Гефестион
Гефестион | |
---|---|
![]() Мраморная голова Гефестиона, по состоянию на сентябрь 2015 года хранится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, Калифорния. | |
Рожденный | в. 356 г. до н.э. Пелла , Македония , Древняя Греция. |
Умер | Октябрь 324 г. до н.э. (около 32 лет) Экбатана [1] |
Верность | Македония |
Классифицировать | Генерал , 2-й командир. |
Единица | Соматофилаки |
Команды удержаны | Сопутствующая кавалерия |
Битвы/войны | Осада Пелиума , Битва при Фивах , Битва при Гранике , Осада Галикарнаса , Осада Милета , Битва при Иссе , Осада Тира (332 г. до н. э.) , Осада Газы , Битва при Гавгамелах , Битва у Персидских ворот , Осада Аорна , Битва на реке Гидасп , Маллианская кампания |
Супруг (а) | Дрипетис (принцесса династии Ахеменидов в Персии) [2] |
Гефестион ( древнегреческий : Ἡφαιστίων Гефестион ; ок. 356 г. до н. э. – октябрь 324 г. до н. э.), сын Аминтора , был древним македонским дворянином вероятного « аттического или ионического происхождения». [3] и генерал армии Александра Македонского . Он был «безусловно самым дорогим из всех друзей короля; он воспитывался вместе с Александром и делился всеми его секретами». [4] Эти отношения продолжались на протяжении всей их жизни, и другие, как и они сами, сравнивали их с отношениями Ахилла и Патрокла .
Его военная карьера была выдающейся. Член личной охраны Александра Великого , он впоследствии командовал кавалерией-соратниками , и на протяжении десятилетней кампании Александра в Азии ему было поручено множество других задач, включая дипломатические миссии, переправу через крупные реки, осады и основание новых поселений. . Помимо того, что он был солдатом, инженером и дипломатом, он переписывался с философами Аристотелем и Ксенократом и активно поддерживал Александра в его попытках интегрировать греков и персов. Александр формально сделал его своим заместителем, когда назначил Хилиархом империи. Александр также сделал его частью царской семьи, отдав ему в жены Дрипетиду , сестру своей второй жены Статиры , обеих дочерей Дария III Персидского .
Когда Гефестион внезапно умер в Экбатане [5] Александру было около тридцати двух лет, его охватило горе. Он обратился к оракулу в Сиве с просьбой предоставить Гефестиону божественный статус, и таким образом Гефестион был удостоен чести как Божественного героя . Гефестиона кремировали, а его прах перевезли в Вавилон . [6] На момент своей смерти всего восемь месяцев спустя Александр все еще планировал воздвигнуть долговечные памятники памяти Гефестиона.
Молодежь и образование
[ редактировать ]
Точный возраст Гефестиона неизвестен. О нем никогда не было написано никакой краткой биографии, что, вероятно, связано с тем фактом, что он умер раньше Александра , и ни у кого из тех из соратников Александра, которые пережили его, не было необходимости продвигать кого-то, кроме себя. Многие ученые считают, что возраст Гефестиона аналогичен возрасту Александра, поэтому справедливо предположить, что он родился около 356 г. до н.э. Говорят, что он стал пажом в 343 г. до н.э. - роль, обычная для мальчиков-подростков аристократического класса в Македонии. [8] Как член суда он, возможно, познакомился с Александром примерно в это время.
Единственный сохранившийся анекдот из юности Гефестиона предоставлен «Романом об Александре» . Согласно этому рассказу, «однажды, когда Александру было 15 лет... плывя с Гефестионом, своим другом, он легко достиг Пизы ... и отправился гулять с Гефестионом». [9] Указание точного возраста Александра дает еще один ключ к разгадке воспитания Гефестиона, поскольку в пятнадцать лет Александр и его товарищи учились в Миезе у Аристотеля . [10] Гефестион никогда не упоминался среди тех, кто посещал лекции в Миеце, но его близкая дружба с Александром в этом возрасте убедительно свидетельствует о том, что он был причислен к их числу. Еще более показательно то, что имя Гефестиона можно найти в каталоге переписки Аристотеля. [11] Сами письма больше не существуют, но для того, чтобы они попали в официальный каталог, их содержание должно было иметь какое-то значение. Это подразумевает, что Гефестион получил хорошее образование, и показывает, что Аристотель был настолько впечатлен своим предполагаемым учеником, что разослал письма по всей расширяющейся империи Александра, чтобы поговорить с ним.
Через несколько лет после лекций в Миезе присутствие Гефестиона заметно отсутствовало, когда несколько близких друзей Александра были сосланы в результате дела Пиксодаруса . Среди сосланных Филиппом II после неудачной попытки Александра предложить себя женихом карийской царевне были Птолемей , Неарх , Гарпал , Эригий и Лаомедон . [12] Причиной отсутствия Гефестиона в этом списке могло быть то, что все изгнанники были старшими друзьями Александра, а сам Эригий примерно на 24 года старше принца. [13] Гефестион был современником Александра, и вполне вероятно, что его влияние можно было рассматривать как меньшую угрозу, чем влияние этих более зрелых товарищей. Каким бы ни было мнение Гефестиона по поводу всего этого дела, как и многие другие товарищи детства Александра, он не был сослан после этого.
Хотя это правда, что можно найти очень мало подробностей о детстве и образовании Гефестиона, то, что осталось, подтверждает то, что известно о его дальнейшей жизни. Его дружба с Александром была длительной, как и его пребывание при дворе в Пелле ; он даже получил то же образование, что и будущий великий царь Греции и Азии. При таком многообещающем начале возраст и опыт помогли бы превратить Гефестиона Аминтороса в человека, который однажды стал бы вторым по могуществу человеком в империи Александра, уступая только самому царю.
Карьера
[ редактировать ]Получив воспитание Александра, Гефестион с раннего возраста научился бы сражаться и хорошо ездить верхом. Его первым опытом военных действий, вероятно, была кампания против фракийцев , когда Александр был регентом, за которой последовала кампания Филиппа II на Дунае (342 г. до н. э.) и битва при Херонее (338 г. до н. э.), когда он был еще подростком. Его имя не упоминается в списках высокопоставленных офицеров во время первых сражений Дунайского похода Александра (335 г. до н.э.) или вторжения в Персию . Не указаны также имена других близких друзей и современников Александра, что позволяет предположить, что их продвижение по службе, когда оно было достигнуто, было заслужено.
