Jump to content

Зеки Велиди Тоган

(Повторно от Zeki Valdi Togan )
Зеки Велиди Тоган
Ахметцаки Валиди Туган
Рожденный Wildi был Welli
( 1890-12-10 ) 10 декабря 1890 г.
Умер 26 июля 1970 года (1970-07-26) (79 лет)
Национальность Башкир
Гражданство Русская империя, СССР,
Турция (позже)
Занятие Историк
Подпись

Zeki Velidi Togan ( Bashkir : Ahmetzaki Akhmetshahovich , романизированный : Zaki Akhmetshovich Valdov , романизированный : Akhmetshykhovich Valdov , - Zaki Akhmet əхmet - Turkish : Ахмет ; Велиди Зеки Тоган [ 1 ] Турколог , [ 2 ] и лидер Баскирского революционного и освободительного движения, Доктор философии (1935), профессор, почетный доктор Манчестерского университета (1967).

Биография

[ редактировать ]
Zeki Velidi Togan National LibraryВ Republic of Bashkortostan in UFA
Памятник Зеки Велиди Тогану в дворе государственного университета Санкт -Петербурга

Он родился в Уфайл Стерлитамакского ( в деревне Уезд , районе современном Ишимбайского , район Исимбайски ).

С 1912 по 1915 год Велиди преподавал в Мадрасе в Казани (Касимия), а с 1915 по 1917 год он был членом бюро, поддерживая мусульманских депутатов в штате Дума . В 1917 году он был избран в Millət məjlisi , а с şərif Manatov он организовал Башкир Шуро (Совет). Во время Конгресса Башкир в Оренбурге с декабря 1917 года он объявил автономную Башкирию . Однако он был арестован 3 февраля 1918 года советскими силами. В апреле 1918 года ему удалось сбежать и присоединился к силам, сталкивающимся с большевиками.

В 1918 и 1919 годах башкирские войска Велиди впервые сражались при Атамане Александр Дутова , а затем под руководством адмирала Колчака против большевистских сил. После того, как RSFSR обещала автономию Башкиру, Велиди переключил верность, сражаясь с большевиками. [ 3 ]

С февраля 1919 года по июнь 1920 года он был председателем Башревком ( революционный комитет Башкир). Он присутствовал на конгрессе народов Востока, проведенного в Баку в сентябре 1920 года, где он стал вовлечен в составление законов ERK , мусульманской социалистической организации. Однако, чувствуя, что большевики нарушили их обещания, он стал более критичным к ним, когда переехал в Центральную Азию .

В Туркистане Велиди стал лидером движения Басмачи . [ 4 ] С 1920 по 1923 год он был председателем «Национального союза Туркистана». В апреле 1923 года он был частью делегации британского посольства в Машхаде , с просьбой поддержать басмачи, которая была встречена скептицизмом со стороны британских чиновников. [ 5 ]

В 1923 году Валиди эмигрировала после обнаружения оригинальных рукописей Ахмада ибн Фадлана в Иране .

С 1925 года Велиди жил в Турции и был назначен председателем истории Турции в Университете Стамбульского университета в 1927 году. [ 6 ] Тем не менее, его противоречивые взгляды критикуют тезис об истории Турции на первом турецком языковом конгрессе в 1932 году, [ 7 ] вынудил его искать убежище в Вене, [ 8 ] где он получил доктор философии в Венском университете в 1935 году. После того, как он стал профессором в Университете Бонна (1935–1937) и Университете Геттингена (1938–1939). [ 3 ] 3 мая 1944 года протесты в поддержку Нихала Атсы, который был в суде, и 9 мая он был задержан вместе с другими пан-туркистами, такими как Альпарсл Тюркеш , Нихал Атсы и Реха Огуз Тюрккан . В марте 1945 года он был приговорен к 10 годам труда. [ 9 ] Во время судебного разбирательства его обвинили в том, что он был председателем Gürem, организации, направленной на составление военного союза с нацистской Германией , чтобы освободить туркского народа, живущего в Советском Союзе . [ 10 ] В 1947 году повторное судебное разбирательство закончилось выпуском всех обвиняемых. [ 11 ] В 1953 году он стал организатором ̇slam tetkikleri enstitüsü (Институт исламских исследований) в Университете Стамбуль . В 1967 году ему дали почетную докторскую степень в Университете Манчестера . В то же время он внес свой вклад в энциклопедию тюркских народов . Его статьи о культуре, языке и истории тюркских народов были переведены на многие языки.

