Креолы Сен-Доминго
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Сен-Доминго , Луизиана , Франция , США , Гаити , Куба , Пуэрто-Рико , Нью-Йорк , Доминиканская Республика , Ямайка | |
Языки | |
Французский , креольский, французский , испанский , португальский , английский , гаитянский креольский | |
Религия | |
Католик , Вуду , Ислам , Мусульманин | |
Родственные этнические группы | |
Гаитяне , каджунцы , луизианские креолы , французские луизианцы , академики , доминиканцы , пуэрториканцы |
Креолы Сен-Доминго ( французский : Créoles de Saint-Domingue , гаитянский креольский : Moun Kreyòl Sen Domeng ) или просто креолы — люди, жившие во французской колонии Сен-Доминго до гаитянской революции .
Эти креолы образовали этническую группу, родом из Сен-Доминго, и все они родились в Сен-Доминго. [1] Креолы были хорошо образованы и создали множество произведений искусства, таких как знаменитая Французская опера; [2] их общество ценило манеры, хорошее образование, традиции и честь. [3] Во время и после Гаитянской революции многие креолы из Сен-Доминго бежали в США , на другие Антильские острова, в Нью-Йорк , на Кубу , во Францию , на Ямайку и особенно в Новый Орлеан в Луизиане , где они оказали огромное влияние на Луизиану. Креольская культура . [4] [5]
Креольское общество Сен-Доминго
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Слово креольский происходит от португальского термина crioulo , что означает «человек, выросший в своем доме», и от латинского creare , что означает «создавать, создавать, порождать, производить, порождать». [6] [7] В Новом Свете этот термин первоначально относился к европейцам, родившимся и выросшим в заморских колониях. [8] европейского происхождения (в отличие от полуостровов ).
Происхождение креолов Сен-Доминго
[ редактировать ]Французские искатели приключений поселились на острове Тортуга , который находился недалеко от испанской колонии Санто-Доминго . В результате в конце 17 века французы де-факто контролировали остров, расположенный недалеко от испанской колонии. Войны Людовика XIV Франции в Европе окончательно убедили испанцев передать западную четверть острова французам в соответствии с Рисвикским договором (1697 г.). Французы назвали свою новую колонию Сен-Доминго . По мере развития колонии возник класс плантаторов, создавший высокодоходные плантации — эти плантации принесли такое богатство, что Сен-Доминго вскоре стал самой богатой колонией в мире. [9]
В конце 17 века французские колонисты составляли более 90% населения Сен-Доминго. Однако по мере того, как спрос на сахар в Европе рос, плантаторы импортировали африканских рабов, чтобы удовлетворить спрос. Население африканцев быстро росло, и многие французские поселенцы вступали в брак с африканцами, что привело к росту многорасового креольского населения . К началу 18 века креолы и африканцы составляли большую часть колонии. [10]
На протяжении 17 века французские креолы утвердились в Америке как уникальная этническая группа, возникшая в результате смешения французской, индийской и африканской культур. Эти французские креолы обладали четкой этнокультурной идентичностью, общим древним языком, креольским французским языком , и их цивилизация обязана своим существованием зарубежной экспансии Французской империи. Мартиника какое-то время была центром французских креолов в Карибском бассейне ; его упадок привел к тому, что Сен-Доминго стал столицей Вест-Индской креольской цивилизации. [11]
Креольское общество Сен-Доминго
[ редактировать ]В Сен-Доминго проживало самое большое и богатое свободное цветное население Карибского бассейна, известное как Gens de couleur libres (свободные цветные люди). По оценкам населения в 1789 году, насчитывалось от 28 000 до 32 000 аффранхистов и цветных креолов; [11] [12] [13] От 40 000 до 45 000 белых , включая самую большую группу, состоящую из Petits blancs (белые простолюдины; букв: маленькие белые ) и креолов со светлой кожей; Французские подданные: engages (белые наемные слуги), иностранные европейские иммигранты или беженцы, а также небольшая исключительная группа Grands blancs (белые дворяне; букв: большие белые ), большинство из которых жили или родились во Франции; [14] [15] [16] [11] наконец, население рабов, которое составляло от 406 000 до 465 000 человек. [11] [12] [13] Хотя многие из Gens de couleur libres были affranchis (бывшими рабами), большинство членов этого класса были цветными креолами , то есть свободнорожденными чернокожими и мулатами . Как и в Новом Орлеане, развивалась система plaçage , при которой белые мужчины заключали своего рода гражданский брак с рабынями или свободными любовницами и обеспечивали им приданое, иногда свободу, а часто образование или ученичество для своих детей. Некоторые из таких потомков плантаторов унаследовали значительную собственность.
Хотя французы контролировали Сен-Доминго, они сохраняли классовую систему, которая охватывала как белых, так и свободных цветных людей. Эти классы разделили роли на острове и установили иерархию. Высший класс, известный как Grands blancs , состоял из богатой знати , включая членов королевской семьи , и в основном проживал во Франции. Эти люди обладали большей частью власти и контролировали большую часть собственности на Сен-Доминго. Хотя их группа была очень маленькой и эксклюзивной, они были весьма могущественны.
Ниже Grands blancs располагались Petits blancs (белые простолюдины) и gens de couleur libres (свободные цветные люди). Эти классы населяли Сен-Доминго и обладали значительной местной политической властью и контролем над ополчением. Petits blancs находились на том же социальном уровне, что и gens de couleur libres.
«Эти люди начинают заполнять колонию... их число среди белых постоянно увеличивается, причем состояния часто превышают состояние белых... Их строгая бережливость побуждает их каждый год размещать свою прибыль в банке, они накапливают огромные Они увеличивают капитал и становятся высокомерными, потому что они богаты, и их высокомерие увеличивается пропорционально их богатству. Они делают ставки на недвижимость, которая продается в каждом районе, и заставляют их цены достигать таких астрономических высот, что белые, у которых не так много богатства, становятся такими. неспособны купить или разорить себя, если они упорствуют. Таким образом, во многих районах лучшая земля принадлежит цветным креолам». [17]
Класс Gens de couleur libres состоял из affranchis (бывших рабов), свободнорожденных чернокожих и людей смешанной расы, и они контролировали большое количество богатств и земель так же, как Petits blancs ; они обладали полным гражданством и гражданским равенством с другими французскими подданными. [12] Раса изначально была связана с культурой и классом, и некоторые «белые» креолы имели небелое происхождение. [18]
Развитие креольской культуры
[ редактировать ]Сен-Доминго пережил культурное пробуждение в годы после французско-индийской войны , когда Франция потеряла всю свою континентальную территорию Новой Франции ( французская Луизиана , французская Канада и Акадия ). Политики императорской Франции беспокоились, что будущие конфликты могут проверить лояльность их креольских подданных, а поскольку Сен-Доминго был самой богатой колонией в мире, они не могли позволить себе потерять ее. Таким образом, режим Бурбонов расширил колониальную бюрократию, нанял административный персонал, построил новую инфраструктуру и открыл колониальную почтовую службу, а также креольскую типографию. Креольские предприниматели также внесли свой вклад в развитие колонии, построив кафе и клубы. [12]
Городское общество Сен-Доминго стало богатым и процветающим. Французская опера была одним из самых почитаемых видов искусства в Сен-Доминго. В восьми городах Сен-Доминго были театры, самый большой из которых находился в столице Кап-Франсэ и мог вместить 1500 зрителей. Существовали также масонские ложи и многие университеты, поддерживающие французского Просвещения идеи . В Сен-Доминго располагался Филадельфский центр — научная организация, американский учёный Бенджамин Франклин . членом которой был [12]
На Сен-Доминго была развита узкоспециализированная и дифференцированная экономика, а на острове было много искусства и развлечений. Публичные фестивали, такие как балы-маскарады , празднование праздников и шаривари , прочно укоренились в культуре Сен-Доминго. В его обществе также стало присутствовать временное население, и туристы разных культур и классов устремлялись в крупные центры городов острова, такие как Кап-Франсэ и Порт-о-Пренс . [11]
К 1789 году общество в Сен-Доминго было уже старше и утонченнее, со своими обычаями, традициями и ценностями. Ядро креольской цивилизации Сен-Доминго было перенесено в Новый Орлеан , штат Луизиана, после гаитянской революции . [11]
Свободы креолов и аффранчицев
[ редактировать ]В 1685 году французские администраторы опубликовали кодекс рабов, основанный на римских законах , — Кодекс Нуар . Дисциплина, колониальное правительство, сельская полиция и способность к социальному продвижению предотвратили восстания рабов в Сен-Доминго; в британских колониях, таких как Ямайка , только в 18 веке произошло дюжина крупных восстаний рабов. В Сен-Доминго никогда не было восстания рабов до начала Гаитянской революции . [12]
Кодекс Нуар, основанный на римских законах, также предоставил affranchis (бывшим рабам) полное гражданство и полное гражданское равенство с другими французскими подданными. [11] Сен-Доминго Кодекс никогда не ставил вне закона межрасовые браки и не ограничивал количество имущества, которое свободный человек мог передать аффраншистам . Цветные креолы и аффранчи использовали колониальные суды для защиты своей собственности и подачи иска против белых в колонии. [12]
В 18 веке Сен-Доминго стал домом для самого большого и богатого свободного населения африканского происхождения в Америке. Существование богатых семей африканского происхождения бросило вызов идеям, из которых возникло плантационное общество. На протяжении большей части XVIII века колонисты использовали социальный класс, а не генеалогию, чтобы определить положение в обществе Сан-Доминго.