Войны в Персии
[ редактировать ]
Карьера Гефестиона никогда не была исключительно военной. С самого начала он также занимался специальными миссиями, иногда дипломатическими, иногда техническими. Первое упоминание о его карьере в источниках — это дипломатическая миссия определенной важности. После битвы при Иссе (333 г. до н. э.), когда Александр двинулся на юг вдоль финикийского побережья и получил капитуляцию Сидона , Гефестион был «полномочен назначить на трон сидонца, которого он считал наиболее достойным этой высокой должности». [14] Гефестион последовал совету местных жителей и выбрал человека, имевшего отдаленное отношение к царской семье, но честность которого заставила его работать садовником. Этот человек, Абдалонимус , сделал успешную царскую карьеру, полностью оправдав выбор Гефестиона.
После осады Тира (332 г. до н. э.) Александр поручил свой флот Гефестиону, которому было приказано обогнуть побережье и направиться в Газу , их следующую цель, в то время как сам Александр возглавил армию по суше. [15] Задача Гефестиона была непростой, поскольку это был не афинский флот, с которым Александр начал и ранее распустился, а разношерстная группа полусопротивляющихся союзников многих национальностей, которым нужно было сплотиться, проявив терпение и силу. Кроме того, по прибытии в Газу груз осадных машин пришлось разгрузить, перевезти по труднопроходимой местности и снова собрать.
Плутарх , описывая переписку Александра, раскрывает случай, когда Гефестион был в отъезде по делам, и Александр написал ему. Судя по всему, это произошло, когда они были в Египте. Каким делом занимался Гефестион, мы не знаем, но Эндрю Чагг [16] предположил, что дело было либо в его командовании флотом, либо в афинской дипломатии. Он цитирует источники, которые предполагают, что Аристион Афинский обратился к Гефестиону с просьбой осуществить примирение между Александром и Демосфеном , и, конечно же, бездействие Афин во время восстания спартанского царя Агиса , казалось бы, поддерживало эту идею. Как говорит Чагг: «Если бы он убедил Александра прийти к соглашению с Демосфеном в этот критический момент, что казалось вероятным с учетом обстоятельств, то он был бы в значительной степени ответственен за спасение ситуации Македонии в Греции, предотвращая распространение восстания Агиса на Афины и ее союзники». [16]
Вполне вероятно, хотя и не наверняка, что именно Гефестион возглавил передовую армию из Египта, чтобы переправиться через реку Евфрат . Дарий Персидский послал Мазея удерживать противоположный берег, пока шли работы по наведению моста. Этот Мазей был полководцем, который отказался от того, что выглядело как уверенная победа на правом персидском фланге в битве при Гавгамелах Александра (331 г. до н. э.), а позже стал правителем Вавилона . Робин Лейн Фокс предположил, что разговор с Гефестионом, возможно, победил Мазея: «Вполне возможно, что битва при Гавгамелах была частично выиграна на берегах Евфрата и что восстановление Мазея в должности было не признаком великодушия, а заранее оговоренной наградой. ." [17]
Именно в Гавгамелах впервые упоминается сан Гефестиона. Его называют «командиром телохранителей ( соматофилаков )». [18] Это не Королевский эскадрон, в обязанности которого входила также охрана царя в бою и которым в то время командовал Клит — человек старшего поколения, — а небольшая группа близких соратников, специально назначенных сражаться бок о бок с царем. Гефестион определенно был в гуще событий с Александром, поскольку Арриан сообщает нам, что он был ранен, а Курций особо упоминает, что это была рана копьем в руку. [19] [20]
После Гавгамелы появились первые признаки того, что Александр намеревался примириться с персами и что Гефестион поддерживал его в этой непопулярной политике. Однажды вечером в Вавилоне Александр заметил знатную женщину, вынужденную танцевать в рамках развлечения. Курций поясняет:«На следующий день он (Александр) поручил Гефестиону привести всех пленников в царские покои и там проверить происхождение каждого из них». [21] Александр понял, что с людьми из знатных семей обращаются мало достоинства, и хотел что-то с этим сделать. Тот факт, что он выбрал Гефестиона в помощь, показывает, что он мог положиться на такт и сочувствие Гефестиона. Однако Александр мог также положиться на твердость и решимость Гефестиона. Когда его политика привела к заговору против его жизни, возможное участие старшего офицера Филотаса вызвало большое беспокойство. Именно Гефестион вместе с Кратером и Кеном настоял на обычных пытках и фактически их осуществил. [22]
После казни Филоты (330 г. до н.э.) Гефестион был назначен совместным командиром - с Клитом - кавалерии-компаньона , бывшей должности Филоты. Это двойное назначение было способом удовлетворить два различных оттенка мнений, которые сейчас затвердевают по всей армии: один, как и Гефестион, широко поддерживал политику интеграции Александра, а другой, в частности, взгляды старших ветеранов Филиппа, чье непримиримое недовольство персидскими обычаями. был хорошо представлен Клитом. [23] Под этим командованием кавалерия процветала, показывая себя способной освоить новую тактику, необходимую против скифских кочевников, и принять меры по борьбе с повстанцами, подобные тем, которые были развернуты весной 328 г. до н.э. Армия выступила из Балха пятью колоннами и рассредоточилась по долинам между Оксом и Танаисом. [ сомнительно – обсудить ] реки для усмирения Согдианы . Гефестион командовал одной из колонн и, прибыв в Мараканду , снова отправился основывать поселения в этом регионе. [24]
Экспедиция в Индию
[ редактировать ]Весной 327 г. до н. э. армия направилась в Индию, и Александр разделил свои силы. Он повел свой отряд на север, в долину Сват , в то время как Гефестион и Пердикка провели значительный контингент через Хайберский перевал . Приказ Гефестиона заключался в том, чтобы «силой или по соглашению захватить все места на своем пути и по достижении Инда подготовиться к переправе». [25] Они находились на неизвестной территории, политические и географические ландшафты которой были незнакомы, и Гефестиону пришлось бы принимать решения на месте и действовать соответственно. Он достиг Инда, завоевав за собой земли, включая успешную осаду Певколатаса, которая заняла тридцать дней, и приступил к организации строительства лодок для переправы. [26]
Александру часто приходилось разделять свои силы, и в разных случаях командование передавалось разным старшим офицерам. Например, за несколько недель до миссии Гефестиона Кратер был отправлен с большими силами, чтобы подчинить двух последних оставшихся бактрийских повстанцев. [27] Похоже, что Гефестион был выбран, когда цели были далеко не ясны, и Александру нужен был полководец, на которого он мог бы положиться, чтобы сделать то, что он сделал бы сам, не нуждаясь в инструкциях.

