Сиротская работа
Произведение -сирота — это произведение, охраняемое авторским правом которого , правообладатели точно не определены или с которыми невозможно связаться. Иногда имена авторов или правообладателей известны, но связаться с ними невозможно, поскольку не удается найти дополнительные подробности. [1] Произведение может стать бесхозным из-за того, что правообладатели не знают о его владении , или из-за его кончины (например, умерших людей или несуществующих компаний), а установление наследования оказалось невозможным. [2] В других случаях всестороннее тщательное исследование не позволяет определить авторов, создателей или составителей произведения. С 1989 года количество сиротских произведений в США резко возросло, поскольку некоторые произведения публикуются анонимно, передача прав не требует публичного раскрытия, а регистрация не является обязательной. В результате статус многих произведений в отношении того, кому принадлежат какие права, остается неизвестным общественности, даже когда эти права активно используются авторами или другими правообладателями. [3]
Степень
[ редактировать ]Точные данные о произведениях, неизвестных авторам, недоступны, хотя библиотеки, архивы и музеи хранят их огромное количество. По данным исследования, проведенного в апреле 2009 года, в коллекциях организаций государственного сектора Великобритании находилось около 25 миллионов сиротских произведений. [2] К примерам сиротских произведений относятся фотографии, на которых не указан фотограф, например фотографии из научных экспедиций и исторические изображения, старинные записи народной музыки, малоизвестные романы и другая литература. [1] Программное обеспечение , которое становится бесхозным, обычно называется заброшенным ПО . В 2015 году Компьютерный музей Берлина подсчитал, что около 50% их коллекции видеоигр состоит, по крайней мере, частично из сирот. [4] Депонирование исходного кода может предотвратить бесхозное использование программного обеспечения, но применяется редко.
Влияние
[ редактировать ]В странах, законы которых прямо не разрешают использование произведений неизвестных авторов, произведения неизвестных авторов не доступны для законного использования кинематографистами, архивистами, писателями, музыкантами или телеведущими. Поскольку правообладатели не могут быть идентифицированы и найдены для получения разрешения, исторические и культурные записи, такие как кадры из исторических фильмов, фотографии и звукозаписи, не могут быть юридически включены в современные произведения в таких странах (если только такое включение не квалифицируется как добросовестное использование ). [5] Публичные библиотеки , образовательные учреждения и музеи, которые оцифровывают старые рукописи, книги, звукозаписи и фильмы, могут отказаться от оцифровки сиротских произведений или сделать сиротские произведения доступными для публики. [5] опасаясь, что вновь появившийся правообладатель может подать на них в суд о возмещении ущерба. [1]
Причины
[ редактировать ]По мнению Нила Нетанеля, увеличение количества произведений, неизвестных автору, является результатом двух факторов: (1) сроков действия авторских прав и (2) того, что авторские права автоматически предоставляются без регистрации или продления. продления [5] Лишь часть старых произведений, защищенных авторским правом, доступна публике. Нетанель утверждает, что у правообладателей «нет стимула поддерживать произведение в обращении» или иным образом предоставлять доступ к вышедшему из печати контенту, если только они не надеются заработать на этом больше денег, чем путем создания новых произведений или участия в более прибыльной деятельности. [5] Некоторые произведения намеренно публикуются таким образом, чтобы сделать их произведениями-сиротами (или сделать определенные права на них «правами сирот»). В частности, все анонимно опубликованные произведения по определению являются произведениями-сиротами, независимо от того, какой доход они приносят своим авторам за счет рекламы или других средств. Авторы произведений неизвестных авторов утверждают, что эти способы публикации и получения доходов от произведений неизвестных авторов растут и особенно привлекательны для «информаторов, лиц, сообщающих информацию, писателей на спорные или стигматизированные темы, а также писателей, которые опасаются преследований или возмездия, если их «раскроют». или может быть идентифицирован или обнаружен». [6]
Особенности по странам
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]Канада создала дополнительную схему лицензирования в соответствии с разделом 77 Закона об авторском праве , которая позволяет Совету по авторскому праву Канады выдавать лицензии на использование опубликованных произведений от имени неопределяемых правообладателей после того, как потенциальный лицензиар «предпринял разумные усилия по обнаружению [обладатели] авторских прав». [7] По состоянию на июнь 2023 года Советом выдано 321 такая лицензия. [8] и отклонил 36 заявлений. [9]
Евросоюз
[ редактировать ]Европейская комиссия (ЕК), исполнительный орган Европейского Союза (ЕС), в 2007 году подготовила отчет о цифровом сохранении произведений, неизвестных и вышедших из печати. [10]
4 июня 2008 г. европейские представители музеев, библиотек, архивов, аудиовизуальных архивов и правообладателей подписали Меморандум о взаимопонимании. [11] призыв к принятию закона о произведениях сирот, поддержанного правообладателями, который помог бы учреждениям культуры оцифровывать книги, фильмы и музыку, авторы которых неизвестны, делая их доступными для общественности в Интернете. [10] В 2009 году Стратегический альянс контента и Фонд коллекций опубликовали отчет. [2] о масштабах и влиянии неизвестных произведений и их влиянии на предоставление веб-услуг населению.