Данные переписи населения Сен-Доминго показывают, что семьи африканского происхождения, которые владели собственностью, имели образование и состояли в законном браке, были внесены официальными лицами в список белых креолов; расовая идентичность была связана с богатством и культурой, а не с происхождением. [12]
Рабство в Сен-Доминго
[ редактировать ]Плантаторы постепенно интегрировали рабов в трудовую систему своих плантаций. На каждой плантации был чернокожий командир, который руководил другими рабами от имени плантатора, и плантатор следил за тем, чтобы не отдавать предпочтение одной африканской этнической группе перед другими.
Большинство рабов, приехавших в Сен-Доминго, работали на полях или в магазинах; самые молодые рабы часто становились домашней прислугой, а самые старые рабы использовались в качестве надзирателей. Некоторые рабы стали квалифицированными рабочими и получили такие привилегии, как лучшая еда, возможность ездить в город и участвовать в liberté des savanes (свобода саванны), своего рода свободы с определенными правилами. Рабы считались ценной собственностью, и к рабам присматривали врачи, которые оказывали им медицинскую помощь, когда они болели. [12]
Описание того, как действовал креольский обычай liberté des savanes :
«Мой родитель, как и большинство креолов, был снисходительным хозяином и находился под большим влиянием своих слуг, чем он сам осознавал. Ему принадлежало некоторое количество слуг, которые либо нанимались в столице или в поместьях, либо становились рыбаками. , искатели щепы или ловцы наземных крабов, эти люди давали моему отцу все, что им хотелось из своих заработков, он почти не считался с тем, что платили ему его рабы: для него было достаточно того, что одна часть их снабжала его; с достаточным количеством, чтобы удовлетворить его непосредственные потребности. Остальные ждали его, или ждали друг друга, или, точнее говоря, ждали, пока друг друга поработают.
В его доме жили тринадцать взрослых рабов и трое мальчиков: их совместный труд могли выполнять две или три наемных прислуги. В основном они тратили время на поедание вангу (вареной индийской кукурузной муки), рыбы, сухопутных крабов и ямса; сон; бой в африканском барабане, состоящем из бочки, покрытой козьей шкурой; танцы, ссоры и занятия любовью после своего собственного развлечения.
Если бы кто-нибудь из наших рыбаков поймал прекрасную черепаху-курицу, большого морского окуня или восхитительный горный хайнд, никакая цена не побудила бы его продать ее; нет, его нужно послать или принести в подарок хозяину; ... если мой отец получал мало денег от своих рабов, он мало нуждался и жил роскошно в связи с полученными подарками, и они всегда ему давались с гордостью». [19]
Африканское присутствие в Сен-Доминго
[ редактировать ]Подавляющее большинство рабов в Сен-Доминго были военнопленными, проигравшими войну с другой этнической группой. Большинство рабов появилось в результате этнической напряженности между различными племенами и королевствами или религиозных войн между язычниками и мусульманско-языческих межрелигиозных войн . [20] Многие из рабов, прибывших в Сен-Доминго, не могли вернуться в Африку, поскольку их дом контролировался противостоящей африканской этнической группой, и они остались в качестве аффранчи в Сен-Доминго.
А. Эй! Привет! Я так не думал, кто мне заплатит? У меня нет саклава?
В. Ах! мусорное ведро; Когда тебе платят, у тебя нет свободного времени?
А. Нет, нет; мо саклавская война; когда Мо приедет туда; Зотте снова принимает меня за то, что я продал меня. Когда я умер, я пошел на зарплату, вот и все. [21]
Р. Привет! Привет! Я так не думаю, что я буду делать в своей стране? Я не буду рабом?
В. Ах! хорошо; когда ты приедешь в свою страну, ты не будешь свободен?
Р. Совсем нет; я раб войны; когда я приеду туда, меня снова возьмут и продадут. Когда я умру, я уеду в свою страну, вот и все.
Поскольку африканские вольноотпущенники имели полное гражданство и гражданское равенство с другими французскими подданными, они были заинтересованы в расширении изучения истории каждого своего уникального народа. Африканцы внесли свой вклад в духовные и мифологические аспекты Сен-Доминго через свой фольклор, такой как широко распространенные сказки о компере Лапене и компере Буки . [11]
Ниже приведен список различных африканских народов, проживающих в Сен-Доминго:
- Бамбары . [22] Бамбара часто использовался как общий термин для обозначения африканских рабов. Европейские торговцы использовали Бамбару как термин для неопределенного определения региона этнического происхождения. Мусульманские торговцы и переводчики часто использовали Бамбару для обозначения пленников-немусульман. Работорговцы иногда идентифицировали своих рабов как бамбара в надежде получить более высокую цену, поскольку рабов бамбара иногда характеризовали как более пассивных. [23] [24] Еще больше запутывая указание названия на этнические, лингвистические, религиозные или другие значения, одновременная Империя Бамбара имела дурную славу своей практикой захвата рабов , когда солдаты Бамбара совершали набеги на соседей и захватывали молодых людей других этнических групп, насильственно ассимилировали их и превратите их в солдат-рабов, известных как Тон . Империя Бамбара зависела от военнопленных, которые пополняли и увеличивали ее численность; многие из людей, называвших себя бамбарами , действительно не были этническими бамбарами. [24]
- Дунко — татуированный народ, чьи женщины относились к своим мужчинам с величайшим уважением. [25]
- Арадас — татуированные люди, которые использовали яд, чтобы убивать своих врагов. Они поклонялись луне, моллюскам и змеям. Сообщается, что Туссен Лувертюр был потомком Арады. [25] [22]
- Жители Джуиды , татуированные люди, чьи женщины были известны своей необычайной кокетливостью. Женщины Юиды носили тяжелое кольцо внутри нижней губы, а кожа горла была видоизменена порезами ножа. [25]
- Жители Эссы, которые религиозно поклонялись мертвому королю своего народа как божеству. Они помещают его тело в пагоде, расположенной по главному маршруту своей столицы, на богато украшенном троне и поклоняются ему до тех пор, пока не умрет правящий король Эссы. Кадавр бальзамируют пальмовым маслом, которое надолго сохраняет свежесть тела. Тело одето очень экстравагантно, и страж днём и ночью наблюдает за ним, пока путешественники приходят в гости и выражают почтение. [25]
- Жители Урбы, свирепые люди, деспотичные в своих решениях мести. Если происходит убийство, родственники погибшего не ищут убийцу; скорее, они спрячутся и выпотрошат первого прохожего, не опасаясь судебной реакции, принося жизнь жертвы в жертву своему богу Братаоту. Они готовят похороны своего родственника, оставляя труп жертвы на воздухе и пожирают свирепые звери. Они роют огромную траншею там, где было совершено убийство, чтобы дух умершего не мог бродить в другие места. Труп бальзамируют, обнажают и помещают в железную клетку так, чтобы тело не касалось земли. По этой причине тело защищено от хищных животных, поскольку они не могут пройти через железные решетки и глубину траншеи. Над клеткой сооружают небольшую хижину, чтобы непогода не мешала телу.
- Король Урбы часто созывает собрания магов, называемых Макендалами , цель которых — предвидеть результаты сражений, а в случае поражения указать, какие солдаты виноваты в провале битвы; Макендалы много раз произвольно призывали невиновных людей понести наказание за «преступное поведение», приведшее к поражению.
- Когда король Урбы теряет большую часть своего народа в войне, он собирает совет Макендала и консультируется с его членами о том, как заново заселить свое королевство, где ему рекомендуют купить 1. сто ваз из гурдов, 2. сто кувшинов и т. д. 3. сто рабов. Макендалы перевозят все это по главной дороге и приказывают вскрыть тела рабов, заливая внутрь красное пальмовое масло и определенные ракушки, и закапывают все эти предметы в определенном месте. Это ритуал перезаселения, чтобы заслужить благосклонность своих богов. [25]
- Аминас, верившие в метемпсихоз , или переселение души после смерти. Когда рабы из этой этнической группы прибывали в Сен-Доминго, некоторые совершали самоубийство, чтобы вернуться в страну, откуда они прибыли, полагая, что они вернут себе звание, богатство, родственников и друзей, которых они потеряли после поражения в войне. .
- Например, сообщение об этом метемпсихозе произошло на плантации г-на Десдунеса, который купил женщину Амина и двоих ее детей. Женщина и дети едва прибыли на остров, и было свидетелем того, как женщина наблюдала за рекой Эстер , каждую минуту останавливаясь, чтобы измерить глубину реки, и вздыхала, поднимая глаза к небу.
- Однажды утром женщину Амину нашли утонувшей с двумя детьми, привязанными к ее поясу. Крики детей о помощи, отражающие ужасы их скорой гибели, услышали африканские рыбаки, но, не зная, чем объяснить причину, не пошли на место, чтобы оказать помощь. [25]
- Игбо , которые также верили в метемпсихоз . [25] [22]
- У жителей Борно были женщины, которые очень внимательно относились к выбору подходящего партнера. Женщины Борно были абсолютно покорны своим мужчинам и стремились всегда быть телесно чистыми. Они купались три раза в день и умащали свои тела пальмовым маслом.
- Чтобы найти партнера, старух Борно выбирают для осмотра новой жены, и они приводят ее к ее брачному ложу, играя на инструментах и распевая радостные песнопения, если она действительно оказывается девственницей.