Гефестион принял участие в заметной кавалерийской атаке в битве на реке Гидасп (326 г. до н. э.). [28] Затем, когда армия начала обратный путь домой, ему снова доверили половину армии, включая элитные войска и двести слонов, для путешествия на юго-запад вдоль берегов Гидаспа. [29] Часть армии, включая самого Александра, путешествовала на лодках, предоставленных при поддержке ведущих придворных. Арриан ставит Гефестиона первым среди этих «почетных триерархов », указывая на его ведущее положение в это время. [30] Войдя на враждебную территорию, Александр разделил свои силы на три части. Отряд Гефестиона выступил «за пять дней вперед с целью перехватить и захватить любые местные войска, которые… могли быстро продвигаться вперед». [31] И снова Гефестиона призвали, когда требовалась инициатива. После того, как Александр предпринял обходной путь, чтобы подчинить себе враждебное племя, в результате чего он был серьезно ранен, Гефестион принял на себя командование большей частью армии, которая спускалась по Инду к морю. [32] На побережье он организовал строительство крепости и гавани для флота в Паттале. [33]
Гефестион командовал Патталой, пока Александр продвигался. Когда он присоединился к Александру в Рамбации, он также основал там город. [34] Гефестион вместе с Александром пересек Гедросианскую пустыню , разделив муки этого путешествия, и, когда армия благополучно вернулась в Сузы , он был награжден за храбрость. [35] Он не должен был принимать дальнейшего участия в боевых действиях; ему оставалось жить всего несколько месяцев. Но, закончив свою военную карьеру в качестве фактического заместителя Александра, он был также его вторым человеком в политической сфере. Александр сделал это официально, назвав его Хилиархом . Фотий упоминает, что Пердикка был назначен «командовать хилиархией, которую первоначально занимал Гефестион». [36]
Отношения
[ редактировать ]Александр
[ редактировать ]Мало что известно о личных отношениях Гефестиона, кроме его тесной дружбы с Александром . Александр был общительным, харизматичным человеком, у которого было много друзей, но его самым дорогим и близким другом и доверенным лицом был Гефестион. [4] Их дружба зародилась еще в детстве. Оно продолжалось и в подростковом возрасте, и во время становления Александра царем, и в трудностях избирательной кампании, и в лести придворной жизни, и в их браках.
Их наставник Аристотель описывал дружбу вообще как «одну душу, пребывающую в двух телах». [37] То, что они сами считали свою дружбу такого рода, показывают рассказы утра после битвы при Иссе . Диодор , [38] Арриан [39] и Курций [40] все описывают сцену — возможно, легенду — [41] когда Александр и Гефестион вместе отправились навестить пленную персидскую царскую семью. Ее старший член, царица Сисигамбида , преклонила колени перед Гефестионом, чтобы умолять сохранить им жизнь, приняв его за Александра, потому что он был выше ростом, а оба юноши были одеты в одинаковую одежду. Когда она осознала свою ошибку, она сильно смутилась, но Александр простил ее, сказав: «Ты не ошиблась, мама, этот человек тоже Александр». [40] Их привязанность друг к другу не была тайной, о чем свидетельствуют их собственные слова. Гефестион, отвечая на письмо матери Александра, Олимпиаде , сказал: «Вы знаете, что Александр значит для нас больше, чем что-либо еще». [42] Арриан говорит, что Александр после смерти Гефестиона описал его как «друга, которого я ценил как свою жизнь». [43] Пол Картледж описывает их близость, говоря: «Кажется, Александр на самом деле называл Гефестиона своим альтер-эго». [44]
Помимо их прочной личной связи, у них было еще и рабочее партнерство: во всех делах Александра Гефестион был на его стороне. Изучая карьеру Гефестиона, можно увидеть закономерность постоянного доверия Александра к Гефестиону и его растущей зависимости. Ко времени наступления в Индию, после гибели старших генералов старшего поколения, среди старших офицеров их собственного поколения были тревожные случаи предательства. [45] отсутствие симпатии к целям Александра по дальнейшей интеграции персов в армию, [46] и полная некомпетентность. [47] Раз за разом, когда Александру нужно было разделить свои силы, он поручал половину своих сил Гефестиону, зная, что в его лице был человек несомненной лояльности, который понимал и сочувствовал его целям и, прежде всего, который выполнял свою работу.
Гефестион принимал активное участие в регулярных консультациях Александра со старшими офицерами, но именно с ним Александр беседовал и наедине, делясь своими мыслями, надеждами и планами. Курций утверждает, что Гефестион был участником всех его тайн; [48] и Плутарх описывает случай, когда Александру пришлось навязать спорное изменение, и подразумевает, что Гефестион был тем, с кем Александр обсуждал это и кто организовал реализацию этого изменения. [49] Согласно картине Этиона, изображающей первую свадьбу Александра, Гефестион был его факелоносцем (шафером), показывая этим не только свою дружбу, но и свою поддержку политики Александра, поскольку выбор Александром азиатской невесты не был популярным. один среди македонян.