Велиди был туркистом и выступал за удаление персидского культурного влияния в туркском мире, став влиятельным в продвижении этого в джадидистском движении. По его мнению, туркические народы стали «заключенными в цивилизацию иранцев», критикуя речь и литературу народа городов Бухара , Ферганы и Хивы за то, что они смешаны с персидским словарем. Он полагал, что персидское влияние нужно было удалить для тюркских народов, чтобы найти свое «национальное духовное богатство». [ 12 ]

  1. ^ Цензура и история: 1914-1945 гг . Стюарт Макинтайр, Хуан Майгуашка и Аттила Пок (издательство Оксфордского университета, 2011), 138, 147.
  2. ^ Литературная история: к глобальной перспективе: понятия литературы во времена и культуры, том 1, изд. Anders Pettersson, (Gmbh & Co., 2006), 299.
  3. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Тоган, Ахмед Зеки Validov | Encyclopedia.com» . www.encyclopedia.com . Получено 2019-10-01 .
  4. ^ Paksoy, Hasan (июнь 1995 г.), «Движение басмачи изнутри: отчет о Zeki Velidi Togan» , Papers Papers , 23 (2): 373–399, doi : 10.1080/00905999508408381 , S2CID   16227063 , извлечен 18 декабря 2005 г.
  5. ^ Бергне, Пол (2007). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и происхождение Республики . Ib tauris . С. 95–96. Возможно, основным слушающим постом за пределами Индии поддерживается англичанами после революции 1917 года, чтобы следить за событиями в Советской Центральной Азии, был генеральным консульством в сетке. Смешанные чувства по поводу басмахесто, начисленных официальными лицами в этом и других офисах, иллюстрируются перепиской в ​​апреле 1923 года, возникающего в результате появления в сетке делегации, утверждающей, как представляют лейтенант Энвер Паша и преемник Сами Бей из так называемого «Туркестанского националистического комитета». (Энвер был убит в августе 1922 года). Ведущие члены этой группы, Ахмад Заки Валиди и Абдул Кадир (довольно невероятно описанный как «казак»), обратились к Генеральному консульству, надеясь привлечь британскую поддержку Басмачи. Описывая Сами Бей как ведущую фигуру в Пан-Исламистском движении Туркестана, майор Д. Томпсон, военный атташе, выразил беспокойство, чтобы не довольствоваться экспортом исламской революции в Россию, он также может пожелать отнести его в Индию.
  6. ^ Ландау, Джейкоб М. (1981). Пан-туркизм в Турции . Лондон: C. Hurst & Company. п. 76. ISBN  0905838572 .
  7. ^ Эргин, Мурат (2017). Является ли турок белым человеком?: Раса и современность в создании турецкой идентичности . Brill Publishers . С. 131, 136–138. ISBN  978-90-04-32433-6 .
  8. ^ Позднее османское и раннее республиканское турецкое историческое написание , Кемал Кадафар и Хакан Т. Каратеке, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945, 574.
  9. ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстен Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пан-туркизм: от ирредентизма до сотрудничества . Издательство Университета Индианы. п. 117. ISBN  9780253328694 .
  10. ^ Uzer, Umut (2016). Интеллектуальная история турецкого национализма: между турецкой этнической принадлежностью и исламской идентичностью . Университет Юты Пресс . п. 154. ISBN  978-1-60781-465-8 .
  11. ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстен Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пан-туркизм: от ирредентизма до сотрудничества . Издательство Университета Индианы. п. 118. ISBN  9780253328694 .
  12. ^ Khalid, Adeeb (2019). Создание Узбекистана: нация, империя и революция в раннем USSR . Издательство Корнелльского университета . п. 68. ISBN  9781501735851 Полем Получено 12 января 2024 года - через интернет -архив . Zeki Velidi также многое сделал для преобразования параметров джадидского дискурса в этом направлении. В серии эссе, которые он написал для журнала Kokand Journal Yurt (родина), он изложил дело туркиста во всей его ясности. Туркестан был первой землей, населенной турками, которая приняла ислам, и был одним из центров исламской цивилизации во время его расцвета. Но турки, несмотря на их политическое и демографическое превосходство, «заключили в тюрьму в цивилизации иранцев». Туркские интеллектуалы писали на арабском или персидском языке и пренебрегали своим собственным языком. В литературе, произведенной в судах Бухары, Ферганы и Хивы, в нем не было ни одного из туркского элемента, но была бледной имитацией персидской культуры, и даже повседневная речь городов стала смешана с персидским словарями. Все это нужно было изменить: поиск «нашего собственного национального духовного богатства» был необходим и возможен в новом порядке.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afcababba985c73504ca608615bcbd56__1724294400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/56/afcababba985c73504ca608615bcbd56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zeki Velidi Togan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)