- Если же окажется, что она не девственница, ее объявят проституткой. Проституция в Борно каралась порабощением; Проституток Борно по приказу короля отправляли в прибрежный невольничий порт для продажи первому прибывшему европейскому невольничьему кораблю.
- Во время родов другие мудрые женщины Борно служат медсестрами, оказывая помощь будущей матери. Когда ребенок рождается и пуповина перерезается, используемые ножницы осторожно кладут под подушку ребенка. Ножницы больше не используются, за исключением целей перерезания пуповины.
- Новорожденным Борно через восемь дней после рождения наносят татуировки с характеристиками своей нации, которые наносятся на лицо, грудь, руку и другие части тела. На рисунках изображены симметричное солнце, языки огня, разнообразные животные, рептилии и архитектура, преобладающая в их обществе.
- Жители Борно не едят мяса, если оно не принесено в жертву и не благословлено их великим жрецом, называемым альфой . Свинина полностью исключена из их рациона.
- Паломник, идущий в Борно, пойдет по главной дороге с кувшинами, наполненными водой, которую он предлагает прохожим или усталым путникам.
- Их общие деньги — ракушки, и они питают большое почитание к молитвеннику, который, если к нему прикоснуться, не могут уйти, не прочитав его, воспевая по памяти. Жители Борно скорее предпочтут продать всех своих животных, чем умалить свое благоговение перед священными законами.
- У жителей Борно есть свод законов о наказании за преступления, согласно которому для судебного преследования требуются три свидетеля. Их добросовестность настолько сильна, что, если они склонны поверить свидетелям, обвиняемых немедленно повесят.
- Каждый дом в Борно похож на небольшой остров, окружающий внутренний двор. Ночью вся семья собирается дома, чтобы избежать диких зверей, таких как леопарды и львы.
- Король Борно никогда не покидает своего дворца, и если кто-то, вошедший во дворец, посмеет обратить на него свой взгляд, он будет наказан смертью. Хотя король должен выносить решения по уголовным делам, он восседает на троне и скрыт от глаз широких слоев населения элегантным занавесом. Любое его заявление эхом разносится по залу через 7 труб. Подданный, которому делается заявление, показывает свое подчинение суду короля, выражая ему свое смиренное признание, и он становится на колени, хлопает в ладоши и покрывает голову пеплом.
- В обществе Борно ненавидят воровство. Если кто-то признан виновным в воровстве, преступление не считается индивидуальным; действительно, вся семья обвиняется в преступлении. Например, если ребенок Борно заберет что-то, что ему не принадлежит, придворные короля заберут ребенка и всю его семью и продадут их в рабство.
- Если члена королевского двора уличают в прелюбодеянии, его наказывают смертной казнью. Женщину утопят, а отца и ребенка посадят на кол и оставят на дороге, чтобы они служили примером.
- Жители Борно могут охотиться раз в год. Они сжигают траву на болотах, чтобы найти гнезда водоплавающих птиц и забрать их яйца, а также черепах, которые прячутся в этом районе. Поскольку люди не едят никакого мяса, кроме копченого, этих запасов хватает на весь год. [25]
- Народ Мозамбика . [25]
- Дагомейцы . [25]
- Акранс . [25]
- Крепаны. [25]
- Азиантеи. [25]
- Попаны. [25]
- Фуланис . [25]
- Габонец . [25]
- Малагасийский
- Конголезцы . были хорошо известны своим удовольствием от жизни Они прожили жизнь счастливо, в приятном и медленном темпе, любили танцы и отдых; они были известны своим великолепным пением. [25] [22]
- Сенегальцев . часто считали самыми красивыми из различных африканских национальностей, проживающих в Сен-Доминго [22]
- Такуас. [22]
- Хауса . [22]
- Народ Наго Йоруба . [22]
Европейское присутствие в Сен-Доминго
[ редактировать ]Сен-Доминго был населен различными группами европейцев, включая французов , испанцев , немцев , а также академиков, депортированных из старой Акадии в Северной Америке .
В 1764 году, после того как в результате Великого беспорядка тысячи академиков были изгнаны с их северных родных земель, французские власти предприняли попытку поселить их в Моле-Сен-Николя , чтобы укрепить самую прибыльную колонию Франции Сен-Доминго и построить базу, которая мог быть использован французским флотом . Это была катастрофа из-за болезней и нехватки продовольствия; посетивший французский чиновник сообщил: «Самый великий преступник предпочел бы Галеры пыткам в этом пораженном чумой месте». [26] В течение года, как сообщается, 420 из 700 акадских поселенцев Мола были мертвы, и вскоре после этого большинство выживших бежали в Луизиану . [27]
Бомбардополис был основан в 1764 году немецкими поселенцами при поддержке расположенного неподалеку директора Моль-Сен-Николя г -на Фюзе Обле . Население академиков и немцев , живших в Луизиане, прибыло в Мол-Сен-Николя; и местное правительство хотело отделить людей немецкого происхождения от академиков, посчитав, что эти две культуры не могут счастливо сосуществовать. Новое сообщество было названо в честь немецкого благотворителя Фюзе Обле, г-на де Бомбарда, богатого финансиста и натуралиста-любителя. [28] [29]
Ограничение роялистами прав креолов
[ редактировать ]Несмотря на культурный прогресс в Сен-Доминго, напряженность между креольскими семьями и королевскими администраторами обострилась. В 1769 году креольские плантаторы сплотили цветных креолов и пети-белых, чтобы помочь в борьбе с непопулярной реформой милиции. Хотя правительство Бурбонов и подавило восстание, оно не смогло подавить все креольское инакомыслие. Креолы всех сословий и цветов возмущались «тиранической» королевской администрацией . [12]
Солдаты европейского происхождения быстро умирали в тропических местах, таких как Сен-Доминго, а королевские чиновники предпочитали местное креольское ополчение; но объединенные силы класса креольских плантаторов, цветных креолов и пети-блан представляли огромную угрозу контролю роялистов Бурбонов . [12]
Начиная с начала 1760-х годов и получив большой импульс после 1769 года, власти роялистов Бурбонов начали попытки исключить цветных креолов из общества Сан-Доминго, запретив им работать на должностях, пользующихся общественным доверием, или в качестве уважаемых профессионалов. Они начали разделять театры и другие общественные места, а также издали указ, запрещающий цветным креолам одеваться экстравагантно и ограничивающий их возможность ездить в частных экипажах. Они начали называть всех цветных креолов affranchis « , термин, который означает бывший раб» , что является оскорблением для всех креолов, которые происходят из давних свободных семей. Роты ополчения также были разделены, а цветные креолы, ранее служившие в ополчениях вместе с белыми креолами, были переведены в «цветные» подразделения. [12]
Правительство Бурбонов распространяло слухи, чтобы разрушить сплоченность общества. До 1760-х годов посетители Сен-Доминго часто описывали невероятную красоту, романтику и очарование креольских женщин смешанной расы. Впоследствии их стали называть опасными искушениями. Мужчины смешанной расы, известные своей страстью, красотой и рыцарством, стали рестереотипироваться как очень сексуальные, самовлюбленные, ленивые и физически слабые. Эта новая форма предрассудков разрушила старую идею социального континуума в Сен-Доминго, поскольку мужчины и женщины смешанной расы считались ниже как белых, так и черных креолов, независимо от их богатства, в попытке вытеснить их с их высоких позиций как морально и физически уступают обеим группам. [12]
Новая цветовая линия подтолкнула самые богатые цветные семьи колонии к политическим действиям. В 1784 году Жюльен Раймон, свободный креол цветного плантатора, отправился во Францию, чтобы лоббировать у военно-морского администратора реформу расистской колониальной политики, проводимой правительством Бурбонов . Более дюжины богатых креольских семей поддержали кампанию Раймона и продолжали поддерживать его в создании прав и равенства для цветных креолов, что было самым важным колониальным вопросом в годы, предшествовавшие Французской революции в Сен-Доминго. [12]
Спад экономики Сен-Доминго
[ редактировать ]Поскольку после 1760-х годов социальные системы Сен-Доминго начали разрушаться, плантационная экономика Сен-Доминго также начала ослабевать. Цена рабов выросла вдвое между 1750 и 1780 годами, а земля в Сен-Доминго за тот же период выросла втрое. Цены на сахар по-прежнему росли, но гораздо меньшими темпами, чем раньше. Рентабельность других культур, таких как кофе, упала в 1770 году, в результате чего многие плантаторы оказались в долгах. Плантаторы Сен-Доминго затмили по своим прибылям предприимчивых бизнесменов; у них больше не было гарантий на инвестиции в плантации, а экономика работорговли оказалась под пристальным вниманием. [12]
Наряду с созданием французского аболиционистского движения Société des amis des Noirs французские экономисты продемонстрировали, что оплачиваемый труд или подневольное состояние были гораздо более рентабельными, чем рабский труд. В принципе, широкое распространение подневольного труда на плантациях могло бы дать тот же результат, что и рабский труд. Однако король Бурбонов Людовик XVI не хотел менять систему труда в своих колониях, поскольку именно рабский труд позволил Франции превзойти Великобританию в торговле. Тем не менее, Сен-Доминго увеличил свою зависимость от наемных слуг (известных как Petits blanchets или engages ), и к 1789 году около 6 процентов всех белых креолов были задействованы в качестве рабочей силы на плантациях вместе с рабами. [12]
Несмотря на признаки экономического спада, Сен-Доминго продолжал производить больше сахара, чем все британские острова Карибского бассейна вместе взятые. [12]
Креолы Сен-Доминго в американской войне за независимость
[ редактировать ]Креолы Сен-Доминго, такие как Винсент Оже , Жан-Батист Шаванн и Андре Риго , сражались на стороне американских повстанческих сил во время Войны за независимость США . Chasseurs -Voluntaires de Saint-Domingue (Добровольцы-егеря Сен-Доминго) сопровождали графа д'Эстена в составе экспедиционного корпуса на службе. Подразделение участвовало в осаде Саванны . [30]
Экспедиционный корпус под командованием д'Эстена и его лейтенанта Жана-Батиста Бернара Воблана покинул Кап-Франсэ 15 августа 1779 года и прибыл 8 сентября 1779 года в Саванну, штат Джорджия . По прибытии им было поручено помочь американским повстанцам, пытающимся получить контроль над городом, который британские войска захватили в 1778 году.