К моменту их возвращения в Персию Гефестион официально по титулу был заместителем Александра, как и долгое время был на практике, а также его зятем (их жены были сестрами). Хаммонд резюмирует их общественные отношения следующим образом: «Неудивительно, что Александр был так же тесно привязан к Гефестиону, как Ахиллес к Патроклу », [50] и «На момент своей смерти Гефестион занимал высший командный пост — командующий кавалерией-соратником ; и неоднократно был вторым после Александра в иерархии азиатского двора, имея титул Хилиарха, который носил Набарзан. при Дарии , таким образом, Александр почитал Гефестиона как самого близкого из своих друзей, так и как самого выдающегося из своих фельдмаршалов». [51]

Некоторые современные ученые предполагают, что Александр и Гефестион были не только близкими друзьями, но и любовниками, хотя вряд ли кто-либо из «дошедших до нас древнегреческих или римских биографов Александра когда-либо называл Гефестиона кем-либо, кроме друга Александра». [53] что соответствует эпитету Гефестиона «Филалександрос» , данному ему самим Александром. [54] Однако было замечено, что древнегреческое слово « φίλος » (филос), помимо значения «друг», также применялось к любовникам в гомоэротическом или сексуальном смысле. [55]
Более того, Арриан и Плутарх описывают случай, когда Александр и Гефестион публично отождествили себя с гомеровскими фигурами Ахилла и Патрокла. В начале похода в Азию Александр повел отряд армии в Трою , место событий в его любимой «Илиаде» . Он окружил гробницу Ахилла гирляндой, а Гефестион сделал то же самое с гробницей Патрокла. [56] и они бежали обнаженными, чтобы почтить память своих погибших героев. [57] Арриан и Плутарх не делают из этого никаких выводов; однако, по мнению Томаса Р. Мартина и Кристофера В. Блэквелла, отождествление Александра и Гефестиона с Ахиллесом и Патроклом никоим образом не приравнивается к их нахождению в гомосексуальных отношениях, поскольку Гомер , автор «Илиады » , никогда не предполагал, что Ахиллес и Патрокл имели сексуальные отношения. Мартин и Блэквелл далее предполагают, что эта концепция была выдвинута неустановленными «более поздними авторами». [58] в число которых входят, однако, такие выдающиеся писатели, как Эсхил [59] и Платон [60] который жил до времен Александра и Гефестиона. Аттический оратор Эсхин , который был современником их (хотя и несколько старше), прямо обратился к вопросу в таких терминах: «...Гомер, хотя и часто говорит о Патрокле и Ахилле, умалчивает о любви и не дает названия их дружбе; он думает, что удивительная сила их привязанности очевидна для образованных людей из его аудитории». [61] Таким образом, по мнению Робина Лейна Фокса, из выводов Мартина и Блэквелла можно сделать совершенно иные выводы:
«Это была замечательная дань уважения, уплаченная уникальным образом, и это также первое упоминание Гефестиона в карьере Александра. Они уже были близки, Патрокл и Ахилл, даже с окружающими; сравнение останется до конца их дней и является доказательством их жизнь была любовниками, поскольку ко времени Александра Ахиллес и Патрокл были согласны, что наслаждались отношениями, о которых сам Гомер никогда прямо не упоминал». [62]
Томас Р. Мартин и Кристофер В. Блэквелл утверждают, что «гомосексуальные связи» во времена Александра и Гефестиона считались «ненормальными» по большинству греческих стандартов того времени. [58] Но Эндрю Чагг, Робин Лейн Фокс, Пол Картледж и другие [63] показать очень разные взгляды. По словам Евы Кантареллы , мужская бисексуальность широко разрешалась и регулировалась законом и, как правило, не осуждалась общественностью в той степени, в которой она оставалась в установленных пределах. Для греков «гомосексуальность не был исключительным выбором. Любовь к другому мужчине не была вариантом, выходящим за рамки нормы, другим, каким-то девиантным. Это была просто часть жизненного опыта; это было проявление сентиментального или сексуального влечения, которое на протяжении жизни чередовался и был связан (иногда одновременно) с любовью к женщине». [64] Однако модель однополых любовных отношений не была одинаковой в каждом городе-государстве.
Это предположение сохраняется и по сей день, среди его сторонников есть такие писатели-фантасты, как Мэри Рено и кинорежиссер Оливер Стоун , а также современные историки, такие как Пол Картледж , который говорит: «Ходили слухи – и на этот раз слух оправдался». конечно, верно – что он [Гефестион] и Александр когда-то были больше, чем просто хорошими друзьями». [65] Картледж далее пишет, что любые попытки «стереть все следы или пятна гомосексуализма» из отношений Александра и Гефестиона «серьезно ошибочны». [66] Более того, он отмечает, что в Древней Греции гомоэротические привязанности не подвергались стигме, и «почти наверняка» любовь Александра и Гефестиона физически выражалась на одном или нескольких этапах их жизни. [66] » Александра Но, отмечает он, если бы Гефестион был « катамитом , клеймо пассивного сексуального партнера — это не то, чем Гефестион хотел бы похвастаться. [66]
Однако то, что имело место в Афинах , не обязательно имело место в Македонии . Как говорит Робин Лейн Фокс, «потомки дорийцев считались и даже ожидались как открытые гомосексуалисты, особенно среди их правящего класса, а македонские цари долгое время настаивали на своем чистом дорийском происхождении». [67] Это не было модным притворством; это было чем-то, что лежало в основе того, что значит быть дорийским, а значит, и македонским, и имело больше общего с Фиванским священным отрядом , чем с Афинами. [68] Лукиан в своей книге «Оговорки » описывает случай, когда разговор Гефестиона однажды утром подразумевал, что он всю ночь пробыл в шатре Александра: [69] и Плутарх описывает близость между ними, когда рассказывает, как Гефестион имел обыкновение читать с ним письма Александра , и о времени, когда он показал, что содержание письма должно храниться в секрете, прикоснувшись своим кольцом к губам Гефестиона. [70] Существует также письмо, ложно приписываемое Диогену Синопскому , в котором сильно намекается на то, что Александр уступил «бедрам Гефестиона». [71]
Никакое другое обстоятельство не показывает лучше характер и продолжительность их отношений, чем непреодолимое горе Александра из-за смерти Гефестиона. Как говорит Эндрю Чагг, «конечно невероятно, что реакция Александра на смерть Гефестиона могла указывать на что-то иное, чем самые близкие отношения, которые только можно вообразить». [72] Ниже подробно описаны многочисленные и разнообразные способы, как спонтанные, так и запланированные, которыми Александр изливал свое горе. Однако в контексте характера их отношений одна из них выделяется как примечательная. Арриан говорит, что Александр «бросился на тело своего друга и пролежал там почти весь день в слезах, отказываясь расставаться с ним, пока его сподвижники силой не утащили его». [73]
Другие
[ редактировать ]Среди других офицеров Александра, возможно, Гефестион был ближе всего к Пердикке , поскольку именно с Пердиккой он отправился на миссию по взятию Певколатаса и мосту через Инд . К тому времени, будучи фактическим заместителем Александра, он, несомненно, мог выбрать любого офицера, которого хотел назвать. [74] Все, что они намеревались сделать, они выполнили с большим успехом, что указывает на то, что они оба хорошо работали вместе и что Гефестион нашел неудержимого Пердикку близким по духу товарищем. Примечательно, что два их кавалерийских полка, в частности, были выбраны Александром для опасного переправы через реку Гидасп перед битвой с индийским царем Пором . В этом случае превосходная командная работа имела бы первостепенное значение. [75]
Однако за пределами сплоченного круга македонского высшего командования он не вызывал всеобщего восхищения. Это ясно из комментария Арриана о горе Александра: «Все писатели согласились, что оно было великим, но личные предубеждения, за или против Гефестиона и самого Александра, окрасили рассказы о том, как он выразил это горе». [76]
Тем не менее, учитывая разногласия и зависть, возникающие при любом дворе, а также тот факт, что Гефестион был в высшей степени близок к величайшему монарху, которого когда-либо видел западный мир, примечательно, как мало враждебности он вызывал. Арриан [77] упоминает ссору с секретарем Александра Евменом , но из-за отсутствия страницы в тексте отсутствует большая часть подробностей, остается только вывод о том, что что-то убедило Гефестиона, хотя и против его воли, урегулировать ссору. Однако Плутарх, написавший об Эвмене в своей серии « Параллельных жизнеописаний» , [78] упоминает, что речь шла о квартире и флейтисте, так что, возможно, это был случай какого-то более глубокого антагонизма, переросшего в ссору из-за пустяка. В чем мог заключаться этот антагонизм, неизвестно, но кто-то, имевший близость к царю секретаря, вполне мог испытывать некоторую зависть к еще большей близости Гефестиона.