В октябре 2012 года Европейский Союз принял Директиву 2012/28/EU о сиротских произведениях. [12] Это относится к произведениям-сиротам, которые были созданы в ЕС в виде печатных произведений (книг, журналов, журналов и газет), кинематографических и аудиовизуальных произведений, фонограмм , а также произведений, встроенных или включенных в другие произведения или фонограммы (например, изображения в книге). . При определенных условиях директива может также применяться к неопубликованным произведениям (например, письмам или рукописям). [13] подпадают ли бесхозные программы и видеоигры (« Брошенные программы ») под определение аудиовизуальных произведений . Ученые спорят о том, [14]
На принятие Директивы повлияло исследование состояния законодательства об интеллектуальной собственности в Соединенном Королевстве, названное « Обзор Харгривса интеллектуальной собственности и роста» . Джеймс Бойл , один из экспертов, с которыми консультировался журнал Review, признал директиву «началом», но высказал критику результирующей политики: [15]
Короче говоря, эта схема является в значительной степени институциональной, этатистской и негибкой. Его положения действительно могут использоваться только образовательными учреждениями и учреждениями культурного наследия, только в некоммерческих целях, а длительные и дорогостоящие положения о лицензировании предназначены для защиты денежных интересов – почти наверняка – несуществующих правообладателей. ЕС, похоже, никогда не осознавал идею о том, что граждане также должны иметь доступ к сиротским произведениям для использования, которое почти наверняка не представляет угрозы для любого живого правообладателя.
К 2018 году, через шесть лет после принятия директивы, около 6000 произведений были внесены в созданный ею реестр произведений-сирот. [16] Критики назвали низкие цифры доказательством того, что «подход ЕС к сиротским произведениям неоправданно сложен и не способен адекватно решить проблему, которую он пытается решить», а именно, обеспечить возможность массовой оцифровки. [17]
Великобритания
[ редактировать ]29 октября 2014 года Ведомство интеллектуальной собственности (IPO) запустило онлайн-схему лицензирования произведений неизвестных авторов. [18] [19] Она отличается от директивы ЕС (которая больше не применяется в Великобритании). [20] в нескольких аспектах, например, разрешив подавать произведения кому угодно, а не только культурным учреждениям, в то же время взимая регистрационные и лицензионные сборы. [16] Пресс-релиз IPO был озаглавлен «Великобритания открывает доступ к 91 миллиону произведений, авторы которых неизвестны», но четыре года спустя было выдано только 144 лицензии, охватывающие 877 произведений. [16] В полночь 31 декабря 2020 года, после окончания переходного периода Брексита и когда Великобритания вышла из ЕС, исключение о сиротских произведениях, перенесенное из Директивы ЕС, было удалено из законодательной базы Великобритании и перестало применяться. Наоми Корн, доктор философии из Эдинбургского университета, в настоящее время анализирует влияние этого нормативного изменения.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2024 г. ) |
Другие страны
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2024 г. ) |
Венгрия , [21] Индия , [22] Япония , [23] Саудовская Аравия , [24] и Южная Корея [25] установили варианты государственного лицензирования сиротских произведений.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Боргман, Кристин Л. (2007). Стипендия в эпоху цифровых технологий: информация, инфраструктура и Интернет . МТИ Пресс. п. 108 . ISBN 978-0-262-02619-2 .