24 сентября перед рассветом британская армия покинула свою оборону, чтобы вступить в бой с французскими и американскими осаждающими. Добровольческие егеря сопротивлялись и потеряли одного человека, а еще семь человек были ранены, включая графа Д'Эстена. [31] Осада закончилась неудачей 9 октября 1779 года.
Французы не расформировали егерей-добровольцев, а вместо этого продолжили использовать это подразделение. Добровольческие егеря не возвращались в Сен-Доминго до 1780 года. После этого большая часть полка служила в Сен-Доминго в качестве гарнизонных войск.
Революционная история Сен-Доминго
[ редактировать ]Восстание Сен-Доминго
[ редактировать ]Когда во Франции началась Французская революция , креольские аристократы также начали восставать против французского правления. Богатые креольские плантаторы увидели во Французской революции возможность обрести независимость от Франции. Элитные плантаторы намеревались взять под свой контроль остров и создать благоприятные торговые правила для увеличения своего богатства и власти, а также для восстановления социального и политического равенства, предоставленного креолам. [32]
Богатые креолы, такие как Винсент Оже , Жан-Батист Шаванн и бывший губернатор Сен-Доминго Гийом де Белькомб, спровоцировали различные восстания, включая восстание рабов , направленное на свержение режима Бурбонов . [33] После того, как лидеры креольских повстанцев победили роялистов Бурбонов , они потеряли контроль над восстанием рабов, и, что еще хуже, Великобритания и Испания начали вторгаться в колонию. По мере того как восстание в Сен-Доминго затянулось, оно по своему характеру превратилось из политической революции в расовую войну . [11]
«Восстание было чрезвычайно жестоким... богатая равнина Севера превратилась в руины и пепел...» [34] После нескольких месяцев поджогов и убийств Туссен Лувертюр , плантатор и якобинец из Сен-Доминго, взял на себя руководство восстанием рабов без лидера; он заключил союз с испанскими силами вторжения .
Революционеры -республиканцы во Франции написали Декларацию прав человека в 1789 году и поняли, что рабство необходимо отменить. Они отправили республиканскую комиссию с 15 000 солдат и тоннами оружия в Сен-Доминго, чтобы отменить рабство и защитить от британских и испанских сил вторжения.
республиканской Делегат от партии Леже-Фелисите Сонтонакс прибыл в Сен-Доминго и выступил с прокламацией об освобождении: прокламация предоставила определенные свободы всем рабам, но в конечном итоге свободу получили только рабы на севере и западе Сен-Доминго. [35] Он был полон решимости принять решительные решения, чтобы помешать Великобритании и Испании добиться успеха в их попытках взять на себя контроль над Сен-Доминго.
Когда республиканцы освободили рабов Сен-Доминго, Туссен Лувертюр решил перейти на сторону республиканского правительства и обмануть Испанию; он был осторожен и ждал ратификации Франции эмансипации, прежде чем официально перейти на другую сторону. В сентябре и октябре эмансипация была распространена на всю колонию. 4 февраля 1794 года Французское национальное собрание ратифицировало этот акт, применив его ко всем французским колониям. Туссен Лувертюр и его корпус хорошо дисциплинированных, закаленных в боях бывших рабов перешли на сторону французских республиканцев в начале мая 1794 года.
Вскоре после своего предательства Лувертюр уничтожил всех испанских сторонников и положил конец испанской угрозе Сен-Доминго. Республиканская Франция подписала Базельский мирный договор в июле 1795 года с Испанией, положивший конец военным действиям между двумя странами.
Гражданская война и вторжение в Санто-Доминго
[ редактировать ]В течение нескольких месяцев Лувертюр единолично командовал Сен-Доминго, за исключением полуавтономного государства на юге, где генерал Андре Риго , цветной креол, отверг власть республиканского правительства . [36] Оба генерала продолжали преследовать британцев, позиции которых на Сен-Доминго становились все более слабыми. [37]
30 апреля 1798 года Лувертюр подписал договор с британским генералом Томасом Мейтлендом в обмен на вывод британских войск из западного Сен-Доминго в обмен на всеобщую амнистию креольско- бурбонским роялистам в этих областях. В мае Порт-о-Пренс был возвращен под власть Франции в атмосфере порядка и праздника. [38]
В 1799 году напряженность между Лувертюром и Риго возобновилась. Лувертюр обвинил Риго в попытке его убийства с целью получения власти над Сен-Доминго. В июне 1799 года Лувертюр объявил Риго предателем и напал на южный штат. [39] Возникшая в результате гражданская война, известная как Война ножей , длилась более года, когда побежденный Риго бежал в Гваделупу , а затем во Францию, в августе 1800 года. [40] Лувертюр поручил большую часть кампании своему лейтенанту Жан-Жаку Дессалину , который стал печально известным во время и после гражданской войны за убийство около 10 000 креольских пленников и мирных жителей. [41] [42] Во время гражданской войны в Сен-Доминго Наполеон Бонапарт пришел к власти во Франции.
После гражданской войны, в январе 1801 года, Лувертюр вторгся на испанскую территорию Санто-Доминго , без особых трудностей завладев ею у губернатора Дона Гарсиа. Этот район был менее развит и населен, чем французский участок. Лувертюр подчинил его французскому законодательству, отменив рабство и приступив к программе модернизации. Теперь он контролировал весь остров. [43]
В марте 1801 года Лувертюр назначил конституционное собрание, состоящее в основном из плантаторов, для разработки конституции Сен-Доминго. Он провозгласил Конституцию 7 июля 1801 года, официально установив свою власть над всем островом Эспаньола . Это сделало его пожизненным генерал-губернатором Сен-Доминго с почти абсолютными полномочиями и возможностью выбора своего преемника. Однако Лувертюр не провозгласил независимость Сен-Доминго, признав в статье 1, что он был колонией Французской империи. [44]
Многие белые жители Сен-Доминго бежали с острова во время гражданской войны. Туссен Лувертюр, однако, понимал, что они составляют жизненно важную часть экономики Сен-Домминго как средний класс, и в надежде замедлить надвигающийся экономический коллапс он пригласил их вернуться. Он выплатил компенсацию за имущество и компенсацию за потери военного времени и пообещал равное обращение в своем новом Сен-Доминго; большое количество белых креольских беженцев действительно вернулось. Беженцы, вернувшиеся в Сен-Доминго и верившие в правление Туссена Лувертюра, позже были истреблены Жан -Жаком Дессалином . [11]
Гаитянская революция в Сен-Доминго
[ редактировать ]Лувертюр стремился убедить Бонапарта в своей лояльности. Он написал Наполеону, но не получил ответа. [45] В конце концов Наполеон решил отправить экспедицию из 20 000 человек в Сен-Доминго, чтобы восстановить власть Франции. [46] Учитывая тот факт, что Франция подписала временное перемирие с Великобританией по Амьенскому договору , Наполеон смог спланировать эту операцию без риска перехвата его кораблей Королевским флотом .
В 1802 году Наполеон направил войска под командованием своего зятя генерала Шарля Эммануэля Леклера , чтобы восстановить французское господство на острове. [47] Креольские лидеры, потерпевшие поражение во время Войны ножей, такие как Андре Риго и Александр Петион, сопровождали французские экспедиционные силы Леклерка. [48] И Лувертюр, и Дессалин сражались против французских экспедиционных сил, но после битвы при Крит-а-Пьеро Дессалин дезертировал от своего давнего союзника Лувертюра и присоединился к силам Леклерка.
В конце концов между Лувертюром и французскими экспедиционными корпусами было заключено соглашение о прекращении огня. Во время прекращения огня Лувертюр был схвачен и арестован. Жан-Жак Дессалин был, по крайней мере, частично ответственен за арест Лувертюра, как утверждают несколько авторов, включая сына Лувертюра, Исаака. 22 мая 1802 года, после того как Дессалин узнал, что Лувертюр не дал указание местному лидеру повстанцев сложить оружие в соответствии с недавним соглашением о прекращении огня, он немедленно написал Леклерку, осудив поведение Лувертюра как «экстраординарное». [49]
Первоначально Леклерк просил Дессалина арестовать Лувертюра, но тот отказался. Жану-Батисту Брюне было приказано сделать это, и он депортировал Лувертюра и его помощников во Францию, заявив, что подозревал бывшего лидера в подготовке восстания. Лувертюр предупреждал: «Свергнув меня, вы срубили в Сен-Доминго только ствол дерева свободы; оно снова вырастет из корней, ибо их много и они глубоки». [50] [51]
Когда стало ясно, что французы намереваются восстановить рабство на Сен-Доминго, как они уже сделали это на Гваделупе , Дессалин снова перешел на другую сторону в октябре 1802 года, чтобы выступить против французов. К ноябрю 1802 года Дессалин стал лидером восстания рабов. [52] Леклерк умер от желтой лихорадки , от которой также погибло множество французских солдат. Войска Дессалина одержали серию побед над французами.