Известно только один случай, когда Гефестион поссорился с другим офицером, и это был Кратер . В этом случае легче увидеть, что негодование могло ощущаться с обеих сторон, поскольку Кратер был одним из тех офицеров, которым категорически не нравилась политика Александра по интеграции греческого и персидского языков, в то время как Гефестион очень поддерживал. Плутарх рассказывает историю: «По этой причине между ними росло и гноилось чувство вражды, и они часто вступали в открытый конфликт. Однажды во время экспедиции в Индию они фактически обнажили мечи и вступили в драку...» [79] Александр, который также высоко ценил Кратера как наиболее компетентного офицера, был вынужден вмешаться и произнес суровые слова в адрес обоих. Это показатель того, насколько высокие чувства охватывали этот спорный вопрос, что такое должно было произойти, а также показатель того, насколько тесно Гефестион отождествлял желания Александра со своими собственными.Гефестион дал, пожалуй, окончательное доказательство этого летом 324 г. до н.э., когда он взял в жены Дрипетиду, дочь Дария и сестру второй жены Александра Статиры. [2] О его короткой семейной жизни ничего не известно, за исключением того, что на момент смерти Александра, через восемь месяцев после смерти Гефестиона, Дрипетис все еще оплакивала мужа, за которого она была замужем всего четыре месяца. [80]
Для Александра женитьба на дочери Дария имела политический смысл, поскольку он прочно объединился с персидским правящим классом, но женитьба Гефестиона на ее сестре свидетельствует о высоком уважении, которое Александр питал к нему, что привело его в саму царскую семью. Они стали зятьями, но дело было не только в этом. Арриан говорит, что Александр «хотел быть дядей детям Гефестиона». [81] Таким образом, можно представить себе Александра и Гефестиона, надеющихся, что их потомки смогут объединить свои линии и что в конечном итоге корону Македонии и Персии сможет носить тот, кто является потомком их обоих. [81]
Смерть и похороны
[ редактировать ]Смерть
[ редактировать ]Весной 324 г. до н.э. Гефестион покинул Сузы, где он был женат, и сопровождал Александра и остальную армию в пути к Экбатане . Они прибыли осенью, и именно там, во время игр и празднеств, Гефестион заболел лихорадкой. Арриан рассказывает, что после того, как лихорадка держалась семь дней, Александра пришлось вызвать с игр к Гефестиону, который был тяжело болен. Он не прибыл вовремя; к тому времени, когда он добрался туда, Гефестион был мертв. [82] Плутарх говорит, что, будучи молодым человеком и солдатом, Гефестион проигнорировал советы врача. Как только его врач Главций ушел в театр, он съел обильный завтрак, состоявший из вареной птицы и вина, а затем заболел и умер. [83]
Собирая все воедино, кажется, что лихорадка Гефестиона длилась семь дней, после чего он достаточно выздоровел, чтобы его врач и сам Александр почувствовали, что можно безопасно покинуть его, а Гефестион почувствовал голод. Однако его еда, похоже, вызвала рецидив, который привел к его быстрой смерти. Почему именно это должно было произойти, неизвестно. Как говорит Мэри Рено: «Трудно объяснить этот внезапный кризис у молодого выздоравливающего человека». [84] Объяснение, которое соответствует большинству фактов, состоит в том, что лихорадка была вызвана брюшным тифом и что твердая пища перфорировала изъязвленный кишечник, что могло вызвать брюшной тиф. Это привело бы к внутреннему кровотечению, хотя в этом случае было бы необычно, чтобы смерть наступила так быстро, как здесь. По этой причине невозможно полностью сбрасывать со счетов другие возможные объяснения, одно из которых — яд. [ нужна ссылка ]
После смерти Гефестиона его тело было кремировано (а прах позже перевезен в Вавилон ) [85] или забальзамировали и переправили туда, где для него воздвигли огромный погребальный костёр. [86] Генерал Эвмен предложил воздать Гефестиону божественные почести; это было сделано позже. [86]
Смерть Гефестиона рассматривается в древних источниках более подробно, чем любое из событий его жизни, из-за ее глубокого воздействия на Александра. Плутарх говорит, что «горе Александра было неудержимо» и добавляет, что он приказал объявить многие знаки траура, в частности, остричь гривы и хвосты у всех лошадей, снести зубчатые стены соседних городов и запретить флейты и все другие виды. музыки. [87] Помимо сообщенного в предыдущем разделе сообщения о непосредственных проявлениях Александром отчаяния на теле своего друга, Арриан также сообщает, что «вплоть до третьего дня после смерти Гефестиона Александр не пробовал еды и не обращал никакого внимания на свой внешний вид, а лежал на земле». земля либо плачет, либо молча скорбит», и что он приказал повесить врача Главция за отсутствие у него ухода. [73] храм Асклепия в Экбатане. Арриан также упоминает, что Александр приказал сравнять с землей [88] и что он коротко постригся в трауре, [89] Это последнее является острым напоминанием о Ахилла последнем подарке Патроклу на его погребальном костре:
- Так над Патроклом, пока герой молился,
- на его холодную руку возложен священный замок.
