виотти (Милан: Курчи, 1956).
- ^ https://video.espresso.repubblica.it/tutti-i-video/la-marsigliese-e-di-un-italiano/937 [ только URL ]
- ^ Марсельеза, гимн мучительной истории .
- ^ Микаэла Овале и Гилия Маццетто. «Проекты Виотти» (PDF) . Гвидо Римонда (на итальянском языке) . Проверено 24 августа 2019 г.
Достаточно вспомнить, что «Марсельеза» родилась из темы с вариациями Виотти, написанной в 1781 году, за 11 лет до появления официального французского гимна (переоркестрованного Берлиозом с добавлением слов Р. Де Лиля). . Песня войдет в состав второго полноформатного компакт-диска, который выйдет в марте 2013 года
. - ^ Конкурс Виотти | О
- ^ Домашняя страница фестиваля Виотти
Библиография
[ редактировать ]- Артур Пужен, Виотти и современная скрипичная школа , Париж, Шотт, 1888. Виотти и современная скрипичная школа
- Марк Пинчерле, Скрипичный метод Ж. Б. Виотти , в Feuillets d'histoire du Violin, Париж, Легуи, 1927, стр. 172–181
- Ремо Джазотто, Джован Баттиста Виотти , Милан, Курчи, 1956 год.
- Борис Шварц, Виотти — переоценка его произведений , в книге В. Шварц (редактор), игра на скрипке и скрипичная музыка в прошлом и настоящем , Вена, Universal Edition, 1975, стр. 41–46.
- Уорик Листер, Амико: жизнь Джованни Баттисты Виотти , Нью-Йорк, Oxford University Press, 2009 г.
- Филипп Борер, Хроматическая гамма в композициях Виотти и Паганини, поворотный момент в игре на скрипке и написании для струнных , в книге Николо Паганини Diabolus in Musica , изд. А. Барицца и Ф. Морабито, Turnhout, 2010, стр. 91–120.
- Мариятереса Деллаборра (редактор), Джованни Баттиста Виотти «профессия музыканта», взгляд на творчество, стиль, источники, Рим , Società Editrice di Musicologia, 2017
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джованни Баттисты Виотти в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Звуковые фрагменты струнного квартета си-бемоль мажор, G.113 и струнного квартета соль мажор, G.114
- видео:Дуэт для двух скрипок Уто Уги и Гвидо Римонда
- видео: «Медитация в молитве» для скрипки с оркестром Гвидо Римонда, Оркестр Камерата Дукале
- Официальный сайт Фестиваля Виотти в Верчелли
- Алессандро Ди Профио, 2003. Революция шутов: итальянская опера в Театре месье 1789–1792 (Париж: CNRS Editions)
- Королевский музыкальный колледж: коллекция Виотти Мсс. Архивировано 15 марта 2007 г. в Wayback Machine. Включает рукописную автобиографию, написанную в 1798 году, на которой основаны некоторые утверждения в этой статье.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 108.
- 1755 рождений
- 1824 смерти
- Жители провинции Верчелли
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские скрипачи
- Итальянские скрипачи-мужчины
- Итальянские композиторы классического периода
- Композиторы-классики XVIII века
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы итальянского струнного квартета.
- Директора Парижской оперы
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для скрипки
- Натурализованные граждане Соединенного Королевства
- Музыканты из Королевства Сардиния