Дессалин провозгласил себя пожизненным генерал-губернатором Сен -Доминго 30 ноября 1803 года. 4 декабря 1803 года французская экспедиционная армия сдала свою последнюю оставшуюся территорию силам Дессалина. Это официально положило конец единственному восстанию рабов в мировой истории, которое успешно привело к созданию независимого государства. [53]
1 января 1804 года из города Гонаив Дессалин официально провозгласил независимость бывшей колонии и переименовал ее в « Гаити » в честь местного имени таино . После провозглашения независимости Дессалин назвал себя пожизненным генерал-губернатором Гаити и занимал эту должность до 22 сентября 1804 года, когда провозгласили его императором Гаити . генералы гаитянской революционной армии [54]
Геноцид оставшихся белых в Сен-Доминго
[ редактировать ]В период с февраля по апрель 1804 года пожизненный генерал-губернатор Жан-Жак Дессалин приказал устроить геноцид всех оставшихся белых на территории Гаити . Он постановил, что все подозреваемые в заговоре в действиях экспедиционной армии должны быть казнены, в том числе цветные креолы и освобожденные рабы, считающиеся предателями режима Дессалина . [55] [56] Дессалин отдал приказ городам Гаити всех белых людей . казнить [57] Используемое оружие должно быть бесшумным, таким как ножи и штыки, а не огнестрельным оружием, чтобы убийство можно было совершать более тихо и не предупреждать предполагаемых жертв звуками выстрелов и тем самым не давать им возможности сбежать. [58]
С начала января 1804 года по 22 апреля 1804 года отряды солдат переходили из дома в дом по всему Гаити, пытая и убивая целые семьи. [59] В рассказах очевидцев резни описываются тюремные заключения и убийства даже белых, которые были дружелюбны и сочувствовали гаитянской революции . [60]
Ход резни демонстрировал почти одинаковую картину в каждом городе, который он посетил. До его приезда, несмотря на его приказы, было совершено всего несколько убийств. [61] Когда прибыл Дессалин, он потребовал, чтобы его приказ о массовых убийствах белого населения региона был приведен в исполнение. Как сообщается, он приказал нежелающим принимать участие в убийствах, особенно мужчинам смешанной расы , чтобы не возлагать вину исключительно на чернокожее население. [62] [63] Массовые убийства происходили на улицах и в местах за пределами городов.
Параллельно с убийствами грабежи и изнасилования . происходили [63] Женщин и детей обычно убивали последними. Белых женщин «часто насиловали или принуждали к браку под угрозой смерти». [63]
Дессалин не упомянул конкретно о том, что белых женщин следует убивать, и, как сообщается, солдаты несколько не решались сделать это. В конце концов, однако, женщин тоже казнили, хотя обычно на более позднем этапе резни, чем взрослых мужчин. [61] Аргументом в пользу убийства женщин было то, что белые не будут по-настоящему искоренены, если белым женщинам будет предоставлена возможность рожать новых французов. [64]
Перед отъездом из города Дессалин объявлял амнистию всем белым, которые выжили, скрываясь во время резни. Однако когда эти люди покинули свое укрытие, их тоже убили. [63] Тем не менее, некоторые белые были спрятаны и вывезены в море иностранцами. [63] Были заметные исключения из заказных убийств. Группа польских перебежчиков была амнистирована и получила гаитянское гражданство за отказ от верности Франции и поддержку независимости Гаити. Дессалин называл поляков «белыми неграми Европы» в знак солидарности и благодарности. [65]
Империя Гаити
[ редактировать ]Дессалин был коронован императором Гаитянской империи Жаком I 6 октября 1804 года в городе Кап-Аитьен . 20 мая 1805 года его правительство опубликовало имперскую конституцию, назначив Жан-Жака Дессалина пожизненным императором с правом назначить своего преемника. Дессалин объявил Гаити полностью черной страной и запретил белым когда-либо владеть там недвижимостью или землей. Генералы, служившие под командованием Дессалина во время гаитянской революции, стали новым классом плантаторов Гаити.
Чтобы замедлить экономический коллапс Гаити, Дессалин ввел суровый режим труда на плантациях для недавно освобожденных рабов. Дессалин потребовал, чтобы все чернокожие работали либо солдатами, чтобы защищать нацию, либо вернулись на плантации в качестве рабочих, чтобы выращивать товарные культуры, такие как сахар и кофе, на экспорт для поддержания своей новой империи. Его силы строго соблюдали это до такой степени, что некоторые чернокожие подданные чувствовали, что они снова порабощены. Гаитянское общество стало феодальным по своей природе, поскольку рабочие не могли покинуть землю, на которой работали.
Дессалин был убит 17 октября 1806 года повстанцами во главе с гаитянскими генералами Анри Кристофом и Александром Петионом ; его тело было найдено расчлененным и изуродованным. [66] Убийство Дессалина не сняло напряженность на Гаити; вместо этого страна была разорвана на две новые страны во главе с каждым генералом. Северный штат Гаити (позже Королевство Гаити ) сохранил принудительный труд на плантациях и разбогател, в то время как Южная Республика Гаити отказалась от принудительного труда на плантациях и потерпела экономический крах.
Креолы Сен-Доминго после гаитянской революции
[ редактировать ]Креолы Сен-Доминго в Новом Орлеане, Луизиана
[ редактировать ]Креолы Сен-Доминго бежали во многие места в Соединенных Штатах , на другие Антильские острова, в Нью-Йорк , на Кубу , во Францию , на Ямайку и особенно в Новый Орлеан в Луизиане . Более половины всех беженцев Сен-Доминго в конечном итоге поселились в Новом Орлеане.
Креолы Сен-Доминго основали на Кубе новые плантации сахара, кофе и табака , что дало толчок развитию экономики острова, особенно производству кофе. Более 25 тысяч беженцев заселили города Баракоа ( провинция Гуантанамо ) и Сантьяго-де-Куба . Большинство этих креолов позже были изгнаны с Кубы в Луизиану . [11]
Хотя испанские и американские власти запретили доступ рабов на Кубу и Луизиану , бегущим беженцам были сделаны некоторые уступки. Многие из рабов, сопровождавших этих беженцев, пришли добровольно, так как опасались кровопролития, убийств, грабежей, беззакония и экономического краха в Сен-Доминго. [11]
«Я нахожусь со своей женой на шестом месяце беременности, кормлю сына, которому еще не исполнилось восьми месяцев; моему брату повезло больше, чем мне, потому что у него нет жены и ребенка, которые из-за плохого здоровья были вынуждены временно остаться в Сен-Доминго. Мы были вынуждены отказаться от своих владений и наших слуг, выказавших нам верность и привязанность, не позволивших нам в последнюю минуту скрыть от них наш маршрут и планы, «что будет с нами», этими бедняками. несчастные сказали нам: «Если вы бросите нас в этой потерянной и разрушенной стране? Возьмите нас с собой, куда бы вы ни пошли, мы последуем за вами куда угодно, пока мы умрем вместе с вами, мы будем счастливы». Тронутые этой речью, которую каждый из них высказывал по-своему и все в той манере, которая казалась нам естественной, как могли мы скрыть от них ту неуверенность, которая омрачает попытку, которую мы, действуя из благодарности, должны предпринять, чтобы принести им в Луизиану. Мы могли только пообещать запросить разрешение». [11]
Когда беженцы из Сен-Доминго прибывали с рабами, они часто следовали старым креольским обычаям, таким как liberté des savanes (свобода саванны), когда владелец позволял своим рабам свободно находить работу по своему усмотрению в обмен на фиксированную еженедельную плату. или ежемесячная ставка. Они часто становились прислугой, поварами, изготовителями париков и кучерами. [11]
Хотя креолы Сен-Доминго по-прежнему концентрировались в городе Новый Орлеан , некоторые очень медленно рассеялись по окрестным приходам. Там наибольшим спросом пользовался ручной труд для сельского хозяйства. Нехватка рабов заставила креольских плантаторов обратиться к жителям Пети (креольским крестьянам ), а иммигрантам пришлось использовать наемное рабство для выполнения ручного труда; они дополняли оплачиваемый труд рабским трудом. На многих плантациях свободные цветные и белые люди трудились бок о бок с рабами. Такое многоклассовое положение дел склонило многие умы к отмене рабства .
Высокие урожаи креольских плантаций были получены частично за счет более совершенной агротехники, но и за счет более рационального использования ручного труда. Сравнение показателей выполнения задач между рабским и оплачиваемым трудом показало, что рабы выполняли работу более низкого качества, чем наемные работники. Сохранение дорогостоящего рабского труда тогда могло быть оправдано только социальным статусом, который они придавали плантатору-собственнику. [11] Следующий отрывок представляет собой разговор двух креольских плантаторов об освобождении рабов.
- Насколько я слышал... мы бы нашли в тебе, рабовладельце, решительного сторонника эмансипации негров?
- Несомненно, - ответил г-н Мелвил, - если это освобождение, мудро рассчитанное и постепенно осуществленное, обеспечит мирных граждан, а не новых преступников, в наших южных штатах, столь обширных, что для их заселения мы получаем, не требуя от них, никаких предъявлений документов. , все беглецы, преследуемые или осужденные из-за мести государей или правосудия европейских судов.