- Снова текут греческие печали:
- И вот солнце зашло над их горем. [90]
Еще один намек на то, что Александр обратился к Ахиллу с просьбой помочь ему выразить свое горе, можно найти в кампании, последовавшей вскоре за этими событиями, против племени, называемого коссейцами. Плутарх говорит, что они были убиты как подношение духу Гефестиона, и вполне возможно представить, что для Александра это могло по духу следовать за убийством Ахиллесом «двенадцати юношей знатного происхождения» у погребального костра Патрокла. [87]
Александр приказал объявить траур по всей империи, и «многие сподвижники из уважения к Александру посвятили себя и свое оружие мертвому человеку». [91] Армия тоже помнила его; Александр не назначил никого на место Гефестиона командующим кавалерией Соратников ; он «желал, чтобы имя Гефестиона всегда сохранялось в связи с ним, поэтому его продолжали называть Полком Гефестиона, а перед ним продолжали носить изображение Гефестиона». [92]
К оракулу в Сиве были отправлены посланники , чтобы спросить, позволит ли Амон поклоняться Гефестиону как богу. Когда пришел ответ, в котором говорилось, что ему можно поклоняться не как богу, а как божественному герою , Александр был доволен и «с этого дня видел, что его друга удостоили чести героических обрядов». [93] Он позаботился о том, чтобы в память о Гефестионе были воздвигнуты святыни, и свидетельства того, что культ прижился, можно найти в простой мемориальной доске, находящейся сейчас в Археологическом музее Салоник , с надписью «Герою Гефестиону». [94] [95]
Похороны
[ редактировать ]Гефестиона устроили пышные похороны. Его стоимость в источниках по-разному указывается: 10 000 талантов или 12 000 талантов, около 200 000 000 или 240 000 000 долларов в деньгах начала 21 века. [96] Александр сам вел погребальную карету часть пути обратно в Вавилон, а часть вождения поручил другу Гефестиона Пердикке. [88] В Вавилоне в честь Гефестиона устраивались погребальные игры. Соревнования варьировались от литературы до легкой атлетики, в них приняли участие 3000 участников, фестиваль затмил все предыдущие как по стоимости, так и по количеству участников. [97] Плутарх говорит, что Александр планировал потратить на похороны и гробницу десять тысяч талантов. Для оформления костра для Гефестиона он нанял Стасикрата , «поскольку этот художник славился своими нововведениями, сочетавшими в себе исключительную степень великолепия, смелости и показной роскоши». [98]
Костер имел высоту шестьдесят метров, квадратную форму и был построен ступенчатыми уровнями. Первый уровень был украшен двумястами сорока кораблями с золотыми носами, каждый из которых был украшен вооруженными фигурами с красными знаменами, заполнявшими пространство между ними. На втором уровне располагались факелы со змеями у основания, золотые венки посередине и вверху, пламя, увенчанное орлами. На третьем уровне была сцена охоты, а на четвертом — битва кентавров , все выполнено в золоте. На пятом уровне, также в золоте, были изображены львы и быки, а на шестом — герб Македонии и Персии. На седьмом и последнем уровне были установлены скульптуры сирен , выдолбленные для того, чтобы скрыть хор, поющий жалобы . [99] Возможно, костер не был сожжен, но на самом деле он был задуман как могила или вечный памятник; если это так, то вполне вероятно, что он так и не был завершен, поскольку есть упоминания о дорогих, незавершенных проектах на момент смерти Александра. [100]
Осталась еще одна дань уважения, и она убедительна своей простотой и тем, что свидетельствует о высоком уважении, которым Александр пользовался Гефестиона. В день похорон он приказал погасить священный огонь в храме. Обычно это делалось только после смерти самого Великого Короля. [101]
Амфипольская гробница
[ редактировать ]Основываясь на монограмме, найденной в гробнице Амфиполя на севере Греции, ведущий археолог Катерина Перистери утверждает, что весь курган был погребальным памятником Гефестиону, построенным между 325 и 300 годами до нашей эры. [102]
Образы Гефестиона в художественной литературе
[ редактировать ]- В телевизионной версии 1961 года Теренса Раттигана пьесы «История приключений » Гефестиона играет Уильям Рассел . [ нужна ссылка ]
- В Оливера Стоуна фильме «Александр» Гефестиона сыграл Джаред Лето . [ нужна ссылка ]
- Гефестион — главный персонаж Мэри Рено романов «Огонь с небес» и «Персидский мальчик» . [103]
- Упоминается как «Любовник Александра» в песне « Тайна любви » из фильма 2017 года « Зови меня своим именем »; песня была номинирована на премию Оскар за лучшую оригинальную песню . [ нужна ссылка ]
- Индийский актер Акаш Сингх Раджпут играет Гефестиона в индийском сериале 2017 года « Порус» . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ АБ Босворт; Элизабет Бэйнхэм (2002). Александр Македонский в реальности и вымысле . Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН 978-0-19-925275-6 .
- ^ Jump up to: а б Фальк, Авнер (1996). Психоаналитическая история евреев . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 211. ИСБН 9780838636602 .
Александр женился на Барсине (Статире), дочери умершего Дария III; его лучший друг Гефестион женился на ее сестре Дрипетис, чье персидское имя напоминает Драупади, индийскую героиню Махабхараты.
- ^ Римс, 2020, стр. 12.
- ^ Jump up to: а б Короче 3.12.16
- ^ Джозеф Бидез; Альберт Джозеф Карнуа; Франц Валери Мари Кюмон (2001). Классическая античность . Типография Марселя Истаса. п. 165.
- ^ Ян Уортингтон (10 июля 2014 г.). Александр Македонский: Человек и Бог . Тейлор и Фрэнсис. п. 126. ИСБН 978-1-317-86644-2 .
- ^ Чагг, Эндрю (2006). Любовники Александра . Роли, Северная Каролина: Лулу . ISBN 978-1-4116-9960-1 , стр. 78-79.