- ^ Jump up to: а б с С холода: оценка масштабов «сиротских работ» и их влияния на предоставление услуг населению, Наоми Корн (PDF) . JISC Collections Trust. Апрель 2009. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2009 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Национальный союз писателей (5 марта 2021 г.). «Комментарии NWU по проекту обсуждения Закона об авторском праве в цифровой форме (DCA) 2021 года» (PDF) .
- ^ Майер, Хенрике (2015). «Игры как культурное наследие. Проблемы авторского права для сохранения (сиротских) видеоигр в ЕС» (PDF) . ДЖИПИТЕК . Берлинский университет Гумбольдта . п. 127 . Проверено 18 января 2016 г.
По оценкам Компьютерного музея в Берлине, около 50 % их коллекции состоит, по крайней мере, из частичных сирот.
- ^ Jump up to: а б с д Нетанель, Нил (2008). Парадокс авторского права . Издательство Оксфордского университета, США. п. 200. ИСБН 978-0-19-513762-0 .
- ^ Национальный союз писателей (5 марта 2021 г.). «Комментарии NWU по проекту обсуждения Закона об авторском праве в цифровой форме (DCA) 2021 года» (PDF) .
- ^ Закон об авторском праве , RSC, 1985 г., гр. С-42, с. 77 , получено 7 июня 2023 г. с веб-сайта Justice Laws.
- ^ «Неустановленные владельцы авторских прав» . Совет по авторским правам Канады. 2023 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Неустановленные владельцы авторских прав» . Совет по авторским правам Канады . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о сохранности цифровой информации, произведениях, неизвестных и вышедших из печати, отдельных вопросах реализации» . Европейская комиссия. 18 апреля 2007 г. Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ «Инициатива цифровых библиотек – Экспертная группа высокого уровня (HLEG) | Европа – Информационное общество» . Ec.europa.eu . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Директива 2012/28/ЕС» . Ec.europa.eu . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ «Памятка – Сиротские произведения – FAQ» . europa.eu . Европейская комиссия . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Майер, Хенрике (2015). «Игры как проблемы авторского права на культурное наследие для сохранения (сиротских) видеоигр в ЕС» (PDF) . ДЖИПИТЕК . Берлинский университет Гумбольдта . п. 120 . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «(Когда) возможна реформа авторского права? Уроки обзора Харгривза» Джеймса Бойла (2015), также в: Окедиджи, Рут Л., изд. (30 марта 2017 г.). Авторское право в эпоху ограничений и исключений . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-56526-1 .
- ^ Jump up to: а б с Мартинес, Мериса; Террас, Мелисса (13 мая 2019 г.). « «Не принято»: система лицензирования произведений сиротских произведений в Великобритании и как кризис авторских прав в секторе культурного наследия ограничивает доступ к цифровому контенту» . Открытая гуманитарная библиотека . 5 (1):36. дои : 10.16995/ол.335 . hdl : 20.500.11820/4b54f86f-11a9-4835-bffa-6eb998863bd1 . ISSN 2056-6700 .
- ^ Зейнстра, Мартен (16 февраля 2016 г.). «Исследование: Директива о произведениях-сиротах не работает для массовой оцифровки» . Международная Коммуникационная Ассоциация . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Подать заявку на получение лицензии на использование сиротского произведения» . www.gov.uk. IPO правительства Великобритании . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Миллионы невидимых «сиротских» произведений искусства будут выставлены на выставке» Адама Шерви], The Independent , 29 октября 2014 г.
- ^ «Сиротские произведения и учреждения культурного наследия» .
- ^ LXXVI 1999 г. Закон № LXXVI 1999 г. об авторском праве (Закон LXXVI, §§ 41/A–41/K) (на венгерском языке). Национальное собрание Венгрии. 1999 год . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ Ст. 31a Закона Индии об авторском праве.
- ^ Ст. 67 Закона Японии об авторском праве.
- ^ Ст. 16 Закона об авторском праве Саудовской Аравии.
- ^ Закон Южной Кореи об авторском праве, ст. 47.