- Но, - возразил креол, - без рабов что станет с нашими плантациями?
- Вольноотпущенники будут их обрабатывать за зарплату.
— Опыт показал, что свободные негры — самые ленивые работники на земле.
-Они перестанут быть таковыми, когда познакомятся с цивилизацией. Тогда они испытают новые потребности, новые удовольствия. Желание удовлетворить их откроет им глаза на необходимость работы, которой они отдадутся, может быть, более снисходительно в состоянии свободы, чем в состоянии рабства, но всегда более эффективно, чем те наемные рабочие, которые приходят к нам из Европы через грузов, из которых едва ли десять из сорока способны противостоять изнурительному и зачастую пагубному влиянию нашего климата. [67]
- Насколько я слышал... мы бы нашли в вас, таком же рабовладельце, сильный голос за освобождение черных?
- Без сомнения, - ответил г-н Мелвил, - если эта эмансипация, мудро рассчитанная и осуществляемая постепенно, обеспечила нашим южным штатам мирных граждан, а не новых злодеев, то они настолько обширны, что для их заселения мы получаем без спрашивая всякое представление бумаг, всех беглецов, будут ли они осуждены по мести своих правителей или по закону европейских советов.
- Но, - возразил креол, - без рабов что станет с нашими плантациями?
- Аффранчи (вольноотпущенники) должны заниматься сельским хозяйством и получать заработную плату.
— Прошлый опыт показал, что освобожденные рабы — одни из самых ленивых работников в мире.
-Их больше не будет, как только они познакомятся с нашей цивилизацией. Они познакомятся с новыми потребностями и новыми удовольствиями. Желание удовлетворить их откроет им глаза на необходимость работы, которая, возможно, приведет их мягко к состоянию свободы, а не к пребыванию в состоянии рабства, но более эффективно, чем эти энгаже (наемные слуги), прибывающие из Европы нагруженными лодками. , и из которых едва ли десять из сорока способны пережить досадное и часто смертельное влияние нашего климата.
Больших, богатых семей старого Сен-Доминго почти нигде не было в Луизиане . Они больше не обладали социальным статусом из-за большого количества рабов и обширных плантаций. Действительно, большинство беженцев, которые оставили след в Луизиане и луизианской креольской культуре XIX века, происходили из низших классов Сен-Доминго. [11]
существовала хроническая напряженность Между луизианскими креолами и англо-американцами , а усиление креольской культуры беженцами вызвало серьезную негативную реакцию. Американцы рассчитывали, что волны иммиграции заменят креольское население англоговорящим большинством. Надежды на быструю американизацию Луизианы были разбиты притоком беженцев в 1809 году. [11]
Англо-американцы питали большую враждебность по отношению к креольским беженцам, поскольку они отождествляли их с историей своей революции. В то время как креолы Луизианы принимали прибывающее население, американцы находили белых креолов Сен-Доминго отталкивающими, поскольку они смешивались с цветными людьми, часто посещали таверны и пили с цветными креолами и рабами. [11]
Специализированное креольское население Сен-Доминго повысило уровень культуры и промышленности Луизианы и стало одной из причин, по которой Луизиана смогла так быстро получить статус штата. Цитата креола из Луизианы, который отметил быстрое развитие своей родины, гласит:
«Никто лучше вас не знает, насколько мало образования получили луизианцы моего поколения и как мало у них было возможностей двадцать лет назад нанять учителей... Сегодня Луизиана предлагает почти столько же ресурсов, сколько любой другой штат Американского Союза для образования. Несчастья Французской революции обрушили на эту страну так много талантливых людей. Этот фактор также привел к значительному увеличению населения и богатства в сочетании с эвакуацией Сен-Доминго, а в последнее время и с острова Куба. с иммиграцией людей с Восточного побережья за восемь лет утроилось население этой богатой колонии, которая на основании правительственного постановления получила статус штата». [11]
В Нью-Йорке известный французский юрист и гастроном Жан Антельм Брийя-Саварен нашел на Манхэттене креолов Сен-Доминго и рассказывает о встрече с одним таким беженцем:
«Однажды за ужином я сидел рядом с креолом, который прожил два года в Нью-Йорке и все еще не знал достаточно английского, чтобы просить хлеба. Я выразил свое удивление по этому поводу; «Бах, - ответил он, - Вы полагаете, что я когда-нибудь потрудился бы выучить язык столь скучной расы ?» [11]
Жан Батист дю Сабль считался родом из Сен-Доминго, основателем города Чикаго . [11]
Жан Лафит, король пиратов, правивший своим королевством в заливе Баратария в Луизиане, считался креолом из Сен-Доминго. [68]
Некоторые беженцы из Сен-Доминго действительно пытались увековечить идеи французской революции по прибытии в Луизиану и на Кубу, чего опасались американские и испанские власти:
«...многие авантюристы, ежедневно приезжающие на Территорию со всех сторон, обладают революционными принципами и беспокойным, бурным нравом...» [11]
Их опасения в конечном итоге подтвердились; В 1805 году Гранжан, белый креол из Сен-Доминго, и его сообщники-соотечественники попытались спровоцировать восстание рабов, направленное на свержение американского правительства в Луизиане . План был сорван цветными креолами Нового Орлеана, которые раскрыли заговор американским властям. Американцы приговорили Гранжана и его сообщников к пожизненной работе в банде рабов. [69]
Креолы Сен-Доминго на Гаити
[ редактировать ]Франсуа Фурнье де Пескай был среди креолов, бежавших и не вернувшихся на Гаити после обретения ею независимости. [70]
Новый элитный класс Гаити стилизован под креольские обычаи и называл себя преемником Сен-Доминго, продвигая креольское искусство и культуру, одновременно подчеркивая историческую роль Сен-Доминго как центра французской креольской цивилизации в Америке .
Многие луизианские креолы происхождения из Сен-Доминго бежали на Гаити во время Гражданской войны в США, спасаясь от кровопролития и экономического краха в Конфедерации Луизианы . После гражданской войны некоторые креольские беженцы из Луизианы вернулись в Новый Орлеан и Луизиану .
В период с 28 июля 1915 года по 1 августа 1934 года Соединенные Штаты оккупировали Гаити и установили законы колоризма и закона Джима Кроу . Расизм и насилие, имевшие место во время оккупации Гаити Соединенными Штатами, вдохновили черный национализм среди гаитян и произвели сильное впечатление на более поздних гаитянских политиков. Новые националистические идеи на Гаити подчеркивали африканские корни и отказывались от пропаганды колониального креольского наследия Гаити. [71] [72]
Гаитянские политики, такие как Франсуа «Папа Док» Дювалье, пропагандировали нуаристскую историю Гаитянской революции и подчеркивали идею героического восстания черных рабов против злых белых рабовладельцев как аллегорию обретения гаитянским народом независимости от американских оккупационных сил. в надежде повлиять на мнение и голоса крестьянского класса (большинства населения Гаити) и привить сильный афроцентричный национализм. стране [73]
В 2012 году Гаити подала прошение о приеме в члены Африканского союза , поскольку утверждала, что является достаточно африканской страной. [74] Однако в мае 2016 года Комиссия Африканского союза объявила: «Согласно статье 29.1 Учредительного акта АС, только африканские государства могут присоединиться к Африканскому Союзу». Поэтому «Гаити не будет принята в члены Африканского Союза». [75]
Культура
[ редактировать ]Креольский французский язык
[ редактировать ]Креолы всех классов говорили на креольском французском языке . Существовали разные регистры креольского французского языка: низший и высший, в зависимости от образования и социального класса. Креольский французский язык служил лингва-франка на всей территории Вест-Индии . [11]
Предприниматель. Когда я вышел, Муш узнал, что вы получили повреждения во время перехода.
Капитан. Это правда.
Вход. Как вы думаете, вашему кораблю нужен ремонт?
Прежде чем мы ушли, «С. Ли» накренился, но внезапно ураган пришвартовался в заливе Фэр-Ли, все еще проходя ремонт.
Л'Энтр. Вы справедливы в куче?
В первый день после урагана она составляла тридцать шесть дюймов в сутки; но в хорошую погоду мы расчистили его так, что смогли это сделать, и сдерживаемся, насколько это возможно, и теперь у нас есть высота тринадцати дюймов. [76]
Предприниматель. Я только что узнал, сэр, что вы получили повреждения при переходе.
Капитан. Это правда.
Предприниматель. Вы верите, что ваш корабль нуждается в ремонте?
Капитан. Прежде чем мы ушли, он накренился, но удар урагана заставил меня снова переоборудовать его.
Предприниматель. Много ли воды уходит?
Капитан. В первые дни после бури мы прошли тридцать шесть дюймов за двадцать четыре часа; но в ясную погоду я заставил их вынуть столько, сколько мог, и прикрепил, как только мог; в настоящее время мы не достигаем и тринадцати дюймов.
Безумный. Уилминтон. Это ты, Жан-Пьер? Привет! откуда ты? Почему это оружие?
Жан-Пьер. Вы боитесь, мадам, не повредить пистолет, а скорее защитить себя. Я отправился в город искать вас, а хозяин меня, мадам; но очень рад, что нашел тебя здесь; ты знаешь, что Карибский суд спас?
Безумный. Уилминтон. Я знаю это.