- ^ Хекель 2006 стр.133
- ^ Чагг 2006 стр. 67
- ^ Плутарх 7
- ^ Диоген Лаэртий , Аристотель 5
- ^ Плутарх 10
- ^ Хекель 2006 с. 119
- ^ Курций 4.1.16
- ^ Курций 4.5.10
- ^ Jump up to: а б Чагг 2006, стр.93
- ^ Лейн Фокс 1973, стр.227
- ^ Диодор 17.61.3
- ^ Арриан 3.15.2
- ^ Курций 4.16.32
- ^ Курций 6.2.9
- ^ Курций 6.11.10
- ^ Арриан 3.27.4
- ^ Арриан 4.16.43 и 4.16.45
- ^ Арриан 4.22.58
- ^ Арриан 4.23.59
- ^ Арриан 4.22.54
- ^ Курций 14.08.15
- ^ Арриан 6.2.4
- ^ Арриан, Индика 18
- ^ Арриан 6.5.6
- ^ Арриан 6.17.4
- ^ Арриан 6.18.1 и 6.20.1
- ^ Арриан 22.6.37
- ^ Арриан 7.5.6
- ^ Фотий 92
- ^ Диоген Лаэртий 5.1.20
- ^ Диодор 17.37.5
- ^ Арриан 2.12.31
- ^ Jump up to: а б Короче 3.12.17
- ^ «Это я включил не как обязательно верное, но и не совсем ненадежное», - пишет Арриан (2.12.31).
- ^ Диодор 17.114.3
- ^ Арриан 14.7.50
- ^ Картледж с. 19
- ^ Арриан 3.26
- ^ Арриан 4.8
- ^ Арриан 4.5
- ^ Курций 12.16.2
- ^ Плутарх 55.1
- ^ Хаммонд 1980, стр.16
- ^ Хаммонд 1980, стр.250
- ^ Александр Демандт: Александр Великий. Жизнь и легенда. , Мюнхен 2009, с. 236ф; Робин Лейн Фокс: Александр Великий. Покоритель мира. , Штутгарт 2004, с. 61; Элизабет Д. Карни: Женщина при дворе Александра , в: Ройсман, Джозеф (редактор): Спутник Брилла Александру Великому , Лейден, Бостон, 2003, стр. 243
- ^ Скиннер, Мэрилин Б. (2010). «Александр и древнегреческая сексуальность: некоторые теоретические соображения». В Картледже, Пол ; Гренландия, Фиона Роуз (ред.). Ответы на книгу Оливера Стоуна «Александр: кино, история и культурные исследования» . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. п. 129 . ISBN 9780299232832 .
[...] ни один из дошедших до нас биографов Александра, греков или римлян, никогда не называл Гефестиона кем-либо иным, как «другом» Александра (греч. philos , латинский amicus ), что соответствует собственному эпитету Александра для него, philalexandros.
- ^ Арриан: Гефестион (1). Архивировано 25 ноября 2014 г. в Wayback Machine ; Гефестион Филалександр ; Иоанн Дж. Попович, Александр Македонский
- ^ Штелин, Густав (1974). «φιλεω κτλ» . В Киттеле, Герхард ; Фридрих, Герхард (ред.). Богословский словарь Нового Завета . Том. IX: Ф—Ом. Перевод Бромили, Джеффри В. Гранд-Рапидс: Эрдманс. п. 116 и др. (113–171). ISBN 978-0-8028-2322-9 . См. также: о. Люк Дайсингер, OSB, изд. (2017). «Дружба / φιλία [филия]. Киттель [† φίλος, † φίλη, † φιλία]» . Камарильо: Семинария Св. Иоанна . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Арриан 1.12.1
- ^ Плутарх, 15.4.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Томас Р.; Блэквелл, Кристофер В. (2012). Александр Македонский: история древней жизни . Издательство Кембриджского университета. стр. 99–100. ISBN 978-0521148443 .
- ^ Эсхил, Фрагменты 64–66 « Мирмидонцев» .
- ^ Платон, Симпозиум , 179e–180a.
- ^ «Против Тимарха» в Эсхине. Перевод Криса Кэри , Остин, Техасский университет Press, 2000, стр. 71. ISBN 0-292-71223-5
- ^ Лейн Фокс 1973, стр.113
- ^ например, Виктория Воль (2002). Любовь среди руин: эротика демократии в классических Афинах . Издательство Принстонского университета, стр. 6–7. ISBN 0-691-09522-1 .
- ^ Кантарелла, Ева (2001). По природе. Бисексуальность в древнем мире . Универсальная библиотека Риццоли. п. 7. ISBN 88-17-11654-8 .
Греки и римляне, в действительности, несмотря на глубокие различия между двумя культурами, переживали отношения между мужчинами совсем иначе, чем те, кто сегодня делает гомосексуальный выбор (очевидно, с исключениями): для греков и у римлян, на самом деле (всегда с исключениями), гомосексуализм не был исключительным выбором. Любить другого мужчину не было вариантом, выходящим за рамки нормы, другим, каким-то девиантным. Это была лишь часть жизненного опыта: это было проявление инстинкта, будь то сентиментального или сексуального, который в течение существования чередовался и шел рядом (иногда одновременно) с любовью к женщине
(английское издание в переводе Кормака О. Куиллеанаин: Бисексуальность в древнем мире (2-е издание), издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2002 г., ISBN 978-0300093025 ). - ^ Картледж 2004, стр.10
- ^ Jump up to: а б с Картледж 2004, стр.205
- ^ Лейн Фокс 1973, стр.57
- ^ Хаммонд 1997, стр.27
- ^ Лукиан, Об оговорках , 8.
- ^ Плутарх 39.40
- ^ Псевдо-Диоген 24. Рассматриваемое письмо является частью посланий киников , ни одно из которых не считается подлинным и не написано Диогеном Синопским, поскольку ученые приписывают их нескольким авторам между 1 веком до нашей эры и 1 веком нашей эры (Авраам Дж. Малерб, (1977), Цинические послания: Учебное издание . SBL; Лейф Э. Вааге, (1990), Цинические послания (Избранное) , Винсент Л. Уимбуш, Аскетическое поведение в греко-римской древности: Справочник , стр. 117-118. Continuum International). Письмо частично переведено и процитировано Чаггом ( «Любовники Александра» , второе издание, 2012, стр. 18). Оно гласит: «Если хочешь быть красивым и добрым, выбрось тряпку, которая у тебя в голове, и приходи к нам. Но ты не сможешь этого сделать, ибо тебя крепко держат бедра Гефестиона».
