Зеки Велиди Тоган
Зеки Велиди Тоган | |
---|---|
Ахметцаки Валиди Туган | |
![]() | |
Рожденный | Wildi был Welli 10 декабря 1890 г. |
Умер | 26 июля 1970 года | (79 лет)
Национальность | Башкир |
Гражданство | Русская империя, СССР, Турция (позже) |
Занятие | Историк |
Подпись | |
![]() |
Zeki Velidi Togan ( Bashkir : Ahmetzaki Akhmetshahovich , романизированный : Zaki Akhmetshovich Valdov , романизированный : Akhmetshykhovich Valdov , - Zaki Akhmet əхmet - Turkish : Ахмет ; Велиди Зеки Тоган [ 1 ] Турколог , [ 2 ] и лидер Баскирского революционного и освободительного движения, Доктор философии (1935), профессор, почетный доктор Манчестерского университета (1967).
Биография
[ редактировать ]

Он родился в Уфайл Стерлитамакского ( в деревне Уезд , районе современном Ишимбайского , район Исимбайски ).
С 1912 по 1915 год Велиди преподавал в Мадрасе в Казани (Касимия), а с 1915 по 1917 год он был членом бюро, поддерживая мусульманских депутатов в штате Дума . В 1917 году он был избран в Millət məjlisi , а с şərif Manatov он организовал Башкир Шуро (Совет). Во время Конгресса Башкир в Оренбурге с декабря 1917 года он объявил автономную Башкирию . Однако он был арестован 3 февраля 1918 года советскими силами. В апреле 1918 года ему удалось сбежать и присоединился к силам, сталкивающимся с большевиками.
В 1918 и 1919 годах башкирские войска Велиди впервые сражались при Атамане Александр Дутова , а затем под руководством адмирала Колчака против большевистских сил. После того, как RSFSR обещала автономию Башкиру, Велиди переключил верность, сражаясь с большевиками. [ 3 ]
С февраля 1919 года по июнь 1920 года он был председателем Башревком ( революционный комитет Башкир). Он присутствовал на конгрессе народов Востока, проведенного в Баку в сентябре 1920 года, где он стал вовлечен в составление законов ERK , мусульманской социалистической организации. Однако, чувствуя, что большевики нарушили их обещания, он стал более критичным к ним, когда переехал в Центральную Азию .
В Туркистане Велиди стал лидером движения Басмачи . [ 4 ] С 1920 по 1923 год он был председателем «Национального союза Туркистана». В апреле 1923 года он был частью делегации британского посольства в Машхаде , с просьбой поддержать басмачи, которая была встречена скептицизмом со стороны британских чиновников. [ 5 ]
В 1923 году Валиди эмигрировала после обнаружения оригинальных рукописей Ахмада ибн Фадлана в Иране .
С 1925 года Велиди жил в Турции и был назначен председателем истории Турции в Университете Стамбульского университета в 1927 году. [ 6 ] Тем не менее, его противоречивые взгляды критикуют тезис об истории Турции на первом турецком языковом конгрессе в 1932 году, [ 7 ] вынудил его искать убежище в Вене, [ 8 ] где он получил доктор философии в Венском университете в 1935 году. После того, как он стал профессором в Университете Бонна (1935–1937) и Университете Геттингена (1938–1939). [ 3 ] 3 мая 1944 года протесты в поддержку Нихала Атсы, который был в суде, и 9 мая он был задержан вместе с другими пан-туркистами, такими как Альпарсл Тюркеш , Нихал Атсы и Реха Огуз Тюрккан . В марте 1945 года он был приговорен к 10 годам труда. [ 9 ] Во время судебного разбирательства его обвинили в том, что он был председателем Gürem, организации, направленной на составление военного союза с нацистской Германией , чтобы освободить туркского народа, живущего в Советском Союзе . [ 10 ] В 1947 году повторное судебное разбирательство закончилось выпуском всех обвиняемых. [ 11 ] В 1953 году он стал организатором ̇slam tetkikleri enstitüsü (Институт исламских исследований) в Университете Стамбуль . В 1967 году ему дали почетную докторскую степень в Университете Манчестера . В то же время он внес свой вклад в энциклопедию тюркских народов . Его статьи о культуре, языке и истории тюркских народов были переведены на многие языки.
Виды
[ редактировать ]Велиди был туркистом и выступал за удаление персидского культурного влияния в туркском мире, став влиятельным в продвижении этого в джадидистском движении. По его мнению, туркические народы стали «заключенными в цивилизацию иранцев», критикуя речь и литературу народа городов Бухара , Ферганы и Хивы за то, что они смешаны с персидским словарем. Он полагал, что персидское влияние нужно было удалить для тюркских народов, чтобы найти свое «национальное духовное богатство». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цензура и история: 1914-1945 гг . Стюарт Макинтайр, Хуан Майгуашка и Аттила Пок (издательство Оксфордского университета, 2011), 138, 147.
- ^ Литературная история: к глобальной перспективе: понятия литературы во времена и культуры, том 1, изд. Anders Pettersson, (Gmbh & Co., 2006), 299.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Тоган, Ахмед Зеки Validov | Encyclopedia.com» . www.encyclopedia.com . Получено 2019-10-01 .