Жан-Пьер. Да, мэм, и я был с ними в поисках других карибцев, которые в горах, когда мы увидели французскую эскадру, которая сильно обстреливала англичан, я сказал так: Англичане не оставили много солдат в городе, если мы выиграли много Карибских островов, нам удалось спасти моего хозяина и белых французов; но, пожалуйста, мадам, приезжайте в город. Я очень испачкался, сдайте в аренду моему хозяину, удачи.
Безумный. Уилминтон. Твой хозяин спасён, я только что его видел.
Жан-Пьер. Ли спасен? Ой! мой добрый Диэ! мой добрый Диэ! Спасибо.
Безумный. Уилминтон. Слышу шум: мы идем в сторону этих мест... Ах! великий Бог! это констебль с солдатами.
Жан-Пьер. У нас нет сил атаковать их, Вини, мадам, Вини, я знаю очень мало дорог, по которым констебль не сможет увидеть, как мы входим в город. Вы, товарищи, поворачивайте в сторону гор, ищите другие карибские острова и приходите сюда за хорошим белым вином. Вини, Вини, я поведу тебя.
Безумный. Уилминтон. О небеса! защити меня! [77]
Мадам Уилминтон. Это ты, Жан-Пьер? Привет! откуда ты? Почему ты вооружен?
Жан-Пьер. Не бойтесь, мадам, это оружие не для того, чтобы причинить вред, а для того, чтобы защитить вас. Я отправился в город, чтобы найти вас и моего хозяина, мадам; но я очень рад найти вас здесь; вы знали, что кариб спас трибунал?
Мадам Уилминтон. Я знаю.
Жан-Пьер. Да, мадам, и я пошел с ними, чтобы найти других карибов, которые находятся в горе, когда мы увидели, как большая французская эскадра бомбардирует английский форт, я сказал следующее: «Англичане не оставили много солдат в городе, если мы соберите много карибов, и мы сможем спасти моего хозяина и белых французов». но я прошу вас, мадам, приезжайте в город. Я хочу попытаться увидеться с мастером, чтобы подарить ему удачу.
Мадам Уилминтон. Твой хозяин в безопасности, я только что его видел.
Жан-Пьер. Он в безопасности? Ой! боже мой! Я благодарю вас.
Мадам Уилминтон. Слышу шум: они идут сюда... Ах! Боже мой! это констебль с солдатами.
Жан-Пьер. Нас недостаточно, чтобы напасть на них, ну, мадам, ну, я знаю тропинку, по которой констебль не увидит, как мы возвращаемся в город. Вы, товарищи, возвращайтесь в горы и ищите других карибов, а сюда приходите спасать добрых белых. Давай, давай, я поведу тебя.
Мадам Уилминтон. О небеса! защити меня!
Гаити, 1, 5 год, день независимости.
Дорогая мама, я,
Наши послы, уехавшие искать денег во Францию, я хотел написать вам через йоу, чтобы сказать, как мы счастливы. Добрые французы, все забыли. Папы, которых мы восстали против тебя, папы, которых мы убили, папы йо, сыновья йо, менеджеры йо, папы, которых мы сожгли дома йо. Багасса, они пришли нас найти! и скажите нам, вы даете нам тридцать миллионов гурдов и даете нам Гаити? Вы пришли купить у нас сахар, кофе, индиго? но вы платите нам половину права. Ты думаешь, дорогая мама, что мы приняли рынок, йо. Президент поцеловал нас, добрый папа Макау. Здоровье короля Франции, здоровье Бойера , здоровье Кристофа , здоровье Гаити, здоровье независимости. Потом мы танцевали Бальсинде и Бай-чи-ка-коле с гаитянами. Я не мог бы передать вам, насколько все это благородно и красиво.
Приходи к сыну домой, мама, я дал тебе маниоку, гуйяву и перец чили. Ли Бен счастлива, если ты сможешь стать женой Ли Бланш Франс. Скажи, Ли, я так счастлива. Мы больше не убиваем белых, наших братьев, друзей и товарищей.
Твой сын целует тебя, дорогая мама меня.
Конго, свободный и независимый гаитянин, в Тру-Сале. [78]
Гаити, 1-й год, 5-й день независимости.
Моя дорогая мама,
Наши послы уехали за деньгами из Франции, я хочу через них написать Вам, чтобы сказать, как мы счастливы. Французы молодцы, они всё забыли. Наши отцы восстали против них, наши отцы убили своих отцов, сыновей, менеджеров, а наши отцы сожгли свои плантации. Ну, они пришли, чтобы найти нас, и сказали нам: «Вы даете нам тридцать миллионов гурдов, и мы оставим вам Гаити? (И мы ответили) Вы приедете купить у нас сахар, кофе и индиго? Вы заплатите только половина напрямую к нам». Ты веришь, моя дорогая мама, что мы согласились на сделку? Наш Президент обнял доброго папу Макау (посла Франции). Они пили за здоровье короля Франции , за здоровье Бойера , за здоровье Кристофа , за здоровье Гаити, за независимость. Затем они танцевали Бальсинде и Бай-чи-ка-коле с гаитянскими женщинами. Я не могу вам передать, насколько все это так красиво и благородно.
Приезжайте к своему сыну на его плантацию, моя мать, он даст вам маниоку, гояву и перец. Он будет рад, если вы сможете привести ему в жены белую француженку. Скажите ей, пожалуйста. Мы больше не будем убивать белых, наших братьев, друзей и товарищей.
Твой сын обнимает тебя, моя дорогая мама.
Конго, свободный и независимый гаитянин, в Тру-Сале.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ MLE Моро де Сен-Мери (1797). Топографическое, физическое, гражданское, политическое и историческое описание французской части острова Сен-Доминго… . п. 12.
- ^ Луи Дюваль (1895). Нижняя Нормандия и креольские поселенцы из Сен-Доминго (семьи Пальер и Герен) . п. 17.
- ^ Пьер де Васьер (1909). Санто-Доминго: креольское общество и жизнь при старом режиме, 1629–1789 гг . п. 276.
- ^ Фюрер. Сен-Доминго/Гаити . п. 429.
- ^ Брассо, Карл А .; Конрад, Гленн Р., ред. (2016). Дорога в Луизиану: беженцы Сен-Доминго 1792-1809 гг . Лафайет, Луизиана: Университет Луизианы в Lafayette Press. ISBN 9781935754602 .
- ^ Харпер, Дуглас (ред.). «Креольский» . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 21 января 2016 года.
- ^ Арчер, Мари-Тереза, изд. (1998). «Гаитянская креолология: латинность гаитянского креольского языка: креольский язык изучается в его этническом, историческом, лингвистическом, социологическом и педагогическом контексте. Том 1 Livre du maître» . Распечатать Ната. п. 7 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Вальдман, Альберт (2002). «Креольский: национальный язык Гаити» . Шаги . 2 (4): 36–39. Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года.
- ^ Джеймс, CLR (1963) [1938]. Черные якобинцы (2-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. С. 45, 55. OCLC 362702 .
- ^ Историческая одежда для мальчиков. История Гаити: Французская колония - Сен-Доминго (1697-1791). Проверено, 28.11.2014.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Карл А. Брассо, Гленн Р. Конрад (1992). Дорога в Луизиану: беженцы Сен-Доминго, 1792–1809 гг . Новый Орлеан: Центр исследований Луизианы, Университет Юго-Западной Луизианы. С. 4, 5, 6, 8, 11, 15, 21, 22, 33, 38, 108, 109, 110, 143, 173, 174, 235, 241, 242, 243, 252, 253, 254, 268.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Историческая коллекция Нового Орлеана (2006 г.). Общие маршруты: Сен-Доминго, Луизиана . Новый Орлеан: Коллекция. стр. 31–34, 55, 56, 58.
- ^ Jump up to: а б Хант, Линн; Курильница, Джек, ред. (2001). «Рабство и гаитянская революция» . Свобода, равенство, братство: изучение Французской революции . Университет Джорджа Мейсона и проект американской социальной истории. Архивировано из оригинала 5 ноября 2011 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Фростин, Чарльз (1962). «Британская интервенция в Сен-Доминго в 1793 году». Французский обзор зарубежной истории (на французском языке). 49 (176–177): 299. doi : 10.3406/outre.1962.1358 .
- ^ Удай, Жак (1973). «Некоторые данные о населении Санто-Доминго в XVIII веке и siècle» [Некоторые данные о населении Сен-Доминго в XVIII веке]. Население (на французском языке). 28 (4–5): 859–872. doi : 10.2307/1531260 . JSTOR 1531260 .
- ^ Арсено, Натали; Роуз, Кристофер (2006). «Порабощенная Африка: учебная программа по сравнению рабовладельческих систем для 9–12 классов» (PDF) . Техасский университет в Остине. п. 57 . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Кэролайн Э. Фик (1990). Создание Гаити, революция Сен-Доминго снизу . Издательство Университета Теннесси. стр. 19, 28, 51, 52.
- ^ Карл А. Брассо, Гленн Р. Конрад (1992). Дорога в Луизиану: беженцы Сен-Доминго, 1792–1809 гг . Новый Орлеан: Центр исследований Луизианы, Университет Юго-Западной Луизианы. стр. 9, 10, 11.
- ^ Эдвард Ланцер Джозеф (1838). Уорнер Арунделл «Приключения креола» . стр. 45–51.