- ^ Чагг 2006, стр.125
- ^ Jump up to: а б Арриан 14.07.13
- ^ Арриан 4.22.1
- ^ Арриан 5.12.25
- ^ Арриан 14.07.11
- ^ Арриан 7.13
- ^ Плутарх, Евмен 2
- ^ Плутарх 47
- ^ Курций 15.10.20
- ^ Jump up to: а б Арриан 7.4.29
- ^ Арриан 7.14.3
- ^ Плутарх 72.2
- ^ Рено стр. 209
- ^ Уортингтон, Ян (2014). Александр Македонский: Человек и Бог . Рутледж. п. cxxvi . ISBN 9781317866442 .
Затем Гефестиона кремировали, а прах перевезли в Вавилон. Там должен был быть построен огромный погребальный памятник из кирпича, украшенный пятью фризами. Он будет иметь высоту более 200 футов и будет стоить 10 000 талантов . Александр сам будет руководить его строительством, когда вернется в Вавилон. После смерти короля он был заброшен.
- ^ Jump up to: а б Чендлер, Джойс Хелен (2006). Александр Мужчина: Король Александр . АвторДом. п. 23. ISBN 9781467806343 .
Эвмен предложил воздать Гефестиону божественные почести, что и было сделано. Гефестион был кремирован, когда они вернулись в Вавилон.
- ^ Jump up to: а б Плутарх 72.3
- ^ Jump up to: а б Арриан 7.14.9
- ^ Арриан 7.14.8
- ^ Илиада 23.160 ( перевод Александра Поупа )
- ^ Арриан 7.15.3
- ^ Арриан 7.15.4
- ^ Арриан 7.23.8
- ^ «СЕГ 40:547» .
- ^ «Копия вотивного рельефа» . Греческое и римское искусство (greek-art.livejournal.com) . 13 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2012 г. Проверено 20 сентября 2021 г.
Διογένης Ἡφαιστίωνι ἥρωι (Диоген Гефаистиони hḗroi)
- ↑ См. сноску первую в « Жизни Красса », где стоимость чердачного таланта оценивается в 20 000 долларов в пересчете на 2004 год.
- ^ Арриан 7.15.5
- ^ Плутарх 72.4
- ^ Диодор 17.115 1–5
- ^ Лейн Фокс 1973, с. 477
- ^ Диодор 17.114.4
- ^ « Новые находки: обнаруженная монограмма раскрывает имя заслуженного человека ». Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Гомес, Алекс (10 июля 2010 г.). «Рецензия на книгу Мэри Рено «Последнее вино»» . Новости Бандераса . Проверено 19 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Элиан , Различные истории
- Арриан , Походы Александра.
- Квинт Курций Руф , История Александра
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека
- Диоген Лаэртий , Жизнеописания и мнения выдающихся философов: Аристотель
- Диоген Синопский , Письма
- Гомер , Илиада
- Гораций , Послания
- Люциан , Про Лапсу
- Плутарх , Параллельные жизни : Александр, Евмен
Современные источники
[ редактировать ]- Картледж, Пол (2004) Александр Великий: Охота за новым прошлым . Лондон: Макмиллан. ISBN 1-4050-3292-8
- Чагг, Эндрю Майкл (2006) Любовники Александра . Lightning Source UK Ltd. ISBN 978-1-4116-9960-1
- Хаммонд, NGL (2-е издание 1980 г.) Александр Великий: король, полководец и государственный деятель . Бристоль Пресс. ISBN 1-85399-068-X
- Хаммонд, NGL (1997) Гений Александра Великого . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3341-4
- Хекель, Вальдемар (2006) Кто есть кто в эпоху Александра Великого . Массачусетс, США: Блэквелл. ISBN 1-4051-1210-7
- Лейн Фокс, Робин (1973) Александр Великий . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 0-14-102076-8
- Мартин, Томас Р. , Блэквелл, Кристофер В. (2012). Александр Македонский: история древней жизни . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521767484
- Рено, Мэри (1975) Природа Александра . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 0-7139-0936-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Римс, Жанна. Гефестион Аминторос: Высокопреосвященство Гризе при дворе Александра Великого. Дисс. Государственный университет Пенсильвании, 1998 г. ( абстрактный )
- Борза, Юджин и Римс, Жанна. Некоторые новые мысли о смерти Александра Великого, Древний мир 31.1 (2000) 1–9.
- Босворт, Альберт Брайан. Гефестион . В: Саймон Хорнблауэр, Энтони Спофорт (Hrsg.): Оксфордский классический словарь . 3. Aufl., Oxford University Press, Оксфорд, 1996 г., ISBN 0-19-866172-X .
- Карни, Элизабет Д. Александр Великий и македонская аристократия . Диссертация, Университет Дьюка, 1975.
- Хекель, Вальдемар. Гефестион . В: Дерс.: Маршалы империи Александра . Рутледж, Лондон, 1992 г., ISBN 0-415-05053-7 .
- Римс, Жанна. Нетипичное дело? Александр Македонский, Гефестион и характер их взаимоотношений . В: Бюллетень древней истории 13.3 (1999), стр. 81–96.
- Римс, Жанна. Культ Гефестиона . В: Картледж, Пол и Гренландия, Фиона Роуз (ред.), Ответы на Александра Оливера Стоуна. Кино, история и культурология . Университет Висконсина Пресс, Мэдисон, 2010 г., ISBN 0-299-23284-0 (доступен онлайн на Scribd.com ).
- Римс, Жанна. Траур по Александру Македонскому, В: Syllecta Classica 12 (2001) 98–145.
- Римс, Жанна. Стать македонцем: сопоставление имен и этническая идентичность. Дело Гефестиона, В: Каранос 3 (2020) 11–37.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Могила Александра, Эндрю М. Чагг
- Гефестион в WCD (Классический словарь Wiki)
- Гефестион - Филалександр, Жанна Римс
- Ливиус , Гефестион. Архивировано 25 ноября 2014 г. в Wayback Machine . Джона Лендеринга
- pothos.org Все об Александре Македонском