- ^ Paksoy, Hasan (июнь 1995 г.), «Движение басмачи изнутри: отчет о Zeki Velidi Togan» , Papers Papers , 23 (2): 373–399, doi : 10.1080/00905999508408381 , S2CID 16227063 , извлечен 18 декабря 2005 г.
- ^ Бергне, Пол (2007). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и происхождение Республики . Ib tauris . С. 95–96.
Возможно, основным слушающим постом за пределами Индии поддерживается англичанами после революции 1917 года, чтобы следить за событиями в Советской Центральной Азии, был генеральным консульством в сетке. Смешанные чувства по поводу басмахесто, начисленных официальными лицами в этом и других офисах, иллюстрируются перепиской в апреле 1923 года, возникающего в результате появления в сетке делегации, утверждающей, как представляют лейтенант Энвер Паша и преемник Сами Бей из так называемого «Туркестанского националистического комитета». (Энвер был убит в августе 1922 года). Ведущие члены этой группы, Ахмад Заки Валиди и Абдул Кадир (довольно невероятно описанный как «казак»), обратились к Генеральному консульству, надеясь привлечь британскую поддержку Басмачи. Описывая Сами Бей как ведущую фигуру в Пан-Исламистском движении Туркестана, майор Д. Томпсон, военный атташе, выразил беспокойство, чтобы не довольствоваться экспортом исламской революции в Россию, он также может пожелать отнести его в Индию.
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1981). Пан-туркизм в Турции . Лондон: C. Hurst & Company. п. 76. ISBN 0905838572 .
- ^ Эргин, Мурат (2017). Является ли турок белым человеком?: Раса и современность в создании турецкой идентичности . Brill Publishers . С. 131, 136–138. ISBN 978-90-04-32433-6 .
- ^ Позднее османское и раннее республиканское турецкое историческое написание , Кемал Кадафар и Хакан Т. Каратеке, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945, 574.
- ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстен Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пан-туркизм: от ирредентизма до сотрудничества . Издательство Университета Индианы. п. 117. ISBN 9780253328694 .
- ^ Uzer, Umut (2016). Интеллектуальная история турецкого национализма: между турецкой этнической принадлежностью и исламской идентичностью . Университет Юты Пресс . п. 154. ISBN 978-1-60781-465-8 .
- ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстен Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пан-туркизм: от ирредентизма до сотрудничества . Издательство Университета Индианы. п. 118. ISBN 9780253328694 .
- ^ Khalid, Adeeb (2019). Создание Узбекистана: нация, империя и революция в раннем USSR . Издательство Корнелльского университета . п. 68. ISBN 9781501735851 Полем Получено 12 января 2024 года - через интернет -архив .
Zeki Velidi также многое сделал для преобразования параметров джадидского дискурса в этом направлении. В серии эссе, которые он написал для журнала Kokand Journal Yurt (родина), он изложил дело туркиста во всей его ясности. Туркестан был первой землей, населенной турками, которая приняла ислам, и был одним из центров исламской цивилизации во время его расцвета. Но турки, несмотря на их политическое и демографическое превосходство, «заключили в тюрьму в цивилизации иранцев». Туркские интеллектуалы писали на арабском или персидском языке и пренебрегали своим собственным языком. В литературе, произведенной в судах Бухары, Ферганы и Хивы, в нем не было ни одного из туркского элемента, но была бледной имитацией персидской культуры, и даже повседневная речь городов стала смешана с персидским словарями. Все это нужно было изменить: поиск «нашего собственного национального духовного богатства» был необходим и возможен в новом порядке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Paksoy, Hasan (июнь 1995 г.), «Движение басмачи изнутри: отчет о Zeki Velidi Togan» , Papers Nationality , 23 (2): 373–399, DOI : 10.1080/00905999508408381 , S2CID 16227063 , извлечен 18 декабря 2005 года .
- Paksoy, Hasan (1992), «Zv Togan: происхождение казаков и ôbeks» , Обследование Центральной Азии , 11 (3): 83–100, doi : 10.1080/02634939208400781 , архивировано из 8 ноября 2020 г. оригинала 18 декабря 2005 г.
- Звтоган. Мемт:
- Стоимость, Этьен (1993), «Пметеанское движение», Cahiers D'Etudes на восточном Средиземноморье и турецком иранском мире (Cemoti), 16: 9-45. https://www.persee.fr/doc/cemot_0764-9878_1993_num_16_1_1050
- Мемуары Zeki Velidi Togan: Национальное существование и культурная борьба Туркстана и других мусульманских восточных турок, 510 стр.
- Zeki Velidi Togan Memoirs: Национальное существование и культурная борьба Туркстана и других мусульманских восточных турок-Полный текст, переведенный из оригинала
- Zaur Gasimov, «Передача и асимметрия», Европейский журнал турецких исследований [онлайн], 24 | 2017, онлайн с 8 ноября 2017 года, соединение 17 ноября 2017 года. URL: http://ejts.revues.org/5432
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1890 Рождения
- 1970 Смерть
- Люди из района Ишимбайски
- Люди из Sterlitamaksky Uyezd
- Российские члены собрания
- Турецкие историки 20-го века
- Турецкие туркологи
- Историки Центральной Азии
- Хазар исследования
- Пан-туркисты
- Мусульмане из русской империи
- Турецкий народ Башкирского происхождения
- Народ российской гражданской войны
- Советские эмигранты в Турцию
- Академический персонал Университета Бонна
- Люди, осужденные в испытаниях расизма-туранизма