- ^ Бортолот, Александр Айвз (октябрь 2003 г.). «Трансатлантическая работорговля» . Метрополитен-музей . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ В. Пито (1890). Историко-литературный обзор Маврикия . Порт-Луи. п. 374.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Полковник Маленфант (1814 г.). Колонии: и особенно Сен-Доминго... представление... причин и историческое резюме гражданских войн, которые сделали эту... колонию независимой... соображения о способах присоединения ее к метрополии . Санто-Доминго. стр. 209, 210, 211.
- ^ Мосадоми, Фехинтола (2000). «Происхождение луизианского креольского языка». В Кейн, Сибил (ред.). Креольский язык: история и наследие свободных цветных людей Луизианы . Батон-Руж, Луизиана: Издательство государственного университета Луизианы. стр. 228–229. ISBN 0807126012 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Элтис, Дэвид Ричардсон (2013). Пути к рабству: направление, этническая принадлежность и смертность в трансатлантической работорговле . Рутледж. стр. 102–105. ISBN 9781136314667 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мишель Этьен Декуртильц (1809). Путешествия натуралиста и его наблюдения над тремя царствами природы, в нескольких морских портах Франции, в Испании, на континенте Северной Америки, в Сен-Яго-де-Куба и в Санто-Доминго, где автор, ставший пленник 40 000 восставших чернокожих и впоследствии освобожденный колонной французской армии, дает подробные сведения об экспедиции генерала Леклерка. [С тарелками.]: Том 3 . Санто-Доминго. стр. 116, 117, 121, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 137, 138, 139, 140, 141, 144, 145, 146, 147, 148, 151, 16 0, 1 75 .
- ^ Кристофер Ходсон (весна 2007 г.). « «Такое суровое рабство»: Акадский труд во Французском Карибском море, 1763–1766» . Ранние американские исследования . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Бостон, 4 марта 1765 года» . Нью-Йоркская газета . 11 марта 1765 года . Проверено 8 октября 2021 г.
В письме из Эспаньолы, полученном с 4-го числа прошлого года, датированном 10 января, мы имеем дополнительные сведения о смертности среди академиков и что в то время из 700 в живых оставалось всего 280 человек.
- ^ Моро де Сен-Мери, MLE (1798). Топографическое и политическое описание французской части острова Сен-Доминго . Полет. 2.стр. 47–48 .
- ^ Медерик Луи Эли Моро из Сен-Мери. Топографическое, физическое, гражданское, политическое и историческое описание французской части острова Сен-Доминж: с общими наблюдениями... содержащими детали, наиболее подходящие для выяснения состояния этой колонии на момент 18 октября 1789 г., Том 3 . стр. 19, 20.
- ^ Гарригус (2006) , с. 208.
- ^ Гарригус (2006) , с. 210.
- ^ Вейл, Томас Э.; Книпперс Блэк, Ян; Блюштейн, Ховард И.; Джонстон, Кэтрин Т.; МакМоррис, Дэвид С.; Мансон, Фредерик П. (1985). Гаити: страновое исследование . Серия справочников по зарубежным странам. Вашингтон, округ Колумбия: Американский университет.
- ^ Пинто, AD (2010). «Денатурализация «стихийных» катастроф: землетрясение на Гаити и гуманитарный импульс» . Открытая медицина . 4 (4): е193–е196. ПМК 3090106 . ПМИД 21687340 .
- ^ Эдвардс 1797 , с. 68.
- ^ «Прокламация. Во имя Республики. Мы, Этьен Польверель и Леже-Фелисите Сонтонакс, гражданские чиновники республики, которых французский народ послал в эту страну для установления закона и порядка» . 1793-05-05 . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Белл (2008) [2007] , стр. 142–43.
- ^ Джеймс (1814) , с. 201.
- ^ Джеймс (1814) , стр. 202, 204.
- ^ Белл (2008) [2007] , с. 177.
- ^ Белл (2008) [2007] , стр. 182–85.
- ^ Белл (2008) [2007] , стр. 179–80.
- ^ Джеймс 1963 , стр. 236–237.
- ^ Белл (2008) [2007] , стр. 189–91.
- ^ «Конституция французской колонии Сен-Доминго», Кейптаун, 1801 г.
- ^ Джеймс (1814) , с. 263.
- ^ Филипп Жирар, «Наполеон Бонапарт и проблема эмансипации в Сен-Доминго, 1799–1803», French Historical Studies 32:4 (осень 2009 г.), 587–618.
- ^ Джеймс, стр. 292–94; Белл, стр. 223–24.
- ^ Фентон, Луиза, Петион, Александр Сабес (1770-1818) в Родригесе, Юниус П., изд. Энциклопедия сопротивления и восстания рабов. Том. 2. Издательская группа Greenwood, 2007. стр. 374-375.
- ^ Жирар, Филипп Р. (июль 2012 г.). «Жан-Жак Дессалин и Атлантическая система: переоценка» (PDF) . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 69 (3). Институт ранней американской истории и культуры Омохундро: 559. doi : 10.5309/willmaryquar.69.3.0549 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2014 года . Проверено 10 декабря 2014 г.
список «чрезвычайных расходов, понесенных генералом Брюне в связи с [арестом] Туссена», начинался с «подарков в виде вина и спиртных напитков, подарков Дессалину и его супруге, денег его офицерам: 4000 франков».
- ^ Эбботт, Элизабет (1988). Гаити: инсайдерская история взлета и падения Дювалье. Саймон и Шустер. п. viii ISBN 0-671-68620-8
- ^ Жирар, Филипп Р. (2011), Рабы, победившие Наполеона: Туссен Лувертюр и война за независимость Гаити, 1801–1804 гг ., University of Alabama Press
- ^ Труйо, Мишель-Рольф. Замалчивание прошлого: власть и производство истории. Бостон, Массачусетс: Beacon Press, 1995. Печать.
- ^ «Глава 6 – Гаити: историческая обстановка» . Страноведение . Библиотека Конгресса . Проверено 18 сентября 2006 г.
- ^ «Политический и коммерческий вестник Гаити» (PDF) . П. Ру, типограф L'Empreur . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ Сент-Джон, Спенсер (1884). «Хайти или Черная Республика» . п. 75 . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Филипп Р. Жирар (2011). Рабы, победившие Наполеона: Туссен Лувертюр и война за независимость Гаити 1801–1804 гг . Таскалуса, Алабама : Издательство Университета Алабамы . ISBN 978-0-8173-1732-4 | страницы 319-322
- ^ Жирар 2011 , стр. 319–322.
- ^ Даян 1998 , с. 4.
- ^ Даннер, Марк (2011). Раздевание, обнажение тела . Прочтите HowYouWant.com. п. 107. ИСБН 978-1-4587-6290-0 .
- ^ Джереми Д. Попкин (15 февраля 2010 г.). Перед лицом расовой революции: свидетельства очевидцев гаитянского восстания . Издательство Чикагского университета. стр. 363–364. ISBN 978-0-226-67585-5 . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Жирар, 2011 , стр. 321–322.
- ^ Даян 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с д и Жирар 2011 , с. 321.
- ^ Жирар 2011 , с. 322.
- ^ Сьюзан Бак-Морсс (2009). Гегель, Гаити и всеобщая история . Издательство Питтсбургского университета. стр. 75–. ISBN 978-0-8229-7334-8 .
- ^ «Восстание рабов в Сан-Доминго» . Fsmitha.com .
- ^ Полина Гийо Лебрен (1861). Три месяца в Луизиане . стр. 74, 75.
- ^ Жених, Уинстон (август 2006 г.). «Спасти Новый Орлеан» . Смитсоновский институт .
- ^ Мэри Геман (2017). Свободные цветные люди Нового Орлеана (7-е изд.). Новый Орлеан: D'Ville Press LLC. п. 54.
- ^ «Фурнье де Пескай (1771-1833)» . Другая история . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Ганс Шмидт (1971). Оккупация Гаити Соединенными Штатами, 1915–1934 гг . Издательство Университета Рутгерса . п. 23. ISBN 9780813522036 .
- ^ Пеццулло, Ральф (2006). Погружение в Гаити: Клинтон, Аристид и поражение дипломатии . Университетское издательство Миссисипи . стр. 100-1 77–100. ISBN 9781604735345 .
- ^ Николлс, Дэвид (октябрь 1974 г.). «Идеология и политический протест на Гаити, 1930-1946». Журнал современной истории . 9 (8): 3–26. дои : 10.1177/002200947400900401 . S2CID 153381112 – через JSTOR.
- ^ «Гаити - Дипломатия: Гаити становится членом Африканского Союза - HaitiLibre.com: Новости Гаити 7/7» . HaitiLibre.com . Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ «Гаити не будет принята в качестве государства-члена Африканского союза на следующем саммите в Кигали, Руанда» . Комиссия Африканского союза . 18 мая 2016 года . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ С. Ж. Дюкержоли (1803 г.). Справочник жителей Санто-Доминго . стр. 363, 364.
- ^ Ж.Фр Урто-Делорм (1806 г.). Немой дикарь, или Два Кариба . стр. 52, 53.
- ^ Л. Бушар (8 октября 1825 г.). Новый № 38 . стр. 3, 4.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Даян, Джоан (1998). Гаити, история и боги . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21368-5 .
- Эдвардс, Брайан (1797). Исторический обзор французской колонии на острове Сан-Доминго . Лондон: Стокдейл.
- Гарригус, Дж. (2006). До Гаити: раса и гражданство во французском Сен-Доминго . Спрингер. ISBN 978-1-40398-443-2 .